Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск |
Г.С. Горчаков
ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЕРДЦЕ
(120 лет со дня рождения Н. К. Рериха)
"Удивительно устроено русское сердце, столь велика в нем жажда встречи с родной душой, столь неистребима вера в возможность такой встречи, что готова она распахнуться бескорыстно перед каждым, довериться любому, веруя свято, что каждый и всякий сам способен на столь же беззаветную открытость. Готовое вместить в себя все души мира как родные, понять их, братски сострадать ближнему и дальнему - до всего-то есть ему дело, всему-то и каждому найдется в нем место. И как бы ни велики или безбрежны казались обиды его или оскорбление, всегда останется в нем место для прощения, словно есть в нем некий тайный, недоступный никакому оскорблению уголок и теплится в нем свет неугасимый.
Родина свята для русского сердца, потому что Родина для него высшая и последняя правда. И потому все можно отнять у него, все осмеять - стерпит. Но Родину отнять у русского сердца, унизить, оскорбить ее так, чтобы оно застыдилось, отреклось от нее - невозможно, нет такой силы ни на земле, ни под землею, нигде во всем белом свете. И пытаться не стоит - взбунтуется, и в этом, может быть, единственном потрясении своем, не простит. Долго не простит.
И нередко не хочет даже понять оно, как это можно еще что-то любить, кроме Родины, тосковать по чему-то такой смертной неизбывной тоской, как по родной земле. И если немец, швейцарец или тот же француз, то ли англичанин будет уверять, что он так же любит свою страну и она дорога ему, как русскому его Россия, что по его земле можно так же страстно тосковать, как по русской, - обидится даже трогательно-простодушной обидой: нельзя-де любить родину больше, чем любит ее русское сердце. Но если тот же англичанин или швейцарец скажет, что можно жить, вовсе не любя родину,- тут же заслужит навечное презрение к себе русского человека. Но ежели русский скажет ему, что он не любит свою родину,- не верьте ему: он не русский.
Удивительная страна - немец или датчанин, прожив в ней лет десять-двадцать, становится нередко таким русским, что, уехав, случись, в свою Германию или Данию, всю жизнь будет тосковать по оставленной стране. Необъяснимая страна: в России не затоскуешь по Англии - разве англоман какой, да и то пока в Лондоне не бывал,- а вот в России можно затосковать, затомиться даже в самой России. Словно вдруг почудится сердцу, что та Россия, которая есть вокруг,- еще не вся здесь, и не во всем, и не в лучшем, а та, настоящая, во всей правде, еще впереди и всегда впереди. Ибо и тот не русский, кто не желает Родине лучшей доли. Потому-то и нет того предела, где успокоилось, остановилось бы русское сердце; потому-то и всегда оно в пути, на большой дороге к правде..." (Ф. М. Достоевский. "Слово о русском сердце").
Родина... Русь Святая... Почему так горестно сжимается сердце при мысли о тебе, почему так плачет оно?.. Что предчувствует, что видит духовным зрением своим в темноте дней сегодняшних и дней грядущих? Отчего так волнуется дух? Отчего он так бьется в смертной тоске? Но как принять ему все то, что творится ныне в Отчем Доме? Враг незримый и зримый, тать ночной и дневной вершит в ней свой разбой и грабеж, похищая в открытую сердца и души русские. И помрачнели лица людей, потемнели их взоры: обратились они к земле и земному; горбятся в длинных бесконечных очередях, грызутся с более ловкими и наглыми; суетно бегут с сумками скудного съестного, враждебно оглядывая встречного - не несет ли тот больше его и вкуснее; и дома ждет их одноглазый друг - телевизор, который еще больше разъединяет и отупляет своим роком, металлом и сексом;
нервно листаются страницы газет - ищутся закопанные там маленькие правдиночки. А вести неутешительные, страшные, будто бы сама война ходуном ходит по матушке России: там аварии, больше похожие на рассчитанные злодейским умом диверсии; там стоном стонет природа, не выдержал сокрушительного технократического напора, выбросов, стоков, потоков и сливов, ГИДРОи АТОМ-станций; мертвеют озера и реки, сохнут даже моря; пламенем дымным полыхают леса. И жутко становится: ровно бы сама Русь двинулась на самое себя. Тьма объяла Русь; привыкшая биться с видимым врагом, сходиться с ним грудь о грудь и одолевать любого супостата в честном бою, ныне она в растерянности оглядывается, не в силах скинуть с себя липкой паутины разлагающей сети алкоголизма, наркомании, порнухи, очередей, бездомия, преступлений, безответственности и безнадежности, страха и безгласия, насилия духовного и политического разврата. И по всему видно: утеряла Русь ту великую свою ПРАВДУ, ту ИСТИНУ, что всегда освещала ей путь и помогала разглядеть и сразить врагов, оборониться доблестно; потеряла Русь нужный берег. И кружит ладья России по быстрой стремнине, и уж слышен грозный рев губительной бездны... И править бы заробевшим вдруг пассажирам ладьи, напрячься и слить воедино силы свои неизмеримые, да одурманенные духовной сивухой, забыли, что они - богатыри святорусские, воины-победители...
А ждать помощи неоткуда... Ни американские доллары, ни свободные зоны, ни рынок, ни полуграбительские кооперативы, ни компьютеры - ничто не поможет. Спасти Россию может только она сама, сам русский дух! И не прельщает дух русский тот экономический рай бездуховного благополучия, с презрением отворачивается от него трудовая душа России, не заманить ее никакими экономическими калачами и пряниками, иностранными сытостями, не прельщает ее секс и порнуха, рок и металл, разве выродков каких, не помнящих отца-мать своих, разве только иуд Земли Русской, готовых продать материнское лоно и хоть сегодня бежать за границу. Нет, все экономические зоны и материальные гудки перестройки не купят ее сердца и духа, изведавшего горьких и горестных, нестерпимо жгучих и кроваво-постыдных уроков богоборческой истории. Но тяжко ей, как никогда ныне тяжко. В кривде русская земля, во зле и тьме лежит, бродят по ней, все возрастая, толпы НЕ - русских, ни во что не верующие, ничем не одушевленные, сознанием своим устремленные на базары, на стадионы, на всевозможные гонки и перегонки; материальные блага и вожделения берут верх; и людям уже запрещено надеяться на что-то Высшее. И скажи им о необходимости нравственного очищения - не поймут и в дикости и тьме своей гадливо осмеют, зло осмеют... Страх от несвободы витает над обществом. А где страх, там не может быть души и правды, лишь клокочут глубоко запрятанные страсти, выливаясь в семейные и национальные конфликты, разряжаясь в пьянстве, разврате и стяжательстве. Только ПРАВДОЮ можно спасти русский народ и его землю, только ИСТИНОЮ, которая есть понятие НРАВСТВЕННОЕ прежде всего. Жаждет Русь той Высшей Правды, в которую поверили так безоглядно в семнадцатом году, жаждет Высшей Связи, духовной связи. В русской жизни успех обеспечивается лишь искреннею верою в данное дело. Малейшая неискренность и ложь - и у русского человека пропадают силы. И не звучит сейчас в общественной атмосфере колокол высокого Идеала, который всколыхнул бы и устремил народы российские к единой цели. И все туже исторические испытания сжимают пружину вольного русского духа. Тошно, ох как тошно духу русскому в этом диком ожесточении, извращении и растлении мира, в этом земном аду; не ради живота пришел сюда русский человек, а весть добрую сказать людям о Высшем мире, о Горнем Мире, о Товариществе. И несет он на земле стражу неусыпную и твердо знает: погонись хоть взглядом за обманчивым блеском и скусным запахом,- и тогда допрежь заветного срока все придет в губительное движение, разверзнется огненно сама земная твердь, вода станет стеной, пламя падет с разгневанных жестокосердием людских сердец небес и сожжет все грешное, так и не осмелившееся поднять голову к небу, возвысить душу свою до звезд. Не суетного, Высшего жаждет русский дух, а потому молчит пока, молчит до огненной поры.
И пришла уж пора. Проснись же, дух русский, оборотись светлым ликом своим к врагу, покрой любовью и высшей Справедливостью слепую ненависть вражескую. Что тебе до того, что бессчетны черные тучи вражеские, но и во тьме свет светит, и искры духа твоего не затушить никакой тьме. И тем ярче свет, чем мрачнее тьма.
И одним из огненных ратоборцев Земли Русской был Николай Константинович Рерих. Великое русское сердце билось в его груди. Но как несправедливо мало знают о нем на его Родине, светом светлым, огнем ярким, сердцем сердца бывшей для него все годы его пламенной жизни! Великий художник. Великий путешественник. Автор ряда книг. Как искаженно знают! Тянут за ним всевозможные злопыхатели, которых изведал каждый русский художественный гений и патриот, хвост всевозможных слухов: мистик-де он, посланник какой-то там Шамбалы, чудак, одним словом, о всеобъемлющем Братстве, Мировой Общине толковал
- явный космополит и масон. А он ученый. И верный сын своей Отчизны. Дух русский. Кровь от крови, плоть от плоти Земли Русской и народа русского.
У себя на Родине мы только еще открываем этого выдающегося человека. Многие страницы жизни его, философские и научные труды, а также картины нам неизвестны. А незнание и полузнание родят всегда самые нелепые кривотолки. И чтобы во всем объеме высветить эту выдающуюся личность, все громадное значение ее для судеб России и мира, надо знать всю правду о Рерихе, какой бы удивительной и неправдоподобной на взгляд полного предрассудков и предубеждений человека она ни показалась бы. Надо говорить о Рерихе таком, каким он был, не отсекая искусственно, не замалчивая трусливо и подло ни малейшей крупицы истины о нем.
Обладающий двумя высшими образованиями - юридическим и художественным, Николай Константинович Рерих всегда решительно отметал всякие досужие измышления о мистицизме его взглядов, отстаивал подлинную научность необычного своего мировоззрения. Он писал: "...Пределы реального мира необозримы... понятия "мистицизма" чаще оказываются просто следствием невежественности... В приступе самомнения глупости человек начинает отрицать все, что его ум сегодня не знает, что его затемненное ухо не дослышало". "Наука, если она хочет быть обновленной, должна быть прежде всего неограниченной и тем самым бесстрашной. Всякое условное ограничение уже будет свидетельством убожества, а тем самым станет непреоборимым препятствием на пути достижения", - писал он в статье "Бесстрашие". И разве не это наблюдаем мы сейчас в нашей науке, скованной по рукам и ногам всевозможными псевдонаучными и псевдофилософскими догмами? "Ограниченное отрицание,- продолжает там же Рерих,- не должно иметь место в кругозоре молодых ученых. Лишь убогое мышление могло бы отрезать и загромождать поступательные пути. Решительно все, что может облегчить эволюцию, должно быть приветствовано и сердечно осознано. Все, что может служить на пользу развития человеческого мышления, все должно быть выслушано и принято. Безразлично, в какой одежде или в каком иероглифе принесется осколок знания. Благо знания во всех краях мира будет иметь почетное место. В нем нет ни старого, ни молодого, ни древнего, ни нового. В нем совершается великая неограниченная эволюция. Каждый, затрудняющий ее, будет исчадием тьмы. Каждый посильно содействующий ей, будет истинным сотрудником Света".
Мировоззрение Рериха мы можем с полным на то основанием назвать синтетичным и всевмещающим, органично вобравшим в себя лучшие достижения восточной и западной мысли. Но нет пределов бездне человеческого невежества, с трудом сознание людей приходит к новым понятиям. Так, мы приучены нашей наукой к существованию только видимого мира, который копируется, фотографируется, воспринимается нашими органами чувств, приборами, взвешивается. Но все это - очевидное, а ведь действительность более широкое понятие. Человеческие органы чувств и приборы далеко не так совершенны, как нам представляется. Как, например, быть с установленным наукой фактом, что 90 процентов Вселенной пребывает в невидимом для нас состоянии, то есть в тонком, в вакууме?! Но тем не менее, наше невежество, подкрепленное научными и философскими авторитетами, ярыми защитниками кротовой действительности, позволило нам распространить видимую Вселенную на всю ее Беспредельность Но во Вселенной, кроме нашего видимого физического плана, существует еще множество невидимых миров с существами на совершенно иной по сравнению с белковой формой существования основе. Об этом всегда настойчиво твердили Вернадский, Циолковский и другие ученые... Рерих также утверждал ту Действительность, которая, говоря словами его горячо любимой спутницы жизни Е. И. Рерих, "...превышает человеческое воображение, но она настолько отделена от наших ограниченных земных представлений, что никакая фантазия не вместит ее". Николай Константинович неустанно призывал очищать сознание от всех нелепых предубеждений для всего нового, что приносит жизнь. И только таким мышлением, очищенным от лженаучных и лжефилософских догматов и представлений, и можно приступать к изучению и овладению подлинной действительностью.
В личности Рериха, его мировоззрении не было никаких противоречий, которые всегда и везде способен усмотреть скудный догматический ум; все в нем было едино, цельно и крепко. Мировоззрение и дела его не расходились друг с другом. Это истинно русская натура. И понять его самую трепетную и нежную любовь к России, всю русскость его духа невозможно без понимания его мировоззрения.
Рерих исповедывал учение о всеобъемлющей материи: "Суеверия, предрассудки, предубеждения во всех веках одолевали человека. Всегда находились своеобразные инквизиторы, желавшие втиснуть истину в свои клещи. Познание всегда было ограничено под страхом костра. Несчетны костры, пылавшие справа и слева. Множество полезных научных нахождений горело на потеху толпы. Жгли Джордано Бруно, уничтожали Лавуазье, убили Сократа, продавали в рабство Платона. Длинен синодик невежественных уничтожений... Взять хотя бы спор о материи и духе. Кто сказал, что эти понятия различны и даже противоположны? Из давних времен звучит простейшее и убедительнейшее доказательство единства материи и ее трансмутации. Лед, вода и пар! Разве это не очевидно? Пусть сама природа со всею очевидностью раскрепостит науку и освободит мысль... задачи науки заключаются в том, чтобы раскрыть то, чего мы не знаем... Диалектизм есть живое, познающее, развивающее понятие. Он не есть мертвенное отрицание, он в основе полон допущений и свободного исследования". ("Свобода познания"). Рерих вернулся к истокам того ЕДИНОГО УЧЕНИЯ, которое издревле существовало у всех народов и которое возродила в "Тайной Доктрине" наша великая и непризнанная соотечественница Е. П. Блаватская. Ведь древние славяне всегда почитали Космос живым существом (как мертвое может породить живое?!), единым организмом, всегда ощущали свои тончайшие незримые связи с ним. Славяне признавали существование души у человека, ее переселение и перевоплощение, множественность надземных миров, иерархию существ в Космосе. Они почитали себя внуками Наивысшего, но никак не рабами его. Собственно говоря, подобные воззрения имеются у всех народов Земли. И это не случайно. Невежественный ум скорее обвинит наших предков в сумасшествии (ведь у них не было телевизоров и газет, вещающих самое последнее слово истины!), но факт оживотворения Космоса существует во всех мифологиях, и это случайностью нельзя назвать. Наши предки не знали такого понятия, как смерть. Но, конечно, учение, которое исповедовал Н. К. Рерих, было очищено от предрассудков и суеверий, вкравшихся в древние знания, обновлено светом Высшего Знания. Учение это - Живая Этика, или Агни Йога, данное великим подвижником Земли Русской Преподобным Сергием Радонежским или, Великим Учителем М... в 20 - 30 годы нашего столетия в первую очередь для России обновленной. В свое время, говоря словами историка В. 0. Ключевского, "примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух русского народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее" и явился строителем русской духовной культуры. И точно так же Великий Владыка явился еще раз через Учение Живой Этики русскому народу и другим народам России, впавшим в ересь невежественного отрицательного атеизма и богоборчества, со всем неизбежным отсюда скудоумием, так дорого обошедшимся русскому народу, рванувшемуся за обещанной свободой, а оказавшемуся в хитроумно расставленном капкане тьмы и невежества. (Это Учение дано также и для других народов земли, но давалось первоначально на русском языке и через истинно русских людей - Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов).
Мировоззрение Рериха формировалось на основе научных материалистических трудов, а также работ таких церковных и религиозных мыслителей, как светоча христианства Оригена, Отцов Добротолюбия, изучал он, конечно, и Библию, но самое большое влияние на расширение и углубление его сознания, конечно, оказала древнеиндийская и буддийская литература. Отметая мертвый догматизм, он вбирал в себя все то, что несло жизнь, свет и эволюцию; невежество было его самым смертельным врагом. И этим современным невеждам, рядящимся в тогу носителей традиционных религий, обвиняющим Рериха в безбожии, ответим словами самого великого художника и мыслителя: "Понятие Бога, бесчисленное количество его высочайших свойств, конечно, с Космосом, о Иерархии Светлых Сил, о Будущем. Это мощный Зов к человеческому сердцу оторваться от земного и подняться к беспредельности Космоса...
Человечество ни одного дня не было одиноко во Вселенной, закономерно возникнув путем вселенской эволюции и пройдя через минеральное, растительное и животное царства, оно вступило в пору сознательного существования, и вот уже многие миллионы лет направляется по пути интеллектуального и духовного усовершенствования Великими Индивидуальностями или Учителями, пришедшими к нам из других миров. С этой целью существует Иерархия Светлых Сил. Она не есть нечто внешнее по отношению к человечеству - это само человечество в его восхождении к вершинам духа. Каждый может и должен идти путем совершенствования, который беспределен. Этой Иерархии Света противостоит Иерархия тьмы, олицетворенная человеческим невежеством, привязанностью к земным, скотским вожделениям; ведь многие в силу своего малодушия и пристрастия к порокам и вредным привычкам сами избирают путь угождения самости, путь инволюции и служения злу и тем пополняют и укрепляют ряды Иерархии темных. Но зло разрушительно, оно прежде всего разрушает самое себя, тогда как Свет - Любовь, Добро, Сострадание - безграничен и строителен. История человечества не есть ровный процесс, это эволюционное спиральное движение. Периодические катаклизмы закономерно очищают планету от всегда мешающего новому восхождению жизни на более высоком витке спирали. Но человечество должно быть каждый раз подготовлено к существованию в новых условиях, требующих от него более высокого духовного и интеллектуального и нравственного напряжения, чистоты и сердечности, потому наилучшие из человечества и продолжают эволюцию. Вот почему Великие Учителя - Христос, Будда, Зороастр и другие время от времени воплощаются в человеческие тела и дают этические Учения заблудившемуся человечеству. Законы космической эволюции таковы, что не достигший определенного уровня развития дух вынужден начинать все сначала - с минерального царства, вновь проходить через мучительные космические катаклизмы, самые суровые испытания. В эволюцию уходят те, кто очистил свое сознание и сердце от злобы, зависти, всех низменных вожделений. Поэтому назначение человека на Земле - это совершенствование себя в делании добра, улучшении качества всего, с чем он соприкасается во имя Общего Блага. Но человечество, несмотря на все величайшее самопожертвование Великих Учителей, все время впадает в заблуждение самости и невежества, предпочитает бороться со следствиями, вместо Действительности довольствуется очевидностью, отрицает все Высшее, тонкое и незримое. И вместо благодарности своим Учителям оно чаще всего преследует их, этим обрекая себя на бесчисленные страдания и унижения.
Но Учение Живой Этики не надо смешивать с традиционными религиями, закосневшими в невежестве и предрассудках, не надо считать его и новой религией в обычном понимании; это Учение, связующее земное с небесным, надземным, оно зовет человечество в Беспредельность; это прежде всего научное мировоззрение, хотя и говорится в нем много такого, что мы привыкли связывать с принятыми религиями.
Живая Этика прямо говорит о бессмертии человека. В переводе с санскрита (который в отдаленные времена был языком русичей) слово "чело-век" означало: дух преходящий веками. "Чело" означает "дух", "ученик". Но в наших словарях почему-то дано, что слово "человек" происходит от еврейского "адам", что в переводе означает опять же "человек". Масло масляное, но это нисколько не смущает засушенные ученые мозги. Человеческая Индивидуальность или Монада периодически приходит на Землю, чтобы обогатить свое сознание, обновить свои энергии, а затем уходит в надземные сферы, соответственно уровню сознания и сердца, и там переживает все то, что совершила, будучи человеком, на Земле. Отсюда и искаженные представления о рае и аде, о вечных муках и вечном блаженстве. Но горе делателям зла, всевозможным предателям, клеветникам! Нет большего преступления, чем предательство. Человек обязан устранить с Земли все последствия совершенного на Земле зла, уборщицы тут за ним не будет. Этого требует и один из основных космических законов - Закон КАРМЫ, или Закон Причин и Следствий. Этот закон в религиях нередко именуется Отцом Небесным, Богом. Образно его можно выразить так: "Что посеял, то и пожнешь", что завяжется на Земле, то развяжется на Небесах. Человек приходит на Землю изжить свои прежние порождения зла и попытаться улучшить свое положение в системе миров. Это Учение восстает против общепринятого житейского благополучия, к которому так привязаны люди и которое ценой мелких и больших уступок, маленьких и больших подлостей и приспособлений к бытующему в мире злу в конце концов приводит к самому крупному предательству - предательству Высшего в самом себе, себя перед лицом эволюции. Потому благополучие - смерть для духа. Только преодолением препятствий растем. Противного не дано. Или эволюция, что означает непрерывную борьбу, прежде всего, с самим собой, со своими низшими инстинктами, или инволюция - скатывание во тьму животности с неизбежным уничтожением Индивидуальноности, как космического сора.
Но это Учение - не есть учение аскезы, самоизнурения. Оно настаивает на естественном пути развития, без всяких ухищрений, хатхических упражнений и самоистязаний, медиумических полетов, искусственного развития психических сил; оно указывает, что все знания и дела нужно претворять через чувство, через сердце. Это Учение совершенствования своих нравственных качеств.
Поэтому Карма не есть нечто застывшее, ее можно изменять, улучшать как мыслью, так и делом. Учение призывает к активному деланию добра, каждое несделанное добро отягчает не меньше, если даже не больше, чем содеянное зло. С человеком в мире происходит только то, что и должно произойти, как следствие прежних жизней: все причинно обусловлено не только этой жизнью, но и прошлыми существованиями. Человек должен утвердиться в осознании своей исключительной ответственности перед другими людьми, перед человечеством и всем Космосом. Недаром еще древние говорили, что человек - мера всех вещей, и не случайно между Космосом и человеком, как его отражением, ставился знак подобия. Человек является самым мощным претворителем космических энергий - психической энергии, энергии мысли,- и он несет прямую ответственность за все настоящее и будущее Вселенной, и уже один породитель зла задерживает все продвижение.
Учение Агни Йоги дает представление о Космосе и его строении. Космос - это единый живой организм. Единое лежит в основе всего Сущего. Нелеп и глубоко невежествен тот вечный спор псевдофилософов о первичности одной субстанции и вторичности другой. Материя есть кристаллизованный дух, а дух есть расплавленная материя. Одно без другого быть не может, как нельзя оторвать форму от содержания. Материя - это вещество, сияющее возможностями. Кроме нашего видимого физического плана, существует еще шесть невидимых, более тонких, планов Вселенной. Семеричный принцип строения лежит в основе всего. От древности у всех народов идут представления о трех Мирах - низшем (земном), среднем (тонком) и Высшем (Огненном). Живая Этика обосновывает существование этих Миров. Во Вселенной невозможно такое понятие, как смерть, ибо все находится в состоянии вечной трансмутации и движения. Все есть ЖИЗНЬ. Понятие смерти противоречило бы и закону сохранения энергии, так как сознание - это энергия. Во Вселенной ничто и никуда не исчезает, существует извечный переход энергий и веществ из одного состояния в другое, и невозможно такое нелепое понятие, как пустота. Градация состояний материи и энергии беспредельна. Кстати, энергия, оживотворяющая и одухотворяющая Вселенную, едина. И человеку необходимо для дальнейшей эволюции овладеть этой энергией, но не через посредство различных механических ухищрений, а путем совершенствования, путем очищения мыслей и чувств. Любовь, Добро и Справедливость - вот чем должен руководствоваться человек в своей деятельности.
Будущее человечества в Учении связывается с духовной эволюцией, с устремленностью к Беспредельности Космоса. Но перейти в это будущее человечеству суждено через земные испытания, через грядущие катаклизмы, о которых столько предупреждали Великие Учителя. И особенная роль на этом завершающем подготовительном этапе принадлежит России. Именно сейчас все мировое равновесие сосредоточено на ней. И от того, пойдет ли Русь в сторону сытости и благополучного меркантильного мещанства или предпочтет духовность,- зависит все. Россия, как ни одна другая страна, пострадала в Христову эпоху. Во многих испытаниях она закалила свой характер, родила феномен русской души, преисполненной любви к Отечеству и самопожертвования. России, по Учению, и суждено выпестовать Ивана Стотысячного, который бы повел другие народы в будущее. И миссия Рерихов была передать Учение Наивысшего российским народам, подготовить их к грядущим испытаниям. Избранничество русского народа - это прежде всего величайшая ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, здесь нет и не может быть чувства собственной исключительности. Это свое избранничество народы России должны подкрепить трудами на Общее благо, примером своей духовности.
Но Иерархия темных сил не дремала, предприняла и предпринимает до сих пор отчаянные и саморазрушительные действия, чтобы этот план Светлых Сил не претворился; ведь темным нужны страх, ненависть, злоба, тирания как основы своего существования. Их можно уподобить своеобразным камикадзе, которые пойдут на все, чтобы добиться своей цели. И Россия для них - враг смертельный. И темные действуют как снаружи, так и изнутри, находя слабости в каждом из нас, только бы уничтожить этот оплот Светлых Сил на Земле, расчленить единство России. Не одолели оружием, так теперь пускается в ход весь арсенал самых подлых и злодейских приемов: разрушение природы, алкоголизация, наркомания, проституция, разрушение культуры, размывание основ патриотизма и нравственности, клевета на патриотов. И потому не случайны гнусные измышления в адрес великого русского художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха, что, дескать, он и масон, и космополит. Темным выгодно оторвать это славное русское имя от русской духовной культуры, которую он созидал всей своей жизнью, своим творчеством, многими литературными и философскими произведениями. И не случайно, что Рерих
- как он есть - все никак не может прийти в Россию; бдительно стоят враги на страже, понимая, что Учение Живой Этики - это погибель тому страху и невежеству, которыми темным удалось одурманить сознание людей и на этом строить свое тлетворное благополучие. И подлинный Рерих - это явление не прошлого, а настоящего и будущего, это наше молниеподобное оружие в борьбе с тьмой человеческого невежества.
В листах дневника от 14 января 1942 года Николай Константинович обращается к истокам своего жизненного пути, называет имена, которые вдохновляли его и которые составили гордость России: "На наших глазах были Менделеев, Ключевский, Кавелин, Костомаров, Стасов, Владимир Соловьев... Тут около были Бородин, Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов... Ездили к Толстому, к самому Льву Николаевичу... С нами был Куинджи, Репин, Суриков, а потом Врубель, Горький, Андреев. Крепкие связи с русской культурой".
Любовь к России и ко всему русскому шла к Рериху и через общение с этими выдающимися людьми и через саму природу России, через интерес к историческому развитию Родины. Занимаясь археологическими раскопками, он первым обнаружил и проследил связи Руси с Индией. Но тогда в это не поверили сухие академические умы. А открытие это было важно тем, что оно доказывало глубинные связи, древнейшие культурно-духовные истоки русской народности, уходящие своими корнями ко временам создания "Махабхараты", то есть за 5 - 6 тысячелетий до нашей эры. Это открытие доказывало, что русский народ вовсе не тот младенец, который только и делал, что заглядывал в рот своим соседям, а наоборот, он щедро дарил свои культурные достижения всему миру, с которым тесно соприкасался на своем сложном историческом пути.
Рерих прямо связывал мощь духа русского с красотою и нетронутостью природы: "Приходят враги разорять нашу землю, и становится каждый бугор, каждый ручей, сосенка каждая еще милее и дороже. И, отстаивая внешне и внутренне каждую пядь земли, народ защищает ее не только потому, что она своя, но потому, что она красива, и превосходна, и, поистине полна скрытых значений... Великая красота русская. И там, где природа крепка, где природа нетронута, там и народ тверд без смятения". И там же в "Чаше неотпитой" он писал: "Великая Родина, все духовные сокровища твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять. Не найдется такое жестокое сердце, чтобы сказать: не мысли о Родине. И не только в праздничный день, но в каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим о Родине, о ее счастье, о ее преуспеянии всенародном. Через все и поверх всего найдем строительные мысли, которые не в человеческих сроках, не в самости, но в истинном самосознании скажут миру: "Мы знаем нашу Родину, мы служим ей и положим силы наши оборонять ее на всех путях... Не устанем твердить об обороне всех сокровищ всенародных".
Рерих отмечает, что с природой нас связывают и потребности самого духовного сознания, и эстетические требования, и само тело наше. Люди, вышедшие из природы, и чище, и здоровее духовно, и лучше распределяют свои силы. И когда человек сливается с природой, впитывает духовно ее красоту, тогда сама природа дает ему и силу, и крепость. Нельзя исключать из жизни природу. И Рерих с глубокой тревогой пишет: "Русь начинает застраиваться... К сожалению, соображения бережливого отношения к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно, только само оно может незаметно войти в обиход каждого и стать никому снаружи не заметным, но непременным стимулом создателя". ("К природе"). И если уж руководствоваться только экономическими расчетами и выгодами, продолжает он далее статью, написанную еще в 1901 году, то, конечно, тогда надо под корень посечь леса, прокладывать железные дороги по лучшим местам и "мало ли что еще можно придумать подходящего для последнего образа мысли". Кажется, наши современные хозяйственники, так рьяно пекущиеся об экономических выгодах и все никак их не получающие, прочли эти мысли и применили их для самого губительного разрушения природы и здоровья людей.
И как будто бы к современным любителям перекрытия рек, затопления миллионов гектаров плодороднейших земель, равно и к ревнителям уничтожения памятников культуры, архитектуры и археологии, обращены следующие гневные слова художника: "Изуверство и сейчас еще процветает. Да еще в каких-то замысловатых одеяниях. То оно наставляется религиозными заблуждениями, то, напротив, оно вдохновляется безбожием. Само хищничество курганщиков бледнеет перед диким размахом изуверства... свирепость изуверства знала лишь уничтожение и обезображивание. Не ужасно ли помыслить, что изуверство существует и по сие время". В часы лекций о памятниках искусства и быта именно эти памятники уничтожаются. Скажите после этого, что судьба творчества уже защищена. Посмейте утверждать, что все благополучно... Только невежество будет успокаивать справедливую бдительность". Насколько это соотносится с нашим временем, с нашими радетелями человеческого прогресса и благополучия. Современные варвары, истинные порождения тьмы, прикрываясь всякими псевдоэкономическими словесами, ныне подбираются к Алтаю и Катуни, где исторически собраны многие памятники, где еще не тронута природа. Эти свои строки о варварах, тьмытемниках Рерих писал, имея в виду именно Алтай! Как будто бы он предвидел. "Оставляя в пустыне ценный памятник, спрашивали проводника: "Устоит ли?" И умудренный опытом покачал головой: "От зверей - может быть, от людей - вряд ли". ("Неповторимое").
И главной причиной всему этому изуверству Рерих называет невежество. Он обозначает невежество чудовищем, самой опасной жестокостью. Невежество является самым пресекающим все живое началом.
Но Рерих не знал или не мог предположить, что на Руси, кроме невежд от рождения и незнания, есть невежды и по призванию, которые сознательно и злонамеренно делают все, чтобы вскормившей и вспоившей их земле было плохо: отсюда и бредовые проекты поворота и покорения рек, сумасшедшие темпы возведения новых Чернобылей, самое хищническое разграбление природных богатств, использование самых зловредных технологий. Темные совсем обнаглели и действуют по принципу: чем хуже для России, тем лучше для них. Им надо направить Русь по пути искания материальных выгод, бездуховной приземленности, страха, смуты идейной и нравственной.
И этой организованной своре врагов, изнутри и снаружи грызущих Отечество, мы можем и должны противопоставить бесстрашие русского духа. Знание против их невежества. Долгие годы враги могли торжествовать, погрузив Русь в тьму невежества и во мрак голой материальности, рассчитывая навсегда упечь нас в эту темницу зла, чтобы паразитировать на этом, но просчитались. Там и там Иван Стотысячный встает на Оборону Родины. И оборонять ее можно и нужно многими средствами: нападение на Русь ведется по всем направлениям человеческой деятельности. "Оборона Родины есть долг человека. Так же точно, как мы защищаем достоинство матери и отца, так же точно в защиту Родины приносятся опыт и познания. Небрежение к Родине было бы прежде всего некультурностью",- пишет Рерих в статье "Оборона". Сам он выбирает полем защиты дорогого ему Отечества сферу Культуры. В той же статье он пишет: "Культура есть истинное просветленное познавание. Культура есть научное вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть красота во всем ее творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра во всей его действенности. Культура есть песнь мирного труда в его бесконечном совершенствовании. Культура есть переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ народа. Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живет во всем мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа".
"Всякое культуроборство есть невежество. Всякое против культуры сквернословие есть признак животности. Человечность и служение человечеству воздвигнутся от культуры. Нести знамя культуры - это значит охранить лучшие мировые ценности. Если мировое понятие близко душе человечества, то насколько же ближе и проникновеннее зазвучит слово о Родине... Защита Родины есть и оборона культуры, Поверх каждодневной пыли сияет понятие Родины. Тот, кто осознает это понятие, прекрасное и нерушимое, тот может почитать себя сознательным работником культуры. В трудах среди препятствий, будто бы необоримых, находятся молодые силы. В любви к человечеству, в любви к Родине найдут молодые сердца неосудимое, светлое устремление к подвигу. В этом русском слове - подвиг - заключено понятие движения, преуспеяния и неустанного строительства".
Русских враги злорадно обвиняют в упрямстве, в неумении жить, то есть ловчить за счет другого, ставить перед собой задачи, дескать, глупы русские и грубы, и вся их честность и порядочность - все это глупость. В лживости и бесчестности обвиняют русских, их обвиняют в заскорузлости мышления и неспособности выйти за его пределы. Их лишили самой возможности сказать, что они русские, а скажи ты громко или хотя бы вполголоса - я русский! - и ты уже шовинист и непременно почему-то антисемит, хотя ты просто - русский, равноправный брат в семье народов. Русскому уже запрещено быть русским, осознавать себя таковым, осознавать, что он на родной пока что еще земле. И это в благодарность за всемирное русское даяние! - за широту и щедрость духа, за мужество и самопожертвованность, за тот беспримерный подвиг и прорыв от рабской привязанности к земле и к земному корыту частнособственнических устремлений к радостному единству общего труда. Не вина русского народа, а беда, что он во многом передоверился чужеродному элементу, которому кроме корысти ничего и неведомо на русской земле, и по самоотверженности своей взялся крепить оборонную мощь страны. Впрочем, и за культурное строительство взялся бы русский человек, да вышибли его из этой сферы, оставив полуграмотным, чтобы мог он только расписаться в ведомости на получение зарплаты да газеты прочесть. Усиленно внушали ему все эти годы, что только материальное определяет все, только прилавки магазинов определяют меру его счастья, а ведь все далеко наоборот, совсем наоборот! Потому человек и отличается от животного мира, что наделен он мыслью и совестью, как зовом к Высшему. Но и это попытались отобрать у русского народа его враги и во многом преуспели. Выбросив лозунги и творя совершенно обратное, они купили колбасой и белым хлебом "шариковых" из народа, натравили их на подлинную культуру и саму мысль. И теперь, глядя на этих подлюг из народа или от русского народа, и родства своего не хотящих знать, готовых хоть мать свою продать (и продают!), другие российские народы все беды и несчастья свои валят на русских людей. А они пострадали больше всех в силу своего великодушия и доверчивости, самоотверженности и любви к другим народам.
В своей жизни Рериху постоянно приходилось общаться с русским народом: с рабочим, с учащимися Школы Общества поощрения художеств, в многочисленных экспедициях и поездках. И Николай Константинович отмечает в русских людях великую жажду знания: "Такая жажда знания всегда является лучшим признаком живых задатков народа... Народ русский испокон веков задавался вопросом о том, как надо жить. К этому мы имеем доказательства уже в самой древней литературе нашей. Странники всегда были желанными гостями. Хожалые люди не только находили радушный ночлег, но и должны были поделиться всеми накоплениями. Сколько трогательной народной устремленности можно было находить в таких встречах" ("Народ"). "...Любим Родину, Любим народ русский, Любим все народы союзные. Никто не скажет, что это дурно" ("Мужество").
Враги всегда стремились затемнить путь русского человека, сломить его свободолюбивую, гуманистическую и всеобъемлющую мысль о мире. И в сфере культуры развернулась особенно ожесточенная в силу своей невидимости битва. Рерих обостренно чувствовал это мировое наступление зла на Свет Культуры и выступил на защиту подлинного реализма как основы русского мировоззрения и всей культуры. "Для подлинного творчества реализм есть истинное восхождение. Иначе всякие паранойные тупики не дают возможности новых нарастаний. Без движения не будет и обновления, но новизна должна быть здоровой, бодрой, строительной".
"Упаси от абстрактных закоулков, Холодно жить в абстрактных домах. Не питает абстрактная пища. Видали жилища, увешанные абстракциями... Жуткие предвестники! Довольно! Человечество ищет подвига, борется, страдает... Сердце требует песнь о прекрасном. Сердце творит в труде, в искании высшего качества.
"Жизнь надвинула такие грозные реальности, что им 6удет созвучен лишь истинный реализм. Хитрым загибом, перегибом, изгибом не преоборешь ужасов, затопивших смятенное человечество. Ближайшее будущее не сулит быстрого выздоровления. И далее продолжает с тревогой: "Шатается Культура. Близится пустыня знания. Призрак голода бродит по миру. Беда порождает беду. В лохмотьях скитается бедствие. Бесчисленные жестокие драмы людские. Всякие эпидемии, мании, мегаломании не дремлют. Неразрешимы судьбы" ("Героический реализм").
Николай Константинович словно бы заглянул в наше настоящее. На "ура" принимаются литературные творения, если они клевещут на русского человека и его историю, давая ложь и полуправду. С восторгом описывают средства массовой информации маразм паранойических и шизофренических картин Шагала, Малевича, Дали и новых подвизавшихся на этой скудоумной и злодейской ниве антиискусства, которое разрушает душу и сушит и ожесточает сердца. "Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием. Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию... Армагеддон имеет задачу разложить все энергии человечества..." ("Живая Этика"). В то же время не пропускаются на выставки либо замалчиваются подлинно гуманистические произведения, пробуждающие в людях чувство прекрасного. Больше всего враги боятся Красоты, ведь, как говорил Рерих, несколько перефразируя Достоевского, "осознанием Красоты победим". "Красота есть Бог. Искусство есть Бог". "Где красота - там религия. Где религия - там красота". "Искусство - сердце народа. Знание - мозг народа". И нас стремятся отвратить безобразием псевдоискусства от подлинного искусства, красотой своей возведенного в степень божественности, религии и знания. Именно свет реалистического, народного искусства должен озарять сердца человеческие любовью. И если у наших врагов испытанное оружие - подлость, пакости, наркотики, алкоголь, клевета, ложь, полуправда, безобразие во всех его видах, объемлющее все сферы человеческой деятельности, то оружие воинов русской духовной культуры совершенно иное: Красота. "Мы утверждаем: Любовь, Красота и Действие, мы знаем, что произносим формулу международного языка... Знак красоты откроет все "священные врата". Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся.
Красотою объединяемся... И, чуя путь истины, мы с улыбкой встречаем грядущее" ("Кредо") .
Историю русского народа Рерих всегда рассматривал как историю ратных подвигов, самопожертвования на благо своей земли, военных побед, строительства и прогресса. И в своих батальных картинах, и многочисленных статьях Рерих утверждал величие русского духа, красоту народного подвига. Он оборонял Родину средствами искусства. Живя за границей, Николай Константинович постоянно защищал родную страну от клеветы и нападок: "Сколько новых незаслуженных оскорблений вынес народ русский! Даже самые, казалось бы, понятные и законные его действия злотолковались. То, о чем в отношении других стран деликатно умалчивалось, то вызывало яростные нападки иноземного печатного слова... Малейшая кажущаяся неудача русская вызывала злобное гоготание и потоки лжи, не считаясь с правдоподобием... И победы русских были исключены на Западе из исторических начертаний. А если уже невозможно было не упомянуть об удачах, о строительстве русского народа, то делалось это шепотом, в самых приниженных выражениях... Но не помогло обидчикам русского народа все это кусательство. Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своем. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский в своей целине необозримой выбривал новые сокровища. Так положено... народ русский не только умел претерпевать, но и знал, как строить и слагать в больших трудах славное будущее своей великой Родины" ("Не замай!").
С гордостью за Родину он отмечает, что "даже закоренелые в предрассудках поняли, что мировая ось зиждется на русской мощи", что мир всего мира зависит теперь от русского решения, что именно русскому народу довлеет подвиг. Русь всегда склонна к мирному преуспеянию, но остерегись враг вторгнуться в ее пределы: русский народ может быть другом, но не сделайся его врагом - тяжела его десница и несломимо мужество. "Народ русский помнит напутствие Сергия Радонежского Дмитрию Донскому перед Куликовой битвою: "Если испытал все мирные средства - тогда сразись, и победишь!" ("Вперед").
Когда началась война с германским фашизмом, Рерих и вся его семья поднялись на защиту Святой для них Руси. Рерих устраивает в городах Индии выставки своих картин, вырученные деньги направляет в фонд советского Красного Креста и на нужды Красной Армии. И его постоянно мучает та мысль, что он вдали от Родины, что надо делать больше и больше: "До чего те хочется сделать что-то на пользу русского воинства, русского
Красного Креста, русского народа. Давали мы индийскому Красному Кресту, давали на самолеты. Все это ладно, но хочется в Индии устроить что-то полезное для русской победы. Дали мы четыре больших картины - две моих и две Святослава, которые должны дать не менее двенадцати тысяч рупий. Кроме того, цветных произведений на 1300 рупий, входная плата и значительная часть с продажи,- все это должно дать не менее тридцати тысяч" ("0 будущем"). С какой жадностью ловит он и вся семья весточки о военных действиях: "Радио говорит о подвигах воинских и смекалистых достижениях в труде. Проникло глубоко в сознание, что оборона Родины повсюду - и на полях битв и на полях труда. Всюду тот же священный порыв победный и неукротимый. Живы в памяти герои - Кутузов, Суворов, Минин, Пожарский, Александр Невский, сам Сергий Радонежский, великий наставник народа,- все положившие жизнь свою во благо Родины. В грозе и молнии рождаются герои. В грозе и молнии кует народ русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. Каждое разорение оказывалось обновлением. И пожар, и разор лишь способствовали величию земли русской. В блеске вражеских мечей Русь слушала новые сказки, и обучалась, и глубила свое неисчерпаемое творчество".
"Потрясения лишь вздымали народную мощь, накопленную и сохраненную,
как силушка Ильи Муромца. История Русской культуры еще недостаточно
обследовала поток народных нарастаний. Сам народ сказал: "Не бывать бы
счастью, да несчастье помогло".
"Не успели прогреметь пять недель войны, а уже многие знаменательные знаки проявились. Обозначилось народное единение, оно несет верную победу..."
Рерих еще и еще раз обращается к примерам русской истории, которые свидетельствуют о поражениях всех врагов русского народа. "Разнообразны бывали эти поражения. Одни сказывались мгновенно, другие отстукивались на размножении стран, поднявшихся против России" ("Слава"). И он четко обозначает причины неизменных побед Руси:
"Каждое всенародное испытание вливало новые, неисчерпаемые силы в
русское сердце. После бури еще приветливее светило солнце. Горя много,
но горе преходяще, а радость нетленна. Знает русский народ священную
радость любви к Родине. Знает неустанный преуспевающий труд. Полон
народ смекалки и творчества. Помнит, что "промедление смерти подобно".
И помогая Родине в трудные годины военных испытаний, Рерих замечает: Знаем, что и здесь полезны, и делаем полезное. Но, может быть, где-то сделали бы еще более неотложное. Знаем, что на каждой пяди земли можно служить самому драгоценному, самому священному.
Если человек любит Родину, он в любом месте земного шара приложит в действие все свои достижения. Никто и ничто не воспрепятствует выразить на деле, чем полно сердце. Будь благодетелен час, когда расцветут все ценные травы! Русскому народу не страшны испытания, претворятся они в достижения" ("Оборона Родины").
Но случилось на родной земле то, чего больше всего опасался Рерих: замутился путь народный, надломилась мысль его, так и не применился народ русский к своему врагу, хитроумно сменившему тактику и понявшему, что в честном бою не одолеть святорусского богатыря. Много завелось на Святой Руси иуд Земли Русской, каждодневно и каждочасно ее предающих своими злобными действиями и коварными мыслями, безжалостно вырубающих ее леса, отравляющих, загрязняющих ее реки, озера и моря, перегораживающих реки плотинами, мечтающих еще больше затопить ненавистной им земли, выкачивающих ее недра, самую богатую страну превращающих в пустыню.
Вы! раздевающие донага и грабящие Мать родную - Родину, Русь;
Вы! насилующие ее самыми злодейскими проектами и решениями;
Вы! укравшие понятие духовной Родины и заменившие его полками продовольственных магазинов и иностранным тряпьем;
Вы! затопившие алкоголем народ и одурманившие его наркотическим зелием псевдокультуры;
Вы! подобно тле, разъедающие народные идеалы, самую нравственность народа;
Вы! продающие и перепродающие свои пустые душонки дьяволу, - на что вы надеетесь, когда с таким злобным остервенением и безумием купленных вами "шариковых" подтачиваете и подгрызаете устои российские, куда вы побежите, где искать спасения станете? Всюду над вами гореть будет небо и разверзаться под окаянными вашими ногами земля, и в смердящей от ваших мерзких мыслей и похотей атмосфере не будет более глотка свежего воздуха, - кто подаст вам руку в час неизбежных испытаний?! Или вы думаете и надеетесь, что так и будет, что все то зло, что вы чините Родине-Матери, обойдет вас стороной? Нет, зло на вас же самих и оборотится и ударит, только во сто крат сильнее, и Вас же самих истребит. И он уже пришел, этот решительный и грозный час последних испытаний!
Горе вам, забывшим о Родине!
Горе вам, гоняющимся за удовольствиями плоти!
Горе вам, клевещущим друг на друга, перетолковывающим слова других, предательствующим и производящим раздоры!
Горе вам, радующимся о падении других!
Горе вам, желающим чужого!
Горе вам, следующим обычаям мира и ходящим в ночи греха!
Горе вам, уклоняющимся от делания Добра!
Горе вам, забывшим о Свете Знания и Великих Учителях!
Горе вам, растлившим тело, осквернившим душу, омрачившим ум и потемнившим мысль!
Горе вам, забывшим отца и мать!
Горе вам, не восстающим против зла, безобразия и тьмы невежества во имя Добра, Красоты и Справедливости!
Горе вам, забывшим о Любви, Сострадании и Общем Благе!
Горе вам, русичи, забывшим, что вы русские...
Возбудим же ум для бодрствования, отринем широкую и гибельную дорогу удовольствий и подлых расчетов о себе и собственной шкурной выгоде: обретем ум, трезвый и ясный, совесть, бодрую и неукоризненную, сердце, чистое и негневливое, воздержание непрерывное, чистоту необманчивую, слово истинное, сердечное и правдивое; укротим гнев, истребим леность, смирим ярость, уничтожим ненависть, умертвим сребролюбие; вспомним об ответственности и Долге перед Родиной и миром.
Где же ты Иван Стотысячный, пошто спишь, когда Русь в смертельной опасности, уж душат ее, сонную, пьяную, нагую, невежественную, и уж крикнуть она не смеет, а только пьяно мычит... Или ты совсем утонул в том подле, что завелось теперь в земле нашей? Или думаешь только о том, чтобы полны были твои холодильники да сберкнижка пухла? Или, переняв черт знает какие басурманские обычаи, ты уж и забыл родной язык и со своим говорить не хочешь, и готов продать своего русского брата как овцу на базаре, и забыл ты напрочь о товариществе, о русском товариществе? И стоит наша "земля, сирая, как вдовица после крепкого мужа. Вот в какое время подняли мы, товарищи, руку на братство! ... Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской Земле, не было таких товарищей. Нет, братцы, так любить, как русская душа - любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, что лал бог, что ни есть в тебе... Нет, так любить, никто не может!" - вот такими огненными словами и чувствами описывает великий русский писатель Н. В. Гоголь устами Тараса Бульбы русское братство... И ты, последний подлюка, весь извалявшийся в саже и поклонничестве, все променявший на паскудные милости и угодничество начальству, ты, для которого благополучие и сытое брюхо дороже всякого братства, долина же наконец у тебя проснется хоть крупица русского чувства. И проснешься ты когда-нибудь, ударишь, горемычный, об пол руками, схватишь себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить предательство свое, корысть и злобу свою, свое свинокорытство, доведшее Русскую Землю до позорного конца, да поздно будет. Не к кому будет преклонить окаянную голову, некому будет услышать вопль скорбный...
Нет, пока рано, рано еще торжествуют враги, предвкушая духовную гибель русского народа. Не вся Святая Русь во всем этом, не вся еще прельстилась западным раем бездуховного благополучия. Лучшая Русь - вся в Беспредельности, и коли уж случится такое, о чем и помыслить невозможно: купится вдруг русская душа колбасными обрезками и белым хлебом, погонится за обманкой внешнего блеска и лоска,- тогда все пропало - и для земли русской, и для всего человечества земного. Пламенем сжигающим падут небеса, разверзнется грешная земля, но лучшая Русь, праведная Русь, поднимется на крыло огненной духовности своей, не понятной и не принятой миром здешним с кусочными душами людей и уйдет в Беспредельность лучшую искать доли светлой.
Трудно сейчас, как никогда трудно. Надо собрать в этот грозный час последних испытаний, великого разъединения и нравственного разлада все силы российские, претерпеть, единяться. Только в ЕДИНЕНИИ выстоим, и в русском товариществе победим. Враг не должен уничтожать леса, поля, реки и моря; враг не должен разлагать культуру и душу каждого народа российского. Во имя спасения Руси и будущего, единяйтесь, русские и украинцы, белорусы, и эстонцы, латыши и литовцы, татары и казахи, таджики и узбеки, грузины и азербайджанцы, армяне и калмыки,- все народы единой семьи единой планеты. Мы все - ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ, ЕДИНАЯ БОЛЬ, ЕДИНАЯ РАДОСТЬ, ОДИН ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ. Никто из нас не может выстроить своего счастья за счет благополучия другого. Мы все - в отдельности и вместе, ответственны за единую мировую Общину. Земля стала магнитом самых разрушительных энергий, порожденных нашими злобными чувствами, страхами и ненавистью, взаимной грызней и безбожием. Нет такого дня, чтобы мы не узнавали о природных катаклизмах, новой волне заболеваний, преступности, психических умопомешательствах. Каких же еще знаков надо?! Наша судьба в наших руках! Отбросим распри, вражду, недоверие, перейдем на язык дружелюбия.
Времени уже НЕТ, остались только СРОКИ!
ЕДИНЕНИЕ и ПОБЕДА!
Где же ты?
Зазвучи, отзовись, русское сердце!
И поистине набатным Зовом звучит Завет, оставленный Николаем Константиновичем Рерихом всей Земле Русской, всем народам, ее населяющим:
"...Но вот что завещаю всем, всем. Любите Родину. Любите парод русский. Любите все народы на необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество. Чтобы полюбить Родину, надо познать ее. Пусть познавание чужих стран лишь приведет к Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам. Русскому народу, всем народам, которые с ним, даны дары необычайные. Сокровища азийские доверены этим многим народам для дружного преуспеяния. Доверены пространства, полные всяких богатств. Даны дарования ко всем областям искусства и знания. Дана мысль об общем благе. Дано познание труда и бесстрашная устремленность к обновлению жизни. Народы поют и способны к украшению жизни. Где рождается красота, там придет и расцвет всех трудовых достижений. В мирном труде познается строительство и светлое будущее. А где постройка идет - там все идет. Полюбите Родину - и она вас полюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идет строитель! Идет народ русский!" ("Завет", 24 октября 1939 г.).
Зов обновленной, строящейся Родины с неумолимой силой звал и звал русское сердце великого художника. Горело оно желанием принять участие в новом строительстве на земле грядущего. Но сердце, отданное народу, не выдержало... Посреди сборов домой, на Русь Святую, великий дух оставил тело ратоборца духовной русской культуры и ушел в надземные сферы, где продолжает свое великое Служение Грядущему, Человечеству, Родине.
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru