Библиотека svitk.ru - саморазвитие, эзотерика, оккультизм, магия, мистика, религия, философия, экзотерика, непознанное – Всё эти книги можно читать, скачать бесплатно
Главная Книги список категорий
Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск

|| Объединенный список (А-Я) || А || Б || В || Г || Д || Е || Ж || З || И || Й || К || Л || М || Н || О || П || Р || С || Т || У || Ф || Х || Ц || Ч || Ш || Щ || Ы || Э || Ю || Я ||

Бринза А.

Личность, служение и действия Духа Святого



Оглавление

Важность учения о Святом Духе
Триединство Бога
Учение Ветхого Завета
Учение Нового Завета
Дух Святой есть Личность
Действия Духа Святого
Грехи против Духа Святого
Дары Духа Святого


Важность учения о Святом Духе

Данная тема очень важна и имеет практическое значение для каждого верующего человека. В наше время все больше и больше возникает различных ложных учений о Духе Святом, потоком издаются новые книги, где афишируются различные проявления, приписываемые Его действиями, часто далекие от Священного Писания. Люди теряются в поисках ясного понимания и разочаровываются вообще в Боге и Его спасении.
Все это происходит по причине, на которую указывал Господь:
Матф.22:29 - "Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией".
К изучению этого вопроса люди часто подходят под влиянием ранее сложившегося понимания, а опыт духовных переживаний возводят в догму.
В Слове Божием нам дано все потребное для жизни и благочестия (2Петр.1:3) через познание Господа. Священное Писание - полное, законченное откровение Божие, данное для Церкви (2Тим.3:16-17; Иоан.14:26; 16:13). Истина о Духе Святом вполне открыта, начиная с книги Бытие: "… и Дух Божий носился над водою" (1:2), и заканчивая книгой Откровения: "Дух и невеста говорят: приди" (22:17).
Слово Божие открывает нам, что люди после грехопадения лишились славы Божией, грех разделил человека с Богом (Рим.3:23; Ис.59:2). Возникла проблема: "Как человек оправдается перед Богом?" (Иов.9:2). Бог во Христе разрешил этот вопрос на Голгофе, когда грех мира был возложен на Иисуса Христа и пригвожден ко древу (1Пет.2:24).
Теперь, "оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа" (Рим.5:1).
Но имеется и вторая проблема: как оправданному верующему побеждать грех и освящаться, преображаясь в образ Иисуса Христа. "Ибо, кого он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями" (Рим.8:29). В день Пятидесятницы Бог ответил на второй вопрос, послав Дух Святой, чтобы каждый уверовавший получил силу для святой жизни.
"Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями…" (Деян.1:8). Вопрос оправдания человека перед Богом решен Богом Сыном за нас, а вопрос святой жизни совершает Дух Святой от момента возрождения и до славного восхищения Церкви.

Триединство Бога

Священное Писание утверждает триединство Бога:
Втор. 6:4 - "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть".
Ис.45:5 - "Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня".
1Кор.8:4 - "Нет иного Бога, кроме Единого".
Единство Бога значит, что Бог един, и что нет других богов. В Ветхом Завете нам открыт единый Бог, но в трех Лицах. Хотя эта истина трудно объяснима, мы принимаем ее верой, поскольку она открыта в Священном Писании. Подробное объяснение этого вопроса не является целью данной работы, поэтому только вкратце даем изложение:

Учение Ветхого Завета

Быт.1:26 - "сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему".
Быт.3:22 - "Адам стал, как один из Нас".
Быт.11:6-7 - "Сойдем же и смешаем языки".
Быт.19:24 - "Пролил Господь … серу и огонь от Господа".
Ис.6:8 - "Кто пойдет для Нас".

Учение Нового Завета

В Матф.3:16-17 Иисус Христос принимает крещение, Дух Святой сходит в виде голубя, Отец Небесный свидетельствует о Сыне. В Матф.28:18-20 Христос дает повеление о крещении "во имя Отца и Сына и Святого Духа". В Посланиях (2Кор.13:13; Рим.15:30; Ефес.4:4) содержится апостольское благословение: "Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми нами".
Все три Личности Святой Троицы равны по Своим природным и нравственным свойствам. Все обязательные аспекты Божества принадлежат и Духу Святому. Если о Духе Святом часто пишется "Святой", то это не по той причине, что Он более свят, чем Отец и Сын, а по причине Его назначения - освящать нас, осуществлять Свою святую жизнь в нас. Дух Святой обычно упоминается последним не потому, что занимает более низкое положение, а в связи с порядком выполнения дела спасения и принадлежащими Ему функциями. Функционально Отец является первым в Святой Троице в составлении плана спасения; Сын воплотился, умер, воскрес и вознесся на небеса, совершив план спасения; Дух Святой осуществляет совершенное Христом спасение в сердцах людей и освящает уверовавших. Отец Небесный - источник всех благословений; Сын - канал благословений; а именно посредством Духа Святого, пребывающего в верующем человеке, истина спасения становится живой действительностью в жизни.
Еще один пример различных функций Святой Троицы - на кресте умер не Отец и не Дух Святой, а Бог Сын. В день Пятидесятницы сошел не Сын, а Дух Святой. Весь план искупления и спасения составлен Святой Троицей без нас. Иисус Христос совершил спасение для нас, но без нас, а Дух Святой совершает Свой труд в нас и с нашим участием.

Дух Святой есть Личность

Очень важно понять по Слову Божию истину о том, что Дух Святой не сила и не влияние, а Личность. С одной стороны, имеют место ложные учения об этом, смущающие верующих, а с другой - знание этой истины важно для практической жизни. Как-то к д-ру Торрею подошла одна женщина с каким-то вопросом, но при этом сказала очень самоуверенным тоном: "Я хочу, прежде всего, сказать вам, что имею Духа Святого". Он же ей задал вопрос: "А Дух Святой имеет ли вас в Своем распоряжении?" Если понимать, что Дух Святой сила или влияние, тогда силой руководит и управляет сам человек, а если Личность, тогда человек должен повиноваться Ему, слушать Его. Сам Христос внес ясность апостолам перед Своим вознесением:
Деян.1:8 - "Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой".
Он не говорит, что сойдет сила, но Дух Святой, дающий, сообщающий силу. Отрицать Духа Святого как Личность - это великое оскорбление Бога.

Трудности в определении Духа Святого как Личности

При сравнении с другими Лицами Святой Троицы Он кажется безличным из-за того, что окружающий мир свидетельствует о Боге Творце, и это помогает через творение видеть Бога как Личность (Рим.1:19-20). Иисус Христос воплотился, жил на земле, многие видели Его до смерти на кресте, и после воскресения Своего Он являлся более 500 братьям, имеются исторические доказательства о Нем. Хотя Дух Святой совместно с Отцом и Сыном участвовал в творении и осуществлении спасения, но Его служение представляется, при недостаточном исследовании, как проявление силы Божией. Из-за названия Дух Святой назван Духом Божиим (Быт.1:2; Иов.33:4), дыханием Вседержителя (Иов.32:8; 33:4), сравнивается с ветром, огнем, водой (Иоан.3:5-8; Иоан.7:37-39; Деян.2:1-4). Дух Святой не всегда упоминается вместе с Отцом и Сыном: "Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам" (1Фес.3:11).

Доказательства Личности Духа Святого

Нам трудно определить сущность Бога, поскольку мы пользуемся нашими человеческими критериями. Но если эта сущность обладает свойствами и качествами личности, то можем утверждать, что сущность есть личность. Личность определяется не наличием физических органов, но наличием разума, чувств, воли.
Дух Святой имеет личные имена: Утешитель (Иоан.14:16; 16:7; Рим.8:26), по-гречески "Параклетос", т.е. "ходатай (адвокат)". Он Тот, Кто был позван стать бок о бок с другим, позван защищать содействием.
Ходатаем назван также Иисус Христос (1Иоан.2:1).
В Св. Писании в отношении Духа Святого употреблены личные местоимения мужского рода: "Он, Его" (Иоан.16:7,8,12).
Дух Святой действует, как Личность: наставляет нас (Иоан.8:13), обличает мир о грехе (Деян.16:8), творит чудеса (Деян.8:39).
К Духу Святому относятся, как к Личности: Ему повинуются (Деян.10:19-24), Ему возможно солгать (Деян.5:3), Ему могут противиться (Деян.7:51), Его можно оскорбить (Ефес.4:30; Евр.10:39), Его возможно похулить (Матф.12:31).
Дух Святой упоминается как Личность также наравне с другими личностями: с апостолами (Деян.16:14), с Отцом и Сыном (Матф.28:19; 2Кор.13:14), со Своей силой (Лук.4:14; Деян.10:38; 1Кор.2:4).

Святой Дух есть Бог

Святой Дух имеет Божественные имена. Как и Христос, Святой Дух назван Богом и Господом (Деян.5:3-4; 2Кор.3:18). Он назван Духом Божиим и Духом Христовым (1Кор.3:16; Рим.8:9).
Святой Дух имеет Божественные свойства: всеведение - "Дух все проницает" (1Кор.2:10); вездесущность - "Куда пойду от Духа Твоего" (Пс.138:7). Он в одно и то же время может пребывать во многих сердцах верующих (Иоан.14:17); Он обладает всемогуществом (Зах.4:6; Иов.33:4; Пс.103:30).
Дух Святой творит Божественные дела: животворит (Иоан.6:63; 1Кор.15:45), воскрешает и оживляет (Рим.8:11), возрождает (Иоан.3:5-6), Он - Автор Священного Писания (2Пет.1:21).
Дух Святой освящает Своим присутствием, Его огорчает всякая нечистота (Лук.11:13; Рим.1:4).

Имена Духа Святого

Дух благодати, т.е. милосердия (Евр.10:29). Его огорчает всякая жестокость, непримиримость, горечь, отсутствие доброты, любви.
Дух истины (Иоан.14:17; 15:26; 16:13; 1 Иоан.4:6; 5:6). Он открывает, утверждает, свидетельствует и защищает истину, противостоит духу заблуждения, фальши, обману, лицемерию.
Дух Жизни (Рим.8:2). Он ведет верующего к жизни, свободной от греха. Его огорчает равнодушие, духовная тупость.
Дух величия славы (1Пет.4:14). Он освящает, преображает характер (2Кор.3:18). Его печалит все мирское, земное, плотское.
Дух премудрости и откровения (Ефес.1:17; Ис.11:2; 61:1-2; Лук.4:18-19). Его печалит невежество, самомнение, наглость.
Дух силы, любви и целомудрия (2Тим.1:7). Его огорчает все бесплодное, беспорядочное, бесстыдное.

Действия Духа Святого

Действия Духа Святого условно можно разделить на три периода:
- Ветхозаветный период - откровение Бога - от книги Бытие до водного крещения Иисуса Христа, когда "Он был явлен Израилю" (Иоан.1:31).
- Период откровения Бога Сына - от водного крещения Его до вознесения.
- Период откровения Бога Духа Святого - от дня Пятидесятницы до встречи Церкви с Христом - период создания и приготовления Церкви.
Это разделения условно, потому что во всем плане спасения принимал участие Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Начиная от сотворения земли, прослеживаются три характерные черты действия Духа Божия в органическом и неорганическом мире, а также в духовной жизни людей: разумность, свет и красота. Поэтому мы не можем признавать такие приписываемые Духу Святому действия, как отсутствие здравого смысла, таинственность, запутанность, бесчинства, проявления безобразия.

Ветхозаветный период

Слова "Дух Божий" в Ветхом Завете встречаются приблизительно 100 раз. Мы обратим внимание только на характерные Его действия в этот период, так как имеется много исследовательской литературы по этому вопросу.
Дух Божий участвовал в творении: 1) в планировании всего творения (Ис.40:12-14); 2) в сотворении звезд (Пс.32:6); 3) в сотворении земли (Быт.1:2; Втор.32:11; Иер.23:9); 4) в создании животных (Пс.103:29-30); 5) в составе Святой Троицы при сотворении человека (Быт.1:29; Иов.27:3; 33:4).
Дух Святой давал откровения и вдохновлял писателей Св. Писания.
"Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2Пет.1:21). "Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня" (2Цар.23:2). "А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его" (Мих.3:8). Новый Завет говорит о Духе Святом как об Авторе Ветхого Завета. Апостол Павел (Деян.1:16) цитирует Пс. 40: "… в Писании предрек Дух Святой устами Давида". Сам Господь Иисус (Матф.22:43) ссылается на Пс. 109, написанный Давидом "по вдохновению". В Евр.3:7 и 10:15-16 видим утверждение: "Как говорит Дух Святой".

Действия Духа Святого в людях

Дух Святой пребывает в людях: Иосиф (Быт.41:38); Иисус Навин (Числ.27:18); Даниил (4:8; 5:11; 6:3).
Реже встречается выражение "в них", но чаще - "на них": Валаам (Числ.24:2); судьи (Суд.3:10; 6:34; 11:29; 13:25); Саул (1Цар.10:10); Давид (1Цар.16:13); пророк Азария (2Цар.15:1).
Дух Святой исполнял отдельных людей силой, мудростью, способностью для строительства скинии, судей облекал способность воевать (Исх.31:3; Суд.3:9; 11:29). Мы видим из Св. Писания, что Дух Божий в основном действовал через судей, священников, царей, пророков, т.е. людей, занимающих руководящее положение среди Израиля. Дух Святой сходил на них и облекал силой для выполнения какого-то дела и снова оставлял.
Дух Божий употреблял иногда людей с низкими моральными качествами, как например, Валаама (Числ.24:2; Иуд.11), Самсона (Суд.13:25; 14:6-9). Он оставил Саула, а когда тот хотел убить Давида, Дух Божий сошел на три отряда слуг Саула и на него самого (1Цар.19:20-24). Бог помазал Кира, языческого царя Персии, Духом Святым для выполнения служения, хотя Кир и не знал этого (Ис.44:28-45:6).
Не встречаются в Ветхом Завете такие действия Святого Духа, как возрождение (даже учитель Израиля Никодим не знал об этом, Иоан.3:10), крещение Духом Святым, залог, запечатление.
Ни одному праведнику не было сказано, что тело его - храм Духа Святого. Израиль принадлежал Богу не по духу, а по плоти через обетования, данные Аврааму, Исааку, Иакову, независимо от их отношения к Богу. Человек получал земные благословения, наказывался и воспитывался по плоти через лишение материальных благ и пленение другими народами.
Многие действия Духа Святого, труднообъяснимые для нас, были предприняты с целью сохранить народ Божий от идолопоклонства, для приготовления воплощения Бога Сына. Ветхозаветный народ имел два обетования: одно о приходе Мессии, а второе о приходе Духа Святого.
Дух Святой будет излит на всякую плоть (Иоил.2:28-29); излит на весь дом Израилев (Ис.44:3; Иез. 39:29); будет дарован навсегда (Ис.59:21); "вложу в вас Дух Мой и оживете" (Иез.37:19); "дам сердце новое и Дух новый дам вам" (Иез.36:26-27).

Действие Духа Святого в Иисусе Христе

Христос зачат от Духа Святого. Так возвестил Ангел Гавриил (Лук.1:35), и Бог открыл Иосифу, что Дитя, Которое должна родить Мария, есть от Духа Святого (Матф.1:20). Иисус Христос был помазан Духом Святым (Лук.4:18; Деян.10:38); на Нем почиет Дух Господень (Ис.11:1-2; 42:1; 61:1; Пс.44:8; Евр.1:9).

Действие Духа Святого от крещения Господа до дня Пятидесятницы

Иисус Христос до 30 лет не выступал на служение, но возрастал в Назарете. Бог послал Иоанна Крестителя приготовить путь Господу через покаяние и водное крещение. Иоанн объявил: "Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю" (Иоан.1:31). Когда Христос принимал крещение, Иоанн свидетельствует: "Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем" и Пославший меня сказал: "На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым" (Иоан.1:32-33). И вот впервые после грехопадения в роде человеческом явился безгрешный Сын Человеческий, в Котором мог постоянно пребывать Дух Святой, а не периодически, как во всей Ветхозаветной истории.
Священное Писание свидетельствует о Христе, что Он был исполнен Духа Святого (Лук.4:1), ходил в силе Духа (Лук.4; 14), был помазан Духом Святым во исполнение пророчества о Нем (Ис.61:2; Лук.4:18-21; Деян.10:38), изгонял бесов Духом Божиим (Матф.12:28), давал повеление ученикам Духом Святым (Деян.1:2). Христос Духом Святым принес Себя непорочного Богу (Евр.9:14). Он был воскрешен из мертвых посредством Духа Святого (Рим.8:11). Посредством Своего воскресения Иисус Христос открылся могучим Сыном Божиим по Духу Святыни (Рим.1:4; 1Тим.3:16).

Состояние учеников до дня Пятидесятницы

Господь избрал Двенадцать учеников, они были с Ним день и ночь три с половиной года, были научены многим истинам, но по отношению к Духу Святому в их сердцах продолжался еще Ветхозаветный период.
Это неповторимый, исключительный период в плане Божием.
Иоан.7:37-39 - "Стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен".
Это ключевое место Св. Писания для понимания состояния верующих в Него этого периода:
- На них еще не было Духа Святого.
- Им предстояло принять Его в будущем.
- Причина была не в их состоянии, как некоторые учат, а в Божьем плане спасения - Христос еще не был прославлен.
Возникает вопрос: "Когда же Иисус был прославлен, и когда пришел Дух Святой?" Этого не произошло до Христова воскресения, не было в самом Воскресении, а только после Вознесения на небо Иисус был прославлен. "Итак Он, был вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите" (Деян.2:33). Дух Святой пришел в день Пятидесятницы.
Из этого видим, что уверовавшие получили Духа Святого только в день Пятидесятницы. Апостол Петр, объясняя в Иерусалиме о своем посещении дома Корнилия и получении язычниками Духа Святого, говорит о событии дня Пятидесятницы, что сошествие Духа Святого было, "как и на нас вначале" (Деян.11:15). То есть, начало получения Духа Святого апостолами - в день Пятидесятницы. Христос говорил ученикам о Духе Святом:
Иоан.14:17 - "Он с вами пребывает и в вас будет".
Иоан.14:16 - "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек".
Иоан.14:20 - "В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас".
Пребывание Христа в верующем в Него и верующего во Христе осуществилось только со дня Пятидесятницы.
Иоан.14:23 - "Мы придем к нему и обитель у него сотворим".
Иоан.15:26 - "Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам".
Иоан.16:7 - "Но Я истину говорю вам: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам".
И перед Своим вознесением Иисус Христос говорил: "Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой" (Деян.1:8). Из этих слов Господа мы видим, что Дух Святой еще не сходил на них, и они не имели силы.
Но возникает вопрос о том, как тогда понимать записанные в Иоан.20:22 слова: "Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого". И Христос после этого говорит, что апостолы еще не имеют Духа Святого (Деян.1:8).
И. С. Проханов, бывший председателем Союза Евангельских Христиан, в "Пояснительной записке о Духе Святом" объясняет, что параллельное описание явления воскресшего Господа, дано в Лук.24:36-45. В стихе 45 сказано: "Отверз им ум к уразумению Писания", а это происходит через влияние Духа Святого. Христос, подготавливая апостолов к приходу Духа Святого, все время говорил о важности этого события. Дух Святой не мог прийти на землю для постоянного пребывания до тех пор, пока не было совершено искупление рода человеческого через пролитие крови Христа на землю, а затем внесенной Им в самое небо, и приобретения вечного искупления (Евр.9:12,22; 10:10,14). Подобно тому, как в Ветхом Завете при совершении очищения елеем помазывались только те места, которые перед этим были помазаны кровью (Лев.14:17). Посредством смерти Иисуса Христа трем врагам человечества - дьяволу, смерти и аду - нанесено поражение (1Кор.15:55-57; Иоан.12:31). И потому Дух Святой пришел, чтобы искупление Христово возвестить людям и донести до каждого человека, создав во Христе нового человека.
Десять дней апостолы ожидали этого события и "единодушно пребывали в молитве и молении" (Деян.1:14). Некоторые считают, что в эти дни они вымаливали у Бога Духа Святого, и по их просьбе Он сошел с небес. Но тогда возникает еще вопрос: "Дух Святой пришел, потому что апостолы вымолили Его у Отца, или Христос умолил Отца, как и обещал?" (Иоан.14:16,26). Конечно, по молитве Иисуса Христа это произошло в день Пятидесятницы.
Следующий вопрос: "Приход Духа Святого в день Пятидесятницы - это случайное совпадение или план Господа?" Для ответа на этот вопрос надо обратиться к значению данного праздника, описанного в книге Левит: "Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель…, приносите новое хлебное приношение Господу…, два хлеба возношения…должны быть испечены кислые, как первый плод Господу" (Лев.23:15-21).
Церковь - первый плод Господу за Его страдания и смерть. Наш Господь, как истинное пшеничное зерно, пал в землю, умер на Голгофском кресте, погребен и в третий день воскрес (Иоан.12:24). Когда начиналась жатва, приносили первый сноп потрясания, что символизировало воскресение Христа из мертвых. В пятидесятый день - это первый день недели - праздновали праздник Пятидесятницы и приносили особое хлебное приношение, состоящее из двух хлебов, испеченных кислыми. Это результат смерти зерна, а хлебы символизировали Церковь, состоящую из иудеев и язычников, получивших оправдание во Христе через уверование (Рим.5:1), но имеющих в себе грех (1Иоан.1:8), о чем напоминала кислота в хлебах. Но грех в верующем человеке под влиянием Духа Святого должен бездействовать, т.к. верующий призван почитать себя мертвым для греха (Рим.6:6,11; 8:12). (Объяснение взято из ж-ла "Христианин", №6 1926, статья "Пятидесятница").
На этот праздник по закону все мужчины должны являться в храм (Втор.16:16), и потому собиралось очень много людей. Ученики же Господа собирались в горнице, ожидая прихода Духа Святого. Поскольку великие события в Израиле сопровождались чудесными явлениями, например, когда Бог давал закон на Синае (Исх. 19-ая глава), рождение Иисуса Христа (Лук.2:1-20), так было и в праздник Пятидесятницы при сошествии Духа Святого:
"Внезапно сделался шум с неба (в англ. "звук"), как от несущегося сильного ветра" (Деян.2:2).
Все дела Божьи взвешены и имеют свою причину. В данном случае причина этого такая: "Когда сделался этот шум, собрался народ" (ст.6).
Шум был с неба, а не от апостолов. Его целью было собрать народ, чтобы люди стали свидетелями этого события. Бог сделал все без участия апостолов. Если бы они пошли приглашать народ, их побили бы камнями, как людей, отвлекающих от Бога.
"Явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждый из них" (Деян.2:3).
В Ветхом Завете явление Божие неоднократно сопровождал огонь.
Например, явление Аврааму, Моисею, Израиля в пустыне, на Синае, очищение Исаии (Быт.15:17; Исх.3:5; Ис.13:21-22; Исх.19:18; Ис.6:6).
Господь перед народом отметил Своих посланников знамением, чтобы народ слушал их слово, как от Самого Бога.
"Исполнились все Духа Святого" (Деян.2:4).
Перед этим Христос говорил: "А вы несколько дней после сего будете крещены Духом Святым". Значит, в этот день апостолы были исполнены и крещены Духом Святым. (Эти вопросы будут освещены далее). Это было началом действия Духа Святого в сердцах апостолов (Деян.11:15).
"И начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать (Деян.2:4).
В трех стихах пишется, что это были языки понятные. "Каждый слышал их говорящих его наречием" (ст.6); "Слышали каждый собственное наречие" (ст.8); "слышали их нашими языками говорящих о великих делах Божиих" (ст.11). В украинском переводе "інші мови". Значит, апостолам был дан определенный язык, речь. Люди понимали, о чем они говорили!

Значение языков в период становления Церкви

Там, где действовал и действует Бог, везде проявление разумности, и Он считается с разумом человека, а не отвергает его. Апостол Павел пишет:
1Кор.2:13 - "Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным".
Если Господь требует от нас контроля над своей речью и отчета за то, что мы говорим (Матф.12:36), то Он дает то, о чем мы можем соображать и понимать.
Р. Торрей пишет: "Говорение иными языками в то памятное время не имело ни малейшего сходства с тем, чем хвалятся некоторые наши современники" ("Дух Святой", стр. 186).

Для чего были даны языки?

Это был дивный момент засвидетельствовать людям, пришедшим из более чем 15 стран, о великих делах Божиих - спасении во Христе Иисусе. И если уверовало 3000 душ, то людей было собрано намного больше. Господь наделил апостолов знанием языков многих народов, чтобы весть спасения уверовавшие понесли в свои страны.

Какое значение языков для Израиля?

До этого евреи считали, что только они представители Бога, им дан Закон и "вверено Слово Божие", они путеводители слепых, свет для находящихся во тьме, наставники невежд, учители младенцев (Рим.2617-20; 3:1-2). Но когда апостолы стали говорить на языках других народов о великих делах Божиих, они поняли, что это знамение суда для иудеев.
Так как евреи не выполнили Божьего назначения быть "царством священников и народом святым" (Исх.19:6), Бог теперь вверяет возвещение вести о Нем и спасении Своей Церкви, состоящей из разных народов и племен, и в этот день она начала свое слежение.
Изучая Слово Божье, мы видим, что, начиная с Быт. 12, когда был призван Авраам, и до Деян.13 Бог занимался Своим народом, а когда евреи отвергли Его и просили царя (1Цар.8:1-9), отвергли Мессию (Иоан.19:15), отвергли обращенную к ним проповедь Евангелия, убив Стефана, гнали Церковь, апостол Павел и Варнава сказали: "Но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам" (Деян.13:46-48).
Итак, день сошествия Духа Святого на апостолов - это историческое событие в плане Божьем, исторический день рождения Церкви.
Как неповторимо Рождество Христово, неповторимы смерть и воскресение Христа и Его вознесение, неповторим и день сошествия Духа Святого. По Священному Писанию, нет оснований для второй пятидесятницы, для нового прихода Духа Святого со знамениями, Его сопровождающими. Это подобно тому, как иудеи, не приняв Мессию, ожидали Его прихода, а Он жил и ходил среди них, так некоторые отвергают Его приход и просят о новом приходе с неба.
При изучении книги Деяния Апостолов мы находим несколько затруднений в понимании действий Духа Святого, что, при недостаточном исследовании, приводит к ложному учению о том, что верующие должны пережить два факта: первый - уверование во Христа Иисуса и принятие Его личным Спасителем, а второй - крещение Духом Святым (через некоторый промежуток времени и при усиленных молитвах). Делаются ссылки на Деян.2, 9, 10 и 19 главы.
Необходимо понять, что книга Деяний относится не к учительным книгам Нового Завета, а к историческим, где описывается, как создавалась Церковь Христова, шло благовестие и его принятие в Иерусалиме, Иудее, Самарии и даже до края земли (Деян.1:8).
Книга Деяний - это фотография переходного периода, мост между Израилем и Церковью, между законом и благодатью, синагогой и Церковью как Телом Христовым, чего не было в Ветхом Завете. События книги Деяний Апостолов также неповторимы. Учение о домостроительстве Церкви описаны в апостольских Посланиях, о чем пишет Павел:
Евр.3:2-5 - "Вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна, о чем я выше писал кратко, то вы читая, можете уразуметь мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам и Его пророкам Духом (Святым)".
Сама Церковь начала создаваться, но учение о ее домостроительстве было открыто и изложено позже в Посланиях апостолов. Книга Деяний параллельна книге Исход, где также описывается переходный период между Египтом и Ханааном со всеми знамениями и чудесами, сопровождающими путь евреев и прекратившимися в обетованной земле. Если бы какой-то иудей, придя в Ханаан, ожидал манны и просил перепелов - всего того, что было в пустыне, надеясь на могущество Божье, - то умер бы от голода.
У Бога на все действия, чудеса и знамения есть Свои условия, нет ничего запутанного, хаотичного. Только людям Христос сказал: "Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией" (Матф.22:29).

События в Самарии (Деяния, 8-ая глава)

После описания благовестия и создания Церкви в Иерусалиме и Иудее мы имеем описание уверовавших в Самарии. Во время возникшего гонения со стороны иудеев Филипп пошел проповедовать в Самарии.
Это первое благовестие за пределами Иудеи. Существовала вековая вражда между иудеями и самарянами. Даже до времени Иисуса Христа они между собой не сообщались (Иоан.4:8). Иудеи считали самарян полуязычниками, и последние имели свое место поклонения Богу.
И вот в Самарии произошло уверование людей. Нам неизвестно, насколько оно было искренним, но люди были крещены в воде. Апостолы Петр и Иоанн были посланы церковью из Иерусалима и, определив, что Дух Святой еще не сходил ни на одного из уверовавших, апостолы возложили руки на них, и самаряне приняли Духа Святого. В том, что они не имели Духа Святого до прихода апостолов, заключалась великая премудрость Божия. Если бы они независимо от апостолов приняли Духа Святого, образовалось бы две независимые церкви - Иерусалимская и Самарянская. А посредством такого пути самаряне не отвергали апостолов, ибо через них получили Духа Святого.
Образовался мост, соединивший иудеев и самарян в одно Тело Христово и разрушивший великую рознь. Поэтому данный факт - не правило о двухэтапном получении спасения, а исключение из дальнейших правил из-за вынужденной ситуации. О получении дара языков ничего не сказано. (Такое объяснение дают Билли Грем в книге "Дух Святой" и Джон Мак-Артур в книге "Харизматики").
Далее читаем Деян.8:26-39 об обращении евнуха через Филиппа и видим, что евнух уверовал, принял крещение, получил Духа Святого без возложения рук и без присутствия апостолов.

Обращение Савла-гонителя (Деян.9:3-18)

Некоторые считают, что Савл обратился к Господу по пути в Дамаск, а через Ананию получил крещение Духом Святым посредством возложения рук. Когда же читаем его свидетельство (Деян.26:3-18; 22:6-16), видим, что сам Павел считал слова Христа, принятие Духа Святого до крещения и водное крещение одним переживанием его личного обращения к Богу. Возложение рук относилось к его исцелению (Деян.9:12).
Господь, приготовляя Савла к служению, особым путем ввел его в Церковь. Никто из апостолов не возлагал на него рук. Ученика Ананию Господь послал, чтобы Павел, апостол язычников, с одной стороны, не был зависим от высших апостолов. А, с другой стороны, чтобы он знал, что посредником ввода его в Церковь был ранее уверовавший Анания. Апостол Павел позже писал, что апостольство получил не через людей, а от Господа (Гал.1:12-17).

Обращение язычников (Деяния, 10-ая глава)

Между евреями и язычниками существовала непреодолимая пропасть.
Богу пришлось даже после Пятидесятницы особым образом, через видение, приготовить Ап. Петра идти в дом Корнилия. Когда же он проповедовал и во время проповеди, сошел Дух Святой на всех находящихся в доме.
Здесь не было молитвы о Духе Святом, не было возложения рук, иначе иудействующие Ап. поставили бы это в обвинение Петру.
И вот, "верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо слышали их говорящими языками и величающих Бога" (Деян.10:44-46). Ап. Петр сказал: "Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?" После посещения дома Корнилия Ап. Петра упрекали за то, что он ходил к необрезанным язычникам и ел с ними. Основным убедительным доказательством со стороны Ап. Петра были его слова:
Деян.11:15-17 -"Когда же начал я говорить, сошел Дух Святой, как и на нас вначале…., если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?"
Его объяснение имело результат, иудействующие с трудом согласились. "Они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь" (ст.18). Снова мы видим переходной период.
Если бы язычники получили другой дар, их никогда не признали бы полноправными членами Церкви.
Господь специально послал дар иных языков, величающих Бога, чтобы убедить евреев в Его нелицеприятии. Но дар языков был такой же, как и в день Пятидесятницы, т.е. языки были иностранными, и понятными, потому что все слышали, что говорящие ими величают Бога.

Действие Духа Святого в Ефесе (Деяния, 19-ая глава)

Ап. Павел пришел в Ефес и нашел там 12 учеников. Не сказано, что они ученики Иисуса Христа. Из описанного видно, что это ученики Иоанна Крестителя. В Ефесе трудился Аполлос, знающий лишь начатки учения Христова. И потому состояние этих людей вызвало вопрос у Ап. Павла, знавшего уже, что уверовавшие получают Духа Святого во время уверования. "Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?" - спросил он ефесян. Они ответили: "Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый".
Это ученики Иоанна Крестителя, которые отошли от традиций евреев и не пришли к Христу. Они не знали, что уже есть Дух Святой, хотя Иоанн говорил о Христе, крестящем Духом Святым. Ап. Павел проповедовал им не о Духе Святом, а об Иисусе Христе, чтобы веровали в Него, и они, узнав об этом, крестились уже во имя Господа Иисуса. Павел возложил на них руки, снизошел Дух Святой, и ученики получили дар иных языков, чтобы не было никаких различий от прежних уверовавших.
Ефесские ученики уже не были связаны с Ветхим Заветом, но с Пятидесятницей и апостольским авторитетом. Так закончился переходный период, ученики Иоанна, уверовав, также вошли в Церковь.
Позже Ап. Павел в Послании Ефесянам ясно описал, каким образом уверовавшие получают Дух Святой: "В Нем и вы, услышали слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего" (Ефес.1:13-14).

Дух Святой в период Церкви

1. Обличение

"Он (Дух Святой), пришед, обличит мир о грехе и о правде и о суде" (Иоан.16:8-9). Человек, прежде чем сможет принять Спасителя, должен осознать свое греховное состояние. Дух Святой обличает мир о грехе.
Грех неверия во Христа, сознательный добровольный отказ от прощения во Христе, является самым тяжким грехом.
Дух Святой обличает через Слово Божие, через совесть человека и святую жизнь верующих. В день Пятидесятницы именно в этих трех направлениях Он обличал людей: о грехе отвержения и распятия Иисуса (Деян.2:23); о правде, что Христос действительно Мессия, воскресший и прославленный Сын Божий, о Котором возвещает Писание (Деян.2:22,24); о великом дне суда, о дне Господнем, который приближается (Деян.2:19,20,40).

2. Возрождение

Согрешив, наши прародители духовно умерли и потеряли общение с Богом. И потомство рождали по своему подобию. Бог же, создав человека по образу и подобию Своему, не переменил Своих намерений. Совершив спасение людей с целью воссоединения человека с Собой, Бог послал Духа Святого, чтобы возродить человека, преобразить его в подобие Иисуса Христа (Рим.3:9-18, 23-25; 8:29). Сам Христос возрождению придавал главное значение в жизни людей.
Иоан.3:3,5 - "Если кто не родился свыше, не может увидеть Царствия Божия… Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие".
Это действие Духа Святого в разных выражениях является важным фактором в Писании Нового Завета, и подобного выражения нет в Ветхом Завете. Человек возрождается после покаяния и обращения к Богу.
Покаяние включает: признание себя грешником перед Богом, исповедание и оставление своего греха, принятие Иисуса Христа своим Спасителем. Пережив возрождение, человек духовно воскресает из мертвых, становится дитем Божиим, и тело его является храмом Духа Святого (1Кор.3:16; 6:19; Ефес.5:14). Через возрождение человек избавляется от власти тьмы и вводится в Царство Христово (Кол.1:13), "Кто во Христе, тот новая тварь, древнее прошло, теперь все новое" (2Кор.5:17). В Слове Божием нет оснований, что возрожденному человеку надо еще в дальнейшем отрекаться от наследственных грехов, снимать проклятие или подвергаться освобождению от оккультной зависимости.
Дух Святой дает уверенность уверовавшему, что он дитя Божие и уже спасен. Эта уверенность основывается на свидетельстве Слова Божия (1Иоан.5:11-12), при свидетельстве Духа Святого (Рим.8:16) и собственном свидетельстве о пережитом обращении к Богу (1Фес.1:9).
Дух Святой действует на дух человека, возрождая его, а не на тело, как некоторые учат и ждут особой энергии, пронизывающей тело.
В среду верующих проникает ложное учение о том, что верующий сначала рождается от Слова Божия, а затем, посредством усиленных молитв, от Духа Святого. Но Слово Божие утверждает, что это один акт: "От Бога родились" (Иоан.1:13). Дух Святой действует через Слово Божие и делает его живым и действенным.

Признаки возрождения:

Покой совести, радость прощения и спасения (Матф.11:28; Рим.5:1; Лук.15:7,10).
Любовь к Богу и Его Слову (Рим.5:5; 1Пет.2:1-2).
Желание общения с Богом через молитву и с Церковью через посещения собраний (Деян.2:42; 9:11; 1Иоан.4:7,20; 5:1).
Любовь ко всем людям и желание их спасения (Лук.24:47-48; Деян.4:20; 1Иоан.1:1-3).

3. Крещение Духом Святым

В Новом Завете это определение встречается 7 раз (Матф.3:11; Мар.1:8; Лук.3:16; Иоан.1:33; Деян.1:5; 11:16; 1Кор.12:13). Первые четыре места - это пророчества Иоанна Крестителя о служении Христа, крестящего Духом Святым. Пятое место - Христос говорит ученикам о дне Пятидесятницы. Шестое - Ап. Петр свидетельствует иудеям, что в доме Корнилия произошло крещение язычников Духом Святым, как в день Пятидесятницы. Седьмое место Св. Писания относится ко всем уверовавшим, и крещение Духом утверждается, как законченное действие:
1Кор.12:13 - "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело".
Эти слова адресованы одной из самых слабых церквей и характеризуют не ее духовное состояние, которое было плотским (1Кор.3:1-4), а положение верующих в Церкви Христовой. Слово "крещение" обозначает "погружение" (укр. "занурення"). Поэтому Иоанн Креститель говорил, что Христос будет Духом Святым погружать уверовавших в Тело, Церковь, что и произошло в день Пятидесятницы. Это также погружение во Христа (Гал.3:27-28; Ефес.4:5; Рим.6:3-4; Кол.2:12). Крещение происходит в день уверования, одновременно с возрождением.
Нигде в Священном Писании нет деления верующих на крещенных и не крещенных Духом Святым. Нет указаний на то, что надо молится о получении крещения Духом Святым.
Видный проповедник Билли Грейм пишет: "Я убедился, что есть только одно крещение. Это крещение Духом Святым в жизни каждого верующего, и оно происходит в момент обращения. Это крещение Духом Святым началось в Пятидесятницу, и все, кто познают Иисуса Христа как Спасителя, участвуют в этом событии и крещены Духом в момент возрождения" ("Святой Дух", стр. 68).
В начале 30-х годов в нашем Братстве прошла большая волна, связанная с крещением Духом Святым. Появилась брошюра Р. Торрея "Крещение Духом Святым" (а в 1968 г. еще одна его книга "Дух Святой"), где в убедительной форме говорилось, что если служитель занимает какое-то служение и не пережил отдельно от возрождения второй факт крещения Духом Святым, то должен оставить всякое служение, уединиться и молиться, пока не получит "крещения" Духом Святым.
Торрей писал о семи шагах к получению этого переживания. Многие служители оставили служение и начали в посте и молитве ожидать этого переживания. В церквах произошло разделение на крещенных и не крещенных. Бывший тогда председателем Союза Евангельских Христиан И. С. Проханов поехал к Р. Торрею для выяснения этих вопросов. Оказалось, что Торрей (сам крещенный в детстве) писал брошюру для тех верующих его среды, которые признавали крещение в детстве и считали это возрождением. Но когда Торрей пережил сознательное уверование в Господа, то назвал это крещением Духом Святым. Без его ведома брошюра была переведена на русский язык. Хотя Торрей был против языкоговорения, его брошюра в какой-то мере послужила поводом к распространению пятидесятничества. (О посещении И. С. Прохановым Торрея можно прочитать в журнале "Христианин", №2, 1926 г., Реферат С. П. Фадюхина "Крещение Духом Святым").
Так называемое движение методистов "движение святости", к которому принадлежали Чарльз и Джон Уэслей, Чарльз Финней и Уайтфильд, утверждает, что кроме возрождения надо пережить второй факт - "христианское совершенство, сердечную чистоту, вторую благодать".
Только тогда человек получает свободу от присутствия греха, но это противоречит Священному Писанию.
1Иоан.1:8 - "Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас".
Опыт и духовные переживания не могут быть учением и руководством, а только Слово Божие, и все должны подчинятся ему.

Крещение огнем

Слова Иоанна Крестителя об Иисусе Христе, крестящем Духом Святым, передают два евангелиста - Мар.и Иоанн, а как о крестящем также и огнем - Матфей и Лука. Когда же были только апостолы, Христос говорил им лишь о крещении Духом Святым, так как крещение огнем к ним не относилось (Деян.1:5). Во всем Священном Писании огонь, в основном, означает суд (Быт.19:24; 4Цар.1:10; Ам.1:1-4; Матф.7:19; Иак.5:3; 2Фес.1:8; Иуд.7). Бог Отец суд поручил Христу (Иоан.5:22; Деян.17:31).
Наш богослов Г. Шипков писал: "Кто не будет крещен Духом Святым, будет крещен огнем суда Божия". О таком понимании читаем у Джона Мак-Артура "Харизматики", стр. 141 и в "Евангельском словаре Библейского богословия", стр. 521.

4. Запечатление Духом Святым

Выражение "запечатление Духом Святым" по отношению к верующим встречается три раза в Новом Завете (Ефес.1:13; 4:30; 2Кор.1:22).
Уверовавшему человеку с момента обращения принадлежат все сокровища обетований Божьих, и Дух Божий удостаивает и укрепляет в верующем эту принадлежность.

Печать Святого Духа подтверждает:

Безопасность и незыблемость. Представляет печать царя (подобно печать на камне рва (Дан.6:17, на гробнице Иисуса (Матф.27:62-66)).
Подлинность обращения души к Богу.
Нашу принадлежность Господу во всей полноте. "Вы не свои" (1Кор.6:19-20; 1Тим.2:8; Рим.8:38-39).
Авторитет. Верующий - представитель Божий, Его посланник и призван осуществлять волю Божию (Рим.12:1-2; 2Кор.5:29).

5. Залог Святого Духа

Этот термин встречается в Новом Завете три раза: 2Кор.1:22; 5:5; Ефес.1:14. В те времена в области торговли залог обозначал: - часть платы, первый взнос, удостоверяющий сделку - гарантию последующей покупки - образец того, что будет передано по сделке Залог - это гарантия, что Господь не забывает нас. Его намерение в том, чтобы преобразить нас в образ Иисуса Христа. Это гарантия получения воскресших тел и наследия нашего на Небесах. Плоды обетованной земли (Числ.13:24) были народу израильскому знакомы по изобилию в земле Ханаанской.

6. Свидетельство Духа Святого

Это одно из свойств Его действий, о которых читаем:
• Святой Дух свидетельствует о завершении и достаточности искупительной жертвы во Христе (Евр.10:15-17).
• Дух Святой свидетельствует, что верой в Иисуса и через дело спасения мы стали детьми Божиими и приняты в Его семью (Рим.8:16; Гал.4:6-7; 1 Иоан.5:10).
Дух Святой свидетельствует об истине каждого обещания, данного нам в Слове Божьем (Иоан.16:13; 17:17; 1 Иоан.5:11-13). Дух Святой все время прославляет, возвеличивает не Себя, а Иисуса Христа и Его дело искупления (Иоан.16:13-14).
Наше свидетельство о Христе может совершаться только силой Духа Святого (Иоан.15:27; Рим.19:9-10; Деян.1:8; 5:32; 1Кор.2:4).

7. Помазание Духом Святым

Об этом действии Духа Святого мы читаем: "Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог" (2Кор.1:21-22). "Вы имеете помазание от Святого и знаете все… Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает" (1Иоан.2:20,27). Господь Духом Святым научает каждого христианина через Слово Божие во всех поступках, дает особое научение верным, посвященным служителям, умудряя их разрешать трудные вопросы и различные церковные проблемы, подобно тому, как разрешился вопрос о язычниках (Деяния, 15-ая глава).

8. Исполнение Духом Святым

Исполнение Духом Святым отличается от крещения Духом Святым тем, что оно является действием повторяющимся, тогда как крещение происходит лишь раз в жизни во время уверования. Крещение относится к положению в Церкви, а исполнение - к состоянию христианина.
В Слове Божьем мы читаем, что исполнение Духом Святым бывает одномоментным и продолжающимся (процесс). Одномоментное исполнение связано со служением словом и делом. Например, Елисавета (Лук.1:4); Захария (Лук.1:67); апостолы (Деян.2:4); Ап. Петр (Деян.4:8); Ап. Павел (Деян.9:17; 13:9); Иерусалимская церковь (Деян.4:3).
Во всех перечисленных случаях описаны непосредственно события, а не состояние. В Ветхом Завете Дух Святой сходит на отдельных мужей для выполнения ими того или иного служения. В наше время Дух Святой живет в верующем и дает силу для служения, а также мудрость и вдохновение, чтобы выполнить служение. Он напоминает истины Слова для проповеди или беседы.
В отношении исполнения Духом Святым, как о процессе и освящении, имеем повеление: "Исполняйтесь Духом" (Ефес.5:18). Это относится к изменению характера и поведения. Само слово "исполняйтесь" не имеет значения "наливать, наполнять, а когда израсходуется, дополнять снова". Это слово имеет значение "пропитывать, проникать, взять под контроль или владычество". Подобно тому, как соль пропитывает пищу, и она вся делается соленой (Иоан.16:6; Лук.5:26). Все дети Божьи имеют Духа Святого, но не все исполняются Им. В Послании Колосянам 3:16 об исполнении Духа Святого записано: "Слово Божие да вселяется в вас обильно", т.е. "Будьте пропитаны Словом Божьим". Причина духовной бедности состоит в том, что нет полной отдачи и посвященности. Часто верующие делают ошибки. Вместо выяснения и удаления причин, мешающих исполниться Духом Святым, они в посте и молитве просят Бога исполнить их Духом, что не имеет никакого основания в Слове Божьем. Читая Священное Писание об избрании служителей, находим одно из первых условий - избирать "исполненных Духа Святого" (Деян.6:3; 11:24), т.е. посвященных руководству Духа Святого. А в Посланиях находим перечень качеств служителя, произведенных Духом Святым (1Тим.3:1-3; Тит.1:5-9).

Как исполниться Духом Святым

Д-р Билли Грейм пишет, что для исполнения Духом Святым необходимы три условия: понимание, подчинение, доверие. Во-первых, понимать тот факт, что Дух Святой живет в верующем человеке, и проводить жизнь, не оскорбляющую Его (Ефес.4:30). Во-вторых, подчиниться Богу, т.е. отвергнуть себя, свои собственные планы и намерения (Матф.16:24).
В-третьих, доверяться всегда и во всем Господу (Деян.5:32).

Последствия исполнения Духом Святым

Когда Духу Святому дается возможность действовать в сердце человека, Он, прежде всего, проявляет плод, как результат взаимодействия Духа Святого и уверовавшего. Плод Духа Святого состоит из девяти определений, что соответствуют характеру Иисуса Христа (Гал.5:22-23).
Первые три качества - любовь, радость, мир - характеризуют наши отношения с Богом. Следующие три - долготерпение, благость, милосердие - отношения с людьми. А три последних - вера (верность), кротость, воздержание - наше внутреннее отношение к самому себе. В Ефесянам 5:19-33 и 6:1-20 также описаны последствия исполнения Духом Святым, причем изменения производятся во всех областях жизни человека.
Именно в исполнении Духом Святым заключается победоносная жизнь христианина, и осуществляется пророчество Господа: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой" (Иоан.7:38).

Грехи против Духа Святого

Угашение "Духа не угашайте" (1Фес.5:19)

Угашать побуждения Святого Духа можно в себе и в других отказом исполнять волю Божию, что есть нашей обязанностью, отказываться от признания на служение.

Оскорбление Духа Святого (Ефес.4:30-31; Ис.6:3, 10)

Оскорблять, приносить печаль, огорчение (укр. "засмучувати") своим раздражением, гневом, яростью, криком, злоречием, злобою, воровством, нечестивостью, гнилыми словами. "До ревности любит Дух, живущий в вас" (Иак.4:5). Восстановить отношения можно только через покаяние (Пс.31:3-5).

Хула на Духа Святого (Матф.12:22-23; Евр.6:4-8; 10:28-29)

Об этом вопросе есть много различных мнений и толкований. Когда в 1967 году организовались Заочные Библейские курсы и был подготовлен лекционный материал, Президиум ВСЕХБ утвердил также лекции по догматике, как наследие Братства. Там сказано: "Хула на Духа Святого отпадшим верующим встречается весьма редко. Это самый страшный грех, которому нет прощения. Суть данного греха заключается в сознательном хулении и противопоставлении Ему" (Евр.6:4-8; Гал.5:19-21). От таковых грешников Дух Святой отступает, вследствие чего у них нет больше побуждения к покаянию ("Догматика", ЗБК, стр. 23).
Бывает же, что дьявол беспричинно внушает верующему человеку, что он хулит Духа Святого, когда на самом деле он искренно любит Господа и живет святой жизнью. Необходимо доверяться Слову Божию, уповать на Господа и не смущаться.

Дары Духа Святого

В Слове Божьем имеется четыре основных списка, где перечислены дары Духа Святого, а также несколько отдельных определений (Мар.16:17-18; Рим.12; 1Кор.12; Ефес.4; 1Пет.4). Плод Духа Святого является признаком духовного состояния и роста верующего, но по мере духовного роста и наличия природных талантов он наделяется дарами Духа Святого для участия в строительстве Церкви Христовой. Дары Духа Святого делятся на дары знамений (Мар.16:17-18 и 1Кор.12:10) и дары речи и служения.
Дадим общую характеристику, потому что коринфяне были в неведении (незнании, непонимании) о дарах духовных, и Ап. Павел объяснил (1Кор.12:1):
1. Дары служения и действия различны (12:4-6), но Дух, Господь и Бог един.
2. Каждый верующий имеет какой-то дар (12:6-7,27).
3. Дары распределяет Бог, как Ему угодно. Их не нужно выпрашивать, но жить в верности и страхе Божьем, и Он определит (12:11).
4. Дары Духа даются на пользу и созидание Церкви, чтобы не было разделения (12:7,14-21,25).
И выше всех даров есть любовь - как совокупность совершенства (Кол.3:14); спектр ее описан в 1Кор.13:1-8.
Благодарность нашему Господу за Его полное, совершенное и вседостаточное откровение, данное Своему народу. И потому наставление, которое в свое время получил Иисус Навин, остается неизменно важным и в наши дни: "Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно" (Нав.1:8).

Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru


      Rambler's Top100