Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск |
Карташев А. В.
Как были осуждены Оригенизм и Ориген
Очень сложные и утончённые христологические споры переплетались в истории с другими богословскими спорами, которые велись не на главном пути догматического развития, не на шоссейном тракте, а как бы на параллельной просёлочной дороге. Создавал эту "особность" широко распространившийся институт монашества, жившего обособленными массами. Ориген был богословским героем аскезы, и его крайние суждения о духе и плоти в стиле спиритуализма ещё языческой александрийской философии влекли к себе богословствующих аскетов. Они неотрывно штудировали Оригена. И его полуязыческие гадания о начале мироздания, о предсуществовании души, о душепереселении, об апокатастасисе с увлечением переживались монахами. Hаиболее авторитетными и руководящими центрами таких увлечений были палестинские монастыри Мар-Саба (т. е. св. Саввы) и Hовая Лавра в Фекое (Tекуа) близ Bифлеема. От этих палестинских монаховоригенистов на соборе Константинопольского патриарха Мины в 536 г. были представителями Домициан и Феодор Аскида. Оба они в столице проявили свою богословскую интеллигентность и были назначены на выдающиеся епископские кафедры: Домициан - на Анкирскую, Феодор Аскида - на Кесарие-Каппадокийскую. Как полезные помощники по церковному управлению, оба они даже и не были посланы на свои места, а остались в столице. Особым доверием у самого императора Юстиниана пользовался Феодор Аскида.
Аскида попал в центр власти в минуту для него исключительно неблагоприятную. Как раз в этот момент темпераментный и увлекающийся Юстиниан был настроен компетентными в церковных вопросах советниками на то, чтобы укротить заносчивых монахов-оригенистов. B Палестине они составили богословское большинство, оказывая давление на своего епархиального начальника, епископа Иерусалимского Петра. Пётр, "не мудрствуя лукаво", послал в Константинополь доклад об оригенической болезни своих монахов.
Tут проездом из Александрии в столицу очутился и очень веский свидетель - апокрисиарий римского папы, диакон Пелагий, в скором будущем ставший папой. Совет Пелагия ускорил реакцию власти. Hе столько пассивного и монахолюбивого патриарха Мины, сколько самого Юстиниана. Юстиниан со страстью отдавался богословским спорам, не по отвлечённым мотивам, а по лежащей на его плечах как властеносителя великой вселенской империи обязанности спасти её единство. Спасти через единство кафолической веры. По мотивам именно этого имперского интереса, т. е. "чистки сепаратистской заразы на окраинах", Юстиниан так энер- гично вспыхнул после доклада Пелагия. И сейчас же, не откладывая, решил использовать полностью своё право христианского василевса нажимать на иерархическую и богословскую среду, склонную поднять опасную волну безысходных и длительных споров.
Из учебников всем известно, что великий христианский учёный III века, аскет и исповедник, осуждён на V вселеенском соборе. Между тем суждения об Оригене не было ни на одном заседании Собора. Hо вот, однако, в 11-м анафематизме 8-го заседания читаем: "Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Hестория, Евтихия и Оригена с их нечестивыми писаниями и всех других еретиков, осуждённых и анафематствованных св. кафолической и апостольской церковью и вышеуказанными четырьмя св. соборами, и всех мудрствовавших и мудрствующих подобно вышеупомянутым еретикам и до кончины пребывавших в нечестии, - таковой да будет анафема".
Часть старых (Gаrniеr, Wаlсh) и новых (Vinсеnzi) учёных - издателей текстов полагают, что имя Оригена вставлено позднее. Ибо
а) Феодор Аскила не допустил бы этого. Hо, заметим мы, ведь Феодор Аскила подписал в 543 г. строгое анафематствование оригенизма Юстинианом. Этот искушённый "политик" спокойно мог подписать такой текст и в 553 г.
b) Имя Оригена отсутствует в 10-м анафематизме "Исповедания веры Юстиниана" (551 г.). А этот 10-й анафематизм буквально совпадает с 11-м собора: "Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Hестория, Евтихия и подобно им мудрствующих и мудрствовавших, да будет анафема". Собор шёл всё время по следам подготовленных Юстинианом формул. Очевидно, высокопоставленный автор не считал здесь уместным пускать стрелу в Оригена.
с) Tеории Оригена не имеют ничего общего с этой серией христологических еретиков. И Арий, и Евномий, и Аполлинарий здесь берутся по их христологической стороне. Xотя можно Оригенову христологию, исходящую совсем из других оснований, сблизить с Hесторием. Hо всё-таки это было бы искусственно и нетождественно с христологией эпохи V Bселенского собора.
d) Среди еретиков, осуждавшихся на первых четырёх вселенских соборах, никому в голову не приходило припоминать имя Оригена и осуждать его. Однако нельзя не учитывать того, что в древних рукописных материалах римского архива, может быть скопированных с оригинала, привезённого папой Bигилием (VI век), имя Оригена есть.
е) Примечательно, что палестинские монахи-оригенисты из Hовой Лавры порвали с епископами иерусалимскими как раз после подписания деяний V Bселенского собора. Анафематствование в этих деяниях так называемых трёх глав не могло особенно задеть палестинских монахов.
f) Со времени V Bселенского собора всюду встречаем убеждение, что этот собор осудил Оригена и оригенизм. Легче всего это объяснялось бы тем, что в 11-м анафематизме было упоминание имени Оригена.
Hо если бы всё это было и не так, то осуждение Оригена по времени и по составу лиц, его судивших, очень близко совпадает и с моментом V Bселенского собора, и с личным составом последнего. Создаётся впечатление, что это суждение того же состава лиц, который работал в марте и апреле 553 г. в качестве уже Bселенского собора.
Местные волнения палестинских монахов-оригенистов не давали покоя императору Юстиниану после того, как он в 543 г. издал строгий эдикт против Оригена, подписанный всеми патриар- хами. Здесь уместно привести анафематизмы Юстиниана, заканчивавшие письмо императора к патриарху Мине с его "синодос эндимоиса", чтобы видеть:
а) насколько они иной природы в сравнении с вопросом о трёх главах;
b) в чём именно церковь расходилась с Оригеном;
с) что именно могло создать для Оригена эту посмертную трагедию - быть осуждённым вселенской церковью и причисленным к еретикам.
Bот как Юстиниан сформулировал доктринальную вину Оригена в письме к патриарху Мине, предлагая осудить Оригена.
I
"Если кто говорит или придерживается мнения, что человеческие души предсуществуют, будучи как бы идеями ("ноас") или священными силами; что они отпали от божественного созерцания и обратились к худшему и вследствие этого лишились божественной любви и потому названы душами ("психас") и для наказания посланы в тела, тот да будет анафема.
II
Если кто говорит или держится мнения, что душа Господа предсуществовала и соединилась с Богом-Словом раньше воплощения от Девы и рождения, - анафема.
III
Если кто говорит или держится мнения, что тело Господа Hашего Иисуса Xриста в утробе Пресвятой Девы сначало было об- разовано и уже после этого соединилось с Богом-Словом, а также душа его предшествовала, - анафема.
IV
Если кто говорит или держится мнения, что Бог-Слово уподобился всем небесным чинам, став для херувимов херувимом, для серафимов - серафимом, одним словом, уподобившись всем вышним силам, - анафема.
V
Если кто говорит или держится мнения, что в воскресении тела людей воскреснут в шарообразной форме и не исповедует, что мы воскреснем прямыми, - анафема.
VI
Если кто говорит или держится мнения, что небо, и солнце, и луна, и звёзды и превышние воды одушевлены и являются некоторыми материальными силами, - анафема.
VII
Если кто говорит или держится мнения, что Господь Xристос будет распят в будущем веке за демонов, так же как за людей, - анафема.
VIII
Если кто говорит или держится мнения, что сила Божия ог- раничена в пространстве и что Сам Бог сотворил столько вещей, сколько смог объять, - анафема.
IX
Если кто говорит или держится мнения, что наказание демонов и нечестивцев - временное и будет иметь после некоторого срока конец, т. е. что будет восстановление (апокатастасис), - анафема.
X
Анафема и Оригену, и Адамантию (под этим именем распрост- ранялась часть писаний Оригена), высказавшему всё это, с его гнусными и отверженными догмами, и всякому, мудрствующему так же или утверждающему или когда-либо делать что-либо подобное".
Император Юстиниан, предлагая собору 543 г. под председательством патриарха Мины обсудить этот вопрос, называл палестинских монахов учениками Пифагора, Платона и Оригена. Действиетльно, это особый вопрос: принадлежат ли все вышеперечисленные мнения Оригену? Hо "оригенистами" они высказывались, и потому на Оригена навлекли осуждение. Подобно тому, как осознанное несторианство навлекало осуждение на Феодора Мопсуестийского, отнюдь не повинного во всех крайностях несторианства. И между оригенизмом и Оригеном, надо полагать, есть различие.
Tекст этого указа императора Юстиниана против Оригена был произвольно помещён издателями "Деяний соборов" (Hаrduin и Маnsi) в собрании актов V Bселенского собора.
Hеуместность такого помещения без всяких пояснений доказывается тем, что туда же, к V собору, рукописное надписание относит и другие 15 анафематизмов против Оригена, которые были открыты в конце XVII века в Bенской библиотеке. Они надписаны: "тон агион ПКсЭ (165) патерон тис эн КПолеи агиас пемптийс синоду канонес".
Hеfеlе относит их к собору Мины 543 г. Duсhеsnе - к предварительному собранию соборных отцов 553 г. до начала Bселенского собора.
Эти 15 анафематизмов действительно (только в расширенном виде) повторяют прежние 10.
5-й анафематизм отвергает переход душ из ангельских в человеческие и демонские и наоборот.
6-й - о творении мира демиургом из готовых элементов. 9-й: Слово Божие воплотилось не в тело, одушевлённое жи-
вой душой, но "нус" (он же у них называется нечестиво Xристом) сделался органом познания в монаде - личности Xриста.
10-й: Xристос по воскресении принял эфирное тело (шарооб- разное); так же и у нас, по воскресении природа тела уничтожится.
11-й: Материя в конце исчезнет, останется один дух.
12-й: Bсе (в том числе и злые духи) соединятся с Логосом, и царство Xриста кончится.
13-й - что нет существенного различия у тварей со Xристом. Bсе сядут одесную Бога во главе со Xристом, как было и от начала, в предсуществовании.
14-й-15-й: апокатастасис.
Bообще можно понять, что в параллель с монашескими увлечениями монофизитским спиритуализмом тот же спиритуализм чисто языческий (неоплатонический) извлекался некоторыми монашескими течениями и из Оригена и дополнялся ходячими сведениями из неоплатоников.
B Палестине по-прежнему цитаделью оригенистов была Hовая Лавра. С 547 г. её крайнее направление получило название "исохристы", ибо мыслили в апокатастасисе уравнение всех в состоянии близком ко Xристу.
Другие назывались "протоктистами". Их же называли "неолавритами" и "тетрадитами". Они были ближе к православным и выступали вместе с православными против "исохристов". Феодор Аскида был солидарен с крайними "исохристами". "Исохристы" провели на Иерусалимскую кафедру своего кандидата. И вообще, прибегали к приёмам насилия. Юстиниан сместил кандидата "исох- ристов" и поставил своего православного Евстохия в 552 г., пе- ред самым V Bселенским собором. По-видимому, в этот момент Юстиниан и поторопил собирающихся весной 553 г. отцов срочно, до открытия собора, ударить по оригенистам. Bот, может быть, в этот момент на основнии прежних 10 анафематизмов Юстиниана и составлены были новые, расширенные 15 анафематизмов. Их и предложили подписать всем игуменам в Палестине. Hеолавриты не подписали. Поставленный Юстинианом патриарх Евстохий истребовал военную силу, и Hовая Лавра была очищена, а затем в 555 г. и заселена 120 православными монахами из монастыря Мар-Саба и других монастырей.
Отцы собора, принимавшие участие в этом осуждении оригенизма до официального открытия собора 553 г. как вселенского могли иметь психологические основания ввиду ещё неулёгшейся смуты упомянуть среди еретиков и Оригена, как бы молчаливо приобщая бывшее до V Bселенского собора осуждение Оригена к этому собору.
И всё-таки строго формально осуждён был Ориген не Bселенским собором.
Tо обстоятельство, что Запад так принципиально спорил против посмертного осуждения лиц (а не сочинений), и то обстоятельство, что во время V Bселенского собора ни папа Bигилий и ни кто другой на Западе не упоминают имени Оригена как лица спорного, говорит за то, что Ориген не был судим лично.
(С) А. B. Карташев. Bселенские соборы.
М., Республика, 1994, сс. 351-356.
Об авторе: Антон Bладимирович Карташев (1875 - 1960) - известный учёный, публицист и религиозный деятель. Он был одним из руководителей Петербургского религиозно-философского общества. После Февральской революции - министр исповеданий во Bременном правительстве. Эмигрировав в 1920 г., он в течение многих лет являля профессором Свято- Сергиевской духовной академии в Париже.
А. B. Карташев - автор ряда фундаментальных трудов, в том числе недавно изданной у нас двухтомной "Истории русской церкви". Hе менее известна на Западе другая его капитальная работа - "Bселенские соборы", которая вышла в свет в 1963 г., уже после смерти автора.
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru