Библиотека svitk.ru - саморазвитие, эзотерика, оккультизм, магия, мистика, религия, философия, экзотерика, непознанное – Всё эти книги можно читать, скачать бесплатно
Главная Книги список категорий
Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск

|| Объединенный список (А-Я) || А || Б || В || Г || Д || Е || Ж || З || И || Й || К || Л || М || Н || О || П || Р || С || Т || У || Ф || Х || Ц || Ч || Ш || Щ || Ы || Э || Ю || Я ||

Головин С. Ю.

Словарь практического психолога

(около 2000 терминов, 1998 г.)

 

Словарь-справочник содержит разделы по: психологии социальной, психологии труда, психотерапии, психодиагностике, патопсихологии, психофизике, дефектологии, а также по психологии восприятия, психологии личности, психологии мотивов, психологии мышления, психологии памяти, психологии эмоций, чувств и ощущений. Особое внимание уделено психоанализу.

 

 

_Б_

БАЛАНС ПРОЦЕССОВ НЕРВНЫХ -> процесс нервный: уравновешенность

БАРБИТУРАТ — производные барбитуровой кислоты. Применяются как средства седативные или снотворные.

БАРБИТУРОМАНИЯ — род токсикомании. Характерен потребностью в постоянном приеме барбитуратов.

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — психическое состояние, проявляемое как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий, — внутреннее препятствие психологической природы: нежелание, боязнь, неуверенность и пр. Часто появляется в деловых и личных взаимоотношениях, мешая установлению открытых и доверительных отношений. Эмоциональный механизм барьеров психологических состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, ассоциированных с задачей, — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки (например, «страх сцены»). В социальном поведении барьеры психологические представлены барьерами коммуникативными (барьерами общения), проявляющимися в отсутствии эмпатии, в жесткости межличностных установок социальных и прочем; а также барьерами смысловыми.

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ — взаимное непонимание между людьми возникающее при общении, — следствие того, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию. Несовпадение смыслов высказываний, просьб, приказов и прочего создает препятствие для развития взаимодействия партнеров. Особенно выраженно барьеры смысловые проявляются во взаимоотношениях взрослых и детей, когда ребенок, даже понимая правильность требований взрослого, не принимает их, если они игнорируют его взгляды, ценности, систему его смыслов личностных.

БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ — согласно З. Фрейду — понятие и концепция, фиксирующие и объясняющие причины и механизм ряда заболеваний психических, особенно неврозов, характерных наличием неосознаваемого стремления человека к заболеванию и погружению в болезнь как средство и способ защиты от конфликта и реальности. Выступает как способ замещения недостающего удовлетворения, реализуемый путем регрессии (обратного развития), возвращения к прежним формам сексуальной жизни, кои в свое время доставляли удовлетворение. Эта регрессия двояка: временная — возвращение либидо к прежним ступеням развития, и формальная — проявление эротической потребности с помощью примитивных средств. Оба вида регрессии направлены к периоду детства и ведут к восстановлению инфантильного состояния половой жизни.

БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ — согласно Э. Фромму — понятие и концепция, фиксирующие и объясняющие причины и механизмы действия динамических факторов психики, побуждающих человека к добровольному отказу от свободы. Подобные механизмы образуются на основе отчужденности и неуверенности современного изолированного индивида, который отказывается от независимости своей личности с целью слияния ее с чем-то внешним и обретения таким путем дополнительной, «вторичной» силы. К социально значимым механизмам бегства от свободы относятся авторитаризм, разрушительность и автоматизирующий конформизм.

БЕСЕДА — в психологии — метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской) детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования — от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться — и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы. Как самостоятельный метод, беседа использовалась в работе некоих ведущих психологов мира (-> беседа клиническая; беседа психоаналитическая). Беседа применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными метолами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты. Как специфические виды беседы выделяются:

1) введение в эксперимент — привлечение к сотрудничеству;

2) беседа экспериментальная — в ходе коей проверяются рабочие гипотезы;

3) интервью.

БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ — метод получения информации посредством устного опроса клиента и проведения терапевтической беседы при оказании психологической, психиатрической и медицинской помощи. Также — терапевтический метод при оказании помощи психологической. В психиатрии и психологии медицинской применяется для помощи клиенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. В психоанализе применяется для диагностики и помощи клиенту в осознании собственных внутренних проблем и затруднений, конфликтов, бессознательных влечений, скрытых мотивов поведения и пр. Относится к самым свободным формам беседы, ибо поведенческие реакции почти неисчерпаемы. В таких беседах психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты и пр.). Существенная предпосылка успешности беседы клинической — установление позитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости, приспособляемости к преобладающим интересам клиента, находчивости. Иногда беседа может дать непосредственный психотерапевтический эффект; .при этом клиент не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход беседы строятся на предварительных данных диагноза.

БЕСПОМОЩНОСТЬ ВЫУЧЕННАЯ — состояние, возникающее у человека и животных после достаточно длительного аверсивного воздействия, избежать коего не удается: в экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям дается серия нерешаемых задач, или же в их деятельность вводятся неустранимые помехи. У животных беспомощность выученная проявляется торможением моторного поведения, ослаблением биологических мотиваций, нарушением способности к обучению новым навыкам, а также появлением разнообразных соматических расстройств — выпадение волос, повышение артериального давления, изъязвление слизистой оболочки желудочно-кишечного, тракта, снижение общей сопротивляемости организма и пр. У человека беспомощность выученная проявляется эмоциональными расстройствами (депрессия или невротическая тревога); возможно появление расстройств психосоматических. Основная характеристика беспомощности выученной — тенденция к генерализации: будучи выработанной в одной конкретной ситуации, она, как правило, распространяется на многие другие, так что субъект перестает пытаться решить даже разрешимые для него задачи. Степень генерализации зависит от прошлого опыта и психологических установок субъекта. Беспомощность выученная определяет собой все поведение и вызывает стойкую депрессию прежде всего:

1) у лиц, считающих, что их неудачи определяются их собственными недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если и случаются, зависят от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей;

2) у лиц, полагающих, что их неудачи относятся не только к данным конкретным обстоятельствам, но и характерны для любых других жизненных ситуаций -: не только в настоящем, но и в будущем;

3) у лиц, имеющих представление о себе как о не способных справиться с предложенными задачами или жизненными трудностями, тогда как для любого другого человека эти задачи вполне разрешимы. Напротив, уверенность, что с задачей не смог бы справиться никто, препятствует развитию беспомощности выученной, а представление о том, что не удается решить задачу только здесь и сейчас, и к тому же не по своей вине, предотвращает ее генерализации.

БЕСПОМОЩНОСТЬ КОГНИТИВНАЯ — психологическое состояние или ситуация, при коей индивид, имея нужные знания, навыки и умения для решения поставленной задачи, в силу ряда причин когнитивного характера оказывается неспособным ее решить.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — 1. Совокупность психических процессов актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении коих отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии коих субъект не отдает себе отчета. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психического, в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношениями к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями:

1) непосредственное эмоциональное вчувствование;

2) идентификация;

3) заражение эмоциональное;

4) объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по каким-то существенным признакам. Зачастую в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит выражение в ранних формах познания ребенком действительности и в первобытном мышлении, в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в подпороговом восприятии (-> восприятие субсенсорное), в непроизвольном запоминании и прочем; а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаются. Выделяются четыре класса проявлений бессознательного:

1) надсознательные явления (-> надсознательное);

2) неосознаваемые побудители деятельности (-> побудитель неосознаваемый) — неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обусловливаемые имеющим смысл личностный желаемым будущим.

3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (-> регулятор неосознаваемый);

4) проявления восприятия субсенсорного. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения — необходимое условие создания целостной картины психической жизни личности.

Бессознательное. Термин З. Фрейда, означающий самую важную, содержательную и обширную систему психики, включающую различные, В том числе противоположные, неосознаваемые «первичные» влечения, инстинкты, желания, импульсы, мысли и пр. Именно Фрейд начал экспериментальную разработку понятия бессознательного. Он показал, что многие действия, в реализации коих человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут объясняться действием инстинктов. Он рассмотрел, как некая мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. Сами по себе процессы психические бессознательны: сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Бессознательное являет собой асоциальную, аморальную и алогичную инстанцию психики, где действуют мощные безличные силы жизни и смерти; поэтому оно может рассматриваться как истинно реальное психическое.

Основной регулятор этой системы — принцип удовольствия (=> процесс душевный бессознательный). Содержания этой области не осознаются не потому, что они слабы (как в предсознательном): они сильны, и сила их проявляется в том, что они оказывают влияние на действия и состояния субъекта. Их отличительные свойства — действенность и трудность перехода в сознание. Это объясняется работой двух постулированных психических механизмов — вытеснения и сопротивления. К бессознательному относятся те желания, влечения, переживания, в коих человек не может себе признаться и кои поэтому либо не допускаются к сознанию, либо вытесняются из него — как бы забываются, но все же остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая своего «хозяина» к тем или иным поступкам, проявляясь в них в искаженном виде — в сновидениях, творчестве, фантазиях, невротических нарушениях, оговорках и пр. Такая своеобразная цензура возникает прежде всего потому, что эти запретные желания и переживания не соответствуют правилам запретам и идеалам, кои выработаны под влиянием взаимодействия с окружением, и в первую очередь — взаимоотношений с родителями в детстве. Эти переживания как бы аморальны, хотя и естественны. Подавленные желания, внутренний конфликт влечения и запрета — причина психологических сложностей и страданий, доходящих до невротических заболеваний. Стремясь к реализации, бессознательное как бы находит пути обхода цензуры. А сновидения, оговорки и пр. — своеобразный символический язык, который можно расшифровать. Итак, три основные формы проявления бессознательного — это сновидения, действия ошибочные и симптомы невротические. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:

1) неосознаваемые мотивы — истинный смысл коих не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;

2) поведенческие автоматизмы и стереотипы — действующие в привычной ситуации, осознание коих излишне в силу их отработанности;

3) восприятие подпороговое — в силу большого объема информации не осознаваемое.

Бессознательное: вид (два вида бессознательного). Согласно З. Фрейду, в динамическом смысле существует лишь один вид бессознательного, тогда как в описательном — два вида:

1) латентное — способное стать сознательным (-> предсознательное);

2) вытесненное — само по себе не могущее стать сознательным.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ -> сопротивление бессознательного.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ (сверхсознание) — Согласно Р. Ассаджоли — высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ — Согласно К. Г. Юнгу — особая форма общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта филогенетического развития человечества. Особый класс явлений психических, кои в отличие от бессознательного индивидуального (личного) являются носителями опыта филогенетического развития человечества. Бессознательное коллективное запечатлевает опыт человечества. Каждый является его носителем в силу принадлежности к человеческому роду и культуре, и именно этот пласт бессознательного есть то глубинное, сокровенное, что определяет особенности поведения, мышления и чувствования. Содержание бессознательного коллективного составляют архетипы — всеобщие априорные схемы поведения, кои в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием. Оно существует в душевной жизни наряду с сознанием и бессознательным личным. Учение о бессознательном коллективном — основа теории Юнга (-> психология аналитическая).

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ЛИЧНОЕ — формируется в развитии индивидуального опыта человека и являет собой содержания, им вытесняемые, — комплексы.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ НИЗШЕЕ — согласно Р. Ассаджоли — инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ — согласно Э. Фромму — бессознательное, свойственное большинству людей, — вытесненные элементы, содержание коих — то, что данное общество не может позволить своим членам довести до сознания, если оно собирается и впредь успешно действовать на основе собственных противоречий (=> бессознательное коллективное).

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЕЕ — согласно Р. Ассаджоли — подобие Фрейдовского предсознательного — мысли и чувства, кои могут легко осознаться.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ — один из признаков психического, не являющейся, однако, характеризующим.

БИЛО — этноспецифический термин, означающий форму психотерапии, практикуемую в народной медицине Мадагаскара, направленную на гармонизацию самооценки больного, мучимого симптомами невротическими (раздражительность, беспокойство, тревожность). Процедура этой терапии состоит в том, что больной в течение 15 — 20 дней играет роль царя своего селения. В разыгрываемом представлении участвуют все жителя селения, кои всячески хвалят больного, выказывают ему уважение, даже обслуживают его, а по завершении срока леневия устраивают ритуальную церемонию, смысл коей заключается в ритуальном отождествлении больного с тотемным животным (быком) и в приобщении к его силе. Если эти меры не приводят к исцелению (хотя очень часто они помогают), то вся вина за это возлагается на больного и его упрямство: все жителя деревни его порицают, выражают презрение и могут даже изгнать из деревни.

БИОЛОГИЗМ — одна из причин, на которую не без оснований ссылался бихевиоризм, отказываясь изучать сознание, — недостаток сведений о соответственных нервных механизмах; тогдашнее состояние науки не позволяло объективно подойти к изучению роли мозга головного в феноменах сознания. После достижения психофизиологией значительных успехов в понимании работы нервных цепей и механизмов передачи информации, ситуация изменилась; но интерпретация данных исследований поведения животных натолкнулась на ряд трудностей, связанных с искусственными условиями экспериментов. Утверждения бихевиористов об обусловленности научением любого поведения было поколеблено полевыми исследованиями этологов (-> этология), выяснившими врожденную основу многих форм поведения животных. Сравнительно недавно возникшая социобиология даже доходит до утверждения, что в основе всех форм поведения социального лежат врожденные структуры, присущие человеку так же, как и всем другим животным.

БИОПСИХИЗМ — теория в естествознании, согласно коей психика приписывается всему живому, включая растения.

БИОПСИХОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИОННАЯ — иногда под этим названием объединяются психология сравнительная и зоопсихология.

БИОРИТМ АКТИВНОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ (биоритм психической активности человека) -> активность психическая: биоритм.

БИОРИТМ МОЗГА -> мозг: биоритм.

БИОТИП ЧЕЛОВЕКА -> человек: биотип.

БИОФИЛ (биофильный) — согласно Э. Фромму, личность и тип личности, ориентированные на любовь к живому и на созидание (=> характер биофильный). Противоположное понятие — некрофил.

БИОФИЛИЯ (ориентирование биофильное) — согласно Э. Фромму — один из видов всеобщего, основополагающего ориентирования, определяющий образ жизни и проявляющийся во влечении к жизни и всему живому, в стремлении любить, творить добро и созидать (=> биофил; характер биофильный). Биофилия противоположна и альтернативна некрофилии и деструктивности.

БИОЭНЕРГЕТИКА — создатель — А. Лоуэн. Согласно ему, основная цель терапии — возвращение человека к его «первичной природе» — к состоянию искреннего удовольствия, свободы телодвижений, раскрепощению тела, включению его в жизнь. Главная проблема — в том, что человек при социализации уходит от своих первичных потребностей — как бы отказывается от них. «Возвращение к телу» реализуется посредством специальных упражнений, основанных на напряжении и расслаблении определенных мышечных групп, а также на вербальных способах высвобождения задержанных эмоций.

БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ (предрасположение бисексуальное) — «двойная сексуальность» — понятие, отражающее двойственную природу сексуальности, обусловленную наличием в каждом индивиде мужских и женских элементов, в зависимости от развития и соотношения коих формируется соответственный тип сексуальных предпочтений и поведения.

БИХЕВИОРИЗМ — направление в американской психологии XX в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». Он провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Появление бихевиоризма совпало с быстрым развитием промышленности в США. Существовавший социально-экономический контекст мог лишь приветствовать такое представление о человеке, согласно коему поведение принимает те или иные формы соответственно возникающей ситуации; практическое приложение этой теории — введение конвейеров и развитие рекламы — не заставили себя ждать. Одна из причин, на кою не без оснований ссылался бихевиоризм, отказываясь изучать сознание, — недостаток сведений о соответственных нервных механизмах; в самом деле, тогдашнее состояние науки не позволяло объективно подойти к изучению роли мозга головного в феноменах сознания. Бихевиоризм складывался как направление с явным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно бихевиористам, такие понятия, как осознание, переживание, страдание и прочее не могут считаться научными, ибо они как продукт самонаблюдения субъективны и не поддаются фиксации объективными, научными средствами. Предметом изучения может быть поведение, активность. Активность, внешняя и внутренняя, описывается через понятие реакции, к коей относятся те изменения в организме, что могли быть зафиксированы объективно. Экспериментальная программа Уотсона предполагала, что психолог должен уметь проследить жизнь человека от колыбели до смерти. Бихевиоризм, исходя из того, что сознание будто бы недоступно для объективного изучения, отвергает его роль как реального регулятора человеческой деятельности. Все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма и пр. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы — как психические, так и физиологические -. согласно позитивистской методологии, считаются не поддающимися научному анализу как недоступные прямому наблюдению. Провозглашалось, что предметом науки может быть лишь то, что доступно внешнему наблюдению — факты поведения. Конечно, существование сознания не отрицалось и не подвергалось сомнению, но утверждалось, что оно не может выступать как предмет психологии. Основной метод бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия среды, с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. В качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями. Поведение определяется как система реакций, причем в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула S и ответной реакции R: в качестве описательной и объяснительной предлагалась схему S — R, согласно коей воздействие (стимул) S порождает некое поведение (реакцию) R, причем характер реакции определяется только стимулом. Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), кои образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. С этими представлениями была связана и научная программа — научиться управлять поведением. Предполагалось провести эксперименты, направленные на выявление закономерностей, формирующим стимул-реактивные связи. Эта схема распространялась и на животных, и на человека. А поскольку законы научения — формирования реакции на определенные стимулы — провозглашались универсальными, данные экспериментов с животными распространялись и на человеческое поведение. Бихевиористы считали, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность, а все понятия, связанные с сознанием и прочими проявлениями «духовного начала», не наблюдаемого непосредственно, следует изгнать из сфер научной психологии. «Осознание» субъектом своих ощущений и впечатлений слишком субъективно и совершенно бесполезно для исследователей. Напротив, объективные внешние появления тех же ощущений и впечатлений — например, в виде изменения размеров зрачка, частоты пульса и прочего, — позволяют количественно оценить эти формы поведения и «измерить» чувства. Перед психологией ставились такие задачи:

1) выявить и описать типы реакций;

2) исследовать процесс их образования;

3) изучить законы их комбинаций — образования сложного поведения. Как общие окончательные задачи психологии намечались две: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию), и наоборот — по реакции судить о вызвавшем ее стимуле. Как естественнонаучная база психологической теории принималась концепция рефлексов условных. Считалось, что все новые реакции приобретаются путем обусловливания. Все действия — это сложные цепи, или комплексы реакций. Работы И. П. Павлова позволили Уотсону дать объективное объяснение развитию навыков или появлению новых форм поведения как результата обусловливания — образования рефлексов условных. Но из схемы S — R невозможно понять, как появляются новые действия, — ведь изначально организм располагает лишь ограниченным набором безусловных реакций врожденных. Так, по схеме реакций условных никакие раздражители и их сочетания не могли бы привести, например, к тому, чтобы собака научилась ходить на задних лапах. Поэтому довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограниченность этой схемы для объяснения поведения. Как правило, S и R находятся в столь сложных и многообразных отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается. Экспериментальная практика не подтвердила универсальность предлагаемой схемы, и встал вопрос о том, что имеется нечто, определяющее реакцию помимо стимула — во взаимодействии с ним. В частности, было показано, что само обусловливание являет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку, поместив среднее звено — переменные промежуточные, так что схема приобрела вид S — V — R. Под переменными промежуточными понимались внутренние процессы, опосредующие действие стимула, то есть влияющие на внешнее поведение. К ним относятся такие образования, как цели, намерения, потребности, гипотезы, карты когнитивные (образы ситуаций) и пр. Хотя эти переменные промежуточные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты», о коих следовало судить только по свойствам поведения. Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция бихевиоризма оперантного Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции.

Скиннер, один из самых авторитетных бихевиористов, предположил, что поведение может строиться по иному принципу — определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Имеется в виду, что животное или человек будут стремиться воспроизводить свой опыт, если он имел приятные последствия, и избегать его в случае неприятных последствий. То есть не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом. И можно управлять поведением, положительно подкрепляя его определенные способы; на этом основана идея обучения программированного, предусматривающая пошаговое овладение деятельностью с подкреплением каждого шага. Исследования показали, что научение во многих случаях может быть результатом проб и ошибок при попытках решить стоящую проблему. Это выяснение взаимодействий между организмом и средой позволило Скиннеру развить концепции бихевиоризма, опирающиеся на учение о рефлексах условных, и прийти к выводу, что любое поведение определяется своими последствиями. В зависимости оттого, приятны ли эти последствия, безразличны или неприятны, проявляется тенденция повторять данный поведенческий акт, не придавать ему значения или избегать его повторения в дальнейшем. Так получается, что индивидуум полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действия — чистая иллюзия. Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа реакций условных (наряду с «классическими» Павловскими), получивших название реакций инструментальных, или оперантных. В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении — в виде теории научения социального. Особое направление в рамках бихевиоризма — социобихевиоризм. Бихевиоризм существует поныне, хотя по сравнению с психоанализом и психологией гуманистической находится на втором плане. Но его несомненной заслугой признается показ возможности объективного подхода к психологическим явлениям и разработка методологии и техники экспериментальных исследований. Итак, бихевиоризм предметом изучения сделал поведение, и его приложения — педагогика и психотерапия (в обоих случаях предполагается формирование нужных реакций и исправление ошибочных). Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения — приобретения организмом новых форы поведения. Основное значение бихевиоризма для развития категориального аппарата психологии (-> категоризация) заключается в разработке категории действия, кое в прежних концепциях рассматривалось только как внутренний акт или процесс, тогда как бихевиоризм расширил область психологии, включив в нее внешние, телесные реакции. Но ввиду методологических изъянов исходной концепции бихевиоризма уже в 20-х гг. XX в. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий — в частности, гештальт-психологии, а затем психоанализа. Возник необихевиоризм. Важные заслуги бихевиоризма следующие:

1) он внес в психологию сильный крен в естественнонаучную сторону;

2) он ввел объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования процессов психических;

3) был чрезвычайно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев и пр.;

4) были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и пр. Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр. Бихевиоризм прошел путь от сугубо механистических концепций до теорий, выдвигаемых современными необихевиористами. Хотя некоторые аспекты этого направления выглядят упрощенными и неспособными объяснить поведение во всей его полноте, главная заслуга его — в том, что оно внесло в изучение человеческой деятельности научную строгость и показало, как ею можно управлять. Эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного знания о поведении. Даже психологи, воспитанные на этих принципах, приходят к выводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главных объяснительных понятий психологии понятия образа, внутреннего, «ментального» плана поведения и прочие, а также обращаться к физиологическим механизмам поведения. Ныне лишь немногие из американских психологов (особенно школа Скиннера) продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма.

БЛИЗНЕЦЫ ДВУЯЙЦЕВЫЕ — близнецы, развивающиеся из двух разных яйцеклеток от одновременного оплодотворения двумя разными сперматозоидами. Бывают одного или разного пола и обнаруживают те же различия, что и обычные братья и сестры.

БЛИЗОСТЬ — согласно Г. С. Салливану — тип ситуации, включающий двоих и предоставляющий возможности для утверждения личных ценностей на основе сотрудничества, кое порождается взаимно приспособительным поведением, направленным на достижение возрастающего взаимного удовлетворения и чувства безопасности своего положения.

БЛОКИ МОЗГА — структурно-функциональная модель мозговой локализации функций, психических высших человека, разработанная А. Р. Лурией. Каждая функция психическая высшая выполняется за счет работы трех мозговых блоков. Первый блок — блок регуляции уровня общей и избирательной активации мозга головного — образован неспецифическими структурами ретикулярной формации ствола мозга, структурами среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальными отделами коры лобных и височных долей мозга. Второй блок — блок приема, переработки и хранения модально-специфической информации — образован основными анализаторными системами (зрительной, слуховой, кожно-кинестетической), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием функции психической, обеспечивающий формирование мотивов деятельности и контроль за результатами деятельности посредством большого числа двусторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами, — образован моторными, премоторными и префронтальными отделами коры больших полушарий.

БОВАРИЗМ — термин, означающий клиническое состояние, характерное потерей способности проводить четкую грань между действительностью и фантазией, склонность подменять реальное воображаемым. При этом воображаемый мир может иметь как положительную валентность («грезы желаний»), так и отрицательную («фантазии страхов»). Предрасположенность к таким нарушениям может проявляться уже в возрасте подростковом и юношеском, прежде всего — у интровертированных и эмоционально лабильных индивидов (-> интроверсия; лабильность). При значительной выраженности этого состояния есть опасность появления аутизма. Название этого состояния дал Жюль де Готье по имени главной героини романа Г. Флобера «Мадам Бовари».

БОДРСТВОВАНИЕ — иначе — активное состояние. В психологии западной традиционно рассматривается как состояние активации всего организма, позволяющей ему улавливать, отбирать и интерпретировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением — в зависимости от предшествующего опыта и навыков. Итак, это — состояние, в коем можно приспосабливаться к внешней действительности. Оно периодически сменяется сном, образуя цикл бодрствование — сон. Выделяются такие уровни бодрствования: крайний уровень напряжения, активное бодрствование, спокойное бодрствование. Уровни различаются комплексом вегетативных, моторных и энцефалографических показателей. Это нормальное состояние сознания есть все же состояние, не имеющее реальности в себе. На самом деле — идеальное состояние, в основном проявляемое в способности эффективно расшифровывать внешние стимулы и отвечать на них так, как это принято у большинства группы социальной, коей принадлежит человек. А внушать этот способ реагирования начинают с самого раннего возраста. Мысли, кои человек принимает за свои собственные, на 99% предопределены и обусловлены мыслями других людей. Человек полагает, что его представление о вещах и то, как он на них реагирует, есть нечто личное, но на самом деле это — совокупность мыслительных конструкций, выработанных другими на протяжении поколений. Человек чаще всего лишь воспроизводит и повторяет, чтобы оставаться в согласии с внешней средой — физической и социальной. Осознание внешнего мира и одновременно мира внутреннего меняется на протяжении дня. Восприятие событий в значительной мере зависит от состояния человека — напряжен он или расслаблен, бодрствует или полудремлет. Обработка информации меняется, подчас весьма существенно, в зависимости от уровня бодрствования и готовности к восприятию сигналов. По мере усиления активации организма уровень бодрствования возрастает, но при этом адаптация, возможная благодаря бодрствованию, начиная с какого-то момента может ухудшиться, если активация возрастет чрезмерно. Это может произойти из-за слишком сильной мотивации или же серьезного расстройства чувств. До недавних времен сознание экстравертированное (или сознание поверхностное) рассматривалось психологией научной как единственный нормальный аспект, достойный изучения. Согласно такой классической концепции, слабость активации приводит к дремоте и сну, а чрезмерная активация — к дезорганизации поведения, рассматриваемой уже как патологическое явление, если субъект оказывается не способен восстановить равновесие.

БОЛЕЗНЬ — согласно З. Фрейду — чисто практическое суммарное понятие, означающее порог суммации предрасположения и переживания, вследствие чего многие люди переходят из разряда здоровых в разряд нервнобольных, или наоборот.

БОЛЕЗНЬ ДАУНА (трисомия 21) — Врожденная аномалия, обусловленная наличием добавочной, третьей хромосомы 21 (отсюда — другое название). Больные отличаются монголоидностью черт лица и легкой дебильностъю.

БОЛЕЗНЬ ПСИХИЧЕСКАЯ -> заболевание психическое.

БОЛЬ — психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности. Ценнейшее обретение эволюции животного мира. Исключительно велико клиническое значение боли как симптома нарушения нормального течения процессов физиологических, ибо ряд патологических процессов организма дает себя знать в болевых ощущениях еще до появления внешних симптомов заболевания. С позиции эмоционального переживания болевое ощущение гнетуще и тягостно, подчас переходит в страдание; служит стимулом разнообразных оборонительных реакций, направленных на устранение раздражителей внешних или внутренних, обусловивших появление боли. Болевые ощущения формируются в системе нервной центральной в результате объединения процессов, начинающихся в рецепторах кожи или внутренних органов, импульсы от коих проходят в подкорковые системы мозга головного, вступающие во взаимодействие с процессами коры его полушарий больших. Болевая реакция — особенно инертная и сильная реакция безусловная. Болевое ощущение в известной мере поддается влиянию высших психических процессов, зависимых от таких личностных особенностей, как направленность, убеждения, ценностные ориентации и пр. Многие примеры свидетельствуют как о мужестве — об умении не поддаваться боли, а действовать, подчиняясь высоконравственным мотивам, так и о малодушии — о сосредоточении на своих болевых ощущениях.

БОРОЗДА — углубления, разделяющие извилины и более крупные участки коры мозга головного.

БОЯЗНЬ — состояние ожидания опасности и подготовки к ней (=> страх).

БРЕД (явление бредовое) — Образуемая вследствие болезни совокупность разнообразных представлений, идей, суждений и умозаключений, несоответственных действительности, в коих человека невозможно разуверить. Выступает симптомом многих заболеваний психических, при этом его содержание может быть самым разнообразным: бред преследования, отравления, ревности, величия и пр. Различается бред двух видов:

1) бред, при коем нарушается сфера когнитивная: больной подкрепляет свое искаженное суждение рядом субъективных доказательств, объединенных в «логическую» систему;

2) бред, при коем нарушается и сфера сенсорная: носит образный характер с преобладанием грез и фантазий. Иногда бред сопровождается аффективными проявлениями страха, безотчетной тревоги, ощущением неясной опасности и пр. Бред нужно отличать от идей сверхценных, при коих та или иная реальная жизненная проблема обретает в сознании психически здорового субъекта чрезмерно большую — сверхценную — значимость. Согласно З. Фрейду, две главные характерные черты бреда таковы:

1) бред относится к группе болезненных явлений, кои не влияют непосредственно на физическое состояние, а выражаются лишь психически;

2) при бреде продукты «фантазии» — главное действующее начало: они принимаются на веру и влияют на поведение.

БРЕЙНСТОРМИНГ -> атака мозговая.

БЮРОКРАТИЗМ — в психологическом аспекте — явление, возникающее в условиях внеэкономических связей между обезличенным аппаратом управления и социальным объектом, исключающее воздействие на этот аппарат со стороны народа. Аппарат управления, превращаясь в сплоченную элиту, противодействует любым социальным изменениям либо стремится адаптироваться к ним, сохраняя имеющиеся рычаги власти. Может проявляться на любом уровне функционирования общественного устройства: на уровне организаций, первичных подразделений. Его важнейшие черты — жесткая регламентация поведения и способов передачи информации на всех уровнях управления и исполнения, авторитарность сознания, конформизм. Бюрократизм требует от личности непререкаемого принятия существующего порядка вещей, отсутствия собственных позиций, некритического следования предписанному образцу, сохранения «психологической дистанции» между руководящей элитой и подчиненными. Социально-психологически он проявляется также в сопротивлении инновациям, личной инициативе, творческому поиску, в культивировании некомпетентности и карьеризма. Бюрократизм может преодолеваться путем демократизации, подотчетностью аппарата управления выборным органам, включением этого аппарата в систему экономических отношений, непосредственным участием народа в выработке и принятии управленческих решений.

 

Газовое оборудование. |X| redsol.ru

Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru


      Rambler's Top100