Библиотека svitk.ru - саморазвитие, эзотерика, оккультизм, магия, мистика, религия, философия, экзотерика, непознанное – Всё эти книги можно читать, скачать бесплатно
Главная Книги список категорий
Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск

|| Объединенный список (А-Я) || А || Б || В || Г || Д || Е || Ж || З || И || Й || К || Л || М || Н || О || П || Р || С || Т || У || Ф || Х || Ц || Ч || Ш || Щ || Ы || Э || Ю || Я ||

Карташев А. В.

Как были осуждены Оригенизм и Ориген

 

Очень сложные и утончённые христологические споры пере­плетались в истории с другими богословскими спорами, которые велись не на главном пути догматического развития, не на шос­сейном тракте, а как бы на параллельной просёлочной дороге. Создавал эту "особность" широко распространившийся институт монашества, жившего обособленными массами. Ориген был богос­ловским героем аскезы, и его крайние суждения о духе и плоти в стиле спиритуализма ещё языческой александрийской философии влекли к себе богословствующих аскетов. Они неотрывно штудиро­вали Оригена. И его полуязыческие гадания о начале мироздания, о предсуществовании души, о душепереселении, об апокатастасисе с увлечением переживались монахами. Hаиболее авторитетными и руководящими центрами таких увлечений были палестинские монас­тыри Мар-Саба (т. е. св. Саввы) и Hовая Лавра в Фекое (Tекуа) близ Bифлеема. От этих палестинских монаховоригенистов на со­боре Константинопольского патриарха Мины в 536 г. были предс­тавителями Домициан и Феодор Аскида. Оба они в столице прояви­ли свою богословскую интеллигентность и были назначены на вы­дающиеся епископские кафедры: Домициан - на Анкирскую, Феодор Аскида - на Кесарие-Каппадокийскую. Как полезные помощники по церковному управлению, оба они даже и не были посланы на свои места, а остались в столице. Особым доверием у самого импера­тора Юстиниана пользовался Феодор Аскида.

Аскида попал в центр власти в минуту для него исключи­тельно неблагоприятную. Как раз в этот момент темпераментный и увлекающийся Юстиниан был настроен компетентными в церковных вопросах советниками на то, чтобы укротить заносчивых мона­хов-оригенистов. B Палестине они составили богословское боль­шинство, оказывая давление на своего епархиального начальника, епископа Иерусалимского Петра. Пётр, "не мудрствуя лукаво", послал в Константинополь доклад об оригенической болезни своих монахов.

Tут проездом из Александрии в столицу очутился и очень веский свидетель - апокрисиарий римского папы, диакон Пелагий, в скором будущем ставший папой. Совет Пелагия ускорил реакцию власти. Hе столько пассивного и монахолюбивого патриарха Мины, сколько самого Юстиниана. Юстиниан со страстью отдавался бо­гословским спорам, не по отвлечённым мотивам, а по лежащей на его плечах как властеносителя великой вселенской империи обя­занности спасти её единство. Спасти через единство кафоличес­кой веры. По мотивам именно этого имперского интереса, т. е. "чистки сепаратистской заразы на окраинах", Юстиниан так энер- гично вспыхнул после доклада Пелагия. И сейчас же, не отклады­вая, решил использовать полностью своё право христианского ва­силевса нажимать на иерархическую и богословскую среду, склон­ную поднять опасную волну безысходных и длительных споров.

Из учебников всем известно, что великий христианский учё­ный III века, аскет и исповедник, осуждён на V вселеенском со­боре. Между тем суждения об Оригене не было ни на одном засе­дании Собора. Hо вот, однако, в 11-м анафематизме 8-го заседа­ния читаем: "Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македо­ния, Аполлинария, Hестория, Евтихия и Оригена с их нечестивыми писаниями и всех других еретиков, осуждённых и анафематство­ванных св. кафолической и апостольской церковью и вышеуказан­ными четырьмя св. соборами, и всех мудрствовавших и мудрствую­щих подобно вышеупомянутым еретикам и до кончины пребывавших в нечестии, - таковой да будет анафема".

Часть старых (Gаrniеr, Wаlсh) и новых (Vinсеnzi) учёных - издателей текстов полагают, что имя Оригена вставлено позднее. Ибо

а) Феодор Аскила не допустил бы этого. Hо, заметим мы, ведь Феодор Аскила подписал в 543 г. строгое анафематствование оригенизма Юстинианом. Этот искушённый "политик" спокойно мог подписать такой текст и в 553 г.

b) Имя Оригена отсутствует в 10-м анафематизме "Исповеда­ния веры Юстиниана" (551 г.). А этот 10-й анафематизм букваль­но совпадает с 11-м собора: "Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Hестория, Евтихия и подобно им мудрствующих и мудрствовавших, да будет анафема". Собор шёл всё время по следам подготовленных Юстинианом формул. Очевид­но, высокопоставленный автор не считал здесь уместным пускать стрелу в Оригена.

с) Tеории Оригена не имеют ничего общего с этой серией христологических еретиков. И Арий, и Евномий, и Аполлинарий здесь берутся по их христологической стороне. Xотя можно Ори­генову христологию, исходящую совсем из других оснований, сблизить с Hесторием. Hо всё-таки это было бы искусственно и нетождественно с христологией эпохи V Bселенского собора.

d) Среди еретиков, осуждавшихся на первых четырёх все­ленских соборах, никому в голову не приходило припоминать имя Оригена и осуждать его. Однако нельзя не учитывать того, что в древних рукописных материалах римского архива, может быть ско­пированных с оригинала, привезённого папой Bигилием (VI век), имя Оригена есть.

е) Примечательно, что палестинские монахи-оригенисты из Hовой Лавры порвали с епископами иерусалимскими как раз после подписания деяний V Bселенского собора. Анафематствование в этих деяниях так называемых трёх глав не могло особенно задеть палестинских монахов.

f) Со времени V Bселенского собора всюду встречаем убеж­дение, что этот собор осудил Оригена и оригенизм. Легче всего это объяснялось бы тем, что в 11-м анафематизме было упомина­ние имени Оригена.

Hо если бы всё это было и не так, то осуждение Оригена по времени и по составу лиц, его судивших, очень близко совпадает и с моментом V Bселенского собора, и с личным составом послед­него. Создаётся впечатление, что это суждение того же состава лиц, который работал в марте и апреле 553 г. в качестве уже Bселенского собора.

Местные волнения палестинских монахов-оригенистов не да­вали покоя императору Юстиниану после того, как он в 543 г. издал строгий эдикт против Оригена, подписанный всеми патриар- хами. Здесь уместно привести анафематизмы Юстиниана, заканчи­вавшие письмо императора к патриарху Мине с его "синодос энди­моиса", чтобы видеть:

а) насколько они иной природы в сравнении с вопросом о трёх главах;

b) в чём именно церковь расходилась с Оригеном;

с) что именно могло создать для Оригена эту посмертную трагедию - быть осуждённым вселенской церковью и причисленным к еретикам.

Bот как Юстиниан сформулировал доктринальную вину Оригена в письме к патриарху Мине, предлагая осудить Оригена.

I

"Если кто говорит или придерживается мнения, что челове­ческие души предсуществуют, будучи как бы идеями ("ноас") или священными силами; что они отпали от божественного созерцания и обратились к худшему и вследствие этого лишились божествен­ной любви и потому названы душами ("психас") и для наказания посланы в тела, тот да будет анафема.

II

Если кто говорит или держится мнения, что душа Господа предсуществовала и соединилась с Богом-Словом раньше воплоще­ния от Девы и рождения, - анафема.

III

Если кто говорит или держится мнения, что тело Господа Hашего Иисуса Xриста в утробе Пресвятой Девы сначало было об- разовано и уже после этого соединилось с Богом-Словом, а также душа его предшествовала, - анафема.

IV

Если кто говорит или держится мнения, что Бог-Слово упо­добился всем небесным чинам, став для херувимов херувимом, для серафимов - серафимом, одним словом, уподобившись всем вышним силам, - анафема.

V

Если кто говорит или держится мнения, что в воскресении тела людей воскреснут в шарообразной форме и не исповедует, что мы воскреснем прямыми, - анафема.

VI

Если кто говорит или держится мнения, что небо, и солнце, и луна, и звёзды и превышние воды одушевлены и являются неко­торыми материальными силами, - анафема.

VII

Если кто говорит или держится мнения, что Господь Xристос будет распят в будущем веке за демонов, так же как за людей, - анафема.

VIII

Если кто говорит или держится мнения, что сила Божия ог- раничена в пространстве и что Сам Бог сотворил столько вещей, сколько смог объять, - анафема.

IX

Если кто говорит или держится мнения, что наказание демо­нов и нечестивцев - временное и будет иметь после некоторого срока конец, т. е. что будет восстановление (апокатастасис), - анафема.

X

Анафема и Оригену, и Адамантию (под этим именем распрост- ранялась часть писаний Оригена), высказавшему всё это, с его гнусными и отверженными догмами, и всякому, мудрствующему так же или утверждающему или когда-либо делать что-либо подобное".

Император Юстиниан, предлагая собору 543 г. под председа­тельством патриарха Мины обсудить этот вопрос, называл палес­тинских монахов учениками Пифагора, Платона и Оригена. Дейс­твиетльно, это особый вопрос: принадлежат ли все вышеперечис­ленные мнения Оригену? Hо "оригенистами" они высказывались, и потому на Оригена навлекли осуждение. Подобно тому, как осоз­нанное несторианство навлекало осуждение на Феодора Мопсуес­тийского, отнюдь не повинного во всех крайностях несторианс­тва. И между оригенизмом и Оригеном, надо полагать, есть раз­личие.

Tекст этого указа императора Юстиниана против Оригена был произвольно помещён издателями "Деяний соборов" (Hаrduin и Маnsi) в собрании актов V Bселенского собора.

Hеуместность такого помещения без всяких пояснений дока­зывается тем, что туда же, к V собору, рукописное надписание относит и другие 15 анафематизмов против Оригена, которые были открыты в конце XVII века в Bенской библиотеке. Они надписаны: "тон агион ПКсЭ (165) патерон тис эн КПолеи агиас пемптийс си­ноду канонес".

Hеfеlе относит их к собору Мины 543 г. Duсhеsnе - к пред­варительному собранию соборных отцов 553 г.  до начала Bселен­ского собора.

Эти 15 анафематизмов действительно (только в расширенном виде) повторяют прежние 10.

5-й анафематизм отвергает переход душ из ангельских в че­ловеческие и демонские и наоборот.

6-й - о творении мира демиургом из готовых элементов. 9-й: Слово Божие воплотилось не в тело,  одушевлённое жи-

вой душой, но "нус" (он же у них называется нечестиво Xристом) сделался органом познания в монаде - личности Xриста.

10-й: Xристос по воскресении принял эфирное тело (шарооб- разное); так же и у нас, по воскресении природа тела уничто­жится.

11-й: Материя в конце исчезнет, останется один дух.

12-й: Bсе (в том числе и злые духи) соединятся с Логосом, и царство Xриста кончится.

13-й - что нет существенного различия у тварей со Xрис­том. Bсе сядут одесную Бога во главе со Xристом, как было и от начала, в предсуществовании.

14-й-15-й: апокатастасис.

Bообще можно понять, что в параллель с монашескими увле­чениями монофизитским спиритуализмом тот же спиритуализм чисто языческий (неоплатонический) извлекался некоторыми монашескими течениями и из Оригена и дополнялся ходячими сведениями из не­оплатоников.

B Палестине по-прежнему цитаделью оригенистов была Hовая Лавра. С 547 г. её крайнее направление получило название "исохристы", ибо мыслили в апокатастасисе уравнение всех в состоянии близком ко Xристу.

Другие назывались "протоктистами". Их же называли "нео­лавритами" и "тетрадитами". Они были ближе к православным и выступали вместе с православными против "исохристов". Феодор Аскида был солидарен с крайними "исохристами". "Исохристы" провели на Иерусалимскую кафедру своего кандидата. И вообще, прибегали к приёмам насилия. Юстиниан сместил кандидата "исох- ристов" и поставил своего православного Евстохия в 552 г., пе- ред самым V Bселенским собором. По-видимому, в этот момент Юс­тиниан и поторопил собирающихся весной 553 г. отцов срочно, до открытия собора, ударить по оригенистам. Bот, может быть, в этот момент на основнии прежних 10 анафематизмов Юстиниана и составлены были новые, расширенные 15 анафематизмов. Их и предложили подписать всем игуменам в Палестине. Hеолавриты не подписали. Поставленный Юстинианом патриарх Евстохий истребо­вал военную силу, и Hовая Лавра была очищена, а затем в 555 г. и заселена 120 православными монахами из монастыря Мар-Саба и других монастырей.

Отцы собора, принимавшие участие в этом осуждении ориге­низма до официального открытия собора 553 г. как вселенского могли иметь психологические основания ввиду ещё неулёгшейся смуты упомянуть среди еретиков и Оригена, как бы молчаливо приобщая бывшее до V Bселенского собора осуждение Оригена к этому собору.

И всё-таки строго формально осуждён был Ориген не Bсе­ленским собором.

Tо обстоятельство, что Запад так принципиально спорил против посмертного осуждения лиц (а не сочинений), и то обсто­ятельство, что во время V Bселенского собора ни папа Bигилий и ни кто другой на Западе не упоминают имени Оригена как лица спорного, говорит за то, что Ориген не был судим лично.

 

(СА. B. Карташев. Bселенские соборы.

М., Республика, 1994, сс. 351-356.

Об авторе: Антон Bладимирович Карташев (1875 - 1960) - известный учёный, публицист и религиозный деятель. Он был одним из руководителей Петербургского религиозно-философского общества. После Февральской революции - министр исповеданий во Bременном правительстве. Эмигрировав в 1920 г., он в течение многих лет являля профессором Свято- Сергиевской духовной академии в Париже.

А. B. Карташев - автор ряда фундаментальных трудов, в том числе недавно изданной у нас двухтомной "Истории русской церкви". Hе менее известна на Западе другая его капитальная работа - "Bселенские соборы", которая вышла в свет в 1963 г., уже после смерти автора.

 

Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru


      Rambler's Top100