Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск |
Зеленин Дмитрий
Древнерусская братчина как обрядовый праздник сбора урожая
(Краткое изложение большого исследования)
У многих первобытных народов известен обычай, в силу которого первое убитое на охоте животное потребляется не единолично, а коллективно, всей общиной. Например, у алеутов «мясо первого, с начала промысла, промышленного зверя Раздает промысливший оного в своем селении всем жителям (выделено Д.К.Зелениным. — Т.И.) по частям» [Крашенинников 1819, с. 290]. У осетин «охотник, первый убивший крупную дичь, вырезывает из правой стороны кусок в 5-6 ребер и дарит встречным охотникам, не успевшим ничего убить» [Чурсин 1925, с. 199]. Мы не будем обсуждать сложный вопрос о происхождении этого охотничьего обычая-обряда. Нас интересует не предшествующая история, а позднейшее развитие данного обряда, к которому, как к прототипу, мы возводим русскую древнюю и современную «братину». В качестве рабочей гипотезы примем, что это магический Ряд; вкушение членами охотничьей общины первой добычи —магический символ того, что все они будут иметь подобную же добычу. Для нас важно установить коллективный характер данного обряда. Эта именно коллективность древнего охотничьего обряда роднит его с позднейшими скотоводческими и земледельческими обрядами, к которым принадлежит русская братчина.
Дальнейшее развитие обряда происходило под влиянием двух главных факторов: 1) усложнения и изменения религиозных верований и 2) изменения соответствующих занятий населения. Под влиянием первого фактора магический, до-анимистический обряд превратился сначала в языческое жертвоприношение при« сборе добычи или урожая, а после воспринял много христианских черт. Церковные братства, воспользовавшиеся формами древней братчины, сами в свою очередь наложили на нее свой новый отпечаток, главнейше на братчину пчеловодов.
Под влиянием смены занятий, обычай звероловов с течением времени превратился в обряд скотоводов, земледельцев и пчеловодов. А так как скотоводы, особенно же земледельцы и пчеловоды, собирают свой урожай всегда более или менее одновременно, то коллективность обряда получила иные формы: дележка добычей заменилась складчиной продуктов, а позднее и денег. «Братчиной» зовется именно угощение в складчину [Зеленин 1916, с. 652, 762, 778, 969 и др.].
О древнерусских братчинах, которые впервые упоминаются в памятниках под 1150 годом [Ипатьевская летопись, с. 495] V мы знаем очень мало. Все известное было еще в 1854 году собрано А. Поповым в его статье «Пиры и братчины» [Попов А. Н. 1854]. Меньше всего известна нам бытовая сторона древних,: братчин, которая в данном случае является решающим фактором. Вот почему мы принуждены иметь дело главным образом с позднейшим наследием древнерусской братчины.
Вряд ли можно сомневаться в том, что великорусские обрядовые праздники, известные и теперь под названиями: братчина, мольба, канун, ссыпка, ссыпщина, а также Николыцина и т. п., являются именно остатками древних братчин. Теперь это имеющие религиозно-церковный характер коллективные трапезы-пиры, для которых продукты собираются со всей общины.
Русский обряд братчины, связанный с охотой и звероловством, не сохранился до нас, но память о нем еще жива в народ преданиях. На всем русском севере, где только сохранились остатки братчин, широко распространены местные сказания о том, как в старину в Ильин день (обычный здесь день скотоводческих братчин) прибегал из лесу к местной часовне олень, которого община закалывала, варила и съедала. Каргопольский и соседние с ним уезды бывш. Олонецкой губ., Вельский и Кадников-ский Вологодской губ., Белозерский уезд Новгородской губ., — вот места широкого распространения преданий о чудесном олене . В XX веке легенду эту отметили здесь П.Шереметев [Шереметев 1902, с. 136], А.Шустиков [Шустиков 1915, с. 101-102], С. Скороходов [Ученый архив Вологодского общества, 1926, с. 11, 41, 65]. Не приводим многочисленных свидетельств о том же авторов XIX века. То же предание известно еще зырянам [Попов К. 1874, с. 19, прим. 80].
Изредка предание говорит о лосе вместо оленя [Харузин 1894, с. 343]. Где празднество происходило в день Рождества Богородицы 8 сентября, там предания говорят о прибегавшей самке оленя с детенышем [Шереметев 1902, с. 137]. Нередко рядом с оленем оказывается еще и гусь или глухарь [Шустиков 1915, с. 101, 102, 119], лебедь [Харузин 1894, с. 344], а также другие птицы и звери [Шереметев 1902, с. 136].
В языческой обстановке аналогичный образ звероловов отмечен у корел Кемского уезда, которые ранней весной закалывали оленя и съедали «его торжественно с особыми обрядами в честь бога Ке» [Эдемский 1909, с. 39]. К тому же циклу мы относим и языческий «праздник лебедей» у вотяков Казанской губ., где пару лебедей выпускали на волю, а вместо них закалывали парами разных домашних птиц и животных [Афонасьев 1881, с. 281-286].
Известно, что охотники и звероловы первобытных народов весьма скептически относятся к участью женщин во всем том, что касается их промысла. У русских это недавно еще сохранялось во всей силе, напр<имер>, на Каспийском море, у астраханских рыболовов [Михайлов 1851, с. 171]. Отзвук этих поверий мы усматриваем в том, что кое-где и на современные братчины не допускаются женщины [Харузин 1894, с. 343]2). Hi мы встретимся со специально женскими братчинами, связными с женскими занятиями, например куроводством.
Переход от звероловства к скотоводству вызвал ест венную замену жертвенного оленя быком или бараном. На скотоводческой, стадии развития обряд встречается еще и в на дни и много раз описан этнографами. Обряд совершался под покровом церкви и приурочивался к разным церковным праздник Эти обстоятельства спасали его от преследования со стороны властей. Но отсутствие особого церковного чинопоследования вело постепенному вымиранию обряда, и сохранились до наших дне главным образом, праздники обетные.
Коллективность обряда в скотоводческом празднике выражена различно. 1) В распоряжение церкви поступает много животных,: которых одно или несколько избираются для общей трапезы, да по жеребью. 2) В церковь поступают от каждого дома лишь отдельные части тех или иных домашних животных, пример, бараньи лопатки, свиньи головы [Зеленин 1914, с. 25? 3) Производится сбор продуктов или денег, и в складчину приносится жертвенное животное. 4) Обетное («завечёно, обречёное») вотное откармливается за счет всей общины (Трунов, Завойко).
Вне связи с обетом стоит скотоводческая братчина Пудожсв го уезда, описанная Н.Харузиным [Харузин 1894, с. 342], Вед кого у. [Зеленин 1914, с. 247], а также аналогичные обряды пермяков и вотяков. Древнейшая форма обета равносильна формул если будет урожай, благополучие со скотом, то будет и праздник урожая [...ъ 1867, с. 131]. Дальнейшая эволюция обета: если корова отелится в первый раз бычком, то его «обрекают мир} (Орловская губ.; Трунов). Современные обряды связаны с болезнью скотины или с иным несчастным случаем (Завойко о костромской губ. и др.).
Обряды куроводов превратились в специально-женские праздники, поскольку это женский промысел. «Кузьминки» не cвязаны обетом и празднуются, главным образом, девицами, 1 ноября; против, обряд «троецыплятницы» совершается на Вятке пожилыми женщинами — в силу обета, данного вятчанками в старину. «при рождении младенцев» [Зеленин 1906].
Связь скотоводческой братчины с древним язычеством ярко сказалась в поверьях о магической силе костей съеденного на братчине животного. Олонецкие охотники и рыболовы убеждены, что кость «Ильинского» быка утраивает их добычу [...ъ 1876, с. 132]. В Орловской губ. кости «оброшного» быка после братчины закапывают в скотском хлеву, чтоб не переводился скот в доме (Трунов). Кости кур, съеденных в Кузьминки, зарывают в курятнике — для большей плодовитости кур; кости эти не ломают, а то цыплята будут уродливыми [Максимов С. 1903, с. 520]. Вятские женщины в 1739 году кости и перья кур-троецыплятниц почитали «яко бы за святые».
Кроме северных губерний, скотоводческие братчины с жертвенным быком отмечены еще в губерниях Нижегородской, Пензенской [Зеленин 1915, с. 762, 986] и Орловской [Трунов 1869, с. 32].
На земледельческой братчине нет жертвенного животного; обрядовые блюда: пиво (так наз. канун, мирщйнка, братчина) и каша. Пиво варится или из продуктов, собранных в складчину, или же каждый варит у себя дома, но его приносят в церковь и здесь сливают в один общий сосуд, после чего его пьют. Такого рода братчины Восточной Сибири описал А. Макаренко [Макаренко 1907]. Ярославские мольбы описаны в Ярослав. Губ. Ведомостях 1888, №76 и 1889, №50 (статьи П.Лисицына и Н.Оп-н); Вятские «мольбы» в «Отчете о диалектологич<еской> поездке в Вятск<ую> губ. Д.Зеленина [Зеленин 1903, с. 90-91]. У белорусов они совершаются в мая и известны под именем «Миколыцины» [Богданович 1895,]. А. Г. Данилин описал этот обряд в 1925 г. в с. Мантурове Кологривского у. Костромской губ. (рукопись).
Вне связи с обетом стоит зырянская «братчина» в Устьсысольске 1-3 ноября [Кичин 1852; ср.: Попов К. 1874, с. 65]: ее русское имя говорит о заимствовании зырянами от русских; аналогичный русский обряд 1 ноября описан в Трудах Вологодского Общества изучения северного края [Ученый архив Вологодского общества, 1926, с. 37].
Редкую и оригинальную форму имеет земледельческая братнина в Кадниковском у. Вологодской губ.: в Ильин день деревня печет сообща громадный каравай хлеба в 2-5 пудов весом; после молебна этот каравай разрезают на мелкие куски] раздают миру; одновременно приготовляется и раздается громадный же кусок сыра (творога) [Зеленин 1914, с. 251].
Земледельческие братчины совершаются не всегда осенью, по сбора урожая в поле, но также зимой, летом и весной. Тут сказалась прежде всего генетическая связь их с прежними скотоводческими и охотничьими праздниками, которые по самой своей природе были связаны с каким-либо одним временем года. Обетный характер братчин способствовал разнообразию их сроков: обет давался имя какого-нибудь святого, и братчина приурочивалась к дню памяти этого святого. Повторность праздников в честь спасителя, богоматери, св. Николая, св. Козьмы и Дамиана и др. лишний содействовала колебанию сроков совершения братчин. Наконец, естественное стремление населения, чтоб братчины соседних деревень и приходов не падали на одно и то же время (иначе нельзя будет бывать на братчине соседей) и не падали на близкие друг к сроки (частые праздники прекратили бы всякую работу), — все условия приводили к более или менее равномерному распредению братчин по всем временам года.
Если на русском севере сравнительно хорошо сохранились наших дней братчины скотоводческие и земледельческие, то западе и на юге лучше сохранились соответствующие обряды пчеловодов. Тут обрядовым блюдом служит мед, главным образом в виде напитка, а жертвой — воск. Последний, в связи с церковным характером обряда, имеет форму свечи, отчего и сал братчина носит большею частью имя: свеча, братская свеча.
Белорусская «свеча» описана в книгах П. Шейна [Шейн 11 с. 173-185], Дембовецкого7, Е.Романова8, А.Богдановича, в ста И. Сцепуржинского [Сцепуржинский 1877, с. 150-153], В. Добр Вольского [Добровольский 1900]. Об украинском обряде Черв гов<ской> губ. см. в книге А. Ефименко «Южная Русь» [Ефиь ко А. 1905, с. 264]. У великорусов обряд отмечен только в ринском у. Калужской губ. [Зеленин 1915, с. 574].
Воздействие на пчеловодную братчину со стороны стариных церковных братств, а частью и со стороны цеховых организаций, — вне всякого сомнения. Думать вместе с некоторыми рами, что этот обычай и создан братствами, нет оснований. Пчеловодная братчина известна также мордве-мокше Пензенской
Г.Евсевьев 1914]. У мордвы Спасского у. Тамбовской губ. воск обряде братчины представлен не в виде свечи, а в виде «воскового хлеба» в который усердные вкладывали серебряные деньги [АРГО, рукопись 1850 г.].
Коллективный характер пчеловодского обряда сказался и в том, что все члены общины приносят воск для изготовления новой свечи или для дополнения прежней; и в том, что одна и та же свеча хранится по году в доме каждого из домохозяев, пока она не обойдет всей деревни; наконец, часто бывает и сбор продуктов для общей трапезы.
Пчеловодная братчина совершается не всегда осенью, после сбора свежего меда, но и в другие времена года. Мы объясняем это обстоятельство теми же самыми причинами, что и сроки земледельческой братчины; к этим причинам нужно еще присоединить воздействие церковных братств, которые воспользовались традиционного формою братчины для своих целей, чтоб добывать средства на благоустройство храма, причем они часто объединяли братчину с храмовым праздником.
У русских рыболовов специфической формы братчины, по-видимому, не было. Олонецких рыболовов мы видели на скотоводческой братчине, где они «хватают ильинское мясо», кости коего служат талисманом при рыбной ловле. В других местах рыболовы пользуются формой братчины пчеловодов: в день своего патрона, 29 июня, собирают «Петру-рыболову на мирскую свечу», которая ставится в храме перед иконою апостола [Максимов С. 1903, с. 477].
У кахетинцев на Кавказе мы встречаем обряды, близкие к нашей скотоводческой братчине, а также обряды с приношением в Церковь св. Георгию вина, что можно назвать братчиной виноделов [Чурсин 1905, с. 14-15]. В известном сербском празднике «крсно ИМе» или «слава» нетрудно рассмотреть ряд элементов братчины, слившихся с обрядами иного цикла [Милипевий 1877].
У Русских местами еще недавно сохранялся старый обычай приходить на братчину всякому без зова [Лисицын 1889]. Этот обычай может служить лишним подтверждением религиозного происхождения братчин. В старых русских жалованных грамотах часто встречается формула об оригинальной льготе местному населению: «въ села и деревни (данной местности) на пиры и в братчины и о празницках незваны пить не ездятъ ни ходятъ никто» [Срезневский, 1, стб. 174]. Историки различно понимали смысл этой формулы. Тут мы имеем замаскированную льготу, освобождающую братчинное пиво и другие напитки от акцизных сборов. Дипломатичность формулы в том, что она не отменяла никаких постановлений о пошлинах, соответствующих позднейшему акцизу, и не противоречила им, равно не мешала многочисленному классу чиновников присутствовать на братчинах, только по приглашению. Приглашенный в качестве гостя чиновник, конечно, «не придирался» к столь возможным на братчинах мелким нарушениям устава о пошлинах.
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru