Библиотека svitk.ru - саморазвитие, эзотерика, оккультизм, магия, мистика, религия, философия, экзотерика, непознанное – Всё эти книги можно читать, скачать бесплатно
Главная Книги список категорий
Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск

|| Объединенный список (А-Я) || А || Б || В || Г || Д || Е || Ж || З || И || Й || К || Л || М || Н || О || П || Р || С || Т || У || Ф || Х || Ц || Ч || Ш || Щ || Ы || Э || Ю || Я ||

Блаватская Елена

Приметы времени

 

 

      Исключительно интересно проследить за быстрой эволюцией общественной мысли в отношении мистики. Образованный ум безусловно пытается сбросить с себя тяжелые оковы материализма. Безобразная гусеница бьется в смертельной агонии, стараясь мощными психическими усилиями скрытой в ней бабочки вырваться из тюрьмы, которую построила для нее наука, и каждый день приносит новые радостные известия о тех или иных ментальных прорывах к свету.

      Как справедливо отмечает нью-йоркский "Path" в своем сентябрьском выпуске, когда "Теософская и родственная тематика... превращается в содержание романов", и, можем мы добавить, также научных эссе и брошюр, "это приводит к тому, что интерес к ним широко распространяется во всех слоях населения". Такой род литературы является "парадоксальным свидетельством того, что оккультизм вышел из области легкомысленного развлекательства и вошел в область серьезных вопросов". Читатель должен лишь бросить ретроспективный взгляд на публикации последних нескольких лет, чтобы обнаружить, что такие темы, как Мистицизм, Магия, Волшебство, Спиритуализм, Теософия, Месмеризм, или, как он сейчас называется, Гипнотизм, все эти различные аспекты оккультной стороны природы становятся доминирующими во всех видах литературы. Они очевидно увеличиваются в гораздо большей степени, чем усилия, направленные на то, чтобы дискредитировать движение к истине и воспрепятствовать появлению вопросов в области теософии или спиритуализма таким образом, чтобы намазать дегтем и вывалять в перьях ее наиболее выдающихся вестников, первопроходцев и защитников.

      Основная тональность мистической и теософской литературы была дана в книге "М-р Исаак" Мерион Крофорд. За ней последовала другая его книга "Зороастр". Затем появились: "Роман о Двух Мирах" Мери Корелли; "Д-р Джекиль и м-р Хайд" Р. Луи Стивенсона; "Падший Идол" Энсти; "Интриги царя Соломона" и исключительно знаменитая книга "Она", написанные Райдером Хеггардом; "Влечения" и "Брат Призрака" миссис Кемпбелл Пред; "Дом слез" Эдмунда Доуни и много других менее известных произведений. Сейчас происходит оживление в этой области благодаря книгам "Дочери тропиков" Ф. Мерриэт и "Странные приключения Люси Смит" Ф. К. Филлипс. Не обязательно детально рассматривать литературу, созданную признанными теософами и оккультистами; хотя некоторые из их работ замечательны, а другие несомненно имеют научный характер, такие как "Разоблаченная Каббала" С. Л. Макгрегор Мазер, "Парацельс" и "Магия, Белая и Черная" д-ра Ф. Хартманна и т. д. Мы должны отметить также тот факт, что теософия уже пересекла Ла-Манш и прокладывает путь во французской литературе. "La France" публикует странный роман Ч. Чинчелле "Великая Жрица" ("La Grande Pretresse"), наполненный теософией, оккультизмом и месмеризмом, а в "La Revue politique et litteraire"(19 февраля 1887 года и далее) содержится новелла "Эмансипированная" ("Emancipee"), подписанная Т. Бентзоном, в которой эзотерические доктрины и их приверженцы упоминаются вместе с именами хорошо известных теософов. Примета времени!

      Литература особенно в странах, свободных от правительственной цензуры, является сердцем и пульсом общества. Невзирая на то, что там, где нет спроса, не будет и предложения, современная литература создается только для удовольствия, и поэтому является очевидно зеркалом, правдиво отражающим состояние общественного сознания. Правда, консервативные редакторы и послушные им корреспонденты и репортеры время от времени нападают на мистический спиритуализм и теософию, а некоторые из них иногда находят удовольствие в грубых личных выпадах. Однако они в целом не причиняют ущерба, за исключением, может быть, их собственной редакторской репутации, поскольку таких редакторов нельзя заподозрить в высокой культуре и хорошем вкусе после нескольких личных выпадов неджентельменского характера. Напротив, они делают добро. Ибо, когда на теософов и спиритуалистов нападают таким образом, они со спокойствием Сократа смотрят на сквернослова, поливающего их бранью, и утешаются сознанием того, что ни один из этих эпитетов очевидно неприменим к ним; с другой стороны, слишком большое количество брани и поношений заканчивается тем, что в обществе, во-всяком случае у консерваторов и людей, не входящих ни в какие партии, пробуждается симпатия к жертве.

      В Англии народ в целом любит честную игру. Башибузукские действия, доблестные поступки тех, кто получает удовольствие, надругаясь над убитыми и ранеными, не могут найти симпатию у общества на больших промежутках времени. Если, как это считается нашими светскими врагами и повторяется некоторыми наивными и черезчур оптимистически настроенными миссионерскими органами, спиритуализм и теософия "абсолютно мертвы" (так, смотри американскую христианскую периодику), да, "мертвы и похоронены", почему же, в таком случае, добрые отцы церкви не оставляют мертвеца в покое до "Судного Дня"? А если они не мертвы, то почему же редактора, как непосвещенные, так и клерикальные, все еще боятся? Не показывайте свою трусость, если правда на вашей стороне. Велика истина, и она восторжествует (Magna est veritas et prevalebit), и "убийство будет раскрыто", рано или поздно, как это всегда бывает. Откройте ваши страницы для свободной и бесстрашной дискуссии и поступайте так, как это всегда было принято в теософской периодике и как это собирается сделать сейчас "Люцифер". "Сын утренней зари" не боится света. Он стремится к нему и готов публиковать любые недружелюбные материалы (изложенные, конечно, в приличных выражениях), как бы ни отличались они от его теософских взглядов. Он принял решение создать одинаковые условия, чтобы были услышаны, во всех случаях, обе соперничающие партии, и чтобы факты и соображения могли бы оцениваться в соответствии с их собственными достоинствами. Ибо чего следует бояться, когда твоя единственная цель это факт и истина? "Du choc des opinions jaillit la verite" (Из столкновения мнений рождается истина), как сказал один французский философ. Если теософия и спиритуализм являются не более чем "гигантским обманом и блуждающим огоньком нашего века", тогда к чему такие дорогостоящие крестовые походы против них? А если они не таковы, то почему агностики и искатели правды в широком смысле должны помогать фанатически мыслящим материалистам, сектантам и догматикам "держать наш свет под спудом" при помощи грубой силы и незаконно захваченной власти? Нетрудно поразить честные намерения беспристрастного человека. Еще легче дискредитировать то, что уже является непопулярным в силу своей оригинальности, и что едва ли может пользоваться доверием даже в дни своих побед. "Никакое предположение мы не приветствуем с таким удовольствием, как то, которое соглашается с нашими предрассудками и усиливает их", говорит известный автор в "Доне Эсуальдо". Таким образом, факты часто становятся искусно состряпанным "обманом", а самоочевидная ложь воспринимается как евангельская истина при первых звуках "Клеветы" Дона Базилио теми, для кого такие клеветнические окостеневшие предубеждения похожи на божественные капли росы.

      Но, возлюбленные недруги, "свет Люцифера" сможет, в конце концов, рассеять в какой-то мере окружающую тьму. Сильный, орущий голос разоблачения, столь приятный для тех, чьей мелкой ненависти и умственной стагнации в объятиях социальной респектабельности он и способствует, можно, однако, заставить замолчать с помошью голоса истины "тихого, спокойного голоса", судьба которого состоит в том, чтобы первому проповедовать в пустыне. Тот холодный искусственный свет, который все еще высвечивает прежде всего подозреваемую недобросовестность профессиональных медиумумов, предполагаемые грехи в оплошностях непрофессиональных экспериментаторов, а также свободных и независимых теософов, может, однако, быть потушен на вершине их славы. Ибо это не вечная лампа философа-алхимика. Это совсем не тот свет, который "никогда не светил на суше и на море", но тот луч божественной интуиции, та искра, которая скрытно мерцает в духовных, никогда не ошибающихся восприятиях мужчины и женщины, именно он пробуждается сейчас, потому что его время пришло. Еще несколько лет и лампа Алладина, из которой был вызван джинн, предназначенный для съедения медиумов и теософов, подобно тому, как фокусник глотает мечи на деревенской ярмарке, будет сломана. Ее свет, под которым до сих пор одерживали победы антитеософы, потухнет. Затем будет обнаружено, что то, что провозглашалось как прямой луч, исходящий из источника вечной истины, на самом деле не более, чем грошовая свеча, обманчивый запах и копоть которой гипнотизировали людей так, что они видели все вверх ногами. Будет найдено, что ужасные монстры клеветы и обмана не существуют нигде, кроме как в омраченном мозгу Алладина. И тогда станет ясно, что добрые люди, которые прислушивались к ним, видели и слышали путем неосознаваемого и коллективного внушения.

 

      Это научное объяснение, и оно не требует никакой деятельности черных магов, или dugpas; ибо "внушение", как оно практикуется сейчас колдунами науки, это сам dugpaship, pur sang (чистых кровей). Никакой восточный "адепт левой руки" не может принести больше вреда своим дьявольским искусством, чем авторитетный гипнотизер с медицинского факультета, ученик Шарко или какого-нибудь другого научного светила первой величины. В Париже, как и в Санкт-Петербурге, под таким "внушением" совершались преступления. Происходили разводы, и мужья чуть ли не убивали своих жен и их предполагаемых любовников, из-за трюков, разыгрываемых над невинными уважаемыми женщинами, которые тем самым утрачивали свое доброе имя, и вся их последующая жизнь оказывалась разрушенной. Сын, находящийся под таким влиянием, взломал ящик стола своего скупого отца, который застал его за этим и чуть не застрелил в припадке ярости. Один из ключей оккультизма находится в руках науки холодной, бессердечной, материалистичной, грубо игнорирующей другую, истинно психическую сторону явлений, и, таким образом, бессильной провести демаркационную линию между физиологическими и чисто духовными эффектами внушенной болезни, и неспособной предотвратить результаты и последствия того, о чем она не имеет знаний и что не может контролировать.

      В "Lotus" за сентябрь 1887 года мы находим следующее:

      " Во французской газете "Paris" за 12 августа имеется длинная превосходная статья G. Montorgueil, озаглавленная "Проклятые науки", из которой мы помещаем ниже следующий отрывок, поскольку к сожалению не можем процитировать ее полностью:

      " Несколько месяцев назад, я уже не помню по какому поводу, вопрос о внушении был поднят и принят во внимание судьями. Мы конечно увидим на скамье подсудимых людей, обвиненных за злоупотребления оккультной практикой. Но как будет вестись судебное преследование? С какими аргументами оно будет считаться? Преступление, совершенное под "внушением" это идеальное преступление без доказательств вины. В таком случае самые тяжелые обвинения будут не больше, чем предположениями, и слабыми предположениями. И на этих хрупких "подпорках" подозрений будет основываться обвинение? Никакого исследования, кроме морального, в этом случае быть не может. Мы не должны слушать, как Главный прокурор говорит обвиняемому: "Обвиняемый, в результате тщательного расследования, проведенного в Вашем мозгу, оказывается, и т. д."

      Ах, бедные юристы! именно их можно пожалеть. Принимая свою работу близко к сердцу, они уже имеют огромные трудности в различении между правдой и неправдой даже в тех простых случаях, когда факты совершенно очевидны, все их детали понятны, и ответчики установлены. А мы собираемся спрашивать их об их душе и совести, чтобы решить проблемы черной магии! Поистине, их доводы не продержатся и двух недель; они отступят перед мистикой и сами впадут в нее.

      Мы движемся быстро. Странные суды над волшебством расцветут вновь; сомнамбулы, которые раньше выглядели просто нелепыми, предстанут в трагическом свете; гадатели на кофейной гуще, которые до сих пор рисковали только оказаться в полицейском участке, услышат свой приговор в судах. "Дурной глаз" будет фигурировать среди уголовных преступлений. В эти последние годы 19-го века мы увидим себя идущими все вперед и вперед до тех пор, пока мы не достигнем в конце концов такого судебного безобразия: второго Лобардемона, обвиняющего другого Урбана Великого".

      Серьезные научные и политические статьи полны горячих дискуссий по этому вопросу. В Санкт-Петербургской "Daily" имеется длинный фельетон о "Значении гипнотических внушений для уголовного права". " Случаи гипнотизма с криминальными мотивами начали в последнее время увеличиваться со все возрастающей скоростью", сообщает она читателям. И это не единственная газета, и Россия не единственная страна, где рассказываются такие же истории. Выдающимися юристами и медицинскими авторитетами были проведены тщательные исследования. Скрупулезно собранные данные показали, что этот любопытный феномен, над которым скептики до сих пор смеялись, а молодежь рассматривала его как вечерние невинные детские игры (petits jeux innocents), представляет собой новую и серьезную опасность для общества и государства.

      Два факта стали теперь очевидны для юристов и ученых:

      (1) то, что в восприятии человека, подвергшегося гипнозу, воображаемые представления, вызванные внушениями, становятся реально существующими, причем этот человек на какое-то время становится автоматическим исполнителем воли гипнотизера;

      (2) то, что подавляющее большинство обследованных людей подвержено гипнотическому внушению.

      Так, Либо обнаружил лишь 60 не поддающихся гипнозу людей из 700 обследованных; Бернхайму из 1014-ти не удалось загипнотизировать только 26. Поле деятельности прирожденных jadoo-wala (торговцев волшебством) поистине огромно! Дьявол приобрел площадку для игр, на которой он может теперь упражняться, навязывая свою волю многим поколениям бессознательных жертв. Ибо преступления, невообразимые в бодрствующем состоянии, сейчас приветствуются и поощряются этой новой "проклятой наукой". Истинные исполнители этих темных дел могут теперь остаться навсегда скрытыми от мести человеческого правосудия. Рука, осуществляющая криминальное внушение, это всего лишь рука безответственного автомата, память которого не сохраняет никаких следов этого внушения, и кто, кроме того, является свидетелем, которого легко можно принудительно склонить к самоубийству, опять-таки, в результате "внушения". Какие еще лучшие средства можно предложить злым силам похоти и мщения, этим темным Силам, называемым человеческими страстями которые всегда готовы нарушить вселенские заповеди: "Не кради, не убивай, не желай жены ближнего своего"? Либо внушил молодой девушке, что она должна отравить себя синильной кислотой, и она проглотила воображаемый яд не колеблясь ни секунды; д-р Легуа внушил молодой женщине, что она должна ему 5000 франков, и она тотчас подписала чек на эту сумму. Бернхайм внушил другой возбудимой девушке длительное и сложное видение, связанное с одним криминальным случаем. Через два дня, в течение которых гипнотизер не оказывал на нее какого-либо воздействия, она повторила всю эту внушенную ей историю юристу, специально посланному к ней. Если бы ее показания принимались всерьез, их было бы достаточно, чтобы обвиняемого послали на гильотину.

      Эти случаи обнаруживают два темных и опасных аспекта. С нравственной точки зрения такие процессы и внушения оставляют несмываемое пятно на чистоте природы людей, подвергнутых им. Даже невинный разум десятилетнего ребенка может, таким образом, заразиться злом, ядовитые ростки которого разовьются в его последущей жизни.

      Бесполезно детально вдаваться в юридический аспект этой проблемы. Достаточно сказать, что такая характерная черта гипнотического состояния, как полное подавление воли и самосознания гипнотизером, приобретает исключительную важность в глазах правовых авторитетов с точки зрения ее отношения к преступлению. Человек, подверженный гипнозу, полностью находится в распоряжении гипнотизера, так, что он может заставить его совершить любое преступление, делая это, так сказать, незаметно для него самого; как же не ожидать тут ужасных "юридических ошибок"? И что же удивительного в том, что юриспруденция какой-либо страны после того, как был поднят шум в другой стране, предусматривает, одну за другой, меры по подавлению гипнотизма. Так, в Дании он только что запрещен. Ученые экспериментировали на гипнабельных людях с таким успехом, что над загипнотизированной жертвой открыто смеялись, когда она шла, чтобы совершить преступление, которое она так и осуществила бы в полной мере, не осознав этого, если бы гипнотизер не предостерег ее заблаговременно.

      В Брюсселе всем хорошо известен такой недавно произошедший печальный случай. Молодая девушка из хорошей семьи, находясь в гипнотическом состоянии, была соблазнена мужчиной, который впервые подверг ее внушению в общественном месте. Сама она осознала свое состояние лишь через несколько месяцев, когда ее родные, догадавшиеся о преступлении, заставили ее соблазнителя произвести единственно возможную компенсацию, т. е. жениться на своей жертве.

      Во Французской Академии недавно дебатировался вопрос: в какой мере подвергнутый гипнозу человек может превратиться из "просто жертвы" в регулярное орудие преступления. Конечно, никакой юрист или законодатель не может быть индифферентным к этому вопросу; и было доказано, что преступления, совершенные "под внушением", в такой мере беспрецендентны, что некоторые из них вряд ли могут быть рассматриваемы в рамках закона. Таким образом, благоразумно правовое запрещение, только что принятое во Франции, которое предписывает, что никто не должен подвергать гипнозу другого человека, за исключением лиц медицинской профессии, имеющих специальную квалификацию для этого. И даже врач, обладающий таким правом, может подвергать человека гипнозу только в присутствии другого квалифицированного медика и при наличии письменного разрешения на эту процедуру, данного гипнотизируемым. Публичные сеансы гипноза запрещены; сами эти процедуры строго ограничены и могут проводиться лишь в клинических учреждениях и лабораториях. Те, кто нарушают этот закон, подвергаются высоким штрафам и тюремному заключению.

      Однако эта идея уже запала в голову, и существует множество способов, какими может быть использована эта черная магия, невзирая на ее запрещение законом. То, что она будет использоваться и впредь, достаточно гарантировано фактом наличия низких страстей, присущих человеческой природе.

      Многочисленные и странные фантастические истории ждут нас впереди; ибо правда часто является более странной, чем выдумка, а то, что кажется выдумкой, гораздо чаще представляет собой правду.

      Неудивительно, что оккультная литература такого рода разрастается с каждым днем. Оккультизм и волшебство носятся в воздухе, а истинно философское знание, способное направлять экспериментаторов и проверять результаты их вредных опытов, отсутствует. Очень большую ценность поэтому имеет "работа в области вымысла", т. е. написание романов разного рода. "Вымысел" в описании их персонажей, а также приключений, выпавших на долю их героев и героинь, допускается. Но совсем другое дело в отношении излагаемых фактов. Эти факты не вымысел, а истинное предчувствование того, что находится в самом сердце будущего и что не может быть подтверждено научными экспериментами. Примета времени! Конец психического цикла! Прошло время необыкновенных явлений, обнаруживаемых при помощи профессиональных или непрофессиональных медиумов. Это было лишь самое начало периода цветения, времени, о котором говорится в Библии (1); дерево оккультизма готовится сейчас к тому, чтобы "принести плоды", и Дух Оккультного пробуждается в крови новых поколений. И если старым людям только "снятся сны", то молодые имеют уже видения (2), о которых они повествуют в романах и фантастических произведениях. Горе неведающим и неподготовленным, а также тем, кто слушает сирен материалистической науки! Ибо воистину, воистину, многие будут бессознательно совершать преступления, и многие будут жертвами, которые невинно погибнут на виселице или гильотине от руки праведных судей и чересчур наивных присяжных заседателей, одинаково не ведающих о дьявольской мощи "ВНУШЕНИЯ".

√Люцифер, октябрь 1887 г.

___________________________________________

      (1) "И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения" (Иоиль, ii. 28).

------------------------------------------

      (2) Любопытно отметить, что м-р Луи Стивенсон, один из наиболее ярких наших писателей с исключительно богатым воображением, недавно сообщил репортеру, что у него есть привычка создавать фабулу своих историй, в том числе "Доктора Джекиля", во время сна. "Я видел во сне", продолжает он, "историю Олалла... и сейчас у меня есть две ненаписанные истории, которые я тоже увидел во сне... Даже когда я сплю крепко, я знаю, что это именно я все это придумываю"... Но кто знает, не является ли эта его идея тоже "сном"?

 

лицензия на обращение с отходами

Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru


      Rambler's Top100