Библиотека svitk.ru - саморазвитие, эзотерика, оккультизм, магия, мистика, религия, философия, экзотерика, непознанное – Всё эти книги можно читать, скачать бесплатно
Главная Книги список категорий
Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск

|| Объединенный список (А-Я) || А || Б || В || Г || Д || Е || Ж || З || И || Й || К || Л || М || Н || О || П || Р || С || Т || У || Ф || Х || Ц || Ч || Ш || Щ || Ы || Э || Ю || Я ||

С. Р. Аблеев

Некоторые проблемы духовной практики Агни Йоги

 

«Без применения к жизни никакое знание не имеет цены и не даст ожидаемых результатов».

/ Е.И.Рерих /

 

Вынесенная в эпиграф истина, казалось бы, проста и очевидна. Но это только на первый взгляд. В действительности, всё значительно сложнее. Примером тому может послужить освоение современным массовым сознанием идей Учения Агни-Йоги. То, что Йога чисто практическая система, сегодня, вероятно, в определённой мере понятно любому достаточно образованному человеку. Тем более тому, кто пытается постигать Учение. Однако нередко между таким рассудочным «пониманием» и реальными действиями пролегает глубокая пропасть.

Круг изучающих Агни-Йогу уже значителен. Несмотря на это необходимо ясно представлять, что в нём, в смысле практического применения идей Учения, существуют, по крайней мере, две различные группы. Первая – большая – это интересующиеся. Их можно назвать «читателями» или «теоретиками». Они с увлечением читают книги Агни-Йоги, делают выписки, посещают лекции и конференции, могут к месту цитировать Учение, аккуратно просматривают журнальные статьи и даже пишут сами. Вы скажите: а что в этом плохого? Ничего. Это очень полезно. Только Рерихи, подобно другим духовным подвижникам, справедливо считали, что произнесение высоких слов – одно, а применение их в повседневной жизни – совсем иное. И, к сожалению, эти два действия в жизни далеко не всегда совпадают. К тому же, когда духовная деятельность ограничивается чтением, просматриванием, прослушиванием, посещением, цитированием и прочее – то есть чисто словесно-теоретической активностью, то, собственно говоря, к Йоге это имеет весьма отдалённое отношение. А точнее – никакого.

«Агни-Йога есть Йога действия», - напоминал Учитель1. Если такая фраза покажется не конкретной, можно обратить внимание на ещё одну, из «Общины»: «Меньше всего Нас занимает словесное утверждение. Для Нас имеет значение состояние сознания и действия»2. Кстати, об этом говорилось давно. Хорошо известно, что не только в Йоге, но в духовном совершенствовании вообще «Вера без дел мертва есть».

Вторая группа – меньшая – те, кто действуют. Безусловно, и из них не всех можно назвать истинными последователями Агни-Йоги. Тем не менее, только в этой группе имеет смысл искать учеников или претендентов на ученичество. Они – практики, так как прочитанное или услышанное стремятся воплотить в свою жизнь. Пусть даже для того приходится ломать все её привычные основания. Это уже если и не сама Йога, то её преддверие.

Было бы, конечно, нелепо отвергать теоретическую разработку и осмысление Учения. Это очень важно. Но для ученика останавливаться на этом, значит, превращать жизненную философию совершенствования в метафизические спекуляции и схоластические словопрения, за которыми будет утеряна Цель. Да к тому же, думается, невелика цена теоретическим рассуждениям, скажем, о тонких психо-космических энергиях, если автор с помощью Учителя не прошёл хотя бы начальных ступеней их личного, чисто практического освоения и оперирует книжным знанием, смысл которого ему не всегда адекватно понятен.

Освоение Агни-Йоги имеет ещё и такую сторону, представленную, как всегда, в двух противоположных крайностях. Либо читают одну Агни-Йогу, предполагая, что можно воспринимать синтетическое Учение без широкой общекультурной подготовки, то есть определённых познаний в области философии, культуры, психологии, истории, истории религий, физики, медицины, астрономии, биологии и т.д. Либо наряду с Агни-Йогой, а то и вместо, изучают всякие околооккультные и псевдоэзотерические опусы, выискивая в них методики скорейших «инициаций», «трансмутаций» и «духовосхождений», не подозревая, какой Источник отвергают в виде книг Учения. Эти явления также явно не способствуют «Йоге действия», о которой говорится в Учении.

Что же такое практика Агни-Йоги? Возможно, кто-то разочаруется, если узнает, что речь здесь пойдёт только об определённых исходных положениях практики Агни-Йоги, а не о конкретных методиках и досконально расписанных рецептах космической эволюции человека. «…Не ждите готовых патентованных формул, - предупреждала нас Елена Ивановна Рерих. – Из малых намёков сложите великое строение»3.

Одна из важнейших особенностей Агни-Йоги – полное поглощение всей жизни ученика. «Решивший познать Агни-Йогу, - писал Учитель, - должен преобразить ею всю жизнь. Почему люди думают, что можно уделять Йоге часть ленивого досуга, пребывая в нечистых помыслах всё остальное время»4. Настоящая йогическая практика охватывает все основные сферы жизни человека. В них можно условно выделить три важнейшие: социальная сфера, сфера личного сознания (или души) и духовная (космическая) сфера. Триединый путь современного йога – это систематическая деятельность по трём отмеченным направлениям. Невнимание к одному из них сводит на нет усилия в отношении других.

Социальная сфера предполагает не просто жизнь и взаимодействие с обществом, а усилия по его совершенствованию. Иными словами – бескорыстное служение людям. Форм, видов и вариантов служения бесконечное множество, но все они объединены заботой ученика о Благе Мира – об Общем Благе. Там, где принцип Служения и Общее Благо вытесняются приоритетом личного (личного блага, личного совершенствования, личного успеха, личной свободы и т.д.), – там не может быть Йоги, так как стена самости преграждает путь космической эволюции сознания.

Деятельность в сфере личного сознания направляется на расширение своего маленького «я» до космического «сверх-Я». Этот процесс есть не что иное, как развитие духовной Индивидуальности человека. В случае успеха он позволяет личному сознанию возвышаться до Сознания Космического. Для этого необходимо, во-первых, обуздание низшей природы человека и связанных с ней негативных черт характера и особенностей сознания (эгоизм, раздражение, страх, сомнение, эмоциональная и ментальная распущенность, чувственность, рассеянность, злоба, самомнение, собственничество, непостоянство и другие). Во-вторых, утверждение необходимых высших духовных качеств (любовь, благородство, сострадание, мужество, бесстрашие, равновесие, терпение, устремлённость, доброжелательность, справедливость, искренность, внимательность, распознавание, проницательность, требовательность к себе, свобода от привязанностей, преданность, решительность и других). Методы искоренения одних и утверждения других качеств в Агни Йоге освещаются довольно подробно.

Не всегда, к сожалению, понимается, почему Учителя придавали такое значение развитию тех или иных качеств характера и свойств сознания. Каждое из них есть внешнее отражение определённой особенности психической энергии человека. Высшие качества характера и сознания соответствуют высшим энергетическим свойствам центров. С развитием первых теснейшим образом связано нарастание потенциала вторых. Следовательно, без эволюции сознания духовное восхождение невозможно. Если высшие качества не развиты, абсурдно ожидать успехов в духовном совершенствовании от действия низших энергий человеческой природы. Это всё равно, что в бак современного автомобиля вместо требующегося высокооктанового бензина залить ржавой воды из придорожной лужи и самодовольно надеяться, что он понесётся, как ракета, по серпантину бесконечного шоссе.

 Третий вид деятельности ученика венчает пирамиду его устремлений, так как представляет собой практику развития взаимодействий с высшей реальностью и Космической Иерархией. Сюда можно отнести постижение тонких энергий, практическое изучение трансфизических миров, развитие духовной связи с Сознанием Великих Учителей. В сущности, всё это аспекты единого процесса, который возможен лишь при определённых успехах на двух ранее описанных направлениях практики.

Формула: «когда ученик готов, приходит Учитель», - хорошо известна. Об этом, да и о том, что степеней приближения к Высшему Учителю существует множество, писалось не раз. Вспомним, прежде всего, главное – «связь с Учителем устанавливается через очищенное мышление, в сердце, и долгим упорным трудом над собою»5.

Достижение Высшего Учителя происходит через Учителя земного. Это одно из важнейших условий приближения к Великой Связи. Цепь Иерархии непреложна, и ученик, оторвавшийся от своего ближайшего духовного звена, рискует прервать путь восхождения.

Не раз Еленой Ивановной объяснялось и то, что Великие Учителя могут приближать лишь тех, в ком они уже не сомневаются, кто прошёл через многие огненные испытания и доказал свою готовность и преданность не в условиях благополучия, но на краю пропасти6. Иными словами, для непосредственного сотрудничества с Высшим Учителем ученик должен обладать соответствующим типом сознания, который предполагает как определённый этический, интеллектуальный и культурный уровни, так и необходимые психо-энергетические качества.

Развитие психической энергии – одно из самых существенных условий Высшей Связи. Несмотря на то, что психическая энергия имеет множество разновидностей или видов своего проявления, в своей высшей сути она соотносится с изначальной единой духо-космической энергией, которая в сфере микрокосма нарастает лишь при успешном духовном совершенствовании. Увеличение потенциала психической энергии невозможно без утверждения соответствующей дисциплины основных проводников – плотного, астрального и ментального тел. Не будучи подчинёнными контролю духа, они являют собой мощные каналы утечки. Преодоление низших свойств человеческой природы, развитие высших духовных качеств сознания, устремление, постоянное памятование о Высшем (об Учителе), ощущение Высшего присутствия рядом и некоторые другие действия способствуют накоплению психической энергии высокого свойства.

Не нужно думать, что перечисленные условия есть произвольная прихоть Учителей. Потенциальными способностями вынести тяжести истинного ученичества обладают лишь один-два человека из многих миллионов. В XIX веке, кроме основателей Теософского Общества, несмотря на невиданно благоприятные условия, никто из европейских и американских теософов, включая тех, кто был удостоен чести переписки с Махатмами, не выдержал испытательного периода и едва ли годился даже в так называемые «светские ученики». Кто знаком с историей Теософского Общества, тот знает, на чём «ломались» претенденты. Не на великих сверхзадачах, которые мерцали, как далёкие звёзды, а на обычных, маленьких человеческих слабостях. Один не мог отказаться от бокала хорошего вина, да исполниться простого доверия к своему терпеливому и деликатному Наставнику – Махатме Кут Хуми. Другой так и не сумел преодолеть своей гордыни и самомнения, смириться с тем, что кто-то – даже не будучи европейцем, знает больше, чем он сам. Третий, являясь обязанным своим земным счастьем Махатмам и Е.П.Блаватской, после нескольких месяцев супружеской жизни из искреннего друга начал превращаться в искреннего врага. Таких примеров можно привести достаточное количество.

Помимо неспособности подавляющего большинства претендентов к интенсивному духовному восхождению, существует и ещё одна существенная причина достаточно строгого подхода Учителей к отбору учеников. Все истинные духовные Учителя придерживались древнего и незыблемого закона, который современному, не в меру прагматичному, человеку покажется странным. В своё время ещё Блаватская объясняла, – а она знала, о чём писала, - что с того момента, когда начинается истинное ученичество, когда Учителя начинают передавать ученику определённые силы и знания, - «они берут на себя ответственность за все грехи своих учеников…»7. Иными словами, карма Учителя переплетается с кармой ученика в тугой неразрывный узел. И это не просто образное выражение абстрактного характера. За ним стоит реальный, объективный процесс энергетического взаимодействия двух сознаний – сознания Учителя и ученика. После некоторого момента, когда тонкая магнитная связь укрепилась, каждый из включенных в неё по законам физики уже не может избежать определенных психо-энергетических влияний с противоположного конца цепи. Действие и последствия действия этих влияний, как утверждали Учителя, могут растягиваться на необозримое время.

 В любом случае, близок ученик или далёк, принят или находится на испытании, ему не следует предписывать действия Учителя по своему личному желанию. Думать: Он должен сделать то, Он должен сделать это… Всё, что требуется со стороны Учителя, будет сделано без всяких предписаний и даже просьб. Возможно ли сомнение настоящего ученика в Высшем Сознании? А вот размышления на предмет: «всё ли я делаю так, как нужно?» – значительно продуктивнее.

Число принятых учеников, как известно, ничтожно. Оно во много раз меньше, чем серьёзных претендентов. Тем не менее, порой, можно услышать, что Учитель А. наставляет господина Иванова. А Учитель Б. диктует госпоже Петровой. Третья госпожа и вовсе записывает послания от трёх «Высших Наставников» сразу. Давайте проявим осторожность и проницательность и не будем покупаться на эту дешёвую монету. Неужели сегодня всё ещё необходимо говорить о том, что имеющий связь с Великим Учителем НИКОГДА не будет распространяться об этом на всех углах. Многие ли при жизни Е.И.Рерих знали о её Общении и Миссии? Только ближайшие. Всё, что касается взаимоотношений настоящего йогина-ученика с подлинным Великим Учителем СОКРОВЕННО. Для ученика духовная связь с Учителем – великое и самое дорогое достижение. Никто о самом дорогом не говорит просто так, к месту и не к месту. Тому много причин – и этические, и чисто практические…

И вот тут мы подошли к достаточно серьёзной проблеме, существующей в современной йогической, а если точнее – околойогической практике. Социальный реформатор писал о «детской болезни левизны» в коммунизме. У молодых (дело не в возрасте) приверженцев Агни-Йоги, к несчастью, свои «детские болезни»: поспешность, «звёздная болезнь», «учительство» и, наконец, уклонение в так называемый «психизм». Корень, в сущности, у них един – невежество, проросшее на почве определённых особенностей сознания. Последствия – тоже, как правило, довольно однозначные. Разница лишь в степени: от задержек в духовном развитии до полной психической деструкции и расстройства здоровья. А вот симптомы могут быть совершенно различными.

Поспешность и «звездная болезнь» во многом близки. В одном случае ученик не склонен считаться с субъективными и объективными обстоятельствами, то есть логикой духовосхождения, и в силу того расшатывает своё физическое, психическое, а заодно и духовное здоровье. В другом – первые признаки успеха, скажем, цветные звёзды, подчас воспринимаются как достижение степени если и не Учителя, то, вероятно, никак не меньше Адепта. В таких случаях велика опасность искушения. Если с ним не справляются, начинает прогрессировать более тяжёлая болезнь под названием «учительство».

Её симптомы известны: человек не просто говорит, но вещает «истину»; считает своим долгом наставить присутствующих на «духовный путь»; стремится собрать вокруг себя учеников; приветствует всякие знаки внимания и почитание своей персоны; имеет смелость выносить суждения о предметах не всегда ему достаточно знакомых; старается занимать ответственные посты (не беда, что третий или пятый – зато со-Председатель какого-нибудь Общества, Фонда и т.д.); ввязывается в споры и дискуссии, как правило, малосущественные и не по делу. При этом очень сомнительно, что эти «учителя», в соответствии с законом духовного водительства, готовы нести полную ответственность за все ошибки своих учеников.

 Наверное, самый тяжёлый недуг – это психизм. Если при поспешности и «звёздной болезни» ученик двигался в правильном направлении, но сбился с него, то здесь с самого начала происходит движение в другую сторону. Как же предельно сжато определить сущность психизма? «Всё, что не носит на себе печати духовности, - писала Е.И.Рерих, - что не имеет отношения к высшему плану, плану высшего Манаса и Буддхи, называется психизмом»8. Иными словами, это есть подмена развития высших способностей сознания и духовной сущности человека развитием некоторых психических свойств (которые могут быть как врождёнными, так и приобретёнными), не выходящих за пределы Низшего Я и животной природы. Причём, почти всегда это сопрягается с невероятно широким спектром опасностей от физиологических до духовных. Неужели об этом не знают? Бывает и так. Но, как правило, прекрасно осведомлены. Тем не менее, загадочная человеческая природа почему-то считает: всё, что Учителями и их ближайшими Учениками пишется, советуется и предупреждается правильно и хорошо, но ко МНЕ не относится. Е.И.Рерих не раз разъясняла ученикам и последователям Учения, что «Великие Учителя против всякого психизма. Ведь психизм и медиумизм есть два антипода духовного развития»9. Она писала также: «Область психизма такая сложная, такая страшная и таит в себе множество сюрпризов для самоявленных адептов»10. Объясняется это рядом простых обстоятельств. Законы материальных взаимодействий в Тонком Мире, в который погружается беспечный психик, значительно отличаются от законов Плотного Мира. Если отсутствует взаимодействие с Высшим Сознанием (Вел. Учителем) и развитое духознание, что бывает в подавляющем большинстве случаев, то как и на основе чего психик сможет разобраться в том, что он воспринимает в Тонком Мире (чей голос диктует сообщения, с кем общается, кого видит и т.д.)? Если нравственный фундамент не сложился, излучения собственной ауры насквозь пропитаны эгоизмом и отсутствует высшая психическая энергия, то кого по магнитному сродству притянет в орбиту своего сознания такой человек? Только тех, кого называют развоплощёнными отбросами эволюции и сознательными сторонниками «тьмы».

Одно дело внимательное, вдумчивое, трезвое и вместе с тем смелое изучение тонкой реальности, когда ученик пытается осмысливать естественное развитие определённых явлений объективного и субъективного характера. Скажем, запоминать и исследовать символику снов, подмечать различные знаки и необычные явления, развивать свое чувствознание и так далее. Но совсем другое дело насильственное вмешательство в логику развития духовного сознания и подмена его, то есть развития, малопродуктивными, но многоопасными играми в «голоса», «видения», «концентрации на центрах», «визуализации». Одно дело творческий подход к процессу своей духовной эволюции, при опоре на Знания Познавших, другое дело – личные спекулятивные домыслы, основанные на самомнении. Последние в Агни-Йоге недопустимы, так как она есть Наука о космической эволюции человека. И наивно предполагать, что её строгие формулы, проверенные долгими экспериментами Учителей, сопоставимы с умозрительными фантазиями неофитов, неоправданно претендующих на непогрешимое познание законов трансфизических миров и особенностей человеческого духовного развития.

Теперь о психотехнике. Психотехника и психизм – разные явления. Первое – техника владения психической энергией, то есть освоение сознательного, контролируемого использования определённых сил и способностей, связанных с психической энергией человека, которая развивается естественно и постепенно с ростом духовного уровня ученика. Второе, как отмечалось выше, попытка использования, как ошибочно думают, тех же сил, но без духовного развития. На этот счёт Елена Ивановна писала: «…В Агни-Йоге, прежде всего, требуется духовное развитие, без которого все указания и все средства [в том числе и психотехника – С.А.] являются наполовину, если не больше, недействительными»11.

Мало того, Махатма задаётся риторическим вопросом: «Можно ли приобретать психотехнику без Учителя, - и отвечает: - Невозможно. Эта техника сопряжена с опасными процессами»12. Именно повышенная ОПАСНОСТЬ – главная причина отказа от самостоятельного освоения психотехники. Она развивается:

1)      только под руководством одного из Великих Учителей или, по крайней мере, его продвинутых Учеников, который фактически должен быть Адептом (но не самозванцем из Плотного или персонификатором из Тонкого Мира);

2)      как правило, в специальных достаточно чистых (в физическом и психическом смысле) и благоприятных условиях;

3)      только при достаточно укреплённом нравственном стержне приверженца Йоги, без чего развитие психических сил подобно факелу в пороховом погребе низших желаний или камню на шее нетерпеливого претендента, плавающего в нечистотах собственного этического несовершенства. Вспомним две первые ступени классической Йоги – яму и нияму – они предполагают именно этическое становление молодого йогина.

Если психотехника опасна, то психизм не только опасен, но и достаточно ограничен по уровню возможных достижений. Насильственное развитие некоторых тонких способностей не делает человека ни более мудрым, ни проницательным, ни духовным, хотя и несколько расширяет спектр его сенсорных восприятий. Учителя объясняли, что удел психика улавливать, в самом лучшем случае, сообщения неплохих, но всё же обычных людей из Тонкого Мира. В худшем, а это бывает намного чаще, - шептания лжецов, нравственных калек и персонификаторов. Высшее Общение здесь невозможно. Могут быть астральные клише и видения. Однако они весьма далеки от того, что называется Глазом Дангма, то есть синтетическим духовным восприятием.

Е.И.Рерих считает открытие Глаза Дангма высшим достижением йога, только «это не есть то, что мы называем ясновидением, - уточняет она, - но именно пробуждение чувствознания…»13 Последнее не развивается никакой психической механикой, так как есть следствие долгой космической эволюции духовной Индивидуальности человека. Это есть духовное прозрение в суть вещей. Ясновидение же связано с проникновением в низшие слои Тонкого Мира и, по мнению Елены Ивановны, является доступным, как медиумам, так и животным. Соглашаясь с утверждением Люка Берка: «Ясновидение есть общая способность – собаки, идиоты и человек одинаково располагают ею», - она подмечает интересную особенность – «большинство медиумов и психиков (за редким исключением) не отличались высокими умственными способностями. Именно особенность организма, в случае медиумов, и нарушенное равновесие, в случае психиков, задерживают правильное развитие высших центров, иногда даже парализуя их»14.

Не только задействование Глаза Дангма, но и становление других духовных способностей и сил напрямую связано с раскрытием и трансмутацией высших центров. Что, в свою очередь, зависит от духовного уровня и потенциала накоплений. Если они недостаточны, неблагоразумно искусственными способами подстёгивать и взвинчивать энергетику микрокосма. Центры включаются в работу ко времени, не раньше и не позже – подобно распускающемуся живому цветку. Если бутон ещё не готов к цветению, его лепестки не следует раскрывать руками – можно загубить цветок.

Методики насильственной психомеханики и есть такое искусственное раскрывание бутона руками. Да, некоторые достижения возможны. Но, как поясняли Махатмы, они являются незначительными и недолговечными – в первую очередь, в силу своей искусственности. Кроме того, здесь происходит лишь частичное приоткрытие центров, но не их огненная (энергетическая) трансмутация.

Концентрация на каком-либо центре вызывает его активность, нарастающую за счёт других центров. Тем самым нарушается система поляризации. Иными словами, возникает энергетическая дестабилизация внутренних тонких процессов, которую Елена Ивановна называет «истинным бедствием в области вибраций», так как нарушается равновесие установленной вибрационной схемы.

Чтобы этого не случилось, Учителя работают с учеником над всеми центрами, из сорока девяти которых семь являются ведущими. Мало того, важен не только полный охват центров, но и их согласованная, скоординированная работа. Бывают случаи, когда огненные процессы в отдельных центрах необходимо «придерживать», чтобы резкий энергетический всплеск не вывел из строя определенный орган, систему или весь организм в целом. Может ли ученик сам разобраться в том, какой центр требует защиты и каким образом её произвести? Весьма сомнительно. Но даже если он что-то об этом знает, суметь это осуществить на практике во много раз труднее, чем изучить чисто теоретически. Тем более, что во время огненного приступа физический, да и психический тонус организма, мягко говоря, оставляет желать лучшего. А самое главное, контролирование огненных процессов требует особых сил и способностей, которыми даже продвинутый ученик не владеет, так как они доступны только в результате энергетической трансмутации организма.

Понимание таких вопросов практикующими Агни-Йогу чрезвычайно важно. Ученику необходимо четко представлять, что относится к методам Агни-Йоги, а что в корне противоречит. Что ведёт к духовному восхождению, а что к духовному разложению. До сих пор определёнными силами продолжаются попытки сблизить Агни-Йогу с иными, принципиально противоположными ей системами. О хатха-йоге писалось достаточно. Её метод и цели в корне отличны от методов и целей синтетической Йоги Махатм. Сущность работ А.Бейли раскрывалась как Е.И.Рерих, так и современными авторами. Но тактика использования определённых положений Учения Агни-Йоги, «под соусом» которых в сознание неразборчивого читателя проталкивается негативная философия и практика, применяется и по сей день. Например, авторы нашумевшей некоторое время назад «Калагии» попытались представить её как дальнейшее развитие Агни-Йоги. Появились и другие претенденты. Например, сомнительный опус «Братство. Надземная обитель». Претензия на принадлежность к Учению Махатм наблюдается и у разработчиков кунта-йоги. Но в действительности их детище является ничем иным, как вариацией на тему психофизической механики, которая, как мы выяснили выше, весьма далека от техники Агни-Йоги. Вообще подобные писания можно разделить на два вида. Первый – где происходит сознательная и целенаправленная ловкая подмена идей Духовного Учения, параллельно с которым вводится нечто отличное от него. Второй – в целом серьёзные и позитивные работы, авторы которых, однако, недостаточно глубоко представляют себе сущность излагаемого вопроса. К этому виду принадлежат, в частности, работы Рамачараки. Будучи талантливым исследователем Йоги и способным литератором, но, не являясь йогом-практиком, он не до конца осознавал оборотную сторону того, о чём писал. Оттого его книги остались без разъяснений опасности психотехники. В этом отношении полезно вспомнить замечание Великого Учителя: «Чем дальше стоит понимание от опасности Йоги, тем далее стоит человек от связи с Высшим Сознанием»15.

Настоящие практики духовной эволюции об опасности единодушно предупреждали. Теософам и последователям Агни-Йоги должны быть хорошо известны слова Е.П.Блаватской о последствиях уклонений в психизм: «Несколько нетерпеливых чела [учеников – С.А.], которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, начали заниматься Хатха-йогой. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер; другие стали почти идиотами; ещё один покончил самоубийством; и один развился в настоящего тантрика, чёрного колдуна, но его карьера, к счастью для него самого, была прекращена смертью»16.

Спустя десятки лет другая Ученица Махатм – Е.И.Рерих – опять напишет о том, что все советы по развитию сиддхи [сверхнормальные психические силы – С.А.] при отсутствии духовного синтеза «ничего дать не могут и, в конце концов, почти всегда приводят к расстройству нервной системы, одержанию и смерти, если не физической, то духовной»17.

Не нужно обманываться, что всё это происходит где-то далеко, «за горами и морями». В Тульском Рериховском Обществе хорошо знают, как несколько лет назад один из молодых приверженцев «ускоренного» психомеханического развития, отвергнув предостережения, начал активно использовать некоторые методики насильственного воздействия на центры. Свою духовную эволюцию он закончил в психиатрической больнице. В настоящее время он вышел оттуда, но шрамы психической неполноценности, видимо, останутся с ним до последних дней его жизни. Никто не поручится за то, что какая-либо стрессовая ситуация не приведёт к новому, возможно, более тяжелому кризису.

Процесс духовной эволюции человека труден и многогранен. Он сопряжён с коренной трансформацией всей его сущности, всех процессов от ментальных до физиологических. В основе того лежит развитие особых энерго-информационных структур микрокосма, именуемых нервными центрами, центрами высшего сознания или чакрами. Наука только приступает к изучению процессов и явлений, связанных с активизацией и преображением центров. Опыт тех, кто прошли через различные стадии их развития, имеет величайшее значение. В первую очередь, это относится к результатам эксперимента, в котором принимала непосредственное участие Елена Ивановна Рерих.

В Агни-Йоге поясняется, что существуют различные степени или стадии развития центров. Условно их можно разделить на три основные: приоткрывание или приведение в движение, возгорание, происходящее волнами или циклами, и трансмутация центров. Елена Ивановна впервые, не уходя от жизни, без затворничества, под руководством Махатм прошла все стадии развития центров. В результате было достигнуто глубокое йогическое изменение организма и духовный переход от существования в сфере физического измерения человека в сферу его космического измерения. То есть сознательное существование человека параллельно на различных планах планетарно-космического пространства – Огненном, Тонком и Плотном. Важным следствием такого преображения явилась возможность трансформации тонких космических энергий, осуществлявшаяся благодаря Матери Агни-Йоги.

Не случайно Учитель сравнивал её сердце с духовным трансформатором. Физическая сущность этого процесса совершенно непонятна современной науке, и психо-физикам предстоит немало потрудиться, прежде чем учёные и философы осознают, о какой трансформации говорили Махатмы.

Тем не менее, уже сейчас можно без всяких сомнений говорить ещё об одном, весьма важном для науки, и не только для неё, следствии развития центров Е.И.Рерих. Трансмутированные центры Матери Агни-Йоги позволили добиться прямой, устойчивой, многоканальной Связи с Шамбалой – то есть добиться того, что Махатмы называли «пространственным Проводом Братства». Это достижение, в силу его невероятной трудности, Учителем Елены Ивановны оценивалось очень высоко.

Данный аспект высшей йоги был затронут не случайно. Раскрытие и возгорание центров, происходящее на определённом этапе духовного развития ученика, совсем не то же самое, что огненная трансмутация. Между включением в работу отдельных центров и их полномасштабной согласованной работой при достаточно сформированном Огненном Теле – большая дистанция. А потому и соответствующие достижения в том и ином случаях далеко не тождественны. Все эти процессы очень сложны и требуют невероятно высокого уровня развития духа. Даже для подготовленных йогов, число которых всегда было ничтожно, их практическое осуществление в полном объёме – дело перспективы и не всегда самой ближайшей. Что же в таком случае говорить о людях, далёких от Учения и Пути духоэволюции?

Иногда можно услышать, как последние рассуждают о своих раскрытых и даже трансмутированных (! !) центрах. Ничего, кроме улыбки сострадания, такие рассказы вызвать не могут. Картина, достойная пера: неуравновешенный, суетливый, самолюбивый человек с бегающим завистливым взглядом языком бульварного оккультного пособия по секрету всему свету «делится» своими достижениями в высшей духовной Йоге. Если бы такой человек хотя бы отдалённо представлял, что скрывается за расплывчатой символичной фразой «огненная трансмутация», он бы ужаснулся величине нелепости своих утверждений.

Лишь в том случае, когда дух Агни-Йога перерождает свои оболочки – физическую, астральную и ментальную, - «тогда, - объяснял Великий Учитель, - утверждается огненная трансмутация; величайший процесс и в своём напряжении охватывает все космические сферы»18. Нам можно почаще вспоминать эти слова.

Если «величайший процесс» охватывает космические сферы, то и чисто физическое, земное его проявление должно быть значительным. Теперь об этом известно. Перерождение организма или, как говорили мистики, – «второе рождение» не бывает лёгким. Тем более в современных дисгармоничных пространственных условиях Земли. Не касаясь других аспектов, можно отметить, например, физические страдания – те священные боли, которые неизменно сопровождают развитие центров. В подавляющем большинстве случаев они вызываются воспалениями нервных каналов и желёз, что является следствием активизации энергетических процессов в различных нервных центрах. Применение соответствующих средств и методов как чисто физического, так и психо-энергетического характера позволяет нейтрализовать или сводить к минимуму опасность негативных явлений.

Разумеется, это не значит, что приступы «огненной болезни» можно полностью исключить. Они неизбежны. Симптомы и специфика их проявлений очень разнообразны и индивидуальны. В частности, невралгии, ноющие ощущения в конечностях, всплески внутричерепного давления в области центра «колодца», носовые кровотечения, воспаления желёз – далеко не самые тяжелые явления. Напряжение области солнечного сплетения может давать более обострённую реакцию организма: головокружение, тошнота, расстройство вестибулярного аппарата, отторжение пищи и даже непереносимость её запаха, сильное падение общего физического тонуса, повышенная температура, мучительные ощущения вращения физического тела вокруг оси солнечного сплетения и другие. Одновременное возгорание нескольких центров, как показывает опыт Елены Ивановны, вызывает невыносимые боли в самых различных участках организма. В критические моменты тело может отторгать любые положения, а каждое малейшее движение, будто кувалдой сотрясая нервные каналы, становится настоящей пыткой.

Не случайно такие энергетические процессы иногда называют «огненным крещением». Проходя через него, сама Матерь Агни-Йоги несколько раз оказывалась на пороге неминуемой огненной смерти и была спасаема лишь благодаря «Чуду», именуемому вмешательством Великого Учителя.

Высшие космические энергии могут проникать в физическую сферу Земли лишь через человека. Точнее, через его высшие духовные измерения. Закономерно, что все аспекты человеческой природы, в том числе и физическое тело, подвергаются воздействиям высоковибрационного космического ритма. Его проводники в человеке, т.е. энергетические оболочки микрокосма, должны иметь определённую готовность. Несоответствие напряжений приводит к кризису. Для человека недостаточно высокого духовного уровня смерть в таком случае почти неизбежна.

Духовность, как оказывается, вовсе не отвлечённое понятие, имевшее в трудах некоторых философов и богословов очень неопределенное значение. В философском смысле духовность может быть понимаема как превосходство в человеческом микрокосме духа над материей. Но как это понимать с точки зрения физики? – скажет современный образованный человек. Очень просто: присутствие в психо-энергетическом поле человека (его ауре) утончённых, но необычайно мощных духо-космических энергий. Разумеется, такое возможно лишь при особом развитии энергетических центров высшего сознания в организме человека.

Нисхождение высших энергий в человека, а религиозные мистики говорили – эманация Божественного Начала в человеческое, в конечном счёте, преображает организм и изменяет уровень напряжения ауры, в силу чего она оказывается способной воспринимать и выдерживать высокочастотное напряжение космического ритма. Но даже для людей невероятно высокого духовного уровня ассимиляция космических энергий сопряжена с большими усилиями и опасностями. Например, известно, что преждевременный уход с земного плана такого выдающегося Йога, как Вивекананда, был связан с достаточно высоким темпом приобщения к духовным энергиям. При этом, нам не нужно забывать, что между средним нетерпеливым «трансмутатором» и Вивеканандой такое же соответствие, как между огоньком спички и вспышкой сверхновой звезды.

Вот почему (а этим причины далеко не исчерпываются) Агни-Йога настаивает на естественном, эволюционном пути развития центров через расширение сознания, устремление к Высшему Учителю и всестороннее совершенствование. Вот почему приверженцев «ускоренного» психомеханического пути развития центров, наверное, без преувеличения можно назвать духовными, психическими и физическими самоубийцами.

Охватывая все стороны жизни человека, Агни-Йога является не только теоретическим этико-философским Учением, не просто сводом определённых практических рекомендаций, но, скорее, предстаёт в качестве неординарного стиля жизни – красивого, сильного и величественного. Ведь каждое настоящее Духовное Учение по праву именуют Учением Жизни. А настоящий агни-йог, конечно, есть мастер жизни. Потому, что умеет жить в согласии с естественной необходимостью и, вместе с тем, не является игрушкой в руках судьбы. Его сознание устремлено к духовным мирам, но он не откажется от совершенствования мира земного и помощи страдающим в нём живым существам. Он не нуждается в материальных благах, но умеет распорядиться ими и приумножить в интересах общества. Он отвлечён от жизненной суеты и вместе с тем глубоко практичен во всех своих начинаниях. Он постиг сокровенные тайны жизни, но не унизит других величием своего познания, а незаметно и тихо вознесёт его на алтарь Общего Блага.

В стиль жизни агни-йога не вписываются такие обычные человеческие слабости, как невежественность, поверхностность, декларативность, непрактичность, непоследовательность, неумение, а подчас и нежелание сотрудничать, недостаток равновесия, распознавания и, конечно, внутренней духовной силы.

Отсутствие последней – обыденное явление. Каждый ли из так называемых последователей Агни-Йоги может сказать, что жизненные трудности разбиваются об него, как волны о стойкость базальтового утёса? Говорим: это трудно. Но ведь именно здесь и начинается лестница восхождения. А мы сдаёмся на первых ступенях, оправдывая себя ловкими философскими пассажами, вроде того, - «не мы слабы, но жизнь сильна». Вот здесь бы и вспомнить волшебное слово Махатмы – «пытайтесь!». Вообще же, умение преодолевать трудности, в частности, собственные страдания, от физических до моральных, по словам одного из Великих Учителей, является необходимым условием даже для простого уличного факира. Тем более для Йога – ученика Владык Мудрости.

Вероятно, нет особой необходимости слишком подробно останавливаться на чисто физической стороне практической Агни-Йоги, то есть вопросах питания, режима, физической культуры и других. Для практикующих Йогу они общеизвестны, так как достаточно освещены в соответствующей литературе. Коротко отметим главное.

Конечно, растительное питание более предпочтительно, нежели мясное. Причин много – от чисто медицинских и геронтологических до психо-энергетических и этических. Алкоголь, табак, наркотики с Йогой несовместимы. Специальные диеты на начальных ступенях не нужны – здоровое, умеренное, сбалансированное питание по потребностям организма. Переедание вредно. Возможны недельные акцентированные столы - молочные, овощные, фруктовые. Ограниченное потребление жиров, особенно животных. Очень желательно регулярное применение средств чудодейственной йогической аптеки: сода, валериан, полынь, мята, мускус, роза. Конкретные рекомендации по рецептуре и дозировке Е.И.Рерих даёт в своих письмах к ученикам.

Некоторые продукты современного рациона имеют негативное воздействие на организм. Скажем, сахар-рафинад, который входит во все кондитерские, сладкие мучные и другие изделия. Почти все рафинированные (т.е. прошедшие промышленную обработку, «улучшение» и «очищение») и консервированные продукты не могут сравниться по своей питательности и ценности с естественными и свежими. Пресный хлеб более предпочтителен, нежели дрожжевой. Продукты вызывающие внутреннее брожение не полезны. Не полезно и злоупотребление острой, возбуждающей пищей. Через кровь она оказывает негативное воздействие на психическую энергию. Тем самым осложняется контролирование психо-энергетических процессов, что может иметь довольно нежелательные последствия.

Благоприятствует установленный режим дня. В тяжёлых условиях современного города требуется достаточный ночной сон. Как правило, 6-9 часов. Необходимо регулярное общение с природой, так как организм нуждается в пополнении запасов праны. В помещениях – свежий воздух. Полезна ароматизация эссенциями хвои, мяты, розы. Нахождение животных в жилых комнатах не желательно. Всё гниющее и разлагающееся вредно: застойная вода в аквариумах, испражнения животных, несвежие продукты и т.д. – привлекает низшие сущности из Тонкого Мира.

Поддерживание определённого физического тонуса – обязательно. Однако чрезмерные физические нагрузки не благоприятны. Одним словом, речь идёт о достаточной физической культуре, но не об изнашивании тела околопредельными нагрузками. Чем вызван такой подход? При успешном продвижении по пути духовосхождения рано или поздно включаются в работу центры. В результате происходит отток энергии из физического проводника и некоторое падение общего тонуса организма. Неразумно при этом чрезмерно растрачивать и без того пониженный энергетический потенциал, который так необходим для развития и стабилизации внутренних процессов. Естественно, всё это относится к достаточно продвинутым йогам. Вообще же критерий здесь – субъективное состояние и самочувствие. От них нужно и отталкиваться, не впадая в одну или другую крайность.

Утомление от определённого вида деятельности снимается не безделием и ленивым возлежанием, а деятельностью иного рода. Секрет высокой работоспособности состоит в синтезе ритма, чёткого мышления и правильного задействования групп центров. Тот, кто не осознал, что лучший отдых – это новый труд, тому трудно продвинуться в Йоге. Безусловно, сон не отвергается, но это лекарство должно быть применяемо лишь при необходимости.

Прохождение высших ступеней Агни-Йоги хотя и не уводит человека от обыденной общественной жизни, но всё же требует определённой её организации. Это касается питания, режима деятельности и отдыха, пространственно-климатических условий, специальных профилактических и лечебных средств, некоторой организации жилого пространства и ряда других условий.

 

            Йогический стиль жизни во всей своей красоте, силе и величественности не является общедоступным. Ведь его определяют не слова, а «состояние сознания и действия». В современном мире даже культурный, в обыденном смысле слова, стиль жизни – не очень частое явление. А ведь именно отсюда начинается путь к Духу. Не окрепший на дорогах земной культуры не в силах восходить по тропе Культуры Духа – то есть сознательной космической эволюции. Йогическая тропа узка и крута. Невероятно труден и опасен путь дерзнувшего, но необъятен горизонт его достижений… Как же узнаем дерзнувшего?

 

«Придёт к вам некто и скажет о желании подойти к Агни-Йоге.

Спросите его – что подвигло его на это решение?

Скажет – ищу доказательств. Подумаете – не наш.

Или скажет о бедственной судьбе. Подумаете – не наш.

Или скажет о намерении победить врагов своих. Подумаете – не наш.

Или скажет о стремлении к богатству. Подумаете – не наш.

Или скажет о преимуществах земных. Подумаете – не наш.

Или скажет о желании покоя. Подумаете – не наш.

 

Но вот некто скажет – хочу совершенствоваться.

Спросите – какую мнишь награду? Скажет – приближение к Учению.

Порадуйтесь о пришедшем, ибо дух его постучался правильно…

Просияв в первый день, он не поникнет назавтра.

Пойдёт он, как слон счастья, раздвигая кусты.

Примет удачу как улыбку солнца…

Поймёт, что огонь сжигает прошлое и озаряет будущее…»

 

/ Знаки Агни Йоги, п. 527. /

 

 



1 Грани Агни-Йоги. 1968 г. – Новосибирск: Изд-во «Экор», «Алгим», 1996. – С.296, п. 589.

2 Агни-Йога. В 3-х т. – Самара: Тольяттинское гор. общ. Рерихов, Рериховский центр дух. культуры г. Самары, 1992. – Т.1. Община. – С. 245, п. 179.

3 Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. Сборник. -  М.: «Сфера» РТО, 1996. – Т.1. С. 29.

4 Агни-Йога. В 3-х т. – Т.1. Знаки Агни-Йоги. – С. 319, п. 163.

5 Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. – Т.1. С. 56.

6 Там же. С. 69.

7 Блаватская Е.П. Теософия и практический оккультизм. – М.: «Сфера» РТО, 1993. – С. 44.

8 Письма Е.И.Рерих. В 2-х т. – Минск: Белорусский фонд Рерихов, ПРАМЕБ, 1992. – Т.1. С. 312-313.

9 Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. – Т.1. С. 169.

10 Там же. С. 82.

11 Там же. С. 33.

12 Агни-Йога. В 3-х т. – Т.1. Община. - С. 224, п. 177.

13 Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. – Т.1. С. 52.

14 Письма Е.И.Рерих. В 2-х т. – Т.1. С.312-313.

15 Агни-Йога. В 3-х т. – Т.1. Знаки Агни-Йоги. – С. 329, п. 201.

16 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 3. – Новосибирск: Лазарев В.В. и О, 1993. – С.431.

17 Письма Е.И.Рерих. В 2-х т. – Т.1. С.312-313.

18 Агни-Йога. В 3-х т. – Т.1. Беспредельность – 2. – С. 554, п. 471.

Занятия Хатха йога в школе танцев Касабланка.

Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru


      Rambler's Top100