Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск |
Алексей Цветков.
ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ БЕЙ
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ АМЕРИКАНСКОГО СУФИЯ
Издательство "Гилея", сделавшее себе имя на русском футуризме,
абстракционизме и обэриутской зауми, в новом веке решило быть ближе к
современности и стать рупором модного западного антиглобализма. И не в каком-то
там переносном, литературном, смысле, а в самом что ни на есть прямом,
социально-политическом, чему и служит новая серия "Час Ч"
(подзаголовок - "современная антибуржуазная мысль"), где вслед за
лидером мексиканских индейцев-партизан батькой Маркосом вышли в свет сочинения
Хаким-Бея - гуру смутьянов и нигилистов всего мира, весело озаглавленные
местными издателями "Хаос и Анархия". С обложки глиняный сектантский
Христос в пустом помещении благословляет читателя левой рукой.
Хаким-Бей - черная звезда американской контркультуры 90-х, теоретик и
экстремист, долго шлявшийся и куривший хэш в Индо-Пакистанском регионе, а после
осевший в Штатах с прочным имиджем исламиста, анархиста и педофила (по крайней
мере абстрактного).
Если вы видели "Бойцовский клуб", то знайте: он снят Финчером по
роману Паланика, который, в свою очередь, написан по рецептам
"Какофонического сообщества", которое взялось претворять в реальность
весь тот "непосредственный онтологический анархизм", который
транслируется на общество прямо из головы Хаким-Бея вот уже более десяти лет.
Такой вот "дом, который построил Бей".
Широкую известность Хаким -Бею в начале 90-х принесла теория "подвижных
автономных зон", прообразом которых он считает пиратские корабли и
пиратские же островные республики вроде легендарной вольницы капитана Мисьена
на Мадагаскаре или китайские "тонги" начала века, игравшие
одновременно роль салонов, притонов и антигосударственных тайных обществ.
Автономные зоны, по Хаким-Бею, - это сквоты, либертарные поселения и прочие
временные территории политических, религиозных и сексуальных альтернативщиков:
анархистские сайты и взломанные хакерами сетевые ресурсы корпораций, пиратские
радиостанции, просто временно отнятые у капитализма и рационализма территории,
как это бывает во время волнений, устраиваемых еще одним вдохновленным
хакимбеевскими идеями панк-движением "Вернем себе улицы". Призраки
сопротивления гуляют по всему миру, образуя очевидное, но неуловимое, как
ртуть, тело антисистемного движения. Они не стремятся к новому большому утопическому
проекту, ибо воспринимают себя как вполне самодостаточную альтернативу, которая
если и влияет на всеобщую историю, то не специально, а побочным образом.
Автономные зоны предполагают тайную жизнь небольших отрядов, чувствующих себя
чужими и "роскошно лишними" в большой цивилизации. В некоторых
текстах Бей предполагает, что такие партизанские образования есть
замаскированные под людей экипажи параллельных (необязательно инопланетных)
рас, оккупирующих (или освобождающих от оккупации?) мозги отдельных групп
граждан буржуазного Вавилона и что это чревато переменой физиономии всего
нашего вида в более интересную и менее предсказуемую сторону. И тогда
"восстание", которое Хаким-Бей противопоставляет
"революции" (та же разница, что между поэзией и прозой), окажется
массовой и необратимой мутацией сознания, коллективным исходом новых избранных.
Такие разные люди, как фотограф Тоскани или певец Мэрилин Мэнсон, любят и
цитируют Хаким-Бея, впрочем, не из-за его интересных теорий, но из-за их высоко
художественного исполнения. Он призывает, подробно инструктируя как это
делается, наводить порчу на офисы особо наглых корпораций и описывает тайные
культы, для посвящения в которые нужно убить из арбалета полицейского.
Хаким-Бей - автор, эстетизирующий политику, причем крайние, наказуемые ее
формы. Пока социальный протест не стал священной одержимостью, этот протест ему
неинтересен. Пока социальная критика не превратилась в эстетический опыт, она
для него бесплодна. "Хаос и Анархия" - наглядное доказательство того,
как, играя с постмодернистскими правилами, один и тот же текст будет читаться
как поэзия или как подрывная инструкция, а один и тот же автор может
восприниматься как вычурный эстет или как стратегическая угроза глобальной
стабильности. Все зависит от положения, шансов и готовности читателя.
Хаким-Бей. Хаос и анархия. - Москва: Гилея, 2002, 203 с.
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru