Библиотека svitk.ru - саморазвитие, эзотерика, оккультизм, магия, мистика, религия, философия, экзотерика, непознанное – Всё эти книги можно читать, скачать бесплатно
Главная Книги список категорий
Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск

|| Объединенный список (А-Я) || А || Б || В || Г || Д || Е || Ж || З || И || Й || К || Л || М || Н || О || П || Р || С || Т || У || Ф || Х || Ц || Ч || Ш || Щ || Ы || Э || Ю || Я ||

Блаватская Елена

1890!

К наступающему новому году



                  Покрывало, которое скрывает лицо будущего,

                  соткано руками Милосердия¤.

    Бульвер-Литтон

 

      С НОВЫМ ГОДОМ ВСЕХ! Сказать это, кажется, довольно легко, и каждый ожидает таких поздравлений. И все же смогут ли реализоваться эти пожелания, даже в немногих случаях, хотя бы они и исходили от чистого сердца, решить это очень трудно. Согласно нашим теософским доктринам, каждый мужчина и каждая женщина наделены в большей или меньшей степени магнетической способностью, которая при помощи искренней, и особенно сильной и неукротимой воли, является наиболее эффективным из магических рычагов, тех, что дала природа в руки человека, как для горя, так и для блага. И пускай же мы, теософы, используем эту волю, чтобы послать искренние поздравления и пожелания ко всем существам, живущим под солнцем, в том числе, враждебным и безжалостным клеветникам. Пусть мы будем испытывать и чувствовать особую доброту и простим наших недругов и преследователей, честных и нечестных, иначе кое-кто из нас мог бы послать, сам того не осознавая, пожелание дурного глаза¤ вместо благословения. А такой результат слишком легко достигается даже без помощи оккультного сочетания двух цифр8 и 9, содержащихся как в ушедшем, так и в нарождающемся году. Но когда на нас смотрят эти две цифры, любое пожелание зла будет просто бедственным.

      Алло!¤слышим мы восклицания некоторых случайных читателей, Это новое суеверие теософских чудаков: выслушаем его...¤ Вы можете сказать так, дорогие критики, хотя это не новое, а очень старое суеверие. Его разделяли давным-давно, и в него твердо верили все властелины мира и цари. Они боялись цифры 8, поскольку она предполагает равенство всех людей. За пределами вечной единицы и мистического числа 7, вне неба, семи планет и сферы с неподвижными звездами, в философии арифметиков появился огдод¤. Это был первый равносторонний куб, и он считался священным<<1>>. В восточной философии число 8 символизирует равенство элементов, порядок и симметрию на небе, трансформированные в неравенство и смешанные на земле вследствие эгоизма, величайшего бунтовщика против законов природы.

      Цифра 8, или 'оо', означает постоянное или даже вечное и регулярное движение вселенной¤, говорит Рэгон. Но, будучи совершенным, как и космическое число, оно является также символом низшего эго, плотской природы человека. Таким образом, мы делаем плохое предсказание в отношении бескорыстной части человечества на основе данной комбинации цифр, составляющих этот год, ибо находящаяся в центре числа 1890 цифра 89это лишь повторение той же цифры в конце числа 1889. А 9 было цифрой, которого ужасно боялись древние. Для них она была символом огромных космических и социальных перемен и непостоянства в общем, грустной эмблемой хрупкости человеческих существ. Число 9 представляет землю, находящуюся под влиянием злого принципа; каббалисты, кроме того, считают, что оно также символизирует акт воспроизведения и зарождения. Другими словами, можно сказать, что год 1890-й готовится воспроизвести все зло своего родителя, года 1889-го, а также создать значительное количество своего собственного зла. Трижды триэто великий символ корпоризации, или материализации духа, согласно Пифагору, то есть грубой материи<<2>>. Каждая материальная протяженность, и даже каждая окружность, представлялась числом 9, ибо древние философы обнаружили то, что философствующие людишки¤ нашего века или не могут увидеть, или же не придают этому никакого значения. Кроме того, естественная порочность этого числа и цифры ужасна. Будучи посвященным сферам, оно является знаком окружности, так как его значение равно 9, то есть 3 + 6 + 0. Таким образом, оно является также символом человеческой головы, особенно головы современного среднего человека, всегда готового выставить что-то напоказ как 9, тогда как в действительности это едва составляет 3. Более того, это благословенное 9 обладает любопытной силой воспроизводить себя в своей полноте при каждом умножении, независимо от желания; то есть, можно сказать, что при умножении этого наглого и пагубного числа на само себя или какое-либо другое число, в итоге всегда будет давать сумму девятокэто злостный трюк материальной природы, которая воспроизводит саму себя при малейшей возможности. Таикм образом, становится понятно, почему древние сделали 9 символом материи, а мы, современные оккультисты, делаем из него символ материализма нашего векафатального 19-го столетия, к счастью, подходящего к своему концу.

 

 

      Если эта допотопная многовековая мудрость бессильна проникнуть внутрь окружностей¤ сфер¤ человеческих голов наших современных ученых и математиков, тогда мы не знаем, что и делать. Оккультное будущее 1890 года скрыто в экзотерическом прошлом 1889-го и предшествовавших ему восьми годов.

      К несчастью или же, можно сказать, к счастью, человек как коллективное целое отрицает способность предвидения в течение этого темного цикла. Подвергнем ли мы нашему рассмотрениюс точки зрения мистикисреднего бизнесмена, расточителя, материалиста или фанатика, это все равно. Вынужденный ограничивать свое внимание повседневными заботами, деловой человек уподобляется лишь расчетливому, предусмотрительному муравью, запасающемуся провизией, чтобы пережить зиму старости, тогда как избранник фортуны и кармических иллюзий пытается соперничать с кузнечиком в его непрерывном стрекотании и летних песнях. Эгоистичная забота одного и высшая степень безрассудства другого приводят к тому, что оба они не обращают внимания и часто остаются в полном неведении о своих серьезных обязательствах перед человеческим родом. Что касается двух последних, то есть материалиста и религиозного фанатика, то их долг по отношению к соседям и милосердие ко всем начинаются и заканчиваются у себя дома. Большинство людей любит лишь тех, кто разделяет их образ мысли, и совсем не заботится о будущем народов или мира в целом; и они никогда не задумаются о том, могут ли они помочь жизни после смерти. Каждый, в соответствии с присущим ему темпераментом, ожидает, что смерть проведет его или через золотые ворота в традиционный рай или через раскаленные пещеры в асбестовый ад, или же на край пропасти несуществования. И посмотрите, как все они, кроме материалистов, боятся, разумеется, смерти! Не может ли этот глубинный страх быть причиной антипатии некоторых людей к теософии и метафизике? Но ни один человек нашего столетия, безрассудно несущийся к отверстой для него могиле, не имеет ни времени, ни желания для того, чтобы предъявить нечто большее, чем случайно пришедшая в голову мысль, или тому мрачному гостю, который не минует никого из нас, или же Будущему.

      Возможно, что они правы в отношении последнего. Будущее лежит в настоящем, и оба они включают в себя Прошлое. Роэль с редкостной оккультной интуицией сделал почти эзотерическое справедливое замечание, сказав, что будущее не придет откуда-то спереди, чтобы встретить нас; оно приходит сзади, проносясь над нашими головами¤. Для оккультиста и обычного теософа Будущее и Прошлое включены в каждый момент их жизни, следовательно, в вечное НАСТОЯЩЕЕ. Прошлое представляет собой поток, стремительно проносящийся мимо, с которым мы сталкиваемся непрестанно, без какого-либо малейшего интервала, причем каждая его волна, и даже каждая капля этой волны являются событием, большим или малым. Однако, как только мы его встречаем, и независимо от того, приносит ли оно радость или горе, возвышает нас или сбивает с ног, оно уже ушло и оказалось позади нас, чтобы раньше или позже пропасть в великом океане забвения. От нас зависит, сделаем ли мы любое такое событие несуществующим для нас, стирая его из нашей памяти, или же создадим из нашего прошлого грифов прометеевых скорбейэтих птиц с темными крыльями, воплощенную память о Прошлом¤, которые в графической фантазии Сала кружатся и пронзительно кричат над Летейским озером¤. В первом случае мы являемся истинными философами, во второмлишь скромными и даже трусливыми солдатами армии, именуемой человечеством, ведомой в великой жизненной борьбе Королем Кармой¤. Счастливы те из воинов, кто смотрит на смерть как на нежную и сострадательную мать. Она укачивает своих больных детей, погружая их в сладкий сон на своей холодной, мягкой груди, но с тем, чтобы пробудить их через момент, исцелившихся от всех болезней, счастливых и многократно вознагражденных за всякий горький вздох и слезы. Посмертное забвение всякого злав том числе и самого мельчайшегоэто самая блаженная черта рая¤, в который мы верим. Да, забвение боли и горестей, и лишь живое воспоминание, или даже повторное проживание каждого счастливого момента нашей земной драмы; и если в горькой жизни кого-либо не было никогда такого момента, то чудесное осуществление каждого законного, заслуженного, но неудовлетворенного желания, которое когда-то возникло, столь же истинное, как сама жизнь, и усиленное в семижды семьдесят семь раз.

 

 

      Христианеи особенно в континентальной Европепразднуют Новый год с особой помпой. Этот день является Дэваханом для детей и слуг, и каждому полагается быть счастливым, от короля и королевыдо грузчика и посудомойки. Этот праздник, конечно, чисто языческий, какими, за очень малыми исключениями, являются и все наши святые дни. Обычаи добрых старых язычников не умерли даже в протестантской Англии, хотя здесь Новый год не является больше священным днеми тем хуже. Все же происходит взаимный обмен подарками, которые в старом Риме назывались обычно strenoe (ныне французское etrennes). Люди приветствуют друг друга словами: Annum novum faustum felicemque tibi, как давным-давно; правда, должностные лица не приносят больше в жертву Юпитеру белого лебедя, и священники не жертвуют Янусу молодого вола. Однако чиновники, священники и все остальные на своих рождественских и новогодних обедах жадно съедают в память о лебеде и воле жирных быков и индеек. Позолоченные финики, высушенные и позолоченные сливы и фиги перешли из рук трибунов, идущих в Капитолий, на рождественские деревья для детей. Все же, если современный Калигула не получает больших куч медных монет с головой Януса на одной из сторон, то это потому, что его собственный портрет замещает на каждой монете изображение Бога, и королевские руки больше не прикасаются к меди. Но обычай одаривать правителей strenoe очень долго не исчезал в Англии. Д'Эзраэли в своих Литературных курьезах¤ говорит о трех тысячах платьев, найденных в гардеробе королевы Бесс после ее смерти, это был результат новогодней таксы ее верных подданных, от герцогов до мусорщиков. В Древнем Риме успех любого предприятия в этот день рассматривался как добрый знак на целый год, и вера в это существует по сей день во многих христианских странах, особенно в России. Не потому ли вместо Нового года омела и падуб используются сейчас на Рождество, что они стали христианскими символами? Отрезание омелы от священного дуба на Новый год является обычаем, пришедшим от древних друидов языческой Британии. Христианская Британия остается в своей жизни столь же языческой, какой она и была всегда.

      Но имеется несколько причин, по которым Англия обязана включить Новый год в число христианских праздников. Поскольку 1 январяэто восьмой день после Рождества, то согласно светскому и церковному преданию он является праздником обрезания Христа, так же как шестью днями позже бывает праздник Крещения (Богоявления). И неопровержимым и всемирно известным является тот факт, что задолго до прихода трех зороастрийских магов, обрезания Христа и даже его рождения, 1 января было первым днем гражданского года римлян, и 2000 лет назад праздновалось так же, как и сейчас. Трудно понять смысл того, что христианство, которое использовало еврейские Писания и вместе с тем их странную хронологию, тем не менее признало непригодным использование еврейского Рош-ха-Шана (голова года¤) вместо языческого Нового года. Коль скоро первая глава Бытия в каждой стране по-прежнему начинается словами За 4004 года до Христа¤, одна лишь последовательность должна была бы требовать предпочтения талмудического календаря перед языческим римским. Все, по-видимому, побуждало Церковь сделать так. В бесспорной авторитетности откровения раввинистической традиции уверяет нас то, что именно в 1-й день месяца тишрей Господь Бог Израиля создал мир, ровно 5848 лет назад. Далее, существует другой исторический факт, а именно, что наш отец Адам подобным образом был сотворен в первую годовщину того же самого дня тишрей, то есть год спустя. Все это очень важно, в большой мере наводит на размышления, и наиболее выразительно подчеркивает нашу общеизвестную, вошедшую в поговорку, западную неблагодарность. Более того, если нам будет позволено сказать так, она опасна, ибо такой же самый первый день тишрея называется также Йом Хаддин¤, Судный День. Еврейский Эль-Шаддаи, Всемогущий, более активен, чем Отец¤ христианства. Последний будет судить нас только после конца света, в великий день, когда Агнцы и Козлищи будут стоять, и каждый из нихна предназначенной ему стороне, ожидая вечного блаженства или проклятия. Но Эль-Шаддаи, как нам разъяснили раввины, сидит на судейском кресле в каждую годовщину по сотворении мира, то есть в каждый новогодний день. Окруженный Своими Архангелами, Бог Милосердия открывает свои маленькие звездные книги, и имя каждого человека, мужчины, женщины и ребенка, зачитывается ему по этим записям, где представлены даже мельчайшие мысли и дела каждого человека (или это касается только евреев?). Если добрые дела превосходят дурные поступки, то смертный, чье имя зачитывается, переживет этот год. Господь карает за него одного или двух христианских фараонов и передает их в его руки. Но если плохие поступки перевешивают хорошие, то горе виновному; он немедленно осуждается на переживание наказания смертью в течение этого года и посылается в Шеол.

      Это могло бы означать, что евреи рассматривают подарок жизни как нечто поистине драгоценное. Христиане столь же сильно любят свою жизнь, как и евреи; и те и другие опасаются за свой ум перед лицом смерти. Почему должно быть именно такэто никогда не было выяснено. Поистине, кажется, что было бы плохим подарком Создателю предполагать, что никто из христиан не заботится особенно о том, чтобы встретиться лицом к лицу с Неизреченной Славой Отца¤. Дорогие, любимые дети!

      Один набожный католик уверял нас однажды, что это не так, и приписывал этот испуг почтительному благоговению. Более того, он пытался убедить своих слушателей, что святая инквизиция сжигает своих еретиков¤ из чистой христианской доброты. Он говорил, что таким образом она удаляет их с пути земного греха, ибо Мать-Церковь хорошо знает, что Бог-Отец больше бы заботился об этих сожженных жертвах, чем любой земной авторитет мог бы сделать это, пока они были сырыми¤ и живыми. Это может быть ошибочной оценкой ситуации, но тем не менее сам этот факт рассматривался в духе христианского милосердия.

      Мы слышали менее милосердную версию о действительной причине сожжения еретиков и всех, от кого Церковь решила избавиться; и при сравнении, эта причина окрашивает кальвинистскую доктрину о предопределении на вечное блаженство или проклятие в совершенно розовые тона. Говорят, основываясь на секретных записях, хранящихся в ватиканских архивах, что сожжение до последнего атома плоти, после раздробления всех костей на небольшие куски, совершалось с заранее определенной целью. Этой целью было недопущение участия врагов Церкви¤ даже в последнем акте мировой драмыв теологическом пониманиив Воскресении Мертвых¤, или всей плоти в великий Судный День. Так как Церковь должна противиться кремации в настоящее время, согласно тому же самому принципу, а именно, что кремированный усопший¤, пробуждаясь под звуки ангельских труб, окажется неспособным собрать разрозненные части своего тела, причина, даваемая autos da fe, кажется достаточно резонной и подходящей. Море откажется от мертвых, находящихся в нем, и смерть и ад выдадут своих мертвых (см. Откровение, xx, 13); но земному огню нельзя приписать подобную щедрость и нельзя заподозрить его в том, что он имеет те же свойства, что и ортодоксальный адский огонь. Кремация тела столь же хороша, как и аннигиляция, в отношении последующего возрождения после смерти. Если скрытый смысл инквизиторских autos da fe основывается на этом факте, а мы лично не питаем ни малейшего сомнения в этом, признавая авторитеты, от которых мы это узнали, тогда Святая инквизиция и Папы могли бы сказать очень немногое против протестантского учения о предопределении. Последнее, как это подтверждает Откровение, предоставляет некоторый шанс по крайней мере тем проклятым¤, которых ад освобождает в последний час, и кто может быть таким образом прощен. Но если все в природе происходит так, как уверяют в этом римские теологи, то бедные еретики¤ должны обнаружить себя в еще худшем положении, чем какие-либо другие проклятые¤. Естественный вопрос: кто из двоих, Бог кальвинистов или иезуиты Бога, впервые выдумав сожжение, ввергает остальных в утонченную и дьявольскую жестокость? Останется ли этот вопрос в 1890 году, sub judice, как это было в 1790?

 

 

      Но инквизиция, с ее столбами для сожжения, дыбами и дьявольскими пытками, отменена сегодня, к счастью, даже в Испании. Иначе эти строки никогда бы не были написаны; и наше Теософское Общество не имело бы в стране Торквемады, том древнем рае¤, где устраивались празднества по случаю сожжения людей, столь усердных и добрых теософов, как это имеет место сегодня. С НОВЫМ ГОДОМ их, так же как и всех наших братьев, разбросанных по всему земному шару. Но только мы, теософы, которых столь добродушно называют ~sevening lunatics~, предпочли бы иметь другой день для празднования нашего Нового года. Подобно Императору-отступнику, многие из нас все же имеют сильную и томительную любовь к поэтическим, блестящим богам Олимпа и решительно отказались бы от двуликого фессалоникийца. Первое число месяца Януария всегда было скорее посвящено Янусу, чем Юноне; и janua, означающее ворота, которые открывают год¤, сохраняет благо для каждого дня в январе. 3 января, например, было посвящено Минерве-Афине, богине мудрости, и Изиде, той, которая производит жизнь¤, древней покровительнице доброго города Лютеции. С тех пор матерь-Изида пала жертвой католической веры и цивилизации, и Лютеция вместе с ней. Обе они были обращены в Юлианское летоисчисление (наследие язычника Юлия Цезаря, использовавшееся христианством до XIII века). Изиду окрестили Женевьевой, и она стала канонизированной святой и мученицей, а Лютеция была названа Парижем просто ради перемены, сохраняя ту же самую покровительницу, но с добавлением фальшивого носа<<3>>. Сама жизньэто печальный маскарад, в котором в каждый момент совершается ужасный danse Macabre (танец трупов); почему же в таком случае не может быть позволено участвовать любому календарю или религии в этой пародии?

      Коротко говоря, теософам (и особенно эзотерическим теософам) следует выбрать день 4 января в качестве своего Нового года. Январь находится под знаком Козерога, таинственного Макара (Makara) индийских мистиковКумаров¤, который, как утверждается, воплощался в людей под десятым знаком Зодиака. Веками день 4 января посвящался Меркурию-Буде (Budha)<<4>>, или Тоту-Гермесу. Таким образом, все сходится к тому, чтобы сделать из него праздник для тех, кто изучает древнюю Мудрость. Называть ли его Budh или Budhi по его арийскому имени, Меркурием, сыном Целуса и Гекаты, или божественной (белой) и адской (черной) магии, согласно греческому, или опять-таки Гермесом или Тотом, по его греко-египетскому имени, этот день кажется в любом случае более подходящим для нас, чем 1 января, день Януса, двуликого бога времени¤servers. Он все же назван хорошо, поскольку его празднуют все политические оппортунисты во всем мире.

      Бедный старый Янус! Какими же растерянными должны выглядеть оба его лица при последнем ударе часов в полночь 31 декабря! Нам кажется, что мы видим эти античные лица. Одно из них обращено с сожалением в Прошлое, в быстро разрастающемся тумане которого исчезает умершее тело 1889 года. Скорбные глаза Бога с тоской провожают главные события минувшего года: разрушающаяся Эйфелева башня; крушение монотонных¤, как десятый мул¤ Марка Твена, аллитераций Парнель-Пигота; различные отречения, снятия с должности и самоубийства в королевской семье; Хиджра аристократических Мухаммедов, и тому подобные капризы и фиаско цивилизации. Это лицо ЯнусаПрошлое. Другое же, лицо Будущего, пытливо обращено в иную сторону и вглядывается в самую глубь чрева Будущности; безнадежная пустота в широко открытых глазах обнаруживает неведение Бога. Нет; ни два лика, ни даже появляющиеся время от времени четыре головы Януса и их восемь глаз неспособны пронзить толщу покровов, окутывающих кармические тайны, которыми чреват Новый год с самого момента своего рождения. Чем одаришь ты мир, О фатальный 1890 год, с твоими цифрами между единицей и нулем, или, символически, между живущим человеком erect (прямоходящим), воплощением греховных злодеяний, и материальной вселенной<<5>>! Инфлюэнца¤, которая уже есть в твоем кармане, выглядывает так, что люди уже видят ее. О людях, погибающих ежедневно на улицах Лондона из-за того, что они спотыкаются об электрические провода нового безумства освещения¤, мы уже предупреждены новостями из Америки. Не видишь ли ты, О Янус, сидящий подобно сестре Анне¤ на парапете, разделяющем два года, маленького Давида, убивающего гигантского Голиафа, маленькую Португалию, убивающую великую Британию, или ее престиж, по крайней мере, в выжженных солнцем землях тропической Африки? Или это некий индийский шудра, которому помог один буддийский бонза из Небесной Империи, заставил тебя хмуро сдвинуть твои брови? Не приходят ли они затем, чтобы обратить две трети англиканских священников и заставить их поклоняться лазурному Кришне и Будде с ушами, свисающими подобно слоновым, который сидит скрестив ноги и столь ласково улыбается на похожем на капусту лотосе? Ибо это и есть теософские идеалыдаже сама Теософия, божественная Мудрость, искаженные в наиболее грубо материалистическом, все-очеловечивающем разуме среднего британского обывателя. Сколь невыразимы те ужасы, которые откроешь ты, О 1890 год, перед глазами мира? Будет ли он, одетый в броню и с усмешкой встречающий каждую жизненную трагедию, смеяться тогда, когда Янус, называемый также Janitor, страж Небес, поскольку он имеет ключ в своей правой руке, эту функцию он выполнял много веков, пока не превратился в Святого Петра, использует этот ключ? Только тогда, когда он откроет одну за другой дверь в каждый из 365 дней (настоящие Тайные комнаты Синего Бороды¤), которые должны стать твоим будущим исходом, о таинственный странник, только тогда народы смогут решить, был ли ты Счастливым¤ или Nefast Годом.

      Тем временем, пусть каждый народ, как и каждый читатель, поспешат с вопросами к своим соответствующим богам, если они могут научить их секретам Будущего. Таким образом, американец, подобно Никодемусу, может пойти к одному из трех своих живых и действующих воплощенных Христов, каждый из которых называет себя Иисусом, ныне процветающих под усыпанным звездами знаменем Свободы. Спиритуалист волен посоветоваться со своим любимым медиумом, который может пробудить Саула или вызвать дух Деборы для пользы и для информирования своего клиента. Спортсмен может направить свои шаги к таинственному жилищу жокея своего соперника, а средний политик посоветоваться с тайной полицией, профессиональным хиромантом, астрологом, и т.д., и т.д. Что же касается нас самих, то мы верим в числа и только в то лицо Януса, которое называется Прошлым. Ибознает ли сам Янус будущее?или

 

√...быть может, не знает он сам.

 

 

<<1>> Как это показано масоном-оккультистом Рэгоном, гностический огдод имел восемь звезд, представляющих восемь самофракийских кабиров, восемь принципов египтян и финикийцев, восемь богов у ксенократов, восемь углов кубического камня.

<<2>> Причина этого связана с тем, что в соответствии с пифагорейцам, каждый из трех элементов, составляющих наше тело, является триадой: вода, содержащая землю и огонь, земля, содержащая водяные и огненные частицы, и огонь, будучи смешанным с водяными каплями и земными частицами, служащими ему пищей. Отсюда имя, данное материидевятиугольная оболочка¤.

<<3>> Таким образом, этот праздник остается неизменным, так как покровительница Лютеции = Парижа, и по сей день Изиде оказывают религиозные почести в каждой парижской и латинской церкви.

<<4>> 4 января было посвящено Меркурию, из которого греки сделали Гермеса, и римские католики включили Св. Гермеса в свой календарь. Подобным же образом, 9-й день того же месяца всегда праздновался язычниками как день побеждающего солнца¤, и римские католики трансформировали это имя собственное, сделав из него Св. Никанора (от греческого nican, побеждать), которому они поклоняются 10 января.

<<5>> Лишь когда нуль или ничто стоит самостоятельно, и ему не предшествует какая-либо другая цифра, он становится символом бесконечного Космоса иабсолютного Божества.

 

√Люцифер¤, январь 1890 г.


Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru


      Rambler's Top100