Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск |
Михаил Разживин
Математические основы религиозной философии
"Без математики не проникнуть в основание
метафизики"
/Г.В.Лейбниц/
"Выяснилось, что особенно одиозным в моем подходе
оказалась попытка использования математики при
рассмотрения философских тем..."
/ профессор МГУ В.В.Налимов /
Весной 1996 года мировая общественность узнала о том, что довольно престижная премия Темплтона в размере 1 миллиона долларов присуждена за 1995 год Полу Дэвису, австралийскому профессору математической физики. Присуждена за огромный успех его книги «Разум Бога», в которой существование Бога подтверждается современными научными исследованиями.
Известнейший учёный Фрэнк Тайплер из Мюнхенского института Макса Планка привёл к тем же выводам в своей книге «Физика я бессмертие». Доктор физико-математических наук Генри Морриет из Сан-Диего опубликовал научно-популярный бестселлер «Библейские основания современной науки». Список это можно продолжить. Похоже на то, что западный научный мир всерьез озабочен поиском жемчужин истины в глубинах религиозных доктрин и мифологических сюжетов. Более того, это занятие становится для учёных довольно рентабельным делом. Впрочем, самые прогрессивные учёные всегда знали о перспективности подобных занятий. «Светская история философской мысли обычно недооценивает теологию, - писал А.Н.Уайтхед. - Это неправильно, ведь на протяжения почти тринадцати веков наиболее выдающиеся мыслители почти все были теологами»
Автору этой статьи хотелось бы показать, как иногда внимательный анализ творчества русских религиозных философов может привести к неожиданным результатам, которые неплохо коррелируют с некоторыми положениями современной математической физики.
Ещё в 1992 году российский учёный, кандидат исторических наук Е.Б.Рашковский обратил внимание на то, что «...именно поздний Соловьёв, наименее изученный, - поздний Соловьёв, причудливо сочетающий в себе черты изощрённого метафизика, апокалиптика и персоналиста, - заслуживает в нынешнее время особо пристального изучения».
Кроме того, Рашковский в этой же статье отдельно напомнил о том, что ещё Лосев в своё время заметил характерную для соловьёвской метафизики тенденцию некоего условного «удвоения Абсолюта», когда проявления последнего трактуются в двух несхожих модусах - сущности я становления. Именно эти тонкости соловьёвской метафизики сослужили добрую службу при разработке автором некоторых своих математических идей, в частности - работы принципа «золотого сечения» в человеческом мышлении, в том числе в ситуациях выбора.
Напомню, что принцип "золотого сечения" в живой природе наиболее ярко выражен в образе так называемого «ряда Фибоначчи»:
0; I; 2; 3; 5; 8; 13....
причём, если этот ряд продолжить от нуля влево, то он будет абсолютно симметричным по модулям его членов. Характерным, рекуррентным признаком такой числовой последовательности является такое ее свойство: каждый член этого ряда равен сумме двух предыдущих. Если под каждым членом этого ряда написать сумму чисел, стоящих по бокам, то мы получаем ещё одну уникальную последовательность, известную в математике, как ряд Люка. Заодно попробуем обе эти последовательности сложить почленно:
Ряд Фибоначчи 0; I; I; 2; 3; 5; 8; 13;....
Ряд Люка 2; 1; 3; 4; 7; 11; 18; 29.....
----------------------------------
Удвоенный ряд Фибоначчи 2; 2; 4; 6; I0;16; 26; 42........
Поскольку, как выяснилось, ряды и при взаимных комбинациях (накладках), как прямых, так и со сдвигом на одну или нескольких позиций, порождают последовательности чисел, подчиняющихся законам генетики, автор, для удобства расчетов в свое
время назвал их, соответственно, доминантным и рецессивным рядами. В рамках этой статьи мы лишены возможности подробно рассмотреть упомянутые проявления работы рядов в области генетики. Это тема отдельного разговора.
Первая же прямая комбинация этих рядов порождает не менее интересную последовательность чисел, которая есть не что иное, как удвоенный доминантный ряд, но как бы сдвинутый на одну позицию. В принятой автором системе обозначений он будет выглядеть как . С точки зрения генетики здесь всё закономерно: скрестив особи с доминантным и рецессивный признаками, мы получаем потомство с ярко выраженным доминантным признаком. Гораздо интереснее рассмотреть эту тройку рядов в другом плане.
Все они имеют одинаковую рекуррентную особенность, о которой мы уже упоминали выше. Каждый последующий член равен сумме двух предыдущих. В пределе, каждый вырождается в геометрическую прогрессию, со знаменателем, равным константе "золотого сечения":
= 1,618033989…
Общий член каждого ряда выражается одной и той же формулой:
и, тем не менее, каждый из них имеет свои характерные особенности. Например, может сложиться впечатление, что ряд Люка Rn из них самый совершенный, потому что рекуррентный признак у него работает вдобавок ко всему на более высоком уровне, - на уровне показателей степеней. Он как бы более "умный" из этой троицы и не случайно именно он способен работать в моделях ситуаций выбора. То есть, кроме всего прочего, он обладает свойством, видным из выражения
, где R = 1,618033989…
Поиск аналогий привел к тому, что доминантный ряд начал ассоциироваться с неким мистическим иррациональным началом, математическим принципом, лежащим в основе организации мироздания и интуитивно осязаемом в ощущении красоты. Принцип красоты, получалось, есть неотъемлемое качество модуса сущности Абсолюта.
Тогда второй ряд - рецессивный, вполне мог бы принять на себя роль математического конструкта, лежащего в основе Мирового Разума, второго модуса Абсолюта - проявления, Пракрити. Таким образом, на долю ряда выпала роль третьего модуса Абсолюта - модуса становления. Мировой Воли, Шакти. Этот принцип, как видно из тройной комбинации рядов, является совместным объединением двух первых начал. Он имеет ярко выраженное сходство с первым модусом, мистическим свойством Протоматерии, но в то же время, разворачивая её, Пурушу, в Пракрити, он автоматически учитывает условия, предъявляемые последней. Вот тогда-то и пришло время как следует присмотреться к тем соловьевским "странностям", о которых предупреждали Лосев и Рашковский.
Действительно, все три математические конструкции как нельзя более полно отвечают качествам трех главнейших модусов Абсолюта: сущности, проявления и становления. Именно сущность как бы удваивается в другом самостоятельном модусе – становлении (ряд ). Что же касается мысли Бердяева, на которую ссылается Рашковский: «...сфера Абсолютного, или Царство Божие, проходит сквозь твариую историю не только с болью, но и с прибылью», то и она иллюстрируется тем самым небольшим шажком в будущее, который выражен в сдвиге удвоенного доминантного ряда по отношению к двум исходным. Математически этот сдвиг зафиксирован в индексе этого ряда добавкой единички. Разворачивание протоматерии в пространствах разных измерений происходит из-за воздействия Мирового Разума с некоторым опережением по отношению к соответствующей ступени самой протоматерии. Механизм эволюции изначально направлен в сторону самосовершенствования, здесь тоже нет нарушения логики.
Далее мы видим, что все три модуса, несмотря на всю степень математического подобия и родства, тем не менее, иррациональны по отношению друг к другу. Это означает на философском плане, что разум не в состоянии осознать все тайны Абсолюта в любой промежуток времени. Он не в состоянии познать в совершенстве как тайны протоматерии, так и тайны энергии, её разворачивающей. Он, Разум, сколько угодно точно может приближаться к заветному пределу, но всегда остаётся кусочек принципиально непознаваемой иррациональности. Эта иррациональность, в конечном счёте, приводит к тому, что все модусы обладают полной самостоятельностью в самореализации, но постоянно вынуждены учитывать "мнения партнеров". В конечном счете, возникает ощущение, что эта нехитрая математика есть отражение таких, например, рассуждений В.С. Соловьёва:
«Итак, мы имеем три отношения или три положения абсолютно-сущего как определяющего себя относительно своего содержания. Во-первых, оно полагается, как обладающее этим содержанием в непосредственном субстанциональном единстве или безразличии с собою, - оно полагается как единая субстанция, все существенно заключающая в своей безусловной мощи; во-вторых, оно полагается как проявляющееся или осуществляющее своё абсолютное содержание, противополагая его себе или выделяя его из себя актом своего самоопределения; наконец, в-третьих, оно полагается как сохраняющее и утверждающее себя в актуальном, опосредствованном или различенном единстве с этим содержанием или сущностью, т.е. со всем, - другими словами, как находящее себя в другом или вечно к себе возвращающееся и у себя сущее».
Далее, глубоко исследовав природу кажущихся противоречий между тремя способами существования Абсолюта, великий мыслитель приходит к выводу, уже подтверждённому выше взаимодействием наших математических конструктов:
«А если так, если с одной стороны, в абсолютном существе не может быть трех последовательных актов, друг друга сменяющих, а, с другой стороны, три вечные акта, исключающие друг друга по своему определению, немыслимы в одном субъекте, то необходимо для этих трёх вечных актов предположить три вечные субъекта (ипостаси), из коих второй, непосредственно порождаясь первым, есть прямой образ ипостаси его, выражает своею действительностью существенное содержание первого, служит ему вечным выражением, или Словом, а третий, исходя из первого, как уже имеющего своё проявление во втором, утверждает его как выраженного или в его выражении».
Конечно, исследованием догмата Троицы и до Соловьёва занимались самые величайшие умы человечества. Может даже показаться, что некоторые из них делали это более талантливо, скажем, Блаженный Августин:
« В нашем духе должно различать простое непосредственное бытие его..., знание его..... и волю...; эти три акта тождественны не только по своему содержанию, поскольку сущий знает и хочет самого себя, - их единство идёт гораздо глубже: каждый из них уже заключает в себе два другие в их собственном характеристическом качестве, и, следовательно , каждый уже содержит в себе внутренно всю полноту триединого духа...»
Особых баталий по поводу триединства Божия никогда не возникало, это можно проследить по истории религиозно-философской мысли. Но только у Вл. Соловьева можно проследить как качественный, так и количественный аспекты взаимопорождения и взаимодействия между тремя ипостасями Божества. Впрочем, необходимость триединства Соловьёв обосновывает так кратко и мощно, что не лишним будет это напомнить:
«...Бог как абсолютное и безусловное не может довольствоваться тем, что имеет в себе все, он должен иметь все не только в себе, но также для себя и у себя. Без такой полноты существования Божество не может быть завершенным или абсолютным, т.е. не может быть Богом, и, следовательно, спрашивать: какая надобность Богу в этом тройственном самоположении - все равно, что спрашивать: какая надобность Богу быть Богом?»
Даже природа иррационального по отношению к разуму у Соловьёва носит чуть ли не математический характер:
« Божество в небе и былинка на земле одинаково непостижимы и одинаково постижимы для разума: и то и другое в своём общем бытии, как понятия, составляют, предмет чистой мысли и всецело подлежат логическим определениям и в этом смысле вполне понятны и постижимы для разума, и точно так же и то и другое в своём собственном бытии, как существующие, а не как мыслимые, суть нечто большее, чем понятие, лежат за пределами разумного как такого и в этом смысле непроницаемы или непостижимы для разума.»
Иррациональное у Соловьёва в данном случае означает вовсе не потустороннее - что уж тут потустороннего в былинке! - а именно несоизмеримость. Он снова подчёркивает, что эта несоизмеримость одинаковой природы и для постижения разумом Божества и для постижения тайны былинки и наша математика подтверждает это. Отсюда становится ясным, что постигать Бога означает практически то же самое, что постигать тайны окружающей человека Природы. Большинство из нас ощущают это чисто интуитивно, но одно дело полагаться на шаткую интуицию, которая в любое мгновение может изменить, а другое дело убедиться в правоте своих предчувствий хотя бы на простенькой математической модели. В своё время, после бесплодных и долгих размышлений, автор пришел к отождествлению Божества с окружающей природой чисто материалистическим путем, что было довольно неожиданно для собственной психики. Прочертив обычную цепь, взятую чуть ли не из школьных учебников:
…МАТЕРИЯ à ЭНЕРГИЯ à РАЗУМ…
автор в то время уже не остановился, а дополнил цепочку словом АБСОЛЮТ. Картина складывалась унизительная и абсурдная, она обрывалась тупиками с обеих сторон и определить своё место в этой цепи было невозможно. Это был типичный дзенский коан и решать его надо было нестандартно и неожиданно. Решение было самым простым: после АБСОЛЮТ пришлось написать снова слово МАТЕРИЯ. Таким образом, цикл замкнулся, неопределённость исчезла, и всё стало на свои места. Эта операция, не успела мне даже показаться кощунственной по отношению к Богу. В самом деле, если Абсолют обладает творческими способностями, а также Волей и Разумом, то Он непременно пожелает воплотить свою самую сокровенную суть в подручном материале – МАТЕРИИ и плодом Его творчества будет именно материальная природа. Как можно составить мнение о композиторе, послушав его пьесы, о плотнике, взглянув на наличники его избы, так можно понять душу Абсолюта, Бога, посмотрев за окно, что автор и сделал незамедлительно, За окном в то время так же светило солнце и пели птицы на деревьях. Внешне ничего не изменилось. Но мир почему-то стал чуточку дороже и понятнее, а на душе - чуточку теплее.
Все это хорошо, - скажет читатель, - Но при чем тут современная физика? Однако, мы уже подошли к тому повороту, за которым могут открыться кое-какие перспективы и дальнейшие размышления по их поводу. Конечно же, необходимо найти пример тому, как вышеописанная арифметика может реально работать в реальных физических пространствах. Вспомним для примера, что говорил Вл. Соловьев по поводу совершенства Библии:
«Если взять наш христианскую Библию, собрание книг, начинающееся книгой Бытия и кончающееся Апокалипсисом, и разобрать ее помимо каких бы то ни было религиозных убеждений, как простой исторический и литературный памятник, то мы принуждены будем признать, что перед нами произведение законченное и гармоничное... Конец произведения связан здесь с началом, создание мира физического и история человечества объяснены и оправданы откровением мира духовного, представляющего совершенное единение человечества с Богом. Дело завершено, круг замкнулся и даже с чисто эстетической точки зрения ощущается удовлетворение».
Ключ нам даден прямо в руки: замкнутость круга, сферичность формы непосредственно связана с ощущением все той же красоты и совершенства. Она же означает замкнутость пространства и завершенность или цикличность какого-то процесса, развёрнутого в пространстве. Если бы Протоматерия, Божественная субстанция решила спонтанно и разумно разворачиваться в пространствах разных измерений, она неминуемо не обошла бы вниманием сферические формы этих пространств. С некоторыми из них человечество знакомо тысячи лет:
Сферы нулевого измерения - точки.
Сферы одного измерения - окружности.
Сферы двух измерений - круги.
Сферы трёх измерений - шары .
В этом месте хотелось бы поставить многоточие, но, увы, как называются сферические формы других, высших по рангу измерений, каковы их свойства и особенности - нам знать не дано. Но, поскольку нам даден разум, мы можем догадываться, что, с возрастанием числа измерений пространственные фигуры усложняются, приобретают характерную иерархическую координату. У систем такого рода есть свойство обладать некоторыми специфическими характеристиками, присущими системам лишь этого ранга, но не ниже, в то время как высшие рангом структуры могут обладать характерными качествами низших. Применительно к религиозно-философской сфере у Соловьёва имеется на этот счёт нагляднейший пример:
« ...подобно тому, как опыт слепого о солнце (ощущение тепла) не уничтожается опытом зрячего, а, напротив, сохраняется в нем, входит в него, но при этом восполняется новым опытом (световых ощущений), являясь, таким образом, частью более полного опыта, тогда как прежде (для слепого) это было всем его опытом, - точно так же и в религиозном развитии низшие ступени в своём положительном содержании не упраздняются высшими, а только теряют своё значение целого, становясь частью более полного откровения… (Обратим здесь внимание на слова «более полного» - М.Р)
…Из сказанного ясно, что высшая степень религиозного развития, высшая форма божественного откровения должна, во-1-х, обладать наибольшей свободой (подчеркнуто мною - М.Р) ото всякой исключительности и односторонности, должна представлять величайшую сбщность и, во 2-x, должна обладать наибольшим богатством положительного содержания, должна представлять величайшую полноту и цельность (конкретность). Оба эти условия соединяются в понятие положительной всеобщности (универсальности), которое прямо противоположно отрицательной, формально логической всеобщности, состоящей в отсутствии всяких определённых свойств, всяких особенностей".
Иными словами, системы, расположенные вдоль иерархической координаты, имеют некое отличительное качество, наиболее полно их характеризующее. Нам постоянно встречается в таком контексте соловьёвский термин «полнота», воспользуемся им в дальнейших рассуждениях. Применительно к сферическим областям многомерных пространств это правило можно продемонстрировать на таких очевидных примерах.
Шар (трехмерная сфера) имеет главную отличительную характеристику (полноту), известную как объём шара, равный V = . Заметим, что в формулу полноты шара входит числовой коэффициент, который можно по аналогии назвать коэффициентом полноты. Как видим, у шара этот коэффициент будет равен .
Аналогичные фигуры низшего ранга: двумерная сфера (круг) и -одномерная (окружность) не имеют такой полноты, как объём. Но внутри полноты шара есть место полноте круга (площади сечения, которая представляет собой круг) и полноте окружности (длине экватора, например}.) Если данные такого рода свести в таблицу, то на сегодня она выглядит так:
ТАБЛИЦА 1.
n - количество измерений пространства |
Название фигуры |
Общепринятое значение полноты |
Формула полноты |
Коэффициент полноты |
0 |
Точка |
? |
? |
|
1 |
Окружность |
Длина окружности |
L=2 R |
2 |
2 |
Круг |
Площадь круга |
S= |
1 |
3 |
Шар |
Объем шара |
V= |
|
4 |
Гиперсфера |
? |
|
|
……………………… |
……………………… |
…………………… |
……………………… |
…………………… |
n |
? |
? |
П= |
= ? |
Из этой таблицы видно, что уже для четырехмерной сферы никаких признаков полноты, кроме разве что ничего не говорящего названия "гиперсферы", человек до сегодняшнего дня не раскрыл. Более того, налицо стереотип мышления, будто бы свойства сфер первых трёх измерений, включая их формулы полноты и коэффициенты ее, равные соответственно, 2; 1; и 4/3 проявились сначала эмпирически и, лишь затем, были доказаны строго математически. Потому они «таковы, каковы есть и больше никаковы», как любили выражаться в старину. Поэтому если сегодня предложить математикам продолжить последовательность коэффициентов полноты 2; 1_; 4/3...... согласно предварительно выявленной закономерности и найти формулу, позволяющую вычислить полноту любой многомерной сферы, то математики попросту встанут в тупик.
Но попробуем взглянуть на эту проблему с несколько иной стороны. Составим ещё одну нехитрую табличку:
ТАБЛИЦА 2.
n - число измерений пространства |
0 |
I |
г |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
- коэффициент полноты |
? |
2 |
1 |
4/3 |
? |
? |
? |
? |
2 - ряд модуса становления |
0 |
2 |
2 |
4 |
6 |
10 |
16 |
26 |
Обратите внимание: если числа, находящиеся в нижнем ряду, поделить, соответствующим образом, на числа верхнего ряда, то мы имеем возможность получить числа ряда среднего, то есть получим возможность вычислить коэффициенты полноты для сферических фигур образованных в пространствах любой размерности. Более того, мы сможем в случае нашей правоты, написать формулу любой из этих многомерных сфер и, возможно,
получить ключик к разгадке ещё неизвестных тайн природы. По крайней мере, общую формулу для ЛЮБОГО коэффициента полноты мы можем написать уже сейчас:
= ;
Для тех, кому недосуг выписывать в строчку ряд 2 ,есть не менее изящная формула, которая достаточно точна уже при n > 5:
= ; где R=1,61803989…..
Главное же, что мы начали понимать – то, что числовые коэффициенты полноты первых трех нам известных сферических фигур имеют не исторически-эмпирическую природу, а подчиняются законам красоты и гармонии - математической структуре "золотого сечения"!
Впрочем, иного результата было бы трудно ожидать. Субстанция, имманентно содержащая в себе все возможные признаки красоты и совершенства, начавшая проявляться по законам Высшего Разума и становиться, воплощаться в пространствах и времени под воздействием Высшей Воли, неминуемо обязана соблюдать принцип совершенства при образовании первых же геометрических форм, каковыми и являются сферические фигуры. Другой вопрос: а что там получается дальше, за пределами первых трех измерений? Какие там получаются коэффициенты полноты, скажем, для 4-х, 5-ти, 6-ти и 7-мерных сферических образований?
Посмотрим еще раз на таблицу 2. Благодаря ей, мы можем сразу определить искомые величины:
=; ; ; ;
Давайте еще раз обратим внимание на сам вид коэффициента полноты. Это есть всегда дробь (хотя она и может сокращаться до целого числа), в знаменателе которой стоит число, выражающее[меру пространства, размерность последнего. С этими знаменателями вопросов не возникает и чисто по соображениям логики: однажды начав распространяться в пространствах разных измерений, Протоматерия будет учитывать размерность пространств, однозначно помещая число их в знаменатель коэффициента, как в случае, когда булка хлеба делится на число едоков. Иначе обстоит дело с обоснованием физического смысла числителя. И здесь нам опять, уже в который раз может помочь логика Владимира Соловьёва - помните, у него в последней из цитат, приведенных выше, мы подчеркнули два места, связанные с обозначением двух аспектов высшего развития: наибольшую свободу и величайшую полноту?
А теперь обратим внимание на числители коэффициентов полноты невидимых нашему сознанию сфер: 6; 10; 16_; 26... Читатель, мало-мальски знакомый с основами современной физики может припомнить, что эти числа встречаются в электродинамике, теории гравитации и квантовой механике и всегда встречаются в одном контексте: это числа, соответственно выражающие количество независимых (читай -свободных) компонент, принадлежащих метрическим тензорам электромагнитного, гравитационного и объединённого калибровочного полей. Вероятно, по самым приближённым оценкам, число, стоящее в числителе есть количество степеней свободы, которым обладает монада в пространстве данного числа измерений. Поэтому наше название коэффициента полноты можно было бы поменять и назвать его коэффициентом свободы, но уж оставим все как есть, потому что эти названия равноправны.
Автор желал бы обратить внимание философов, владеющих аппаратом математической физики и физиков, имеющих склонности к философским размышлениям, на граничные ситуации, когда число измерений равно нулю или бесконечности. В первом случае мы будем иметь дело с абсолютно неподвижной монадой, не имеющей ни одной степени свободы. Коэффициентом полноты для нее будет неопределенность вида что видно из Таблицы 2. По сути, это аналог абсолютного физического вакуума.
С другой стороны, при n=∞, = , то есть мы имеем в данном случае дело с частицей (монадой), с бесконечно большим числом степеней свободы, готовой в своей спонтанной вспышке охватить и заполнить все мыслимые пространства. По всей видимости, это аналог вакуума, но не физического, а скорее, семантического или вообще неизвестной природы. Но и та и другая ситуации описываются при помощи соотношения неопределённостей. Для человека, незнакомого с тонкостями математического формализма, эти ситуации вообще неразличимы. В самом деле, велика ли, на глаз, разница между соотношениями
и ?
Но последнее выражение из этих двух, как две капли воды, напоминает "нулевую" ситуацию:
= = ;
Для профессионального математика, конечно, разница между двумя этими состояниями есть, но мы не будем здесь ее рассматривать. А вот с точки зрения физика или философа: можно ли в принципе различить абсолютно неподвижную частицу физического вакуума от противоположного ей состояния, когда она находится в состоянии сверхвозбуждения, имея при этом бесконечно большую частоту собственных колебаний?
Что же касается мнения автора, то оно состоит в следующем. По всей вероятности, эти два полярных состояния есть одно состояние, вернее, принадлежать они могут лишь одной и той же монаде. Стоит лишь одной из монад достигнуть "нулевого" состояния, как такая ситуация порождает состояние с бесконечным числом степеней свободы. И ни одна из монад не может прийти к нулевому состоянию лишь по единственной причине - она уже втянута в состояние вечного колебания, так как находится в океане вселенской энергии. Но отнесем эти соображения пока на счет чистых домыслов.
Эта работа не должна бы выходить за рамки религиозной философии и, если выводы, изложенные в ней, претендуют на большее, причем независимо от воли автора, то только потому, что даже самые нехитрые математические выкладки, продемонстрированные в этой статье, несут некоторое ощущение красоты. Вот что высказал по этому поводу доктор физико-математических наук Ю.С. Владимиров, один из самых известных популяризаторов науки в своей книге «Пространство-время: явные и скрытые размерности»:
«Можно полагать, что всякий красивый математический результат рано или поздно найдёт применение в физической теории. Может быть даже правильнее утверждать, что красивый математический результат отражает какое-то существенное свойство реального мира ».
Михаил РАЗЖИВИН
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Журнал "Вопросы философии" №9 1993 г. стр.93
2. А.Н.Уайтхед "Избранные работы по философии" M.I990 г.
3. Журнал «Вопросы Философии» №4 1992 г. Статья «Лосев и Соловьёв", стр.14З
4. Там же, стр.14&.
5. Журнал «Философские исследования» №2 1996 г. Статья «В поисках «закона свободы»… «Золотое сечение» и свобода выбора».
6. В.С. Соловьев, соч. в 2-х томах. Т.2 стр.85 M.I989
7. Там же, стр.88 - 89
8. Там же, стр.96.
9. B.C. Соловьев. Соч. в 2-х томах. Т.2 стр.89 M.I989
10. Там же, стр.94.
11. B.C. Соловьёв. Соч. в 2-х томах. Т.2 стр.223 М.1989
12. В.С. Соловьёв. Соч. в 2-х томах. Т.2 стр.37-38. M. I989 г.
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru