Библиотека svitk.ru - саморазвитие, эзотерика, оккультизм, магия, мистика, религия, философия, экзотерика, непознанное – Всё эти книги можно читать, скачать бесплатно
Главная Книги список категорий
Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск

|| Объединенный список (А-Я) || А || Б || В || Г || Д || Е || Ж || З || И || Й || К || Л || М || Н || О || П || Р || С || Т || У || Ф || Х || Ц || Ч || Ш || Щ || Ы || Э || Ю || Я ||

Н. В. Башкова

Этические аспекты Учения Жизни:

Воля как огненное устремление


«Так как все мы должны умереть,

то я предпочитаю умереть

в преследовании прекрасной цели».


/Миларепа, тибетский духовный подвижник XII в./

 

Этика как особая научно-философская дисциплина, сливаясь с психологией, соединяет в себе прикладной характер знания, и одновременно абстрактно-рациональную форму философствования, в которой утверждаются  духовно-ценностные начала как объективно существующие принципы жизни.

Обращаясь к Учению Жизни (теософии и Учению Живой Этики), представленному такими именами, как Е.П. Блаватская (1831-1891), Ф. Ла Дью (1849-1922), Е.И. Рерих (1879-1955), Н.К. Рерих (1874-1947) и Б.Н. Абрамов (1897-1972)[1], мы находим в нём новые ценностные категории и оригинальные подходы к решению «вечных» вопросов, составляющих предельное вопрошание философствующего разума. Одной из главных особенностей мировоззренческой «системы координат» Учения является введение космического измерения в разработку философских проблем, что естественно придаёт им новый масштаб и глубину. Вместе с тем, авторы Учения настаивают на научном, экспериментальном подходе к утверждаемым ими этическим положениям, которые устремившийся исследователь способен проверить на личном опыте при систематическом применении их в жизни. Нравственные принципы, согласно Учению, должны преобразить всю жизнь человека, формируя особый стиль и образ жизни. В этом процессе значительная роль отводится такой этической категории, как огненное устремление.

Наряду с некоторыми другими философскими учениями, Живая Этика придаёт очень важное значение понятию воли: «Мыслью и волей создано всё, что есть во Вселенной» [1, п. 392]. «…Лишь мысль, насыщенная огненной волей, творит», – подчёркивала Е.И. Рерих [2, с. 293]. Однако, на наш взгляд, подход Учения к данной категории существенно глубже и объемнее, нежели у Шопенгауэра и Ницше, и выделение такого качества воли, как огненность, вносит её новое понимание.

В Учении Жизни обосновывается чёткое разделение двух начал или доминант человеческого сознания, условно обозначающихся как низшее (преходящее) и высшее (бессмертное) «Я» человека. В контексте рассмотрения категории воли в Учении выделяется три формы её проявления человеком:

·          безволие;

·          своеволие (низшая воля);

·          огненная (духовная) воля, или устремление.

Безволие, свидетельствующее о слабой развитости волевых качеств сознания, рассматривается в Учении Жизни как главный признак невозможности осуществления процесса совершенствования, или трансмутации, человеческого сознания. Свобода волеизъявления такого человека сведена к минимуму, и его сознание, как ветровой флюгер, находится под меняющимися чужеродными воздействиями. Именно к таким людям, по мнению авторов Учения, относятся слова из Апокалипсиса: «Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» [3:16].

Своеволие означает подвластность сознания человека своей низшей природе, имеющей источником животное начало как следствие предыдущего этапа эволюции. Парадокс низшей воли состоит в том, что при всей кажущейся свободе и силе волеизъявления сознание человека находится во власти своей самости, ограничивающей мышление и поведение человека сферой эгоистических, эмоционально-чувственных (астральных) желаний и страстей. В действительности же, наличие своеволия является показателем внутренней слабости человека, не сумевшего подчинить дисциплине духа и воли эту ментально-психическую стихию сознания.

Низшая воля, как отмечается в Живой Этике, ведёт к иллюзорным ценностям (слава, богатство, карьеризм, власть и т.п.), которые при их недостижимости вызывают боль и мучения, при овладении же – пресыщение и разочарование либо ненасытность притязаний, которые также порождают страдание. Желания низшей воли ограничены земной жизнью и не являют никаких накоплений для бессмертной индивидуальности человека. Напротив, они растрачивают психическую энергию человека и затрудняют эволюцию его сознания.

Ряд мыслителей (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) ограничивают понимание воли только этим аспектом. Воля выступает для них как первопричина мира, представляющая собой «ненасытное слепое влечение, тёмный глухой порыв» [3, с. 158]. Она есть бесцельное, жестокое, иррациональное начало. «Воля к жизни» немецкого философа А. Шопенгауэра является источником непрерывных страданий человека. И чем более она развита, тем больше приносит ему зла и мучений. Единственным выходом из трагедии жизни выдвигается идея подавления, погашения в себе «воли к жизни», что выражается в призыве к отсутствию любых желаний, умерщвлению плоти, непорождению потомства и аскезе. Последователи А. Шопенгауэра (Э. Гартман и др.) довели эти идеи до логического завершения в апологии самоубийства.

Преемник пессимистической философии Шопенгауэра Ф. Ницше считал волю первичной не только в метафизическом, но и в этическом плане и характеризовал её как «волю к власти», к расширению и  экспансии своего «я». Полное её воплощение он видел в «сверхчеловеке», в котором совестливость, терпение, сострадание и другие нравственные качества лишь размягчают и ослабляют волю. Таким образом, немецкие философы абсолютизируют волевое начало в его низшем аспекте как в структуре человеческого сознания, так и в метафизическом масштабе.

Основанием идей Шопенгауэра послужила философия буддизма. Некоторые его течения трактовали идею «танхи» («тришны») – жажды жизни, ведущего стимула бытия в качестве главного источника страданий и причины перерождений в бесконечном колесе сансары. Через преодоление этого изначально присущего человеческой природе волевого импульса мыслилось освобождение от желаний и привязанностей. Однако известный индийский философ С. Радхакришнан отмечал, на наш взгляд, глубоко верное различие: «Будда требует от нас отказа от воли к жизни в низшем плане и воспитание воли к тому, чтобы жить в добре и достигнуть совершенного мира» [4, с. 369]. Действительно, восьмеричный благородный путь освобождения, изложенный Буддой, невозможен без развития сильных волевых качеств для постоянного совершенствования своей внутренней природы.

В трактовке некоторых буддийских школ высшее духовное состояние (Нирвана) характеризовалось в контексте буквального прочтения (санскр. – затухание, остывание) как «полное прекращение всякого существования» или же как «покой», «состояние безмятежности, невозмутимости» [5, с. 130], «полная бессодержательность» [6, с. 61]. Эта линия рассуждения предполагает, на наш взгляд, нецелесообразные следствия: человек, сумевший (в течение многих земных жизней) саккумулировать свои внутренние силы для достижения высокой цели, переходит в состояние «угасания динамических элементов бытия и всей жизненности» (?) [7, с. 318].

Более справедливой нам представляется иная точка зрения на эту проблему. Её, в частности, придерживалась Е.И. Рерих, долгие годы изучавшая индийскую философию под руководством Мастеров Восточной Мудрости. В своей книге «Основы буддизма» она настаивает на понимании Нирваны как «полного развития всех возможностей, заложенных в человеческом организме» [8, с. 39]. «Он [Будда –Н. Б.] никогда не учил подавлять страсти как таковые, но лишь видоизменять и возвышать их качества, - писала она, - ибо в основе каждой страсти заложена искра энергии, без которой невозможно никакое продвижение» [9, с. 32].

Идея высшей духовной воли получила системное обоснование и развитие в Учении Жизни. Энергетическим источником, напитывающим огненную волю человека, Учение называет высшую триаду духовных аспектов сознания: «Воля – это огненная прерогатива духа» [9, п. 359]. Один из высших аспектов сознания (Буддхи) традиция Учения соотносит с духовным сердцем человека. При этом, утверждается: «…Средоточие воли – сердце» [10, п. 317]. Отметим, что будущие этапы развития человечества связаны с перенесением центра человеческого сознания в целом из низших его аспектов (Кама-Манас) в высший принцип Буддхи. Поэтому закономерно помещение в него источника духовной воли, этого «единственного двигателя духа» [10, п. 91]. В одном из пояснений процесса «перенесения воли в сердце» подчёркивается: «…Отдаться чему-либо или кому-либо сердцем, - значит полюбить… Так, воля, движимая любовью, может преодолеть всё…» [10, п. 317]. Следовательно, огненная воля или устремление синтезирует в себе высокое нравственное начало. Его формулу, на наш взгляд, можно выразить следующим образом:

Устремление = воля + любовь + высокая, чистая мысль (цель).

Согласно энергетическому мировоззрению Живой Этики, ментально-психическая деятельность человека имеет объективную тонкоматериальную основу. Утверждается, что в течение многих земных воплощений в высших бессмертных принципах человека накапливаются эманации огненной (т.е. тонко-вибрационной) психической энергии. Так, духовная воля предстаёт энергией определённого потенциала, силы и напряжения. «…Четвёртый принцип [антропологической структуры – Кама, Кама-Манас, источник танхи – Б.Н.] играет огромную роль, ибо в нём заложено желание, этот стимул к жизни, который, проходя успешно через горнило жизни, трансмутируется в бесконечное огненное устремление или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества [выделение –Б.Н.]. Так будем ценить каждое наше земное проявление, дающее нам возможность что-то улучшить, что-то добавить в чашу накоплений…» [2, с. 413-414].

Главной сферой приложения и развития воли, согласно Учению, является не внешняя жизнь, но сознание самого человека: его чувства, мысли, нравственные качества, желания и т.п. Отрицательные качества сознания предстают как распущенность, своеволие низшей природы человека и неустойчивость, неразвитость его духовной воли. По мнению авторов Учения, только через постепенное подчинение высшей воле духа астрального (низшего, эмоционально-чувственного) и ментального аспектов сознания происходит раскрытие потенциала духовных принципов микрокосма. Последнее же ведёт к одухотворению, полному преображению человека. «Сущность жизни, - утверждается в Учении, - заключается в овладении и подчинении духовной воле всех явлений жизни микрокосма» [10, 20А].

«Полноустремление» и «полнопреданность» (термины Учения) высшим целям и идеалам, как энергетический фокус, служат основой монолитности сознания. Так, именно дозорный контроль воли поворачивает луч сознания в желаемом направлении, допуская одни мысли и чувства и отклоняя другие. Устремляясь к преображению негативных качеств сознания, человек может в периоды уравновешенного состояния сознания «наращивать противодействующую им мысль, не затрагивая [напрямую –Н. Б.] ни слабости, ни привычки, наращивая её силу до такой степени, что её аккумулированная энергия в конечном итоге разрушит, вернее, нейтрализует кристаллы привычных наслоений мысли» [1, п. 404]. При этом, в Учении предлагается применять принцип ритмичности волевых усилий.

В Учении Жизни подчёркивается необходимость чёткости формулировки, глубокой осознанности устремления, что определяет такое его свойство, как магнитность: «Устремление являет собою сущность магнита духа в действии. Устремление яро магнитно.» [11, с. 225]. Мысль человека, выявляясь как определённая тонко-материальная форма, притягивает из пространства созвучные ей элементы в полном соответствии с силой волевого импульса. Таким путём привлекаются созвучные мысли, усиливающие и расширяющие основную устремлённую мысль. Если человек упорно и ритмично возвращается к ней, то она «может вырасти до гигантских размеров и обязательно уявит себя в действии» [11, с. 231].

Таким образом, огненная воля ведёт к одному из важных достижений процесса преображения человека – «поляризации своего собственного сознания на нужной психо-магнитной волне», т.е. «в каждый нужный момент в должной тональности и напряжении» [9, п. 185]. В этом, в частности, и проявляется свобода и власть высших духовных аспектов сознания в микрокосме человека. Здесь мы находим большое созвучие с положениями древнего герметизма [12, с. 66].

Положительным моментом нравственной системы Учения, на наш взгляд, является то, что применение подобных способов самосовершенствования не предполагает ухода от социальной действительности. Действительно, многие качества сознания могут быть «наработаны» человеком только в активном взаимодействии с другими людьми (терпение, заботливость, сострадание). Важным аспектом вопроса является воплощение своих устремлений в действии, на практике жизни, что и даёт им, по мнению авторов Учения, особое качество собственного жизненного опыта личности.

Важнейшее значение имеет направленность устремления. Насколько коротка земная жизнь человека, настолько ограничены все его узкие, эгоистические желания и цели, не вызывающие плодотворных следствий в тонко-материальных сферах бытия. Напротив, они, по воззрениям авторов Учения, являются источником мучительных состояний сознания, не способного существовать в иных условиях жизни, вне чувственных привычек и вожделений. Помимо этого, следствия непродуманных устремлений могут обременять продвижение человека приближением уже ненужных, далёких духу явлений, событий, людей. «Потому, - утверждается в Учении, - лучше стремиться к явлениям непреходящим, являющим благо» [11, с. 158]. «Так великая мысль приводит дух к великому притяжению, и воля, излучающая огонь высший, привлекает дух в орбиту высшую. Так прекрасно идти с Высшей Волею. Истинно, только так открываются орбиты Беспредельности» [13, п. 204]. Обозначим основные формы духовного устремления, выделяемые в Учении:

·          к высокому духовному Учителю как избранному нравственному идеалу;

·          к Общему Благу как основополагающему принципу человеческого сосуществования, открывающему просторы космического сотрудничества;

·          к усовершенствованию качества в самом широком понимании – в своём микрокосме, в отношении к людям ,в труде, в выполнении каких-либо обязательств и т.п.;

·          к красоте (проявленной в людях, природе, произведениях искусства) как возвышающему началу;

·          к дальним мирам, где, согласно Учению, существует высокоразумная жизнь;

·          в будущее, деятельным творцом которого человек является.

Безусловно, воля каждого индивида свободна. Однако от того, насколько она созвучит Плану эволюции Космоса, высшим Законам и принципам бытия, синтезированным в понятии Космической Воли, зависит какие следствия (позитивные или негативные) она принесёт человеку. Любое нарушение Закона Гармонии, по убеждению авторов Учения, приносит обратные кармические[2] удары человеку, цель которых состоит в восстановлении космического равновесия и справедливости, а также в том, чтобы дать уроки человеку, в результате которых он постепенно, сознательно и добровольно научится преобразовывать свою волю (своеволие) в огненное устремление, сонаправленное с Космической Волей. Согласно Живой Этике, иного альтернативного способа войти в общекосмический эволюционный поток у человека нет.

Этому представлению созвучит гуманистическое учение немецко-французского мыслителя А. Швейцера. По убеждению философа, всё живущее движимо единой, имманентно присущей ему силой – «волей к жизни». А. Швейцер проповедует «благоговение перед жизнью», сокрытая воля которой мудро ведёт сущее к развитию. Исходя из этого, основной принцип нравственности заключается в том, чтобы «высказать равное благоговение перед жизнь как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой» [6, с. 217]. Такой подход соединяет человека со всеми другими живыми существами и, как следствие, утверждает «мистику этического единения с бытием» [6, с. 218]. На наш взгляд, всеобщая «воля к жизни» А. Швейцера созвучна понятию Космической Воли Учения Жизни. И та, и другая, ведёт к совершенствованию, к благу. Человек должен научиться видеть во всём живом это высшее начало, предоставить ему свободу проявления и способствовать его развитию. Достижение этого возможно только через преодоление своеволия и установление между людьми отношений терпимости, благожелательности и сотрудничества.

Одухотворяющее влияние высших аспектов сознания, согласно Живой Этике, способствует утончению и накоплению энергетической силы и мощи высоких качеств и свойств сознания в целом. Именно они, по мнению авторов Учения, обладают свойствами беспредельности развития, так как составляют высшую бессмертную индивидуальность человека. «…Устремление духа и воля претворяет жизнь,. – подчёркивала Е.И. Рерих. – Дух, желающий раскалить свою энергию устремлением, есть плавильщик материи, расплавив материю, он утончит её, и ему будут доступны тончайшие восприятия, которые одни лишь дают нам истинное бытие и бессмертие! Дух устремления – основа существования [выделение – Н.Б.]» [2, с. 62-63]. Повышение, точнее, напряжение энергетического потенциала микрокосма делает его способным к эпизодическим проникновениям (пока человек существует на физическом плане) и продолжению посмертного существования в высших, тонко-энергетических сферах бытия.

«Истинное бытие и бессмертие» в системе Учения Жизни, известные нам из религиозно-философской традиции как «нирвана», «божия благодать», «рай», отнюдь не означают блаженное забытие, услаждение отдыхом бездействия. «Только неразвитое воображение может так ограничить мироздание… - замечают авторы Учения. – Такое преображение высшими энергиями, прежде всего, побуждает к усиленному напряжению всех сил...» [14, п. 644]. На страницах Учения Жизни Нирвана как условный термин высшего преображённого состояния сознания человека (Богочеловека, Архата) определяется как «равновесие высшего напряжения» [15, п. 480], «качество вмещения всех действий – насыщенность объемлемости» [16, п. 7]. Это состояние сознания человека, достигшего кульминации развития сущностных сил и свойств своего сознания и накопил максимум знания и опыта, который возможен на данном цикле эволюции. Состояние Нирваны предполагает не угасание сознания, но напротив возгорание и синтезирование всей мощи и богатства предшествующих накоплений человека. Достигший Нирваны находится в состоянии активной деятельности и напряжения всех сил и качеств сознания. Очевидно, что состояние Нирваны тождественно понятию бессмертия духа как достижения непрерывности сознания и самосознания во всех доступных ему сферах бытия.

Это состояние предполагает, согласно Учению, осуществление человеком следующих процессов.

·          Самостоятельное руководство эволюцией своего духа. Так в Учении обосновывается эта идея на примере действия закона кармы: «Пусть в сфере твоего микрокосма будут заложены кристаллы огненных зёрен, составляющих твою будущую карму, причин, сознательно закладываемых тобою для воплощения их в жизнь… Сам, волей своей, будешь управлять, пользуясь законом причинности, своею судьбой» [9, п. 202]. Из объекта воздействия космических законов человек превращается в субъекта, управляющего их течением и действием.

·          Подчинение духовной воле внешних стихийных сил природы и участие в космическом творчестве в качестве равноправного сотрудника Иерархии разумных существ Космоса. Е.И. Рерих так поясняла это положение: «Венцом Мироздания является мысль, ибо лишь сознательная мысль может творить. Потому мыслящий человек, озарённый светом духовности, и назван Венцом Мироздания и Творцом» [2, с. 401].

Таким образом, категория воли в Учении Жизни рассматривается в двух аспектах: в онтологическом – как Космическая Воля и в антропологическом – как огненное устремление человеческого духа. Космическая Воля, выражающаяся, прежде всего, в универсальных Законах и принципах бытия, является движущей силой глобального процесса эволюции всей системы мироздания. Подобно этому, духовная воля является одним из центральных понятий в концепции трансмутации человеческого сознания, преодолевающего свою животно-эгоистическую природу и расширяющего индивидуальную орбиту самосознания до гармоничного слияния с общекосмическим потоком «Воли к эволюции». На наш взгляд, системное обоснование концепции самосовершенствования человека при ведущей роли духовного устремления, гуманистическая, жизнеутверждающая направленность этики Учения Жизни в целом являются основанием необходимости её дальнейшего серьезного   исследования и более широкого практического применения в социальной жизни.

 

Литература.

1.       Грани Агни Йоги. – Новосибирск: Полиграфист, Алгим, 1994. – Т. 3.

2.       Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. – Минск: ПРАМЕБ, 1992. – Т. 1.

3.       Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2002.

4.       Радхакришнан С. Индийская философия. – М.: МИФ, 1993. – Т. 1.

5.       Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М.: Селена, 1994.

6.       Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.

7.       Нирвана. / Этика: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001.

8.       Рерих Е.И. Основы буддизма. – С-Пб, 1992.

9.       Грани Агни Йоги. – Новосибирск: Полиграфист, Алгим, 1994. – Т. 2.

10.    Грани Агни Йоги. – Новосибирск: Алгим, 1998. – Т. 13.

11.    Грани Агни Йоги. – Новосибирск: Полиграфист, Алгим, 1993. –  Т. 1.

12.    Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. – М.: Контур, 1998.

13.    Учение Живой Этики. Иерархия. – М.: МЦР, 1995.

14.    Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 1. М.: МЦР, 1995.

15.    Учение Живой Этики. Аум. – М.: МЦР, 1996.

16.    Учение Живой Этики. Листы сада М. Озарение. Ч. 3, гл. 5. М.: МЦР, 1994.

 

 

           

________________________                                                                       

Башкова Наталья Валентиновна,

Российский междисциплинарный проект

комплексных исследований  «Мистериум Магнум»

 

*  *  *



[1] Представителей традиции Учения Жизни объединяет сотрудничество с Махатмами (Учителями) Гималайской Духовной Общины.

[2] Закон Кармы в  широком  смысле означает причинно-след­ствен­ную связь явлений;  в нравственном аспекте является Законом воздаяния.

Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru


      Rambler's Top100