Библиотека svitk.ru - саморазвитие, эзотерика, оккультизм, магия, мистика, религия, философия, экзотерика, непознанное – Всё эти книги можно читать, скачать бесплатно
Главная Книги список категорий
Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск

|| Объединенный список (А-Я) || А || Б || В || Г || Д || Е || Ж || З || И || Й || К || Л || М || Н || О || П || Р || С || Т || У || Ф || Х || Ц || Ч || Ш || Щ || Ы || Э || Ю || Я ||

Антонина Величко

История ТАРО



"Omne ignotum pro magnifico"—

Все неизвестное принимается за великое.

Тацит. "Жизнь и нравы Юлия Агриколы".



Давным давно известно, что картежники — самый суеверный народ на свете. И действительно, ни одна игра не овеяна таким фантастическим ореолом, как карты. Используемые и для гадания, карточные символы в течение веков владели людским воображением. Многие произведения русских писателей XIX века были посвящены этой теме, и всегда карты имели фатальный, магический смысл. Надо отметить, что в России этому немало способствовал небезызвестный граф Калиостро, который, несмотря на запрет Екатерины II и высылку, успел таки запудрить мозги российскому дворянству, кои оно доверчиво подставило заезжему "волшебнику". Знаменитый исследователь русской классики Ю.М. Лотман отмечал в своей работе "Тема карт и карточной игры в русской литературе XIX века", что карты стали "центром своеобразного мифообразования эпохи". Да и просвещенный XX век имел тенденцию восхищенно замирать, глядя в лукавые глаза гадалки, вооруженной колодой Таро, или исподтишка три раза поплевывать на игральные карты. Откуда же взялся такой "магический" туман вокруг карт и, в частности, вокруг Таро? Обратимся к истории.

В литературе, посвященной картам Таро приводится множество легенд, уводящих историю возникновения колоды в глубокую древность, очевидно, с целью придать ей большую значимость в глазах "недоросших" потомков. При беспристрастном изучении историю Таро можно разделить на два периода: мифический и достоверный.

Мифический период начинается, хотя и не с первобытнообщинного строя, но с Древнего Египта. По наиболее распространенной легенде, древнеегипетские жрецы, желая передать тайную информацию следующим поколениям, зашифровали ее в символах Таро, понятных только посвященным. Колода в виде 78 золотых пластин хранилась якобы в Александрийской библиотеке и чудом уцелела при знаменитом пожаре. По другой версии 78 картин Таро были расположены в подземной галерее древнего египетского храма и служили для обучения неофитов основам тайного знания. Есть также вариант этой легенды, в котором говорится, что группа мудрецов, предвидевших пожар в Александрийской библиотеке, собралась в городе Фес (Марокко) на экстренное заседание по этому вопросу. Поскольку мудрецы приехали из разных стран и общаться на одном языке не могли, художники создали некий символический язык, общеупотребительный, вроде эсперанто. Существует мнение, что мудрецы взялись писать книгу, содержащую всю мудрость мира, а чтобы она, не дай Бог, не исчезла, они сокрыли ее в форме игры, полагая, что в таком виде книга будет сохраннее, так как азартные игры уничтожить сложнее, чем любые книги. Есть также предположение, что карты изобрел один аббат, чтобы с помощью высшей мудрости вернуть разум одному из французских королей, который страдал слабоумием. Словом, аббат пытался обучить его по картинкам, как современные педагоги-дефектологи. Некоторые авторы утверждали, что Таро — наследие Атлантиды. Но все-таки, чемпионом туманных гипотез мы считаем Е.П. Блаватскую, которая решив, что и Египет недостаточно таинствен и древен, чтобы быть колыбелью Таро, высказалась так:"...оно родилось в таинственной области, определить местонахождение которой никто не смеет и которая вызывает чувство безнадежности у географов и христианских теологов, — области, в которой Браман поместил свою Kailasa, гору Меру и Parvati Pamir, извращенный греками в Парапамиз". Таковы мифы о Таро. Памятуя старинную присказку — "сказка — ложь, да в ней намек", попытаемся выделить рациональное зерно из всего вышеизложенного. Для начала необходимо ознакомиться с историей игральных карт.

История игральных карт начинается с 1120 года: именно в это время в Китае, по свидетельству словаря Чинг-Цзе-Тунга, появилась игра, в которой использовались тонкие пластинки из слоновой кости с символическими рисунками. Китай, как известно, уже со 2-го в. до н.э. оживленно торговал со странами Передней Азии, а позднее, и с Европой. Да и Европа, со времен первых крестовых походов (1118 год) имела доступ в страны Азии и Африки. Поэтому, так или иначе, карты проникли в Европу и привились. Первое документальное упоминание о них (в Европе) относится к 1367 году, когда в Берне был издан указ о запрещении карточной игры. В 1379 году итальянский живописец Николо Кавелуццо вносит в хронику своего родного города следующие известие: "введена в Виттербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб". Древние карты были весьма похожи на современные, лишь различаясь немного в изображении мастей. Древнейшая карточная игра в Италии называлась Тарок, а карты "тароччи", что возможно обусловило название колоды Таро.

Первые игральные карты, реально напоминающие Таро — колода Висконти-Сфорца, датируемая 1428-м годом. Она была изготовлена известным художником 15-го столетия Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорца. На картах этой колоды не было ни номеров, ни букв еврейского алфавита, ни надписей или астрологических символов, находящихся на современных картах Таро. Прошло 40 лет, и появилась колода с изображениями классических богов и астрологических символов: игральные карты приобретают все более сложный облик, приближаясь по значению к Таро.

Теперь пришло время внести некоторую ясность в мифический период истории Таро. Для этого воспользуемся теми скудными документальными источниками, которые отражают этот период. Первый, и самый достоверный документ — сами карты. Известно, что в картинках наиболее древних колод, датируемых 15-м веком, нет и намека на древнеегипетский символизм. Хоть Kircher в работе "Oedipus Aegiptiacus" (1652-1654) и дает египетские карты, это кажется сомнительным, так как в это время сведения о Древнем Египте ограничивались античными источниками, не всегда достоверными, а иероглифическое письмо Египта было расшифровано лишь в 19-м веке. Индия также не могла быть родиной Таро, так как философия этой страны не имеет ничего общего со смысловой подоплекой карт. По мнению Е.П. Блаватской: "Истинные Таро с их полным символизмом находятся лишь на цилиндрах Вавилона, которые каждый может видеть и изучать в Британском музее." И правда, в древневавилонских легендах есть много общего с сюжетами Таро, что неудивительно, так как наука христианского времени была под сильным влиянием древнееврейской и халдейской идеологии. Определенная общность символизма Таро и вавилонских изображений несомненно есть, но утверждать, что вавилонские цилиндры — точный прототип Таро, было бы слишком опрометчиво.

В Таро широко используется аллегорический рисунок, свойственный алхимической литературе эпохи Возрождения. Следует так же заметить, что в картах встречается множество христианских образов и атрибутов, например: в старых колодах Папесса (Старший Аркан II) нарисована в монашеской рясе, в короне, с крестом и книгой в руках — эта аллегория традиционно изображала истинную христианскую церковь, а на карте Мир (Старший Аркан ХХI) мы можем увидеть символы четырех евангелистов. Итак, включая в себя самые разные элементы восточных культов, Таро все-таки остается продуктом европейского средневековья. Единственным возражением против этой гипотезы может служить отсутствие в символике Таро образа Христа, но об этом будет сказано ниже.

Важной вехой в нашем исследовании послужит нечто, уже реально похожее на Таро — "философская машина", изобретенная алхимиком и философом Раймондом Луллием, и описанная им в книге "Великое искусство" в 1274 году. Но заметим, что конкретно о Таро Луллий не упоминает, несмотря на то, что он был весьма просвещенным человеком своего времени и от него едва ли ускользнула бы такая вещь, как Таро. А к началу 16 века (1500 год) выходит в свет рукопись "Sermones de Ludo cum Alis", где приведен список Старших Арканов Таро с их современными названиями. На основании этих данных можно предположить, что Таро, как философское явление начало свое развитие, примерно, с конца 14-го века. Естественно, возникает вопрос: зачем надо было так усложнять простые игральные карты, наполняя их философской символикой? Оказывается, в Европе карты применялись иногда в педагогических целях: появлялись колоды с географическими, историческими, хронологическими сведениями. В 1507 году бакалавр теологического факультета в Кракове, Томас Мернер, в своем сочинении "Chartiludium logicae", учил логике по картам, разделяя ее положения по мастям. В связи с этим сразу вспоминаются наши современные студенты: карточки, с написанными на них основными сведениями, при подготовке к экзаменам были очень удобны. Неужели Таро — всего лишь набор своеобразных "шпаргалок" для изучения оккультной философии? Откуда же такой налет магизма и тайны, окружающие их?

Вернемся к размышлениям о создателях Таро и целях, которые они при этом преследовали. В легендах как создатели Таро упоминаются: древнеегипетские жрецы, восточные мудрецы, аббат. Между этими персонажами есть определенная общность — все они владеют неким знанием, которое недоступно другим, и возможно, в случае обнародования, может повредить своим создателям. В средневековой Европе такими знаниями обладали, в основном, монахи, следовательно, скорее всего, авторство Таро принадлежит священнослужителям, составлявшим клан, внутри которого была известна смысловая нагрузка символов Таро. Прибавим к этому, что в средние века церковники довольно активно занимались астрологией, алхимией и другими оккультными науками. Также заметим, что в начале развития европейской цивилизации все знания черпались, если не считать античных источников, на юго-востоке — в Азии и Африке. Теперь разберемся, какие монашеские ордена побывали в азиатско-африканских странах, несомненно, это участники крестовых походов: госпитальеры, тамплиеры и тевтонцы. Из этих трех орденов наиболее были увлечены религиозно-философской проблематикой тамплиеры. Возможно, нахватавшись восточной премудрости в дальних странствиях, они и впали впоследствии в ересь, за что весьма пострадали в 1307 году во Франции при Филиппе Красивом.

Итак, 13 ноября 1307-го года орден был разогнан и побит, руководители вскоре осуждены и отправлены на костер, а уцелевшие рядовые рыцари-храмовники, напуганные и изувеченные, разбежались по всей Европе. Долгое время (почти четыре века) тамплиеры во Франции были на нелегальном положении, но поскольку свою линию восприятия христианства они все же гнули, может быть Таро стало своеобразной азбукой ордена Храма? А после того, как великий магистр Жак де Моле проклял на костре разорившую орден королевскую династию, и проклятие начало исполняться с ужасающей точностью, рыцарей Храма, и до разгрома ордена пользовавшихся дурной славой, стали упоминать уже в связи с колдовством, мистикой. Может быть, именно такая зловещая слава толкнула использовать Таро для гадания?

Рассмотрим повнимательнее сами карты. Есть ли в картинках хоть намек на тамплиерскую ересь? Оказывается, есть.

Во-первых, несмотря на то, что Таро — продукт христианской эпохи, в его символике нет образа Христа, а тамплиеры были объявлены еретиками именно за то, что не признавали Его божественности.

Во-вторых, в Таро имеется другой образ, упоминаемый в тамплиерских рукописях — образ Повешенного (XII Старший Аркан): "Крест Христа не должен служить предметом поклонения, так как никто не станет поклоняться виселице, на которой был повешен его отец, родственник или друг".

В-третьих, тамплиеров обвиняли в поклонении идолу Бафомета (Сатаны), а такой образ в Таро имеется — XV Старший Аркан.

Итак, можно высказать предположение, что карты Таро — не что иное, как странички тайной доктрины тамплиеров, которая в результате долгих скитаний отверженных храмовников могла попасть к цыганам, а уж цыгане приспособят для гадания что угодно, и каких только чудес не порасскажут охочей до тайн публике. Но эта гипотеза также сомнительна, как и остальные.

Весьма бурный всплеск интереса к Таро пришелся на XVIII век, совпадая, между прочим, с реставрацией тамплиерства: в это время тамплиеры были оправданы, и соединены с масонами, образовав Орден св. Андрея и Шотландского Чертополоха. В этот период французский оккультист Сен-Мартен выпускает книгу "Натуральная таблица отношений, существующих между Богом, человеком и вселенной", где имеется 22 главы, комментирующие Старшие Арканы Таро. А между тем, колесит по всему свету Джузеппе Бальзамо — Калиостро, показывая разные фокусы и попутно рассказывая о Таро всякую всячину, а в Марселе уже налажен массовый выпуск карт. И наконец в 1781 году выходит труд некоего графа де Гибелина (масона), в котором говорится, что Старшие Арканы Таро не что иное, как изображения из тайной книги Древнего Египта — Книги Тота. Похоже, после "египетских" карт Кирхера, упомянутых выше, оккультисты больше ни о чем другом и думать не могли. Далее эстафетную палочку перехватывает другой носитель древнеегипетской легенды — П. Христиан, который в 1854 году пишет "Историю магии". В этой книге он описывает ритуал посвящения в египетские мистерии, где особую роль играли символические картины, похожие на Старшие Арканы Таро. При этом Христиан ссылался на греческого теолога и философа Ямвлиха (ок. 250 — ок. 330 г. н.э.), который в трактате "О Египетских Мистериях" пытался дать истолкование мантике в целом, но конкретно о Таро речи не было. Символические картины, о которых упоминает Христиан, Ямвлих мог и выдумать, так как борясь за упрочение язычества, часто сочинял разные байки из жизни богов, он считал (не без оснований), что чем фантастичнее будут божественные истории, тем крепче в них поверят. Но так или иначе, нельзя отрицать, что более поздние философы могли воспользоваться некоторыми аллегориями Ямвлиха для создания Таро. В этот же период времени усовершенствовались и сами карты — в 1856 году Элифас Леви украсил их древнееврейскими буквами, усмотрев параллель между Таро и Каббалой. В конце XIX века и теософы не обошли своим вниманием Таро, придавая его символам фаллический смысл, что еще более подчеркивает особую психологичность и универсальность символов Таро — каждый видит в них наиболее интересующий его предмет. На этом отвлечемся от основной линии рассказа и немного поговорим о таком свойстве Таро, как универсальность. Вернемся к исторически подтвержденному факту использования карт с преподавательской целью. Принимая это во внимание, можно предполоджить, что мистический смысл колода Таро приобрела, служа для изложения основных принципов метафизической философии. Философия издавна представляла человеческое бытие, как ограниченный набор стандартных ситуаций, закономерно связанных друг с другом, поэтому применение такой философской "азбуки" для гадания могло быть обусловлено тем, что символы карт представляли собой полную картину всех возможностей жизни человека. По той же причине Таро может представлять ценность и для психологической помощи, достаточно лишь подобрать к символам Таро психологические соответствия. Явление универсальности карточного символизма хорошо отразил Карл Густав Юнг, заметивший, что символика Таро совпадает с разработанной им системой архетипов. Архетипы или праобразы — это некие изначальные формулы, отражающие коллективный общечеловеческий опыт, накопленный за время существования социума. Таким образом персонажи Таро представляют собой некие собирательные образы (сродни мифологическим), общезначимые для человеческой психики. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что споры между толкователями Таро о преимуществе одного значения перед другим бессмысленны, по причине универсальности этой символической системы, которая имеет много уровней толкования: философы видят в ней один смысл, а предсказатели судеб — другой.

Начался XX век. Мистический туман вокруг Таро все сгущался. Этому немало поспособствовал некий Жерар Энкосс, он же Доктор Папюс, который выпустил трактат "Предсказательное Таро", где приводит книгу Гермеса (Тота) с толкованием 22-х Старших Арканов. Приблизительно в это же время многочисленным читателям также представлен сборник В. Шмакова "Великие Арканы Таро".

Отвлечемся от исторического повествования и проясним образ Тота или Гермеса Трижды Величайшего, в просторечии называемого Гермес Трисмегист, и содержание приписываемых ему книг. Один из ведущих богов мировой мифологии, Гермес (Тот, Меркурий, Набу), являлся покровителем письменности, искусств, тайных наук и т.п. Его именем названо одно из основных религиозно-философских учений — герметизм, включающее вавилонско-египетский мистицизм, иудео-христианский монотеизм, древнегреческую идеалистическую философию. Но в результате слияния этих философских и мифологических представлений Гермес потерял свой божественный статус, так как не вписывался в религию единобожия, и стал почитаться как великий пророк всех времен и народов. Он считался проводником Вселенского Разума.Легендарная книга Тота считалась самой древней, и, по рассказам, дарила своему владельцу беспредельное могущество. Первый намек на эту книгу можно встретить в папирусе Туриса, расшифрованном и опубликованном в Париже в 1868 году. Некоторые историки, на основании египетских документов, считают, что книга Тота доегипетского происхождения, но воочию мифическую книгу никто не видел. Древние авторы, например, Климент Александрийский, упоминают о неких 42 древних священных книгах Тота на египетском языке, в которых якобы содержались самые различные сведения научного и мистического характера, но до нас они не дошли и очевидцами документально не описаны. Имеющиеся герметические книги, по свидетельству справочных источников, были написаны на плохом греческом языке, а не переведены с египетского, как видно из встречающейся игры греческими словами, но египетский элемент виден в некоторых основных идеях и в именах богов. Заметим, что в обзоре Вл. Соловьевым герметических произведений, нет и намека на Старшие Арканы Таро. Также стоит отметить, что в "Книгах Тота", написанных вышеназванными авторами — толкователями Таро, нет ни одной точной ссылки на надежные первоисточники. В мире серьезной науки такие "филькины грамоты" не принято считать достоверными. Но вернемся к истории.

Итак, карты эволюционировали, и ими вплотную занялись оккультисты из ордена "Золотой Зари", адептами которого были некоторые вдохновители нацистского движения в Германии, сравнивавшие себя, кстати, с тамплиерами. Основатель этого общества — Макгрегор Мэтерс также исследовал тему предсказаний с помощью Таро. Позднее "Золотой Зарей" руководил Артур Эдвар Уэйт, написавший в 1908 году книгу "Ключ к Таро" и вместе с художницей Памелой Колмен-Смит изготовивший новую колоду Таро, где номерные карты (Младшие Арканы) были иллюстрированы, таким образом пользователю этой колоды как бы навязывалось уже готовое толкование. Это впоследствии сбило с толку многих оккультистов, занимавшихся Таро: они попросту "толковали толкование", и такой "испорченный телефон" продолжается до сих пор.

На этом фоне лучом света в темном царстве выглядит написанная П.Д. Успенским, русским оккультистом, гурджиевцем, книга "Новая модель Вселенной" (1914 год). Успенский высказывает много критических замечаний по поводу толкования Таро: "все авторы, писавшие о Таро, превозносят его до небес, называют универсальным ключом, но не указывают как этим ключом пользоваться." Сам Успенский ниже, к сожалению, описывает, подобно многим, лишь свои галлюцинации на эту тему, не давая сколько-нибудь вразумительного объяснения или совета пользователю Таро.

Сделал свой вклад в Таро и небезызвестный мистификатор Элистер Кроули, заведовавший некогда английским отделением прогерманской оккультной группы "Орден Тамплиеров Востока". Во время второй мировой войны он написал свою "книгу Тота" и изготовил соответствующую колоду Таро.

Среди современных произведений о Таро отметить особенно нечего. К сожалению, все последующие авторы находятся в плену у предыдущих, упорно переписывая суждения друг у друга и пережевывая одну и ту же информацию. На данный момент по-настоящему обстоятельной и честной литературы о Таро на русском языке нет.

* * *

Из века в век вокруг Таро собиралось много всякой дьявольщины. Мистики делали колоду все сложнее и сложнее, толкования становились все мудреней и невнятней, все трудней для понимания. Вокруг карт создалась атмосфера лжи, вымогательства, фатализма. Измышления оккультистов создали как-бы дымовую завесу, за которой реальные контуры предметов стали таинственны и неразличимы. В связи с этим необходимо отметить один немаловажный нюанс, заметный при изучении истории Таро: личности, занимавшиеся этим интересным и сложным явлением, кажутся весьма подозрительными, даже если не принимать во внимание тамплиеров — еретиков и бывших преступников, т.к. в орден вступали рыцари, совершившие противозаконные действия, дабы их искупить. Все равно компания получается не из приятных: известные мифотворцы — граф Калиостро, доктор Папюс, профашистский орден "Золотой Зари", создавший своеобразную "религию", которая дала стимул к уничтожению миллионов жизней, причем основатель ордена некий Мэтерс назвал себя не меньше чем "Брат Демон — Бог наоборот", гурджиевцы, руководитель которых (Гурджиев) "скромно" утверждает — "Мой путь — это путь развития скрытых возможностей человека. Он против природы и против Бога". А упомянутый выше А. Кроули еще в юности порождал явления полтергейста в родительском доме, так что отец серьезно подумывал подвергнуть сына процедуре изгнания беса, а мать нарекла его "Зверем Апокалипсиса"; сам же Кроули гордо именовал себя "Антихристом".

В свете всего вышесказанного, стоит ли нормальному человеку прибегать к помощи Таро? Безусловно, стоит! Ведь эти карты, если отвлечься от их репутации и подозрительного прошлого, являются отличным инструментом для самопознания, сосредоточения, дисциплинируют ум и развивают его комбинаторные способности. Гадание и есть ни что иное, как размышление с элементом самопрограммирования, который может быть вполне положительным, если отнестись к этому процессу без страха и предвзятости. С помощью Таро можно заранее продумать, "отрепетировать" любую ситуацию, и снизить процент жизненных неудач, ведь назначение Таро — не предсказывать будущее, а научить думать. А пресловутой дьявольщины бояться не надо, ведь были случаи, когда и злые силы использовались во благо: в житии Иоанна архиепископа Новгородского ("четьи-минеи", сентябрь 7) рассказывается о том, что он принудил демона отвезти его в Иерусалим на поклонение и обратно. А пророк Даниил был назначен в вавилонском плену начальником волхвов. И лжепророчества Валаама Божьей волей послужили на пользу Израиля.

Заручитесь мыслью, что к чистым рукам грязь не пристанет, и что самое действенное добро — которое делается из любви к добру, а не из страха перед злом. А мы заканчиваем повествование цитатой из гоголевского "Вия", высказав таким образом и свое мнение по данному вопросу:" — А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет. Я знаю уже все это. Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, — все ведьмы."

Хронология карт

XII век

1120 г.

Изготовление игральных карт в Китае по сведениям из словаря Чинг-Цзе-Тунга

XIII век

1274 г.

Р. Луллий, "Великое искусство"

XIV век

1367 г.,1379 г.,1397 г.

документы, касающиеся игры в карты

XV век

1428 г.

Колода Висконти-Сфорца, художник Бонифацио Бембо. На картах не было ни номеров, ни букв, ни надписей.


1470 г.

Появляется колода Montegna — с изображением классических богов и астрологических символов.

XVI век

1500 г.

Рукопись "Sermones de Ludo cum Alis" — дан список Старших Арканов с их современными названиями.


1507 г.

"Chartiludium logicae" Т. Мернер, бакалавр теологического факультета в Кракове — методика обучения логике по картам.


1557 г.

Появляется колода Catelin Geoffray — введена нумерация карт.

XVII век

1652 — 1654 гг.

"Oedipus Aegyptifcus", Kircher — рождение древнеегипетской легенды, приведены египетские карты.

XVIII век

1711 г.

Колода Таро подарена королю Франции.


1761 г.

Начало массового выпуска карт в Марселе.


1781 г.

"Monde primitif", граф де Гибелин — первое упоминание о принадлежности Таро тайной книге Тота.

XIX век

1854 г.

П. Христиан, "История магии",— высказана идея об участии Таро в древнеегипетских мистериях.


1856 г.

"Dogme et rituel", Э. Леви — провел параллель между Таро и Каббалой.


1875 г.

Основано Теософское общество.


1887 г.

Основан орден "Золотая Заря".

XX век

1908 г.

"Ключ к Таро", Артур Эдвар Уэйт. "Дорожная колода" — номерные карты снабжены картинками.


1912 г.

"Предсказательное Таро", д-р Папюс.


1914 г.

"Символика Таро", П.Д. Успенский — высказана идея о методическом значении Таро при изучении оккультизма.


1942 г.

Элистер Кроули, "Орден тамплиеров Востока", "Книга Тота", "Таро Тота".


превращение веществ

Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru


      Rambler's Top100