Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск |
С. Р. Аблеев
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ:
Абсолют, дух, материя.
Эзотерическая философия – особое, но малоизученное явление культуры. Объясняется это, во-первых, тем обстоятельством, что сторонники эзотерической традиции познания никогда не стремились к широкому распространению своего знания. Сокровенная Мудрость всегда была локализована в определённых закрытых школах, орденах, обществах, вход в которые имели лишь избранные. Во-вторых, приверженцы рационалистической науки со времён Ньютона и Лейбница, в большинстве своём, мало стремились к изучению эзотерических доктрин. В них не видели ничего, кроме наивной мифологии, умозрительной метафизики и примитивного мистицизма. Таким образом, до конца XIX века наука очень слабо представляла себе, что такое "эзотерическая философия" и чем она отличается от своего мифолого-религиозного защитного покрова.
Эзотерическая традиция – явление интернациональное. Тем не менее, ядром её являются восточные философские и естественнонаучные концепции, возникшие в пространстве Центрально-Азиатского региона и прилегающих к нему областей. Особое место здесь занимают древние индийские учения, среди которых есть как достаточно известные востоковедам системы (буддизм, йога, веданта и др.), так и малознакомые (например, Кала-чакра). Современные исследования показывают, что важнейшая роль в формировании и развитии эзотерической традиции, вероятно, принадлежит Шамбале – Общине духовных подвижников и мудрецов, являющейся сердцем Сокровенной Мудрости.
В рамках эзотерической философии разрабатывалось множество проблем: этика, антропология, гносеология, социальная философия и т.д. Однако основой всегда являлась мощная онтологическая платформа, исследование которой, на наш взгляд, представляет немалый для современной философии интерес. Более того, без адекватного осмысления онтологических положений эзотеризма изучение других аспектов этого явления культуры весьма затруднительно.
В данном случае, на базе теософии новой волны и Учения Живой Этики, которые по своей сути и авторству восходят к эзотерической традиции, будут рассмотрены такие понятия, как "Абсолют", "дух" и "материя".
Исходным пунктом онтологии и одним из основных понятий теософии и Учения Живой Этики является понятие Абсолюта. Философский смысл данного термина близок значению индуистского термина Пара-Брахма (Парабраман), каббалистическому Эйн-Соф или гегелевскому одновременному Абсолютному Бытию и Не-Бытию.
"Тайная Доктрина" утверждает – "...существует Единая, Абсолютная Действительность (Абсолютное Бытие, Абсолют – С.А.), которая предшествует всему проявленному и условно сущему"1. Абсолютное Бытие включает два основных онтологических аспекта: Абсолютное, Абстрактное Пространство и Абсолютное, Абстрактное Движение.
В своей диалектической квинтэссенции Абсолютное бытие может восприниматься как "Всё" и "Ничто". Или, с другой стороны, олицетворять собой некий безличный всеобщий Принцип (Идею, Закон), который в эзотеризме символически обозначался понятием "Истинный Бог" и никогда не персонифицировался и не антропоморфизировался.
Используя фразеологию одного из крупнейших российских мыслителей В.С. Соловьёва, Абсолютное состояние в определённом смысле также может быть охарактеризовано как "положительное всеединство", заключающее в себе все возможности становления и развития сущего и одновременно их осуществляющее. В этом трактовка данного вопроса российским философом практически совпадает с трактовкой авторов живой Этики.
В Учении не даётся исчерпывающего объяснения Абсолютного состояния, в чём проявляется определённая позиция авторов – такое состояние не может быть описано рациональными логическими конструкциями, ибо оно не являлось бы тогда Абсолютным. Вместо этого приводятся важнейшие сущностные качества Абсолюта – беспредельность, вечность, самотождественность или неизменность, всевместимость и другие.
Космос – уже совершенно иное, отличное от Абсолютного Бытия, состояние. С одной стороны, конечное и ограниченное. С другой – беспредельное и вечное. Конечное и ограниченное потому, что конкретная Макрокосмическая Система (т.е. цикл проявления Космоса) имеет временные и пространственные границы своего бытия, вместе с тем, пульсация циклов проявления Космоса ничем не ограничена. Что означает перманентное последовательное проявление – растворение в лоне Абсолюта. Поэтому "Абсолют – это не вечный Космос, – справедливо отмечает в своём анализе космологической триады Живой Этики астрофизик Л.М. Гиндилис, – а его источник или причина..."2
Следовательно, объективное бытие, возникающее посредством космического пространства и различных материальных форм, есть порождение Абсолютного Бытия как единого и всеобщего Элемента. "В проявленном виде, – писала Е.И. Рерих, – он (Элемент – С.А.) есть Духо-Материя"3. В высшем же представлении "Дух и Материя едины, два принципа слиты и составляют Единый Элемент"4.
Несмотря на то, что онтология Живой Этики в разной степени базируется на понятиях "дух" и "материя", авторы характеризовали свою систему как материалистическую. "Мы – материалисты в самом широком и неограниченном понимании этого слова", – провозглашает один из философов (Махатм) Живой Этики5. Действительно, анализ показывает, что материализм учения качественно отличается от всех основных его исторических видов – античного, механистического и диалектического. Также параллельное использование категорий "материя" и "дух", безусловно, не переводит философскую систему Живой Этики в разряд классических дуалистических систем вроде учения Декарта.
Существенная позитивная специфика материализма Живой Этики заключается в том, что в нём духовные состояния не противопоставляются материальным – и первые и вторые есть противоположные полюса единого начала или космической субстанции. Вот некоторые из утверждений Адептов эзотерической философии относительно рассматриваемой проблемы. "От одного полюса до другого идёт соединительная линия, представляющая собой различные градации материи от самых плотных до утонченнейших, невидимых глазу земному и неизвестных ещё науке"6. "Противоположение духа и материи нелепо, ибо материален и дух человека. Только категория этой материи, или форма ее выражения, отлична от формы обычной"7. "Вы начинаете пугаться слова "дух", хотя знаете, что это известное состояние материи"8.
"Материя есть кристаллизованный дух" – наиболее краткая формула разрешения проблемы дуализма материи и духа в Живой Этике. Иными словами, предлагается понимание материи как единой непрерывной цепи иерархических состояний материального субстрата. Его огрублённые низкоорганизованные и дифференцированные формы именуются "материей". Утончённые, высокоорганизованные интегральные состояния обозначаются термином "дух".
В онтологии Живой Этики просматривается определённая установка на преодоление многочисленных разновидностей дуализма как недиалектичного разрыва и противопоставления друг другу полярных качеств реальности. В результате – отказ от непреодолимых границ между физикой и метафизикой, между материальным и идеальным, объективным и субъективным; между макрокосмом и микрокосмом, природным и общественным, и другими, казалось бы, противоположными и несовместимыми понятиями.
Сегодня трудно отрицать, что утвердившиеся во многих философских системах жесткий дуализм и односторонние методики анализа не редко обедняют мышление. Они препятствуют охватыванию реальности целиком, с обеих, полярных, сторон, без противопоставления и антиномизации их друг другу. Бытие есть парадоксальное единство противоположных актуальных качеств и потенций. Всесторонне взаимодействуя, они являют собой противоречивый, а значит, способный к движению синтез. Для постижения такого синтеза разум не должен вивесекционировать его, но попытаться осознать всеобъемлюще, с разных сторон, то есть синтетически.
Объективная и субъективная реальность во всех своих разновидностях и модификациях в эзотерической философии воспринимается как единая, целостная, взаимоувязанная и вместе с тем многоуровневая система. Это то, что именуется Космосом. Предполагается, что он содержит в себе множество сфер или планов, которые отличаются друг от друга пространственно-временными характеристиками и свойствами материальных форм.
Строго говоря, свойства последних определяются качествами и структурой пространства данной сферы. Из этого следует, что трехмерное пространство наблюдаемого космоса – то, что принято называть природным или физическим миром – не является единственно существующим в структуре универсума. Вместе с ним сосуществуют состояния-миры, отличающиеся от известного экспериментальной науке трехмерного мира. Такие состояния (в Живой Этике – Тонкий Мир и Огненный Мир) являются естественными и материальными, хотя структурная организация материи и её плотность качественно отличаются от материальных форм трехмерного мира.
Подобные представления о структуре универсума, где космическое бытие не отождествляется с чувственно воспринимаемым миром, в истории философии далеко не редкость. Но если ранее в таких идеях усматривалась угроза материалистическому пониманию бытия, то сегодня, учитывая достижения научной революции XX столетия, начинается глубокое переосмысление традиционных взглядов на проблемы онтологии и структурной организации материи. Например, в теоретических работах российских физиков А.Е. Акимова и Г.И. Шипова (теория физического вакуума).
В Учении отмечается, что космическая материя имеет множество видов, форм и состояний. Перефразируя известное положение Гегеля о том, что всё действительное разумно, а всё разумное действительно, с точки зрения эзотерической философии можно сказать, что всё существующее материально, а всё материальное существует. Этим утверждением преодолевается узкая трактовка принципа материальности, характерная для ряда философских течений, которыми отвергается какое-либо онтологическое значение так называемых идеальных состояний и отрицается возможность автономности сознания от его биологических носителей.
______________________________________________________________________________
Примечания.
1. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х т. – М: Прогресс-Культура, 1992. – T. l. Kн. l. – C.48.
2. Гиндилис Л.М. Космогоническая триада Живой Этики. / Пути восхождения. Материалы международных общественно-научных конференций (1993 –1994 гг.) – М: МЦР, 1995. – С. 147.
3. Письма Елены Рерих. 1929–1938. В 2-х т. – Минск: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. –Т. 1. – С. 345.
4. Там же. С.384.
5. Грани Агни-Йоги. 1962. – Новосибирск: ППК, "Полиграфист", "Алгим", 1994. – С. 224.
6. Там же. С. 260.
7. Там же. С. 225.
8. Агни-Йога. В 3-х т. – Самара: Тольяттинское гор. общ. Рерихов, 1992. – Т. 1. – С. 271.
________________
Аблеев Сергей Рифатович,
доктор философских наук.
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru