Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск |
Г. Н. Дульнев
РОЛЬ СИНЕРГЕТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО МЫШЛЕНИЯ
1. Состояние, науки на пороге XXI века.
Успехи науки в конце XX в, привели к миру, в котором наивысшим триумфом считается атомная энергетика, космическая и ракетная техника, кибернетика, лазер, компьютеры, чудеса современной химии и бактериологии... И в тоже время этот мир для человека обернулся кошмаром, т.к. он разодран на части политикой и идеологией, живёт под угрозой экологического кризиса. Человек в этом мире - это какая-то биологическая машина, приводимая в движение инстинктивными интересами звериной природы. Подчёркивается индивидуализм, эгоистичность, конкурентность, выживание наиболее приспособленных. В этом мире нет подлинного признания высших ценностей духовной пробуждённости, чувства любви, стремления к справедливости, эстетической потребности. Потеряна гармония человека и природы, которая присутствовала в опыте древних цивилизаций. Так примерно охарактеризовал итоги нашей цивилизации американский психолог С.Гроф в своей книге (1).
2. Наука и религия, их конфликт и синтез.
В древности представление о человеке было более здоровым и более возвышенным, чем наше. Мы раздробили воспитание тела, ума и души. Наши естественные науки достигли большой высоты и в то же время совершенно утратили человеческую душу и её воздействие на окружающее. Религия перестала удовлетворять требованиям разума; медицина не хочет знать ни о душе, ни о духе человека. Древний мир не допускал, чтобы эти понятия разделялись. Во всех областях им принималась тройная природа человека тело, ум, душа.
Человеку свойственно задавать вопросы как?, зачем?, почему?. За первый вопрос ответственна наука, и он поддаётся изучению, второй прерогатива веры. Метод науки эксперимент, её задача регистрировать новые факты и строить модели, позволяющие объяснить эти факты.
Метод религии основан на откровении, проистекающем непосредственно из Высшего сознания или от более высоких Сущностей. Основные догмы религии должны восприниматься на веру. В недрах религиозных учений разрабатывались две очень важные проблемы: моральный кодекс и эзотерические знания.
Возможно отдельно рассмотреть и философию. Если наука базируется на опытных фактах, то философия оперирует с понятиями. Метод философии размышление, логика, анализ и синтез. Этот подход характерен и для науки, поэтому естественно, что в недрах философии зарождались многие науки и сама теория познания.
Искусство связано с эмоциональной сферой, дополняет другие пути познания и ближе по методологии к религии. В искусстве громадную роль играет эмоциональное начало, позволяющее проникнуть в неизвестное, когда бессознательно исследователь охватывает бесконечное множество фактов и угадывает правильное решение (2).
Можно привести много примеров использования в науке постулатов, основанных на вере, или внезапного озарения при решении какой-либо задачи. Иными словами, методы религии и науки взаимно проникают друг в друга.
Приведённый анализ методов, используемых в построении картины мира показывает, что решение этой задачи можно получить при комбинированном подходе, используя методы науки, религии и искусства.
Картина мира или миропонимание включает в себя представление о человеческой природе, месте человека во Вселенной и смысле его существования. Именно поэтому одна наука не в состоянии быть единственным и даже главным источником при построении картины мира. В познавании мира важен гармоничный подход, который был утерян при развитии европейской науки в XVII-XX веках.
В конце XIX века французский философ Э.Шюре отмечал утерю этой гармонии и так охарактеризовал конфликт науки и религии: Но с тех пор как церковь, неспособная защитить свои основные догматы от возражений науки, заперлась в них словно в темнице без окон, противопоставляя разуму веру..., с тех пор как наука, опьянённая своими открытиями в мире физическом..., с тех пор как философия, сбитая с толку и бессильно застрявшая между наукой и религией глубокий разлад появился в душе общества и в душе отдельных людей...
Религия отвечает на запросы сердца, отсюда её мистическая сила, наука на запросы ума, отсюда её непревзойдённая мощь. Но прошло уже много времени с тех пор, как эти две силы перестали понимать друг друга.
Религия без доказательства и наука без надежды стоят друг против друга, недоверчиво и враждебно, бессильные победить одна другую (3).
К концу XX века это положение практически не изменилось, но на пороге XXI века многим людям разных профессий, в том числе и учёным ясно, что синтез науки, религии, искусства неизбежен.
3. Синергетика - наука об универсальном эволюционизме.
В формировании нового мышления в XXI веке большую роль должна сыграть синергетика.
При создании картины мира возникает необходимость опираться на научные дисциплины интегрального характера. Последние должны охватывать объекты и субъекты косного (физического), живого (биологического) миров и социума. В восьмидесятых годах нашего века возникла такая наука, которая получила название синергетика, что в переводе с греческого означает совместное кооперативное действие. Эта наука носит интегрирующий характер, объединяя общими законами разные области наук: физику, химию, биологию, психологию, социальные науки, астрономию, философию и т.д. В частности, синергетика впервые сформулировала универсальные законы эволюции, справедливые как для физического (косного), так и для биологического (живого) миров и социума. Синергетику можно определить по разному, например:
- наука о самоорганизации физических, биологических и социальных систем;
- наука о неустойчивых состояниях, предшествующих катастрофе и их дальнейшей эволюции (теория катастроф);
- наука об универсальных законах эволюции Природы.
Рассмотрим, как смотрела наука XIX века и первой половины XX века на эти проблемы.
Косный мир эволюционировал согласно второму началу термодинамики, т.е. его развитие сопровождалось ростом энтропии, что приводило к выравниванию всех градиентов в Природе. Иными словами, выравнивались температуры, давления, энергии и т.д., и косный мир необратимо следовал к состоянию равновесия, к серому, однородному хаосу.
Опыт показывает, что развитие живого мира подчиняется прямо противоположным законам, а именно: энтропия может падать, что приводит к росту порядка, разнообразия форм, непрерывному обогащению живого мира. Всё, чем отличается живой мир от серого, однородного хаоса возникло и существует из-за падения, оттока энтропии в окружающую среду или отрицательной энтропии. Ею питается всё живое и всё созданное жизнью, а значит наука и искусство (4). Большая неясность существует во взглядах на эволюцию социума, диапазон которой слишком велик: от фатальной гибели социума до его совершенства и слияния с божественной сущностью. Естественно предположить, что в единой Природе должны соблюдаться единые законы эволюции. Синергетика пытается сформулировать эти законы. Ниже будет в тезисной форме сформулирована картина мира, основанная на принципах синергетики.
4. Эмпирические обобщения.
Академиком В.И.Вернадским был введён термин "эмпирическое обобщение" (ЭО). Этим термином принято называть некоторое утверждение, не противоречащее нашему опыту (5). В основе синергетики, как заметил академик Н.Н.Моисеев, лежит некоторое количество эмпирических обобщений, перечислим основные из них (6).
ЭО-1: Вселенная представляет собой единую саморазвивающуюся систему. Это утверждение позволяет интерпретировать все процессы развития в качестве составляющих единого мирового эволюционного процесса Суперсистемы "Вселенная."
ЭО-2: В процессах развития Вселенной присутствуют случайные факторы и процессы протекают в условиях некоторого уровня неопределённости. Стохастичность пронизывает все этажи организации мира. Приходится постулировать отсутствие тождественно протекающих процессов. Лишь похожесть, близость, но не тождественность.
Во Вселенной существует наследственность, настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им.
ЭО-4: В мире властвуют законы, являющиеся принципами отбора. Они выделяют из возможных виртуальных состояний некоторое множество допустимых.
Эмпирические обобщения ЭО-2, ЭО-З и ЭО-4 по существу совпадают с дарвиновской триадой: изменчивость, наследственность, отбор. Это позволяет использовать термин эволюционизм в синергетике.
ЭО-5: Принципы отбора допускают существование бифуркационных состояний, в которых невозможно предсказать путь дальнейшей эволюции, т.к. новое русло эволюционного развития в значительной степени определятся неконтролируемыми факторами в точке бифуркации.
Дарвиновская эволюция предполагает плавное, почти предсказуемое развитие процесса; новый взгляд на эволюцию в косном, живом и социальном мирах отличается от дарвинского учётом стохастики, неопределённости, бифуркационных механизмов.
Приведённые постулаты пригодны для описания любых процессов, протекающих на всех уровнях организации материи.
Человек есть часть единой системы, и для него также действуют представленные эмпирические обобщения. Наблюдатель субъективно воспринимает мир, и в картине мира, которую он рисует, неизбежно присутствует неопределённость и элемент субъективности. Человек изучает мир не извне, а изнутри, т.е. его представление о мире является представлением части о структуре целого. Именно отсюда возникают сложности в функционировании общественного сознания.
Из рассмотренных выше эмпирических обобщений следует ряд важных следствий. Из стохастичности мира 00-5) следует необратимость эволюции и времени, т.е. вероятность повторения какого-либо прошлого состояния равна нулю.
Далее стохастика и бифуркация приводят в процессе эволюции к непрерывному росту разнообразия и сложности форм. Кажется, что Природа даёт возможность проявиться каким-то новым формам организации.
В процессе самоорганизации непрерывно происходит разрушение тех или иных существующих структур, дающих материал для возникновения новых. Происходит замещение менее стабильных более стабильными структурами, более приспособленными к данной конкретной обстановке. Закрепление новых форм организации происходит вследствие их конкуренции, т.е. отбора по множеству различных критериев. В этом состоит тот универсальный механизм рынка, который реализуется в обществе.
Общий эволюционный процесс как процесс самоорганизации, несмотря на
его стихийность, обладает определённой направленностью: идёт рост
разнообразных форм, сложности структур. Это утверждение сохраняет силу
для любых объектов мира и в том числе для общественного развития.
5. Мир линейный и нелинейный.
Основные результаты в европейской науке были получены для систем, находящихся в условиях, близких к равновесию. Такие системы однозначно реагируют на сильные возмущения, возвратясь к состоянию равновесия. Частицы в таких системах взаимодействуют на близких расстояниях и никак не связаны с удалёнными частицами. Становление и развитие математического аппарата было приспособлено для обслуживания систем, эволюция которых происходит довольно спокойно.
Мы живём в мире неустойчивости и необратимости, в мире эволюции и катастроф, где развитие и разрушение идут рядом.
Но если такую систему сильно удалить от состояния равновесия, при обмене её с окружающей средой энергией, веществом и информацией (открытая система), положение кардинально меняется мы приходим в иной мир. Там господствует неустойчивость, малейшие флуктуации не гасятся, а начинают расти, образуя новые структуры, возможна перестройка всей системы и её поведения, т.е. сценарии эволюции, становятся неоднозначными. В таких системах возможны согласования, когда частицы как бы устанавливают связь друг с другом на больших расстояниях, значительно превышающих влияние межмолекулярных взаимодействий.
Такое кооперативное согласованное поведение можно встретить в системах, образованных из молекул, клеток, нейронов, социальных групп и т.д. Это приводит к образованию высокоупорядоченных структур из зародышей, находящихся в хаотическом состоянии. Исследование процессов эволюции, приводящих к такому состоянию, проводится в синергетике.
Остановимся на термине система, в который можно вложить разный смысл. Приведём его определение, данное выдающимся русским физиологом
П.К.Анохиным: системой можно назвать только такой комплекс...компонентов, у которых взаимное действие и взаимоотношение принимают характер взаимосодействия компонентов на получение...полезного результата. Иными словами, в этом определении заложено свойство синергетичности элементов. Остановимся на некоторых весьма впечатляющих выводах и утверждениях синергетики.
В большинстве наук все влияния окружающего нас мира принято разделять на детерминированные и случайные процессы. Это можно встретить и в такой классической науке как механика, и в таких современных как кибернетика, радиотехника, информатика. При этом выдвигалось такое обоснование: стохастический характер процессов объясняется огромным числом элементов системы и их многочисленными степенями свободы (многомерностью). Однако оказалось, что даже поведение одной частицы, описываемой законами механики Ньютона, может оказаться неопределённым. Недавно было показано, что весьма простые детерминированные системы низкой размерности (п=3) принудительно могут иметь существенно случайные стохастические движения без каких-либо внешних влияний. Это явилось сенсацией в научном мире и существенно меняет взгляд на эволюцию в Природе.
В синергетике есть очень много нерешенных проблем, она находится в состоянии интенсивного развития. Главный вывод синергетики в том, что единство мира требует и единства науки, объединения не только различных ветвей естествознания, но и гуманитарной сферы. В современном естествознании происходят интенсивные процессы гуманизации, многие специалисты-естественники всё более занимаются обществоведением, что возможно приведёт к появлению новой парадигмы. Но и в гуманитарных науках всё более принимается логика естественных наук. Появление синергетики и её синтезирующий характер, объединяющий многие отрасли знаний, как бы предвиден в Агни Йоге: В школах должен быть введён предмет синтез науки. Из него учащиеся усмотрят, как тесно связаны многие отрасли познания... Они поймут, что каждый учёный соприкасается с целым рядом научных областей (7). По-видимому, в XXI веке возникнет новая мета-наука, объединяющая гуманитарные и естествонаучные знания. Наука о сохранении цивилизации людей на Планете, наука о развитии Человека и сохранении всего живого.
Литература:
1. С.Гроф, За пределами мозга, изд. Трансперсонального института, 1993, 497 с.
2. А.С.Вуль, основы эниологии, гл. 1: Пространство-время, М.: РИО газеты позиция, 1993,47 с.
3. Э.Шюре, Великие посвященные. Второе издание, М.: Книга-Принтшоп, 1990, 490 с.
4. М.В.Волькенштейн, Энтропия и информация, М.: Наука, 1986, 191 с.
5. В.И.Вернадский, Размышления натуралиста: Научная мысль как планетарное явление, М.: Наука, 1977, Кн. 2, 191 с.
6. Н.Н.Моисеев, Современный рационализм, М.: МГВП КОКС, 1995, 376 с.
7. Агни Йога, Братство, М.: Русский духовный центр, 1992, 331 с.
Г.Н.Дульнев засл. деятель науки и техники РФ, Академик РАЕН, доктор технических наук, профессор С.-Петербургского Государственного Института Точной Механики и Оптики (технический университет).
(По материалам журнала "Мир Огненный" 3/97).
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru