Библиотека svitk.ru - саморазвитие, эзотерика, оккультизм, магия, мистика, религия, философия, экзотерика, непознанное – Всё эти книги можно читать, скачать бесплатно
Главная Книги список категорий
Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск

|| Объединенный список (А-Я) || А || Б || В || Г || Д || Е || Ж || З || И || Й || К || Л || М || Н || О || П || Р || С || Т || У || Ф || Х || Ц || Ч || Ш || Щ || Ы || Э || Ю || Я ||

Блаватская Елена

Ламы и друзы



      Последняя работа м-ра Л. Олифанта Страна Гилеад привлекает весьма значительное внимание. Сообщения о ней появились уже некоторое время назад, но мы были вынуждены оставить этот вопрос в стороне до настоящего момента из-за недостатка места. Теперь же мы должны будем сказать кое-что, не о самой работе, да и едва ли мы могли бы отдать всю дань справедливости этому даровитому автору, но о том, что он сообщает относительно друзов, этих мистиков с горы Ливан, о которых известно столь немногое. Быть может, нам удастся пролить новый свет на этот вопрос.

      Друз, полагает м-р Олифант, имеет прочное убеждение, что приближается конец света. Недавние события столь сильно совпали с таинственными пророчествами священных книг, что он ожидает скорого воскресения Эль Хакема, основателя и божественного героя их секты. Для того, чтобы понять это, необходимо вспомнить о связи между китайской теологией и теологией друзов. Предполагается, что души всех благочестивых друзов должны собраться в большом количестве в некоторых городах на западе Китая. Конец света будет возвещен приближением могущественной армии с Востока против соперничающих христианства и ислама. Эта армия будет находиться под предводительством Универсального Разума и будет состоять из миллионов китайских унитариев. Христиане и мусульмане подчинятся им и выступят перед ними в Мекку. Тогда появится Эль Хакем; по его команде Кааба будет разрушена небесным огнем и произойдет воскресение мертвых. В том, что ныне Россия вступила в столкновение с Китаем, друзы видят осуществление своих священных пророчеств и с нетерпением ожидают Армагеддона, в котором, как он верят, им суждено сыграть некую важную роль. (Pioneer)

      По нашему мнению, м-р Лоуренс Олифант является одним из лучших английских писателей. Он также ближе знаком с внутренней жизнью Востока, чем большинство писателей и путешественников, которые писали на эту тему, не исключая даже Кэптайна и г-жи Бартон. Но даже его тонкий и наблюдательный разум едва ли смог проникнуть в глубочайшие тайны верований друзов. Для начала: Эль Хакем не является основателем их секты. Их ритуалы и верования никогда не были открыты ни для кого, кроме принятых в их братство. Их происхождение практически неизвестно. Можно сказать несколько слов об их внешней религии, точнее о том, что становится известно о ней. Полагают, что друзы представляют собой результат смешения курдов, марди-арабов и некоторых других полу-цивилизованных племен. Мы же робко заявляем, что они являются потомками и результатом смешения ~всех наций~-мистиков, которые, перед лицом жестокого и безжалостного преследования ортодоксальной христианской церковью и ортодоксальным исламизмом, собирались вместе с самого начала распространения мусульманства и постепенно создали свои постоянные поселения в укреплениях Сирии и горы Ливан, где они сперва искали себе убежища. С тех пор они хранили полное молчание о своих верованиях и поистине оккультных ритуалах. Позднее, их воинственный характер, исключительная храбрость и единство целей вынудили равным образом и мусульман, и христиан, пребывать в страхе перед ними, и помогли им образовать независимую общину или, как мы называем это, imperium in imperio (государство в государстве). Они это сикхи Малой Азии, и их государственное устройство сходно во многих отношениях с былым содружеством последователей Гуру Нанака приближаясь даже к их мистицизму и безграничной храбрости. Но оба эти сообщества еще теснее связаны с третьим, и еще более таинственным союзом единоверцев, о котором ничего, или почти ничего неизвестно посторонним: мы имеем ввиду братство тибетских ламаистов, известное как братство Khe-lang, которое лишь в очень слабой степени поддерживает общение с остальными. Даже Чома де Кереш, который провел у лам несколько лет, вряд ли узнал о религии ~чакравартинов~ (вращающих колесо) больше, чем то, что они позволили ему узнать о своих экзотерических ритуалах, а о Khelangs он не узнал совершенно ничего.

      Покров тайны, который навис над писаниями и религией друзов намного плотнее и менее проницаем, чем та тайна, которая связана с учениками Амритсары и Лахора, ~грантха~ которых хорошо известна и много раз была переведена на европейские языки. Никто из европейских ученых никогда не видел предполагаемых сорока пяти священных книг <<1>> ливанских мистиков, не говоря уж о том, чтобы изучить их. Многие манускрипты никогда не покидали подземных Holoweys (мест для религиозных собраний), которые неизменно строились под помещениями для встреч на поверхности земли, а публичные собрания друзов по четвергам являются просто ширмой, предназначенной для слишком любопытных путешественников.

      Поистине странна эта секта учеников Хамсы, как они сами себя называют. Их ~Окхал~, или духовный учитель, кроме того, что он должен защищать подобно сикхскому ~Акали~, видимое место для поклонения, которое представляет собой просто большую, необорудованную комнату, является также хранителем мистического Храма и мудрым человеком, или ~посвященным~ в их мистерии, что подразумевает само их название ~Окхал~: ~Акл~ в арабском языке означает разум или мудрость. Неправильно называть их друзами, так как они расценивают это как оскорбление; они и в самом деле являются не последователями ~Дарузи~, еретического ученика Хамсы, но истинными учениками последнего. Происхождение этого человека, появившегося среди них в одиннадцатом веке, который пришел из Центральной Азии, и секретным, или тайным именем которого было Эль-Хамма, совершенно неизвестно нашим европейским ученым. Его духовными титулами были: Источник Всего, или Разум, Океан Света и Абсолютный или Божественный Ум. Короче, они были повторением титулов Далай-ламы, которого называют Путем к Океану,<<2>> что означает Путь или Дорогу к Океану Света (Ума), и Божественную Мудрость оба эти титула идентичны. Любопытно, что еврейское слово ~Ламад~ также означает Бог-учитель.

      Один английский ориенталист недавно обнаружил, что религия Нанака содержала в себе многое от буддизма (Статья Diwali в Calcutta Review). Это довольно естественно, поскольку Индийская империя это страна будд и бодхисаттв. Но то, что религия друзов, в географическом и этнографическом отношении отделенных от индусов непреодолимой пропастью, должна бы быть такой же, это гораздо более непостижимо и странно. И все же это факт. Они в большей степени ламаисты по своим верованиям и некоторым ритуалам, чем любой другой народ на нашей земле. Этот факт может опровергаться лишь по той причине, что Европе не известно практически ничего о них обоих. Их государственное устройство считается феодальным и патриархальным, в то время как оно столь же теократично, как и система правления в ламаизме, или, как это обычно бывает у сикхов. Таинственный образ божества появляется в Хамсе, чей дух, как говорят, руководит ими, и периодически перевоплощается в личности главного Окхала друзов, как это происходит и у Гуру-Царя у сикхов, некоторые из которых, подобно Гуру Говинде, провозглашали себя перевоплощениями Нанака, в то время как Далай-ламы Тибета заявляют о себе как о перевоплощениях Будды. Между тем, последние свободно называются ~Шаберонами~ и ~Хубилганами~ (оба являются различными степенями перевоплощений не Будды, ЧЕЛОВЕКА, но его буддо-подобного божественного духа) аббатом Хуком и другими безо всякого разбора в названиях: Эль Хамма, или Х'амса пришли из Страны Слова Божия. Где была эта страна? Сведенборг, северный пророк, советовал своим ученикам искать ПОТЕРЯННОЕ СЛОВО среди жрецов у татар, в Тибете и Китае. Мы могли бы добавить к этому немного поясняющих и дополняющих фактов. Лхаса (Ll'hassa), теократическая столица Тибета, обычно переводится как Божественная страна, и это, так сказать, единственный английский эквивалент, который мы можем найти.<<3>> Хотя и отделенный горной цепью Каракорума и малым Тибетом, великий Тибет находится на том же самом Азиатском плато, на котором расположено Памирское плоскогорье,<<4>> которое рассматривается нашими библейскими учеными как колыбель человеческой расы, место рождения мифического Адама. Слово Тибет, или Ti-Boutta, этимологически даст нам слова Ти, что является эквивалентом слова Бог в китайском языке, и Буддха, или мудрость: тогда эта страна будет страной мудрости-божества, или страной воплощенной мудрости. Ее также называют Bod-Jid. Слова Джид и Джод это синонимы апокалиптических и фаллических имен божества ЙОД является еврейским именем Бога. Г. Хиггинс показывает в своей книге Кельтские друиды, что уэльские друиды изменили имя Бод-Джид на Будд-уд, которое также означало у них Мудрость Джид, или того, кого ныне люди именуют богом.<<5>>

      Религия друзов это, так сказать, сочетание иудаизма, мусульманства и христианства с сильной примесью гностицизма и персидской магической системы. Если бы люди называли бы вещи своими именами, принося все свое самомнение в жертву истине, они могли бы иначе смотреть на различные вещи. Они могли бы, например, сказать, что мусульманство является смесью учения халдеев, христианства и иудаизма; христианство смесью иудаизма, гностицизма и язычества; и иудаизм это в полной мере египетско-халдейский каббализм, замаскированный вымышленными именами и историями и приспособленный для разнообразных мелочей действительной истории еврейского народа. И тогда религиозная система друзов могла бы быть названа одним из последних реликтов древней Религии Мудрости. Она целиком основана на том элементе практического мистицизма, различные ветви которого обнаруживают время от времени свое присутствие. Они проходят под непопулярными названиями каббализма, теософии и оккультизма. За исключением христианства, которое, из-за той важности, которую оно придает главной подпорке своего учения о спасении (мы имеем ввиду Сатану), должно было предать анафеме практику теургии, каждая религия, включая иудаизм и мусульманство, поощряет вышеназванные ветви мистицизма. Цивилизация затронула своей материалистической все-уравнивающей и все-разрушающей рукой даже Турцию и Индию, и посреди шума и хаоса рушащихся вер и древних наук, вскоре исчезнет всякое воспоминание об архаической истине. Стало популярным и модным осуждать старые и ветхие ~суеверия~ наших предков, поистине, даже среди самых естественных союзников изучающих теургию или оккультизм, спиритуалистов. Среди многих верований и убеждений, стремящихся следовать циклическому потоку и помочь ему самому смыть и уничтожить знание древности, и удивительным образом не видящих того факта, что та же самая могучая волна материализма и современной науки уничтожит также и их собственные основания, единственными религиями, которые продолжали столь же живо воспринимать эти забытые истины древних, как и всегда, являются те, которые с самого начала держались в стороне от остальных. Друзы, которые внешне смешались как с мусульманами, так и с христианами, и даже всегда были готовы читать Коран наравне с Евангелиями на своих публичных собраниях по четвергам, никогда не позволяли непосвященному чужеземцу проникнуть в тайны их собственных учений. Один лишь ум <<6>> общается с душой (которая у них смертна, хотя они и переживает тело), дарующая жизнь и божественная искра Высшей Мудрости, или Ти-меами, говорят они, но это должно быть сокрыто от всех, кто не верит в Хамсу. Задачей души является поиск мудрости, а сущность земной мудрости это познание Универсальной Мудрости, или Бога, как называют этот принцип приверженцы других религий. Таково же и учение буддистов и ламаистов, которые говорят Будда там, где друзы говорят Мудрость, одно слово является переводом второго. Несмотря на всю внешнюю адаптацию религиозных обрядов мусульман, на свою готовность обучать своих детей в христианских школах, использование ими арабского языка и их свободное общение с чужеземцами, друзы остаются даже более своеобразным народом, чем евреи, говорит автор. Они очень редко, если вообще когда-либо, переходят в другую веру, они заключают браки только внутри своего народа, и очень упорно придерживаются своих традиций, ~опрокидывая любые попытки раскрыть их свято хранимые тайны~. И все же они не фанатичны и не хотят никого обращать в свою веру.

      В своем Путешествии через Татарию, Тибет и Китай Хук с большим удивлением говорит об исключительной терпимости и даже видимом уважении, которое проявляют тибетцы к другим религиям. Великий лама, или живой Будда, как он называет его, которого два миссионера встретили в Choang-Long около Гумбума, определенно превзошел их в воспитанности, так же как и в такте и уважении к их чувствам. Однако, два француза не поняли и не оценили этот поступок, поскольку они были по-видимому полны гордости за то оскорбление, которое они нанесли ~хубилгану~. Мы ожидали его... сидя на кане [kang, печь-лежанка]... и ~нарочно не встали, чтобы встретить его~, но просто слегка поклонились ему, хвастается Хук (том 2, стр. 35-36). Хотя великий лама не проявил смущения видя, что они так намеренно отказались от его приглашения садиться, он лишь удивленно смотрел на них, насколько он мог бы быть удивлен. Его внимание привлек их требник, и он попросил позволения рассмотреть его, а затем, поднеся его торжественно к своему лбу, он сказал: Это ~ваша~ молитвенная книга; вы должны всегда чтить и уважать молитвы других людей. Это было хорошим уроком, и все же они не поняли его. Хотели бы мы увидеть такого христианского миссионера, который почтительно подносит к своему лбу ~Веды~, ~Трипитаку~ или ~Грантху~, и публично оказывает почтение молитвам других народов! В то время как тибетский дикарь, языческий хубилган был полон любезности и вежливости, два французских ламы Иеговы, как называет себя и своего спутника аббат Хук, вели себя подобно двум необразованным уличным хулиганам. И подумать только, они еще гордятся этим в печати!

      Ламаисты не в большей степени, чем друзы, озабочены прозелитизмом. У обоих народов есть свои школы магии в Тибете они находятся в некоторых ~la-khang~ (ламаистских монастырях), а у друзов в тщательно охраняемых криптах посвящения, так что никакой чужеземец даже не допускается внутрь зданий. Так же, как тибетские ~хубилганы~ являются воплощениями духа Будды, так и друзские ~окхалы~, которые ошибочно называются некоторыми авторами спиритуалистами, это воплощения Х'амсы. Оба народа имеют упорядоченную систему паролей и знаков для распознавания среди неофитов, и мы знаем, что они практически одинаковы, поскольку они частично применяются и у теософов.

      В мистической системе друзов есть пять посланников или толкователей Слова Высшей Мудрости, которые занимают то же самое положение, что и пять верховных бодхисаттв, или хубилганов в Тибете, каждый из которых является физическим храмом духа одного из пяти Будд. Посмотрим, что можно узнать об этих двух классах. Имена пяти главных посланников у друзов, или скорее их титулы, так как эти имена являются родовыми в друзской и тибетской иерархиях, и титул передается после смерти каждого из них к его наследнику, таковы:

      (1).<<7>> ~Х'амса~, или Эль Хамма (духовная мудрость), которого рассматривают как Мессию, через которого говорит Воплощенная Мудрость.

      (2). ~Исмаил~ Ти-меами (универсальная душа). Он готовит друзов к получению мудрости перед их посвящением.

      (3). ~Мохаммед~ (Слово). Его обязанность состоит в наблюдении за поведением и нуждами братьев; это своего рода епископ.

      (4). ~Се-лама~ (Предшествующий), называемый Правым Крылом.

      (5). ~Мокшатана Бохаэддин~ (Последующий), именуемый Левым Крылом.

      Двое последних являются посланниками между Х'амсой и Братством. Над этими ~живыми посредниками, которые всегда остаются неизвестными для всех, кроме верховных окхалов~, находятся десять посвященных Высшей Мудрости, последний из которых должен вернуться в конце цикла, который уже близится, хотя никто, кроме Эль Хаммы, не знает его дня, этот последний посланник, согласно циклическому повторению событий, есть также первый, кто пришел с Х'амсой, а следовательно, Бохаэддин. Имена друзских посвященных таковы: Али Аллал, который появился в Индии (мы полагаем, это Кабир); Албар, в Персии; Алйа (Alya), в Йемене; Моилл и Кахим, в Восточной Африке; Моесса и Хад-ди, в Центральной Азии; Албоу и Манссур, в Китае; и Буддеа, то есть, Бохаэддин <<8>> в Татарии, откуда он пришел и куда он вернется. Некоторые говорят, что этот последний был на земле ~двуполым~. Войдя в Эль-Хакима халифа, злобного чудовища, он вынудил его покончить с собой, и затем послал Х'амсу, чтобы учить и основать братство в Ливане. Эль-Хаким здесь всего лишь маска, ибо они ожидают именно Буддеа, то есть, Бохаэддина.<<9>>

      А теперь о ламаистской иерархии. Существует также пять живых, или воплощенных Будд, главный из которых Далай, или скорее Талай Лама, от ~Tale~, океан или море; его называют океаном мудрости. Над ним, как и над Х'амсой, находится лишь ВЫСШАЯ МУДРОСТЬ, абстрактный принцип, из которого изошли пять Будд, включая и Будду Майтрейю (последний бодхисаттва, или Вишну в Каланки аватаре), десятый посланник, ожидаемый на земле. Но это будет Единая Мудрость, и она воплотится во все человечество в целом, а не в некую отдельную личность. Но об этой тайне сейчас нельзя сказать большего.

      Эти пять хубилганов располагаются в следующем порядке:

      (1) Талай-Лама, в Лхассе воплощение духовной пассивной мудрости которая исходит от Гаутамы, или Сиддхартхи Будды, или Фо.

      (2). Bande-cha-an Rem-boo-tchi, в Djashi-Loombo (Панчен Ринпоче в Таши-Лхунпо). Он является ~активной~ земной мудростью.

      (3). Sa-Dcha-Fo, или Глашатай Будды, иначе говоря, слово в Ssamboo.

      (4). Khi-sson-Tamba Предтеча (Будды) у Великого Kooren.

      (5). Tchang-Zya-Fo-Lang, в алтайских горах. Его называют Наследником (Будды).

      Шабероны находятся одной ступенью ниже. Они, подобно главным окхалам друзов, являются ~посвященными~ великой мудрости буддийской эзотерической религии. Этот двойной список Пяти показывает большое сходство по крайней мере между строением двух систем. Читатель должен держать в уме, что они получили свое нынешнее ~видимое~ состояние примерно в одно и то же время. Современный ламаизм в период с девятого по пятнадцатый век развил свой ритуал и народную религию, которая столь слепо служит хубилганам и шаберонам, даже вопреки любознательности среднего китайца или тибетца. В одиннадцатом веке Х'амса основал Братство Ливана; и до сих пор никто не проник в его тайны!

      В высшей степени странно то, что и ламы, и друзы, обладали одинаковой мистической статистикой. Они считают количество людей в человечестве как 1 332 миллиона. Они говорят, что когда добро и зло придут в равновесие на весах человеческих деяний (ныне зло сильно перевешивает), тогда дыхание Мудрости в одно мгновение уничтожит 666 миллионов людей. В оставшиеся 666 миллионов людей воплотится Высшая Мудрость.<<10>> Это могло иметь, и вероятно имеет некое аллегорическое значение. Но какое это могло бы иметь отношение к числу великого Зверя в Откровении Св. Иоанна?

      Если бы было больше, чем сейчас, известно о религиях Тибета и друзов, тогда ученые увидели бы, что существует много большее сходство между туранскими ламаистами и семитскими эль-хаммитами, или друзами, чем это когда-либо предполагалось. Но когда бы писатели ни говорили об одной или другой из них, все это является тайной, догадкой и просто предположением. То немногое, что стало известно об их верованиях, обычно столь искажается предубеждением и невежеством, что никакой ученый лама или друз никогда не смог бы распознать и проблеска сходства со своей верой в этих спекулятивных фантазиях. Даже глубокое и многозначительное заключение, к которому приходит м-р Хиггинс (Кельтские друиды, часть 1, 101), сколь бы оно не было правдиво, все же лишь наполовину правда. Очевидно, пишет он, что существовала ~тайная наука~, которой обладали кое-где (древние), и которая должна была сохраняться посредством торжественной клятвы... и я не могу сомневаться в том, что ~все еще существует тайная доктрина~, известная лишь в глубоком уединении тибетских крипт...

      Но закончим с друзами: так как ~Селама~ и ~Бохаэддин~ два имени, которые очень сильно напоминают слова лама и будда, это единственные, кто был посвящен в тайну убежища Х'амсы и имели возможность советоваться со своим учителем, они передают время от времени его указания и приказы Братству, поэтому и по сей день окхалы этого имени совершают каждый ~седьмой~ год путешествуя через Бассору и Персию в Татарию и Тибет, на самый восток Китая, и возвращаются по истечение одиннадцатого года, принося с собой новые распоряжения Эль Хамма. И лишь в прошлом году, ожидая войны между Китаем и Россией, друзский посланник прошел через Бомбей на своем пути в Тибет и Татарию. Это могло бы объяснить суеверное убеждение, что души всех благочестивых друзов, как полагают, должны собираться в больших количествах в некоторых городах Китая. Около плато Памира, говорят они вместе с библейскими учеными, помещается колыбель человеческой расы: но это колыбель лишь ~посвященного~ человечества; тех, кто с самого начала вкусил от плода познания, и в Тибете, Монголии, Татарии, Китае и Индии, где также души их благочестивых и посвященных братьев перерождаются и вновь становятся сынами Бога. То, что означает этот язык, должен знать каждый теософ. Они лишают доверия басню про Адама и Еву и говорят, что первыми, кто вкусил от запретного плода и таким образом стал Элохим, были Енох, или Гермес (предполагаемый отец масонства), и Сет, или Сат-ан, отец тайной мудрости и учения, местопребыванием которого является ныне планета Меркурий,<<11>> и кого христиане по своей доброте превратили в главного дьявола, падшего ангела. Их носитель зла это абстрактный принцип, называемый Соперником.

      Миллионы китайских унитариев могут с той же легкостью означать тибетских лам, индусов и других людей Востока, как и китайцев. Это правда, что друзы верят и ожидают дня своего воскресения в Армагеддоне, название которого, однако, они произносят другим образом. Так как такая фраза имеет место в Апокалипсисе, то некоторым может казаться, что они взяли это представление из Откровения Св. Иоанна. Однако, ничего подобного. Это день, когда, согласно учению друзов будет завершен великий духовный план тела мудрецов и правоверных будут поглощены абсолютной сущностью и преобразованы из множества в ЕДИНОЕ. Это в точности буддийская идея о нирване и представление о конечном погружении в Парабрахм у ведантистов. Из-за своего персидского магизма и гностицизма, они рассматривают Св. Иоанна как Оаннеса, человека-рыбу халдеев, а следовательно связывают свою веру сразу и с индийским Вишну, и с ламаистской символогией. Их Армагеддон это просто Рамдагон,<<12>> и вот как это объясняется.

      Христиане истолковывают эту фразу в Откровении не с большим успехом, чем и другие отрывки, в то время как даже евреи-некаббалисты кое-что знают о ее истинном значении. Армагеддон ошибочно принимают за географическую местность, а именно, за возвышенное плато Ездраэлон, или ~Ар-магеддон~, гору Мегиддо, где Гедеон одержал победу над Мадеанитянами.<<13>> Это ошибочное представление, потому что это название в Откровении относится к мифическому месту, упоминаемому в одной из наиболее древних традиций языческого Востока, особенно среди туранских и семитских народов. Это просто вид искупительного Элизиума (рая), в котором собираются духи умерших в ожидании дня последнего суда. То, что это так, доказывает стих из Откровения: И он собрал их на место, называемое... Армагеддон (XVI, 16), когда Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух. Друзы произносят название этой таинственной местности, как Рамдагон. Весьма вероятно, что это слово является анаграммой, как это показано автором Комментария к Апокалипсису. Оно значит Рама-Дагон,<<14>> причем первое слово обозначает Солнечного Бога с таким именем, а второе Дагона, или Святую Мудрость у халдеев, воплощенную в из Посланнике, Оаннесе Человеке-Рыбе, и низошедшую на Сынов Бога, или посвященных во всех странах; короче говоря, тех, посредством которых Божественная Мудрость время от времени открывает себя миру.

 

<<1>> Сочинение, подаренное французскому королю Наср-Аллахом как часть Писаний друзов и переведенное Petis de la Croix в 1701 году, это явная подделка. Ни одна из копий, содержащихся в Бодлеанской, Венской или Ватиканской библиотеках, не является подлинной, и кроме того все они представляют собой копии друг друга. Велико было всегда любопытство путешественников, и еще большими усилия упрямых и назойливых миссионеров проникнуть за покров друзского культа, но все они окончились безрезультатно. Сохранять строжайшую тайну о природе своих верований, странных ритуалов, совершаемых в подземных ~Holoweys~ и о содержимом своих канонических книг, приказали своим последователям Х'амса и Бохаэддин, их вождь и первый ученик последнего.

<<2>> Слово лама означает путь или дорогу на простонародном тибетском языке, но в своем фигуральном смысле оно несет в себе значение ~пути~, как пути к мудрости или спасению. Довольно странно, что оно также означает крест. Это римская цифра Х, или десять, символ ~совершенства~ или совершенное число, и оно означает десять у египтян, китайцев, финикийцев, римлян и т.д. Оно обнаруживается также и в светских календарях мексиканцев. Татары называют его ~лама~, от скифо-туранского слова ~lamh~, рука (по числу пальцев на обеих руках), и оно синонимично с ~Jod~ халдеев, и таким образом становится ~названием креста~ верховного жреца татар и ламаистского Посланника Бога, говорит автор Книги Бога, Комментарии на Апокалипсис. У ирландцев ~луам~ означает ~главу церкви~, духовного лидера.

<<3>> И это также самый неудовлетворительный термин, так как у ламаистов нет концепции антропоморфного божества, которую представляет английское слово Бог. Фо, или Будда (последнее имя совершенно неизвестно обычным людям) это их эквивалент для выражения вездесущего, высшего Добра, или Мудрости, от которой все происходит, как свет от солнца, причина, которая является не персональным, но просто Абстрактным Принципом. И это именно то, что из-за отсутствия лучшего слова, мы должны называть во всех наших теософских работах богоподобным и божественным.

<<4>> В Центральной Азии есть несколько Памиров. Существует Аличурский Памир, лежащий севернее великого Памира с озером Виктория (Зор-Куль) неподалеку, Taghdumbast Памира и малого Памира, самого южного; восточнее другие хребты Памира разделены ущельем Мустаг и Малым Гуньялом. Мы хотели бы знать, на каком же из них должны мы искать сады Эдема?

<<5>> Название святилища на иврите ~Теба~, ~Ти-боутта~ и ~Тебет~, также колыбель человеческой расы. Слово ~Thebeth~ означает ящик ковчег Ноя и плавающую колыбель Моисея.

<<6>> Друзы выделяют три принципа в человеке: тело, душу и ум Божественную Искру, которую теософы называют духом.

<<7>> Весьма любопытно, что друзы отождествляют своего Х'амсу с Хемсой, дядей пророка Магомета, который, как они говорят, устав от мира и его обманчивых искушений, притворился умершим во время битвы Dhod в 625 г. и удалился в цитадели великой горы в Центральной Азии, где и стал святым. Он ~никогда~ не умирал духовно. Когда он появился среди них через несколько сотен лет, он пребывал в своем втором духовном теле, и когда их Мессия исчез, основав братство, лишь ~Се-лама~ и ~Бохаэддин~ знали о месте уединения своего Учителя. Только им было известно о тех телах, в которых он пребывал, последовательно перевоплощаясь, так как ему не было позволено умереть до возвращения ~Высшего Посланника~, последнего или одного из десяти аватар. Он один, ныне невидимый и ожидаемый, стоит выше Х'амсы. Но это не Эль-Хаким, как это ошибочно полагают, не фатимитский Халиф с дурной репутацией.

<<8>> Одним из имен Минервы, богини мудрости, было ~Будеа~.

<<9>> В системе друзов нет места для личного божества, хотя некоторая часть божественной безличной и абстрактной мудрости и воплощается в смертного человека. Божественный принцип у них является сущностью жизни, Всего, и столь же безличным, как и Парабрахм ведантистов или нирваническое состояние буддистов, вечно невидимым, всепроникающим и непостижимым, что его нельзя познать лишь посредством случайных воплощений его духа в человеческой форме. Эти описанные выше десять воплощений, или человеческих аватар, называются Храмами Ти-меам (Универсального Духа).

<<10>> У индусов есть подобное верование. В Дева-Юге все они будут девами или богами. См. Лам-рим чен-мо, или Великий Путь к Пробуждению, сочинение пятнадцатого века. Автор этой книги великий реформатор ламаизма, знаменитый Цзонкапа, из волос которого выросло знаменитое Дерево Букв в Гумбуме, дерево, все листья которого, согласно традиции, покрыты священными тибетскими надписями. Это дерево видел около сорока лет назад аббат Хук, а в прошлом году венгерский путешественник граф Szitcheny, который, однако, принес свои извинения, что он ~не смог~ из-за своего физического окружения, унести его ветку, как он собирался это сделать.

<<11>> Будда сын Майи и, (согласно брахманическому толкованию) Вишну; Майя это мать Меркурия и Юпитера. Будда означает мудрец, и Меркурий это бог Мудрости (Гермес); планета, посвященная Гаутаме Будде это Меркурий. Венера и Изида покровительствовали мореплаванию, как и Мэри или Мария, Мадонна сегодня. Разве не последняя воспевается сегодня Церковью:

 

      Ave Maris Stella...

      Dei Mater Alma или

        Здравствуй, Звезда Моря,

        Матерь Божья,є

 

и отождествляется таким образом с Венерой?

<<12>> ~Рама~ солнечной расы является воплощением Вишну, Солнечного Бога. В виде Махха (Machha), или первого аватара, ради спасения человечества от полного уничтожения (см. Вишна Пурану), этот бог появился в виде гигантской рыбы с огромным рогом перед царем Сатьявратой и семью мудрецами, которые были его спутниками на корабле, предназначенном для спасения от Всеобщего Потопа. Хари приказал царю привязать судно к этому рогу при помощи змеи (символа вечности), а не веревки. Талай-Лама, кроме названия океан, также именуется ~Sarou~, что на тибетском языке означает единорог, или однорогий. Он одевает в качестве головного убора знаменитый рог, который завершается Yung-dang, или мистическим крестом, ~свастикой~ индусов и джайнов. Рыба и море, или ~вода~ это наиболее архаические символы мессий, или воплощений божественной мудрости, у всех древних народов. Рыбы играли большую роль в изображениях на старых христианских медалях; и в римских катакомбах мистический крест, или якорь, находится между двумя рыбами, которые поддерживают его. Dagh-dae это имя матери Заратустры, означающее божественную рыбу или святую мудрость. Движущийся по воде, будем ли мы называть ли мы его Нараян, или Абатур (Высший отец и Ветхий Днями в каббале), или Святой Дух, это одно и то же. Согласно ~Кодексу Назореев~, каббале и Книге Бытия, Святой Дух, двигаясь по воде, отразился в ней и был рожден Адам Кадмон. ~Mare~ это море в латыни. Вода связана с любым вероучением. И Мария, и Венера являются покровительницами моря и моряков, и обе они матери бога Любви, божественной или земной. Мать Иисуса называется Марией или Мариах это слово в иврите означает ~зеркало~, то есть то, в чем мы видим не действительность, а лишь отражение; за 600 лет до христианства жила ~Майя~, мать Будды, имя которой означало ~иллюзию~, то есть абсолютно то же самое. Другое любопытное совпадение наблюдается при выборе нового Далай Ламы в Тибете. Новое воплощение Будды удостоверяется посредством гадания на трех золотых рыбках. Закрыв себя в Будда-Ла (храме), хубилганы помещают трех рыбок в один сосуд, и на одной из них, этих древних символов мудрости, вскоре появляется имя ребенка, в которого предположительно переместилась душа покойного Талай-Ламы.

<<13>> И это не долина Мегеддо, ибо такая долина вообще неизвестна. И библейские идеи д-ра Робинсона это не более, чем гипотезы.

<<14>> ~Рам~ это также чрево и долина, а в тибетском языке козел. Даг это рыба, от Дагона, человека-рыбы, или совершенной мудрости.

 

Теософист, июнь 1881 г.

Подборка фотографий: ЯГОДКА ОПЯТЬ - 28-й Московский кинофестиваль - фото на сайте FotoAlbom.su.

Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru


      Rambler's Top100