Библиотека svitk.ru - саморазвитие, эзотерика, оккультизм, магия, мистика, религия, философия, экзотерика, непознанное – Всё эти книги можно читать, скачать бесплатно
Главная Книги список категорий
Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск

|| Объединенный список (А-Я) || А || Б || В || Г || Д || Е || Ж || З || И || Й || К || Л || М || Н || О || П || Р || С || Т || У || Ф || Х || Ц || Ч || Ш || Щ || Ы || Э || Ю || Я ||

К. Г. Коротков

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

АКТИВНОСТИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ СМЕРТИ



ВВЕДЕНИЕ

Долгие годы нам казалось, что наука и религия - это две непересекающиеся области, занимающиеся совершенно разными проблемами. Сейчас мы начинаем понимать, что большинство проблем, которыми занимается современная цивилизация, так или иначе сходятся к человеку

- его жизни, его здоровью, самому смыслу его существования. Характерной чертой настоящего момента является использование методов современной науки для решения самых фундаментальных проблем существования. Создается впечатление, что мы стоим на пороге создания новой парадигмы мира, новых представлений о картине мира и роли в ней человека. Предлагаемая вниманию работа является примером технократического подхода к изучению кардинальных проблем существования Человека - проблемы Жизни и Смерти - и представляет собой краткий обзор результатов экспериментальных исследований активности сознания человека после смерти с использованием эффекта Кирлиан.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Жизнь после смерти. Проблема эта возникла не сегодня, она не связана с модой или рекламными кампаниями. В течение тысячелетий, с того самого момента когда Homo стал Sapiens, эта проблема волновала и тревожила человечество. Сейчас древнейший философский вопрос о Жизни после Смерти встает в новой плоскости: возможно ли зафиксировать процесс Жизни после Жизни методами современной науки, в рамках западной научной парадигмы? Можно ли объективно, не опираясь на свидетельства очевидцев, зафиксировать процесс разделения двух сущностей - бессмертной души и бренного тела? Происходит ли это разделение мгновенно, или душа расстается с телом постепенно? Одинаков ли этот процесс для спокойно почившего своей смертью и внезапно погибшего? Имеют ли под собой какую-то основу рассказы о ночных путешествиях духов и общении с умершими? Для подхода к этим вопросам с точки зрения современной научной парадигмы необходимы объективные, воспроизводимые экспериментальные методики. Попытка создания такой методики и первые результаты ее использования описываются в данной статье.

Анализ разнообразных материалов о Жизни после Смерти показывает, что все данные о судьбе человека после Смерти разбиваются на три большие группы:

- свидетельства, полученные путем озарений, откровений, переживаний и галлюцинаций;

- религиозные, мистические, эзотерические откровения о жизни души после смерти;

- экспериментальные данные о физико-химических изменениях, происходящих с телом человека после смерти;

- данные об аномальных процессах после смерти, во все большем объеме накапливаемые нетрадиционными научными направлениями - парапсихологией, трансперсональной психологией, танатологией.

Первая группа данных сугубо индивидуальна, принципиально невоспроизводима, форма их выражения зависит от культуры, эпохи и расы, но в основе своей все они говорят о той или иной форме жизни души после смерти, то есть после прекращения функционирования механизма, с которым эта душа была связана, - прекращения жизни тела. Сейчас мы уже знаем, что работа этого механизма связана с индивидуальностью, личностью или душой только косвенно, через сознание: можно заменить сердце, почку, поставить искусственные конечности или подключить механические легкие - личность при этом останется сама собой. Все учения и свидетельства единодушны в том, что душа может покидать тело, существовать вне его, переживать ощущения, видеть иные миры, а потом возвращаться в тело и продолжать свое земное существование.

Вторая группа фактов - это чисто материалистические, паталого-анатомические данные об изменениях, происходящих с механизмом человеческого тела после прекращения его функционирования. Процесс этот однонаправленный и необратимый: когда он переходит определенную критическую черту, возврата к прежнему состоянию уже нет, возможно только дальнейшее разрушение - как любой механизм, тело может функционировать только в случае целостности и работоспособности основных частей и прежде всего главного координатора - мозга. А разрушения в его нежных структурах происходят в считанные часы. Так что душа, если признать, что она существует, после смерти тела должна вести свое собственное, независимое существование. Но возникает еще один вопрос: сколь долго душа оказывается связанной с телом? На этот вопрос паталогоанатомические исследования ответа не дают и даже не предполагают подойти к нему. Их задача - изучение процессов ". ..разложения органического тела, ничего не оставляющего после себя, кроме химических составных частей, образовывавших его субстанции..." (Маркс, 1976). Все полученные медициной данные свидетельствуют о наличии процессов постепенного перерождения тканей с плавным переходом из одной стадии, из одного состояния, в другое.

И наконец, в последние десятилетия все большее внимание привлекают результаты нетрадиционных научных исследований, которые требуют еще тщательной проверки, верификации методик, серьезного финансирования, в конце концов, но отмахнуться от которых в настоящее время уже невозможно. Общим для полученных этими методами результатов, относящихся к теме Жизни после Смерти, является использование человека в качестве "инструмента исследования". Это может быть спирит, медиум или перципиент в парапсихологии, пациент в трансперсональной психологии. Войдя в особое состояние сознания, достигаемое путем внутреннего самонастроя или внешними воздействиями, испытуемый воспринимает и передает информацию.

Какие же вопросы мы пытались выяснить в результате проводимых исследований? Основную задачу экспериментальных исследований послежизненных состояний мы видели в поиске объективно воспроизводимых доказательств наличия изменений тех или иных характеристик тела, которые могут быть связаны с превращениями духовной субстанции этого тела. В настоящее время собран большой объем субъективных доказательств разделения духовной субстанции и ее материального носителя, поэтому логично предположить, что сам момент разделения должен каким-то образом отражаться на этом материальном носителе, должен приводить к изменению каких-то его характеристик. При этом есть все основания предполагать, что это разделение не одномоментно, что это есть именно процесс, занимающий определенное время, имеющий свои определенные закономерности и события. Даже с медицинской точки зрения в настоящее время невозможно однозначно определить понятие смерти (за исключением случаев серьезного механического повреждения тела). А что уж говорить о телах, поддерживаемых искусственными аппаратами в течение неопределенно-долгого периода при бессознательном состоянии? Практически все религии говорят о более или менее продолжительной связи души с телом. Но что может являться экспериментальным доказательством такой связи? Какие параметры тела необходимо исследовать и что пытаться обнаружить в этих параметрах? Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, заключается в самом характере современных научных данных. Физико-химические процессы - по самой сущности своей процессы постепенные, вызывающие относительно плавное изменение тканевых и клеточных субстанций и, соответственно, плавное изменение параметров этих субстанций во времени. Следовательно, немонотонное, резкое изменение характеристик будет свидетельствовать о протекании каких-то драматических изменений в теле. Это общее правило экспериментальной науки: наличие немонотонностей на кривой развития процесса свидетельствует о наличии каких-то внутренних перестроек или преобразований в исследуемом объекте.

Экспериментальные исследования этих изменений должны подчиняться общим для всей европейской научной парадигмы правилам, и прежде всего они должны быть воспроизводимы, во всяком случае в статистическом смысле. Каждый объект исследования в данных экспериментах сугубо индивидуален и имеет свое субъективное поведение, но должны наблюдаться какие-то закономерности, общие для всех объектов. С этим же связано следующее важное условие: независимость и объективность экспериментальных данных. Это значит, что результаты не должны зависеть от изменения условий окружающей среды, особенностей работы аппаратуры, состояния и желаний экспериментатора. Как правило, в любом эксперименте такие зависимости существуют - явные или скрытые, и задача экспериментатора заключается в том, чтобы максимально их учесть и при помощи специальных методических приемов свести их влияние к минимуму. Сюда же относится и возможность воспроизведения результатов эксперимента в другом месте независимой группой. К невоспроизводимым экспериментам современная наука относится с предельной осторожностью.

В своей работе мы остановились на группе параметров, связанных с регистрацией газоразрядного свечения тканей, широко известной под названием "эффект Кирлиан".

Этот метод, открытый в России более века назад и заново представленный миру краснодарскими изобретателями супругами Кирлиан, заключается в регистрации свечения, возникающего вблизи объекта при помещении последнего в электромагнитное поле высокой напряженности.

Опыт применения эффекта Кирлиан для исследования пациентов, а также большой цикл работ по изучению физических процессов, приводящих к формированию газоразрядных изображений, позволил нам вплотную подойти к изучению процессов Жизни после Жизни. Идея была проста: если мы видим распределение энергии в живом теле, то мы должны увидеть, как угасает эта энергия после смерти, как она меняется, как происходит переход от живой материи к косной (рис. 1).

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Были проведены десятки экспериментальных серий, каждая из которых занимала от трех до пяти дней. Среди умерших были как мужчины, так и женщины, в возрасте от 19 до 70 лет.

Первые же эксперименты показали, что мертвым телам присуща определенная интенсивность свечения, которая меняется в соответствии с некоторыми закономерностями, однако принципиального отличия между газоразрядным свечением живых и мертвых не оказалось. Выяснилось, что наблюдаются разные типы свечения, и с течением времени происходит переход от одного типа к другому. Общая интенсивность излучения уменьшается, но не до нуля, а до некоторого стационарного значения. Анализ полученных экспериментальных кривых позволил сделать несколько интересных выводов. Прежде всего выяснилось, что по виду газоразрядных кривых все полученные данные распались на три группы:

1. Кривые с относительно небольшой амплитудой переколебаний.

2. Кривые с относительно небольшой амплитудой при наличии одного ярко выраженного пика.

3. Кривые с большой амплитудой колебаний, продолжающихся в течение длительного времени (рис. 2).

Но когда мы проанализировали эти данные во всей полноте, выяснилась очень интересная особенность: каждая из этих групп характеризуется определенным характером смерти.

1 группа: "спокойная" смерть от естественных причин, обусловленных состоянием организма, в основном в старческом возрасте.

2 группа: резкая смерть в результате дорожно-транспортного происшествия с черепномозговой травмой.

3 группа: "неожиданная" смерть в результате стечения обстоятельств, которых при более благоприятных условиях можно было бы избежать (самоубийство, неправильно оказанная первая помощь, тромб легких).

Подчеркнем, что данное подразделение весьма условно и ни в коей мере не претендует на какую-либо окончательность - для этого слишком мало данных. Вполне возможно, что в дальнейшем характер классификации существенно изменится. Очевидно, что момент перехода за последний порог определяется массой факторов, во многом случайных: оказалось ли под рукой лекарство, оказана ли вовремя медицинская помощь, какие стрессы перенес человек и тому подобное. К тому же на данном этапе для проведения окончательной классификации данных явно недостаточно, поэтому выделенные группы необходимо рассматривать как предварительные. Однако даже такой предварительный анализ позволяет иногда по-новому отнестись к полученным результатам, выявить в них новые грани и таким образом подготовить основу для дальнейших экспериментов.

Отметим основные особенности кривых, общие для каждой группы.

1 группа. На кривой можно выделить два участка: колебания, превышающие фоновый уровень и сравнимые с фоновыми; продолжительность первого участка составляет от 16 до 55 часов. Вряд ли целесообразно выделять какие-то особенности в пределах этих участков.

II группа. Ярко выраженный пик приходится в одном случае на первые 8 часов после смерти, в другом - на конец первых суток; колебания сходят к фоновым примерно через двое суток после смерти.

Ill группа. В этой группе наблюдаются наиболее ярко выраженные особенности, общие для всех случаев:

- большая амплитуда и длительность колебаний по сравнению с предыдущими группами;

- общее уменьшение амплитуды от начала к концу эксперимента;

- всплеск интенсивности по ночам, начиная с 9 часов вечера, различной интенсивности и длительности;

- локальный спад интенсивности свечения в конце первых суток и резкий спад в конце вторых суток.

Выделенные группы различаются также общим характером газоразрядного свечения, что проявляется в разных пространственных типах изображений. Однако во всех случаях свечение носит угнетенный, дефективный характер, свойственный, как правило, живым людям со значительно расстроенной энергетикой, например, раковым больным. Характерной особенностью многих изображений было появление значительных выбросов свечения, наиболее ярких непосредственно после смерти и постепенно уменьшающихся со временем.

Представленные данные порождают множество вопросов. Что все это значит? С какими факторами могут быть связаны зафиксированные изменения? Какие из этого могут быть сделаны выводы? И естественно, первый вопрос, на который необходимо ответить: насколько доказательны полученные данные, не связано ли все это просто с экспериментальными погрешностями или регистрацией тривиальных физиологических процессов. Давайте пофантазируем на тему полученных данных, приводя все приходящие в голову интерпретации, возражения и аргументы.

Возражение первое, звучащее из уст здравомыслящего прагматичного материалиста: "Все это ерунда и пустая трата времени и денег. У тела через двое суток после смерти не может быть никакой активности, кроме процессов разложения. Отмеченные колебания есть ничего не значащие флуктуации, определяемые процессами проявления фотоматериалов и погрешностями обработки."

На этот аргумент ответить проще всего. Возможно, дальнейшие критики обнаружат не один изъян в методике постановки экспериментов, но на первом этапе, для получения первой серии результатов, она представляется нам вполне удовлетворительной. Об этом говорит хотя бы общий характер полученных результатов, например, общий спад свечения от начала эксперимента к концу, но спад не одинаковый для всех случаев, а зависящий от ситуации объекта. Если бы дело было, скажем, в истощении проявителя, то этот спад имел бы более или менее плавную огибающую, одинаковую для всех случаев. А в ряде случаев мы наблюдали даже подъем характеристик в конце! К тому же, одновременно с фотографированием свечения пальцев производилось фотографирование репера - пробирки с физиологическим раствором. Кривая изменения свечения этого репера является самым непосредственным показателем погрешности метода. Во всех экспериментах диапазон колебаний реперной кривой существенно меньше диапазона колебаний для самого "спокойного" случая. Тщательное сопоставление с метеорологическими данными демонстрирует отсутствие каких-либо заметных влияний этого фактора на экспериментальные данные. Таким образом, мы не видим оснований сомневаться в достоверности приведенных результатов.

Выслушав предложенное объяснение, наш материалистический критик может выдвинуть следующий аргумент: "Все приведенные данные не вызывают сомнения с точки зрения постановки эксперимента, но они фиксируют не более чем остаточную физиологическую активность мышечных тканей, трансформирующихся в процессе разложения. В ткани происходят процессы, индивидуальные для каждого образца, зависящие от возраста эпидермиса и условий, в которых он находился. Говорить о какойто связи полученных данных с личностью прежнего владельца этих тканей нет никаких оснований."

Основным ответом на этот аргумент, на наш взгляд, является сам

характер полученных данных, и прежде всего разбиение их на три группы,

каким-то образом коррелирующие с характером и причиной смерти.

Обращают на себя внимание также особенности, отмеченные в третьей

группе.

Известные из литературы электрофизиологические характеристики, измеренные после смерти, резко меняются в первые часы, а далее либо остаются постоянными, либо изменяются плавным образом, в виде гладких кривых. Ни в одной работе мы не обнаружили фиксации колебательных процессов, а тем более процессов с особенностями, аналогичными приведенным выше. На данном этапе рано делать какие-либо выводы, но из физиологии известно, что колебательные процессы с периодическими подъемами и спадами в течение нескольких часов характерны для систем с активной жизнедеятельностью. Самый простой выход - объявить, что полученные кривые представляют фиксацию тривиальных биологических процессов, и отмахнуться от них на этом основании, как отмахивались от метеоров в XVIII веке, от гипноза в XIX и от телепатии в XX веке. Как замечательно сформулировал С. Гроф (1993): "Мировоззрение, уже давно устаревшее для современной физики, по-прежнему считается научным во многих других областях - ущерб будущему прогрессу. Наблюдения и факты, противоречащие механистической модели Вселенной, чаще всего отбрасываются или замалчиваются, а исследовательские проекты, не относящиеся к доминирующей парадигме, лишаются финансирования. Самые яркие тому примеры - психология, альтернативные подходы в медицине, исследования психоделиков, танатология и некоторые области полевых антропологических исследований."

Естественно, приведенный экспериментальный материал совершенно недостаточен для каких-то однозначных выводов, но мы рассматриваем данную работу только как подход к теме, вступление, требующее целенаправленного и продолжительного развития. Веским доводом в пользу того или иного решения рассматриваемого вопроса было бы исследование изолированных тканей организма после смерти, по возможности, более или менее крупного органа. На данном этапе мы не смогли организовать такой эксперимент. В то же время несколько лет назад мы проводили цикл экспериментов по регистрации свечения образцов мяса, как замороженного, так и разной степени свежести. Были зарегистрированы воспроизводимые изменения свечения, но, во-первых, они касались только изменения яркости и величины короны и ни разу не приводили к появлению каких-то аномальных выбросов или пятен, во-вторых, эти изменения имели определенную закономерность и плавную регулярную направленность, никаких колебательных процессов обнаружено не было.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Естественно, все полученные нами данные надо рассматривать как предварительные, как заявку на тему. Последующие эксперименты должны во многом развить их, в чем-то, несомненно, опровергнуть. Нам видится впереди большой объем работы, связанный с набором новых экспериментальных данных, проверкой высказанных нами положений и обнаружением новых закономерностей. Кроме затронутой нами темы встает еще целый ряд интереснейших проблем - исследование самого момента перехода от живого к мертвому состоянию в реанимационных отделениях, выявление особенностей и свойств этого перехода. Подобные данные могут дать новую информацию и непосредственно для врачей-реаниматологов: они покажут ту грань, за которой обратный переход - возвращение становится уже невозможным. Еще одна проблема - влияние различных болезней, травм, душевного здоровья, предсмертного состояния на процесс посмертной трансформации. И это только малая часть тех вопросов, которые намечаются уже сейчас, и новых, которые естественно возникнут в ходе дальнейшей работы.

Осмысление и анализ полученных результатов вводит в число рассматриваемых проблем не только биологические или практические вопросы, но и общенаучные, философские концепции. Многие из этих вопросов, а также наши "нестандартные" впечатления рассмотрены в книге автора "Свет после Жизни", которая вышла в Санкт-Петербурге в 1995 г.

Коротков Константин Георгиевич. кандидат физико-математических наук, профессор университета Коломбо (Шри-Ланка), Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики, Центр энерго-информационных технологий

Печатается из журнала "Сознание и физическая реальность" т.1, 1996.

www.elkate1.ru

Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru


      Rambler's Top100