Библиотека svitk.ru - саморазвитие, эзотерика, оккультизм, магия, мистика, религия, философия, экзотерика, непознанное – Всё эти книги можно читать, скачать бесплатно
Главная Книги список категорий
Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск

|| Объединенный список (А-Я) || А || Б || В || Г || Д || Е || Ж || З || И || Й || К || Л || М || Н || О || П || Р || С || Т || У || Ф || Х || Ц || Ч || Ш || Щ || Ы || Э || Ю || Я ||


Войди в радость мою

 

По благословению
Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II

 

 

   

 

БЛАГОЧЕСТИВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА О СВОЕЙ ДУШЕ

 

Текст печатается по книге: П.Игнатьев. "Благочестивые размышления православного христианина о своей душе на каждый день месяца с изречениями, заимствованными из Священного Писания, святых отцов и святителей Церкви". Санкт-Петербург, 1890.

 

     ОТ АВТОРА
     Благосклонный читатель! Книга, которую я осмеливаюсь предложить твоему вниманию, написана не философом и не ученым. В ней - бесхитростные размышления человека, искренне и глубоко верующего в Бога, всем сердцем и всею душою стремящегося понять учение Господа нашего Иисуса Христа, всеми силами желающего воплотить его в жизнь.
     Лишенные строгой последовательности и изящного слога, размышления эти были навеяны чтением Священного Писания, творениями святых отцов и учителей Церкви.
     Каждый день в продолжение месяца я заносил их на бумагу в том порядке, в котором они приходили мне на ум, осознавая, что учение Иисуса Христа столь глубоко и столь совершенно, что не только месяца, но и всей жизни будет недостаточно для того, чтобы вполне уразуметь и усвоить его. "Если бы писать о том подробно, то, думаю, говорит евангелист Иоанн, и самому миру не вместить бы написанных книг"(Ин. 21, 25).
     Ни в коей мере не претендуя на полноту изложения учения, я размышлял больше всего о самом себе, о том, каков я есть и каким должен быть по Слову Господа нашего Иисуса Христа, и в чем заключается истинно нравственная жизнь православного христианина.
     Что может быть выше того Божественного идеала нравственной жизни, который дан нам Спасителем рода человеческого, но как трудно усвоить его и воплотить в жизнь. В этом действительный путь нашего спасения. Размышления о нем и составляют содержание ежедневных бесед, предлагаемых мною благочестивому читателю. Если они пробудят в нем хоть частицу того, что продумал и прочувствовал я, то и этим останусь доволен, возблагодаря за всё Создателя.


     День первый

 

 

  

ОТЕЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОБ УСТРОЕНИИ ДОБРОДЕТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Из писем Валаамского старца схиигумена Иоанна к духовным чадам

 

Настоящий текст печатается с сохранением орфографии оригинала по книге: "Советы Валаамского старца". Издание Балто-славянского общества развития и сотрудничества. Рига, 1991.

 


     Отеческие советы


     Ты стремишься к духовной жизни, очищаешь свое сердце от страстей. Прими эти советы Валаамского старца схиигумена Иоанна (в миру Ивана Алексеевича Алексеева; 1873-1958), прожившего почти всю жизнь на Валааме. Они написаны из опыта чистого и смиренного сердца и в немногих словах заключают многое о жизни православного христианина. "Пишу тебе не по тщеславию, - заметил старец, - а просто делюсь своими переживаниями как для человека единомысленного".


     *

     Человечество оземленилось. Совсем забывают, что наша жизнь - путь к вечности и приготовление к ней. Волнуются и мятутся люди в сей юдоли плачевной, мало встретишь, с кем можно поговорить о едином на потребу. Может быть, народ уже подошел своей жизнью ко Второму пришествию Спасителя, как к всемирному потопу.
     У подвижников была одна цель - спасти свою душу, и глубокая вера в Божию помощь. Святые отцы прошли две жизни: деятельную и созерцательную, и оставили нам наследие в своих богомудрых писаниях. Глаголы "говорящих от дел" ложатся на сердце точно пластырь на раны. А если кто говорит от обучения, то чувствуется, что словеса его рассудочные. Ибо вода и уксус имеют один цвет, но гортань различает их.
     1. В выборе пути надо руководствоваться Священным Писанием, а не инстинктом.
     2. Без наставника очень опасно руководиться только одними книгами. Беседуй с единомысленными и вместе читайте святоотеческие книги.
     3. Живущий без руководства - по святому Иоанну Лествичнику - "не надежный", ибо он кичится.
     4. В данное время мы лишены блага жить в духовной жизни под руководством опытного старца. Руководитель должен указывать дорогу, по которой сам шел, а если будет руководить только книгами, - совсем не то. Говорящий и слушающий думают, что оба назидаются, но когда вкусят "яко благ Господь", тогда познают свои ошибки. "Много я получил вреда от неопытных советников" (святой Петр Дамаскин). Руководитель должен быть бесстрастным и иметь рассуждение.
     5. Прочти книгу епископа (святителя - ред.) Феофана Затворника "Путь ко спасению". В ней найдешь разрешение многих духовных вопросов. Читай жития святых, они очень воодушевляют и многому научают.
     6. Бог один, а пути к нему разные - это мы видим на примере святых отцов: одни проходили внутреннее умное делание, преуспевали в духовной жизни, а другие много читали псалмов, канонов, тропарей.
     7. Ни Бог, ни я тебе не помогут, если сам не будешь трудиться в благочестии. Без нас Бог не спасает нас.
     8. В духовной жизни - три степени: для новоначальных, для средних и для совершенных.
     9. Не горячись. К высшему не стремись раньше времени. Если будет приготовлено исполнением заповедей Божиих место в сердце, тогда придет и то хорошее состояние, однако без нашего ожидания. Наше дело стремиться и трудиться, а прочее все зависит уже от благодати.
     10. Двадцать пять лет читаешь, слушаешь и питаешься Словом Божиим, а толку нет? Какой же ты хочешь иметь толк? Или хочешь увидеть себя во всем исправной и святой? Так в духовной жизни не бывает. Будь довольна тем, что видишь свои недостатки, ибо от этого незаметно, постепенно приходит, хотя и в малой степени, смирение. А уклонения и увлечения очень смиряют нашу самость.
     11. Тяжелее всего познать себя самого.
     12. Следи за собой и желай исправиться. Такое желание - половина спасения.
     13. Если будешь строго следить за собой, увидишь себя хуже всех, тогда и хвалящий тебя не повредит, ибо люди смотрят только на внешность человека а внутреннего его не знают, исключая духовную жизнь проводящих.
     14. Когда человек следит за собой, тогда другие кажутся ему хорошими, ибо прямое око на всех глядит прямо, а кривое око на всех глядит криво.
     15. От невнимательной нашей жизни не за собой следим, а за другими, и от других требуем исправления, а сами остаемся неисправными.
     16. Чем больше человек приближается к Богу, тем больше видит себя неисправнее и грешнее. "Если человек увидит свои грехи, аки песок морской, это знак здоровья души" (святой Петр Дамаскин). При этих чувствах отчаянию нет места, душа наполняется умилением и любовью ко всем живущим на земле. Блаженны люди, которые приходят в такое состояние. Горе, если человек увидит себя праведным.
     17. Наша временная жизнь непостоянна, изменчива и скоропроходяща, невнимательных увлекает к рассеянности. А чтобы приобрести внутренний свой мир, нужно одно средство - непрестанная молитва.
     18. Молитва - царица добродетелей; она привлекает и прочие добродетели. В молитве и во всякой добродетели должен быть наш труд, а успех зависит от Божией благодати.
     19. Не пугайся, что у тебя нет благоговения в молитве, хорошо и спасительно, что нудишь себя молиться. Побуждай себя чаще внутренне молиться, насколько хватит сил и времени.
     20. Молиться надо очень внимательно. Внимание - душа молитвы.
     21. Молитва имеет три степени: устная, умная, умносердечная. Устная произносится устами, а ум гуляет. Умная - ум надо заключить в слова молитвы. Если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Умносердечная молитва - достояние очень редких и дается за глубочайшее смирение. Страстный не должен дерзать приступать к такой молитве.
     22. Молитвенное домашнее правило определи сама, сообразуйся со временем. В этом самомнения не будет. Много набирать не советую, чтобы не быть рабом правилу и во избежание торопливости.
     23. Если больше тебя умиляют псалмы и акафисты - их читай. Если время позволяет, прочти главу Евангелия, главу апостольских посланий и кафизму, или одну славу. Священное Писание важнее канонов.
     24. О непрестанной и умносердечной молитве не дерзаем просить у Господа - такое состояние у немногих, едва ли обретешь из тысячи одного человека (святой Исаак Сирский).
     25. Признак молитвы - в теплоте сердечной, в сокрушении сердца, в сознании себя ничтожной и в постоянном взывании ко Господу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй меня грешную".
     26. На молитве к теплоте сердечной, умилению и слезам не стремись, и когда они придут, остановись, пока сами не пройдут.
     27. Молитва или память Божия - это равносильно. Можно ходить или что делать и думать о Боге - это также молитва.
     28. Старайся никого не осуждать, не иметь ни на кого вражды, иначе молитва в толк не пойдет.
     29. Молись вот так: в уме не надо представлять чувственно Спасителя, Божию Матерь или святых, но ум надо заключать в слова молитвы, а внимание держать в верхней части груди. Из головы внимание опусти в словесную часть груди. На сердце нажимать вниманием не надо, если будет оно в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Слезы польются струей, люди все покажутся святыми, врагов нет, пойдет по всему телу теплота, но не кровяная, а особая, благодатная, так что на ногах не устоишь, надо садиться или ложиться. Это не прелесть, а посетил Небесный Гость. Такой образ молитвы самый правильный.
     30. Когда придет на молитве теплота, надо остановиться на этих чувствах, пока они не пройдут, только самой не надо стремиться к этому. Если будешь трудиться усерднее в молитве, тогда теплота сердечная, по Божией милости будет появляться чаще, только не возмечтай о себе, что ты что-то великое получила, и от других всячески скрывай.
     31. Ты упражняешься в Иисусовой молитве, исполняешь ее по сто раз и утром и вечером. Старайся исполнять со вниманием, но не смущайся, что у тебя при этом на сердце сухость, понуждай себя, внимание держи в верхней части груди.
     32. Молитву Иисусову или память Божию Бог одинаково приемлет. При твоей жизни для тебя удобнее иметь память Божию.
     33. Упражняйся в смертной памяти и молись Богу, чтобы он дал память смертную. "Раньше лучше молилась...". Не так думаешь. У тебя молитва была мечтательная, а теперь увидела себя, какая ты стала.
     34. Человек чем больше к Богу приближается, тем видит себя грешнее. Вот степень святых. А люди хотят увидеть себя исправными во всем.
     35. Ни с кем не имей вражды, иначе твоя молитва не угодна будет Богу, даже послужит во грех. Как же будем у Бога просить прощения нашим грехам, когда сами не прощаем?
     36. Ты имеешь вражду на тетю уже 16 лет и не можешь примириться. Знай, что твои добродетели Богу не угодны. Как же ты можешь читать молитву "Отче наш ...остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим"? Сама не прощаешь, а у Бога просишь прощения? Всуе молишься, Бог не простит тебе до тех пор, пока не примиришься с тетей.
     37. Всякое доброе дело - разговор духовный, чтение душеспасительных книг, терпение обид, поношений, укорений, презрения и насмешек - относится к молитве.
     38. Детская молитва скоро доходит к Богу. Черта детей - простота, откровенность и естественность. Вот Господь и повелел нам быть такими, такая черта была у всех подвижников.
     Ночное время помогает сосредоточиться. Кругом полнейшая тишина, как-то особенно чувствуешь близость Господа.
     39. Как читать Священное Писание? Читай Евангелие ежедневно. Если очень недосужно, хоть одно зачало все же прочти, хоть несколько строчек. Читай не так, чтобы только прочесть, но сперва
     внутренне помолись Господу, чтобы Он открыл твой ум, очи сердечные для разумения силы святого благовествования Христова. Читай внимательно, точно по складам. Опытом познаешь духовную силу, исходящую из такого чтения, подобно кровоточивой жене. Что понятно - старайся исполнять, а непонятно - пропускай. Так святые отцы советуют. Священное Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу. А исследование непостижимого относится к гордости.
     40. Священное Писание могут понять правильно только чистые сердцем, они уразумеют волю и намерение Божие в Писании, а людям с неочищенным сердцем от страстей оно послужит камнем преткновения. Писания святых отцов тоже одним разумом понять нельзя, они понимаются жизнью.
     41. Читаем, да спрашиваем. Надо начать трудиться: очищать свое сердце от страстей и стараться исполнять евангельские заповеди, ибо Суд во Второе пришествие будет по Евангелию.
     42. Стремись к добродетели насколько хватит сил и понуждай себя крепко, это состоит в нашей свободной воле, но устоять в добродетели не в нашей власти, а в Господней. Господь хранит нас не за наши труды, а за смирение.
     43. Простит ли тебя Господь? Эта мысль дьявольская. Она пугает тебя по своей злобе, не слушай его. Нет такого греха, который превышал бы Божие милосердие.
     44. На исповеди не надо стараться, чтобы были слезы, скажи, что есть на совести и больше ничего.
     45. Какие страсти замечаешь в себе, с теми и борись, только не одними своими силами, а с Божией помощью. Больше обрати внимания на главную страсть, которая тебя борет.
     46. Вредят внимательному: светские книги, политика и хождение без нужды по людям.
     47. Совет твоему мужу: пусть он покрепче положит начало в своем сердце, чтобы больше не пить вина, и молится Богу о помощи, ибо Господь слышит каждого человека. Алкоголь всегда льстит и обманывает: начинаешь пить для веселья, а получаешь душевный недуг и телесную болезнь.
     48. Ты себя называешь худым и никуда негодным. Последи за собой, когда кто повторит эти слова, что тогда почувствуешь? Если бы ты так и чувствовал, как говоришь, то не осуждал бы других ни в чем, не гордился бы и не гневался, и не оскорблялся бы зато, что кого-то назвали умнее тебя.
     49. Когда враг вносит помыслы самохваления, припоминай прежние грехи, чтобы смирить себя. Один подвижник в таких случаях говорил себе: "Старик! Посмотри на свой блуд".
     50. Сделал что-либо со тщеславием, жди бесславия.
     51. Помни, что за каждое праздное слово дадим ответ перед Богом на Страшном Суде.
     52. Господь по своему милосердию милует и прощает грешных, а ты ругаешь их. Им и так тяжело, а ты еще хочешь прибавить тяжести. Святые отцы очень милостиво обращались с грешниками: "Если увидишь грешных, прикрой своей одеждой, уйди и не осуждай". Молись за них, обращайся с ними как можно поласковее, с таким обращением не погрешишь.
     53. Если праведник совратился с пути, Господь не помянет его праведность, а грешник, если исправился, то Господь не помянет его грехов.
     54. Не осуждай никого ни в чем и не будешь осуждена. Если будешь следить за собой, найдутся грехи, которые не дадут осуждать других. Осуждающий всегда ошибается и неправильно судит, ибо мы не знаем причину согрешающего, а судим по своему усмотрению. Кто как настроен, тот так и о других заключает, ибо кривое око на всех криво глядит. Кто кого в чем осуждает, тот сам в эти же грехи впадает, иначе и не бывает. Осуждающий других уподобляется антихристу, ибо восхищает Суд Божий.
     55. Ты соблазняешься тем, что некоторые священнослужители совершают службу очень небрежно, и тебе иногда не хочется даже и в церковь идти. Знай и крепко веруй, что Святые Тайны совершаются не по достоинству священнослужителей, а по милости и любви Божией: Божией благодатью.
     56. Чего себе не хочешь, того и другим не делай и вражды не имей, иначе молитва не будет прививаться к сердцу.
     57. Нет такой заповеди, чтобы требовать от других любви и исправной жизни.
     58. Любишь вкусную пищу. А кто не любит? Только тот не любит, кто вкусил небесного утешения и обуздывает чрево - этого господина всего худого.
     59. По духовному ведению и наказания разные: кто стремится к добродетели и падает, такому надо сделать снисхождение, ибо он не стремился ко греху, искусился нечаянно. А кто не стремился к добродетели, такому требуется строгое наказание, чтобы вразумился.
     60. Помыслы бывают трех родов: человеческие, ангельские и бесовские. Мысли человеческие не что иное, как мечтательные образы вещей мира сего. Ангельские помыслы всегда добрые и на сердце бывает мир и тишина, даже некоторое веселие. А бесовские мысли всегда греховные, и в сердце чувствуется смущение. Иные люди иногда говорят: "Что ни шаг, то грех". Так говорить неправильно. У святых отцов все приходящие мысли названы прилога-ми, хоть и худые они, но безгрешны. Мы по самовластию можем принять и не принять их. Если не примем, то они безгрешны, а если примем и будем говорить с ними, тогда они будут греховные и доведут до телесного греха.
     61. В хульных помыслах на Бога и на Святые Тайны нет греха, ибо они от дьявола и называются прилогами. Не обращай на них внимания и мысли возведи на какой-либо предмет Священного Писания. "Отойди от Меня сатана", - сказал Господь хулителю-дьяволу, искушавшему Его в пустыне чревоугодием, тщеславием, гордостью. Вот и ты говори так же. Хулитель-дьявол, хоть и всех искушает, но гордые больше страдают хульными помыслами.
     62. Очень бойся возмечтать о себе, что ты что-то получила великое, а другие этого не знают. Некоторые подвижники были восхищены в другой мир, видели славу святых, люди прославляли их. И они возмечтали о себе, и гордость дьявольская овладела ими. Они упали с духовной высоты и вели жизнь распутную на посмешище людям.
     63. Гордый настаивает на своем в разговоре, чтобы всегда был его верх, другому подчиняться не может, упорно отстаивает свои мнения.
     64. Уныл дух твой и смятется сердце твое: почувствовала себя выбившейся из колеи и стала никуда негодной и сама над собой удивилась. Вся причина в тебе: не замечала, что находилась в тонком самомнении и думала, что уже летишь на небо, а внутреннего смирения не было у тебя и совершенного расположения на волю Божию. Смирение в том и состоит, чтобы чувствовать себя негодной.
     65. Господь хранит за смирение и благодать дает не за труды. Насколько человек смиряется, настолько и преуспевает в духовной жизни.
     66. Блаженно твое состояние, если ты чувствуешь себя скудной и младенцем среди людей образованных духовно, не завидуй таковым и не стремись к духовным восторгам. Мистики стремятся к таким благодатным ощущениям и вместо истинного созерцания впадают в дьявольскую прелесть.
     67. Довольство, богатство, любовь родителей и похвалы окружающих - большая помеха в духовной жизни. Надо бояться похвалы, ибо она воспитывает тщеславие и самомнение; горе, если похвала будет выше дел.
     68. Люди непостоянны: сегодня хвалят, а завтра свалят.
     69. Быть на Фаворе со Спасителем очень весело, но когда придется быть и на Голгофе, то терпи.
     70. А если случится пошатнуться в добродетели - не трепещи, ибо естество наше очень изменчиво. Ангелам только свойственно неизменно стоять в добродетели.
     71. По воле Божией к нам приходят скорби, не было бы скорби, и не было бы спасения. Они очень нас смиряют. Мы самонадеянны, хотим своими силами преуспевать в духовной жизни. Только в скорбях понимаем, что наши усилия без Божией помощи не достигают цели.
     72. Господь попускает скорби по нашим силам. Против скорбей одно средство - терпение и молитва.
     73. И святые отцы жили не без забот и у них молитва пресекалась, и они чувствовали себя иногда очень слабенькими. Но они как опытные в духовной брани, не малодушествовали в изменениях, а терпели.
     74. Во время скорбей надо читать Святое Евангелие и писания святых отцов.
     75. "Болезни посланы Богом за грехи твои...". Не надо так думать. Судьбы Господни непостижимы, и наш ограниченный умишко не может понять их.
     76. Тяжело болеешь. Терпи с расположением на волю Божию. Если будешь полагаться на волю Божию, тогда скорби будут тревожить слегка. Болезни напоминают нам о переходе в вечность.
     77. Во время скорби жди мирного устроения, а во время мирного устроения жди скорбного.
     78. Ты хочешь найти какую-то новую стезю, чтобы миновать тяжелые переживания, так не бывает.
     79. В душевном расстройстве не надо решать никакого дела.
     80. О своем внутреннем утешении и скорбном испытании не надо никому говорить, кроме духовного отца.
     81. Если хочешь себя расстроить, поговори с человеком другого устроения.
     82. На работе и на людях старайся умно предстоять перед Богом, то есть иметь память Божию, что Он тут.
     83. Не отделяйся от других. Ходишь на именины, и ходи, только там будь внимательна, имей присутствие Божие.
     84. Не удивляйся, что иногда на тебя смотрят дико: у них понятия другие, чем у тебя. Умудряйся, говори сообразно с их устроением.
     85. Если кто спросит у тебя совета, отвечай, что знаешь, но предварительно помолись внутренне и расположись на волю Божию, говори просто, не мудрствуй, не старайся повлиять.
     86. Во всех недоуменных вопросах возьми себе за правило совет богомудрых святых отцов, если предстоит тебе два зла, выбирай меньшее, а если две добродетели - выбирай большую. Конечно предварительно помолись, чтобы Господь вразумил.
     87. Не надо обращать внимание на других, следить за их недостатками, ибо каждый человек сам за себя дает ответ Богу. Пусть они сами разбираются в своих делах. Пусть позаботятся о других те, кто поставлен на это Промыслом Божиим.
     88. Всегда ко всем относись хорошо и вежливо, когда что скажут неприятное - терпи. В гневе никакого дела не решай и разговор прекращай: всегда согрешишь и скажешь неправильно и после будешь сожалеть.
     89. Чего себе не желаешь, того другим не делай.
     90. Старайся быть мирным, не касайся никаких чужих дел, уклоняйся от разной нелепой болтовни, чтения газет и узнавания новостей.
     91. Старайся ни на кого не иметь вражды, ибо от ближнего зависит жизнь и смерть.
     92. Вместе жить и ладить очень трудно, ибо устроение и характеры у всех разные, а чтобы был мир, требуется с обеих сторон стремление к миру и согласию. Тогда и почиет на нас Божия благодать.
     93. Вы с Н. разные, потому и сердце твое не располагается к ней. Бог один, а путей к Нему много и всяк идет своей дорожкой.
     94. Куда бы ни поехала, свой внутренний хаос с собой повезешь, и там встретишь людей, а не Ангелов; а Царствие-то Божие ведь не вне, а внутри нас.
     95. Нам очень вожделенна своя волюшка. А надо оставить ее и исполнять волю другого. Очень трудно уступить другому, это могут сделать только великие души, а слабенькие настаивают на своем.
     96. Если человек не стремится сам на какую-либо должность, а его выбирают, значит на то есть воля Божия, и Господь поможет ему.
     97. У вас нет детей, и вы желаете иметь их. Это естественно. Однако иногда не на радость родителям они бывают, а на великие скорби. Расположимся на волю Божию: "Господи, Ты знаешь наши нужды раньше нашего прошения, благослови по Своей благости все, что будет нам на пользу".
     98. Если что стрясется по человеческой немощи, унывать не надо, смиримся, сознаем свою немощь и покаемся. Человеку свойственно падать, а дьяволу - не каяться.
     99. Нужно иметь чистую совесть к Богу, к людям и к вещам. Стараться исполнять Евангельские заповеди, никого не осуждать и не с кем не враждовать, пользоваться вещами непристрастно.
     100. Лучше немощная совесть, чем добродетель со тщеславием.
     101. Кто верит снам, тот вовсе не искусен, подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить ее. Сны чаще всего бывают идолами помыслов, игрою воображения, бесовскими над нами надруганиями и забавами. Через верования снам многие прельстились и погибли.
     102. Мы должны иметь послушание Церкви, и исполнять в точности все, что она заповедала. Если по немощи, как человецы, что не исполним - укорим себя и покаемся.
     103. Большая ошибка и немощь - много заботиться о том, чтобы продлить нашу жизнь. Жизнь и смерть в руках Божиих. Господь сказал: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам".
     104. Бога не представляй строгим карателем. Он очень милостивый.
     Слава, Господи, Твоему милосердию.
     

 

 

 

 

ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ХРИСТИАНАМ, В МИРУ ЖИВУЩИМ

 

Настоящий текст печатается с сохранением орфографии оригинала по книге: С.А. Нилус. "Святыня под спудом. Тайны православного монашеского духа". Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1991.

 


     Душеполезные наставления


Счастливы живущие под воскрилиями таких светильников веры и духа, как наши молитвенники - старцы. Своей добродетельной подвижнической жизнью они воздействуют на нас, распространяя свое светоносное влияние далеко окрест. В грустные минуты тяжкого раздумья мы, утешаясь творениями праведников, воспринимаем их советы как душеполезные и спасительные наставления, обращенные ко всем, в миру живущим. Некоторые из этих крупиц духовной мудрости мы и приводим ниже:

     1. В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы - Господа. Во имя Божие, вот как приказываю вам жить, когда вы бываете одни; хотя бы и скорбно вам было, хотя бы и не хотелось - всегда мысленно сердцем вашим призывайте Господа Иисуса Христа, живущего в душе вашей.
     2. У послушников Христовых в предмете должна быть воля не своя, а Божия, которая и апостолам, и нам воспретила исследовать будущее, его же Бог положил во власти Своей.
     3. Если живете вы с другими, то служите им, как Самому Богу, и не требуйте за любовь любви, за смирение - похвалы, за службу - благодарности.
     4. Чем можете соблазнить или оскорбить живущих с вами ближних, того отнюдь не делайте; а если оскорбят вас, смотрите на это не как на оскорбление, а как на приготовление вам от Господа Бога орудия, которым, если захотите, можете истребить в себе всякую нечистоту сердечную.
     5. Прежде, нежели что скажете, рассудите, не оскорбит ли ваше слово или дело Бога, или ближнего.
     6. Не судите чужого раба, стоящего или падающего: у него есть Бог, сильный удержать его от падения и восставить по падении.
     7. Вспоминайте, что та минута, которую отнимает у вас лень, есть, может быть, последняя в вашей жизни, а за ней - смерть и суд. Оставьте негу.
     8. Не огорчайте никого и не платите бранью за брань, скорбью - за скорбь: и в книге животней имя ваше будет написано с преподобными.
     9. Прошу вас, други мои, не пренебрегайте никаким средством, которым можно угодить Богу; а таких средств множество, как-то: ласковое обращение с людьми; утешение печального; заступ-ление обиженного; подаяние неимущему; отвращение очей от дурных предметов; противостояние дурным помыслам; понуждение себя на молитву; терпение, милосердие, справедливость и прочее тому подобное. Исполнение этих священных добродетелей привлечет к вам всесильную помощь Божию, а с нею одолеете все трудное, прежде казавшееся невозможным к преодолению нашими силами.
     10. Всячески противостойте вспыльчивости и, при Божией помощи, она непременно ослабеет. Если случится тебе когда разгневаться, тогда, ничего не говоря, или отойди, или затвори уста свои дабы не опалить яростным пламенем гнева душу свою и ближнего твоего; но едва угаснет пламень и мирно будет сердце твое, тогда все устроится по-доброму.
     11. Всячески остерегайся на что-нибудь сердиться: всякая неприятность не сама по себе постигает нас, но допускается Промыслом Божиим для тех же спасительных целей, для коих святой апостол Павел "много раз был... в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе" (2 Кор. 11, 26-27).
     12. Зная это, не обращайте внимания на то, кто обидел вас и за что обидел, а только помните, что никто не осмелился бы нанести вам оскорбление, если бы не Господь хотел допустить это, и поэтому благодарите лучше Господа, что постигающими вас скорбями Он ясно показывает, что вы ему не чужие и ведет вас в Царство Небесное. Священное Писание глаголет: "Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?" (Евр. 12, 7).
     13. Оставляйте суровость всегда и будьте пред Господом в обхождении с людьми как дети незлобивые.
     14. В любви Божией пребывайте, ей учитесь, ею дышите: Бог есть Любовь, и кто в любви пребывает, тот - в Боге, и Бог - в нем. И в скорбной жизни сладко жить с Божиею любовию.
     15. Не в многоглаголании есть спасение, а в совершенном внимании к себе.
     16. Отвыкайте от споров: они, возмущая сердце, лишают нас мирного состояния души. Всякой вздорной мысли противопоставляйте молитву Иисусову. Не верьте предрассудкам.
     17. Подозрительность - совсем не христианское свойство, и потому не усваивайте его. Мудрости же, осторожности и непорочности требует от нас Сам Бог чрез Священное Писание: "будьте мудры, как змии и просты как голуби" (Мф. 10, 16).
     18. Всегда держитесь середины: крайности нигде и ни в чем непохвальны. Помните старческое слово: "могущему понести, все возвести".
     19. Всегда будьте преданы воле Божией, всецело для нас спасительной.
     20. Обращайтесь с ближними весело и с любовию. Любите их, служите им: они дороги, за них пролита кровь Спасителя, они - члены Христовы. Не оскорбляйте их даже едва заметным знаком.
     21. Спасайте себя благоугождением пред Господом Богом, благоугождая Ему всеми видами любви. О том только и заботьтесь, чтобы обогащаться любовью. В ком есть любовь, тот имеет в себе Бога.
     22. Заметьте, что вы только тогда бываете вполне довольны всем, когда имеете терпение, смиренномудрие, покорность и ко всем любовь.
     23. Не вспоминайте с упреком о прошедшем, иначе Господь Бог вспомнит и взыщет с вас то, что уже простил вам.
     24. В унынии заставляйте и сердце, и язык ваш молиться так: Господи, спаси мя - погибаю!
     25. Если кого просите о чем, то просите с терпением жены Хананеянки.
     26. Поверять чужие пороки есть грех, потому избегайте такой греховной уверенности.
     27. Если вы каким-нибудь образом огорчили слугу, то употребите такое средство, чтобы он забыл сделанное ему огорчение.
     28. Делайте все с разборчивостью, не спеша, чтобы дела ваши были успешны.
     29. Злое побеждайте добром: худого худым исправить нельзя.
     30. Без отречения от своей воли нельзя положить и начала спасению, не только спастись. Испрашивайте же себе у Господа самоотречение, чада мои: оно необходимо ко спасению.
     31. Если вздумаете кого навестить из ближних, то, при посещении его, положите себе за непременную обязанность сохранить к нему ту же любовь и то же расположение, в котором вошли к нему, хотя бы и получили какое-либо оскорбление.
     32. Во всякой случившейся неприятности при сношении с ближними обратитесь прежде всего к себе: по строгом исследовании мы почти всегда находим, что сами были причиною неудовольствия.
     33. В минуту вспыльчивости молчите и творите молитву Иисусову.
     34. Не оправдывайтесь, не спорьте, снисходите к характерам и летам. Утешайте всех и каждого, чем можете; не осуждайте никого; не платите злом за зло; всех любите, всех прощайте; всем будьте слугами.
     35. Себя считайте последними и грешнее всех.
     36. Любите Господа Бога и молитесь Ему, как Отцу; смиряйтесь пред всеми христианами, и возлюбит вас Господь Бог ваш, и возрадуется о вас ваш пастырь.
     37. Переносите нетерпеливость, бестолковость, невежество, напрасный гнев, все без прекословия.
     38. Когда возымеете к кому-нибудь невольное чувство неприязни, старайтесь победить это греховное чувство; заставьте себя так молиться: спаси Господи раба Твоего (такого-то) и святыми его молитвами умири сердце мое. Принудьте себя оказывать нелюбимому человеку всякого рода внимание и услуги: и Господь, видя доброе ваше намерение, не только вырвет из сердца вашего греховную неприязнь, но и его самого исполнит святою любовью.
     39. Если не утешает вас молитва при ее исполнении, то знайте, что она готовит вам Божественное утешение и сладость вскоре по исполнении: "терпя потерпех Господа, и внят ми".
     40. Во всю свою жизнь, пред каждым своим действием, руководитесь следующим христианским рассуждением: задуманное мною действие не противно ли воле Божией, не губительно ли оно для души моей, не обидно ли оно для ближнего? Если, по строгом исследовании, совесть не зазирает вас, то намерение свое приводите в исполнение; , а если зазирает, удержитесь от его исполнения.
     41. Не касайтесь языком своим чести ближнего, но свой язык употребляйте только на славословие Божие и на чью-либо пользу и назидание. А захотите злоречить, то вспомните грехи, соделанные вами от юности и порицайте себя за то, что сделали их.
     42. Не тяготитесь жизнью: она несносна только для злочестивых; а кто верует в Господа Иисуса Христа, уповает на Него, любит Его, для того она всегда сносна.
     43. Жизнь нам дана только для того чтобы мы славили Бога, благотворили ближнему и достигали Вечного Царствия указанным в Евангелии тесным путем а не для того, чтобы веселиться в ней: "блаженны плачущие ныне", а - не смеющиеся.
     44. Смирение получило свое начало от смирившегося Господа Иисуса и есть венец и красота всех добродетелей. Что засохшей земле дождь, то человеческой душе смирение.
     45. Смирение есть такая добродетель, которою любуется Сам Бог: "на кого воззрю?" - говорит Он: "токмо на кроткого и смиренного, и трепещущего словес Моих".
     46. Но в чем состоит смирение? По моему мнению, оно состоит в том, что человек считает себя грешнее всех, никого не унижает и не оскорбляет, не осуждает, внимает лишь себе и не ищет ни богатства, ни славы, ни похвалы, ни чести, считая себя вовсе того недостойным; мужественно терпит уничижение, брань, укорение, признавая себя в сердце своем заслужившим это; со всеми обращается радушно, всякому с любовью готов служить, не видит своих добрых дел и не говорит о них без нужды. Подобного смирения испрашиваю вам у Господа Бога, чада мои, потому что оно не только избавит вас от греха, но и приведет в любовь к Тому, Кто смирил Себя до смерти, смерти же крестной.
     47. Любовь покрывает множество грехов. Если вы будете печальным - утешением, несчастным - облегчением, бедному -помощью, сироте - отцом и матерью, больному - успокоением, слуге - милостивым, заблудшему - руководителем ко спасению и всякому христианину - усердным, по возможности, служителем; то за такую любовь вашу к меньшим братиям и членам Господа нашего Иисуса Христа не только изгладятся грехи ваши, но и узрите Господа лицом к лицу и возрадуетесь во веки.
     48. Полагайте на уста хранение, упражняйте сердце в молитве Иисусовой, прилежите всякого рода воздержанию - и получите дар бесценный, дар любви Божией к вам.
     49. Воздавайте кесарево кесарю, а Божие - Богови.
     Направляя внешние, относящиеся к общежитию дела, по сердцу непрестанно будьте жертвою Богу и так живите в этом Вавилоне (мире сем), чтобы беспрестанно памятовать о своем Горнем Иерусалиме и о своем предназначении.
     50. Променяйте благородство ваше на рабство Господу Иисусу Христу. Неге противьтесь, роскоши избегайте и не превозноситесь пред вашими рабами; в высшем они с вами равны, потому что Господь наш призывает и их к Святой Своей Трапезе теми же словами, как и вас: "приимите, ядите, сие есть Тело Мое... пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26, 26-28).
     51. Долины, лежащие внизу, почти всегда бывают тучны и плодоносны, а высокие горы большею частью сухи и неспособны к плодоношению. Равным образом, колос, который держит голову вверх, всегда бывает пуст, а который стоит, поникнувши голову, в том много зерен. Имейте сердце смиренное - и обогатитесь всем нужным ко спасению.
     52. На долину плодоносную дождь льется и прямо с облаков, и с высоких гор: таково смирение. Под именем дождя я разумею благодать Божию, которая дается смиренным и непосредственно от Бога, и через людей, в сей жизни духовно вознесенных Господом, как вознесены горы. Если внутреннее ваше будет смиренно отдано в волю Божию и закрыто для входа врагам его, то приидет к вам Утешитель Дух Святый и вселится в вас.
     53. О пространном пути забудьте: Господь, по милосердию Своему, ведет вас тесными вратами в Царство Небесное; а тот путь приведет в пагубу вечную.
     54. И вам, и себе желаю в этой жизни только очищения от грехов и прошу Господа Бога, чтобы Он с нами сделал все то, чем угодно будет Ему очистить грехи наши и смыть беззакония, хотя бы для сего нужно было бесчестие и бесславие. И вам, и мне должно жить по заповедям Божиим, а не по толкам человеческим.
     55. Для пользы своей души любите уединение и, покорившись совершенно велениям Отца Небесного, приучите свое сердце к непрестанной молитве Иисусовой. От внутреннего пребывания в вас Господа Бога вы соделаетесь во всем терпеливее, любвеобильнее и смиреннее.
     56. Берегитесь, чтобы леность не расслабила ваших сил для подвигов духовных: она - первый враг для живущих в удалении от Отца; но и не отчаивайтесь в спасении и не печальтесь чрезмерно, если иногда ослабеете в подвигах.
     57. Не дела, собственно спасут нас, а милость Божия, если мы творим дела только во имя Господа Иисуса Христа, Который да не лишит вас, другов моих, милости Своей во все дни живота вашего. Слабы ли вы, дурны ли - все прибегайте к милосердному Господу Иисусу Христу и надейтесь на Него крепко: эта надежда не посрамит вас во веки.
     58. Не презирайте слов моих и не считайте их трудными к исполнению: для Господа и с Господом все трудное не трудно и все скорбное не скорбно.

     Иго бо Его благо и бремя Его легко есть.

Фрибеты Леон |X| ГДЗ по русскому языку 3 класс Климанова рабочая тетрадь |X| http://golovalab.ru

Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru


      Rambler's Top100