Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск |
Г. С. Горчаков
ПЛАТОН - УЧИТЕЛЬ ГРЕЦИИ
("Знамя Мира" №3 1996)
В кругу своих современников ученик Сократа и учитель Аристотеля был известен под именем Аристокла. И только после ухода в Тонкий Мир шутливое прозвище Платон, данное ему за его широкую грудь, или, по другим преданиям, за широкий лоб, приобрело большую популярность и вытеснило родное имя.
Видимо, Платон родился в 427 году до нашей эры 27 мая. Точное место рождения его неизвестно.
Семья, к которой Платон принадлежал, была одной из древнейших и влиятельнейших в стране. Его отец Аристон был потомок знаменитого царя Кодра, который, не задумываясь, пожертвовал собой, когда узнал от оракула, что победит в войне та сторона, царь который лишится царя. Мать Платона звали Периктионой или Потоной.
Все обстоятельства складывались таким образом, чтобы открыть Платону блестящую политическую карьеру. Знатность происхождения обеспечила Платону блестящее образование. Он учился много и прилежно. Способности его стали обнаруживаться рано, и во всех предметах он делал успехи. В гимнастике он так отличался, что его учитель Аристон и дал ему ставшее историческим прозвище Платона. Выдающимися были его успехи в музыке и поэзии. Но от поэтических опытов до нас не дошло никаких следов. Говорят, что в уничтожении последней эпической поэмы был виноват Сократ, встреча с которым обновила все мышление юного мыслителя.
До нас не дошло никаких сведений об отношениях между Сократом и Платоном. Он не сразу "осел" у ног Учителя и не сразу сдружился с ним. Даже познакомившись с Сократом, Платон продолжал изучение существовавших тогда философских систем. Потом Платон должен был часто отлучаться из города - нести воинскую повинность. В то время был самый разгар Пелопонесской войны, когда спартанцы осаждали Афины. Но известно, что к концу жизни Сократа он был с ним в наилучших отношениях и считался одним из любимейших учеников. Когда его учителя судили, Платон приготовил защитительную речь, но во время ее произнесения был согнан с трибуны дикими криками толпы. Он же хотел уплатить штраф за Сократа, и только болезнь, видимо, от страшного переживания, удержала его дома в последние минуты жизни Сократа. И в своих диалогах он с величайшей любовью рисует портрет своего учителя, и даже то, что он делает Сократа главным героем своих диалогов, показывает всю степень обожания его.
Сократ оказал громадное влияние на Платона. В его душе и жизни молодого мыслителя произошел подлинный переворот. Прощаясь со светским образом жизни, Платон устроил для своих друзей пир, на котором объявил о своей решимости следовать примеру Сократа: "Этот пир последний, в котором я участвую с вами. С этого часа я отказываюсь от радости жизни, чтобы посвятить себя Мудрости и последовать учению Сократа. Знайте, что я отрекаюсь даже от поэзии, ибо я понял ее бессилие выразить истину, как я понимаю истину отныне. Я не напишу более ни одного стиха и сейчас в вашем присутствии сожгу все, что написал до сих пор".
Пробужденный Сократом, Платон устремился к вершинам эзотерических знаний. Конечно, и ему хотелось видеть на практике результаты своих знаний. Да и опыт пифагорейцев вдохновлял его на дела общественного переустройства. Знания Платона были из одного и того же источника, что и Пифагора.
Платон оставался в Афинах до самой смерти Сократа, после чего начинаются его странствия. Возможно, что он оставил родину из чувства личной безопасности, а возможно, еще и потому, что все в Афинах напоминало ему о страшном преступлении. Сперва он посетил остров Мечары, где подвизался философ Эвклиид - одним из благороднейших людей своего времени. Когда мечарийцам был запрещен въезд в Афины, он под страхом смерти пробрался к своему любимому учителю Сократу. Он привнес свои черты в учение Сократа о благе. Встреча эта была полезна для Платона в смысле увеличения знаний. Затем Платон направляется к знаменитому геометру Феодору, где берет уроки математики. Впоследствии, как рассказывают, Платон на воротах своей школы сделал надпись, гласившую, что доступ в школу открыт только людям, знающим геометрию. Впрочем, значительно ранее подобная надпись существовала на воротах школы Пифагора /"Никто, кроме геометра, да не входит сюда"/.
Побывал Платон и в Египте, где процветали математические науки. Здесь все поражало человеческое воображение. И астрономические предсказания, и инженерные сооружения, каналы, мосты, шоссе и многие другие механические изобретения. Самыми таинственными, конечно, были жрецы. К ним-то и стекались пытливые личности, жаждущие знания. Они учились геометрии, математике, астрономии, механике, они добивались посвящения в эзотерические знания и готовы были потратить годы, чтобы приобрести хоть крупицу сокровенных познаний. Платон пробыл в Египте целых тринадцать лет, по другим сведениям, не более трех лет.
Рассказывают, что далее Платон направился в Индию, где изучал премудрости Зороастра и Будды, халдеев и браминов. Но наибольшее впечатление на него произвела цельная философия Пифагора, почерпнувшая изо всех мировых источников и взявшая все самое ценное. Эта школа подготовила человечество к восприятию учения Великого Христа. В самой Греции влияние пифагорейцев было столь огромно, что это учение часто в популярности превосходило философию самого Платона. Кратко о философии пифагорейцев можно сказать, что они учили бесконечности Вселенной в пространстве и во времени, что ею правит единое божество. Везде царствует гармония, что Земля движется вокруг своей оси, а солнце есть центр солнечной системы. Сама душа есть живая гармония, приводящая в движение тело - ее темницу. Она бессмертна. Человек, в сущности, есть душа, тело лишь оболочка, темница для души. Пифагорейцы жили коммунистическими общинами, царила суровая дисциплина.
Только после ознакомления с учением пифагорейцев окончательно стало складываться мировоззрение Платона. Учение пифагорейцев о числах могло подтолкнуть Платона к учению об идеях, как реальных сущностях видимых и невидимых предметов познания. Во-многом другом учение Платона близко пифагорейскому: о строении космоса, о всеобщей гармонии, о душе и ее перевоплощениях. И сама общественная организация пифагорейцев с ее коммунистическими принципами и аристократическими тенденциями оказала влияние и на общественно-политические идеалы Платона, выраженные в "Республике".
Зрелыми мужем вернулся Платон на Родину. Он отправляется на Сицилию, где правил тиран Дионисий Старший, - энергичный, суровый, честолюбивый. Он объединил почти всю Сицилию, основал морскую торговлю, обложил народ поборами. Вместе с тем он был широко образованным человеком и культивировал науки и искусства, строил блестящие храмы и другие общественные здания. Он-то и пригласил к себе Платона. Тот охотно принял приглашение, тем более, что при дворце тирана жил шурин того - Дион, восторженный поклонник Платона. Однако Дионисию пришлись не по душе непрошенные советы и замечания Платона, который требовал, чтобы тиран ограничил свою власть в интересах народа. Дионисий хотел тут же расправиться с философом, но был удержан Дионом. Тогда тиран отдан философа спартанскому послу Поллиду, тот же продал его в рабство. Здесь некий Анникерид выкупил мыслителя и отпустил на свободу.
Потом, спустя ровно двадцать лет, Платону вновь довелось побывать на Сицилии. Прежний тиран умер, на престоле был его сын Дионисий младший
- во всем прямая противоположность отцу. Новый тиран предпочитал худой мир доброй ссоре. Платон же лелеял мысль осуществить свой проект совершенного политического строя. Но на месте все иллюзии рассеялись, философ быстро убедился, что добивается невозможного. Вокруг тирана стояла камарилья, которая не хотела добровольно расстаться хотя бы с одной своей привилегией. Даже клочка земли и немного людей не дал Платону Дионисий, чтобы тот мог осуществить свои мечты. Платон вынужден был уехать, а его покровитель Дион был изгнан.
Спустя шесть лет Платону довелось вновь побывать на Сицилии. Философ, уже старец, пытался примирить тирана с Дионом. Молодой правитель успел уже вырасти в деспота и был просто разъярен дерзостью Платона. Только чудом его спас пифагореец-философ Архит, смягчивший гнев тирана. Платон вернулся в Афины и больше уже не ездил в Сиракузы. Дион же с армией наемников вернулся в Сицилию, сверг тирана и сел на его место. Но Платон уже не поехал туда, а вскоре Дион был убит.
Последние 14 лет Платон прожил в тиши своей школы, занимаясь разработкой своей философии. 80-ти лет от роду он умер в Керамике и был там похоронен.
Существует несколько портретов Платона. Наиболее достоверным считается изображение его зрелым мужем, с большою, слегка наклоненною вперед головою, украшенной длинной бородой и густыми, охваченными повязкой, волосами. Его лицо с крупными, но изящными чертами, носит задумчивое выражение. Весь бюст мог был служить изображением мысли, благородной и всеобъемлющей.
Мало что известно о характере Платона. Он имел много врагов - личных, политических и философских. Клеветам не было числа. Его обвиняли в надменности, честолюбии, завистливости, крайнюю неуживчивость, раздражительность, ревность к чужой славе. Его обвиняли даже в том, что учит он прямо противоположному своему поведению. Даже в обжорстве его пытались уличить! Наконец, ему отказывали в оригинальности, считая плагиатчиком. Наконец, утверждали, что он был так беден, что вынужден был добывать себе пропитание торговлей оливковым маслом. И как будто бы он хотел наняться в солдаты.
Но нам известно, что за исключением некоторой размолвки с Аристотелем, которого Платон так ценил, что когда Аристотеля не было, то говорил, что "разум отсутствует", он со всеми уживался достаточно хорошо. Он обладал достаточным талантом, чтобы творить свои собственные сочинения. О нем самом лучше всего говорят его труды. Потому мы не можем допустить, чтобы человек, написавший вещи, такие теплые, полные воображения, теплоты, чувства, был лишен внутренней красоты. Он был творцом.
Его ревниво противопоставляли Сократу - нищему, оборванному, богатому духом и бодрому, простому и демократичному, готовому признать истину от любого, от кого бы она ни исходила. Платон же был иным. Он был изящно одет, поражал аристократичностью манер и умел держать на почтительном расстоянии всех. Он не допускал к себе никого, кроме избранных учеников, да и с теми не делился заветными думами. Он бы счел унижением для себя выйти на площадь и дискуссировать там с ремесленником или сапожником. Он замыкался в свою школу, как замыкался в своем сердце, и только молодые люди хорошего происхождения имели доступ в его школу. Это были прекрасно одетые, причесанные, надушенные юные аристократы. Платон не любил противоречий, не терпел панибратства, тон его речей был внушительный и серьезный. Он не брал платы за учение, но от даров, как говорят, не отказывался.
Ясно, что мантию знаменитого предшественника носить тяжело. Никто не любит современников, только покойные удостаиваются нашей любви. Платон, в отличие от демократа по происхождению и образу поведения Сократа, был аристократом. Темная народная чернь его не устраивала, но и аристократическая тирания также разочаровала его.
Несмотря на все клеветнические измышления, на всю непохожесть на Сократа, Платон уже при жизни был признан на родине. Его духовная мощь поражала воображение людей, и впоследствии его окружали ореолом мифического существа: отцом его был уже сам Аполлон, бог света и поэзии. Сократу приснилось, что к нему прилетел белый лебедь - священная птица Аполлона - и, покормившись из его рук, вновь улетела в небеса, издавая дивную мелодию. А на завтра к Сократу был приведен Платон. Словом, достаточно рано Платон стал для людей "божественным философом". Слава о нем шла по разным странам уже при жизни его. Рассказывают, что когда он однажды появился на Олимпийских играх, то весь народ обратился к нему, и атлеты были забыты. Он поражал своим гением, - и это факт.
Платон основал свою знаменитую Академию - школу, названную так по имени находящейся поблизости рощи. Роща эта была посвящена древнему герою Гекадему. Эта роща стала священною Меккою для образованных людей древности, и века спустя после ухода Платона сюда стекались из многих стран люди, чтобы поучиться у его даровитых преемников и прислушаться к шелесту крыльев витающего здесь гения. Платон не был женат, потому Школа его осталась как бы в корпоративной собственности.
Как учил Платон? Скорее всего, он использовал метод своего учителя. Редко ему приходилось давать связные лекции. Он излагал свои мысли путем диалектическим, т.е. при помощи вопросов и ответов на них. Вся нить разговора была в руках самого Платона, который умел искусно наперед намечать желаемые ему ответы или вопросы.
Платон утверждает благость устроителя - Творца Вселенной, который пожелал все сделать по своему подобию: "Он устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил Вселенную". Платон представлял себе Вселенную живым существом: "Наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения... Космос уподобляется высшему живому существу /богу/, которое "вмещает в себе все умопостигаемые живые существа", дает в себе место всем видимым существом... Устроитель составил его /космос/ из всего огня, из всей единой их части или потенции... Он путем вращения округлил космос по состояния сферы... В его центре построивший дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек его тело извне". В результате "Восприняв в себя смертные и бессмертные живые существа и пополнившись ими, наш космос стал видимым живым существом, объемлющим все видимое, чувственным богом, образом бога умопостигаемого, величайшим и наилучшим, прекраснейшим и совершеннейшим, единым и однородным небом".
Весь мир представляет собой становление, переход одного состояния в другое. Но раз так, то, значит, существует нечто неизменное, которое лежит в основе такого становления. Все, о чем у нас имеется какое-то знание, в действительности существует, даже само небытие. Для всякой мысли должен существовать объект, и этот объект должен иметь действительное существование извне нашего ума. Платон считает, что идеи имеют самостоятельное существование, отдельное от этих вещей и независимое от наших мыслей. Свойства вещей в действительности являются свойствами идей. Идея есть бытие, живое воплощение всех родовых и видовых признаков вещей, а также и индивидуальных.
Без Красоты не было бы красивых вещей. Без Дерева не было бы отдельных деревьев. Идея по отношению к вещам играет такую же роль, как концепция художника или ремесленника по отношению к его произведениям. Но если концепция художника существует в уме, то идеи существуют в реальности. Идеи реальны, а вещи ость неверные образы идей, как бы снимки с них. Потому и Вселенная распадается на два мира: один мир - идей, единственно реальный, неизменный и вечный, а другой - вещей, призрачный, бренный, изменчивый. Платон приводит широко известный пример с пещерой. Пещера - это наш видимый мир, тени, проходящие по стене - суть вещи этого мира, а люди, сидящие там и принимающие эти тени за действительность, - это мы сами: самоуверенные и упрямые слепцы, считающие вещи чувственного мира за реальность.
Внешний мир познается с помощью чувственных восприятий, разум же служит для познания сверхчувственного мира идей. Вообще души наши приходят из высшего мира, и здесь они вспоминают, чем больше отрешенность от внешнего мира, тем глубже эти воспоминания.
Как человек одухотворяется душой, так же точно и вся Вселенная имеет свою душу. Наше тело - часть мирового тела, душа наша также часть мировой души. Все приводится в движение только душой. Из чего же взялась человеческая душа? Бог взял оба существовавших от вечности начала: неделимое и неизменное, делимое и изменяемое, которые соответственно воплощены в идеях и материальной форме; смешав оба этих начала, он получил третье и из всех этих трех начал создал мировую душу. Когда мировая душа соединилась с мировым телом, тогда лишь все стало приходить в порядок. Прежде образовались огонь и земля, а затем воздух и вода.
Платон разделял идеи о перевоплощениях души. Душа человеческая вынуждена воплощаться на Земле до тех пор, пока не отрастит себе небесные крылья, лишь тогда может вернуться на свою небесную родину.
Отсюда - значение добродетели, ибо благо души состоит в приближении в Божеству и возращению на небеса. Страсти или стремление к чувственным наслаждениям Платон считает противонравственными, как мешающие в достижении гармонии. Но в то же время Платон не отрицал нашу обычную любовь; его взгляды были достаточно широки. Но выше физиологической любви он ставил духовное слияние, совместное стремление двух душ к постижению знания. Платоническая любовь, не отрицая телесной, вырастает на духовной, ищет бессмертного.
Платон занимался и развитием общественно-попитических взглядов, построил свое понимание государства. В частности, это выразилось в его "Республике". Общественная организация, по Платону, вытекает из самих условий существования, в которые поставлен человек. Человек может устроить свою жизнь лишь в сообществе с другими людьми. Равно и само общество не может жить изолированно от других обществ. Потом для существования обществ нужны правители. Платон выделял единоличное правление, затем противоположным первому было управление народное - демократия. Третье правление - управление аристократии. Но все эти формы все равно были несовершенными. Монархия легко могла перерасти в тиранию. Народная толпа опять же глупа, невежественна, капризна и изменчива и не умеет отличать истины от лжи. Лучше всего было бы правление и людей отборных по своим способностям, серьезности и знаниям. Но где их взять? Поэтому нужно создать особый класс людей, который мог бы взять на себя управление обществом.
В таком обществе вопросами воспитания занимается государство, на руки которого ребенок передается с самого раннего возраста. Большую роль в воспитании должны играть музыка, поэзия - они возбуждают сильные возвышенные чувства. Люди должны овладеть письмом, чтением, изучать мифы, заниматься гимнастикой. С 16-ти лет юноши должны изучать астрономию и геометрию. На 20-м году отбираются самые способные в умственном и нравственном отношении, которые занимаются науками до тридцати лет. Здесь опять происходит отсев. Те, кто не обнаружили больших успехов, занимают низшие административные посты. Отобранные же
- особо одаренные - постигают все тайны мироздания и становятся философами, а потом делаются правителями государства.
Платоновская система предусматривала любому человеку развивать свои способности в той или иной сфере и приобретать соответствующие знания; в какой из сфер окажутся наибольшие успехи, в той человеку и суждено приносить максимальную пользу обществу. Но высшая цель воспитания - это развитие добродетели, т.е. реализация блага.
В его государстве правящие классы, философы и воины должны жить как одна семья, не имея никаких поводов к вражде, ибо все имущество есть общественное. Платон решается даже разрушить институт семьи, ибо семейная организация как бы обособляет личность, замыкая ее в отдельный мирок и вводя в ее мысль посторонние заботы. Женщины должны принадлежать всем и никому, а вопросы деторождения должны быть прерогативой государства. Браки должны заключаться по указанию правителей. Красивейшие и благороднейшие женщины отдаются тем, кто выше по своим физическим и нравственным достоинствам, либо по каким-либо иным заслугам выделившимся. Больные дети, уродливые должны уничтожаться. Только что родившегося ребенка отсылают в специальные воспитательные дома, куда матери поочередно приходят и кормят всех детей подряд, ни мать, ни ребенок не знают друг друга. В результате исчезает возможность появления частной или отдельной семьи, возможна только семья государственная, общественная.
Конечно, создавая такую картину общества, Платон не учитывал элементарных человеческих потребностей в родителях, в детях, оставил людям лишь физиологическую функцию.
Заслуживают внимания взгляды Платона на женщину. Она для него прежде всего человек с теми же правами и обязанностями, что и у мужчины. Поэтому она должна получать такое же образование и воспитание.
В конце жизни, осознавая слабость некоторых своих положений об идеальном государстве, Платон составляет другой проект, ближе принимающий условия жизни. В сочинении "Законы" он дает уже иную картину общества, построенного на новых принципах, где нет места резкому разделению на классы, ни общности имущества и женщин.
"Урусвати знает, насколько неполно остаются в истории Поучения Учителей. Нередко вместо главных утверждений оказываются лишь побочные, второстепенные. Явление зависти или небрежности лишает человечество многих достижений."
Как свидетельствует "Надземное", от Учения Платона до нас дошли жалкие крохи - только то, что еще кое-как могло было быть воспринято людьми. Главные же поучения так и остались незаписанными. А именно они-то и могли существенно продвинуть мысль человечества. Именно учиться думать призывал Платон.
"Так дальние миры, мысль и сотрудничество были любимыми поучениями Мыслителя. ...Он признавал участие мысли во всем мироздании, но такое простое утверждение встречало злобное возражение. Люди как бы уговорились не признавать силу мысли. Учитель претерпевал много именно за мысль. "В Академии, прежде всего, следует изучать искусство мышления. Нужно приучаться к постоянному мышлению и стыдиться безмыслия. Запомните, что безмыслие есть хаос. Человек не может не мыслить, но различие велико между дисциплинированным гармоничным мышлением и шатающимся безмыслием. Такое низкое состояние отзовется не только на семени человека, но и на пространстве. Может ли человек заражать все пространство? Неужели не придет время, когда люди будут изучать мощь мысли? Может быть, мы окажемся на дальних мирах, когда люди будут изучать мысль, как особую науку". Так учил Мыслитель и понимал, как долго человек будет захлебываться в волнах хаоса."
"У Нас много заботы, чтобы дальние посылки Мыслителя доходили сохранно. Немало самопожертвования требуется от Мыслителя, чтобы пронзить все сферы чистой мыслью. Он действует во имя блага человечества и знает, что оно не будет признательно, ибо лучшие заботы оно встречает поношением."
"Также говорил Мыслитель о смене жизней: "Она не только существует, но бывает разновидна. Кроме полного воплощения бывают и частичные. Сильный дух может давать часть своей энергии. Можно это назвать посылкой луча, или посылкой энергии. Такое усиление мощи дает расширение сознания. Оно не подавляет, но углубляет чувствознание. Можно угадывать в некоторых деятелях как бы природную прозорливость. Они сами могли накопить ее в прошлых жизнях, но она может быть и благодатью посланной."
"Урусвати знает, насколько люди не хотят признать преимущества сотрудничества. Мыслитель многообразно обращал людей к этому спасительному понятию. Он говорил: "Человек есть существо общественное. Он не может жить без общения с подобными себе. Человек должен познать наиболее достойное существование. Не звериными обычаями будет совершенствоваться человек. Каждая мысль, каждое слово уже будут явлениями общественными."
"Сквернословие и злословие заражают атмосферу и противны Божественному Началу. Можно продать в рабство тело, но не дух. Любовь к человечеству есть следствие развития сердца, но оно достигается мышлением. Сама мудрость не может жить на безмыслии."
"Последствия раздора, подобно следствию скверной болезни, сказываются постепенно. Глупцы думают, что избегли последствий, если проснутся на следующий день. Нарушители сотрудничества должны судиться, как вредители общественного достояния. Изгнание будет их уделом."
"Сограждане, если вы перестали стыдиться друг друга, то отвернитесь от звездного неба, оно с укором смотрит на вас."
Трудно переоценить значение Платона в истории мировой Культуры. Он далеко вперед продвинул философскую мысль человечества, само его развитие. После Платона греческий гений пошел на убыль и потух.
После своего земного воплощения в Греции Платон вернулся в Гималайскую Твердыню Мудрецов, где многие годы возглавлял Шамбалу. Затем он ушел на Дальние Миры, чтобы оттуда установить связь с Землей.
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru