Библиотека svitk.ru - саморазвитие, эзотерика, оккультизм, магия, мистика, религия, философия, экзотерика, непознанное – Всё эти книги можно читать, скачать бесплатно
Главная Книги список категорий
Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск

|| Объединенный список (А-Я) || А || Б || В || Г || Д || Е || Ж || З || И || Й || К || Л || М || Н || О || П || Р || С || Т || У || Ф || Х || Ц || Ч || Ш || Щ || Ы || Э || Ю || Я ||

Башкова Наталья Валентиновна

Загадка современности:

всесторонне развитая личность


Идеалом современных наук – педагогики, психологии, философской и социальной антропологии и др., является всесторонне развитая личность. Это идеал, действительно, достойный: он гуманен и высок. Заявлен он был уже давно, однако в реальной жизни до сих пор – редко встречаемый тип людей. И дело не только в том, что его воплощение требует многих усилий как самой личности, так и окружающих, что современная система массового образования далека от индивидуального подхода, принципа непрерывного (послевузовского) обучения и т.д., также давно осознанных как лучших и непреложных. В этой небольшой статье хотелось затронуть другую проблему, а точнее, самую суть вопроса – какова она, всесторонне развитая личность, особенно в условиях нарастающего информационного потока (и давления), усложнения производственных и иных технологий, необходимой профессиональной специализации и т.д.? И право, достижим ли этот идеал и если – да, то как?

Идея всесторонне развитой личности может привести неискушенного в науках человека к мысли, что воспитатели и педагоги при благоприятных условиях, в принципе, могут и должны создать из любого человека такую личность. Однако это глубокое заблуждение – если представить себе идеал: человека, имеющего прекрасный эстетический вкус, нравственно одухотворенного, владеющего блестящими знаниями и соответствующими умениями по гуманитарным и естественным наукам и т.д. Одним словом, необыкновенный образец состоявшегося совершенства, который мечтают создать несовершенные люди.

Дело в том, что любого (каждого) человека развить до предполагаемого идеала в сколько-нибудь обозримые сроки – невозможно. Многие мыслители (Н.А.Бердяев и др.) отмечали, что культура не демократична, а элитарна. Навыки по ее овладению не общедоступны, и способности каждого человека сугубо индивидуальны. Для их глубокого развития необходимы уже имеющиеся задатки, предрасположенность человека к наукам и искусствам, основания в природе его определенных качеств (дисциплинированности, чуткости, богатых памяти и воображения и т.п.).

Если нет у человека, например, музыкальных способностей или склонности к игре в шахматы, – то дело не продвинется дальше общих основ, никаких глубин мастерства и знаний вы не привьете. Обучение и развитие – процесс очень долгий, очень постепенный, трудоемкий, не прощающий пробелов и остановок. Он нарастает бесконечными наслоениями сознания – медленно и незаметно. И даже при настойчивости и трудолюбии человека может так и не привести к подлинному вдохновению и высотам творчества. Тем более, что как только человек чувствует большие трудности в овладении каким-либо мастерством – он сам чаще всего к нему охладевает. Почему так часто печален результат? А настолько ли он печален?

Прежде всего, необходимо здраво оценивать возможности конкретного человека или самого себя, видеть «ландшафт» внутреннего мира. Например, в виде условного графика, где обобщим различные эмоционально-душевные, интеллектуальные, волевые и т.п. качества и способности.

 

Степень развития

 


8

6

4                                                                                                                                         Способности,

2                                                                                                                                         качества

0                                               

     Музыкаль.  Литерат.   К изобраз.   К физике    Математ.    Мужество     Чуткость   Доброжелат. и т.д.

Здесь показано неравномерное развитие способностей, которое как раз и присуще современным людям. Конечно, такой график возможно построить, видимо, не ранее 14 лет, иначе выводы будут преждевременными. Мы должны иметь в виду условность подобной схемы, тем более, что идеал не раскрыть через простое перечисление свойств и способностей, ибо личность целостна и индивидуальна.

Можно представить внутренний мир человека и по-другому, более символично и образно.

                                                 Изобраз.          Музыкаль.

                           Поэтич.                                                        К физике                                       

Доброжелат.                                            ДУХ                        К астрономии

        Искренность                                                                 К химии

                                         Мужество             Дисциплинирован.

 

Человек – здесь цветок, духовный цветок. Сердцевина или ядро личности – это духовное начало, частица (луч, искра) Абсолютного Начала Жизни, содержащая многогранный потенциал личности, который мы и призваны реализовать в себе и помогать в подобном развитии другим. В этом суть духовного преображения.

Лепестки – те или иные человеческие способности, нравственные и познавательные качества (которых очень и очень много). Поскольку они развиты в человеке различно, то перед нами – цветок с неравномерными лепестками, или лучи с разной степенью интенсивности свечения.

Таково положение дел в реальности. Но как же достигается наш идеал?

Разгадка здесь, видимо, вполне однозначна и не так сложна.

Мы должны признать, что изначальные, стартовые условия развития людей очень различны. Человек от рождения – не tabula rasa, а уже имеет ряд важнейших предрасположенностей и, более того, рождается со своей идеей, т.е. жизненным назначением, задачей (как сказали бы в Индии, дхармой – судьбой).

Как объяснить это явление? Здесь существует ряд теорий – от генной обусловленности до доктрины перевоплощения духовного ядра личности, несущего в себе опыт прошлых воплощений. Но мы не будем касаться сейчас этой проблемы.

Итак, насколько разноуровневы начальные условия нашего внутреннего мира, такими же различными (даже в благоприятных внешних условиях) будут и наши будущие достижения. Это очень важно понимать. В одной области мы сможем продвинуться на два порядка (шага), в другой – на пять, в третьей – на десять и т.д. – в непосредственной зависимости от стартовой ступени и напряженности наших усилий. Несмотря на неоднородность будущих достижений, происходит главное – необходимое развитие многогранной человеческой природы. В этом плане идеал всесторонне развитой личности призывает нас к обязательному постепенному развитию различных, – а в будущей социальной перспективе – всех граней личности.

Если человек не имеет (или думает, что не имеет) ярких способностей к чему-либо – это отнюдь не повод к унынию и отходу от дел. Чтобы осуществить продвижение в любой области познания, нужно работать в этом направлении. Поэтому мы никогда не должны прекращать усилий по освоению новых областей знания, новых открытий, даже если нам трудно и мы не понимаем чего-либо ни с первого, ни с третьего раза. Здесь важно мужество, дерзновение в познании и терпение. Познание по природе своей предполагает преодоление преград – нашего незнания. Иного пути нет.

В наше время давление информационного потока велико, и человек теперь достаточно рано осознает сложность, а то и невозможность досконального освоения даже той области, которой он посвящает себя профессионально. На современном этапе, уже количество одних только первоисточников так велико, что на их прочтение уйдет значительная часть жизни. Еще больше сложностей и всевозможных опасений с остальными областями знания.

Прежде всего, нужно изменить отношение к этому океану знания, приняв в сердце мысль, что жизнь – это поток, процесс. Что невозможно (кажется недоступным) сегодня, станет достижимым завтра. Как всегда, здесь важна последовательность и целеустремленность. Самое худшее – когда человек замыкается в себе, теряется в океане знаний и пытается остановить в себе поток жизни. Но Жизнь не терпит искусственных запруд. Наша открытость и искренность стремлений – лучший залог будущего успеха.

Моментальность озарения, описанная во многих духовных практиках мира, зачастую порождает иллюзию легкости достижений. Однако не забудем, что подвижник идет к кульминации озарения многие годы и десятилетия труда. И даже пережив его, он касается лишь одной грани истины, и многое еще скрыто от него. И сколько еще озарений предстоит!

Вспомните образ Золушки из сказки. Многие юные девушки хотят стать такой принцессой. Но… имя ее происходит от «золы». Наше внимание, поглощенное красотой бала и чудом любви, отвлекается от того, что неизбежно предшествует этому – годы неутомимого труда!

Вы не музыкальны – подвигайте себя к слушанию серьезной музыки в разных ваших настроениях и состояниях, посещайте концерты. Вы слабо разбираетесь в физике и астрономии – читайте научно-популярные книги или краткие справочники, смотрите познавательные телепередачи. Вы никогда серьёзно не занимались спортом – однако поддерживать физический тонус необходимо, и этого можно добиться регулярными занятиями физкультурой. Вы боязливы – старайтесь сознательно преодолевать страхи сначала на уровне мысли, затем – действия, постепенно упражняя волю. Вы забывчивы и часто не благодарны – ведите список тех людей, которые вам помогали и посылайте им добрые мысли; так найдете и возможность реальной помощи.

Больше общайтесь, ведь каждый знающий человек – это возможность, это целый мир! Эмоциональная окраска существенно повышает степень освоения и запоминания теоретических знаний. Прислушайтесь к выводам, к которым пришел человек, ранее вас вставший на путь познания той или иной области знания, или просто прочитал книгу, о которой вы думаете. Послушайте (поприсутствуйте) разговор увлеченных красивой идеей людей, посмотрите на их глаза.

Сами охотно рассказывайте другим об узнанном, так укрепляется память, вырабатывается логика рассуждений. Не забудем и о древнем принципе познания: только отдавая, мы получаем.

Формулируйте вопросы. Вопрос собирает воедино ваше знание и незнание, он – ваш новый рубеж, сложенная вами ступень, ведущая вперед. Задавайте их всем, кто добр и активен в жизни. Не допускайте, чтобы незнание превратилось (закостенело) в невежество и духовную «близорукость». Помня о разноуровневом развитии способностей человека, не обижайте других вашим удивлением их незнанию.

Давно замечено, что поверхностность знания нередко сочетается у людей с самомнением всезнания и высокомерием. В то время как важно понимать, что Знание и Истина – это огромный айсберг, видимая часть которого – то малое, что нам сегодня доступно. Здесь хороша внутренняя позиция «вечного ученика» жизни, готового к познанию нового, принимающего идею беспредельности труда и познания.

В любой области продвижения важен ритм. Он помогает уже на подсознательном уровне внутренне готовиться к планируемой деятельности.

Главное – не заниматься саможалением, лучше проявить строгость к себе в работе, чем позже мучиться пустым самобичеванием или переживать состояние «разбитой вазы», т.е. потерянных возможностей. Самодисциплина постепенно станет внутренне необходимой и радостной, потому что даст свободу (от отвлекающих факторов) и время для занятий, и подъем к знанию облегчится.

Главное – быть открытым, помнить о необходимости всестороннего развития и стремиться к нему. В человеке все взаимосвязано. Продвижение в одном обязательно отзвучит, повлияет на становление других сфер внутреннего мира. И в этом большой повод к оптимизму.

Важно понимать, что творчество питается из различных источников. Так же как океан питает и маленький родник, и горные ледники, так и творчество приобретает новое качество, особую убедительность и насыщенность, если охватывает многие (как можно больше) грани знания (истины). При таком подходе всесторонность развития обогащает специализацию (и наоборот).

Человек, в итоге, должен осваивать сведения по различным областям знания так, чтобы суметь оценить современное состояние наук и искусств, их новые достижения и тенденции. Это задача на всю жизнь. Она идет параллельно с профессиональным углублением в одну-две области знания, которыми вы непосредственно занимаетесь.

Наша жизненная цель, идущая поверх всех повседневных обязанностей – раздвинуть границы нашего духовного цветка, чтобы духовное начало могло проявиться полнее и ярче. Цель эта – едина, но преломляется в каждом человеке индивидуально. Многие философы и подвижники сравнивали сознание земного человека со стеклом. Чем оно чище, тем ярче лучи Солнца, проходящие сквозь него и проливающие свет и благо на окружающую жизнь. Но чем затемненнее оно невежеством и эгоизмом, тем беднее мир человека, тем более он одинок и беспомощен.

Итак, в современной культурной ситуации всесторонне развитая личность, а точнее, всесторонне развивающаяся личность, – это не блестящий образец уже состоявшегося (и застывшего?!) совершенства, а личность, способная и устремленная к совершенствованию.

 

 

2008 г.

Сведения об авторе:

Башкова Наталья Валентиновна,

канд. филос. наук.

Контактный е-mail: eidos@.net


Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru


      Rambler's Top100