Отеческие советы
Ты стремишься к духовной жизни, очищаешь свое
сердце от страстей. Прими эти советы Валаамского старца схиигумена Иоанна (в
миру Ивана Алексеевича Алексеева; 1873-1958), прожившего почти всю жизнь на
Валааме. Они написаны из опыта чистого и смиренного сердца и в немногих
словах заключают многое о жизни православного христианина. "Пишу тебе не
по тщеславию, - заметил старец, - а просто делюсь своими переживаниями как
для человека единомысленного".
*
Человечество оземленилось. Совсем забывают, что
наша жизнь - путь к вечности и приготовление к ней. Волнуются и мятутся люди
в сей юдоли плачевной, мало встретишь, с кем можно поговорить о едином на
потребу. Может быть, народ уже подошел своей жизнью ко Второму пришествию
Спасителя, как к всемирному потопу.
У подвижников была одна цель - спасти свою
душу, и глубокая вера в Божию помощь. Святые отцы прошли две жизни:
деятельную и созерцательную, и оставили нам наследие в своих богомудрых
писаниях. Глаголы "говорящих от дел" ложатся на сердце точно
пластырь на раны. А если кто говорит от обучения, то чувствуется, что словеса
его рассудочные. Ибо вода и уксус имеют один цвет, но гортань различает их.
1. В выборе пути надо руководствоваться
Священным Писанием, а не инстинктом.
2. Без наставника очень опасно руководиться
только одними книгами. Беседуй с единомысленными и вместе читайте
святоотеческие книги.
3. Живущий без руководства - по святому Иоанну
Лествичнику - "не надежный", ибо он кичится.
4. В данное время мы лишены блага жить в
духовной жизни под руководством опытного старца. Руководитель должен
указывать дорогу, по которой сам шел, а если будет руководить только книгами,
- совсем не то. Говорящий и слушающий думают, что оба назидаются, но когда
вкусят "яко благ Господь", тогда познают свои ошибки. "Много я
получил вреда от неопытных советников" (святой Петр Дамаскин).
Руководитель должен быть бесстрастным и иметь рассуждение.
5. Прочти книгу епископа (святителя - ред.) Феофана
Затворника "Путь ко спасению". В ней найдешь разрешение многих
духовных вопросов. Читай жития святых, они очень воодушевляют и многому
научают.
6. Бог один, а пути к нему разные - это мы
видим на примере святых отцов: одни проходили внутреннее умное делание,
преуспевали в духовной жизни, а другие много читали псалмов, канонов,
тропарей.
7. Ни Бог, ни я тебе не помогут, если сам не
будешь трудиться в благочестии. Без нас Бог не спасает нас.
8. В духовной жизни - три степени: для
новоначальных, для средних и для совершенных.
9. Не горячись. К высшему не стремись раньше
времени. Если будет приготовлено исполнением заповедей Божиих место в сердце,
тогда придет и то хорошее состояние, однако без нашего ожидания. Наше дело
стремиться и трудиться, а прочее все зависит уже от благодати.
10. Двадцать пять лет читаешь, слушаешь и
питаешься Словом Божиим, а толку нет? Какой же ты хочешь иметь толк? Или
хочешь увидеть себя во всем исправной и святой? Так в духовной жизни не
бывает. Будь довольна тем, что видишь свои недостатки, ибо от этого
незаметно, постепенно приходит, хотя и в малой степени, смирение. А уклонения
и увлечения очень смиряют нашу самость.
11. Тяжелее всего познать себя самого.
12. Следи за собой и желай исправиться. Такое
желание - половина спасения.
13. Если будешь строго следить за собой,
увидишь себя хуже всех, тогда и хвалящий тебя не повредит, ибо люди смотрят
только на внешность человека а внутреннего его не знают, исключая духовную
жизнь проводящих.
14. Когда человек следит за собой, тогда другие
кажутся ему хорошими, ибо прямое око на всех глядит прямо, а кривое око на
всех глядит криво.
15. От невнимательной нашей жизни не за собой
следим, а за другими, и от других требуем исправления, а сами остаемся
неисправными.
16. Чем больше человек приближается к Богу, тем
больше видит себя неисправнее и грешнее. "Если человек увидит свои
грехи, аки песок морской, это знак здоровья души" (святой Петр
Дамаскин). При этих чувствах отчаянию нет места, душа наполняется умилением и
любовью ко всем живущим на земле. Блаженны люди, которые приходят в такое
состояние. Горе, если человек увидит себя праведным.
17. Наша временная жизнь непостоянна, изменчива
и скоропроходяща, невнимательных увлекает к рассеянности. А чтобы приобрести
внутренний свой мир, нужно одно средство - непрестанная молитва.
18. Молитва - царица добродетелей; она
привлекает и прочие добродетели. В молитве и во всякой добродетели должен
быть наш труд, а успех зависит от Божией благодати.
19. Не пугайся, что у тебя нет благоговения в
молитве, хорошо и спасительно, что нудишь себя молиться. Побуждай себя чаще
внутренне молиться, насколько хватит сил и времени.
20. Молиться надо очень внимательно. Внимание -
душа молитвы.
21. Молитва имеет три степени: устная, умная,
умносердечная. Устная произносится устами, а ум гуляет. Умная - ум надо
заключить в слова молитвы. Если будет внимание в груди, тогда и сердце будет
сочувствовать. Умносердечная молитва - достояние очень редких и дается за
глубочайшее смирение. Страстный не должен дерзать приступать к такой молитве.
22. Молитвенное домашнее правило определи сама,
сообразуйся со временем. В этом самомнения не будет. Много набирать не
советую, чтобы не быть рабом правилу и во избежание торопливости.
23. Если больше тебя умиляют псалмы и акафисты
- их читай. Если время позволяет, прочти главу Евангелия, главу апостольских
посланий и кафизму, или одну славу. Священное Писание важнее канонов.
24. О непрестанной и умносердечной молитве не
дерзаем просить у Господа - такое состояние у немногих, едва ли обретешь из
тысячи одного человека (святой Исаак Сирский).
25. Признак молитвы - в теплоте сердечной, в
сокрушении сердца, в сознании себя ничтожной и в постоянном взывании ко
Господу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй меня грешную".
26. На молитве к теплоте сердечной, умилению и
слезам не стремись, и когда они придут, остановись, пока сами не пройдут.
27. Молитва или память Божия - это равносильно.
Можно ходить или что делать и думать о Боге - это также молитва.
28. Старайся никого не осуждать, не иметь ни на
кого вражды, иначе молитва в толк не пойдет.
29. Молись вот так: в уме не надо представлять
чувственно Спасителя, Божию Матерь или святых, но ум надо заключать в слова
молитвы, а внимание держать в верхней части груди. Из головы внимание опусти
в словесную часть груди. На сердце нажимать вниманием не надо, если будет оно
в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Слезы польются струей, люди все
покажутся святыми, врагов нет, пойдет по всему телу теплота, но не кровяная,
а особая, благодатная, так что на ногах не устоишь, надо садиться или ложиться.
Это не прелесть, а посетил Небесный Гость. Такой образ молитвы самый
правильный.
30. Когда придет на молитве теплота, надо
остановиться на этих чувствах, пока они не пройдут, только самой не надо
стремиться к этому. Если будешь трудиться усерднее в молитве, тогда теплота
сердечная, по Божией милости будет появляться чаще, только не возмечтай о
себе, что ты что-то великое получила, и от других всячески скрывай.
31. Ты упражняешься в Иисусовой молитве,
исполняешь ее по сто раз и утром и вечером. Старайся исполнять со вниманием,
но не смущайся, что у тебя при этом на сердце сухость, понуждай себя,
внимание держи в верхней части груди.
32. Молитву Иисусову или память Божию Бог
одинаково приемлет. При твоей жизни для тебя удобнее иметь память Божию.
33. Упражняйся в смертной памяти и молись Богу,
чтобы он дал память смертную. "Раньше лучше молилась...". Не так
думаешь. У тебя молитва была мечтательная, а теперь увидела себя, какая ты
стала.
34. Человек чем больше к Богу приближается, тем
видит себя грешнее. Вот степень святых. А люди хотят увидеть себя исправными
во всем.
35. Ни с кем не имей вражды, иначе твоя молитва
не угодна будет Богу, даже послужит во грех. Как же будем у Бога просить
прощения нашим грехам, когда сами не прощаем?
36. Ты имеешь вражду на тетю уже 16 лет и не
можешь примириться. Знай, что твои добродетели Богу не угодны. Как же ты
можешь читать молитву "Отче наш ...остави нам долги наши, якоже и мы
оставляем должником нашим"? Сама не прощаешь, а у Бога просишь прощения?
Всуе молишься, Бог не простит тебе до тех пор, пока не примиришься с тетей.
37. Всякое доброе дело - разговор духовный,
чтение душеспасительных книг, терпение обид, поношений, укорений, презрения и
насмешек - относится к молитве.
38. Детская молитва скоро доходит к Богу. Черта
детей - простота, откровенность и естественность. Вот Господь и повелел нам
быть такими, такая черта была у всех подвижников.
Ночное время помогает сосредоточиться. Кругом
полнейшая тишина, как-то особенно чувствуешь близость Господа.
39. Как читать Священное Писание? Читай
Евангелие ежедневно. Если очень недосужно, хоть одно зачало все же прочти,
хоть несколько строчек. Читай не так, чтобы только прочесть, но сперва
внутренне помолись Господу, чтобы Он открыл
твой ум, очи сердечные для разумения силы святого благовествования Христова.
Читай внимательно, точно по складам. Опытом познаешь духовную силу, исходящую
из такого чтения, подобно кровоточивой жене. Что понятно - старайся исполнять,
а непонятно - пропускай. Так святые отцы советуют. Священное Писание надо
читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу. А исследование
непостижимого относится к гордости.
40. Священное Писание могут понять правильно
только чистые сердцем, они уразумеют волю и намерение Божие в Писании, а
людям с неочищенным сердцем от страстей оно послужит камнем преткновения.
Писания святых отцов тоже одним разумом понять нельзя, они понимаются жизнью.
41. Читаем, да спрашиваем. Надо начать трудиться:
очищать свое сердце от страстей и стараться исполнять евангельские заповеди,
ибо Суд во Второе пришествие будет по Евангелию.
42. Стремись к добродетели насколько хватит сил
и понуждай себя крепко, это состоит в нашей свободной воле, но устоять в
добродетели не в нашей власти, а в Господней. Господь хранит нас не за наши
труды, а за смирение.
43. Простит ли тебя Господь? Эта мысль
дьявольская. Она пугает тебя по своей злобе, не слушай его. Нет такого греха,
который превышал бы Божие милосердие.
44. На исповеди не надо стараться, чтобы были
слезы, скажи, что есть на совести и больше ничего.
45. Какие страсти замечаешь в себе, с теми и
борись, только не одними своими силами, а с Божией помощью. Больше обрати
внимания на главную страсть, которая тебя борет.
46. Вредят внимательному: светские книги,
политика и хождение без нужды по людям.
47. Совет твоему мужу: пусть он покрепче
положит начало в своем сердце, чтобы больше не пить вина, и молится Богу о
помощи, ибо Господь слышит каждого человека. Алкоголь всегда льстит и
обманывает: начинаешь пить для веселья, а получаешь душевный недуг и телесную
болезнь.
48. Ты себя называешь худым и никуда негодным.
Последи за собой, когда кто повторит эти слова, что тогда почувствуешь? Если
бы ты так и чувствовал, как говоришь, то не осуждал бы других ни в чем, не
гордился бы и не гневался, и не оскорблялся бы зато, что кого-то назвали
умнее тебя.
49. Когда враг вносит помыслы самохваления,
припоминай прежние грехи, чтобы смирить себя. Один подвижник в таких случаях
говорил себе: "Старик! Посмотри на свой блуд".
50. Сделал что-либо со тщеславием, жди
бесславия.
51. Помни, что за каждое праздное слово дадим
ответ перед Богом на Страшном Суде.
52. Господь по своему милосердию милует и
прощает грешных, а ты ругаешь их. Им и так тяжело, а ты еще хочешь прибавить
тяжести. Святые отцы очень милостиво обращались с грешниками: "Если
увидишь грешных, прикрой своей одеждой, уйди и не осуждай". Молись за них,
обращайся с ними как можно поласковее, с таким обращением не погрешишь.
53. Если праведник совратился с пути, Господь
не помянет его праведность, а грешник, если исправился, то Господь не помянет
его грехов.
54. Не осуждай никого ни в чем и не будешь осуждена.
Если будешь следить за собой, найдутся грехи, которые не дадут осуждать
других. Осуждающий всегда ошибается и неправильно судит, ибо мы не знаем
причину согрешающего, а судим по своему усмотрению. Кто как настроен, тот так
и о других заключает, ибо кривое око на всех криво глядит. Кто кого в чем
осуждает, тот сам в эти же грехи впадает, иначе и не бывает. Осуждающий
других уподобляется антихристу, ибо восхищает Суд Божий.
55. Ты соблазняешься тем, что некоторые
священнослужители совершают службу очень небрежно, и тебе иногда не хочется
даже и в церковь идти. Знай и крепко веруй, что Святые Тайны совершаются не
по достоинству священнослужителей, а по милости и любви Божией: Божией
благодатью.
56. Чего себе не хочешь, того и другим не делай
и вражды не имей, иначе молитва не будет прививаться к сердцу.
57. Нет такой заповеди, чтобы требовать от
других любви и исправной жизни.
58. Любишь вкусную пищу. А кто не любит? Только
тот не любит, кто вкусил небесного утешения и обуздывает чрево - этого
господина всего худого.
59. По духовному ведению и наказания разные:
кто стремится к добродетели и падает, такому надо сделать снисхождение, ибо
он не стремился ко греху, искусился нечаянно. А кто не стремился к
добродетели, такому требуется строгое наказание, чтобы вразумился.
60. Помыслы бывают трех родов: человеческие,
ангельские и бесовские. Мысли человеческие не что иное, как мечтательные
образы вещей мира сего. Ангельские помыслы всегда добрые и на сердце бывает
мир и тишина, даже некоторое веселие. А бесовские мысли всегда греховные, и в
сердце чувствуется смущение. Иные люди иногда говорят: "Что ни шаг, то
грех". Так говорить неправильно. У святых отцов все приходящие мысли
названы прилога-ми, хоть и худые они, но безгрешны. Мы по самовластию можем
принять и не принять их. Если не примем, то они безгрешны, а если примем и
будем говорить с ними, тогда они будут греховные и доведут до телесного
греха.
61. В хульных помыслах на Бога и на Святые
Тайны нет греха, ибо они от дьявола и называются прилогами. Не обращай на них
внимания и мысли возведи на какой-либо предмет Священного Писания.
"Отойди от Меня сатана", - сказал Господь хулителю-дьяволу,
искушавшему Его в пустыне чревоугодием, тщеславием, гордостью. Вот и ты
говори так же. Хулитель-дьявол, хоть и всех искушает, но гордые больше
страдают хульными помыслами.
62. Очень бойся возмечтать о себе, что ты
что-то получила великое, а другие этого не знают. Некоторые подвижники были
восхищены в другой мир, видели славу святых, люди прославляли их. И они
возмечтали о себе, и гордость дьявольская овладела ими. Они упали с духовной
высоты и вели жизнь распутную на посмешище людям.
63. Гордый настаивает на своем в разговоре,
чтобы всегда был его верх, другому подчиняться не может, упорно отстаивает
свои мнения.
64. Уныл дух твой и смятется сердце твое:
почувствовала себя выбившейся из колеи и стала никуда негодной и сама над
собой удивилась. Вся причина в тебе: не замечала, что находилась в тонком
самомнении и думала, что уже летишь на небо, а внутреннего смирения не было у
тебя и совершенного расположения на волю Божию. Смирение в том и состоит,
чтобы чувствовать себя негодной.
65. Господь хранит за смирение и благодать дает
не за труды. Насколько человек смиряется, настолько и преуспевает в духовной
жизни.
66. Блаженно твое состояние, если ты чувствуешь
себя скудной и младенцем среди людей образованных духовно, не завидуй таковым
и не стремись к духовным восторгам. Мистики стремятся к таким благодатным ощущениям
и вместо истинного созерцания впадают в дьявольскую прелесть.
67. Довольство, богатство, любовь родителей и
похвалы окружающих - большая помеха в духовной жизни. Надо бояться похвалы,
ибо она воспитывает тщеславие и самомнение; горе, если похвала будет выше
дел.
68. Люди непостоянны: сегодня хвалят, а завтра
свалят.
69. Быть на Фаворе со Спасителем очень весело,
но когда придется быть и на Голгофе, то терпи.
70. А если случится пошатнуться в добродетели -
не трепещи, ибо естество наше очень изменчиво. Ангелам только свойственно
неизменно стоять в добродетели.
71. По воле Божией к нам приходят скорби, не
было бы скорби, и не было бы спасения. Они очень нас смиряют. Мы
самонадеянны, хотим своими силами преуспевать в духовной жизни. Только в
скорбях понимаем, что наши усилия без Божией помощи не достигают цели.
72. Господь попускает скорби по нашим силам.
Против скорбей одно средство - терпение и молитва.
73. И святые отцы жили не без забот и у них
молитва пресекалась, и они чувствовали себя иногда очень слабенькими. Но они
как опытные в духовной брани, не малодушествовали в изменениях, а терпели.
74. Во время скорбей надо читать Святое Евангелие
и писания святых отцов.
75. "Болезни посланы Богом за грехи
твои...". Не надо так думать. Судьбы Господни непостижимы, и наш
ограниченный умишко не может понять их.
76. Тяжело болеешь. Терпи с расположением на
волю Божию. Если будешь полагаться на волю Божию, тогда скорби будут
тревожить слегка. Болезни напоминают нам о переходе в вечность.
77. Во время скорби жди мирного устроения, а во
время мирного устроения жди скорбного.
78. Ты хочешь найти какую-то новую стезю, чтобы
миновать тяжелые переживания, так не бывает.
79. В душевном расстройстве не надо решать
никакого дела.
80. О своем внутреннем утешении и скорбном
испытании не надо никому говорить, кроме духовного отца.
81. Если хочешь себя расстроить, поговори с
человеком другого устроения.
82. На работе и на людях старайся умно
предстоять перед Богом, то есть иметь память Божию, что Он тут.
83. Не отделяйся от других. Ходишь на именины,
и ходи, только там будь внимательна, имей присутствие Божие.
84. Не удивляйся, что иногда на тебя смотрят
дико: у них понятия другие, чем у тебя. Умудряйся, говори сообразно с их
устроением.
85. Если кто спросит у тебя совета, отвечай,
что знаешь, но предварительно помолись внутренне и расположись на волю Божию,
говори просто, не мудрствуй, не старайся повлиять.
86. Во всех недоуменных вопросах возьми себе за
правило совет богомудрых святых отцов, если предстоит тебе два зла, выбирай
меньшее, а если две добродетели - выбирай большую. Конечно предварительно
помолись, чтобы Господь вразумил.
87. Не надо обращать внимание на других,
следить за их недостатками, ибо каждый человек сам за себя дает ответ Богу.
Пусть они сами разбираются в своих делах. Пусть позаботятся о других те, кто
поставлен на это Промыслом Божиим.
88. Всегда ко всем относись хорошо и вежливо,
когда что скажут неприятное - терпи. В гневе никакого дела не решай и
разговор прекращай: всегда согрешишь и скажешь неправильно и после будешь
сожалеть.
89. Чего себе не желаешь, того другим не делай.
90. Старайся быть мирным, не касайся никаких
чужих дел, уклоняйся от разной нелепой болтовни, чтения газет и узнавания
новостей.
91. Старайся ни на кого не иметь вражды, ибо от
ближнего зависит жизнь и смерть.
92. Вместе жить и ладить очень трудно, ибо
устроение и характеры у всех разные, а чтобы был мир, требуется с обеих
сторон стремление к миру и согласию. Тогда и почиет на нас Божия благодать.
93. Вы с Н. разные, потому и сердце твое не
располагается к ней. Бог один, а путей к Нему много и всяк идет своей
дорожкой.
94. Куда бы ни поехала, свой внутренний хаос с
собой повезешь, и там встретишь людей, а не Ангелов; а Царствие-то Божие ведь
не вне, а внутри нас.
95. Нам очень вожделенна своя волюшка. А надо
оставить ее и исполнять волю другого. Очень трудно уступить другому, это
могут сделать только великие души, а слабенькие настаивают на своем.
96. Если человек не стремится сам на какую-либо
должность, а его выбирают, значит на то есть воля Божия, и Господь поможет
ему.
97. У вас нет детей, и вы желаете иметь их. Это
естественно. Однако иногда не на радость родителям они бывают, а на великие
скорби. Расположимся на волю Божию: "Господи, Ты знаешь наши нужды
раньше нашего прошения, благослови по Своей благости все, что будет нам на
пользу".
98. Если что стрясется по человеческой немощи,
унывать не надо, смиримся, сознаем свою немощь и покаемся. Человеку
свойственно падать, а дьяволу - не каяться.
99. Нужно иметь чистую совесть к Богу, к людям
и к вещам. Стараться исполнять Евангельские заповеди, никого не осуждать и не
с кем не враждовать, пользоваться вещами непристрастно.
100. Лучше немощная совесть, чем добродетель со
тщеславием.
101. Кто верит снам, тот вовсе не искусен,
подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить ее. Сны
чаще всего бывают идолами помыслов, игрою воображения, бесовскими над нами
надруганиями и забавами. Через верования снам многие прельстились и погибли.
102. Мы должны иметь послушание Церкви, и
исполнять в точности все, что она заповедала. Если по немощи, как человецы,
что не исполним - укорим себя и покаемся.
103. Большая ошибка и немощь - много заботиться
о том, чтобы продлить нашу жизнь. Жизнь и смерть в руках Божиих. Господь
сказал: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все
приложится вам".
104. Бога не представляй строгим карателем. Он
очень милостивый.
Слава, Господи, Твоему милосердию.
|