Библиотека svitk.ru - саморазвитие, эзотерика, оккультизм, магия, мистика, религия, философия, экзотерика, непознанное – Всё эти книги можно читать, скачать бесплатно
Главная Книги список категорий
Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск

|| Объединенный список (А-Я) || А || Б || В || Г || Д || Е || Ж || З || И || Й || К || Л || М || Н || О || П || Р || С || Т || У || Ф || Х || Ц || Ч || Ш || Щ || Ы || Э || Ю || Я ||

Юлиан Долгин

Золотой Восьмеричный Путь Будды

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

 

Пешка или шашка на доске из 64 квадратов-полей, достигая 8-й горизонтали, преобразуется в самую мощную в шахматной или в шашечной игре ' фигуру - королеву (ферзя) либо дамку.

Известно: и в шахматах, и в шашках эта метаморфоза не самоцель, а побочное средство, способствующее решению главной задачи-вшахматах ­поставить мат королю; в шашках - уничтожить материал противника*. Нас в обоих случаях занимает аналогичный способ достижения наибольшего успеха рядовой пешки или шашки (хотя успех этот чисто условен, ибо принадлежит игроку!) - финиш на 8-й горизонтали, учитывая, что более вероятный исход передвижения - остановка на каком-то поле либо удаление с доски.

* Необходимое уточнение: во многих случаях в шахматной и шашечной игре исход партии решается без метаморфоз пешечно-ферзевых и шашечно-дамочных. - Здесь и далее прим. авт.

Не напоминает ли замысловатый маршрут пешки или шашки к желанному пределу прохождения учеником Золотого Восьмеричного Пути? Ведь и неофиту совсем непросто преодолеть все ступени, ведущие к заветной цели!

Независимо от ответа на этот вопрос возникает встречный: можно ли в принципе сопоставлять игру с высоконравственной программой? О шахматах много лет шел спор: что это? Игра? Спорт? Искусство? Наука?

Все вместе.

В "Агни-Йоге", представляющей всеобъемлющий синтез философии, психологии, теологии, истории и других научных дисциплин, говорится: "Матерь Мира' любит игру". Подразумевается - игру в самом широком смысле. Конкретный пример - образовательные компьютерные игры. Вообще игры познавательного значения не менее поучительны, чем научные методики.

Владыка Будда любил играть с учениками, бросая им одно слово. Ученикам надлежало находчиво и достаточно изобретательно облачить это слово в мысль-фразу.

Искусство обучения от внутреннего к внешнему, превосходно разработанное мудрецами Древности (не только Буддой, но и - нельзя не назвать среди прочих - Пифагором, Сократом и Платоном), диаметрально противоположно установке современной педагогики: от внешнего к внутреннему.

Внешнее - Майя (иллюзия), а на иллюзорном фундаменте по большому счету никакого здания не построить***.

Будда учил, что земная жизнь человека - страдание. Телесный конец проблемы не решает, ибо жизнь души продолжается после смерти и, по закону реинкарнации (перевоплощений), каждому человеку предстоят возвращения в плотный мир в новых оболочках. Значит, страдание постоянно возобновляется.

Чтобы выйти из колеса земных существований, необходимо достижение такого максимально просветленного состояния духа, которое называется нирваной.

Золотой Путь к нирване ведет через правильные: 1) распознавание, 2) мышление, 3) речь, 4) действие, 5) жизнь, б) труд, 7) дисциплину, 8) сосредоточение, - т. е. через всестороннее самосовершенствование. Существует превратное представление о нирване как о полном "покое",

даже абсолютном "небытии"...

Так, А. Н. Кочетов в своей книге "Буддизм" (М., "Наука", 1983) пишет: "Нирвана - угасание, успокоение". Серьезный исследователь-индолог Б. Л. Смирнов в Толковом словаре к книгам "Анугиты", "Санатсуджаты" допускает, к сожалению, подобную же банальность: "Нирвана - безветрие; состояние полного успокоения и отрешенности от всего происходящего".

Правда, в Толковом словаре к "Бхагавад-Гите" он расширяет это определение: "Понятие о Нирване весьма растяжимо от значения просто "небытие" до значения "отрешенности от всякого миропроявления", глубочайшей интраверсии, экстаза Бытия - Знания - Блаженства". С последней частью определения можно безоговорочно согласиться. На самом деле нирвана диаметрально противоположна "покою" и "небытию". Это ­состояние величайшего духовного напряжения, это кульминация индивидуального бытия, постигшего всеобщее бытие и достигшего слияния со всеобщим бытием; не покой, а равновесие микро- и макрокосма, не угасание, а огненный апогей совершенствования человека. Задумаемся над вопросом: почему апогей духовного восхождения индивидуума увязан с числом 8?

** Матерь Мира - наивысшее понятие Созидательного Женского Начала Мироздания. Она - родоначальница семи Великих Духов, основателей и покровителей разумной жизни на Земле.

История науки пестрит примерами "иллюзорных строений", которые какое-то время "работали", но потом рассыпались. Такой была постройка Птолемея - геоцентрическая система Мироздания.

Эзотерическое значение Восьмерки по сокровенной весомости может поспорить со священным числом 7. Вот что пишет об Огдоаде (Восьмерице) Елена Петровна Блаватская в "Тайной Доктрине": "София - "мудрость" гностиков, "Матерь" Огдоада... в древних системах является Святым Духом и Творцом всего сущего" ("Тайная Доктрина", т. 1, станца III, комментарий к § 7) и далее: "Огдоада, или Восемь, символизирует вечное и спиральное движение циклов 8, знак бесконечности и в свою очередь, оно символизировано Кадуцеем^4. Оно показывает правильное дыхание Космоса, возглавляемого восемью Великими Богами - Семь от Извечной Матери, от единого и Триады" (там же, т. II, отд. 10).

В шумеро-аккадской мифологии Матери Огдоаде гностиков подобна богиня Нинхурсаг - Мать всех богов, которая выращивает восемь чудесных растений, символизирующих распространение жизни и плодородия. Историк Э. Церен в книге "Библейские холмы" в свою очередь свидетельствует: "Археологи давно привыкли к знаку-звезде Иштар, дочери или возлюбленной Луны, с восемью расходящимися лучами. Этот знак нередко символизирует понятие божества вообще. Эта звезда, как путеводный знак, проходит через всю стратиграфию, через все археологические слои - век за веком, тысячелетие за тысячелетием". 8 - одно из главных священных чисел буддизма, а таковых множество. Отметим некоторые из Них:

Число 3: основополагающая триада Учения: Будда, Дхарма, (долг, закон), Саигха (община).

Трипитака, или Три корзины мудрости: первая - устав; вторая ­поучения; третья - толкования и т. д.

Число 4: Четыре благородные истины буддизма: 1) жизнь - страдание; 2) причина - жажда жизни; 3) задача - преодоление этой жажды через просветление; 4) путь - Восьмеричное самосовершенствование. Четыре встречи, которым Будда обязан нравственному перевороту: с больным, стариком, покойником, аскетом (и т. д.). Можно было бы привести примеры других чисел священно-классификационного характера (5, 7, 12, 32, 108...), но число 8 выделяется среди прочих.

Всех восьмеричных систематизаций не перечислить. Назовем несколько: 8 священных предметов: белый зонт, бунчук, тысячеградусное колесо, правонаправленная раковина, две рыбы, нить счастья, белый лотос, сосуд с амритой^5.

Восемь вещей монаха: три одежды, чаша, нож, игла, пояс, сито. Еще ­восемь счастливых эмблем, восемь видов духовного могущества (сиддхи), восемь космических начал, восемь степеней освобождения (от самсарического" бытия)... (и т. д.).

Наиболее почитаемый цветок Индии - 8-лепестковый лотос. Колесо Закона индуизма содержит 8 спиц. Китайская древняя священная Книга Перемен (Ицзин) оперирует 8 триграммами Багуа, состоящими из целых линий - ян (мужское, светлое начало) - и прерванных - инь (женское, темное): Небо, Земля, Гром, Вода, Гора, Ветер, Огонь, Водоем.

Такова вкратце символика и эмблематика числа 8 в идеологии Востока. В пифагорейской теории чисел среди однозначных, то есть от Единицы до Девяти, число 8 также стоит особняком. Пифагор разделял числа, в частности, на линейные (одномерные) -2,3,5,7, ..., плоские (двумерные) -4,6,9, ..., и телесные (трехмерные).

4 Кадуцей - волшебный жезл Гермеса (Меркурия). Состоит из стержня и обвивающей его змейки, которая образует фигуру в форме восьмерки.

5 Амршпа - напиток бессмертия, пища богов.

6 Самсара - мировой поток жизни.

Из однозначных чисел единственное телесное число - 8. Это - первое кубическое число: 2^3.

В общепринятой десятичной системе счисления натуральный ряд чисел делится на десятки. Но с помощью цифрового корня легко установить, что воспроизведение каждого числа происходит через 8 шагов - числовых знаков. Так, между Единицей и Десятью (цифровой корень 10=1+0=1) находится 8 чисел: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Между Двумя и Одиннадцатью (цифровой корень 11=1+1=2) также 8 знаков: 3, 4, ...,9,10 и т.д.

Иначе говоря, от исходного числа до его воспроизведения в новом качестве - опять же Восьмеричный путь!

Однако именно Путь от Единицы до Десяти является преимущественно Восьмеричным. Потому что сумма промежуточных чисел на Пути (2+3+4+5+6+7+8+9) равна 44, а цифровой корень 44=8. Что такое Единица в математике? Начало^7 натурального ряда целых положительных чисел. Поскольку все числа происходят от Единицы, Один выступает Создателем ­Демиургом натурального ряда.

Елена Ивановна Рерих - величайший авторитет в эзотерике^8 - выявляет значение Одного в смысле всеобъемлющего единения: "С точки зрения метафизики единица как символ единства включает в себя все, следовательно, она есть Абсолют" (Рерих. Е. И. Письма. 17.05.1937).

Единица - Абсолют в аспекте времени и протяженности - Начало, а в аспекте вечном и безмерном - Начало и Конец. Вспомним формулу "Откровения Иоанна": "Я есть Альфа и Омега, начало и конец" (гл. 1, 8; гл. XXI, 6). Альфа - первая буква греческого алфавита, - по Иоанну, соответствует Агнцу (Овену) - первому знаку Зодиака, стихия которого ­Огонь.

Агнец является пророку как Господь Бог, восседающий на престоле. Числовое значение стихии Огня - 4, но противоречия здесь нет, ибо сумма первых четырех чисел (10) в цифровом корне равна 1. Пифагорейцы клялись тетрадой (4)-декадой (10), но в Десяти почитали Единицу ­Творца и Вседержителя Мироздания. Искра Божественного Огня Единого

(Абсолюта) таится в каждом человеке, но в ком-то она горит, в ком-то тлеет, а в ком-то погребена под антидуховным напластованием...

Восьмеричный Путь помогает разжечь эту искру в факел огня, освещающий дорогу, полную препятствий - камней преткновений и ловушексоблазнов...

Надлежит донести огонь до Первоисточника Огня. Вот в чем смысл призыва Николая Константиновича Рериха: "Зажигайте сердца!" Путь от Единицы-Альфы до Единицы-Омеги, состоящий из 8 ступеней, не замыкается первым десятком чисел, а уходит в бесконечность. Первая декада ­своего рода эталон, по образцу которого формируются последующие:

1-10-19-28-37-46-55- 64... В цифровых корнях это последовательность единиц: 1-1-1... Восьмеричные промежутки между данными единицами, как мы показали в случае "1-10", при суммировании ступеней-чисел и выражении суммы в цифровом корне дают всегда значение 8:

7 Началом допустимо рассматривать "нуль". Но в этом случае "нуль" предстает как "непроявленное" Начало, а единица - Начало "проявленное".

8 Е. И. Рерих принадлежат три книги "Живой Этики" - "Зов", "Озарение", "Община" и 8 книг Агни-Йоги - "Агни-Йога", , "Беспредельность", "Иерархия", "Сердце", "Мир Огненный". "Аум", "Братство", "Надземное". Все вместе они выражают Третий завет, данный человечеству после Ветхого завета и Нового завета.

Таким образом, следует признать: между Единицей-Абсолютом и Восьмеркой - Матерью Огдоадой существует как арифметическая, так и герметическая кардинальная близость. Тому подтверждение находим и в алгебре.

Восемь во всех четных степенях дает значения, равные - в цифровых корнях - единице: 8^2=64 no?aieony e 1, 8^4=4096 стремится к 1 и т. д. (Другие однозначные числа столь часто в единицу не превращаются.)

Заключим математически-семантическую презентацию числа 8 указанием на то, что Восьмерка входит в ряд Фибоначчи: 1,1,2,3,5,8,...,- в котором каждое последующее число - сумма двух предыдущих. Этот ряд чисел существенно организует геометрию живой природы и имеет самое непосредственное отношение к золотому сечению^9 - категории эстетического порядка в искусстве.

Золотое сечение и Золотой Путь... Что между ними общего? Полное название Пути Будды - Золотой Срединный Восьмеричный Путь. Срединный Путь ментально ближе к золотому сечению, чем к среднему арифметическому.

Возможна ассоциация "золотой середины" с банальным приспособленческим лавированием между двумя крайностями, но такое восприятие поверхностно и ошибочно.

"Средний путь превосходен, когда он высок, но многие вообще не могут понять высокого понятия среднего пути и заменяют его путем пошлости" (Мир Огненный, ч. II, § 171).

Жизнь неоднократно предъявляет человеку экстремальные ситуации, в которых ему необходим выбор между самоотверженным героизмом и малодушной тягой к самосохранению. Герой выбирает первое; не герой ­последнее. А что выбирает мудрец?

"Путь Золотой, путь совмещения утверждает оба качества - и подвиг, и бережливость" (Братство, § 155).

Будда до просветления провел много времени в поисках Истины. Несколько лет он был отшельником-аскетом, но отказался от одиночества и умерщвления плоти как противоестественного и вредного фанатизма.

 

Избрал умеренность?

"Умеренность без Огня обращается в убожество, но Золотой Путь, направляемый огнем, будет лучшим объяснением умеренности" (Мир Огненный, ч. 1, § 364).

Понятие меры охватывает и правильные принципы Восьмеричного Пути, и нирвану как "равновесие высшего напряжения" (Аум, § 480). Вся беда в том, что "правильное" и "равновесное" повсеместно нарушено на Земле. Таково пагубное воздействие темной эры - Калиюги - на людей, провоцирующее вопрос: не продало ли человечество, утратившее духовный ориентир, душу дьяволу технологического прогресса? Душа фольклорного Фауста, востребованная Мефистофелем, попадает в ад.

Душа Фауста Гёте по милосердному произволению Божьему спасена.

9* 8/5=1,6-пример золотого сечения.

Противостояние эзотерических и научных знаний изживает себя. Будущее ­за их синтезом. Этим принципом мы руководствовались, подбирая материалы в рубрику "От редакции". В ней читатель найдет и то и другое, а также узнает о соединении этих знаний в традиционной метафизике.

Отзывы о букмекерских конторах |X| романовский стиль в архитектуре |X| 3 примера(кроме радиатора)источников тепла в помещении в системах водяного отопления

Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru


      Rambler's Top100