Библиотека svitk.ru - саморазвитие, эзотерика, оккультизм, магия, мистика, религия, философия, экзотерика, непознанное – Всё эти книги можно читать, скачать бесплатно
Главная Книги список категорий
Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск

|| Объединенный список (А-Я) || А || Б || В || Г || Д || Е || Ж || З || И || Й || К || Л || М || Н || О || П || Р || С || Т || У || Ф || Х || Ц || Ч || Ш || Щ || Ы || Э || Ю || Я ||

Г. С. Горчаков

Шанкарачарья - учитель Индии

("Знамя Мира" №2 1997)

 

 

"Я подчиняюсь тебе, о учитель, друг угнетенного мира, поток

самоотверженной любви.

Подними меня твоим путеводным светом, из которого течет нектар правды и милосердия, ибо я утопаю в жизненном море.

Мир сжигает телесное пламя безжалостной жизни, и ветры обмана растрепали меня. Спаси меня от погибели, так как я ищу в тебе прибежища и кроме тебя нигде не нахожу покоя."

Великие блаженные (мудрецы) живут в мире, они приносят миру радость, как приближающаяся весна. Они перешли море заблуждения и всегда готовы помочь в этом другим.

Ибо в природе Великих душ (Махатм) лежит стремительность освобождения других от усталости, подобно тому как месяц своим мягким светом успокаивает алчущую землю, раскаленную палящими лучами солнца.

"Ороси меня нектаром твоего голоса, приносящим радость вечного блаженства, чистым и освежающим нектаром, изливающимся на меня как бы из сосуда, подобного вдохновению, наполняющему душу радостью; ибо я опален жгучим пламенем мира."

"Блаженны те, на которых, хотя на одно мгновение, проливается этот свет, и они сливаются с тобою в одном общем звуке.

Как мне переплыть океан жизни? Где путь? Какой дорогой я должен идти? Я не знаю, о Учитель! Спаси меня от ран, от страданий мира."

Три великих светоча даны миру Азией: Упанишады, Гаутама-Будда и Шри-Шанкара-А-чария. Происхождение Упанишад относится к доисторической древности, когда еще не извивался под бременем, наложенным на него Кали-Югой, Будда Просветленный, в душе которого проявился день самопознания и который стремился сообщить доставшийся ему свет всему человечеству, старался уничтожить касты, жречество и догматизм, побуждал каждого к самостоятельному мышлению, к самостоятельному возвышению души, к самостоятельному духовному росту, указывая ему те препятствия, которые стояли на пути сознания божественного, бесконечного "я", и дал средства устранить эти препятствия и найти путь к свободе.

Но не всякий человек способен вместить в себя весь свет, для одного доступно воспринять один луч, для другого - другой. Высшие идеалы неописуемы для большинства человечества, для масс, для которых они кажутся недоступными, невероятными и недостижимыми, и тем, кто не приспособлен жить на высоте, высшее кажется только сном. Когда свет дня затаптывается в пыль неразумными, над ним издеваются обитатели болот и забрасывают чистое грязью. Учение Будды было так возвышенно, что могло быть понято только великими душами.

И вот явился Шанкара-Учитель. Ему хотелось сохранить учение истины во всей его чистоте, хотя бы и в узком кругу избранных, и он выбрал для сообщения глубоких тайн религии касту браминов, как наилучше приспособленных для этого своим высоким рождением (следствием приобретения доброй кармы в прежних воплощениях). Для этой цели он написал свои толкования Упанишад и Бхагават-Гиты, а так же и другие сочинения, разъясняющие это учение, и ввел известные правила в орден браминов.

Писания Шанкарачарьи бесподобны по ясности изложения. Они обращаются не только к сердцу, но и к разуму, и кто их воспринимает сердцем и понимает разумом, тому открывается новый, высший мир, он вступает в область света и познания, о существовании которой имеют понятие очень немногие из европейцев. Многие утверждают, что в христианстве заключается все, и что кто его знает, тому не нужны учения индусов. Конечно, в истинном христианстве заключается все, но это все в нем закутано и скрыто, и очень немногие способны без посторонней помощи поднять покров в виде символов и аллегорий, которым окутана истина. Можно даже сказать, что именно для познания во всей чистоте скрытой в христианстве истины особенно важное значение имеют писания Шанкарачарьи."

Шанкара появился в Индии в тот момент, когда религиозная и философская мысль страны совершенно запуталась в противоречиях и лжетолкованиях. Из всех философов Индии Шанкара был ярчайшей личностью. Он был и философом, и поэтом, и основателем монастырей, и странствующим проповедником, и блестящим полемистом. Шанкара рассматривается как земное воплощение Бога Шивы. До нашего времени дошли три его биографии. Время жизни точно не установлено, но принято датировать время его жизни 788 - 820 гг.

Согласно легенде, в небольшой деревушке Каралы, на крайнем юге Индии, жил некогда брахман Видьядхираджа из рода Намбутири, славившегося своим богатством и ученостью. Единственный его сын Шивагуру с ранней юности отличался склонностью к аскезе и отшельнической жизни. Потребовалось все красноречие отца, чтобы убедить юношу повременить с принятием священных обетов и дать согласие жениться и обзавестись хозяйством. Женой его стала Шиватарака - дочь ученого брамина из соседней деревни. Уже сами говорящие имена молодой четы определили покровительство над ней самого Шивы. Ведь Шивагуру означает "учитель Шива", а Шиватарака - "зеница Шивы", или же падучая звезда Шивы.

Супруги долгое время оставались бездетными. Наконец они отправились в шиваитское святилище Вришадринатха, чтобы испросить у богов благословения и потомства. Именно там Шивагуру увидел во сне старика, который предложил ему выбирать между возможностью иметь сотню ничем не примечательных, но удачливых детей или одного сына - великого мудреца, чья жизнь, однако же, будет краткой и суровой. Шиватараке же приснился Шива в полном блеске своей божественной славы, верхом на быке Нанди; он прямо объявил, что ее сыну суждено стать знаменитым учителем веданты. После того, как супруги поведали друг другу о своих удивительных снах, над ними раздался голос самого Шивы: "Я сам буду рожден как ваш сын!"

Появление на свет чудесного ребенка сопровождалось небесной музыкой и пением, особенным благоуханием цветов, необычной кротостью хищных зверей. Тело младенца слепило глаза своим сиянием, над головой был ясно различим полумесяц - знак Шивы, на ладони виднелся отпечаток божественного трезубца, а на груди, у сердца - изображение свернувшейся в клубок кобры; во лбу явстственно проступал след третьего глаза. Младенца назвали Шанкара - что означает "благодатный", "милостивый". Оно относится к числу наиболее священных прозвищ Шивы.

Удивительное продолжалось. Однажды, вернувшись домой, мать увидела, что вокруг шеи сына обвилась огромная кобра, которая тут же на ее глазах превратилась в ожерелье из цветов и плодов священного дерева. Говорят, что еще в годовалом возрасте Шанкара уже умел прекрасно говорить и писать на санскрите. Как-то дети заспорили о том, сколько семян окажется внутри сладкой дыни. Шанкара сказал, что семян будет столько, сколько существует богов, создавших вселенную. Каково же было изумление присутствующих, когда в разрезанной дыне обнаружилось всего одно-единственное семечко!

Незадолго до пятилетия Шанкары умер его отец (вероятно, поэтому позже Шанкару стали называть "сыном вдовы"). Вскоре мальчику надели священный шнур, и он смог приступить к изучению четырех вед, а также многообразных наук и искусств, основанных на ведах. Шанкара быстро превзошел своими познаниями местных учителей-брахманов; к нему все чаще стали обращаться за разъяснениями и советами не только соседи, но и жители окрестных деревень. Ребенок же все время ощущал тягу к отшельничеству, и только лишь просьбы матери удерживали его от принятия обетов.

На восьмом году жизни Шанкары происходит чудесное событие. Именно тогда истекал первоначально отпущенный Шанкаре срок земного существования. И тут прямо на глазах матери ее сына схватил огромный крокодил, который потащил свою добычу к реке. Шанкара успел крикнуть матери, что обещание стать саньясином-отшельником будет приравнено для него к новому рождению и, таким образом, избавит его от насильственной смерти. Мать согласилась, чтобы сын стал отшельником, и тогда крокодил разжал пасть, а срок жизни Шанкары был удвоен (или даже учетверен). В тот же день Шанкара покинул родительский дом, пообещав, впрочем, вернуться перед смертью матери, чтобы дать ей последнее утешение и совершить надлежащие погребальные обряды.

Юный отшельник прямиком отправился на север. Он шел, пока не добрался до берегов реки Нармады, где в те времена находилось множество святилищ. Заглянув в одну из пещер, расположенных под сенью священных деревьев, мальчик увидел группу отшельников, которые окружали величественного старца, погруженного в глубокую медитацию. Он приблизился к старцу, распластался перед ним на земле и произнес: "Склоняюсь перед почтенным Говиндой, моим учителем!" Старик попросил мальчика назваться и затем восторженно приветствовал его как обещанного ученика, будущего великого земного мудреца и земное воплощение бога Шивы.

От Говинды Шанкара постиг основы адвайты. Тогда же, видимо, им были созданы многие шиваитские гимны, ряд философских трактатов. Что касается главного произведения Шанкары - комментария к "Брахма-сутрам", то с этим связана целая легенда. После длительных ливней воды реки Нармады затопили селение и поднялись до входа в пещеру, где учитель с учеником предавались размышлениям. Увидев это, Шанкара произнес специальное заклинание и поставил на пороге свою чашу для сбора подаяния. Потоки реки тотчас же устремились в небольшую чашу и вскоре исчезли в ней, и река вошла в свои берега. Тогда-то Говинда вспомнил о пророчестве Бадараяны, согласно которому лучшее толкование его текста суждено написать тому, кто сумеет укротить разбушевавшуюся реку.

Шанкара за четыре года создает комментарии ко всем произведениям "тройственного канона": к "Брахма-сутрам", к "Бхагавадгите" и основным упанишадам.

Шанкара с благословения Говинды совершает паломничество на гору Кайласа, потом в Бенарес. Здесь он оставался до тех пор, пока не пришло известие о тяжелой болезни матери.

Шанкара поспешил домой. Здесь он застал мать умирающей. На смертном одре мать попросила сына развеять ее страхи перед смертью. Сын попытался изложить ей основы адвайты, однако открывшаяся картина иллюзорного мира, опорой которого служит некий безличный Атман, только еще больше напугала несчастную женщину. И тогда юный аскет стал петь гимны Шиве и Вишну, которые и помогли матери в спокойствии встретить смертный миг. Несмотря на то, что обеты отшельника противились этому, он совершает необходимые погребальные обряды, причем, как рассказывают легенды, силой воли Шанкара разжег погребальный огонь.

Вскоре после кончины матери Шанкару поджидало еще одно горе: умер его учитель Говинда. В сопровождении бывших учеников Говинды, ставших теперь его учениками, Шанкара путешествует по Индии и вступает в дискуссии с известными мыслителями. Так с Мандамамишрой диспут у Шанкары продолжался целых пятнадцать дней и окончился победой Шанкары. Вообще, легенды говорят, что Шанкара не знал поражений в диспутах. Шанкара с учениками приходит в Бенарес и поселяется в святилище Маникарника ("серьга Шивы"). По преданию, это был первый кусок суши, извлеченный из вод трезубцем Бога. Здесь Шанкара принимал подаяния, наставлял индусов адвайте. Здесь легенды рассказывают, что однажды Шанкара повстречался с представителем презренной касты. Опасаясь соприкоснуться с ним на узкой улочке, Шанкара велел тому уступить дорогу, но в ответ услышал неожиданную отповедь. Прямо опираясь на положение адвайты об единстве Атмана, этот чандала дерзко отстаивал идею изначального равенства всех живых существ. И Шанкара был вынужден склониться к ногам чандалы, а позже он сложил стихотворение о высшем Атмане, который одинаково сияет в дваждырожденном брахмане и неприкасаемом.

Шанкара путешествует по Индии, проповедует свое учение, созидает монастыри.

Считается, что он скончался на тридцать третьем году жизни, окруженный многочисленными приверженцами и учениками. Однако есть легенда, по которой Шанкара не умер, а, поднявшись на гору Кайласа, приобрел свой первоначальный божественный вид.

Его Учение - пример большой интеллектуальной и духовной смелости. Всю свою яркую жизнь он вдохновенно проводил идею единства всего сущего. Потому система Шанкары носит название "адвайта-веданта" - "недвойственная веданта". Цель ее - научить о существовании единого вечного Брахмана как высшей и единственной реальности. С Брахманом ничего и никогда не происходит, а все многообразие нашего проявленного мира объясняется действием творящей силы - Майи. Майя - это иллюзия, или завеса, обратная сторона Брахмана. Подобно тому, как веревка в руках фокусника может казаться змеей, а раковина может выглядеть как кусок серебра, свойства вселенной лишь условно накладываются на истинную основу бытия.

Хотя некоторые исследователи считают, что Шанкара сделал многое для искоренения следов буддизма в Индии горячей проповедью своего учения, но с этим трудно согласиться. Его учитель Говинда отдал дань изучению буддизма. И та же практическая религиозная деятельность Шанкары указывает на влияние буддизма. Создавая монастырскую организацию индуизма, Шанкара взял за образец буддийскую общину и ввел буддийские принципы организации и пожизненной аскезы в индуистскую монашескую жизнь. Именно влиянию буддийской религиозной практики, усвоенной через посредство Шанкары, индуизм во многом обязан также и отказу от кровавых жертвоприношений и крайностей.

"Адвайта - Истина, Адвайта - Истина, Адвайта - Истина!" - провозгласил верховный владыка Шива, внезапно появившийся в древнем храме из

Махалинга, вызванный молитвенными призывами Шанкарачарьи. Шанкара молился, чтобы Шива сам объявил Истину религии Адвайты, и тогда сомнения, гнездящиеся в сознании людей, смогут быть рассеяны. Чудо совершилось. Устами всеведущего и всемогущего Шивы была возвещена Истина Адвайты.

Бог Шива столетиями почитался в форме вечного Учителя всех миров, молчаливо восседающего в глубокой медитации у подножия древнего дерева баньяна. Глаза его прикрыты, уста недвижимы. Так проходили века, пока не настало тяжкое время Кали Юги. Тогда, чтобы уничтожить асуров-демонов, появился бог Вишну со своим всемогущим оружием. Асуры исчезли. Но в Кали Юге они вторгаются вновь, теперь уже проникая в человеческий рассудок, поэтому человек часто совершает то же, что и асуры. Одному Вишну тяжко стало справляться с их враждебностью. Тогда-то на помощь ему и пришел Вечный Учитель, называемый еще Шамбху. "Шам" означает счастье, а "бху" - источник. Шамбху - источник высшего счастья. Век Кали Юги слишком жесток, и Господь просто не смог больше пребывать в ожидании тех немногих, ищущих совершенства, чтобы утолить их жажду. Он понял, что сам должен принести утраченное счастье людям. Когда созрели все условия, необходимые для прихода Аватары, вечный Шамбху стал историческим Шанкарачарьей. Шанкарачарья явился миру живым воплощением вечного совершенства

Шамбху. И вот он шагает по индийской земле, молодой, сияющий Учитель. Довольствуясь скудной пищей подаяния, он возвещает слова ведантической мудрости ради спасения заблуждающихся смертных, обреченных на скитание по этой долине слез и страдающих от обжигающего пламени жизни.

Сейчас трудно оценить ту огромную роль, которую сыграл Шри Шанкарачарья в обновлении духовной среды Индии, пытаясь провести десятки самых разнообразных, нередко противоречащих друг другу религиозно-философских направлений и культов к одной общей основе, и при этом не разрушить их, а направить к единой цели - познанию истины. Шанкара не был революционером, он был великим реформатором, не разрушив ни одного социального института, он объединял все многообразие проявлений жизни всевмещающей, всепронизывающей Истиной, Истиной сопричастности Единому

Сознательному Бытию, по своей сути более высокому, чем все преходящие формы Его проявлений.

Шанкару называют восстановителем шести доктрин почитания Бога, так как он восстановил шесть основных путей почитания Бога, очистил их от искажений. Применяя основной принцип абхеда (неразделенности), он установил единство и неразличие между богами Вишну и Шивой. Этим он учил универсальности Ведической религии, освободив ее от противоречий, привносимых различными школами. Шанкара объединил три пути восхождения к Истине - карма (путь действий), бхакти (путь любви, сердечной преданности Богу) и Джанана (путь знания), найдя каждому пути нужное и необходимое место в едином методе достижения свободы от уз самсары (круговорота рождений и смерти). Все это произрастало из Учения адвайты, которая возвещалась как основная истина Веданты-Упанишад, Брахма-Сутр и Бхагавад-Гиты, как трех источников индийской религии.

Существуют в Индии многочисленные сказания о победоносном шествии

Учения Шанкары, завоевании им мира. Реальные факты и мифы сплетены самым тесным образом. Неизвестно даже время жизни Шанкары. Впрочем, это свойственно индийской традиции. Индию как бы интересует история идей, а сама личность остается на втором плане. Потому учения остаются, а вот факты достоверные практически отсутствуют, они смешиваются с вымыслами и легендами. Зачем же приходил один из Великих Учителей в облике Шанкары в Индию? В Бхагават-Гите сказано:

"Всякий раз, когда в этом мире

Наступает дхармы (высший моральный закон) упадок,

Когда нагло порок торжествует,

Я себя порождаю, Арджуна.

Появляюсь Я в каждой юге,

Чтоб восстановить погибшую дхарму,

Чтобы вновь заступиться за добрых,

Чтобы вновь покарать злодеев."

Подобной была ситуация в Индии до прихода Шанкары. Истина ведической религии утратилась, страна была наполнена бесцветными бесчисленными религиозно-философскими школами и сектами, воинственно относящимися друг к другу. Основными из них были - буддизм, находящийся в состоянии усиливающегося упадка; джайнизм, претендующий на место буддизма; секта "Капалика", которая погрязла в пьянстве и исполнении магических ритуалов с приношением человеческих жертв; духовно обнищавшие почитатели огня, выжигающие символы и знаки на разных частях тела; поклонники Солнца и Луны с ритуалами, введенными чужеземцами, и множество иных направлений. Такой религиозный хаос и духовная сумятица царили в стране священных Вед. И появление выдающегося Учителя - Шанкарачарьи не могло не повлиять на ситуацию.

Вся деятельность и произведения Шанкары имели цель - восстановить утраченный авторитет Веданты и вернуть человечество на путь Истины и единения с Высшей сущностью. Когда Кришна передавал свое учение - Бхагавад-Гиту - Арджуне, он определил ее как йогу, которая означает состояние единства души с Верховным "Я", достигаемое через очищение сознания.

Вивекананда говорил: "Шанкарачарья был величайшим Учителем Веданты. Используя неоспоримые аргументы, он выявил из Вед истину Веданты и на ней построил превосходную систему Джаны, которая представлена в его комментариях. Он объединил все противоборствующие концепции Брахмана и показал, что существует лишь одна беспредельная Реальность. Шанкара также пояснял, что необходимы все разнообразные учения, соответствующие различным способностям человека в его медленном продвижении по пути восхождения. Нечто подобное мы находим в проповедях Иисуса, всегда учитывавшего возможности восприятия своих слушателей. Вначале Он учил их об Отце Небесном и о молитве к Нему. Он открыл им более высокий смысл: "Я есмь виноградная лоза, а вы ветви". И, наконец, Он произнес высшую истину: "Я и Отец - одно" и "Царствие Божие внутри вас".

Постижение тождества Брахмана - Высшего Вселенского духа и Атмана - человеческого духа Шанкара проповедовал как единственное средство освобождения от уз конечного мира. Только это знание ведет к спасению, никакие иные способы, как, например, обряды, недействительны, ибо только знание способно уничтожить первоначальную причину, порождающую деятельность в кругу преходящего бытования. Этой первоначальной причиной выступает Неведение, поэтому оно может быть устранено только Знанием, а не действием.

"Действие не может упразднить незнания, ибо не противоречит ему, - лишь знание устраняет незнание, как свет разгоняет мрак."

Истинная природа внутреннего "Я" никак не соотносится с кармой - то есть с каким-либо действием. Действия характеризуют наш физический мир, а природа нашего "Я" - Атмана - состоит в Его бездеятельности, чистоте, присутствии, неизменности, свободе, единстве всезнания, всемогуществе. Атман (Дух) не есть некая вещь, которая может быть создана, трансформирована или очищена, поэтому он не может стать деятелем-участником и тем самым фактором деятельности.

Упанишады явились источником вдохновения для Благословенного Владыки

Будды и для великого мудреца Индии Шанкары. Оба они утверждали, что каждый человек должен стоять лицом к лицу с Творцом, оба отрицали касты и браминов, захвативших место посредников между человеком и Божеством.

Браман - первичная истина всего. Необходимо находить сущее в самой сущности. Тот, кто видит разницу, осужден переходить от смерти к смерти, от рождения к рождению. Человек же зачастую смешивает свою временную земную личность с высшим духом - бессмертной индивидуальностью, которая присутствует в нем как наблюдатель, либо человек смешивает высший дух с внутренними и внешними органами чувств.

Шанкара говорил: "То Ты Еси; Я Есмь Брахман; Постижение - Брахман; Этот Атман - Брахман - эти высказывания шрути есть прямое подтверждение тождества Атмана и Брахмана".

В процессе постижения тождества Атмана и Брахмана сознание должно

пройти путь, начиная от проявленного мира форм к миру вечного "Я". Процесс восхождения к Истине одновременно включает в себя и само состояние, и природу этой Истины - Вечное Бытие - Сознание - Блаженство - Брахман; это движение от форм к сокрытой сущности идеи и ее выявление.

Основная тема трактатов Шанкары - объяснение сути ведических изречений. Трактаты объясняют пути, ведущие к Обители Знания.

Пока человек не достиг сознания о своем единстве с истинной сущностью, у него не будет и сознания недействительности мыслительных процессов, основанных единственно на способах и предметах познавания и на законах причинности.

Настоящее значение в умении отличить вечное от временного, внешний вид от внутреннего содержания. Однако эмпирический образ мышления побуждает человека добиваться приятного и избегать неприятного.

Веданта не знает "перворожденного греха", "искупления". В мире нет ничего, кроме божества; божественный дух и суть духа человеческого - одно и то же.

В невежественности Шанкара усматривает причину земной жизни, другими словами - смерти, и в постепенном избавлении от этой невежественности он находит смысл и цель всех людских забот, трудов и страданий.

Путь к мудрости состоит в обращении к Брахману, который по отношению к человеку проявляет себя как Атман: "Но даже постоянно присутствующий (в нас) Атман как бы не присутствует из-за незнания; с уничтожением этого (незнания) он сияет, как присутствующий, подобно украшению на собственной шее.

Как принимают иногда пень за человека, так и заблуждения видят в Брахмане (индивидуальную) дживу, когда же обнаружен истинный образ дживы, в этом (Брахмане) джива исчезает".

"Всепостигающий йогин видит оком знания весь мир в себе и все - как единого Атмана."

Сущность - то, что в стороне от оболочки телесной, от оболочки душевных движений, в стороне от оболочки причинности, то, что стоит выше 5 завес, что поставлено свидетелем трех способов, ТО, неизменная природа чего есть

Бытие, сознание, Блаженство - вот сущность.

Зародившись от неведения, оболочка причинности есть материал, из которого сотворены первые две оболочки, она же есть причина их существования, она не может познавать только самое себя, но во всем остальном мудрость ее непогрешима. Оболочка причинности - следствие поведения, самого корня зла, благодаря которому человек вечно смешивает следствие с причиной, принимает зло за добро, мечется, чтобы умереть невеждой.

Нет случайности. В каждой из земных жизней все делается согласно с известными причинами и в виду известной цели. Богатство, бедность, здоровье, болезнь, могущество, бессилие - это малые отдельные кирпичики, из которых со временем создается великое здание "пробуждения к действительности".

Эти три оболочки действуют в границах трех способов или состояний сознания, которые Шанкара назвал Бдением, Грезами и Сном без Грез. Эти три оболочки еще обусловлены 5 завесами, скрывающими от человека его первоначальное и конечное единство с сущностью.

Пять Завес:

1. Инстинкт питания в борьбе за существование.

2. Косность ежедневных привычек, не рассуждающих и не склонных давать дорогу привычкам окружающих нас людей - обострение в себе чувства собственной личности - эгоизм.

3. Склонность к сильным ощущениям, приходящим извне, то есть отвлекающим человека от внутренней жизни.

4. Косность мысли, которая задерживает человека, мешает ему вникнуть в чуждый образ мысли и понять других людей.

5. Стремление к личному блаженству, исключающее заботу о других людях.

И главная завеса - стремление войти в царствие Божие отдельно от ближнего.

Существует образ Вечного, который считает самого себя принадлежностью оболочек - он зовется жизнью.

Нося обманную личину, называемую неведением человеческой личностью, сущность зовется жизнью. Нося личину, надеваемую на нас иллюзией (майя), сущность зовется господом.

Умение вынести всякие напасти без нетерпения и жалости к самому себе - вот

настоящая выносливость. Никто не дает человеку свободы, кроме него самого.

Человек должен увидеть сущность собственным оком, а не через глаз Учителя.

Если вы действительно ищете свободы, отбросьте все чувственные предметы далеко от себя, как яд. Но любовь, которая есть пища богов, ясность духа, сострадание, прощение, прямоту, миролюбие и самообладание - любите и уважайте во веки веков.

Личная жизнь человека отделена от общего нераздельного бытия только потому, что она загрязнена неведением.

Переплыв океан обмана, законов, чудовищ, имя которым страсть и злоба, ищущий единства совершенствует мир свой и сам становится дающим свет.

Отбросьте качества и ограничения и сделайтесь сущностью.

Кто поклоняется сущности, тот достиг бессмертия.

Цель Веданты - уничтожение слепоты невежества. Наибольшая мудрость заключается в нравственном понимании изречения - ЭТО ВСЕ ТЫ, или ТЫ

ЕСТЬ ТО, то есть в сознании, что во всем мире нет ничего кроме сущности.

Добиться освобождения человек может через обладание четырьмя совершенствами:

- через умение отличать прочное от непрочного;

- через отсутствие жажды выгоды от дел своих в этом мире и в будущем;

- в добродетелях, первая из которых есть мир;

- и через само стремление к освобождению.

Прочно только вечное.

Человеческое сознание должно пройти путь от проявленного мира форм до осознания мира вечного "Я". Это и будет приобретением истинного знания.

Что же такое Знание? С индийской точки зрения Знание должно изменить характер человека, оно должно быть отражено в том, что собой представляет личность. Истинное знание не есть академическое образование. Разум может быть заполнен множеством фактов из разных источников, но подобное "знание" может быть практически бесполезным: оно нравственно не обогащает личность. Индусы сравнивают такого человека с вьючным животным, которое несет на спине огромный кусок сахара, но не может его даже попробовать. Потому знание - это сила духовного зрения, различение сущего от иллюзорного, истины от лжи, а также поведение в соответствии с этим различением. Бытие становится равнозначащим Знанию. Конечно, такое Познание требует огромного напряжения воли и неустанной творческой работы мысли. Будда говорил, что истинным героем является тот, кто побеждает самого себя. Истинное Знание то, которое меняет человека, раскрывает в нем совершенное существо и приближает его к Богу. Высшее Знание - это высшее Бытие; это единство всего сущего - человека, природы и вселенной. Это Единство Вездесущего и Всеведущего Бога.

"Кто Меня во всем и все во Мне видит, того Я не утрачу и он Меня не утратит",

- говорится в Бхагавад-Гите.

Шанкара писал: "Мудрость есть то существенное, что помогает освобождению.

Как без огня нельзя варить пищу, так без мудрости нельзя достигнуть совершенной свободы".

"Если ты мудр, оставь в стороне всякую внешность и примени свою ученость к тому, чтобы узнать свою истинную Самость и из рабства этого мира достичь свободы.

Следование внешним предписаниям хорошо для того, чтобы держать в чистоте свои мысли, но они не приводят ни к истине, ни к действительности. Истина и действительность достигаются только мудростью, а не тысячью внешностей."

С течением времени учение Шанкары отождествилось с ведантой в целом. Индуизм провозгласил учение Шанкары своей официальной доктриной.

ulytka.ru

Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru


      Rambler's Top100