Интересно знать как сделаны разные вещи и кто их сделал. Дети часто спрашивают: "Кто сотворил Бога?" Как ответили бы вы на этот вопрос? Мы знаем, что Бога никто не сотворил. Бог всегда был. Он был с самого начала, и Он сотворил все. В первой книге Библии - книга Бытие, которая называется КНИГА НАЧАЛА - Бог описывает нам начало мира и начало животной и человеческой жизни. Самый первый стих Библии гласит: "В начале сотворил Бог небо и землю". Сперва было сотворено небо; и ангелы восклицали, когда увидали красоту новосотворенной земли.
Второй стих книги Бытие говорит: "земля была безвидна и пуста; и тьма над бездною". Разве так сотворил Бог землю? НЕТ! Бог сотворил прекрасную землю, приятную для жительства. Видать, что-то случилось, что разрушило Божие прекрасное творение. Может быть это случилось тогда, когда сатана согрешил и был изгнан с неба. Но Бог не покинул землю; Он охранял и потом обновил ее, как мы видим в следующих стихах этой первой главы. То, что произошло с землей служит картиной того, что произошло с человеком - со мной и с тобой. Бог сотворил человека чистым и невинным; но грех испортил все и отделил нас от Бога. Бог не покинул человека в этом погибшем положении; Он отдал Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы искупить нас от греха. Дух Божий зовет нас прийти ко Христу, получить прощение грехов и получить новое, чистое сердце.
Как же Бог сотворил мир? Он сотворил его Своим СЛОВОМ. В рассказе о творении мира слова "сказал Бог" находятся десять раз. Из чего же Бог сотворил все это? Он сотворил все это из НИЧЕГО. Подумайте:
Бог сказал, и по слову Его из ничего появилось все творение. Господь сотворил землю из ничего и повесил ее ни на чем.
В начале сотворил Бог небо - со всеми ангелами - и землю. По видимому, после великой катастрофы, Бог обновил землю. Посмотрим, как Он это сделал.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ. Земля была безвидна и пуста и Дух Божий носился над водою. "И сказал Бог: да будет свет; и стал свет". По слову Божию свет засиял над темной, безвидной землей. Как ясно это описывает положение человеческого сердца. Грех наполнил наши сердца глубокой темнотой, но когда мы слышим слово Божие, свет Божий рассеивает тьму, и когда мы принимаем Христа в свою жизнь, этот свет наполняет наше сердце и нашу жизнь. Тогда мы уже не дети тьмы, но дети света.
ВТОРОЙ ДЕНЬ. Бог разделил воды и образовал воздух. Как далеко отделил Бог небо от земли? Да, очень далеко; мы не знаем точно, как далеко, но как далеко это пространство, так велика милость Божия к нам.
ТРЕТИЙ ДЕНЬ. Воды, которые по разделению образовались внизу, Бог собрал, чтобы сделать моря и океаны. Тогда появилась суша. По слову Бога, земля произвела зелень, траву и всякое дерево приносящее плод по роду своему. Таким образом Бог приготовил землю для живых существ.
ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ. В этот день появились светила в небесах: солнце, луна и звезды. Это Бог сделал для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов.
ПЯТЫЙ ДЕНЬ. По слову Божию на земле появились живые существа. Рыба всякого рода начала плавать в морях, океанах и реках. Над землею появились разноцветные птицы, которые наполнили воздух своим прекрасным пением. Так прошел пятый день первой недели.
ШЕСТОЙ ДЕНЬ. В этот день Бог сотворил животных и зверей. В лесах и полях, на горах и долинах появилась жизнь. Прекрасен был этот новый, чистый мир: но и странный мир, потому что в нем не было людей - ни детей, ни мужчин, ни женщин.
И сказал Бог: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему". И Бог сотворил человека; Он сотворил его из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Бог дал ему имя: Адам. Бог повелел ему владычествовать над всеми зверями, и животными, и птицами живущими на земле; и над рыбами в море. Адам был мудрый человек, потому что он дал название всем существам живущим на этой земле.
Но среди всех живущих на земле не нашлось помощника, подобного Адаму. Тогда Господь навел на Адама крепкий сон и, взяв из него ребро, создал женщину, Еву. Для Адама и Евы Бог насадил прекрасный сад, Едем, и поместил их там.
СЕДЬМОЙ ДЕНЬ. За шесть дней Господь Бог окончил Свой труд творения мира; в седьмой день Он почил, покоился, от труда Своего. Бог покоился, отдыхал, не потому что Он утомился, но потому что хотел наслаждаться Своим творением.
Бог совершил дела Свои, и поэтому Он покоился. Это напоминает нам то, что когда Иисус Христос, Сын Божий, был на кресте Он сказал: СОВЕРШИЛОСЬ! Совершив наше искупление от греха и вечной гибели Он дает нам вечный покой. Теперь, каждый кто верует в Иисуса может покоиться во Христе получив прощение грехов, примирение с Богом и дар вечной жизни.
Есть ли у Бога враги? Кто, именно, ненавидит Бога? Да, сатана - враг Божий; он также и наш враг. Часто дети спрашивают: какой вид имеет сатана? Мы не знаем какой вид имеет он, но знаем, что он не выглядит так как его часто рисуют. Библия учит, что сначала сатана был прекрасный ангел; он жил на небе, имя его было Луцифер. Он был самый высокий и самый сильный из всего творения Божия на небесах. Он был очень, очень красивый. "Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты".
По причине своей силы и красоты Луцифер возгордился. Он захотел быть наравне с Богом; хотел, чтобы ангелы поклонялись ему, так как они поклоняются Богу. Пять раз он поставил свою волю против воли Божией. Поэтому Богу пришлось низвергнуть его с неба. Иисус Христос сказал: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию". Вероятно, это падение и произвело разрушение первоначальной земли, наполняя ее тьмой и хаосом. Теперь сатана ненавидит Бога и во всем старается препятствовать Ему.
Кого вы более боитесь: врага, которого вы видите, или же того, которого не можете видеть? Конечно, все мы больше боимся невидимого врага. Мы особенно боимся змея, потому что не видим его спрятанного в траве. Сатана особенно вреден, потому что он скрывается, он является в таком виде в каком мы его не ожидаем и не узнаем. Хотя он пал с неба, он все-таки остался великим князем и имеет обширное царство. Он царит в поднебесной, и имеет великое множество демонов, которые служат ему и помогают в его труде.
Каков же труд его? Труд его: разрушить все планы и добрые дела Божии. Он хочет, чтобы человек следовал за ним, а не за Христом. Он не хочет, чтобы мы верили, что Иисус Христос есть Сын Божий; не хочет, чтобы мы приняли Христа и, вручая Ему нашу жизнь, получили жизнь вечную. Сатана ослепляет ум и сердце человека, так что человек не верит в Бога. Однажды один миссионер в Китае рассказал человеку о Христе и о спасении, которое мы имеем во Христе. Слушая внимательно китаец был почти готов принять Христа, как своего Спасителя, но вдруг сказал: "Нет, не сегодня". Что же случилось? Сатана ослепил его ум. Снова и снова миссионер говорил этому человеку о Христе. Жена его заболела и, когда была в больнице, отдалась Господу. Их дочь тоже уверовала во Христа. Жена и дочь много молились о спасении этого человека. Часто казалось, что вот, вот он примет Христа, но все он откладывал, говоря, что еще есть время спастись, и продолжал в своем грехе. Наконец миссионер почувствовал особое принуждение убедить его и долго беседовал с ним. Китаец был совсем готов принять Христа, но все-таки сказал: "Сегодня вечером я отдамся Ему". С грустью миссионер ушел. Ночью этот человек заболел и умер без Христа. О, как сатана ослепил этого китайца и как он ослепляет многих других! Но Господь говорит: "Вот теперь день спасения".
Многими разными способами сатана ослепляет людей, чтобы удержать их от спасения. Он старается уговорить их, чтобы они отложили решение; помогает им успокоить свою совесть посредством добрых дел, помощи нуждающимся, старанием исправить свою жизнь, и так далее.
Сатана также не оставляет и верующих детей Божиих. Всякими способами он старается ввести их в грех. Везде он ставит ловушки и преграды, но если мы живем осторожно и во всем ищем волю Божию, мы не споткнемся и не упадем. Он тоже ставит препятствия верующим в чтении Слова Божия и в молитве и если в этом он имеет успех, тогда он легко может увлечь нас с Божьего пути и завести нас в грех.
Сатана сильный и хитрый, но Господь наш Иисус Христос сильнее и мудрее его! В своих собственных силах мы не можем устоять против сатаны, но Господь Иисус Христос уже победил его. С Ним и мы всегда можем быть победителями. Во Христе Иисусе мы тоже можем быть победителями над сатаной!
Потому что сатана возгордился и хотел сделать себя равным с Богом, Бог выгнал его с неба. Сатана стал вечным врагом Бога.
Любезное общение Бога с Адамом и Евой в Едеме весьма раздражало сатану и он решил разрушить это общение. В саду, который Бог насадил для человека, Бог дал много дерев в пищу человеку. "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". Посреди рая Бог дал им дерево жизни.
Приняв вид змея сатана пришел говорить с Евой. Ева не боялась змея, потому что до того как грех появился в мире, ничего на земле не вредило человеку. "Истинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?" - змей спросил Еву. Ева ответила: "плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть". "Нет, не умрете" - нахально солгал ей сатана. Сатана лжец и отец лжи. Как он солгал Еве, так же и в настоящее время он всегда говорит ложь.
Продолжая лгать Еве сатана сказал ей, что Бог запретил им плоды этого дерева, потому что Бог знал, что "в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло". Этими словами сатана хотел внушить в сердце Евы сомнение в любви Божией к человеку; он сделал намек, что Бог запретил этот плод, чтобы воздержать нечто хорошее и желанное от человека. Ева послушалась сатаны; осмотрев дерево, решила, что оно хорошо для пищи и даст ей знание. Она не подумала о заповеди Божией и Его предупреждении, не обратилась к Богу с ее сомнением. Нарушая Господню заповедь Ева взяла плод, ела, дала мужу своему и он ел. Какой ужас! Человек, кого Бог сотворил, чтобы иметь с ним общение и взаимолюбовь, недоверился Богу, стал непослушным, и поступил самовольно против воли Божией! Все это случилось, потому что он поверил сатане наместо того, чтобы верить Богу.
Как Бог предупредил, так и случилось. Непослушание Адама и Евы сразу же прервало их общение с Богом и они умерли духовно: стали мертвы по преступлениям и грехам. Один грех, одно непослушание произвело духовную смерть. Да, глаза познания добра и .зла открылись у них и они узнали, что они наги. Но это не дало радости или счастья, а только произвело желание скрыть свою наготу. Они сшили себе опоясания из смоковных листьев. Это знание также произвело страх и когда они услыхали голос Бога, ходящего в раю, они скрылись от лица Его между деревьями рая. Какие ужасные последствия греха: смерть и страх! На место любви к Богу и общения с Ним, человек убоялся Бога и скрылся от Него!
Адам скрылся от Бога, но Бог пришел искать его. "И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?" Также и сегодня в Своей великой любви Бог ищет грешного человека. Адам отозвался на зов Божий и рассказал Ему все, что случилось: о непослушании, о страхе, и о прервании общения. Господь желает, чтоб каждый из нас исповедал свой грех Ему.
Бог всегда наказывает грех и Он наказал Адама, Еву и змея. Вся земля пострадала по причине греха человека. Змею Бог сказал: "проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей". Еве Он сказал, что скорбь ее умножится, в болезни она будет рождать детей, и муж ее будет господствовать над ней. Адам был наказан следующим заявлением: "проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей". Вот, последствие греха: скорбь, болезнь, труд и духовная и физическая смерть!
Но Бог не оставил человека в этом безнадежном положении. Он дал Адаму и Еве обещание Избавителя. Жене Он сказал, что Сын ее поразит голову змея. Когда Иисус Христос умер на кресте и воскрес из мертвых, Он поразил голову сатаны и разрушил его власть; итак исполнилось это обещание. Как символ этой истины Господь Бог убил животного и сделал для Адама и Евы кожаные одежды - пролил невинную кровь, чтобы покрыть грех человека.
Бог насадил прекрасный сад и дал его, как место жительства Адаму и Еве. Но в этом рассказе мы не находим их в Едеме. Потому что они не поверили Богу, были непослушны и согрешили, Бог выслал их из этого прекрасного сада. Кругом уже не было все прекрасно, потому что смерть появилась, как наказание за грех. Цветы вяли, иногда была видна мертвая птичка и земля произвела тернии и сорную траву. Да, грех испортил все. Но не только вокруг их была смерть, Адам и Ева были отлучены от Бога и это произвело духовную смерть. Также началась смерть и в их телах: появились усталость, боль и страдание. В любви Своей Бог умертвил животного, чтобы дать человеку одежду. Пролитая кровь послужила прообразом Спасителя, Которого Бог обещал им. Бог также установил обряд жертвоприношения, который постоянно напоминал человеку о Божием обещании дать им Спасителя.
Через некоторое время Бог дал Адаму и Еве сына. Ева дала ему имя: Каин. Немного позднее родился второй сын, Авель. Эти два мальчика принесли много радости их родителям, но нередко их родители были печальны, потому что скоро в их характере Адам и Ева начали замечать присутствие греха. Писание учит, что от Адама грех перешел на все человечество.
Каин и Авель росли и их родители наставляли их о Боге и о служении Ему. Несомненно они получили наставление и относительно того, какую жертву Бог требовал. Это понятно из разговора Каина с Господом. Господь сказал: "если не делаешь добро, то у дверей грех лежит". Каин знал, что не принеся в жертву агнца, он сделал недоброе. Адам и Ева знали, что для их кожаной одежды, которую дал им Бог, нужна была смерть животного; они понимали, что для покрытия их греха нужно было пролитие крови; они наставляли и своих сыновей об этом. "Без пролития крови не бывает прощения".
Когда Каин и Авель стали взрослыми юношами, они сами стали приносить жертвы Богу. Авель принес в жертву животного - от первородных стада своего. Писание говорит, что он сделал это верою. Каин же решил принести дар по своему усмотрению и принес от плодов земли. Бог принял дар Авеля, а на дар Каина не призрел Господь.
Это весьма огорчило Каина и поникло лицо его. "И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит". Каин знал, что он не сделал доброе, потом рассерчал, потому что Господь не был доволен его делом. Господь в своей милости указал Каину на грех его сердца, но Каин не принял этого обличения. Наместо того, чтобы признать свой грех и покаяться, он пошел и с гневом и местью убил своего невинного брата Авеля.
Господь Бог опять заговорил к Каину: "Где Авель, брат твой?" Но Каин ложью хотел скрыть свой грех. "Не знаю; разве я сторож брату моему?" - сказал он. Снова Бог обличил Каина в его грехе, но Каин не хотел покаяться. "От лица Твоего я скроюсь" - заявил он. И пошел Каин от лица Господня. Каин не хотел принять Божьего пути; он избрал свой путь и свой дар для Господа. Этот путь увел его от лица Господня. Это всегда так бывает. Только Божий путь может привести нас к Богу и ко спасению. Господь Иисус сказал: "Я есмь путь, и истина и жизнь: никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня". Хотите ли вы прийти к Богу? есть только один путь, это - Иисус Христос, Агнец Божий, который взял на Себя грех мира!
Каин убил Авеля, а сам пошел от лица Господня. Так как Каин отвергнул путь Божий и избрал идти своим путем, обещанный Спаситель не мог произойти от него. Но Бог не забыл Своего обещания и опять дал Адаму и Еве сына. Ева нарекла ему имя Сиф: "потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя; вместо Авеля, которого убил Каин".
Хотя Сиф получил греховную природу от своих родителей, он был муж веры и призывал имя Господне.
Грех воцарился в сердцах людей, и хотя среди детей Адама и Сифа были те, которые призывали имя Господне, многие отвращались от Бога и шли путем греха. Там, где царит грех, там царит и смерть, последствие греха; и в этом новом мире кругом царила смерть. В пятой главе книги Бытие снова и снова мы встречаем слова: "и он умер". Восемь раз повторяются эти слова. Хотя в те дни люди жили долгие годы, но для каждого наступил день смерти. Даже Мафусал, человек который жил 969 лет - дольше чем кто либо другой - даже он умер.
Но в этом описании среди многочисленного повторения "и он умер", "и он умер", есть одно исключение: Енох. Об Енохе сказано, что он ходил пред Богом. Он не ходил путем грешных людей; ходя пред Богом он угождал Богу. Чтобы ходить пред Богом ему нужно было идти туда куда вел его Бог: поступать по воле Господней. Живя самовольно человек не может ходить пред Богом, так как человеческие пути ведут его от Бога. Енох не жил самовольно, не ходил по человеческим путям. Идя путем Божиим он жил свято, угодно Богу. Несмотря на греховную жизнь людей окружающих его, Енох продолжал жить свято, так что в конце концов Бог взял его к Себе. Об Енохе не написано, что "и он умер", но написано: "и не стало его, потому что Бог взял его".
Бог взял Еноха к Себе, потому что жизнь Еноха была угодна Богу. Придет день когда Господь возьмет к Себе всех тех чья жизнь угодна Ему. Угодна ли Ему ваша жизнь? Наша жизнь может быть угодна Богу только тогда, когда мы верою примем Иисуса Христа, как своего личного Спасителя и получим от Него прощение грехов и жизнь вечную. Только возрожденный человек живет жизнью угодной Богу.
Разврат, грех и беззаконие более и более размножались на земле после того, как Бог взял Еноха к Себе. Люди забыли Бога и углублялись в грехе. Они не были послушны Богу в приношении жертвы, как были Авель и Сиф. "Но земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. Всякая плоть извратила путь свой на земле". Грех и злодеяние так размножились на земле, что Бог решил истребить всю жизнь с лица земли.
Но среди всего этого греха и разврата Бог нашел одного человека, который был праведный и непорочный. Ной был этот человек. Ной ходил пред Богом; он поступал так, как было угодно Богу и имел общение с Ним. Он верил Богу и доверялся Его словам. Поэтому Бог открыл Ною Свое решение истребить жизнь с лица земли. "Конец всякой плоти пришел пред лицо Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, Я истреблю их с земли. Я наведу на землю потоп воды, чтобы истребить всякую плоть. Но с тобою Я поставлю Мой завет" - сказал Господь Ною. Ной не знал, что такое потоп, потому что до тех пор на земле не было дождя, но пар поднимался с земли и орошал ее. Без вопросов и без сомнения Ной принял слово Божие и был послушен Его приказанию.
"Сделай себе ковчег" - сказал Господь Ною. Ной жил далеко от берега моря и наверно он не знал, что такое ковчег или лодка, но он верил слову Божию и начал делать то, что повелел ему Бог. Господь дал Ною все подробности постройки этого судна: "Сделай ковчег из дерева гофер, отделения сделай в ковчеге, и осмоли его смолою внутри и снаружи". Господь дал точный размер ковчега и Ной сделал все точно так, как Бог указал ему. Все подробности Ной исполнил точно, точно. Как странна казалась постройка этого судна там на горе! Может быть вид ее был неуклюжий, но Ной не спорил и не задавал никаких вопросов. Он получил приказание от Бога и вполне доверялся слову Божию.
Сто двадцать лет Ной и сыновья его строили ковчег; при работе они предупреждали людей о наступающем потопе. Ной был проповедник правды; но развратные, грешные люди не принимали его предупреждения. Наверно они смеялись над ним; считали его дурачком, отсталым человеком. Но Ной остался верным и послушным Богу. Он построил ковчег; он приготовил себя и всю свою семью, он приготовил всякой,пищи для семьи и всех животных и птиц. "И сделал Ной все; как повелел ему Бог, так он и сделал".
Можно ли сказать о нашей жизни: как повелел Бог, так он и сделал?
Сто двадцать лет Ной и сыновья его строили ковчег. Все было сделано так, как повелел Господь Бог: три этажа, окно, дверь, все отделения для всех, кто будут спасены в ковчеге. В течении этого времени многим, многим людям Ной проповедывал о правосудии Божием и о наступающем потопе, но никто не верил словам его.
Когда Ною было шестьсот лет, постройка ковчега была закончена. Все было готово по повелению Божию. "Войди ты и все семейство твое в ковчег" - сказал Господь Ною. Ной взял свою жену и трех сыновей своих и их жен, и они вошли в ковчег. Также вошли с ними всякие животные, звери, пресмыкающиеся и птицы - по семь каждого из чистых и по паре нечистых. Когда все они вошли, Сам Господь затворил за ними дверь ковчега.
Через семь дней начал падать дождь - вода полилась с неба. И это был не мелкий, легенький дождь, но ужасный ливень полился на землю. Сорок дней и ночей лился дождь, как из ведра и воды умножались над землей. Вода наполняла низкие места и люди спасались на высоких горах, но вода поднималась все выше и выше. Люди вспомнили слова Ноя и поверили его предупреждению, но уже было поздно. Сам Господь затворил дверь; не было входа в ковчег! Вода покрыла самые высокие горы, всю, всю землю. Все живущее на земле, все вне ковчега погибло. Только Ной и бывшие с ним в ковчеге остались живы; вне ковчега не было спасения. Для находящихся в ковчеге не было опасности; когда воды начали умножаться, ковчег поднялся и поплыл по водам. После сорока дней дождь перестал.
После ста пятидесяти дней вода стала убывать и постепенно стекать. В седьмом месяце после начала потопа ковчег остановился на горах Араратских. В начале десятого месяца показались вершины гор. Подождав еще сорок дней, Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона. Сильный ворон улетал и прилетал пока осушилась земля. Через несколько дней Ной выпустил голубя. Голубь не нашел места покоя и возвратился к Ною в ковчег. Помедлив еще семь дней Ной опять выпустил голубя. Под вечер голубь опять возвратился и этот раз со свежим масличным листком во рту. Ной узнал, что вода сошла с земли и трава и деревья начали зеленеть. Через семь дней Ной снова выпустил голубя. На этот раз голубь больше не возвратился.
Ной решил, что теперь без всякой опасности он мог открыть крышу ковчега, чтобы посмотреть на землю. Так он и сделал и увидел, что земля высохла. Тогда сказал Бог Ною: "Выйди из ковчега ты, жена твоя, и сыновья твои, и жены сыновей твоих с тобою. Выведи с собою всех животных, которые с тобою от всякой плоти". И вышли из ковчега Ной и семья его; все кто были с ним в ковчеге, вышли и разошлись по земле.
Первым долгом Ной хотел поблагодарить Бога за то, что Бог спас его и его семью и, что они опять были на сухой земле. Сразу же он построил жертвенник и принес жертву Господу из чистых птиц и скота. Потому что Ной был послушен, Господь принял его жертву. Он благословил Ноя и сделал с ним завет. Господь обещал Ною и всему человечеству, что Он никогда больше не истребит всех живущих на земле потопом. В знак Своего обещания, или завета, Бог дал прекрасную радугу в облаке. Видя радугу на небе мы всегда вспоминаем этот завет Божий.
Бог обещал не наказывать землю потопом, но Он -говорит, что грех не останется без наказания. Иное наказание ждет грешных, непослушных людей: вечное наказание в ужасном месте вдали от Бога. Но как ковчег послужил спасением, местом безопасности для Ноя, и его семьи во время потопа, также и для каждого из нас есть спасение от вечного наказания. Наше спасение - Иисус Христос.
Ковчег Ноя - картина Иисуса Христа. Все в ковчеге спаслись; все верующие во Христа спасены. Все вне ковчега погибли; все вне Христа погибают. Ковчег был местом полной безопасности; пребывающие во Христе, также находятся в полной безопасности. "Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге" - сказал апостол Павел. Где же можно найти лучшее место безопасности!.
Когда Ной и его семья вышли из ковчега, перед ними лежал новый, чистый мир. Не было злых, нечестивых соседей, которые бы смеялись над ними, когда они построили жертвенник и принесли Богу жертву благодарности за Его охрану во время потопа и за обещание, что Бог никогда больше не погубит мир потопом - обещание запечатленное радугой. Даже все злые дела нечестивцев были разрушены. Мир был готов для нового начала.
Сыновья Ноя были Сим, Хам и Иафет. После потопа, выйдя из ковчега они начали жить нормальной, семейной жизнью. Бог дал им детей, которые росли и, которые в свое время устраивали свои семьи и имели детей. Таким образом люди размножались и земля опять наполнялась, как и до потопа. С места, где остановился ковчег люди пошли на юг, а оттуда направлялись к востоку пока не пришли в землю Сеннаар.
"Построим себе город" - сказали они - "и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли". Бог повелел людям размножаться и наполнить всю землю, но они хотели построить большой город и башню, чтобы сделать себе имя. Они хотели прославить себя, а не Бога. Опять мы видим появление греха - гордости - в сердцах людей.
В стране Сеннаар было много глины, из которой люди начали делать кирпичи. Как прилежно они работали! Одни делали кирпич, другие носили его к месту постройки, иные строили дома, а остальные строили башню. Дело подвигалось стройно и быстро. Башня поднималась все выше и выше к небесам.
Но вот произошло нечто неожиданное. Бог, смотря на все это, решил посетить город. Он знал, что люди говорили: "сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли". Люди искали свою славу, а не Божию. Бог ненавидел грех гордости в сердцах людей. Это было не от Бога, а от диавола. Люди опять совратились с Божьего пути правды и пошли своей дорогой. Бог знал, что этот путь поведет их дальше и дальше в грех и желал остановить людей в их намерении, чтобы удержать их от греха и наказания, которое является непременным последствием греха.
До сих пор все люди говорили на одном языке. Не было сотен языков и наречий, которые ныне существуют на земле. Все люди говорили на одном языке. Чтобы прекратить постройку башни и города, Господь решил смешать языки людей. "Сойдем же, и смешаем там языки их, так чтобы один не понимал речи другого" - сказал Господь. Так Он и сделал. Разные семьи стали говорить на разных языках и люди не понимали друг друга. Это помешало им работать вместе и постройка остановилась. Башня осталась неоконченной.
Понемногу люди говорящие на том же самом языке сгруппировались вместе и нашли себе местожительства вдали от тех чей язык они не понимали. Таким образом люди ушли от Вавилона - города, где были смешаны языки. Постепенно они рассеялись по всей земле.
После того, как Господь Бог смешал языки, люди разошлись во все стороны из Вавилона. Они опять забыли истинного Бога. Но так как в сердце человека всегда есть стремление к поклонению, они начали поклоняться не Богу, но тому, что Он создал: солнцу, луне, звездам, рекам, горам и т. п. Они начали делать изображения из камня, дерева, серебра и золота и поклоняться этим изображениям называя их богами. Грех опять увлек людей далеко, далеко от единого, истинного Бога.
Недалеко от Вавилона был построен город народом, который назывался Халдеи. Город этот был назван Ур - по имени бога луны, которому жители города поклонялись. В городе Уре мы хотим обратить наше внимание на семью Фарры, потому что один из его сыновей был Аврам. Хотя все жители Ура и сам Фарра поклонялись луне, Аврам знал истинного Бога и поклонялся Ему.
В те дни трудно было найти человека, который знал истинного Бога. Грех далеко увлек людей от Бога и мало было таких людей, которые знали о Боге и поклонялись Ему. Аврам отличался от окружающих его людей; он служил истинному Богу и Господь мог говорить с ним. И вот, Господь явился Авраму со следующими словами: "пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе".
Нелегким показалось Авраму это приказание Божие. Он привык к удобствам большого города. Всю свою жизнь он прожил в Уре. Он любил отца своего и всех домашних. Бог требовал, чтобы он оставил все. Но с этим приказанием Господь дал Авраму и обетование. Бог обещал благословить его и произвести от него великий и многочисленный народ. Господь хотел отделить Аврама от греха, который окружал его в городе Уре, чтобы он мог быть отцом народа, который бы поклонялся истинному Богу, а не идолам, как делали все народы в те дни. Хотя требование Божие было трудно, оно было во благо, а не во вред Авраму.
Аврам поверил Богу и вышел из Ура Халдейского, как приказал ему Господь. Отец его, Фарра и весь дом отца пошли с ним. Но дойдя до Харрана - они остановились. В Харране Аврам провел пять лет и не шел дальше в землю Ханаанскую, пока не умер отец его, Фарра. Аврам не вполне исполнил приказ Божий. Он не вышел из дома отца своего и это замедлило его прибытие в землю, куда вел его Господь. Но когда отец его умер, Аврам был готов оставить все и идти туда, куда вел его Господь. "И вышел, чтобы итти в землю Ханаанскую; и пришел в землю Ханаанскую".
По прибытии в землю Ханаанскую Аврам создал жертвенник Господу. В этой новой земле Аврам переселялся с места на место и, двигаясь к востоку, он поставил шатер свой у Вефиля. Там Аврам опять создал жертвенник и призвал имя Господа. Везде, куда шел Аврам он во-первых заботился о жертвеннике, потому что только таким способом он мог иметь общение с Богом.
Но вот, в земле Ханаанской наступил голод. Это была земля, куда Господь привел Аврама и он не имел никакого повеления от Бога, чтобы идти в другую землю. Но Аврам не подумал об этом и когда наступил голод он сошел в Египет - в землю, куда не вел его Господь. (Египет - прообраз сего греховного мира). Там сразу появились затруднения и искушения и Аврам поступил несправедливо. В Египте он не создал жертвенника и не призывал там имя Господня. Но Аврам скоро признался в своей ошибке и вышел из Египта. Он возвратился к Вефилю, и там опять создал жертвенник Господу.
Когда и мы идем путем куда не ведет нас Господь, мы поступаем несправедливо и это прерывает наше общение с Господом. Нам всегда нужно возвратиться на Божий путь, чтобы снова восстановить общение с Ним.
Господь благословил Аврама. Он был очень богат скотом и серебром и золотом. Не только Аврам, но и Лот, его племянник, который жил с ним, был очень богат. У обоих было много овец, верблюдов, ослов и другого скота. Нужно было много пастухов и других служащих, чтобы смотреть за всем этим имуществом. Слуги Аврама хотели самые лучшие пастбища для их хозяина, а слуги Лота хотели то же самое для него. Это произвело несогласие и споры. Аврам любил мир и согласие; ему очень ненравилось это враждебное положение. Он понял, что по причине их большого имущества трудно было ему и Лоту продолжать жить вместе. Так как он был старший, он имел право избрать себе любое место и послать Лота искать себе иное. Но Аврам был кроткий и великодушный человек.
Добродушно Аврам сказал Лоту: "да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими; ибо мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? отделись от меня. Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево". Лот посмотрел на долину Иорданскую, которая вся орошалась водою. Какая прелесть зеленилась пред глазами его! А там в дали виделся город Содом. Все это пленило глаза Лота и он избрал себе окрестность Иорданскую.
Лот избрал себе лучшую, плодоносную часть, а Авраму оставил сухие, пустынные места. Неблагодарный, самолюбивый Лот! Ведь только благодаря добродушию его дяди Аврама он имел, какое либо богатство. Аврам привел его в эту землю; Аврам помог ему начать хозяйство - и вот как Лот отплатил ему: избрал себе лучшее, а Авраму оставил худшее!
Хотя Лот избрал лучшую землю, потому что он сделал это эгоистично и без благословения Божия, это хорошее не послужило ему во благо. Мы увидим, как потом он пострадал по причине своего выбора. Но потому что Аврам уповал на Бога, Господь благословил его за его добродушие. Хотя ему осталась худшая земля он продолжал размножаться и богатеть.
Когда Лот избрал долины окрестности Иорданской, он думал, что он сделал хороший выбор. Вблизи были большие города: Содом и Гоморра. Может быть он оценял преимущества большого города: возможность для продажи скота за серебро и золото; общение с образованными людьми; возможность приобресть друзей себе и детям. Понемногу Лот подвигался все ближе и ближе к Содому, так что наконец он поселился в самом городе.
Но был ли его выбор так хорош как он думал?
Господь Бог имел совсем иное мнение об этом городе. "Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом", мы читаем. Разврат и грех были видны на каждом шагу. Там не было столько хорошего, как Лот предполагал. Грех и разврат мучили и утомляли праведную душу Лота, но он привык к городской жизни. Трудно было расстаться и он продолжал жить там.
Вот беда постигла Содом. Бера, царь Содомский, с царем Гоморрским и еще тремя царями выступили на войну и были побеждены врагами. Победители зашли в город и забрали все имущество, а людей находящихся там взяли в плен. Среди пленных очутился и Лот со своею семьею.
Один из тех, кому удалось убежать из Содома, прибежал к Авраму извещая о том, что Лот, его племянник, взят в плен. Аврам, узнав, что Лот, его племянник, в беде, сразу же взял 318 из своих рабов и погнался за врагом. Уже ночь настигла их, когда они догнали врага, беспечно спящего. Неожиданное нападение Аврама так испугало врагов, что они убежали и оставили пленников и все имущество, которое они взяли. Поразив врага Аврам возвратил пленных и все имущество в город.
Господь дал Авраму эту замечательную победу. Царь Содомский хотел наградить Аврама и предложил ему все имущество, которое он выручил от врагов; но Аврам отказался от всего, потому что он не хотел, чтобы этот языческий царь говорил, что он обогатил Аврама.
Когда Аврам возвращался с боя к нему вышел Мелхиседек, царь Салимский. Этот царь отличался от других, тем, что он знал истинного Бога и поклонялся Ему. Он был священником Бога всевышнего. Он вынес Авраму хлеб и вино и благословил его во имя Бога всевышнего, Владыки неба и земли. Потому что Мелхиседек был священником Бога, Аврам дал ему десятую. часть всего, что он имел.
После этого события Лот со своей семьей опять возвратился в грешный город Содом, а Аврам пошел к своим спокойным шатрам вдали от грешного города.
Как Господь помог Авраму победить врагов, также Он поможет и нам победить наших врагов. Наши самые страшные враги это - грех, страх, смерть, мирские похоти и похоти плоти. Господь уже победил каждого из этих страшных врагов. Он победил грех когда Он стал жертвою за грех. "Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды". Он победил страх: Он дает нам Свою любовь, а в любви нет страха, "но совершенная любовь изгоняет страх". Он победил смерть,. когда Он воскрес из мертвых и Он воскресит всех верующих в Него при Своем пришествии. Он победил мир. Вот Его слова относительно этого: "мужайтесь: Я победил мир". Он также победил и похоти плоти: "зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греха". Он совершенный ПОБЕДИТЕЛЬ и желает сделать нас победителями!
Аврам спокойно жил в своих шатрах от шумного города, Содома. Он не чувствовал себя одиноким, потому что он часто говорил с Богом и Бог говорил с ним.
"Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика" - сказал Господь Авраму. "Владыка Господи! что Ты дашь мне?" спросил Аврам. Господь ответил, что он даст ему наследника.
Господь вывел Аврама из шатра и сказал: "По
смотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. Столько будет у тебя потомков". Хотя Аврам еще не имел сына, он поверил Господу и Господь вменил это ему в праведность.
Господь также открыл Авраму немного о том, что переживут люди, которые произойдут от него. Они будут пришельцами в чужой земле, где они будут в порабощении, там их будут угнетать четыреста лет и потом они возвратятся в землю, которую Бог обещал Авраму.
Лета утекали и у Аврама все еще не было сына. Господь медлил в исполнении Своего обещания. Но когда Авраму было 99 лет Бог опять повторил ему Свое обещание сделать его отцом множества народов. "Весьма, весьма размножу тебя" - сказал Господь. - "И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя. Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя". Господь обещал дать Авраму сына и также приказал ему ходить пред Богом и быть непорочным. Бог переменил имя Аврама дав ему новое имя - Авраам - что значит: отец множества народов. Сара тоже получила новое имя: Сарра.
Когда Аврааму было сто лет, а Сарре, жене его, девяносто, Господь исполнил Свое обещание и дал им долгообещанного сына Исаака.
Все, что Бог обещал Аврааму, Он исполнил и как Он исполнил обетования Аврааму, Он исполняет все Свои обетования. Он обещает спасти всякого, кто призовет имя Господне и Он всегда верен этому обещанию. Он обещает жизнь вечную всякому верующему в Иисуса Христа и никогда не изменит в этом обещании. Имеющим жизнь вечную Он обещает обитель на небесах и мы знаем, что Он непременно исполнит это. Бог всегда верен Своему слову и исполняет все, что Он обещает.
Был полдень и зной дня калил долину. Авраам сидел в прохладе при входе в шатер и вот видит, что три мужчины приближаются к нему. Поспешно он пошел приветствовать их и пригласить зайти к нему, чтобы отдохнуть в прохладном месте. На это они скоро согласились.
Авраам попросил Сарру приготовить хлеба, а сам побежал к стаду и выбрав хорошего теленка дал служащему приготовить для еды. Когда все было готово Авраам сам поднес пищу гостям своим и они ели; а сам стоял подле них под деревом.
Когда гости поели и отдохнули они встали и отправились к Содому; Авраам тоже пошел с ними проводить их. Он знал, что это были необыкновенные люди; двое из них были Ангелы Господни, а третий Сам Господь.
"Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!" сказал Господь. "Ведь Я избрал его, чтобы благословить в нем все народы; и он научит детей своих ходить путем Господним". Обращаясь к Аврааму Он сказал: "вопль Содомский и Гоморрский велик, и грех их тяжел. Сойду посмотреть, точно ли они поступают так, каков вопль их".
Ангелы поспешили к Содому, но Авраам остался говорить с Господом. Авраам понял, что Господь истребит этот грешный город и он был озабочен о Лоте, его племяннике, который жил в этом городе. Он не хотел, чтобы Лот погиб с нечестивцами города. "Неужели Ты погубишь праведного с нечестивыми?" - спросил Авраам Господа - "может быть, что в городе есть пятьдесят праведников. Неужели Ты не пощадишь города ради пятидесяти праведников в нем?"
Господь ответил: "если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие". Авраам знал разврат и грех Содома и боялся, что может быть не будет пятидесяти праведников в этом городе. Опять он обратился к Господу: "я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть есть только сорок пять праведников в городе, истребишь Ты город, потому что не достанет пяти?" И Господь ответил, что Он пощадит город ради сорока пяти. Но Авраам все еще был встревожен. Он сомневался, что в Содоме будет сорок пять праведников, и продолжал умолять Господа: а если будет только сорок? Господь опять ответил, что не истребит города ради сорока праведников. Таково было доверие Авраама к Господу, что он имел смелость продолжать просить пока не уменьшил число до десяти; и Господь обещал не истребить города если найдет десять праведников в Содоме. И пошел Господь перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.
Авраам мог смело говорить с Господом, потому что он был муж веры и жил жизнью угодной Господу. Мы тоже можем смело приходить к Господу в молитве, если жизнь наша угодна Господу. Чтобы быть угодным Господу мы должны верить Богу, должны быть Его детьми и должны жить по Его воле. Детям Божиим Иисус сказал: "Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне".
Длинные тени сумерков сгущались над горами и долинами. Люди торопились в город зная, что скоро закроются ворота его. Сидящие у ворот судьи и правители города собирались идти домой.
У ворот Содома, среди судей, сидел Лот. Он был один из почетных судей этого города. Вот Лот заметил, что в город вошли два незнакомых человека. Он приветствовал их с поклоном и пригласил их в свой дом. Они ответили, что они намерены ночевать на улице. Лот хорошо знал жителей Содома, и знал, что опасно пришельцам ночевать на улице в этом городе. Он сильно упрашивал их и они пошли с ним в дом его.
Лот гостеприимно отнесся к этим двум ангелам, хотя сначала он наверно не знал, что это ангелы Господни. Омыв их ноги он приготовил им угощение и накормил их.
Скоро жители Содома узнали, что у Лота в доме были гости. Со всех сторон большие и малые собрались вокруг дома Лотова с намерением сделать вред этим пришельцам. Они вызвали Лота требуя, чтобы он познакомил их со своими гостями. Как добрый хозяин, Лот хотел охранить своих гостей от зла. Тогда злые Содомляне хотели сломать дверь и вломаться в дом. Ангелы не допустили этого. Они втащили Лота в дом, заперли дверь, а на злых, порочных Содомлян навели слепоту.
Лот бессомненно узнал, что его гости Ангелы Господни. Они начали рассказывать ему, что они пришли, чтобы истребить это развращенное, грешное место. "Кто у тебя есть еще здесь?" спросили Ангелы. "Кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места".
Лот пошел к своим зятьям со словами: "встаньте, выйдите из сего места; ибо Господь истребит сей город". Но они не поверили ему; им показалось, что он шутит.
Ночь проходила и наступала заря. Ангелы начали торопить Лота. "Встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города". Лот не хотел итти. Трудно было расстаться с городом, где находилось все его имущество и богатство. Ангелам пришлось взять Лота и жену его и дочерей за руки и вывести их из города. "Спасай душу свою" - сказали Ангелы. "Не оглядывайся назад, и нигде не останавливайся; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть". Лот так привык жить в городе, что он боялся итти на гору и просил Господа пустить его в маленький город. Это Господь допустил. По дороге жена Лотова не послушалась приказанию Ангелов, оглянулась назад и стала соляным столпом.
Когда взошло солнце Господь пролил дождем серу и огонь с неба на Содом и Гоморру и истребил их и всю окрестность их, и всех жителей городов сих.
Бедный Лот; страх охватил его и он боялся остаться в маленьком городе, в Сигоре, и пошел жить в пещере горы. Таков конец человека, который избрал жить в развратном, греховном городе. Эгоистично он избрал для себя лучшее место, поселился в городе со всеми удобствами, приобрел богатство, заслужил почет жителей города, приобрел много друзей - но кончил свою жизнь бедный, одинокий, в пещере.
Некоторое время после разрушения Содома и Гоморры, Господь дал Аврааму и Сарре сына и так исполнил Свое обещание им. Они дали ему имя Исаак, что значит смех. Аврааму было сто лет, а Сарре девяносто когда родился Исаак. Господь благословил мальчика и он рос и развивался, как все нормальные дети.
Всю свою жизнь Авраам доказывал свою верность Богу. Во всем он доверялся Ему и уповал на Него. Господь всегда имел первое место в его жизни; он любил Господа больше чем что либо другое в жизни. Авраам сильно любил своего сына Исаака, которого Господь дал ему в старости его; но Господь знал, что Авраам любил Бога даже больше чем своего единственного сына, Исаака. Господь желал доказать это посредством самого сурового испытания в жизни Авраама.
Когда Исаак был уже юношей, Господь явился Аврааму и сказал: "Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе".
Авраам не знал и не понимал, почему Господь требовал этого от него. Как же Господь исполнит все Свои обещания о том, что Он даст Аврааму потомство как песок морей и как звезды небесные, если он должен принести Исаака в жертву? Но Авраам не противоречил Богу и не задавал никаких вопросов. Он вполне доверялся Богу любви и милосердия. Какую сильную и непоколебимую веру имел Авраам! Он сразу же начал приготовляться к исполнению Божьего приказания.
Рано утром Авраам встал, оседлал осла и приготовил все нужное для путешествия в землю Мориа. Взяв двух юношей и Исаака, он отправился в путь. На третий день они пришли к назначенному месту. Тут Авраам оставил двух юношей, взял дрова, огонь и нож и пошел дальше с Исааком. "Останьтесь вы здесь с ослом", сказал он, "а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам". Что же думал Авраам, когда он сказал: и возвратимся к вам? Может быть он верил, что если Исаак и умрет, Господь воскресит его из мертвых.
Нередко Исаак наблюдал, как его отец приносил жертву Богу, и он хорошо знал, что нужно было для этого служения. И сейчас, как он с Авраамом шли вместе, он обратился к отцу со словами: "вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?" "Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой", ответил Авраам и они пошли дальше.
Наконец они пришли на место, о котором сказал Господь. Здесь Авраам построил жертвенник. Он разложил дрова и вот ему пришлось связать Исаака и положить его на жертвенник. Исаак уже был не ребенок но юноша, но он допустил отцу поступить с ним так, как повелел Господь. Он доверялся своему отцу и Богу отца своего. Авраам взял нож и поднял его, но вот раздался голос: "Авраам! Авраам!" и он сразу же ответил, "вот я". Что же бы было если бы Авраам замедлил хотя на мгновение в отзыве и послушании? Но Авраам привык немедля отзываться на зов Божий. "Не поднимай руки своей на сына. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога, и не пожалел твоего единственного сына ради Меня" - промолвил голос. Авраам развязал и пустил Исаака. Повернувшись он увидел овна запутавшегося в чаще и принес его в жертву.
После этого Господь опять повторил Аврааму Свое обещание благословить его и дать ему потомство как звезды небесные, потому что он был верен Богу в этом суровом испытании.
Как часто мы теряем благословение от Господа, потому что мы медлим в нашем послушании Ему. Если мы доверяемся Богу как Авраам доверялся Ему, мы тоже будем исполнять Его волю немедленно. Тогда Господь будет благословлять нас.
Когда Сарре было сто двадцать семь лет она умерла. Авраам купил участок земли в Махпеле и там в пещере похоронил Сарру жену свою.
Авраам все помнил Божии обещания, что от него произойдет множество народа и, что в его семени благословятся все народы земли. Он знал, что это обещание должно исполниться чрез Исаака и чувствовал, что выбор жены для Исаака был весьма важный. Авраам не хотел для своего сына жену из дочерей Хананеев - язычников, которые окружали его. Он знал, что для Исаака нужна богобоязненная женщина, которая могла бы научить детей своих служить истинному Богу.
Авраам призвал раба своего Елиезера и послал его в Харран к своим родственникам. "Пойди в землю мою на родину мою, и возьми жену сыну моему Исааку" - приказал Авраам. Он знал, что Нахор, брат его, жил в Харране и что у него были дети и внуки. Елиезер знал, что путешествие будет длинное, что будет немало опасностей на пути, что он может встретить затруднения, чтобы убедить девицу пойти с ним, но он согласился исполнить просьбу своего господина.
Приготовив десять верблюдов и много драгоценных даров Елиезер отправился в путь. Без помощи Божией он не мог ожидать успеха в этом деле, но он уповал на Бога также, как и господин его Авраам. Долгие дни путешествовал Елиезер под зноем солнца и наконец пришел к Харрану. Было под вечер и он остановил верблюдов у колодца воды вне города.
С молитвой Елиезер обратился к Господу: "Господи Боже, пусть будет, что девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет: пей, я и верблюдам твоим дам пить - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку".
Елиезер не кончил еще говорить, как вот, прекрасная девица пришла к колодцу с кувшином. Спустившись она наполнила кувшин и стала подниматься. Елиезер подошел к ней со словами: "дай мне испить немного воды из кувшина твоего". Любезно девица спустила кувшин. "Пей, господин мой; и я буду черпать для верблюдов твоих, пока напьются", сказала она. Снова и снова она спускалась к колодцу, приносила воды и выливала в поило, пока верблюды не перестали пить. Раб Авраама с изумлением молчаливо смотрел на нее. Как быстро и точно Господь ответил ему!
Когда верблюды перестали пить, он дал ей золотую серьгу и два запястья на руку ей и спросил: "чья ты дочь? и есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?" Когда она ответила, что она внучка Нахора, он знал бессомненно, что Господь действительно ответил на его просьбу. Он преклонился и поклонился Господу. Ревекка - это было имя этой девицы - сказала, что в доме отца ее есть место для них ночевать и поспешила домой, чтобы рассказать о всем, что произошло у колодца. Брат ее, Лаван, вышел навстречу рабу Авраама и пригласил его войти к ним.
Елиезер был принят с полным почтением. Скоро было приготовлено угощение, но он отказался есть прежде чем выскажет дело свое. Его пригласили говорить. "Я раб Авраамов" - начал он. - "Господь весьма благословил его и дал ему овец и волов, серебро и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов. Также в старости Господь дал ему и Сарре сына, которому теперь он отдал все свое богатство. Этот сын его Исаак еще неженат, и Авраам не хочет для него жены из язычников, которые окружают его. Так вот, он послал меня сюда, чтобы взять жену Исааку". Елиезер также рассказал, как он молился у колодца, и как Ревекка поступила точно так, как он просил в молитве Богу.
"От Господа пришло это дело" - сказал отец и брат Ревекки - "мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго. Вот Ревекка, возьми; пусть будет она женою сына господина твоего, как сказал Господь". Когда раб Авраама услышал слова их, он опять поклонился Господу. Он дал много даров Ревекке, и брату, и матери ее. Потом он был готов принять угощение, которое было приготовлено для него и для бывших с ним.
Переночевав Елиезер встал утром и сразу же хотел отправиться в обратный путь. Брат и мать Ревекки хотели, чтобы он обождал несколько дней, но он ответил: "не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой; отпустите меня". Призвав Ревекку спросили ее, что она хочет делать, и она ответила: "пойду".
Итак Ревекка с некоторыми служанками, отправилась в длинный путь стать женой человека, которого она никогда не видела. Она была готова сделать это, потому что знала, что Господь вел ее.
После долгих дней путешествия они приблизились к месту пребывания Авраама и Исаака. Издали они увидали человека шедшего по полю. Елиезер сказал Ревекке, что это Исаак; она спустилась с верблюда и покрыла лицо свое. Исаак пришел им навстречу и взял Ревекку в шатер матери своей. Она стала его женою и он возлюбил ее.
Как Елиезер пошел в далекую страну призвать невесту Исааку, так Дух Божий сейчас в этом мире призывает всех в истинную церковь Христову, чтобы быть невестой Иисуса Христа, Сына Божия. Как Ревекка пошла сразу по призыву раба Авраамова, так Господь желает, чтобы каждый из нас немедленно отозвался на зов Духа Божия.
Исаак был богатый человек. Он имел много всякого скота и много людей, которые служили ему. Для овец, волов, верблюдов и ослов нужно было много пастбищ и воды. В стране, где жил Исаак было мало дождя, поэтому колодцы воды были весьма важны. Во время странствования Авраама, отца Исаака, слуги Авраамовы выкопали несколько колодцев, но филистимляне завалили эти колодцы и когда Исаак пришел туда, слуги его снова выкопали эти колодцы. Исаак назвал их теми же именами, которыми назвал их Авраам. Колодцы были так важны, что каждый колодец назывался по имени.
Но не очень долго Исаак пользовался этими колодцами. Пастухи Герарские, жители той земли, начали спорить с пастухами Исаака, говоря, что это их вода. Как же поступил Исаак? Начал ли он спорить? Нет, он пошел дальше и слуги его выкопали другой колодец. Снова жители той земли начали спорить и опять Исаак оставил колодец и пошел дальше. Он хотел жить в мире с людьми. Хотя эти колодцы по праву были его, он был готов оставить их, чтобы проявить дух мира. Он знал, что Господь Бог не оставит его, потому что Бог обещал всегда быть с ним.
На третьем месте слуги Исаака выкопали колодец и на этот раз жители той страны уже не спорили, но оставили его в мире. Исаак сказал: "теперь Господь дал нам пространное место и мы размножимся на земле". Видно, что Исаак принял все это не как от людей, но как от руки Господней. Он был муж веры; Господь дал ему обетование благословить его, и Исаак верил слову Божию. Он жил верой, как и его прадеды Авель, Енох и Ной, и его отец Авраам. Жизнь этих людей отличалась от жизни народа окружающего их; и если мы живем верой, наша жизнь будет отличаться от других.
Продолжая свое странствование Исаак пришел в Вирсавию и там ночью Господь явился ему. "Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя, и умножу потомство твое" - сказал ему Господь. Бог видел кроткие, мирные поступки Исаака, его желание угодить Богу и жить в мире с людьми и Господь был доволен Исааком. Господь видит и знает все в нашей жизни. Он знает наши помышления и наше сердце. Угождаем ли мы Богу нашей жизнью? Мы можем угодить Богу только тогда, когда Иисус Христос, Князь Мира, владеет нашим сердцем и управляет нашей жизнью.
Какую радость приносит в семью рождение ребенка! Исаак и Ревекка тоже просили детей у Господа. И вот после долгих лет ожидания два мальчика родились в их семью. Они были близнецы. Старшего звали Исав, а младшего Иаков. Как они радовали своих родителей! Подобно всем детям, они росли и развивались. Проходило время и вот они уже стали взрослыми. Исав стал человеком полей, любил ходить на охоту и ловить зверей, ходя по полям и лесам. Иаков же был кротким человеком и любил быть в шатрах. Отец Исаак, больше любил Исава, потому что ему нравилась дичь, которую он приносил. А мать, Ревекка, больше любила Иакова. Лучше было бы если бы родители одинаково любили обоих сыновей, но вот было не так.
В те древние времена, когда жил Исаак и его семья, старший сын в семье пользовался большим преимуществом. Первородный получал вдвое больше наследства, чем другие дети, получал особое благословение от отца и должность священника в своей семье. Так как Исав был старшим, он имел первородство, но он не обращал серьезного внимания на это и не оценил этого драгоценного преимущества. Иаков наоборот ценил все духовное, стремился познать Господа и служить Ему. Он очень хотел иметь первородство. Еще прежде того, как родились эти два брата, Господь сказал Ревекке, матери их, что младший избран иметь первородство и что старший будет служить младшему. Вероятно Ревекка рассказала Иакову об этом и Иаков не мог дождаться, чтобы Господь исполнил это обетование.
Однажды, когда Исав возвратился с охоты усталый и голодный, еще издали он заметил вкусный запах пищи, которую приготовлял Иаков. При запахе пищи, такой голод охватил Исава, что он почувствовал, что должен покушать, вот, сейчас же иначе он умрет. "Дай мне поесть красного, красного этого; ибо я устал". Вот Иакову предоставилась возможность получить то, чего он желал больше всего. Первородство было так важно ему, что он всегда об этом думал. "Продай мне теперь же свое первородство" - ответил Иаков. "Вот я умираю, что мне в этом первородстве?" сказал Исав. Исав поклялся Иакову и продал ему свое первородство за немного еды.
Исав пренебрег первородством и всеми духовными и материальными преимуществами, принадлежавшими ему, как старшему сыну, ибо он не думал о будущем: ему важен был только настоящий момент. Тарелка каши сейчас была важнее для него, чем всё богатство, которое принадлежало старшему сыну в будущем. Позднее Исав очень жалел, что он так поступил, и даже оплакивал свой поступок, но уже было поздно.
Как часто люди пренебрегают вечным и духовным ради того, чтобы получить то, что им сейчас хочется.
"Сейчас я хочу жить так, как я желаю" - говорит упорная девочка; "дайте мне наслаждаться всем, что в мире" - говорит упрямый мальчик! Но они не понимают, что за временное удовольствие они продают вечное счастье, радость и мир.
Иаков тоже поступил несправедливо. Он знал, что он обманул брата, и он много пострадал в своей жизни за свой хитрый характер. Но все-таки в сердце Иакова было стремление к Богу. Он искал высшее и Божие, но он согрешил в том, что искал это своим путем. Он не уповал на Бога, не верил, что Господь в свое время даст ему, то в чем он нуждался, но своими способами старался приобресть то, что Бог ему обещал. Иакову пришлось перенести много трудностей и испытаний, чтобы научиться уповать на Господа, и ждать, чтобы Господь Сам послал обещанное.
Каждый из нас должен научиться уповать на Господа, и ожидать, чтобы Он исполнил обещанное в нашей жизни. Не будем, как Иаков думать, что обманом и хитростью мы поможем Богу. Плохое и злое никогда не приносит никакого добра никому.
Исаак с семьей жили в Вирсавии много лет. При старости зрение Исаака притупилось и он думал, что скоро придет смерть. Он решил, что пришло время дать сыновьям своим последнее, главное отцовское благословение. Хотя он и знал определение Божие, что первородство будет Иаковлево, он призвал Исава и сказал: "Вот я состарелся; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои,.. пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру". Исав пошел исполнить повеление отца своего.
Ревекка, жена Исаака, знала, что Исав уже продал первородство свое Иакову, и решила лукавством приобресть Иакову это благословение. Вот как один шаг греха ведет к другому. Иаков знал, что Бог обещал ему первородство, но он не хотел ожидать Божьего времени и способа для исполнения этого обетования; он обманул Исава, когда Исав пришел домой голодный и за блюдо чечевицы купил у него первородство. Если бы Иаков ожидал, чтобы Бог исполнил Свое обетование, Господь дал бы ему первородство и благословение. Но так как Иаков начал своим способом приобретать то, что Бог обещал ему, ему пришлось опять употребить лукавство, чтобы получить благословение.
Ревекка призвала сына своего Иакова и рассказала ему, что она слыхала, что Исаак послал Исава наловить дичи и приготовить ему кушанье и, что после того как он покушает, он благословит Исава. "Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе", - сказала Ревекка Иакову. Потом она повелела ему пойти в стадо, взять двух хороших козлят и принести ей. "Я приготовлю из них кушанье, которое любит твой отец, а ты принесешь твоему отцу, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею" - заявила Ревекка.
Иаков боялся обмануть старого отца своего. "Исав, брат мой, человек косматый а я гладкий" - сказал он - "может быть ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком, и наведу на себя проклятие". Иаков боялся показаться обманщиком в глазах отца своего, но не подумал, как это будет в глазах Божиих; ведь Бог видит и знает все. Как часто мы обращаем внимание и боимся мнения и слов людей, но даже и не думаем о том, как Бог смотрит на наши дела, мысли и намерения.
Ревекка уговорила Иакова и он поступил так, как она приказала. Приготовив кушанье, Ревекка одела Иакова в богатую одежду Исава, которую она имела в доме, а руки и гладкую шею его обложила кожею козлят.
Иаков взял кушанье и хлеб и пошел к Исааку отцу своему. О, как сердце Иакова волновалось! А что если отец узнает его? Но он уже вступил на этот путь самоволия и трудно было повернуться назад. Хотя он стремился познать Бога и получить благословения, он хотел приобресть все это своим путем. "Отец мой, я Исав первенец твой" - начал Иаков. "Встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя". Вот какую ложь пришлось Иакову сказать отцу своему!
Но Исаак сразу заметил, что что-то неладно. "Что так скоро нашел ты, сын мой?" - спросил он. Иакову пришлось еще больше лгать: "потому что Господь Бог твой послал мне навстречу".
Конечно, это не убедило Исаака. "Подойди, я ощупаю тебя, ты ли сын мой Исав или нет". Почувствовав шерсть козлят на руках и на шее, Исаак сказал: "голос, голос Иакова, а руки, руки Исавовы" - и не узнал Исаак, что это был Иаков. Иаков дал отцу кушанье, которое он принес и Исаак ел и пил, и потом благословил его обильным благословением.
Иаков едва лишь успел уйти от Исаака, как пришел Исав, приготовил кушанье и пошел к отцу. Исаак сразу понял в чем дело и ему пришлось сказать Исаву, что брат его пришел и хитростью взял его благословение. Это весьма встревожило и обидело Исава. "Благослови и меня" - воскликнул он отцу и громко заплакал. Но вопль и плач Исава не были от сокрушенного сердца. В сердце его была ненависть к брату своему и желание убить его. Он не плакал, потому что жалел, что пренебрег своим первородством, но потому что был раздражен тем, что брат его опять обманул его.
Исаак благословил Исава материальным благословением, но сказал, что он будет рабом брата своего. Исав возненавидел Иакова и решил убить его. Это намерение было пересказано Ревекке и она отослала Иакова к Лавану, брату своему. Ревекка уже больше никогда не видела Иакова, своего любимого сына. Она умерла раньше, чем он опять возвратился домой.
Когда Ревекка узнала, что Исав имел намерение убить Иакова, брата своего, как только умрет их отец Исаак, она сразу решила отослать его к брату своему Лавану. Она не хотела открыто рассказать Исааку намерение Исава и по этому пришла к нему со следующими словами: "я жизни не рада потому, что Исав взял себе жены из дочерей язычников окружающих нас. Если же Иаков тоже возьмет себе жену из язычников, к чему же мне жизнь?" Правда, было очень неприятно иметь невесток, которые поклонялись идолам и не служили истинному Богу. Исаак согласился, что это было плохо и не угодно Богу. Как же Господь сможет исполнить Свои обетования благословить потомков Авраама, если его внуки женятся на язычницах и будут учить детей своих поклоняться идолам?
Вот Исаак призвал Иакова, благословил его и сказал: "не бери себе жены из дочерей Ханаанских, но пойди в Месопотамию, в дом отца матери твоей, и возьми себе жену из родственников ее".
Иаков послушался своих родителей и отправился в длинный, одинокий путь. Всеми силами он старался лриобресть первородство и благословение отца; теперь ему пришлось оставить все. Что же было ему первородство если ему пришлось уйти из дома отца и может быть никогда не иметь возможности возвратиться? Вот какой успех приносят нам наши личные старания, когда мы забываем Бога и не ждем, чтобы Он Сам Своим путем исполнил то, что Он обещал. Все планы Иакова провалились, и Господу пришлось принять строгие, определенные меры, чтобы исполнить волю Свою в жизни Иакова.
Какие мысли наполняли Иакова, когда он отправился из своего родного дома, мы не знаем, но в одиночестве он имел много времени размышлять обо всем. Страх наполнял его сердце, страх перед братом, который хотел убить его, и страх того, что ожидало его в пути. Солнце спускалось и день склонялся к концу. Иаков был далеко от дома и от какого-либо селения. Не было где ночевать, и ему пришлось ютиться под открытым небом. Взяв камень для изголовья, утомленный парень улегся и скоро заснул.
И вот он видит сон. Лестница стоит на земле и верх ее касается неба; и вот, ангелы Божии восходят и нисходят по ней. На лестнице стоит Господь и говорит Иакову: "Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему .... И вот, Я с тобою; и сохраню тебя, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе".
Иаков проснулся и почувствовал реальность присутствия Божия на том месте. "Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!" - сказал он. Это было для Иакова первое личное общение с Богом. До этого он знал Бога, как Бога своего отца, деда, и прадеда, но теперь Господь явился ему, как его Бог. Иаков убедился, что Бог вездесущий. Да, Господь везде, а мы часто этого не сознаем. Он все знает и все и всех видит. Вот вдали от дома, в пустынном месте он явился Иакову. "Как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные" - сознание, что Бог был и в этом пустынном месте, далеко от дома и его отца, испугало Иакова. Какие же чувства возбуждает в нас эта истина, что Бог везде все видит? Пугает ли это и нас, или же утешает и ободряет?
Встав Иаков взял камень, который служил ему изголовьем и поставил этот камень памятником. Он помазал камень елеем и назвал то место Вефиль, что значит: дом Божий. Иаков также положил обет и сказал: "если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, .... и в мире возвращусь в дом отца моего, будет Господь моим Богом: ....и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть".
Как мы уже заметили, это было Иакова первое личное, сознательное общение с Господом. Господь обещал быть с ним и хранить его, а Иаков обещал принять Господа своим Богом и Господом. Господь также обещает быть с каждым из нас и охранять и благословлять нас, если мы примем Его и сделаем Его нашим личным Богом и Господом нашей жизни.
После прекрасного сна в котором Господь явился Иакову он продолжал свое путешествие к родственникам своей матери. Ему пришлось идти почти 800 километров, но Господь был с ним и охранял его. Иаков благополучно пришел в ту землю, куда он направился. В те древние времена люди жили в шатрах и переселялись с места на место; поэтому трудно было найти какую-либо личность. Но вот, после долгих дней путешествия Иаков у колодца увидел людей и спросил их, знают ли они Лавана, сына Нахорова. Они ответили, что знают, и также сказали, что вот Рахиль, дочь его, идет с овцами.
Иаков был очень рад видеть Рахиль, дочь его дяди. Он пошел, отвалил камень от колодца и помог ей напоить овец; потом подошел к ней, поцеловал ее и заплакал. Долгие дни он не видел ни родных, ни знакомых, и вот теперь увидел, что Господь благополучно привел его к семье родственников. Это весьма возбудило его чувства. Он рассказал Рахили, что он сын Ревекки. Она побежала и рассказала все это своему отцу. Лаван вышел навстречу Иакову и принял его в свой дом.
Иаков сразу полюбил Рахиль и хотел жениться на ней. По обычаю той страны жених должен был дать отцу невесты подарок, когда он просил отца разрешения жениться на ней. Хотя Иаков был сын богатого человека, он пришел к Лавану совершенно без ничего, как бедный человек. Он сказал Лавану, что он готов работать семь лет, если Лаван позволит ему жениться на Рахили. Лаван согласился. Иаков служил Лавану семь лет, но ему это показалось, как несколько дней, потому что он очень любил Рахиль.
Исполнились назначенные семь лет работы и Иаков пошел к Лавану просить свою невесту, Рахиль. Лаван приготовил роскошный брачный пир на который он призвал многих соседей. Вечером он привел Иакову невесту покрытую покрывалом, по обычаю той страны. Когда Иаков взял ее к себе, он узнал, что это была Лия, старшая дочь Лавана, а не его любимая Рахиль. Для Иакова Лия не была красивой, он не любил ее и не хотел жениться на ней. Как досадно ему было, что Лаван обманул его. Наверно он вспомнил, как он сам обманул своего брата Исава и хитростью приобрел себе первородство; и как он обманул своего старого, слепого отца, Исаака, чтобы получить благословение. Вероятно совесть его укоряла его. Теперь он пожинал, то что он посеял.
В раздражении Иаков пошел к Лавану: "что это ты со мною сделал? не за Рахиль ли я служил тебе? зачем ты обманул меня?" Спокойно Лаван объяснил, что в его стране непринято выдавать замуж младшую дочь раньше старшей. Поэтому ему пришлось сперва отдать Лию. Он предложил Иакову служить еще семь лет за Рахиль. Иаков согласился на это, служил еще семь лет и Лаван дал ему Рахиль.
Иаков остался у Лавана и служил ему еще несколько лет. За его службу Лаван платил ему скотом. Хотя Лаван переменял плату его десять раз Господь обильно благословил Иакова и он стал богатым человеком. Когда Иаков пробыл у Лавана двадцать лет, Господь явился ему и сказал: "возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою".
Уже до этого Иаков хотел оставить Лавана, но Лаван не хотел отпускать его. На этот раз Иаков решил уйти тайно. Когда Лаван стриг овец в отдаленном месте, Иаков взял жен своих и детей и все свое имущество и отправился на родину. Через три дня Лаван узнал, что Иаков ушел и погнался за ним. Но Господь явился Лавану во сне и предупредил его не делать Иакову никакого вреда. После семи дней Лаван догнал Иакова. Иаков приготовил ему и бывшим с ним угощение и они разошлись в мире.
С великим страхом Иаков продолжал свое путешествие. Встреча с братом Исавом, которого он обманул много лет тому назад, весьма тревожила его. Когда вестники, которых Иаков послал к Исаву, возвратились и сказали, что Исав идет им навстречу и с ним 400 человек, Иаков смутился и не знал, что делать. Находясь в тупике и сознавая свою беспомощность он в страхе обратился к Богу. На этот раз молитва Иакова была молитва кротости и смирения. "Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему... избавь меня от руки брата моего, от руки Исава; ибо я боюсь его". Иаков сознавал свою нужду в помощи Божией; он сознавал, что все, что он имел он получил от руки Господней; Он также напомнил Богу, то что Господь обещал сохранить его и возвратить его в дом отца.
После молитвы Иаков приготовил подарок Исаву и послал все это вперед. Ночью он опять обратился к Богу в молитве. Эта была необыкновенная встреча с Богом: "и боролся Некто с ним". Вероятно до сих пор Иаков все еще не покорился всецело Богу. Но при рассвете Иаков был покорен и, когда Борящийся с ним спросил: "как имя твое?" - он был готов ответить - Иаков - обманщик, льститель. Когда Иаков признался в греховности своего характера, Господь мог переменить его. "Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человека одолевать будешь" - сказал ему Господь. Первым долгом Иакову нужно было одолеть свой льстивый характер, и когда он сознался в этом, Господь мог благословить его и сделать его князем людей.
После этой встречи с Господом Иаков был готов для встречи с Исавом, братом своим. Господь дал им радостную, мирную встречу. Исав принял подарок скота, который Иаков послал ему, и мирно возвратился домой.
Господь обильно благословил Иакова материально и духовно. От его двенадцати сыновей произошли двенадцать колен избранного народа Божия, Израиля. От колена Иудина произошел, по плоти, Иисус Христос, наш Спаситель.
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru