Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск |
Е. А. Трофимова
СВЕТ СИНТЕЗА:
БУДДИЙСКИЕ МОТИВЫ В НАСЛЕДИИ Н. К. И Е. И. РЕРИХ
Если спросят: "Кто больше – Христос или Будда?" – отвечайте: "Невозможно измерить дальние миры. Можем восхищаться их сиянием".
Листы Сада М
Мысль о том, что русская культура давно вынашивала тоску по Востоку, стала уже тривиальностью. Есть все основания говорить не только о разных школах отечественного востоковедения, но и более широко – о различных направлениях отечественного ориентализма, проявившегося в науке, поэзии, живописи, архитектуре, философии русского космизма, своеобразно отозвавшегося в искусстве эпохи "модерн" с его установкой на универсализм и затаенной мечтой о "всечеловеке", в теософской традиции, ищущей синтеза и взаимопостижения эзотерических пластов культур Востока и Запада.
По удачному выражению русского писателя и не до конца осмысленного большого мыслителя Андрея Белого, Индия, которая "тронула интуитивную ноту", – "резонанс на происходящее с нами", "тень трагедии нашей мысли": "...как обертоны, реминисценцией далекого прошлого, на протяжении истекшего века проходят волны звучаний философии Индии; Индия подымается многократно..."1.
Именно в Индии знаменитый русский философ В. С. Соловьев увидел "первое всемирно-историческое пробуждение человеческого самосознания", а в буддизме — "первую ступень человеческого универсализма, поднимающуюся над исключительным национально-политическим строем религии и общественности"2. Отличительной чертой буддийского нравоучения В. С. Соловьев считал "деятельное самопожертвование из милосердия ко всем живым существам"3. Нирвана буддистов трактуется В. Соловьевым как "универсализм отрицательный", платонизм – как универсализм "половинчатый", и "только Царство Божие, открываемое христианством, действительно обнимает собою все и есть универсализм положительный, целый и совершенный"4. Буддизму как "религии самоотрицания" В. Соловьев противопоставляет православную идею воскрешения: "Буддизм познает только низшее, только пустое, а высшее и совершенное не познается, а только требуется..."5.
Эстетически-художественное, поэтическое, духовно-философское наследие Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих показывает не только необходимость, но и саму возможность встречи-полилога различных ментальных и духовных традиций Востока и Запада. "Светлая улыбка синтеза", озаряющая "исход" семьи Рерихов на Восток, и к учению Будды, в частности, позволила им не уйти от России, а глубже и трогательнее ее понять: "Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским тропам"6. Синтез понимался Рерихами многогранно: и как "озарение духа", и как прибор лаборатории жизни, и как эволюционный дар: "Ум, вступивший в степень синтеза, делается продуктивным, моральным, обобщающим, нераздражительным..."7.
С раннего детства крепла у Николая Константиновича Рериха мысль узнать и почувствовать "сердце Азии", стремление доказать, что связи России и Индии "были гораздо глубже, нежели западники стремились это представить" . Как известно, Н. К. Рерих входил в комитет, осуществлявший строительство буддийского храма в Петербурге в 1913 г. В этот комитет входили также такие известные исследователи Востока, как С. Ф. Ольденбург, А. Д. Руднев, Ф. И. Щербатской, а также архитектор Барановский9. Позднее Николай Константинович вспоминал, как живо обсуждалась в Петербурге идея Ф. И. Щербатского "о перевозке в Питер древнего индусского храма" . По свидетельству Ю. Н Рериха, этому начинанию положила конец первая мировая война11. Благодаря поддержке и сотрудничеству всей семьи, Рериху удалось организовать в 1925-1928 гг. Центрально-азиатскую экспедицию, проходившую в неимоверно сложных условиях. В этой экспедиции Н. К. Рерих постигал живую буддийскую традицию, посещая различные монастыри Индии, Тибета и Монголии, изучал и запечатлевал на своих многочисленных полотнах буддийские памятники, храмы, ступы. Огромное впечатление произвели на Рериха "гигантские ступы буддизма – погребальные памятники, обнесенные оградою, те же курганы всех веков и народов"1 . Рерих сравнивает буддийские ступы с курганами Упсалы в Швеции, русскими курганами Волхова, степными курганами скифов, видя в них "очищающие сожжения". Старательно собирал Николай Константинович сведения о строительстве Поталы – "фиксирование духовной субстанции Тибета" . На всем протяжении своего путешествия он указывает на изображения Будды Майтреи ("Майтрея", "Майтрея-победитель" и др.), особо в маршруте экспедиции отмечая те места, "где предание соединило пути Будды и Христа"14, описывает места личных подвигов Будды – Сарнатх и Гайю, места подвигов Будды на Ганге.
Среди многочисленных нравственно-философских учений Н. К. Рерих выделял те, которые "прежде всего заботились об установлении равновесия", о давно заповеданном "Золотом Пути"15 и могли бы быть применены к жизни": "Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова"16. На полотнах Рериха-художника мы встречаемся со стремлением мастера оживотворить и показать нетленность древнеиндийской мудрости. Рерих был убежден, что в осознании эволюции человечества облик общинника Будды занимает "неоспоримое, прекрасное, место". Будда запечатлен на многих его полотнах: "Будда-испытатель", "Две чаши Будда дающий", "Будда в подводном царстве" и многие другие.
Главное, что, на наш взгляд, положил Н. К. Рерих в основу постижения буддизма, – это "язык сердца". Создавая на своих полотнах чувственно-зримый образ духовно-преображенного мира, он прибегает к таким символам космического первоначала, как "свет", "цвет", "тепло", которые нисходят к сердцу человека. Удивительно тонко понимал Николай Константинович метод буддийского учения: "Не навязывание, но привлечение и указание лучшего пути"17. И все творчество Рериха тоже, по существу, выполняет эту задачу – оно есть зов к нравственному самосовершенствованию. Тема гор у Рериха не случайна: горы в творчестве Рериха – не только способ обретения единородства человека и космоса, но и символ душевно-духовного восхождения человека.
Стремясь к достижению в своих полотнах убедительности "этого магического качества творчества", которое, "необъяснимое словами, создается лишь наслоением истинных впечатлений действительности" . Рерих выявлял наглядные и образно-символические способы передачи культурных значений, запечатлевая на своих картинах передававшиеся из уст в уста сказания и легенды народов Востока, свидетельствующие об "архаическом" родстве и братстве народов, о стране будущего, где это братство вновь будет обретено. Особенно "воодушевляющим" явилось для Рериха понятие о Заповеданной стране Гималайских махатм и Шамбале. Именно это понятие, по словам Рериха, приближает нас "к самому сокровенному, к сердцу Азии". В своих очерках Рерих описывал места почитания Шамбалы среди ламаистов и пытался понять, "как в жизни выявляется понятие новой эры и Шамбалы". Рерих многократно изображал перевал Танг-Ла, который, по преданиям, расположен на пути в Шамбалу ("Танг-Ла", "Величайшая Танг-Ла", "Путь в Шамбалу", "Песнь о Шамбале. Танг-Ла" и др.). Среди древних сказаний и писаний разных народностей Николай Константинович выявлял сходство рассказов о новой Эре, "вооруженной мощными силами космических энергий"20. Шамбала присутствует в творчестве Рериха зримо и незримо: ее присутствие можно почувствовать в молнии над Гималаями, в северном сиянии, в крыле птицы, шум которого слышен "на дальних мирах". В работах Рериха человек открыт мирозданию и космической беспредельности: земля, расстилающаяся перед нами, – это зов в Высшие миры.
В постоянном поиске глубинных христианско-буддийских аналогий Рерих искал онтологическое обоснование морали, абсолютные ценности, подтверждение необходимости нравственного самосовершенствования. Одним из самых важных стержней нравственного учения Рериха стала тема милосердия и идея ненасилия: "...всякое насилие непременно окончится тем или иным разрушением. Поднявший насилие от насилия и погибнет" .
По завершении Центрально-азиатской экспедиции Рерихи поселились в долине Кулу в Западных Гималаях, где ими был организован Институт гималайских исследований "Урусвати" для обработки ценных материалов экспедиции. Деятельность института позднее была законсервирована. В 1934-1935 гг. состоялась еще одна экспедиция – в Маньчжурию и Китай.
Институт гималайских исследований получил имя "Урусвати" в честь Елены Ивановны Рерих (1879-1955), давшей вторую жизнь древнеиндийской мудрости в своей многотомной "Агни-Йоге", представляющей из себя "синтез всех Йог" и учений жизни, включая и учение Будды: "Явим понимание Учений жизни. Как Моисей приносил достоинство человеческое, как Будда устремлял к расширению сознания, как Христос учил полезности отдачи и как Новый Мир устремлен к мирам дальним" . Учение Живой Этики сплетено из христианско-буддийских параллелей:
"Луч Христа так же питает Землю, как и радуга Будды несет утверждение закона жизни" 4.
В учении Живой Этики разъясняются многие положения учения Будды, рассказываются притчи и легенды о Будде.
Загадочные и таинственные сказания о великих учителях и мудрецах Востока, передающиеся в устной традиции, рассказаны Е. И. Рерих в книге "Криптограммы Востока". Первая часть книги – сокровенная история владыки Будды, рассказ о жизненном пути Будды, об основах его учения.
В 1926 г. в Улан-Баторе была опубликована работа Е. И. Рерих "Основы буддизма". В этой книге Будда предстает как великий учитель жизни, как общинник, давший миру "учение знания законов великой материи и эволюции мира" . Е. И. Рерих заострила внимание на общечеловеческих моментах этического учения Будды, подчеркнув, что Будда боролся против изуверства каст и преимущества классов, утверждая закон бесстрашия, закон отказа от собственности, закон ценности труда, закон достоинства человеческой личности вне классов и внешних отличий, закон реального знания и закон любви .
Обращаясь к общечеловеческому аспекту учения Будды, основным его положением Елена Ивановна полагает закон причинного зарождения, который устанавливает, что "все дхармы в одно и то же время являются причинами и последствиями". В идее трансцендентальности дхармы взгляды Е. И. Рерих близки взглядам Ф. И. Щербатского. Идея "неуничтожимости" поступка исходит из того, что определенное сочетание дхарм, образующих "поток" человека, происходит именно в момент действия. Любопытно, что метафизике буддизма Елена Ивановна находит аналогии в ряде современных ей научных открытий, что было типично для теософского постижения древних культур.
Образ Будды и буддизма в наследии Н. К. и Е. И. Рерих прост, величествен и глубок, зовет к обновлению основ жизни:
"Прошу помыслить о Христе и Будде как бы в первый раз".
Примечания
1 Андрей Белый. Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. М., 1917,с. 221.
2 Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия. – Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. Т. I. М., 1988, с. 308-309.
3 Тамже.с.312.
4 Там же, с. 326.
5 Тамже.с. 317.
6Рерих Н. К. Из литературного наследия. М., 1974, с. 245.
7 Иерархия. Париж, 1931, с. 149.
8 Рерих Н. К. Из литературного наследия, с. 120.
9Roerich G. N. Indology in Russia. The Journal of the Greater India Society. Vol. XII, №2, July Calcutta, 1945, с. 65.
10 Рерих Н.К. Из литературного наследия, с. 286.
l\Roerich G. N. Indology in Russia, с. 85
12 РерихН. К. Алтай-Гималаи. М., 1974, с. 17-18.
13 Там же. с^.
14 Там же.с. 85.
\5Рерих Н. К. Нерушимое. Рига, 1936, с. 43.
16'Рерих Н. К. Держава Света. Нью-Йорк, 1931, с. 185.
17 Рерих Н. К. Алтай-Гималаи, с. 30.
18Рерих Н. К. Сердце Азии. Southbury, Conn, Usa, Alatas, 1929, с. 11.
19 Тамже.с. 81.
20Taмжe,c. 91.
21 Рерих Н. К. Нерушимое, с. 184.
22 Письма Елены Рерих: 1929-1938. В 2-х томах. Т. I. Рига, 1940, с. 150.
23 Община. Рига, 1926, с. 55.
24 Листы Сада М. Париж, 1925, с. 141.
25 Рокотова Наталья [Е. И. Рерих]. Основы буддизма. Улан-Батор, 1926. (Перепечатка: Рига, 1940, с. 3.)
26Taм же, с. 3-4.
27 Там же, с. 47.
28 Листы Сада М, с. 141.
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru