Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск |
Башкова Наталья Валентиновна
Проблема смысла жизни в космо-эволюционном мировоззрении
Кто
медлит упорядочить свою жизнь, подобен тому простаку, который
дожидается у реки, когда она пронесет свои воды.
Гораций.
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным. Сенека Младший.
Смысл жизни… должен быть силою все побеждающею… Он должен
открыться в самом страдании, в самой немощи твари, в неудачах ее
искания, в ее высшей, предельной муке, более того – в самой смерти.
Е.Н.Трубецкой.
И, измученные этим кружением в беличьем колесе, мы ищем
«смысла жизни» – мы ищем стремления и дела, которое не было бы направлено на простое сохранение жизни, и жизни, которая не тратилась бы на тяжкий труд для ее же сохранения.
Смысл нашей жизни должен быть в нас, мы сами своею жизнью
должны являть его. С.Л.Франк.
У кого есть "зачем" жить, может выдержать почти любое "как".
Ф.Ницше.
Жизнь без смысла становится опаснее, чем когда бы то ни было…
И.А.Ильин.
Можно легко представить себе, как преобразится жизнь, если будет
правильно понято задание бытия.
Учение Живой Этики: Надземное, § 467.
Приведенные цитаты показывают остроту и неизбежность постановки проблемы смысла жизни и поиска ее решения самосознающим человечеством. Это – глубочайшая и краеугольная проблема философской антропологии и этики. Многие философы (В.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, Е.И. и Н.К.Рерихи и др.) определяют ее как основную, поскольку она носит принципиально интегративный характер: в ней кульминируют многие мучительные вопросы человеческого бытия, ища своего обоснования и разрешения.
В XX в. появляются оригинальные учения с мощным интегративным потенциалом, когда мыслители сознательно руководствуются принципом синтетического вмещения различных, казалось бы, противоположных, подходов и концептов. Поэтому идеи этих учений весьма нестандартны и глубоки. Ярким примером такой концепции явилось Учение Живой Этики, созданное Е.И. и Н.К.Рерихами в сотрудничестве с их Духовными Учителями Гималайской Общины в 20-30-х гг. XX вв. Сейчас ряд российских исследователей относят это Учение к одному из течений философии русского космизма.
Философы Живой Этики сводят воедино многие деления современных философских типологий, обращаясь к древней, но пока не принятой в научном сообществе, концепции единства и многомерности Вселенной и человека. Такая разработка проблемы смысла жизни актуализирует вопросы субстанциальности и силы психо-ментальной деятельности человека, в том числе, креативного потенциала его воображения, проблемы смерти и бессмертия, непосредственной взаимосвязи уровня сознания человека и его онтологического состояния в надземном бытии и мн.др. В своих исследованиях философы признают и опираются на внутренний духовный опыт познания надземной реальности – как свой собственный, так и других подвижников духа, йогов и аскетов.
В Учении Живой Этики, как и в философии русского космизма рубежа XIX-XX вв., искания первых причин и конечных целей, между которыми и разворачивается история человечества, получают не церковно-религиозное и не сугубо материалистическое, а принципиально новое – космическое – осмысление. «Смысл жизни утверждается в сознании человека, - считают философы Учения, - когда явлено понимание роли человека в Космосе». Они призывают «раздвинуть пределы земного проявления до Беспредельности», ибо каждая, даже малая, эволюция связана с великой космической эволюцией [1]. Когда человеческое сознание приковано лишь к земной действительности, то, как узник, оно теряет масштабность видения своего места в бытии, динамизм и направление продвижения. Положение о беспредельности эволюции мироздания и человека приобретает базовый, методологический статус, поскольку применяется при решении как онтологических, так и антропологических, гносеологических и т.д. вопросов. Так, мы видим, что понятие космический подход означает эволюционный, беспредельный в своем развитии и рассматривающий человека в неразрывном единстве с мирозданием. Но не только.
В современной философии при рассмотрении проблемы смысла жизни выделяют две основные тенденции: - имманентную (натуралистическую), которая ищет подлинную жизнь и ее смысл в плоскости сугубо земного, как осуществление естественных человеческих желаний и интересов (возникает вопрос: разве для человека не естественно стремление к совершенству, к Высшему?), и - трансцендентную (идеалистическую), предполагающую поиск смысла земной жизни за ее пределами, в приобщении к некоей высшей для человека самоценной реальности (сущности).
Философы Живой Этики, как и русские философы всеединства, указывают на неразумность и узость такого разделения [2]. Космическое понимание бытия подразумевает его многомерность, т.е., по сути, неразрывное единство духа и материи как тонкого (одухотворенного) и плотного (кристаллизованного) состояния единой субстанции, которую можно назвать духо-материей или всеначальной психической энергией (термины Учения). Единство бытия предполагает неделимость, взаимозависимость и пронизанность физического космоса сферами (мирами) иных, более высоких измерений. «Вся жизнь надземна, - утверждают мыслители, - ибо она напитана тонкими энергиями». «Так каждый, отрицающий духовное начало, уже лишает смысла все свои действия. Не может продолжаться эволюция, если главный двигатель будет отринут» [1]. Так, космический подход в Живой Этике означает вмещение принципа многомерности и ведущей роли в развитии бытия высших духовных начал. Поэтому исследователи Живой Этики часто верно уточняют такой подход как духо-космический.
Одним из важнейших атрибутов всеначальной психической энергии является сознание и потенциальная способность к разуму (в т.ч. духовному разуму). Следовательно, все сущее проникнуто сознанием. Е.И.Рерих писала: «Сознание лежит в основании Вселенной. Каждый атом наделен сознанием; где жизнь, там и сознание, но, конечно, степени сознания и осознания беспредельны» [3]. Любая земная форма – от камня до человека – содержит в себе духовное ядро («зерно») и являет собой различные ступени его проявления и развития. Через преодоление материи и процесс ее совершенствования дух устремляет бытие к новым измерениям: от необходимости к свободе, от инерции к активности, от потенциального сознания к разуму и далее – сверхсознанию, от состояния дифференциации и максимальной плотности материальных форм к синтезу, к утончению и повышению их организованности и т.п. Лишая же сущее этого сознательного жизненного импульса, человечество, по мнению философов, уничтожает саму основу существования.
Обозначим некоторые следствия из наших рассуждений. Смысл жизни не может быть найден исключительно в границах земной действительности, вне единой духо-космической реальности. Эмпирическое существование – природное и социальное – не исчерпывает бытия человека. И в этом с философами Живой Этики созвучны многие русские мыслители [2]. Земная действительность направляет силы человечества, как и других живых существ, на самые элементарные нужды – выживание, поддержание физической жизни, продолжение рода. Такая смысложизненная позиция некоторых людей – «жизнь ради жизни» как таковой – чревата неполноценностью. Она игнорирует ценностно-смысловые вопросы: зачем и почему? В культуре человечества известны такие идеи, ценности и идеалы, ради утверждения которых люди отдавали свои жизни и готовы это сделать и сейчас. Само же общество по невежеству могло страшиться и отвергать эти идеи (н-р, идею гелиоцентризма в эпоху Средневековья).
Далее. Если бытие предстает живым, одухотворенным единством, то и проблема смысла жизни человека может и должна быть глобально расширена. Все сущее имеет смысл. Смысл жизни должен иметь всеобъемлющее, абсолютное значение (содержание), вместить (объяснить) как жизнь каждого человека в его индивидуальности, жизнь человечества в целом, так и жизнь земной природы и всего многомерного мироздания – всех его форм, которые также проходят свои циклы развития через глубинные преобразования, взрывы и слияния. Это должен быть, по выражению Е.Н.Трубецкого, «всеединый смысл» [2]. Только он может оправдать надежду и устремления человеческого сердца.
Концепция, утверждающая сознание атрибутом космического бытия, содержит в себе имманентный телеологизм (от греч. telos – цель). Философы Живой Этики утверждают, что все в космосе существует и творит с назначением: «Возможно ли бесцельное существование, когда даже природа имеет свое предназначение? Предназначением человека может ли быть растворимость, когда даже элементы низшие имеют свою последовательность?» «Творчество Космоса дает назначение даже самому малому червю» [1]. Так, человечество оказывается перед задачей раскрытия предназначения – не только своего, но и космоса в целом, неразрывной частью которого оно является.
Исходя из идеи многомерности космической жизни, смысложизненная проблематика в Живой Этике имеет многоуровневое решение. Можно выделить триединство смыслов: космического, планетарного и личного. Этот методологический принцип часто используется философами Учения.
Мы уже начали охарактеризовывать космический аспект проблемы смысла жизни. Его исследование подводит нас к вопросу: с какой целью совершается эволюция космоса? Надо признать, что мы не можем в полной мере осознать всю сложность и глобальность ответа. Согласно Живой Этике, существование Вселенной в беспредельности имеет последней целью раскрытие всего ее имманентного потенциала, обогащение и утончение ее жизни в многообразном веере путей эволюции [4]. Основополагающий вектор эволюции может быть выражен так: «В Космосе все стремится к сознательной жизни». Е.И.Рерих очень выразительно поясняла эти идеи: «Венцом Мироздания является мысль, ибо лишь сознательная мысль может творить. Потому мыслящий человек, озаренный светом духовности, и назван венцом Мироздания и Творцом». Так, мы можем сделать вывод о том, что космос как единый живой организм стремится наращивать силу одухотворенного Разума (сверхсознания) [1; 3].
Свет, порядок, целесообразность мироздания, согласно онтологии Живой Этики, происходят от действия самой мощной – ментальной силы (энергии). Соответственно, мы будем не далеки от истины, когда сделаем вывод, что главным назначением объединенного космического Разума является борьба и преобразование хаоса, творческое созидание и утверждение космической жизни в проявлении ее высших принципов – Гармонии, Красоты, Добра, Любви, Сотрудничества и т.п. На страницах Живой Этики используется понятие битвы в ее расширенном толковании как «прекрасная оборона всего проявленного мира», когда «каждый труд есть борьба с хаосом» [1]. Такая битва в понимании философов естественна и постоянна.
Применяя принцип беспредельности эволюции, можно закономерно предположить, что мы, земляне, не являемся первыми и единственными из мыслящих существ. Действительно, именно в рамках философии космизма (Е.И. и Н.К.Рерихи, К.Э.Циолковский) стала последовательно разрабатываться концепция ноокосмической (от греч. noоs - разум) иерархии. В этих философских учениях подчеркивается, что Существа, стоящие на более высоких по отношению к человеческой ступенях эволюции, не возникли из «ниоткуда», не созданы Божеством, но прошли длительную эволюцию через многообразные формы жизни, в т.ч. и человеческую (имеется в виду сущностное содержание этого этапа, а не земная форма (тело)). В этих же учениях высшие разумные существа становятся активными сотворцами космической жизни, водителями эволюции: «Принцип Иерархии ведет весь Космос» [1].
Так, человечество – лишь одна из возможных форм, ступеней разумной космической жизни. Человек не есть существо, не имеющее прошлого и будущего, но он связует в себе миры и возможности беспредельного сотрудничества. «Лишь когда чувство утвердится сознательно на понятии ведущей Иерархии, - подчеркивают философы, - человечество почувствует свою истинную роль в Космосе. Каждое звено связано со своим звеном, ведущим кверху» [1].
Духо-космическое предназначение человека (как и любого разумного существа в космосе) философы обозначают как уподобление силе высшей, «достижение ступени Прообраза Огненного» – т.е. как создателя и сотворца: «Человек призван как отражение Вселенной. Человек призван как утверждение космических высот и выражение космических огней… Творимы и творчество – удел!» Творческое назначение человека связано с раскрытием всех потенциальных качеств и свойств его многомерного микрокосма, центром которого является духовное ядро. «Именно дано человеку, - утверждают мыслители, - возжжение огня [духа – Н.Б.], который пребывает во всех проявлениях творчества. …Человеку вверены мощные энергии, потому кто не возжжет дух, тот не выполнит назначения» [1]. Такое назначение человека подразумевает достижение им ступени Богочеловека, сверхчеловека, которое осуществляется через процесс духовного преображения. Эти идеи имеют исторические параллели в буддизме (состояние будд), индийской йоге, в христианстве («обóжение»), в исламском суфизме.
Согласно философии Живой Этики, многомерная структура человеческого микрокосма соответствует, точнее, тождественна строению макрокосма. Через овладение и развитие в себе энергий высокого потенциала, способностей, качеств и т.п. человеку становятся доступны и новые онтологические измерения космического бытия. Так, мы приходим к пониманию еще одного аспекта духо-космического назначения человечества: «Люди как высшее явление мира проявленного [космоса – Н.Б.] могут быть центрами для объединения миров» [1]. Так преображенное человечество естественным образом будет способствовать единению и гармонии Вселенной.
Теперь рассмотрим планетарный аспект проблемы смысла жизни. Эволюция космических форм жизни, согласно Живой Этике, проходит локальные циклы инволюции (погружения в материю) и эволюции (утончения, одухотворения). На данном этапе планета Земля вступила в цикл эволюции; следовательно, главным направлением движения человечества является – утончение его многомерного микрокосма и жизни вокруг него. Для человечества этот процесс связан с зарождением и развитием его разума, изживанием под его влиянием своей животной природы, с одухотворением и общей гармонизацией всех способностей человеческой сущности.
Важно отметить, что философы рассматривают человечество как высшую развивающуюся структуру самой планеты Земля. Земля прошла долгий и бурный путь преобразований, прежде чем реализовала возможность зарождения и развития на ней форм разумной жизни. Она – их носительница и кормилица. Благодаря коллективному человечеству, Земля эволюционирует: через преобразование в человечестве земной материи, земных и космических энергий она становится центром излучения совершенно новой для нее, более высокой, утонченной ментальной энергии и тем самым способна сформировать полноценную многомерную планетарную структуру и вступить в новые взаимодействия с другими небесными телами. Так, снова высвечивается назначение человечества как объединителя миров – мира земного и иных миров в физическом пространстве и в космосе иных измерений. Конечно, это способно качественно, сущностно изменить жизнь Земли. Е.И.Рерих поясняла цель жизни следующим образом – «усовершенствованием себя усовершенствовать и Землю и все окружающие ее сферы» [3; 1].
Однако человечество, не выполняя своего назначения, напитывает планету грубыми, тяжёлыми эманациями злобных мыслей, жестокости, ненависти, часто являющимися причинами войн и кровавых конфликтов. Это, как следствие, выводит из равновесия природные стихии, вызывая большие пертурбации в мире: землетрясения, наводнения, засухи и др. бедствия. Подобные энергии деструктивного потенциала или, по определению Живой Этики, коричневый газ, заражают атмосферу Земли, окутывая планету плотным слоем, препятствующим вхождению энергий дальних небесных тел, нарушая естественный энергообмен, вызывая разрушительные столкновения космических энергий высокого потенциала с низкими энергиями Земли и другие негативные последствия.
Поскольку каждое царство земной природы – это ступень развития космической жизни, «зерен» духа, то в Живой Этике закономерно утверждается сугубая бережность к любой форме жизни на Земле (как и в космосе), помощь их развитию и строго целесообразное их использование. Космический закон Иерархии, т.е. подчинения низшего высшему, менее развитого более совершенному, утверждает взаимозависимость путей эволюции человека и других царств природы. Однако сознательная и бессознательная деятельность человечества, часто противоречащая законам эволюции, затрудняет продвижение нижестоящих форм жизни: животных, растений и т.д.
Как мы видим, в космо-эволюционном мировоззрении расширяется поле творчества и ответственности человечества – не только перед собой, но и перед планетой и космосом. К данным идеям Живой Этики весьма близок знаменитый императив А.Швейцера – «благоговение перед жизнью» – любой, не только человеческой, жизнью; достоинством же Учения выступает оригинальная, глубокая онтология этой заповеди.
Отрицание и искажение законов жизни, считают философы, возможно лишь до определенной границы. Взорвавшаяся планета, летящая в пространстве конгломератом астероидов, конечно, не повернет вспять развитие Вселенной. Но будет являть собой погубленную ветвь эволюции миллионов форм жизни, их нереализованные, упущенные возможности. Напряженность, серьезность подхода философов отражает максимализм их мысли: «один породитель зла задерживает все продвижение» [1].
Исследуя планетарный аспект проблемы смысла жизни, отметим и общечеловеческий его разрез. Согласно Живой Этике, каждая человеческая раса (в контексте Учения – это энергетический вид, ступень развития человечества), подраса, нация, этнос имеет свое конкретное назначение и цели развития определенных качеств и свойств человечества и человека. Поэтому человек рождается именно в той стране, среди того народа, которые соответствуют его ступени развития и заданий жизни. Культура каждого народа, как известно, несет свой креативный потенциал, свою направленность и особенности, оригинальный круг ведущих идей и глубинные ментальные структуры. Приобщение человека к сокровищам культуры различных народов и эпох, обучение основным художественным и трудовым навыкам выступает одним из главных средств его воспитания и возвышения на протяжении долгого процесса перевоплощения его духовной индивидуальности [1].
Основополагающими идеями третьего – личного – аспекта проблемы смысла жизни в Живой Этике являются непрерывность (беспредельность) жизни человека и его многомерность, соединение которых выражается в утверждении перевоплощений духовной индивидуальности человека (только в человеческом облике) и позитивном решении проблемы смерти. Великое космическое назначение, о котором мы говорили выше, проходит через все земные жизни человека, каждая из которых – звено в его реализации. Философы оппонируют убежденным в однократности человеческой жизни: «Слишком велико явление борьбы для одной жизни. Слишком велико явление способностей человека для примерной сущей жизни. Начало и конец [рождение и смерть – Н.Б.] сливаются, служа человеку точкой опоры» [1]. Чтобы понять всю глубину такого подхода, обозначим некоторые проблемы, неотступно преследующие каждого человека.
Людей всегда поражали суровость и масштабность наставлений Великих Учителей человечества, норм поведения и идеалов, воплощение в жизнь которых по силам лишь единицам из огромного числа людей. Их реализация ведет к неизбежным препятствиям и напряженному столкновению с противоположным действием эмпирических природных законов (борьбы за существование, выживание сильнейшего и т.п.). Люди видят очевидную несправедливость в том, что стартовые, раскрывающиеся уже с раннего детства возможности и способности каждого человека существенно различны, что не может не предопределить их счастья/несчастья, удачи/неудачи и т.п. в жизненном пути. Драматические обстоятельства, в которые попадает человек, также очень часто необъяснимы с точки зрения текущей жизни. Люди сталкиваются с неисполнимостью многих своих действительно благих стремлений и начинаний, не видят ожидаемых результатов своих поступков (как хороших, так и дурных). Процветание богатых и власть имущих при безнравственности и жестокости их поведения дезориентируют человека в жизненном пространстве. Явление смерти также предстает устрашающей тайной бытия. Ряд мыслителей видят в смерти несправедливое, обесценивающее и обессмысливающее жизнь человека явление. Другие (н-р, Н.Бердяев), напротив, считают, что только смерть и придает ценность жизни. (Как будто ваза имеет ценность не за красоту, приятные ассоциации и воспоминания, которые она вызывает, а только за то, что она обязательно будет разбита.) Представляя же бессмертие, они продолжают линии эгоистического, ограниченного земными интересами, не вполне осмысленного (как сейчас) существования человека. Действительно, такое бессмертие не имеет смысла.
Как и многие русские мыслители (Ф.М.Достоевский, В.И.Несмелов, Е.Н.Трубецкой и др.), философы Живой Этики утверждают неразрывность существования смысла жизни и бессмертия человека. Если смерть человека окончательно уничтожает его жизнь, то и жизнь, и смерть бессмысленны, ничто во временном существовании человека не может идейно наполнить, оправдать их. При этом, мыслители имеют в виду бессмертие именно духовного сознания человека. Физическое же тело и низшие принципы его существа должны претерпеть изменения по законам природы. Явление смерти в доктрине перепоплощения Живой Этики, – это не полное уничтожение человека, но обновление, очищение и гармонизация его внутренних сил и опыта. Ее сравнивают с необходимостью в земной жизни человека менять обветшавшую одежду. Философы убеждены в величественности и глубине понятия вечность. Они считают явной профанацией церковную идею вечных мучений ада за результаты единственной земной жизни и называют трагедией потерю человечеством идеи беспредельного совершенствования.
Ряд современных философов считает, что если допустить беспредельность человеческой жизни, тем более закон перевоплощения, то человек потеряет стимул к движению и активности: зачем спешить, если впереди бесконечность? да и к чему всемогущество и всезнание? обычный человек может быть счастлив и в земном благополучии. Такая позиция очень хорошо отражает реальную направленность человека скорее к спокойствию и бездействию, чем к напряжению сил, нежелание ответственности, ужас перед бесконечностью труда. Вместе с тем, человек здесь представлен абстрактно, в отрыве от естественных природных и космических условий и законов. История знает немало примеров, когда человек допускал дисгармонию своей самости с природными ритмами и законами, то это всегда приводило к катастрофическим последствиям разрушения человеческой Вавилонской башни. Принятие реальности такой, как она представлена в Живой Этике, на самом деле, требует очень много мужества и мудрости.
Философы Живой Этики очень много внимания уделяют утверждению объективных этапов и законов космической эволюции человеческого духа и сознания, называя их «основами жизни». «Конечно, эволюция совершится, - подчеркивают они, - но зачем быть раздавленными, когда суждена песнь радости!» [1] Они считают, что эволюция землян могла бы происходить во много раз интенсивнее и гармоничнее, если бы люди осознавали смысл своей жизни и применяли ее основы.
Сколько миллионов лет борьбы, страданий и трудов потребовалось человеку, рассуждают философы, чтобы из инертной материи создать себе тело со всеми его изумительнейшими свойствами и способностями и подчинить его своей сознательной и подсознательной воле. И эти миллиарды атомов, видимых и невидимых, собранных духом человека в сферу своего микрокосма, объединены в одно стройное целое, которое двигается, ходит, видит, слышит, понимает и осознает. Способность речи есть победа над материей, способность слуха, зрения, способность мыслить – все это ступени достижений, мало осознаваемые людьми. На все, сожалеют мыслители, люди смотрят слишком уж просто, не понимая, какой чудовищный труд и время потребовались на каждое из них. Окончательная победа духа над материей еще очень далека. Но достигнутое служит ручательством для будущего продвижения. Философы настаивают на понимании человека именно как процесса, «и все в нем происходящее космично стремится к бесконечному развитию, развертыванию, утончению и усовершенствованию, которым Космос пределов не ставит» [5]. Человеку предзадана возможность вседостижимости, т.е. реализации всех своих лучших стремлений и идей. Человек будущего так же отличается от самого себя в настоящем, как комочек грязи от солнца. «Мы поражаемся различием между идиотом и гением, - замечают мыслители, - но обычно не хватает воображения продолжить эту меру в Беспредельность» [1]. Однако зачатки всех свойств уже заложены в человеке, и их можно развивать, не смущаясь дальностью расстояний до вершины, ибо иного пути нет. Ибо ничто иное, убеждены философы, не сможет осмыслить пребывания человека на планете.
Многие, обывательски рассуждающие о земных воплощениях человека, думают, что для продвижения нужно провести множество жизней во дворцах, другие – что нужны конницы для геройства, третьи – что нужны мученичества духа и тела, четвертые – что нужны слава, богатство и материальных успех как свидетельства богоизбранности и т.д. Философы же отмечают, что, может оказаться, многие власть имущие, преуспевающие или отмеченные научными званиями обнаружат себя в далеко не ожидаемых ими посмертных условиях. Так что же будет самым главным ориентиром в человеческой жизни? По мысли философов, только развитие и одухотворение сознания: «Но Мы скажем: нужно достижение духа. И это огненное качество достигается лишь внутренним огнем сердца… Разумение сердца и утверждает великую сущность» [1]. В Учении сердце предстает средоточием и вместилищем сознания человека, всего опыта его жизней и одновременно органом связи с высшими сферами бытия.
Каждое из земных воплощений человека имеет свои конкретные цели и назначение, когда происходит совершенствование определенных качеств и свойств индивидуального микрокосма – его воли, мышления, нравственности, творческих способностей и т.п. Эти задания земной жизни определяются, согласно философии Учения, в Тонком мире – ближайшей к физическому миру и пронизывающей его сфере более высоких измерений, где человеческое сознание пребывает между земными воплощениями. Именно там человек пожинает многие следствия своей предыдущей жизни, осмысляет и сублимирует свои земные накопления, опыт, знания и т.д. Не случайно философы признают, что «сущность человеческая слагается в тонком мире» и лишь проявляется, раскрывается в физическом. «Каждый, приступивший к новой земной жизни, имеет искру просвета, когда он понимает, какой именно груз заставляет принять то или иное испытание». «Каждое воплощение происходит добровольно» [1]. Понятие «добровольно» в контексте Живой Этики означает и «с доброй волей»: воплощающиеся приходят на Землю с изначально добрыми намерениями дальнейшего совершенствования.
Воплощение в новое физическое тело затемняет смысл и назначение данной жизни. Поскольку выполнение его всегда связано с преодолением жизненных трудностей и недостатков своей природы, ведя к совершенствованию, сознательной активности, – то человек тем более легко отклоняется от избранных целей. Порой, и развитая личность начинает негодовать на обстоятельства жизни, выступая против своего же духовного решения, поскольку легче и проще жить в более привычном, уже наработанном русле, чем прокладывать новые пути и стремиться к более сложным и утонченным достижениям.
Наши рассуждения подводят нас к проблеме свободы воли человека, неизбежно сопутствующей проблеме смысла жизни в истории философии.
Понимание единства мироздания, которое люди прозревали с древних времен, обнаруживает ложность большой иллюзии человеческого сознания – независимости человека, его полной свободы. Вместе с тем, считать, что человека несет течение эволюции (кармы, фатума и т.п.) без участия его воли – значит, по мысли философов Учения, «разобщить его с космосом», лишить его сознательности (разума), к которому устремлено все во Вселенной. Мыслители утверждают, что: существует только свобода выбора, и она утверждает достоинство человека. Именно поэтому человек самостоятельно творит мир следствий, который преобразует его жизненное пространство и формирует будущее. Назначение людей – не рабство или анархия, но соучастие в эволюции: «Жизнь есть служение эволюции» [1].
Сознание обычного человека усмотрит в единстве космоса и целей его эволюции воплощение однообразия, унификации. Описывая посмертное состояние человека или его эволюционные перспективы, ряд философов (Г.Гегель, В.Соловьев и др.) полагают, что свободная воля подавляется или поглощается. В Живой Этике же свобода воли выступает единственной великой возможностью проявления человеческого духа, поэтому это свойство не может исчезнуть. Оно закономерно слагает индивидуальность человека, в данном контексте означающую не обособление и эгоцентризм, но психо-энергетическую неповторимость микрокосма, его особое место в мироздании. Последнее формируется в уникальных для каждого человека сочетаниях жизненных условий, впечатлений, опыта.
Необходимо обратить внимание и на краеугольное для решения проблемы смысла жизни в Живой Этике понятие служения. Обычный человек в этом понятии скорее обнаружит фактор насилия. Однако философы приводят в пример образ мастера – человека, любящего свой труд, преданного ему, понимающего все сложности своего дела, но и его значимость, вкладывающего в него все напряжение своих сил, готового постоянно совершенствовать свое мастерство. Такой человек «легче всего согласится на постоянное служение в виде совершенствования. Только мастер не нуждается в часах, ограничивающих его труд… Утеря понятия служения обратила земное бытие в рабство и безумие. …Понятие служения есть решение задачи жизни». Под служением философы понимают «проведение в жизнь высших принципов», воплощение в земной жизни высших законов, целей и ценностей, ведь «сама эволюция есть претворение добра», красоты и т.п. Поэтому и цель жизни человека есть овладение «ремеслом добра», «мастерством постоянного добротворчества» – труднейшим из возможных [1]. Так, человеческое сознание через вмещение высших ценностей – труда, любви, подвига, самоотверженности и т.п. поднимается до осознания своего назначения сотрудника и сотворца космической жизни.
При дальнейшем исследовании проблемы смысла жизни в Живой Этике возникают закономерные вопросы: что связует многочисленные земные существования человека и как человек может помнить о свих прежних накопленных знаниях и принятых в тонком мире заданиях, если он оказывается в совершенно новых земных условиях, в новом физическом теле? Во-первых, в Учении утверждается наличие в человеке бессмертного ядра духа – нити, объединяющей и “нанизывающей” бусины земных воплощений. Развивая идею беспредельности эволюции, философы утверждают, что лучшие индивидуальные накопления сознания, ассимилированные ядром духа, этой «искрой» Абсолютного в человеке, получают качество бессмертия (вечности). Во-вторых, ядро духа, по мысли философов, всегда будет магнитно отзываться на высшие интенции космической жизни, поскольку оно само – частица всеначальной энергии в ее высшем выявлении. Следовательно, закономерно, что ядро духа «несет знание своего назначения». Обращение человека к внутренним сокровищам духа и сознания, охранение в чистоте своего сердца способно оживить память и высшее знание о своем предназначении.
Поиски смысла жизни необходимо предполагают, согласно Живой Этике, установление и поддержание связи, общения человека с Высшим миром. Явление ноокосмической иерархии в обликах Великих Учителей человечества содержит в себе синтез трех аспектов смысла жизни человека. Они выражают веления космического бытия и олицетворяют его высшие, духовные измерения; направляют эволюцию планеты и человечества; и в личном аспекте выступают идеалом, прообразом духовых достижений человека. Лишь благодаря взаимодействию с Духовными Учителями возможно раскрытие внутренних сил духа человека и реализация его предназначения.
Человек избирает любимый из Обликов Великих Учителей, освящавших путь человечества, руководствуясь внутренним велением, спецификой культуры, в которой он сформировался, – главное, чтобы такая связь была, и она не прерывалась. Это, по мысли философов, – основа жизни, высокая обязанность человека. Отрицающий духовное начало в себе и в мире, лишает себя продвижения, ибо теряет смысл и соизмеримость всех своих действий. Философы размышляют: «Каким будет его терпение и ради чего? Какая будет его преданность – кому и чему? Какая будет соизмеримость – с чем? Какая будет терпимость – ради чего? Какая будет радость – о чем? Какая будет утонченность – ради чего? Какое будет распознавание – в сравнении с чем? Какое будет самоусовершенствование, если горизонт закрыт?» Так, именно изнутри, из своих внутренних глубин человек может озарить свое земное существование новым, более возвышенным смыслом [1; 2].
Глубинной внутренней работе над собой, когда человек может постигать смысл жизни в целом и цели текущего существования, посвящены все книги Учения Живой Этики, письма Е.И.Рерих, работы Н.К.Рериха. Мы приведем лишь некоторые размышления. Среди более конкретных методов познания целей жизни и самоосознания можно назвать такие:
- постоянный и последовательный анализ событий своей жизни, их причин и следствий, форм и сроков их проявления;
- честное и постоянное наблюдение за направлением своего мышления, внесение возможно бόльшей ясности, обоснованности и четкости в свои желания, побуждения и цели;
- сравнение состояния своего сознания через некоторые отрезки времени (3, 5 и т.д. лет);
- сознательное устремление к более высоким целям и высшему качеству в своей деятельности и во всей жизни, ведь высшие меры единственно достойны Высших миров;
- развитие воображения, возможно более яркое, полное представление картин будущей жизни («Такое представление подобно закидыванию якоря, корабль подтянется к прочному якорю»), постоянное мысленное возвращение, наслоение добрых чувств, привлекательных образов и т.п. – «отепление» сердцем избранных целей, поставленных задач;
- устремление в будущее (осознание прошлого только как ступени движения в будущее);
- обращение к достижениям древних мыслителей, которые понимали, по мнению философов Живой Этики, смысл жизни глубже, чем в современной философии и др.
Как мы видим, главным для человека выступает чуткое, внимательное, доверительное отношение к жизни, которая предстает открытой книгой, полной глубокого, сакрального смысла. И, видимо, единственное, чему человек учиться, – это ее читать, понимать и применять познанное. Действительно, обстоятельства жизни часто складываются так, что искомая задача жизни естественным образом становится актуальной для человека. Если человек не отвечает зову жизни, он может чувствовать душевную усталость, опустошенность, сломленность. Это будет психической реакцией существа человека на его духовную слепоту и инертность. Сильные же духом люди, ясно осознающие свои стремления, сами будут преобразовывать жизнь, ускоряя ее плотно-материальное течение.
Нашу постоянную цель, общую для всех земных жизней, – совершенствование своего сознания – мы можем и должны решать в любом состоянии и при любых обстоятельствах. Это и должно быть предметом первой заботы в земной жизни: «Только когда сознание наше останется единой собственностью нашей, - рассуждают философы, - тогда мы чувствуем свободу восхождения». Вложение человеческих усилий в совершенствование своего сознания через познание основ космической жизни, воспитание в себе преданности и любви к духовному Учителю, направленности к бескорыстной помощи людям и мн. др. – отличается тем, что существенное продвижение на этом пути проявляется далеко не сразу и не так очевидно, как, н-р, приобретение вещей, одежды и т.п. Однако все земное, физическое обречено на уничтожение по самой своей природе; смерть самого человека обнажает всю тщетность подобных усилий малого круга действия. Тогда как достижения сознания неистребимы, неуничтожаемы и неотъемлемы. Следовательно, мы должны явить ряд длительных действий, результаты которых будут приносить плоды в следующих жизнях. «Если… цель (жизни – Н.Б.) лежит за пределами одной или даже нескольких жизней, - рассуждают философы, - то можно сказать, что путь в Беспредельность найден» [5].
Многое из лучших начинаний человека может быть совершенно неосуществимо в настоящих условиях. Это отнюдь не означает, что они непрактичны или нежизненны, но лишь указывает на их длительность, масштабность и утверждение их в будущем. Будущее, по мысли философов, реальнее настоящего. Ибо настоящее уже почти прошло или проходит и часто в нем изменить что-либо невозможно, так как оно является следствием прошлых деяний. Тогда как будущее пластично в руках формирующей его воли, ибо причины его творятся в настоящем. Знание и устремление в это отдаленное будущее делает его близким и достижимым, и каждый шаг по правильному направлению приближает. Неизбежность будущего делает неотвратимыми и плоды тех трудов, которые совершаются ради него.
Познание основ жизни и совершенствование человека, по мнению философов, должно получить статус общенациональной и государственной программы, а люди, обладающие психической энергией высокого качества, должны быть оберегаемы и почитаемы.
Многие философы определяли смысл человеческой жизни через счастье. В одном из вариантов такой подход предполагает, что если человек исполняет свое жизненное предназначение, то он будет (должен) испытывать счастье. Однако многие великие люди (духовные подвижники, ученые, художники) – великие в своих жизненных подвигах, заканчивали жизнь мученичеством, костром, распятием и т.п. Выполнение задачи совершенствования своего сознания всегда связано с борьбой, преодолением и часто мучительным страданием. Значит, земное счастье и благополучие может иметь место или нет, но жизнь от этого не теряет, не может потерять свой смысл. Так что же есть счастье и как оно соотносится со смыслом жизни?
Истинное счастье человека, по учению многих Великих Учителей человечества, заключено в нем самом, а именно, в его духовном, вечном начале. «В мире потеряно счастье, - отмечали философы Учения, - ибо счастье в духе. Отвернувшиеся от духа должны испытать несчастье, ибо иначе как же им вернуться?» [1]. Радость и страдание являются, по мысли философов, одними из главных механизмов человеческой эволюции, последнее – особенно для сознаний, не вместивших наличие и действенную силу космических ценностей и законов.
Вместе с тем, может быть трагическое столкновение земного мира и надземной реальности, когда духовные подвижники претерпевают великие страдания за внесение в земную жизнь высшего света и знания. Их боль и страдание – это великая жертва, преодоление плотно-материальной неподвижности и узости сознания, невежества окружающих. В Живой Этике акцентируется буддийский образ Бодхисаттвы – Богочеловека, добровольно отказавшегося от окончательного личного освобождения и вступившего на долгий, тернистый путь помощи человечеству. Цитируя строки из «Махаяна Сутры» Е.И.Рерих указывала на «три радости Бодхисаттв – счастье даяния, счастье помощи, счастье вечного познания». «Лишь два наслаждения имеют люди, - отмечается в «Надземном», - мышление и экстаз красоты» [1]. Показательно, что понятие счастья в Учении включает явления труда, совершенствования и самопожертвования, что делает его не отвлеченным, а живым, емким, глубоким. Подлинное духовное счастье принципиально неэгоистично, оно питается вечным надземным светом и устремлениями, потому земные тяготы не могут отемнить его. Оно непрерываемо и беспредельно. Эта радость (счастье) будет особой мудростью, вмещающей земные и надземные миры, глубоко осознающей смысл сущего.
Переходя к заключению, отметим, что представленные три аспекта проблемы смысла жизни – космический, планетарный, личный, – довольно условны. Вместе с тем, они отражают сложность понимания человеком космического единства. Мы не только разделяем (разрываем) свое-личное, семейное, общественное и т.д., но и противопоставляем их. Представленные три аспекта – расширяющиеся круги нашего понимания смысла жизни.
Следуя естественным путем духо-космической эволюции, мы, по мысли философов, должны применить принцип единства, слияния. Основополагающим вектором продвижения человека и человечества является стремление постепенного расширения малого круга сознания до большого, преодоление эгоцентризма и партикуляризма, понимание сущностного единства и неизменности Добра, Красоты, Истины и др. духовных ценностей, вмещение и принятие космического мировоззрения с осознанием особой, индивидуальной роли каждой ступени жизни. Другими словами, мы должны протянуть нить понимания, связующую три аспекта проблемы смысла жизни, чтобы выйти на более полное и правильное ее осознание. Вместе с тем, мы должны быть готовы принять полноту ответственности за свою деятельность. Е.И.Рерих замечала, что многие ответы на вопросы смысла существования человечества содержатся в пласте его духовной культуры, однако не приняты и не реализованы в силу отказа от «ответственности за каждую мысль свою, за каждое слово и поступок» [3].
В современной философии существует целесообразное разделение смысла и целей жизни. О смысле жизни будет неправильно сказать, что человек (человечество) осуществил его. Мы можем лишь стремиться к более глубокому осознанию, вмещению его многогранных аспектов. Смысл жизни преломляется и конкретизируется в целях и задачах земной жизни человека, которые как раз и необходимо стремиться исполнять. Конкретное земное воплощение может иметь весьма скромную цель (поручение), но она не может умалить более глобальных смыслов, которые мы несем в себе и постепенно осуществляем. Если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает. При всей значимости цель – это определенный рубеж, а смысл жизни – генеральная линия, определяющая цели, общая направленность, проявляющаяся во всем поведении человека, во всей его жизни. Поток жизней составляют мост между человеческим самораскрывающимся духом и Беспредельностью бытия.
Отметим, что решение проблемы смысла жизни в Живой Этике весьма близко восточному мировоззрению, отличается жизнеутверждающим тоном, являет многоуровневое единство онтологического, антропологического и этического аспектов смысложизненной проблематики, оно экологично, вмещает ценность любой формы жизни, человек же показан в целостности бытийственных связей.
Литература:
1. Учение Живой Этики. – Любое издание.
2. Трубецкой Е.Н. Смысли жизни; Франк С.Л. Смысл жизни. // Смысл жизни: Антология. / Сост. Н.К.Гаврюшин. – М.: Прогресс-Культура, 1994.
3. Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. – Мн.: ПРАМЕБ, 1992. – Т.1. с.177-178, 319, 401; Т.2, с.47, 205.
4. Аблеев С.Р. Космическая эволюция человека в философии Живой Этики (социально-философский аспект): Дис. канд. филос. наук. – М., 1997; Башкова Н.В. Проблема преображения человека в философии русского космизма (В.И.Вернадский, Е.И.Рерих, Н.К.Рерих, К.Э.Циолковский,): Дис. канд. филос. наук. – Тула, 2004, а также работы в Материалах Третьей-Пятой междисциплинарных научных конференциях «Этика и наука будущего». – М.: Институт Востоковедения РАН, Дельфис, 2003-2005.
5. Грани Агни Йоги. - Новосибирск: Алгим, 1993. – 1960 г. Март 2, июль 21, авг. 31, окт. 21,22 ; 1961 г. П.100.
2006 г.
Сведения об авторе:
Башкова Наталья Валентиновна,
канд. филос. наук, научный сотрудник Проекта «Мистериум Магнум»
Контактный е-mail: eidos@tula.net
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru