Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск |
Искусство убеждать
Учебное пособие для работающих с прессой
Выпуск № 1
Центр обществ сознания Кришны в России Пресс-служба
Москва 1997
Авторы:
главы 1, 3,4— Брахмалока-гата дд.,
редактор пресс-центра MOCK
глава 2 — Мадана-мохан д.,
пресс-секретарь «Харе Кришна - Пища жизни»
Ответственный редактор —
Випина-пурандара дас, директор Пресс-центра MOCK
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ВАЙШНАВСКОЙ ПЕЧАТИ 2
ГЛАВА 2. КАК ГОВОРИТЬ С ЖУРНАЛИСТАМИ? ЯМА И НИЯМА В ПРОПОВЕДИ СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ 5
Первые минуты встречи... 5
ЯМА (что нужно говорить и делать) 5
НИЯМА (то, чего следует избегать) 6
Перед отъездом из "горячей точки" 6
ГЛАВА 3. КАК РАЗГОВАРИВАТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ 7
Рапорт 7
Присоединение 7
Техника активного слушания 7
Техника задавания вопросов 8
Ведение 8
ГЛАВА 4. КАК РЕДАКТИРОВАТЬ РУКОПИСИ
ВАЙШНАВОВ 10
Значки корректурной правки 11
ГЛАВА 5. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
ПРЕСС-РЕЛИЗА 12
Глава 1. ОБЗОР ВАЙШНАВСКОЙ ПЕЧАТИ
В целях повышения квалификации преданных, занятых таким сложным и тонким делом, как вайшнавская журналистика, в приводимом ниже обзоре рассматриваются сильные и слабые стороны четырех периодических изданий: "Слава Прабхупады" N 4 Донецкой ятры, "Вестник Food for Li&" N 11 и "Гауравани" N 5 с Урала, и "Су дар-шона Чакра" N 1, выпущенной в Иркутске. Надеемся, что это поможет вам поучиться на положительных примерах и выявить то, в чем мы иногда ошибаемся или оказываемся не на должной высоте.
Проповедь с помощью средств массовой информации и, в частности, прессы, особенно важная для распространения сознания Кришны в наш век, - вовсе не легкая сфера деятельности, а для большинства из нас к тому же совершенно новая. Первоочередная задача здесь - стать в возможно большей степени профессионалами.
Ни для кого не секрет, что "внутренние" периодические издания ИСККОН читают не только преданные, но и люди, так или иначе близкие к нашему Движению - либо своим интересом к ведической традиции, либо личными симпатиями. Поэтому каждый номер периодического издания должен быть не просто набором текстов, объединенных одним лишь желанием проповедовать. Необходимо четкое осознание того, с какой целью он выпускается. Он должен иметь единый замысел, некий стержень, на котором, подобно жемчужинам, нанизанным на нить, будут держаться отражающие различные аспекты основной идеи текстовые и иллюстративные материалы. Делать газету по принципу "лишь бы что-то сказать" ни к чему хорошему не приведет, получится просто очередная сектантская макулатура, при виде которой невольно хочется воскликнуть: "Лучше уж никак, чем так!"
Обязательно нужна продуманная, четкая композиция как всей газеты, так и каждой ее полосы (страницы). Что поместить на первую полосу, что на вторую, что дать в качестве передовой статьи, а что - в качестве "гарнира", - все это имеет большое значение. Желательно, чтобы каждый номер имел свой "гвоздь программы" - наиболее острый, сенсационный, "хватающий за душу" материал. Подумайте, хорошо ли сочетаются друг с другом статьи, интервью, заметки, письма, стихи, цифры и факты, фотографии, рисунки, эмблемы - может быть, они дополняют друг друга или, наоборот, внутренне связаны между собой по контрасту? Так, материалы, содержащие информацию о соблюдении четырех регу-
лирующих принципов, что нередко, как известно, воспринимается "нормальными" людьми как посягательство на их "свободу", можно поместить рядом с рассказом о пире, празднике, кулинарными рецептами и т.д. Простые и ясные тексты будут также достойным ответом на проявленное к нам уважительное отношение.
Несколько советов психолога. Емкость и краткость (не "тяните резину"!), живость и увлекательность - непременные требования к составлению текстов для СМИ. Постарайтесь на практике быть персоналистами: для этого необходимо выработать свой собственный авторский стиль. На самом деле он уже есть у вас (ведь все мы личности), надо только помочь ему проявиться. Гладкие, штампованные фразы или слепое копирование даже лучших образцов принесут скорее вред, чем пользу. В то же время следите, чтобы в ваше произведение не проникли ваши личные проблемы - семейные, с родителями, или какие-нибудь скрытые материальные желания и намерения.
Другое требование - обращенность к читателю. Забудьте об одобрении или порицании со стороны преданных - сейчас вы как бы ведете диалог с совсем иной аудиторией. Не сосредотачивайтесь только на событийно-философской стороне дела - ориентируйтесь на излюбленный кармический вопрос: "А что я от этого буду иметь?" Иными словами, попытайтесь показать людям, что сознание Кришны выгодно для них.
Хотелось бы привести в пример "Вестник Food for Life", изданный в Екатеринбурге. Уже то, что одной из наиболее важных благотворительных программ Общества сознания Кришны, какой является гуманитарная миссия "Пища жизни", посвящено отдельное, притом регулярно выходящее издание, заслуживает всяческого одобрения. Его отличает к тому же самое, пожалуй, главное - хороший подбор материалов: интересные, содержательные интервью с вице-президентом крупного банка,
одним из жертвователей на уральскую "Пищу жизни", и популярным певцом Евгением Осиным; короткая справка о Шриле Прабхупаде -основателе "Пищи жизни"; доступные кулинарные рецепты. Производит впечатление и солидный список уральских спонсоров программы. Умелая, при полном отсутствии сектантского духа и грубой прямолинейности, подача фактического материала, удачное художественное оформление - другие достоинства этого бюллетеня.
Однако в нашем мире двойственности приходится сталкиваться и с другими примерами. Авторы некоторых публикаций постоянно "прокручивают" в своих статьях основные философские моменты сознания Кришны, столь блистательно изложенные Шрилой Прабхупадой, только они делают это в значительно более примитивной и скучной форме. Примеры тому находим в иркутской "Сурда-шана Чакре" или в донецкой "Славе Прабху-пады". Разумется, нет ничего плохого в пересказе вайшнавской философии своими словами, но когда вы говорите в непосредственном общении с людьми, вам наверняка служит подспорьем ваше личное обаяние преданного, а как письменный текст то же самое смотрится и воспринимается уже не так. Может быть, стоит больше прибегать к прямым цитатам из книг Шрилы Прабхупады и их посильному комментированию "на злобу дня"? (ненасилие, милосердие, духовность - эти темы сейчас наиболее актуальны для нашей страны).
Следует также указать, что газетная статья, очерк, интервью - это совершенно особые жанры, освоение которых требует упорства и практики, но если подменить их чем-то другим, то и эффект будет, увы, не тот. Так, прекрасная научная статья Равиндры Сварупы даса "Проект создания духовной цивилизации" выглядит в газете несколько тяжеловесно; это касается и серьезной глубокой публикации Сергея Шалаева "Философия, политика, мораль, культура, образование... Куда же поместить религию?" ("Сударшана Чакра").
И наоборот, "живые" тексты (истории санкиртаны, письма "друзей Кришны") выглядят в газете как нельзя более на месте, однако они явно нуждаются в сокращении и придании им большей остроты и динамизма ("Слава Прабхупады"). Публикация отрывков из книг издательства Би-би-ти - добрая традиция журнала "Бэк ту Годхед", и здесь она разумно сохранена, тем более что книга Тау-ранга" недавно увидела свет и опубликование одной из глав послужит ей также и хорошей рекламой.
Специальный выпуск "Гауравани", посвященный подготовке к Столетию Шрилы Прабхупады и включающий 108 способов его отметить, а также послания на его Вьяса-пуджу духовных учителей Рохинисуты Прабху
и Бхакти Чайтаньи Свами несомненно принесет пользу и наслаждение преданным и прихожанам. Однако и он выглядит слишком "теоретическим" - налицо недостаток (точнее -полное отсутствие) фактического событийного материала о том, как проходит подготовка к юбилею в Уральском регионе (проводится ли, например, спонсирование калашей, вечера Прабхупады и т.д.)
Нужно отметить, что пренебрежение, невнимание к факту - наиболее характерный недостаток всей молодой вайшнавской прессы СНГ. При описании таких важнейших благотворительных программ Движения сознания Кришны, как "Пища жизни", "Дайте этим людям шанс" убедительные примеры и факты начисто отсутствуют. Попробуем взглянуть с этой точки зрения на статью "Тюремный репортаж" из "Славы Прабхупады". Вроде бы все хорошо, преданные посетили Дзержинскую колонию. Чего же все-таки не хватает? С одной стороны - конкретики, с другой - обобщений:
а) как прошла сама церемония встречи с
заключенными, как они отреагировали на пра-
сад, книги, пение маха-мантры, какая установи
лась во время встречи атмосфера, слушали ли
они внимательно то, что им говорили предан
ные... Как вам понравится, например, такой по
ворот: - президент подмосковного храма "Шри
Шри Гаура-Нитай мандир" Видура дас начал
одно из своих "тюремных" выступлений сле
дующим образом: "Все мы находимся в тюрьме,
только вы буквально, а мы пока снаружи..." Это
произвело на заключенных большое впечатление
и сразу же помогло установлению контакта с
преданными;
б) обязательно также нужны короткие ин
тервью, хотя бы с одним из заключенных, отзы
вы сотрудников тюрьмы или колонии, правоох
ранительных органов;
в) была ли это разовая акция или програм
ма "Дайте этим людям шанс" продолжается; если
нет - кто или что этому препятствует;
г) полезна будет, например, и такая инфор
мация: как нам стало известно, министр внут
ренних дел РФ в одном из своих высказываний
признал полное равенство всех религий и заявил,
что персонал исправительных заведений должен
всячески содействовать духовному воспитанию
заключенных. Ведь именно оно дает гарантию
того, что, выйдя на свободу, человек снова не
станет преступником - ему не позволит ответст
венность перед Богом, как бы он ни называл
Его: Кришна, Христос, Аллах;
д) можно упомянуть также интересный
опыт калининградских преданных Прибалтики.
Помимо книг Шрилы Прабхупады, заключен
ным, считающим себя христианами, они прино
сят в тюрьму Библию, мусульманам - Коран... В
результате все проникаются уважением к созна
нию Кришны, начинают проявлять к нему инте
рес, чем и достигается цель.
Очень важны, как уже говорилось, публикации по программе "Пища жизни". Здесь
следует сделать акцент на милосердии преданных, не скупиться на детали. Подчеркнуть, что представители других конфессий (христиане, мусульмане, иудеи) оценивают их деятельность как искреннюю благотворительность.
Вообще сейчас в наших газетах и бюллетенях надо больше внимания уделять межконфессиональным контактам - это поможет опровергать обвинения в сектантстве и стремлению к самоизоляции. Например, уже сам факт, что в московском храме на Беговой читает лекции православный священник о. Олег Сте-няев, свидетельствует о широком плюрализме, свойственном ведической традиции, и начисто отвергает всякие домыслы о сектантстве.
В заключение - несколько слов об оформлении печатных изданий. Пожелание здесь, как и в отношении остальных пунктов, одно -больше профессионализма! Не бойтесь эффектной, с юмором, графики вместо не всегда качественных, наводящих уныние фотографий
(среди преданных столько талантливых художников!), поиграйте современными шрифтами. Здесь хотелось бы еще раз привести в качестве положительного примера екатеринбургский "Вестник Food for Life", а вот черно-белые расплывчатые фотографии изумительно красочных, радующих глаз книг Шрилы Прабхупады в "Сударшане Чакре" выглядят по меньшей мере странно.
Больше работайте над заголовками: броский, остроумный заголовок - половина успеха. И конечно, правильный русский язык. "Чистота сопутствует божественности" - этот лозунг в полной мере относится и к нам. Грамматические и орфографические ошибки, плохой стиль оскверняют сознание и читателя, и того, кто это написал.
Наконец, мы понимаем, как это сложно, но, насколько это возможно, при издании газет и бюллетеней постарайтесь достать бумагу получше (впрочем, многим это как раз удается).
Глава 2.
КАК ГОВОРИТЬ С ЖУРНАЛИСТАМИ? ЯМА И НИЯМА В ПРОПОВЕДИ СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Первоначально это руководство было составлено для преданных программы "Харе Кришна - Пища жизни", однако применять на практике его можно во всех случаях -разумеется^ с поправкой на время, место и обстоятельства.
Визг тормозов подъехавшей машины - и к вам, моющему котлы или раздающему старушкам молочную кашу, подходит некто с блокнотом, микрофоном или нацеленной телекамерой... "Корреспондент такой-то... Не могли бы вы рассказать о том, чем вы тут, собственно, занимаетесь?"
Что делать? Бежать, сославшись на занятость, и спрятаться в укромном месте, пока опасность не минует? А может, посвятить счастливца в сокровенные темы раса-лилы, накормить кашей или, на худой конец, отфутболить к кому-нибудь еще?
Первое, что действительно нужно - это понять, что Кришна послал нам замечательную возможность прославить Его, Шрилу Прабхупаду и всех преданных. Средства массовой информации (СМИ) формируют мнение тысяч и миллионов людей, и одна хорошая заметка, статья или интервью может оказать неоценимую помощь программе "Пища жизни". Бизнесмены будут жертвовать больше денег, правительство - охотнее откликаться на наши нужды, а население - уважать преданных и относиться к ним с большей симпатией. В "горячих точках", подобных Грозному, хорошая репутация - более надежная защита, чем бронежилет или даже БТР. К тому же подмечено, что результаты распространения книг подскакивают в дни появления положительной информации о нас в СМИ и сокращаются при появлении отрицательной. Поэтому попытайтесь воспользоваться этой возможностью сполна.
Первые минуты встречи..,
I. Возьмите себя в руки, не волнуйтесь и не паникуйте. Корреспонденты - такие же люди, как и мы. В конце концов, они не ожидают от вас произношения диктора Левитана или красноречия Жванецкого. Будьте самими собой. Разговаривайте спокойно, вежливо и корректно. Будьте доступны.
2. Представьтесь. Если ваш собеседник не
назвал себя, вежливо спросите, какую газету
или телекомпанию он представляет и как его
зовут. Постарайтесь запомнить это и при пер
вом удобном случае записать, можно просить
визитную карточку. Постарайтесь также, если
это возможно, учесть интересы вашей чита
тельской или зрительской аудитории.
3. Если доступен кто-либо из старших,
руководства, или преданный, ответственный
за общественные связи, предложите гостям
встретиться с ним. Это можно сделать при
мерно так: "К сожалению, у меня сейчас неот
ложное дело, но если не возражаете, я мог бы
познакомить Вас со Станиславом Лесовым,
нашим директором. Он руководит програм
мой с самого начала и сможет ответить на все
Ваши вопросы". Предложите гостям присесть
и подождать, а сами сбегайте за этим предан
ным.
4. Если же никого не оказалось, отложите
свою работу и уделите гостям максимум вни
мания. Предложите им присесть и приготовь
тесь ответить на их вопросы.
ЯМА (что нужно говорить и делать)
1. Будьте ответственным и внушающим доверие. Помните: Вы не просто поставщик информации, в данном случае Вы - лицо организации, которую представляете. Поэтому следите за своим внешним видом. Очень важно всегда быть опрятным и по возможности носить форменную майку "Харе Кришна -Пища жизни". Иначе Вас могут застать врасплох, и пока Вы будете вдохновенно рассказывать о героизме преданных "Пищи жизни", оператор будет тем временем показывать дырку на Ваших носках. Информируйте журналистов самым тщательным образом и никогда не думайте, что они уже все поняли. Сообщайте им четкие и ясные факты (обязательный набор: "Кто?", "Что?", "Где?", "Когда?",
"Почему?" и "Как?"), а также разъясняйте смысл описываемых Вами событий. При этом постарайтесь видеть проблему также и их глазами.
2. Ключевые моменты, которые нужно
твердо знать и постоянно подчеркивать:
- программа "Харе Кришна - Пища
жизни"
была основана Шрилой Прабхупадой в
1972 году;
- это крупнейшая в мире
благотворитель
ная организация по раз даче горячей веге
тарианской пищи нуждающимся;
- раздача вегетарианской пищи -
часть на
шей древней религиозной традиции, кото
рой более 5000 лет;
- Шрила Прабхупада хотел, чтобы в ра
диусе 10 километров вокруг храмов Соз
нания Кришны не было ни одного голод
ного;
- программа действует в 70 странах
мира;
общее количество распространенной пищи
- более 60 млн. обедов;
- мы не проводим никаких различий
между
людьми по национальным, религиозным
или политическим признакам; язык пищи
понимает каждый;
- добровольцы программы "Харе Кришна
- Пища жизни" выезжают в районы сти
хийных бедствий и вооруженных кон
фликтов, чтобы спасти от голода постра
давшее мирное население;
- сегодня только по России в рамках про
граммы раздается 1 млн. горячих бесплат
ных вегетарианских обедов в год.
3. Говорите только то, что Вы
точно
знаете. Рассказывайте о Вашем личном опыте,
о ваших впечатлениях. Если Вы чего-то не
знаете - не бойтесь в этом признаться. С дру
гой стороны, помогайте собеседнику, подска
зывая сюжет.
4. Нужно всегда иметь наготове
несколь
ко коробочек со сладкими шариками и обяза
тельно угостить собеседника. Это можно сде
лать перед интервью (лучше всего), во время и
даже после.
5. Сидите ровно и спокойно,
смотрите
собеседнику в глаза и улыбайтесь.
6. Дайте собеседнику
информационный
листок (их тоже надо иметь наготове в доста
точном количестве и в доступном месте).
7. Помните: все, что Вы
сказали, может
быть записано и затем показано или напеча
тано. Слово - не воробей. Если в Вашем рас
поряжении имеются подходящие фотомате
риалы, доведите это до их сведения. Это очень
важно для публикации хорошей статьи.
НИЯМА (то, чего следует избегать)
1 .Не углубляйтесь в философию, если Вас об этом не просят. Основным и единственным
философским моментом может быть духовное равенство всех людей перед Богом как движущий момент нашей благотворительной деятельности.
2. Не отвечайте на провокационные во
просы, особенно касающиеся политических
или религиозных противоречий. "Пища жиз
ни" существует для того, чтобы кормить лю
дей, а не заниматься политикой. Строго при
держивайтесь нейтралитета.
3. Не позволяйте сбивать Вас с толку,
всегда возвращайтесь к ключевым моментам.
4. Не спорьте с корреспондентом и не
по
вторяйте возможных ошибок собеседника.
5. Никогда не лгите.
6. Не будьте угрюмым или недружелюб
ным.
7. Не используйте жаргон ИСККОН.
8. Не угощайте корреспондента
чем-то
непривлекательным или слишком экзотиче
ским, даже если это пыль Вриндавана. Можно
предложить ему попробовать то, чем мы кор
мим людей, - если Вы пробовали это сами и
уверены в качестве (лучше всего хлебом).
9. Не кладите слишком много
прасада -
они едят в два раза меньше, чем преданные.
Всегда можно предложить добавки.
Перед отъездом из "горячей точки"
1. Помните, что интерес СМИ к
"горячим
точкам" везде очень велик. В небольших горо
дах он даже еще больше, чем в Москве или
Петербурге. Приготовьтесь к тому, чтобы из
влечь максимум пользы из своего пребывания
там по приезде в родную ятру. Ваше возвра
щение из "горячей точки" может стать собы
тием городского масштаба и дать большой
импульс проповеди Сознания Кришны и раз
витию "Пищи жизни" в Вашем городе.
2. Не надейтесь на память. На протяже
нии вашей работы в "полевых условиях" веди
те дневник - даже самые яркие впечатления
забываются очень быстро.
3. Заранее возьмите у директора или
его
заместителя основные документы - отзывы,
газетные статьи, информационные листки,
фотографии. Они Вам очень пригодятся.
4. Сразу после возвращения в сотрудни
честве с ответственным за общественные связи
подготовьте и распространите сообщение для
СМИ, с краткой информацией о программе в
том месте, откуда Вы прибыли, и о Вашем
участии в ней.
5. Необходимо устроить интервью с
Вами
на телевидении и радио.
6. Не попадайте в ловушку ложной
скромности - вы прославляете не себя, а пре
данных, Шрилу Прабхупаду и Кришну.
Глава 3. КАК РАЗГОВАРИВАТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ
Надеемся, что эти общие рекомендации помогут вам не только более квалифицированно вести телефонные разговоры, но и правильно общаться в повседневной жизни
В любой профессиональной коммуникации имеется три обязательных составляющих: рапорт — присоединение — ведение.
Рапорт
Рапорт — это то, что я сообщаю партнёру по коммуникации, чтобы привлечь к себе его внимание. Эта как первая подача в игре.
В общении по телефону существует 5 правил рапорта.
Правило 1. Расположи к себе своим «Алло».
Правило 2. Не забудь поздороваться! Но приветствие — это ещё не весь рапорт.
Правило 3. Обязательно представься. Даже если ты абсолютно уверен, что твой голос узнали или ты звонишь в течении часа третий раз.
Правило 4. Выясни, с кем ты говоришь.
Правило 5. Выясни, могут ли с тобой говорить, и если могут, то как долго?
Здесь ты уже на грани перехода от рапорта к присоединению. Ты входишь во время своего партнёра, начинаешь существовать с ним вместе. Пристройся к его самочувствию, темпераменту, не дави на него своей бодростью или темпом.
его манере говорить. Особенно важен темп речи.
В психологии есть такой термин — эмпа-тия. Это способность вчувствоваться в другого человека, когда каждый из нас слышит — а как там, на другой стороне? И если вы оба после телефонного разговора испытываете чувство победы — значит, общение состоялось. Этого-то и позволяет достичь эмпатия.
Запомни несколько основных правил присоединения.
Правило 1. Дай своему собеседнику возможность высказаться. Ты ему позвонил. Ему вовсе не хочется выслушивать твои аргументы и твою точку зрения. И в 99 случаях из 100 он и не станет этого делать, пока не убедится, что ты искренне интересуешься им. Поэтому прояви к нему максимум внимания.
Правило!. Слушай внимательно. Шраванам — основа успеха не только в духовной жизни. Каждому хочется, чтобы его доброжелательно, участливо выслушали. Поэтому тебе придётся стать хорошим резонатором — так ты сможешь легко и быстро убеждать людей.
Присоединение
Основная задача этого этапа — создание атмосферы психологического комфорта.
В разговоре по телефону это означает прежде всего присоединение к голосу и речевой манере собеседника. Помни: люди будут склонны симпатизировать и больше доверять тебе, если ты хоть в чём-то похож на них.
Слушай своего партнёра, как слушают друг друга музыканты: темп, тембр, ритм, — и у вас получится неплохой джаз. Конечно, вовсе не нужно в точности его копировать, но постарайся хотя бы немного приблизиться к
Техника активного слушания
а) Слушая, не замолкай (но и не перебивай собеседника). Теоретически это просто, но лишь немногие владеют этим навыком на практике. Сопровождай своё активное слушание междометиями типа:
- мм, угу, да (подтверждение);
да что Вы?мм?да?о~о? (удивление), а также фразами-восклицаниями типа:
-Это же замечательно!
-Что Вы говорите!
-Не может быть!
-Верно!
-Это как раз то, что нужно.
-Чудесно!
•Искусство убеждать-
-Вот видите!
-Ну надо же!
Старайся вникнуть в потребности, заботы и трудности собеседника. Если он задает вопрос: «Вы меня слушаете? Алло?», это значит ты совершил ошибку: на другом конце провода усомнились в твоём внимании.
б) Слушая собеседника, старайся не думать
о том, что скажешь ему в ответ. Слушай его.
в) Не стремись продемонстрировать, что
ты больше понял, чем он хотел сказать.
Правило 3. Умей вовремя задать нужный вопрос.
Техника задавания вопросов
а) Задавай вопросы, которые помогут собе
седнику раскрыться. Например:
- А что Вы думаете по этому поводу?
- И что Вы собираетесь делать?
- У Вас уже есть какой-то план?
б) Покажи, что ты понимаешь своего собе
седника. Для этого перефразируй его основную
мысль в форме вопроса. Например:
- То есть Вы хотите сказать, что.,.?
- Я так понял, что...?
в) Используй вопросы из серии «выбор без
выбора». Например:
- Вам удобнее получить приглашение (или
что-то ещё) по почте или лично в руки?
г) Для успеха в общении очень важно, что
бы собеседник как можно больше раз согласился
с тобой. Постарайся «запрограммировать» его
на троекратное произнесение «Да» (в технике
нейролингвистического программирования этот
приём называется «трюизм»). Например:
- Вы что-нибудь слышали о Движении
соз
нании Кришны?
- Вам понравился прасад?
- Красивый был праздник?
И пусть он только попытается ответить на эти три вопроса! отрицательно. Можно задавать и более простые вопросы на подтверждение. Например:
- Для Вас, наверное, это было непросто?
- Вы очень расстроились?
- Вам это интересно?
ведение
Рассматривая технику присоединения, мы уже немного затронули и ведение (вспомни «трюизм» и вопросы из серии «выбор без выбора»). Здесь также есть несколько дополнительных правил.
Правило 1. Будь изобретательным. Отнесись к каждому телефонному разговору творчески — пусть он станет твоим личным открытием.
Правило!. Предлагая по телефону книгу (статью, калаш, приглашение на праздник, сотрудничество, сделать пожертвование), предлагай собеседнику благоприятные перспективы, связанные с этим — причём именно для него. Помни: больше персонализма — больше успеха! Чтобы справиться с этой задачей, постарайся взглянуть на твое предложение с точки зрения партнёра.
Учитывая его систему ценностей, создай яркий, привлекательный образ будущего, связанного с тем, что ты предлагаешь. Пусть твой собеседник видит, слышит, ощущает то, что ты описываешь. Имей при этом в виду, что люди подразделяются по принципу доминанты восприятия на визуалов (зрение), ау-диалов (слух) и кинестетиков (движения, ощущения тела).
Правило 3. Сумей почувствовать, согласен ли с тобой собеседник, и если да, двигайся дальше. Если же он в замешательстве, будь осторожен. Если нужно — остановись, измени направление. Например, вот так:
- Мне кажется, у Вас есть свои соображения. Что Вы об этом думаете?
Затем, используя технику активного слушания, терпеливо выслушай все его сомнения. Будь абсолютно уверен, что не оставил без внимания ни одного его возражения, иначе всё это впоследствии обернётся против тебя.
Правило 4. Не «дави на психику» собеседнику, особенно если чувствуешь, что у него могут быть из-за нас неприятности. С другой стороны, сумей уловить момент, когда он готов пойти тебе навстречу.
Правило 5. Будь всегда правдив. Мир слишком тесен, чтобы позволить себе роскошь наживать врагов.
Правило 6. Чем важнее для тебя возможное сотрудничество, тем в большей степени ты должен предоставить своему партнёру свободу выбора.
Правило?. Пронеси чувство уверенности от старта до финиша (того момента, когда ты положишь трубку).
Шакти, энергию, нельзя увидеть или потрогать, но можно ощутить. В данном случае речь идет о твоей личностной цельности и искренности, которые дадут тебе волшебную власть над ситуацией.
Обязательно считай себя удачливым — люди очень тонко чувствуют это, и тебе будет гораздо легче с ними общаться. Тебе везёт —
даже тогда, когда не повезло, потому что это послужит тебе уроком.
Правило 8. Ограничивай имеющееся время, особенно первой беседы по телефону — это произведёт благоприятное впечатление.
Правило 9. Не стоит спрашивать собеседника, когда он может с тобой встретиться — назови ему на выбор свои варианты. Человеку легче согласиться с твоим предложением, чем лишний раз напрягать мозги.
Правило 10. Договариваясь о встрече, точно укажи её место и время и убедись, что собеседник чётко их усвоил. Ничего хорошего, как правило, не приносят реплики типа: «Я постараюсь быть» или «Я дам Вам знать».
Если человек согласился встретиться с тобой, но в последний момент передумал, не теряйся. В этом случае целесообразно назначить новую встречу, но так, чтобы он немного подождал её. Тогда он поймёт, что встреча с тобой является важной. С другой стороны, подчеркни, что личное присутствие собеседника много значит для тебя.
И всё-таки, если твой собеседник не пришёл — позвонить ему или махнуть рукой? Если ты уверен, что он проявил искренний интерес к твоим предложениям, к тому, что ты сказал — позвони и выясни, что случилось. Помни: уметь не обидеться — это тоже искусство. Будь снисходительным.
Звони. У тебя непременно всё получится — ведь с тобой Кришна!
Глава 4.
КАК РЕДАКТИРОВАТЬ РУКОПИСИ ВАЙШНАВОВ
Мы перечисляем ниже несколько простых правил, соблюдение которых, впрочем, абсолютно необходимо.
1. Прочитать весь текст целиком.
2. Проверить соответствие заголовка
то
му, о чем говорится в тексте.
3. Проверить деление текста на абзацы
-
чтобы оно было смысловым, а не формаль
ным. Текст должен быть логически связным, с
переходами от одной темы к другой.
4. Если нужно - сократить, убрать
несу
щественные подробности, многословие. Оста
вить самое важное - наиболее эффектные де
тали. Подумать, годится ли такая подача ма
териала для читателя, которому он предна
значается?
5. Выверить фактический материал -
имена собственные, фамилии, географические
названия, цифры. Установить, соответствуют
ли действительности и не устарели ли факты:
а) если есть фотографии или рисунки, по
смотреть, наглядны ли они и нет ли в них проти
воречий с текстом,
б) соответствуют ли географические назва
ния современным стандартам (Беларусь, Мол
дова и т.д.),
в) нет ли противоречий между приводимы
ми цифрами (если можно, произвести необходи
мые арифметические подсчеты).
6. Произвести унификацию текстового
материала:
а) числительные должны везде писаться
одинаково - либо цифрами, либо словами (до
пустимо: до 10 - словами, затем - цифрами); по
рядковые числительные цифрами пишутся так: в
4-м, 5-ю (не в 4-ом, 5-ую);
б) сокращения должны быть единообраз
ными (тысяча - тыс., миллион - млн., квадрат
ный метр - кв. м., т.е. все полностью, или все со
кращенно);
в) имена собственные - либо все пишутся
так: инициалы + фамилия (И.П.Петров), либо
только первый инициал (И.Петров), либо все
полностью (Иван Петров). Духовное имя пре
данных в текстах для карми либо вообще не на-
зывается, либо в скобках после кармического, но везде единообразно;
г) единообразно должны быть написаны:
"Харе Кришна - Пища жизни", ИСККОН (или
везде MOCK), Сознание Кришны - "сознание" с
маленькой буквы), Международное общество
сознания Кришны;
д) в названиях книг: "Бхагавад-гита"
(через
черточку и "гита" с маленькой буквы); "Шримад
Бхагаватам"; "Чайтанья-чаритамрита";
е) единообразно передавать санскрит, на
пример: "ачарья", "Маяпур" (или везде "йа");
7. Сделать стилистическую правку:
а) Убрать повторы слов и заменить их си
нонимами (напр., чтобы не употреблялось на
каждом шагу слово "кришнаит" - заменить сло
вами "преданные Кришны", участники (последо
ватели) Движения Сознания Кришны, вайшна-
вы, для карми - вишнуиты),
б) Не должно быть рядом или близко па
раллельных конструкций (напр., все время со
словами "который", "что"),
в) Убрать нагромождения причастий и
причастных или деепричастных оборотов в од
ном предложении. Заменять их придаточными
предложениями.
г) Слишком длинные фразы разбить на 2-3
коротких,
д) Проверить согласование - нет ли оши
бок вроде: "утро в небольшом селе, затерявшим
ся среди горных ущелий..."
8. Проследить за отбором слов:
а) чтобы не было явных просторечий и в то
же время слишком "научных", не понятных ши
рокому читателю слов, а также санскрита (пра-
сад, ятра, гуны, ашрам, мантра - для карми каж
дый раз в скобках расшифровывать).
б) осторожнее с иностранными и заимство
ванными словами - лучше каждый раз смотреть
их значение в толковом словаре и решать, уме
стно ли оно в данном тексте.
9. Провести корректурную вычитку, све
ряясь с орфографическим словарем:
10
а) обратить особое внимание на написание
слов: "инцидент", "прецедент", "конъюнктура" и
т.д.;
б) проверить, правильно ли расставлены
запятые;
в) уточнить названия организаций, меро
приятий (как правило, заглавная в них только
буква первого слова: Международный институт
Бхактиведанты, День защиты детей, но - Госу-
дарственная Дума РФ); должностей: Президент РФ, но - председатель Центра обществ сознания Кришны и т.д.
10. В верстке проверить переносы - чтобы не было слишком неблагозвучных, приставку лучше целиком отделять от слова, а в сложных словах - корень от корня.
Значки корректурной правки
1.
ттт
знаки замены одной буквы на другую:
- направленные влево - на левой половине страницы,
вправо - на правой I
- по центру страницы вниз J
- по центру страницы вверх [
2.
7.
8.
две-буквы 11 .
и т.д. - заменяются
и т.д. - три и больше букв, рш^слово, или несколько слов
- убрать'
- вставитц/слово
' х^
словосочетанию лю-
- перенос словауфразы,(сГ
бой части текста " ~
- сделать пробел между словами и т.д.
- убрать пробел
S~-
- поменятьсместами^слова
или буквы
- вставить абзац между строчками
(В идеале значки замены и вставки не должны повторяться в пределах одной страницы, чтобы можно было легко отыскать нужную правку - по центру страницы вниз)
9.
- оставить
12.
^начать с красной строки (с абзаца)
- убрать абзац (в подбор)
- исправить перенос
Итак, все корректурные значки выносятся на ближайшее к правке поле страницы, там повторяются и рядом с ними пишется нужный вариант.
11
Глава 5. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРЕСС-РЕЛИЗА
(Известный войшновский журналист из США Ануттама дас делает ценные замечания в ответ на'пресс-релиз, присланный ему одним из храмов. Надеемся, что они помогут сделать и ваш пресс-релиз более полным и доходчивым).
1. Возьмите за правило во второй или
третий пункт вашего сообщения включать
небольшую вставку - информацию, об ИСК-
КОН более общего характера. Например, в
данном случае вслед за рассказом о положе
нии прихожан можно дать информацию о
том, какое влияние ваш храм оказывает на
жизнь местной общины.
2. Вы говорите о 6.000 прихожан. Эта
цифра кажется мне завышенной. Вы уверены,
что сможете представить ее документальное
подтверждение? Мы должны быть очень осто
рожными с фактическим материалом, чтобы
люди доверяли нашим сообщениям.
3. Избегайте употребления слов, недос
тупных для понимания обычных людей. Так,
вы приводите список нескольких ежегодных
праздников. Я думаю, следует назвать мень
шее количество праздников, но зато кратко
объяснить значение этих слов. Например: "...
которые включают Джанмаштами (день явле
ния Господа Кришны), Вьяса-пуджу (праздно
вание явления духовного учителя)..." Фраза
"Это несомненно поможет человеку возне
стись в духовный мир" звучит слишком эзоте
рически для пресс-релиза.
4. В сообщениях о фестивалях и
торжест
венных церемониях, проводимых ИСККОН,
обязательно укажите, какие "Ви-ай-пи" (т.е.
особо важные лица) их посетили, списки при
глашенных готовьте заранее. Возьмите у них
интервью и опубликуйте, что они скажут. Не
плохо также сфотографировать их вместе с
преданными, с гирляндами на фоне храма,
колесницы, лозунга "Харе Кришна - Пища
жизни" и т.д.
5. Некоторые другие соображения:
а) подготовьте информационный листок о вашем местном храме - это очень поможет в работе с журналистами;
б) надо выбрать преданных, которые будут
заниматься специально связями с прессой; это
должны быть опытные и квалифицированные
люди;
в) всегда следует держать под рукой 10-12
изданий и документов ИСККОН.
Вниманию преданных СНГ: такие документы можно приобрести в пресс-центре МОСК.
Кроме того, пресс-центр ежемесячно посылает в средства массовой информации специальный бюллетень, который называется "Харе Кришна сегодня". Мы будем рады поместить в него и сообщения о деятельности вашей ятры (желательно с высококачественными фотографиями).
Наш адрес: 125284 Москва, Хорошевское шоссе, д.8, корп. 3 Телефон: 943-34-81.
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru