Библиотека svitk.ru - саморазвитие, эзотерика, оккультизм, магия, мистика, религия, философия, экзотерика, непознанное – Всё эти книги можно читать, скачать бесплатно
Главная Книги список категорий
Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск

|| Объединенный список (А-Я) || А || Б || В || Г || Д || Е || Ж || З || И || Й || К || Л || М || Н || О || П || Р || С || Т || У || Ф || Х || Ц || Ч || Ш || Щ || Ы || Э || Ю || Я ||

Башкова Наталья Валентиновна, Макаров Вадим Вячеславович

Ноокосмическая иерархия и синергия творчества


…Корень и начало всего – творчество [1; п.363].

 

Российская культура второй половины ХIХ – первой половины ХХ вв. вскрыла мощный потенциал космической ментальности, реализовавшийся в феномене русского космизма. Он стал основой как физического выхода человека в космическое пространство (с 1961 г.), так и уникальных духовных опытов прозрения в инобытие Е.И.Рерих, Н.К.Рериха, Д.Л.Андреева или К.Э.Циолковского.

Одной из важнейших проблем, решавшихся космистами, является проблема жизни в ее космическом масштабе. Жива ли Вселенная? Космисты не сомневались: жива. Ее части проявляют способность реагирования на окружающие изменения, сама она последовательно самоорганизуется, эволюционирует, а значит, творит.

Понятие «космос» как философская категория фиксирует представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности [2].

Уже в древних космогонических мифах различных народов мира содержатся представления о космосе и хаосе. Для античных греков слово «космос» обозначало порядок, организованность, гармонию, а также совершенство и красоту. В противоположность ему термин «хаос» характеризовал беспорядок, нерасчлененность, бесформенность, неопределенность.

Предполагается, что первым, кто применил понятие «космос» для описания Вселенной, был Пифагор, подчеркивавший ее упорядоченность, согласованность ее частей и совершенство в образе музыкальной гармонии небесных сфер. Данное понятие использовалось многими древнегреческими философами: Гераклитом, Анаксагором, Эмпедоклом, Платоном, Аристотелем и др.

Мы можем выделить следующие основные философские характеристики Космоса:

1)   оформленность и дифференцированность как определенность сущего, наделенного формой (эйдосом), сформированность его составных частей;

2)   единство, целостность Космоса посредством иерархической упорядоченности его элементов (в ряде концепций русских философов-космистов – это и многомерная иерархия миров);

3)   наличие имманентного эволюционного потенциала, импульса жизни;

4)    беспредельность во времени и пространстве, бесконечность разнообразия форм жизни;

5)   закономерность или подчиненность внутренней мере как организационному и динамическому принципу, отсюда:

6)   эстетическое совершенство Космоса, мыслимого в качестве прекрасного, гармоничного;

7)   познаваемость и предсказуемость мироздания (до определенной степени) на основании постижения закономерностей его развития.

Идея гармоничной организации мира как Космоса настолько прочно утвердилась в европейском менталитете, что обрела статус самоочевидности. На этой идее как аргументе построено телеологическое доказательство бытия Бога. К нему обращались со времен Сократа и Платона; И.Кант назвал его старейшим, самым ясным и наиболее соответствующим здравому смыслу аргументом [3].

Если человек, размышляли философы далее, как часть Космоса является разумным творческим существом, то Космос как целое тем более должен обладать разумом, так как невозможно представить, чтобы часть была совершеннее целого. Этим творческим, разумным началом мира и является Бог. Так, на основе телеологического аргумента мыслители приходили к выводу о некоторых сущностных характеристиках Высшего начала мира, а именно, к представлению о Его творческой сути.

Ряд современных ученых вполне справедливо сомневаются в случайности тонкой согласованности фундаментальных параметров, которые образуют основу существования видимой нами Вселенной и человеческого разума. Они являются сторонниками идеи Конструктора Вселенной, под которым понимается Космический Разум [4].

Представляется, что подобные гипотезы современной космологии во многом продолжают развитие идеи Космоса как доказательства его творческого Первоначала и сущности. Космос предстает храмом Высшей мысли и жизненной силы, их воплощением, творческой реализацией.

Тайна Высшего открыта для интерпретаций. Христианство полагает Бога в качестве трансцендентной, сверхприродной могущественной Личности. И.Кант показал, что обосновать эту идею на основе существующих рациональных доказательств невозможно. Так, телеологическое доказательство позволяет говорить в лучшем случае об устроителе Космоса, о демиурге, зодчем мира, оформляющем материю, а не о всемогущем Творце, созидающем мир из ничего.

Ряд русских философов-космистов (не ортодоксально христианского направления) в ходе своих размышлений также приходят к идее существования Высшего Начала, конституирующего космос. Однако место христианского Бога здесь занимает безличное духовное начало – «Высший Принцип», Абсолют (Учение Живой Этики Е.И. и Н.К.Рерихов и индийских философов-соавторов) и «Причина Космоса» (К.Э.Циолковский). О «единстве Природы», которое «требует единого Начала» писал и В.И.Вернадский, придавая ему форму «Порядка Природы» [5; 147]. В этом находит выражение сознательная направленность мыслителей к деантропоморфизации Высшей реальности, к сохранению глубокого понимания ее тайны и невыразимости[1].

Рерихи и Циолковский обосновывают идею вечности космической одухотворенной материи в ее циклически-пульсирующем ритме. Они убеждены в многомерности Вселенной и многоуровневой иерархии творческих Демиургов, созидающих жизнь. Исследователи акцентируют внимание на «нооцентричности» космической философии Циолковского [7]. Такое определение применимо и к Живой Этике. В целом, «интерес к сверхчеловеческим духовным существам» как одну из основных черт космологизма русской философии отмечал Н.О.Лосский [8].

Представление о ноокосмической иерархии (космической иерархии разумных существ) рассматривалось вышеуказанными космистами как:

-   разумная ведущая сила эволюции Космоса, регулирующая развитие низших форм жизни;

-   олицетворение идеи нравственности, доказывающее реальность и действенную силу добра, красоты, любви и полноты знания как основ духовности человека;

-   образ совершенного человека, вместившего набор высших одухотворённых качеств и способностей;

-   олицетворение будущего состояния человечества, реализовавшего своё предназначение, цель и смысл существования на определённом эволюционном этапе.

Без идеально-этических образцов, содержащих смысложизненные параметры, невозможна ни философская, ни религиозная доктрина. Тем более, космисты относились к этике именно как к вершине философского знания. Идея высших разумных существ выступает конструктивным и, возможно, единственным путем соединения человека и безличного абсолютного Начала. Отрицание высшей по отношению к человеку реальности означает для них отрицание перспектив человека. Процесс эволюционного преображения открывает простор для человеческой свободы, его беспредельного творчества во имя Блага, Истины, Красоты. Идеал – это и руководство к действию, и цель этого действия, и во многом средство осуществления главной задачи человека – дать своей жизни смысл.

Герменевтика образа совершенного человека включает здесь взаимосвязанные аспекты: космо-онтологический, антропологический и панэтический. Эта взаимосвязь отражает общую основу понимания высших разумных существ как «антропологической границы» [9], при достижении которой человек (человечество) способен изменить способ бытия в мире, становясь Всечеловеком и Богочеловечеством (Рерихи) [10].

Идея высших разумных существ – это сконцентрированное в личности универсальное совершенство мира. Отметим, что совершенство – это катафатическая категория: оно – всегда совершенство чего-то, конкретно выраженного, абсолютное воплощение определенных качеств [11; 41-43]. В философии космистов мы обнаруживаем не просто интеллигибельный, но вполне зримый, наглядный образ высших существ. Им атрибутируются те высшие качества и характеристики, которые относительно постижимы и предугадываемы человеком на данном этапе его развития. Такой прогностический опыт выводит человека из земного измерения бытия в высшие, позволяя пережить сверхчеловеческое (божественное) бытие как свое собственное, глубже познать и раскрыть свои внутренние потенции и силы. С философской точки зрения, обращение к образу высшего существа, по терминологии Рерихов и Циолковского, – Великого Учителя – это и обращение к лучшему в себе как своему Другому и духовному «я».

Идеал в Живой Этике восходит к духовным образам восточной философии – Будды, Бодхисаттвы, Тары, Архата, Йога, Аватара. На конституирование же образа высших существ в философии Циолковского, оказало влияние христианство, а также, вероятно, идеи теософии Е.П.Блаватской, Богочеловечества В.С.Соловьева и сверхчеловека Ф.Ницше.

К.Э.Циолковский считал, что Космос только тогда имеет смысл и целесообразность, когда в нем существует жизнь в лице разнообразных разумных существ. «Если же солнца пустынны, то зачем они? – размышлял ученый. – Самый космос был бы бессмыслицей или имел бы значение (притом очень маленькое) лишь для человека» [6; 244].

Логика рассуждений ученого строилась на концептуальном для него понятии монизма Вселенной. Допуская различные уровни уплотнения космической материи («атомов-духов»), он полагал, что на каждом из них на определенном этапе развития с неизбежностью возникают разумные формы жизни. Различные царства природы планеты выступают как ступени к ним. Различие космических условий способствует многообразию видов живых существ. Миллиарды же планет видимого нами Космоса, как и Земля, состоят из тех же веществ, подвержены силе тяжести, имеют атмосферы, времена года, что свидетельствует о существовании существ, подобных землянам. Соответственно, «мы – плотные существа – подчёркивает он, – окружены кадрами не только таких же плотных (но совершенных и могущественных существ), но и кадрами существ эфирных, число которых бесконечно, как бесконечно прошедшее время» [6; 183].

Циолковский не сомневается в зрелости разума, могуществе и высокой цивилизации «эфирных существ», хотя и допускает возможность регрессивного хода их развития, чем и обосновывает необходимость автогонии (самозарождения) жизни на очень ограниченном числе планет (в их числе и Земля). Философ даже не учитывает такие планеты при описании блаженно-прекрасной жизни Вселенной.

В Живой Этике, напротив, несовершенство форм жизни предстаёт как закономерное условие эволюционного продвижения. Множественность миров – от тонко-энергетических до плотно-материальных – и бесконечность потока эволюции предполагают разнообразие живых сознательных существ, проходящих через свои локальные циклы инволюции и эволюции. Градация степени их развития, по мысли авторов Учения, очень масштабна. Существуют планеты как с зарождающейся, так и с неизмеримо более высокой разумной жизнью, чем земная.

Из представлений Рерихов и Циолковского следует важный вывод о природе высших существ. Они стали совершенными, продвигаясь по закономерному пути эволюции космической жизни. «Нет бога или богов, – утверждает Е.И.Рерих, – которые не были бы когда-то людьми» [12; 161]. Если «человечества» на других планетах смогли пройти путь преображения, то, следовательно, считают космисты, перед каждым земным человеком эта возможность также открыта. «Утвердитесь в понимании вседостижимости», – призывают философы [13; п.100].

В философии космистов обосновывается концепция единого иерархического устройства жизни высших существ различных планетных систем. Основанием его является степень развития сознания и одухотворённого разума. Необходимость объединения высших существ обусловливается, согласно Циолковскому, не только любовью и милосердием, но и рациональной «выгодой» [6; 58]. Так, звёзды и планеты не являют постоянного состояния: они взрываются, угасают, подвержены разным катастрофам. Следовательно, необходимы, по мысли ученого, своевременное оповещение, перемена местожительства, что невозможно без содействия существ иных систем [6; 149]. Здесь в логике рассуждений проявляется следствие концепции разумного эгоизма, разделяемой Циолковским и распространяемой им на весь космос.

Более сложной предстаёт концепция иерархического единства Вселенной в Живой Этике. Согласно ей, высшие существа объединяются и взаимодействуют на законах любви, сотрудничества и жертвы (даяния) как естественных принципах высшей природы космоса. Иерархический принцип подразумевает подчинение низшего высшему, которому предназначено творить и вести низшие формы жизни в потоке космической эволюции. Так, по утверждению философов Учения, современный разумный человек (Homo Sapiens) не достиг бы данной ступени развития без творческого участия и руководства высших существ. Таким образом, человек в концепции Учения уже имманентно включён в иерархическую структуру космоса, связь с которой должна быть им осознана и осуществлена на сознательном уровне. В философии же Циолковского человек не связан узами космического антропогенеза с иерархией высших существ и только при благоприятном своём развитии имеет шанс войти в это сообщество.

Прослеживая представление Циолковского о свойствах и способностях высших разумных существ, целесообразно, на наш взгляд, выделить три их типа, отдалённых друг от друга миллиардами лет эволюции. Первому типу совершенных существ доступны:

    -   достижения научной мысли и прогресса техники (в т.ч. космические полёты);

    -   овладение законами развития небесных тел (предвидение их взрывов, использование их

        энергии и т.п.) и установление общения с их населением (телепатия);

    -   способность сознательной адаптации к различным условиям небесных тел и

  жизнь на них;

    -   прогностическая оценка уровня и возможностей возникших форм жизни на различных

        планетах и право уничтожать несовершенные формы;

    -   бессмертие (в очень отдаленном будущем).

Совершенное и счастливое состояние Вселенной поддерживается деятельностью высших разумных существ. Их назначение заключается в том, чтобы быть «центрами распространения совершенной жизни» [6; 206]. «Главный акт деятельности совершенных, главная их нравственность» [6; 186], по мысли ученого, заключается в уничтожении несовершенных зачатков жизни и заселении планет «собственным зрелым родом». «Второй акт нравственности» состоит: в уменьшении числа планет, подвергнутых мукам самозарождения (как Земля), в непрерывной их поддержке и помощи в развитии. В случае же бесперспективности эволюции «весь живой мир безболезненно уничтожается» ими [6; 186].

Здесь проявляется основополагающая мысль Циолковского об уничтожении страдания во Вселенной, ярким примером которого являются мучения земных «несознательных существ, грызущих самих себя в течение миллионов лет» своего развития [6; 171]. Именно эта идея выражает суть «этики земли и неба» философа [6; 185]. Такое понимание «космической этики», в целом, несёт в себе гуманистическое содержание и отражает активную преобразовательную позицию разумных существ. Однако пути эволюции, предполагаемые философом, во многом противоречат современным положениям экологии и синергетики, потому должны быть рассматриваемы критически. Исследователи правомерно полагают, что «высшие цивилизации придерживаются совершенно иной стратегии» [14].

Второй тип совершенных существ, о которых Циолковский в беседе с А.Л.Чижевским говорит в будущем времени (не утверждая их настоящего существования в космосе) «будет строить себе космос по тому образцу, который сочтёт более совершенным» [15; 671]. Другими словами, он будет олицетворять собой истинного строителя и творца космической жизни.

Третий тип совершенных существ соотносится с высшим состоянием мыслящей материи, которая «будет всё знать и ничего не желать, то есть то состояние сознания, которое разум человека считает прерогативой богов» [15; 671]. После миллиардов космических эр для разума исчезнет необходимость в каких-либо объективных, дифференцированных формах существования. Философ пишет о «единой идее» Космоса [15, 667], «телепатическом поле мира» [15, 669].

Характеристики космического совершенства высших существ у Циолковского представляют собой этические и познавательные ценности человека, взятые в их предельном выражении (бесстрастие, полнота знания, нравственное совершенство). Он, однако, не раскрывает их сущности, источников, конкретных форм выявления и осуществления в практических отношениях. Такой схематизм затрудняет представление о движении человека к интеллектуальной и нравственной высоте совершенства, что отмечалось исследователями. Образ совершенного сверхчеловека содержит, в основном, описание различных видов его деятельности, что вполне объяснимо характером взглядов Циолковского-ученого.

В отличие от этой позиции философы Живой Этики посвятили многие страницы утверждению целостного высшего образа и конкретных путей преображения многомерной человеческой природы. Многие способности совершенных существ созвучны представлению Циолковского (космические полёты, существование на дальних мирах). Однако акцент в рассмотрении образа сверхчеловека поставлен ими на внутреннем духовно-психическом процессе эволюции. Основной причиной такого различия являются антропологические взгляды космистов. Так, для Циолковского любое существо – это конгломерат элементарных «атомов-духов», распадающихся после его смерти. В то время как философы Живой Этики различают в человеке преходящее (земное) и бессмертное (духо-космическое) начало.

Основными характеристиками сверхчеловека являются:

-  многоуровневое познание законов эволюции космической жизни;

-  максимальное (для данного этапа эволюции) раскрытие способностей и свойств

   многомерного микрокосма[2] и достижение его гармоничного активного состояния;

-  сознательное управление самоэволюцией на основе знания законов космоса;

-  непрерывность самосознания в различных сферах многоуровневого бытия (бессмертие);

-  установление сгармонизированного многоуровневого энергообмена с космическим

   пространством;

-  незыблемая связь с высшими ступенями Иерархии разумных существ как руководящей

   силой эволюционного продвижения;

-  творчество и руководство различными формами жизни, утверждающее развитие

    сознания и разума в космосе.

На основе нашего анализа мы можем сделать вывод о глубоко гуманистическом и нравственном содержании образа высшего разумного существа как будущего совершенного состояния человека. Направленность процесса преображения человечества предстаёт здесь в устремлении от слепого подчинения объективным законам бытия к состоянию сотрудника и сотворца космической жизни, от ограниченного земными условиями существования к овладению новыми измерениями бытия, в пределе ведущими к беспредельному и вечному состоянию. Философы убеждены, что само существование Космоса направлено на последовательное развитие разумной жизни. В современной науке этот принцип обозначается как антропный. В космистской философии данное положение выступает в статусе закона эволюции Вселенной. Так, проблема существования разума решается здесь в русле концепции глобального эволюционизма.

В космистской философии одной из важнейших предстает проблема взаимодействия человека с ноокосмической иерархией. Основанием ноокосмического взаимодействия служит, по мысли К.Э.Циолковского, субстанциональность существ, наполняющих космическое пространство. «Но материя, - отмечает ученый, - не может не влиять на материю. Следовательно, влияние духов на нас и друг на друга весьма возможно» [6; 337-338, 65]. Однако в этом вопросе позиция философа была противоречивой. Он мог вопрошать: «Но где они? Они не приходят к нам на помощь… Разум… неба молчит» [6; 87].

Конкретных форм космического сотрудничества философ не показывает, относя его установление в более отдалённое будущее человечества, которое покорит пространство Солнечной системы. Почему же, размышляет далее Циолковский, вмешательство высших сил не происходит явно и непосредственно? Он выделяет несколько причин. Это, прежде всего, невежество, фанатизм и грубость самих землян, их неподготовленность к такого рода контактам [6; 59]. Философ опирается на нравственно-эволюционную аналогию с животными: нам не удастся убедить их в неразумности их жизни, так как у них нет органа, отвечающего за понимание – разума. Сверхсущества имеют, согласно этой логике, орган, которого пока нет у человека. Их степень развития по отношению к человечеству философ сравнивал с уровнем людей по отношению к ядовитым змеям, которые не просто более низкого развития, но смертельно опасны [6; 254].

В концепции Рерихов воздействие иерархии высших существ предстаёт объективным метафизическим фактором исторического развития человечества, силой, ведущей его по пути космической эволюции и реализующей действие ее законов. Оно являет собой информационно-энергетический аспект многоуровневого единства космоса. «Но что же может существовать без понятия ведущего? – рассуждают философы. – Вселенная насыщена, и существует, и держится лишь этим великим принципом. На чем же основана эволюция? Потому каждый отрицающий Иерархию тем самым отрицает эволюцию» [12; 105].

Высшее влияние, по мысли философов, не ограничивает свободу воли человечества. Эти взаимоотношения характеризует Закон Жертвы – добровольного даяния, основанного на любви и сострадании. Его осуществление проявляется, например, в следующих процессах:

-  Под определённым энергетическим воздействием высших существ был дан импульс к развитию разума в проточеловеческом существе [12; 68-71], [16].

-  Представители иерархии разумных сил, воплощаясь на Земле в качестве ряда учителей, философов, подвижников, святых, героев и ученых осуществляют передачу людям знаний (от общественного устройства до космических законов) в доступной для человеческого сознания форме (мифологической, религиозной, философской, научной), ускоряя тем самым его эволюцию. Таковы учения Кришны, Зороастра, Моисея, Будды, Платона, Патанджали, Вьясы, Христа, Мухаммеда, Сергия Радонежского и др. На этом основании утверждается существование единого, цельного знания, Тайной Доктрины [12; 166, 364], являющегося источником духовной культуры человечества.

Общение с дальними мирами и установление постоянной связи с высшим разумом формулируется в Учении как ближайшая задача человечества. Наиболее плодотворной и поистине космической формой осуществления такой связи выступает творчество. По мысли философов, творческое начало в человеческой природе предопределяет его жизненное предназначение. Человек предстает в космизме не «рабом» (Божьим) и не «царем» (природы). «Человек… предназначен Космосом быть создателем и сотворцом» [1; 374]. «Человек является… самым мощным претворителем космических сил» [1; 306]. «Творимы, и творчество – удел!» [13; 84]

Концепция творчества в Учении Живой Этики – отнюдь не только эстетическая, но и космо-онтологическая, антропологическая, энергетическая, этическая. Такого рода учение может быть определено как синергийное (греч. synergeia – сотрудничество, содействие, соучастие) и теургическое (греч. Theos – Бог, ergon – работа; Боготворчество). Оно являет новый виток древней магической и мистической традиции, продолжает романтическую теорию творчества (нач. ХIХ в.) и созвучит философским исканиям русских мыслителей ХIХ-ХХ вв. религиозной (концепция всеединства и Богочеловечества В.С.Соловьева, философия духа и творчества Н.А.Бердяева) и художественно-символической (А.Белый, Вяч.Иванов и др.) направленности.

В Живой Этике творчество выступает «основой эволюционности» [17]. Само космическое бытие есть величайший акт творчества Высшего Разума. И сияние звезды, и рост дерева, и полет бабочки, и игра ребенка вдохновляемы Высшей мыслью, духовным («огненным») началом [1; п. 435, 438]. Это есть космическое творчество, иначе говоря, миросозидающее, являющее «великую трансформацию тьмы (хаоса – авт.) во Свет» [1; 193], поддерживающее целостность Вселенной, гармонизирующее мир, связывающее воедино его противоположности.

К пониманию первой – физической – линии космической эволюции человечество подошло в ХIХ-ХХ вв., во многом благодаря трудам В.И.Вернадского (учение о биосфере и ноосфере), А.Л.Чижевского (гелио- и космобиология) и др. Сейчас научно установлено, что вещество, из которого состоит физическое тело человека, образовалось в результате мощнейших термоядерных реакций в ходе эволюции звезд. Оно насчитывает миллионы лет существования… Теперь уже никто не сомневается в мощном влиянии на земную жизнь излучений Солнца и иных небесных тел.

Но, согласно Живой Этике, также как космос не есть только физическая, видимая нами Вселенная, так и человек не есть лишь его физическое тело. Именно внутренний психокосм человека имеет непосредственное приобщение к надземным планам бытия. И чем более высокие “струны” микрокосма участвуют в процессе творчества, тем более утонченные энергии космического пространства магнитно взаимодействуют и “звучат” в нем.

По мысли философов Учения, человеческое творчество, должно вливаться, как капля в океан, в космическое творчество. Первое от второго неразрывно, ибо иначе нежизнеспособно. Тогда как можно определить человеческое творчество? «Творчество, - утверждают философы, - нужно понять как соединение различных энергий, явленных Огнем пространства (космической энергией высших онтологических измерений – авт.) и духом человека» [1; 161]. Здесь выявляется новая – духовно-творческая – линия эволюции человека.

Такое творчество является не формальной комбинацией физических средств (красок, звуков, предметов), пусть и с элементом новизны (как это часто встречается в современном искусстве), но сущностно содержит духовный мыслеобраз (подобный «эйдосу» Платона) и пронизано высшими космическим энергиями. Подлинное человеческое творчество не может не быть космическим. Следовательно, творчество в единстве с Высшим и есть те священные врата, через которые человек только и может равноправно и сознательно вступить в ноокосмическую иерархию. Оно есть единственный естественный путь дальнейшей эволюции человечества.

Становление, совершенствование человеческого творчества предстает в Живой Этике эволюционным мостом между инстинктивно-животной ступенью и ноокосмическим творчеством. Оно имеет несколько смысловых форм:

-   Творчество самосозидания. Духовные подвижники определяли его как «духовное художество», «наука всех наук», «духовно-художественный подвиг» [18]. Раскрытие и реализация творческого потенциала человека делает непреложным процесс его самосовершенствования, энергетического преображения. Человек творит себя, утверждая и усиливая в себе определенные духовные качества, чувства, устремления.

-   Творчество, направленное к миру: например, творчество отношений между людьми, рукотворчество, мыслетворчество.

-   Творчество установления Высшего общения, взаимодействия с ноокосмической иерархией.

На ступени духотворчества уже затруднительно разделение на внутренние и внешние формы творчества, на субъективное и объективное, так как здесь происходит уникальный синтез, единение с Мирозданием в его «огненной» основе.

Творчество человеческое не может не быть сознательным. Ясная и четкая мысль человека дает форму, а значит и жизнь, в земном и тонком мирах безличной космической энергии, а также воплощает в них высшие «эйдосы» надземных Мыслителей. Само человеческое мышление философы называют «процессом Тонкого Мира» [1; п.582], и оно может быть «огненным». «Каждое вдохновение, - подчеркивают философы, - содержит некоторую частицу Иеровдохновения (т.е. взаимодействия с иерархией высших разумных существ – авт.)» [19]. Осуществляемое в сознании человека объединение миров, утверждает Живая Этика, есть высшее творчество.

Итак, за бесчисленным многообразием форм Вселенной сокрыт сокровенный источник ее жизни. Лишь подлинное творчество и чувствознание выдающихся мыслителей и подвижников духа за красотой и целесообразностью Мироздания убедительно находят живое творчество Сердца Космоса – это и АУМ, и София Премудрость Божия, и Святой Дух, и “огненная” психическая энергия, и Иерархия Космического Разума… Именно синергия творчества объединяет миры Вселенной – как ее источник, развитие и венец. И если древние майя на вопрос: кто мы? – отвечали голосом прошлого: мы – земля; то Новая эпоха приносит ответ будущего: мы – частица космической синергии, воплощение духотворчества и призваны к беспредельному созиданию жизни.

 

Литература:

1.     Учение Живой Этики: Мир Огненный. Ч.3. – М.: МЦР, 1996.

2.     Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Ред. и сост. С.Ю.Солодовников. – Мн.: МФЦП, 2002. – С.395-397.

3.     Кант И. Критика чистого разума. – СПб.: ИКА «ТАЙМ – АУТ», 1993. – С.366.

4.     Гиндилис Л.М. Внеземные цивилизации: философия и этика контакта / Мат-лы Второй Российской междисциплинарной науч. конф. «Этика и наука будущего». На пути к духовно-экологической цивил-ции. - С.189-195.

5.     Вернадский В.И. PRO ET CONTRA: Антология литературы о В.И.Вернадском за сто лет (1898-1998) / Под общ. ред. А.Л.Яншина – СПб.: РХГИ, 2000. – С.147.

6.     Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной – Калуга: Золотая аллея, 2001.

7.     Казютинский В.В. Космическая философия К.Э.Циолковского в контексте русского космизма. / Циолковский К.Э. Космическая философия – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С.415.

8.     Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель, 1991. – С.473.

9.     Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика» и «отверзание чувств»: два концепта в сравнительной перспективе // Вопросы философии. – 1999. - № 3. – С.55-84.

10.  Учение Живой Этики: Иерархия. – М.: МЦР, 1995. – П.14,15.

11.  Совершенный человек. Теология и философия образа / Сост. и ред. Ш.М.Шукуров. – М.: Институт Востоковедения, «Валент», 1997.  См. также: Успенский П.Д. Новая модель Вселенной. – СПб., 1993. – С.127-161.

12.  Письма Елены Рерих. (1929-1938). В 2-х т. – Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. – Т.2.

13.  Учение Живой Этики: Беспредельность. – М.: МЦР, 1995.

14.  Лесков Л.В. Космическое будущее человечества. – М.: Ассоц. «Экология непознанного», 1996. – С.36.

15.  Чижевский А.Л. Аэроионы и жизнь. Беседы с Циолковским / Сост. Л.В.Голованова. – М.: Мысль, 1999.

16.  Аблеев С.Р. Тайна происхождения человека. Сокровенная Мудрость Востока и космо-эволюционная гипотеза антропогенеза в свете новых научных тенденций. – Тула – Тверь – Вышний Волочек: Проект «Мистериум Магнум» - «Ирида-прос», 2004.

17.  Учение Живой Этики: Община. – М.: МЦР, 1994. – П.163.

18.  Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. – М.: Республика, 1994. – С.212;

Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта – М.: ТОО Рарогъ, 1993.

19.  Учение Живой Этики: АУМ. – М.: МЦР, 1996. – П.300.

 

2005 г.

 

Сведения об авторах:

 

Башкова Наталья Валентиновна, кандидат философских наук,

Макаров Вадим Вячеславович,

научные сотрудники

Российского междисциплинарного проекта

комплексных исследований  «Мистериум Магнум»

Контактный е-mail: eidos@tula.net




[1] Вместе с тем, Циолковский предпринимал попытки и более личностной характеристики Причины Космоса [6; 41].

[2] Например, ясновидение, яснослышание, телепатия, психическая ретроспекция, телекинез и др.

Описание Моносова Андрея биография у нас на сайте.

Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru


      Rambler's Top100