Библиотека svitk.ru - саморазвитие, эзотерика, оккультизм, магия, мистика, религия, философия, экзотерика, непознанное – Всё эти книги можно читать, скачать бесплатно
Главная Книги список категорий
Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск

|| Объединенный список (А-Я) || А || Б || В || Г || Д || Е || Ж || З || И || Й || К || Л || М || Н || О || П || Р || С || Т || У || Ф || Х || Ц || Ч || Ш || Щ || Ы || Э || Ю || Я ||

Е.П. Блаватская

из книги "Новый Панарион",

перевод (с) Издательство МЦФ, 1994

 

Пятиконечная и шестиконечная звезда

 

  Все наиболее  известные каббалисты  Запада, как  средневековые

так и  современные, рассматривают  пентаграмму, или пятиконечную

звезду, в  качестве, микрокосма,  а шестиконечный  двойной треу-

гольник - как  макрокосм. Элифас Леви (аббат Констант) и, по на-

шему мнению,  Кунрат, один  из величайших оккультистов прошлого,

дают свои  обоснования таких  представлений. В  книге  Харгрейва

Дженнингса "Розенкрейцеры" приведено правильное изображение мик-

рокосмоса с  человеком в  центре пентаграммы.  У нас нет никаких

возражений против изложения рассуждений вышеупомянутых лиц, кро-

ме одного -  недостатка места  в нашем  журнале, ибо пришлось бы

давать огромное  количество эзотерических понятий. Однако всегда

найдется место для исправления естественных заблуждений, которые

могут возникнуть  в умах  наших некоторых читателей из-за вынуж-

денной краткости издательских заметок. Пока затрагиваемые вопро-

сы не  вызывают повышенного интереса, эти заметки лишь поверхно-

стно касаются  всех их подробностей. Опубликованная выше блиста-

тельная работа "Шестиконечная и пятиконечная звезда" Кришны Шан-

кара Лалшанкара -  и ценные  замечания, содержащиеся в ней, дают

нам возможность исправить подобные ошибки автора этой статьи.

  Как понимают  на Западе  настоящие каббалисты,  дух и  материя

символизируются соответствующими цветами двух переплетенных тре-

угольников и  никоим образом  не связаны  с линиями, образующими

сами эти  фигуры. Для философов-каббалистов и философов-гермети-

ков все  в природе представляется в триедином аспекте; все явля-

ется множественным  и троичным в единстве, и может быть символи-

чески представлено  различными  геометрическими  фигурами.  "Бог

геометризирует",- говорит  Платон. "Три каббалистических Лица" -

это "Три Огня" и "Три Жизни" Эйн Софа (Парабрахмана Запада), на-

зываемого также  "Центральным Невидимым  Солнцем".  "Вселенная -

его Дух,  Душа и Тело", его "Три Эманации". Эта триединая приро-

да - чисто  духовная, чисто материальная и срединная или невесо-

мая материя, из которой состоит астральная душа человека,- пред-

ставлена равносторонним  треугольником, стороны  которого  равны

вследствие того,  что эти три первопричины (принципа) растворены

во всей  вселенной в  равных пропорциях  и по  природному закону

идеального равновесия  вечны и сосуществуют. Далее западная сим-

волика лишь  немного отличается от символики ариев. Названия мо-

гут быть  различными, могут  быть добавлены небольшие детали, но

основные идеи - те же. Двойной треугольник, символически изобра-

жающий макрокосм,  или большую  вселенную, содержит  в себе идеи

Единства, Двойственности  (как показано  двумя цветами  и  двумя

треугольниками,- мир духа и мир материи), Троичности, пифагорей-

ской Четверицы, правильного прямоугольника вплоть до двенадцати-

угольника и  двенадцатигранника. Халдейские  каббалисты  древно-

сти - учителя  и вдохновители еврейской каббалы - не были похожи

ни на  ветхозаветных, ни на современных антропоморфистов. Их Эйн

Соф - Бесконечный  и Безграничный - "имеет форму и не имеет фор-

мы",- так говорится в Зогаре,* и далее загадка разъясняется так:

"Незримый принял  Форму, когда Он призывал Вселенную к существо-

ванию". То  есть Божество  можно видеть  и воспринимать только в

объективной природе - это чистый пантеизм. Для оккультистов, так

же как  и для  ариев, три стороны треугольника представляют дух,

материю и  срединную природу  (идентичную по значению с понятием

"пространство", "космос"),  а, следовательно,  и  созидательную,

охранительную и  разрушительную энергии,  представленные образно

"Тремя Огнями".  Первый Огонь  пробуждает разумную, сознательную

жизнь во  всей вселенной, соответствуя таким образом созидатель-

ной энергии. Второй Огонь непрерывно создает формы из предсущего

космического вещества внутри космического круга и является, сле-

довательно, охранительной энергией. Третий Огонь создает Вселен-

ную плотной  физической материи.  По мере удаления последнего от

центрального духовного Огня, яркость его уменьшается; постепенно

он превращается  в Тьму или Зло, ведущее к Смерти. Так он стано-

вится разрушительной  энергией, постоянно работающей над формами

и очертаниями -  временными и меняющимися. "Три каббалистических

Лица" "Основателя  Основ" - у которого "нет лица" - это арийские

божества Брахма,  Вишну и  Рудра, или  Шива. Двойной треугольник

каббалистов заключен  в круг, образованный змеей, проглатывающей

собственный хвост (египетский символ вечности), а иногда в обыч-

ный круг (см. теософскую печать). Единственное различие, которое

мы видим между арийской и западной символикой двойного треуголь-

ника,- судя по объяснениям автора - заключается в его неупомина-

нии глубокого  и особого  значения понятий, которые, если мы его

правильно поняли,  он называет  "зенитом и  нулем". По  западным

каббалистам, вершина белого треугольника восходит к зениту,* ми-

____________________

  * "Книга Сияния",  написанная Симоном  бен Йохаи  в I  веке до

н. э.; по другим источникам - в 80 г. н. э.

  * Это значение  аналогично значению  египетских пирамид. Небе-

зызвестный французский  археолог д-р  Ребо демонстрирует высокую

 

ру чистой нематериальности или чистого Духа, в то время как ниж-

няя вершина  черного треугольника направлена вниз к надиру, т.е.

указывает, если  использовать весьма  прозаическое  высказывание

средневековых герметиков,  к чистой, или, скорее, "нечистой" ма-

терии, понимаемой  как "грубое чистилище небесного Огня" (Духа),

втянутое в  пучину уничтожения,  в тот  низший мир,  где  формы,

очертания и  сознательная жизнь  исчезают, чтобы  раствориться и

вернуться к  первородному, истинному источнику Космической Мате-

рии. Так же и относительно центральной точки и центральной поло-

сти, которая,  по учениям  Пуран, "считается  местом  пребывания

Авьякта Брахмана - Непроявленного Божества".

  Оккультисты обычно  изображают этот  символ таким образом (см.

первый рисунок),  как это показано на рисунке, а не просто цент-

ральной геометрической точкой (которая, не имея ни длины, ни ши-

рины, ни  толщины, представляет  незримое "Центральное  Солнце",

Свет "Непроявленного Божества"); они часто помещают в центр изо-

бражения Crux Ansata ("крест с перекладиной", египетское тау), в

вершине которого простую прямую линию заменяют окружностью (кру-

гом, кольцом?),  символом беспредельного,  несозданного Космоса.

Измененный таким образом, этот крест имеет почти такое же значе-

ние, как и "Космический крест" древних египетских алхимиков (ма-

гов), крест внутри круга.

  Следовательно, ошибочно говорить, будто в издательской заметке

утверждалось, что двойной треугольник представляет "только дух и

материю", ибо этот символ имеет столь много значений, что для их

объяснения не хватило бы и целого тома.

  Наш критик пишет: "Если, как вы утверждаете, двойной треуголь-

ник должен  представлять только  мировой дух и материю, остается

необъяснимым возражение,  что две стороны - или любые две вещи -

не могут  образовывать треугольник  или что треугольник не может

символизировать что-то  одно - дух или материю,- как делаете вы,

разделяя белый и черные цвета".

 

____________________________________________________________

культуру египтян  уже в 5000 г. до н. э., показывая по различным

источникам, что в то время существовало не менее "30 или 40 школ

посвященных жрецов,  изучавших оккультные  науки и  практическую

магию".

 

  Считая, что  мы уже достаточно объяснили некоторые сложности и

показали, что  западные каббалисты всегда почитали "троичность в

единстве" и  наоборот, мы можем добавить, что пифагорейцы объяс-

няли "возражение",  на котором  особенно настаивает  автор  выше

приведенных строк,  около 2500  лет назад.  Священные числа этой

школы, основная идея которой заключалась в признании существова-

ния постоянного  принципа Единства,  превосходящего все  силы  и

объективные изменения Вселенной,- не включали число Два или Диа-

ду. Пифагорейцы отказывались признавать это число даже как абст-

рактную идею именно на основании того, что в геометрии невозмож-

но построить  фигуру из двух прямых линий. Очевидно, что с точки

зрения символов невозможно связать это число ни с какой начерта-

тельной фигурой ни в плоскости, ни в пространстве, и таким обра-

зом, поскольку  это число не может представлять единство во мно-

жестве,- в  противоположность любой  другой многосторонней фигу-

ре,- его нельзя рассматривать как священное число. Учитывая, что

число два изображается в геометрии двойной горизонтальной линией

(=), а  в римском  исчислении двойной  вертикальной линией \\, а

линия имеет длину, но не имеет ширины и толщины, то для предания

значимости к  этому числу  необходимо  прибавить  другое  число.

Только в сочетании с числом "один" можно получить фигуру, равно-

сторонний треугольник. Таким образом становится очевидным, поче-

му, символизируя дух и материю (начало и конец Космоса), алхими-

ки использовали два переплетенных треугольника (оба представляю-

щих "троичность  в единстве") закрашивая один из них, символизи-

рующий дух, белым мелом, а другой, символизирующий материю, чер-

ным углем.

  На вопрос,  что означают две другие вершины белого треугольни-

ка, если одна "белая вершина, уходящая вверх к небесам, символи-

зирует дух",- мы отвечаем, что, согласно каббалистам, две нижние

вершины означают  "дух, нисходящий  в порождения", т.е. смешение

чистой божественной Искры с материей объективного мира. Такое же

объяснение справедливо  и для  двух вершин при основании черного

треугольника; третьи же вершины обоих треугольников символизиру-

ют, соответственно, прогрессирующее очищение духа и прогрессиру-

ющее огрубление  материи. Повторяем: сказать, что "любое понятие

верха или низа" в "тонкой идее Космоса" кажется не только оттал-

кивающим, но не существующим",- значит противоречить абстрактно-

му символу, представленному в конкретном образе. Почему бы тогда

не покончить  со всеми  знаками, в  том числе  и с изображениями

Вишну и приведенными автором мудрыми объяснениями Пуран? И поче-

му идея каббалы более отталкивающая, чем идея "Смерть, Уничтожи-

тель, Время",  в которой  "Время" является синонимом Бесконечной

Вечности, представленной  кругом, опоясывающим двойной треуголь-

ник? Странная  непоследовательность, которая к тому же полностью

расходится со  всей остальной  статьей!  Если  автор  "нигде  не

встречался с  различением треугольников  на белые и черные", это

просто потому, что он никогда не изучал, а, возможно, и не видел

сочинений и изображений западных каббалистов.

  Приведенные выше  объяснения содержат  ключ к общей пифагорей-

ской формуле  единства во  множестве, Единого, проявляющегося во

многом, наполняющего  многое и  все целое. Их мистическая Декада

(единица +  два +  три + четыре = 10) выражает эту идею целиком;

она не  только не  отталкивающая, но  положительно  возвышенная.

Один - это Божество; два - Материя - число настолько презираемое

ими как материя в чистом виде, которая никогда не может быть со-

знательным единством.*  Три (или  треугольник) сочетают Монаду и

Диаду, берет от природы обеих и становится Триадой - объективным

миром. Тетрада,  или священная  Четверица,- по пифагорейцам иде-

альная форма,-  в то  же время  выражает пустоту всего - майю. А

Декада - сумма их всех - охватывает весь Космос. "Вселенная есть

комбинация тысячи  элементов и одновременно выражение единствен-

ного элемента - абсолютная гармония и дух - это хаос для чувств,

но идеальный  космос для  разума",- говорится  в  "Разоблаченной

Изиде".

  Пифагор учился  в Индии.  Вот откуда  сходство основных идей в

учениях древних  посвященных браминов  и пифагорейцев.  И когда,

определяя Шаткон,**  автор говорит,  что эта фигура представляет

великую Вселенную (Брахманду)*** - всю бесконечную Махакашу - со

всеми планетарными и звездными мирами", он лишь повторяет други-

ми словами  объяснения шестиконечной  звезды или "двойного треу-

гольника", данные Пифагором и философами-алхимиками.

  Нам также  нетрудно восполнить  пробел  небольшого  сообщения,

опубликованного в  августовском номере,  в отношении  "остальных

трех вершин обоих треугольников", и трех сторон каждого элемента

"двойной фигуры" и круга, опоясывающего ее. Так как алхимики об-

 

____________________

  * Ср. в  книге "Санкхья"  Капилы - Пуруша и Пракрити; они спо-

собны проявиться в этом мире чувств только в их сочетании преоб-

разовании единства.

  ** на санскрите - шестиугольник.

  *** Брахманда - "Яйцо  Брахмана", предсущее  яйцо, из которого

родилась Вселенная.

 

лекали в  символы все видимое и невидимое, они не могли не выра-

зить символом макрокосм в его законченности.

 

Пифагорейцы, включавшие  в свою  Декаду весь Космос, еще более

почитали число  12, так  как оно образуется умножением священной

Четверицы на  3 и  таким образом  получается три идеальных (пра-

вильных) прямоугольника, называемых тетрадами. Философы-алхимики

или оккультисты,  следовавшие их  учению, представляли  число 12

"двойным треугольником" -  большой вселенной,  или макрокосмом -

как показано  на рисунке (рис.2) - и включали в эту схему и пен-

тограмму, или микрокосм, которую называли малой вселенной.

  Разделяя 12 букв, обозначающих внешние углы, на 4 группы триад

или на  3 группы  тетрад, они  получали двенадцатиугольник, пра-

вильный геометрический  многоугольник, ограниченный  двенадцатью

равными сторонами  и имеющий двенадцать равных углов, символизи-

рующих, по  учению древних халдеев, двенадцать "великих богов".*

Брахма как Праджапати проявляется (как обоеполая Сефира и 10 се-

фирот) в 12 телах, олицетворяемых 12-ю богами, символизирующими:

1) Огонь;  2) Солнце;  3) Сому (Луну); 4) всех живых существ; 5)

Вайю; 6)  Смерть - Шиву;  7) Землю;  8)  Небеса;  9)  Агни;  10)

Адитью; 11)  Разум; 12) великий бесконечный цикл, который нельзя

остановить. С  небольшими изменениями это соответствует каббали-

стической идее  о сефиротах.),  а, по  учению иудейских каббали-

стов,- десять  сефирот, или созидательных сил природы, эманирую-

щих от Сефиры (Святого Огня), которая сама является главой сефи-

рот и  эманацией Хокмы,  Высшей (или  Непроявленной) Мудрости, и

Эйн Софа Бесконечного; а именно: три группы триад сефирот и чет-

вертая триада,  состоящая из  Сефиры, Эйн  Софа и  Хокмы, Высшей

Мудрости, которую  "нельзя постичь  с помощью  мысли" и  которая

"лежит, сокрытая,  внутри и  снаружи головы  Удлиненного  Лица",

наивысшей вершины верхнего треугольника, образующего "Три кабба-

листических Лица".  Эти четыре  триады образуют  число 12. Более

того, двенадцать  фигур образуют  два прямоугольника или двойную

____________________

  * По книге Хауга "Айтарея Брахман", индуистский Манас (ум) или

Бхагаван творит  не больше  пифагорейского Монаса.  Он входит  в

Яйцо Мира и посылает оттуда эманации (эманирует оттуда как Брах-

ма, ибо  в своем собственном обличье (Бхагавана) не имеет перво-

причины (Апурва).

 

Четверицу, представляющую  в пифагорейской  символике два мира -

духовный и физический. Восемнадцать внутренних и шесть централь-

ных углов  в сумме  дают 24,  т.е. дважды священное число, пред-

ставляющее макрокосм,  а также  24  "божественных  непроявленных

сил". Перечислить  их в столь малой по объеме работе невозможно.

Кроме того, в наши дни скептицизма представляется более разумным

следовать совету  Ямвлиха, говорившего,  что "божественные  силы

всегда негодующе относились к тем, кто раскрывал содержание две-

надцатигранника", а  именно к тем, кто объяснял метод вписывания

в сферу  двенадцатигранника, одну из пяти пространственных фигур

геометрии, состоящей  из двенадцати  равных и  правильных пятиу-

гольников,- тайный  каббалистический смысл этой фигуры будет не-

бесполезно изучить нашим оппонентам.

  В добавление к этому, как показано в "двойном треугольнике" на

рисунке, пентограмма  в центре дает ключ к осознанию понятий фи-

лософов-алхимиков и  каббалистов. Этот  двойной знак  так хорошо

известен и  распространен, что  его можно  увидеть над  входом в

Лха-кханги (храмы  с буддистскими  статуями и  изображениями), в

каждом Цзонг-па (ламаистском святилище) и часто - над хранилищем

реликвий, называемом в Тибете Дунг-тинг.

  Каббалисты Средневековья  в своих сочинениях дают ключ к пони-

манию значения  этого знака.  "Человек - это  малый  мир  внутри

большой вселенной",- учит Парацельс. И вновь: "Микрокосм, заклю-

ченный внутри макрокосма, как зародыш, держится на трех основных

силах в матрице Вселенной". Эти три силы описаны как двойные: 1)

силы природы  (физическое земное  тело, и  жизненное начало); 2)

силы звезд  (звездное, или  астральное тело  и воля, управляющая

им); 3)  силы духовного мира (животные души и тонкие, божествен-

ные души).  Седьмой принцип - почти нематериальная сила, божест-

венный Аугейдес, Атман, представленный точкой в центре, соответ-

ствующей пупку человеческого тела. Этот седьмой принцип является

индивидуальным богом  каждого человека - так говорят оккультисты

Запада и Востока.

  Следовательно, объяснения Шаткона и Панчкона,* приведенные на-

шим критиком,  скорее согласуются,  нежели разрушают эту теорию.

Говоря о  пяти треугольниках,  построенных по  "пятью пять", или

____________________

  * Шести- и пятиугольника.

 

25-ти точкам, критик дает разъяснение пентограммы: "Иными слова-

ми, это  число, соответствующее  25-ти силам природы, образующим

живое человеческое существо". Предполагаем, что под "силами при-

роды" критик  подразумевает именно то, о чем говорят каббалисты,

когда учат, что эманации 24-х божественных "непроявленных сил" и

"несуществующая" или  "центральная точка" -  25-я - создают иде-

альное человеческое существо. Но, не споря об относительных зна-

чениях слов  "силы природы" и "эманации" и считая, что приведен-

ное выше  предположение подтверждается дополнительным пояснением

критика о  том, что  "вся фигура  микрокосма  целиком",  "фигура

внутреннего мира живых существ" является знаком Брахмы, "божест-

венной созидательной энергии",- каким же образом, спрашиваем мы,

это предположение  расходится с нашими утверждениями, что после-

дователи философии  алхимиков и каббалы рассматривают пять точек

пентаграммы как символ пяти основных конечностей человека? Мы не

ревностные ученики  и не последователи западных каббалистов, од-

нако, считаем,  что в этом они правы. Если 25 сил природы, пред-

ставленных пятиконечной звездой, создают "живое человеческое су-

щество", тогда  все эти  силы жизненно необходимы, независимо от

того ментальные  они или  физические, а  фигура, символизирующая

"созидательную энергию",  еще более  подтверждает идею  каббали-

стов. Каждый из пяти грубых элементов - земля, вода, огонь, воз-

дух (или  "ветер") и  эфир - имеется в человеческом организме, и

как бы  мы ни говорили - "пять органов движения", "пять конечно-

стей" или  "пять чувств",- это одно и то же, если не вдаваться в

особо тонкие различения.

  Несомненно, "знатоки"  могли бы  объяснить свои утверждения по

крайней мере так же убедительно, как и автор, который оспаривает

и отрицает  их, объясняя свои взгляды. В "Кодексе Назареян", ос-

новной каббалистической книге, Высший Царь Света и основной эон,

Мано, эманирует  пять эонов;  если учитывать  его самого  и Бога

Ферхо (эманацию "Непознаваемой бесформенной Жизни") - получается

семь эонов, образно представляющих 7 принципов - основ человека,

причем пять  из них -  чисто материальные  и полуматериальные, а

два высших -  почти нематериальные, духовные. От каждого из семи

эонов исходит пять светящихся лучей света; пять потоков проходят

через голову,  вытянутые руки  и ноги человека, как представлено

пятиконечной звездой, один обволакивает его, наподобие тумана, и

последний - как  яркая звезда блестит над головой. Такое изобра-

жение можно видеть в некоторых старинных книгах о "Кодексе Наза-

реян" и  каббале. Поскольку электричество или животный магнетизм

наиболее мощно  исходит от  пяти основных конечностей, и так как

явление того,  что сейчас называют "гипнотической" силой, изуча-

лось еще  в храмах  Древнего Египта  и Греции и было познано так

глубоко, как  нельзя и надеяться познать его в наш век идиотиче-

ского и априорного отрицания, то неудивительно, что древние каб-

балисты и  философы, выражавшие  в символах каждую силу природы,

должны были  (в силу  причин, совершенно  очевидных для тех, кто

знает что-либо  о таинственных учениях и мистических связях, су-

ществующих между  числами, фигурами  и мыслями) избрать для изо-

бражения "пяти  основных конечностей"  человека - головы,  рук и

ног - пять точек пентаграммы.

  Элифас Леви, современный каббалист, рассматривает эту проблему

столь же глубоко - если не более - как и его древние и средневе-

ковые братья,  ибо в  книге "Догма и ритуал высшей магии" он ут-

верждает: "Использование  пентаграммы в  соответствии с учениями

каббалы может влиять на внешность нерожденного ребенка, и посвя-

щенная женщина может придать своему сыну черты Нерея или Ахилле-

са, Людовика XIV или Наполеона".

  Астральный огонь  оккультистов Запада -  это Акаша  индуистов.

Мало кто  из индусов  берется изучать  мистические  соответствия

Акаши под  руководством посвященных  каббалистов  или  браминов,

предпочитая этому  свой образ Праджны Парамиты*. И все же и то и

другое существует, и они идентичны.




____________________

  * Один из  способов "достижения  другого берега" - посредством

мудрости - Праджны -  воспринимаемой как богиня, эманация Акшоб-

хьи или всех дхьяна-будд; женщина-бодхисатва.

 

http://planetatechniki.ru/ успей купить кондиционер дайкин с установкой.

Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru


      Rambler's Top100