Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск |
Карлос Кастанеда
Тучи рассеиваются
Ничто не дается даром в этом мире, и приобретение знания – труднейшая из всех задач, с какими человек может столкнуться.
К. Кастанеда Я не буду здесь развеивать заблуждение многих поклонников
Карлоса Кастанеды в том, что он являлся так называемым наркотическим гуру. Так
как путь знания - глубоко личный процесс, пусть каждый со своими проблемами
разбирается сам. Я же хочу провести краткий анализ учения дона Хуана и
рассмотреть те из его ключевых моментов, которые часто оказываются за пределами
внимания.
Также я не собираюсь обсуждать заезженную тему о том, что было вымыслом в книгах К.К., а что является достоянием истории. Меня интересуют сами книги и та информация, которая в них содержится. Я не претендую на окончательность своих суждений уже потому, что не являюсь законченным в своем развитии, и думаю, что существуют многие, опередившие меня в этом. Так или иначе, всегда буду готов столкнуться в поединке мнений с любым, кто захочет в него вступить. Пишите, и, возможно, наиболее интересная часть этой переписки будет где-нибудь опубликована.
Путь воина Сам термин "воин" требует некоторого пояснения, так как на нем основаны все концепции, излагаемые в книгах Кастанеды. Человек не рождается воином, и необходимость быть воином вызвана не рождением. В процессе роста сам окружающий мир "вживляет" в человека те чужеродные элементы, которые делают его неспособным к полноценной жизни. Эти элементы и составляют невидимого, но самого сильного врага. И именно этот враг должен либо погибнуть в битве, либо убить нас. Эти чужеродные элементы - суть наше сознание и восприятие. Они независимы от нас. Мы зависимы от них. И это важно осознать. Чтобы сражаться против такого врага, необходимы все силы, которые у нас есть. Все время, которое у нас осталось. Времени нет. Его не бывает никогда (спросите у своей Смерти). Осознание этого является первым шагом на пути воина. Периодическое забывание об этом факте делает нашего врага могущественне, а нас - бессильнее и покорнее. Так что же есть время? Это продукт жизнедеятельности нашего врага. Чем больше мы ему подчинены, тем больше времени у нас в запасе (как нам кажется). Это нас окрыляет. Все дороги открыты, жизнь открывает громадные возможности для самовыражения и удовольствий. Мы стремимся, стремимся к чему угодно, только должны соблюдать одно условие: не переходить запретную черту. Мы должны быть как послушные солдаты: все как один, наши интересы замкнуты на таких же, как мы, и на самих себе. Земля - физический мир - наша единственная реальность, и никакой другой существовать не может. Это закон. Нарушитель законов карается строжайшим образом. Он чужой, аутсайдер, выродок. Наша же задача этот закон нарушить и переступить запретную черту. Именно этот акт ведет к свободе. Что такое "свобода"? Целостность самого себя (то есть, грубо говоря, внутренняя непротиворечивоть, гармония, самодоступность), доступность знания в любой момент ("нет религии выше истины" - девиз Е.П. Блаватской), непривязанность к чему бы то ни было. И в первую очередь в плане сознания и восприятия.
Древние восточные мудрецы уходили в горы, леса - подальше от людей. Уединение было основным залогом успеха на пути знания. Но мир меняется, и все современные гуру (и Кастанеда, и Рерихи, и Рамакришна) как на самый эффективный способ движения по пути воина указывают на пребывание в своей среде. Там, где мы живем, там и все необходимое. Закон кармы, если хотите. Убегать от места своего предназначения - убегать от себя самого, от своей свободы. Воин динамичен. Примите окружающий мир, примите себя как есть, не приукрашивая и не утаивая ничего - это ваш вызов.
Путь сердца Во всех древних и современных учениях указывается на важность следования указаниям своего сердца как на залог успеха на пути знания.
Вы никогда не чувствовали, что делаете что-то полезное или интересное, но при этом остаетесь как бы вне этого? Не отстраненность, а равнодушие имеется в виду. Даже не равнодушие, а некая неудовлетворенность от вашего занятия. Если да, то вы не идете путем сердца. Одна их характерных особенностей нашего врага (чужеродных элементов нашего Я) - заставлять нас делать то и поступать так, что и как от нас ожидают. Мы должны, потому что так надо - этот принцип жизни нам внушается с самого раннего детства. Должны, потому что все так делают. И мы боимся, что от нас отвернутся или накажут, если мы станем идти путем сердца. Но мы должны, и нас будут преследовать. Но в этом и состоит путь истинного воина - путь сердца. Это вызов. Рабство - удел призраков. Наши действия и вся наша жизнь только тогда приобретут смысл и наполненность, когда мы встанем на путь сердца.
Что для этого нужно? На словах все очень просто - прислушаться к себе, к своему сердцу, и ответ сам придет. А как, спросите вы? Вот вам пример: представьте, что вы сидите где-нибудь в горах Тибета, и вдруг увидели дельфина. Вам будут говорить, будут внушать, что там дельфинов нет, что вам показалось, это была галлюцинация... Но ведь вы его видели? Или еще более бредовый пример: вас пытаются убедить, что вы не умеете... дышать. Но вы-то знаете, что дышите. И вам не нужны никакие доказательства, и переубедить вас никто не сможет. Вы просто знаете, и все. Откуда вы узнали, что дышите? Вы это чувствуете! И если, наконец, вы нашли свой путь сердца, пусть все на Земле дома обрушатся, облака попадают и озера повзлетают, вас с этого пути уже никто и ничто не сможет столкнуть. Вы его знаете, и никогда об этом не забудете. Только необходимо периодически останавливаться и спрашивать себя: "Я все еще на пути сердца?" Ответ всегда будет однозначным, и ничто вас не собьет с толку. И в случае оступления вы всегда снова вернетесь к своему пути сердца.
Личная история Что такое наша личная история? Это комплекс характерных констант, по которым нас можно однозначно идентифицировать. Это не просто последовательность событий нашей жизни, а своеобразные качества и отличительные особенности, возникшие в результате этих событий. Каждое событие накладывает на нас более или менее заметный отпечаток, который впоследствии выступает как клеймо. Сам по себе этот комлекс констант не имеет никакого значения, но становится оружием против нас в руках окружающего мира. Окружающий мир не терпит никаких изменений и требует, чтобы мы ежедневно, ежечасно подтверждали и укрепляли свой комплекс констант. Любое отклонение воспринимается как преступление, и его необходимо изъять из нашего комплекса. С другой стороны, статичное восприятие нас людьми делает нас неподвижными и скованными. Это восприятие держит нас в тисках и мешает изменяться. Таким образом, перед нами стоит задача разрушить этот комплекс и освободить себя от возможности идентифицировать нас в глазах окружающего мира.
Одним из способов избавления от личной истории является перепросмотр, то есть вспоминание всех более или менее значительных моментов своей жизни и избавление от чужеродной энергии, "прилипшей" к нам в результате взаимодействия с окружающим миром. Избавление происходит засчет повторного переживания (не просто воспоминания) этих событий и всех наших ощущений и состояний. С другой стороны, мы должны окружить себя туманом восприятия, чтобы нас стало невозможно идентифицировать. Это достигается засчет искусства сталкинга.
Вы, вероятно, встречали людей, про которых говорили примерно следующее: "Никто не знает, что он собой представляет." Это происходит в результате успешного избавления от личной истории и практикования сталкинга. Такого человека невозможно уязвить, так как неизвестны недостатки и уязвимые места, слабости и предпочтения. Человек-невидимка. Искусство быть невидимым - верх мастерства, и всю свою жизнь в корне мы должны изменить, чтобы достичь этого.
Собственная важность Наиболее частая внутренняя установка (в которой многие не в состоянии признаться даже самому себе) - "Я - центр мира". Все мысли, все поступки, вся жизнь вертится вокруг этой установки. В результате такой замкнутости на себе мы перестаем воспринимать действительность. Наша точка сборки жестко фиксируется в одном положении, положении наименьшего сопротивления внешнему миру, и мы уже не в состоянии вообразить, что дейсвительность не имеет абсолютно ничего общего с тем, что мы воспринимаем. Развиваться мы уже неспособны, и только бесконечно вращаемся вокруг одной темы: "Я - центр мира". Нас интересует только наше Я, наши интересы и взгляды. Все, что расходится с нашим мнением, воспринимается как нечто враждебное или несущественное.
Избавление от собственной важности является ключевым в учении дона Хуана. Без этого мы никогда не сможем ни шагу ступить по пути знания. Есть много способов для этого: общение с представителями других "цивилизаций" (растениями, животными, камнями, призраками...), сталкинг, неделание. Все воспринимаемое должно иметь равный приоритет, любая точка зрения, отличная от нашей, по важности равна нашей, каждое сознание имеет не меньшее значение, чем наше... Мир гармоничен, и мы не вписываемся во всеобщую гармонию своим чувством собственной важности, мы выступаем в качестве разрушителей. Мы должны измениться, иначе нам не уйти от Смерти.
Безмолвие Безмолвие (достигаемое при остановке внутреннего диалога) является ключом к остановке мира и к сдвигу точки сборки. Сама суть внутреннего безмолвия не нуждается в комментариях. Остановка мира - состояние восприятия, при котором мы воспринимаем действительность так, как она существует объективно, то есть без вмешательства интерпретационных функций человеческого мозга. При достижении остановки мира мы способны зацепиться за любое явление мира (представляемое как "нити мира" в мире восприятия индейских шаманов) и следовать за ним, что вызывает движение нашей точки сборки. В более пассивном состоянии мы способны сдвигать точку сборки усилием воли. Сдвиг нашей точки сборки приводит к восприятию привычного для нас мира с различными "искажениями", тогда как движение этой точки заставляет воспринимать совершенно отличные от нашего миры.
Остановка внутреннего диалога индейскими шаманами достигается при помощи различных сложных практик (в отличие от азиатских, которые учатся останавливать внутренний диалог при помощи более эффективных методов: медитаций, углубленного созерцания или усилием воли): неделание (совершение абсурдных, нецеленаправленных действий, восприятие явлений "под другим углом" или концентрация на явлениях, в обычном состоянии не попадающих в поле нашего внимания), "правильная" ходьба (в том числе "бег силы"), восприятие потока информации со всех направлений и от всех явлений сразу (достижение такого состояния - очень трудоемкая задача, но при достижении его внутренний диалог останавливается СРАЗУ).
Второе внимание Мы воспринимаем привычный нам мир, используя менее процента наших возможностей. Происходит бессознательная фильтрация информации (к которой мы приучены с детства). Мы учимся воспринимать мир, как это делают окружающие. В детстве мы еще видим тот мир, который большинству уже недоступен, но это людьми принимается за фантазии, и нас учат, что все это - вымысел. И мы подчиняемся. Когда мы уже перестали быть детьми, наша способность такого восприятия при помощи первичного аппарата оказывается утраченной навсегда. И нашей целью является задействовать неиспользованные резервы для восстановления этой способности. Человеческая концентрация направлена на известные объекты и полностью порабощена ими. Наша задача - "обмануть" эту концентрацию, часть усилий прилагая к ослаблению ее, а часть - к замечанию и фиксированию в сознании незнакомых явлений. Это есть развитие второго внимания. Сразу это не получится, поэтому такие явления оказываются неясными и мимолетными.
Основное развитие второго внимания происходит в сновидении. Мы можем продолжить его и в состоянии бодрствования, применяя приемы и навыки, полученные в сновидении (что является частью искусства сталкинга). Часто нам трудно понять концепцию второго внимания (европейскому сознанию привита неспособность понять все, выходящее за рамки его интересов). Но соответствующая литература (и книги Кастанеды занимают в списке ее не последнее место) может нам в этом помочь. Иногда для стартового толчка мы прибегаем к помощи психоделиков, непосредственно знакомясь со вторым вниманием вне сновидения. Но вовремя не остановившись, мы оказываемся рабами вновь возникшего пристрастия. Для развития второго внимания нам нужна полнейшая трезвость и непредвзятость сознания, полная концентрация наших резервов (той их части, которую мы можем использовать). С развитием второго внимания мы задействуем все большую часть этих резервов, и наше развитие наращивает ускорение.
Третье внимание О третьем внимании у Кастанеды упомянуто вскользь, но есть много других источников, где об этом написано очень подробно, поэтому стоит немного слов сказать и на эту тему.
По Кастанеде, в третье внимание способны войти только опытные воины путем "возгорания" всех энергетических волокн в теле человека. Третье внимание достигается засчет задействования всех ресурсов человека. При этом достигается абсолютная полнота осознания и восприятия, равносильная растворению точки сборки во всем энергетическом теле. Само понятие третьего внимания размыто: под ним подразумеваются состояния от самаддхи до нирваны. Это не есть полное исчезновение. Это обретение абсолютности и беспредельности существования. Рассуждая о третьем внимании, Кастанеда вдается в тему, где его компетентность, мягко говоря, сомнительна. Но ключевые моменты можно взять за основу в дальнейших поисках истины.
Жизнь и деятельность "на грани" уже есть прямой путь к третьему вниманию. "На грани" - имеется ввиду на грани своих возможностей и сверх того, но не впадая при этом в саморазрушение (что свойственно многим неопытным искателям знания). Для достижения третьего внимания необходима способность безупречного и эффективного владения намерением. Сами сновидения НЕ ведут к третьему вниманию, но дают возможность развить свое намерение до уровня, достаточного для овладения третьим вниманием. Еще одним непременным условием является безупречность во всем в каждый момент своего существования. При этом обычный сон свидетельствует о недостаточной подготовленности. Когда воин готов к вхождению в третье внимание, он ни на один момент не поддается сноподобным состояниям, и сновидения находятся полностью в поле зрения его осознания. Третье внимание - это максимум, чего мы можем достичь на Земле.
Сталкинг Как уже говорилось, искусство сталкинга во многом соостоит в том, чтобы научиться приемы и навыки, полученные в сновидении, использовать в бодрствующем состоянии. Это заставляет нас принимать все происходящее за чистую монету и в то же время не верить на сто процентов ничему из того, что мы воспринимаем. Такая отстраненность заставляет нас быть все время начеку, обостряет наше внимание и бдительность, ведет к достижению безупречности. Мы сами являемся как бы объектом сновидения и учимся принимать любую форму. Наша форма - одна из необозримого числа возможных, и мы должны понять, что любая форма - ложная. Принимая формы (поведение, имидж, способы контакта с окружающим миром...), отличные от нашей, мы можем подойти к одной из важнейших целей сталкинга: потеря формы.
Многие из начинающих допускают ошибку, не принимая ничего всерьез и в то же время принимая себя как единственно достойный для внимания объект. Один из принципов сталкинга (и о нем уже говорилось выше) - избавление от собственной важности. Этот принцип у всех на устах, но что касается до внутренних процессов, мало кто уделяет этому достаточно времени и сил. Другой принцип - безжалостность. Идея безжалостности в том, чтобы не испытывать ЖАЛОСТЬ к себе. Этот подход требует пояснения. Жалость к другим - состояние, когда мы замещаем собой объект нашей жалости. Таким образом, вновь получается именно жалость к себе. Другая ошибка: безжалостность - это НЕ жестокость. Часто встречаются практикующие, понимающие безжалостность именно как жестокость (не на словах или в мыслях, а на деле). Состояние отрешенности (необходимое каждому воину) достигается именно засчет безжалостности, тогда как жестокость ведет к эмоциональной вовлеченности или, в лучшем случае, к новой форме, которую очень трудно в дальнейшем искоренить.
Еще одним моментом, над которым стоит задуматься начинающим сталкерам, является гибкость и непредсказуемость. Эти два принципа желательно объединять в один, чтобы лучше понять, что же от нас требуется. Часто встречаются люди, ведущие себя настолько экстравагантно, что эта экстравагантность становится слишком предсказуема для всех. При этом гибкость отсутствует вообще. Все выглядит именно наигранно. Гибкость заключается в тонком чутье и соответствующей реакции на внешние события. При этом непредсказуемость вытекает из отсутствия определенных установок и рамок, которые предусматривают ИСПОЛЬЗОВАНИЕ определенных реакций. Реакции должны быть естественными, идущими изнутри и нескованными. Именно в этом случае непредсказуемость будет полной и органичной.
Сновидение Сновидение - искусство применения в сознательных снах приемов и навыков, усвоенных во время бодрствования. При определенных достижениях в практике сталкинга эти достижения должны активно использоваться в сновидениях. Таким образом, сновидение и сталкинг неразрывно связаны и взаимозависимы: чем больше мы продвинуты в сталкинге, тем большего способны достичь в сновидении, и чем больше мы продвинуты в сновидении, тем большего способны достичь в сталкинге.
Сновидение - основной инструмент, позволяющий нам научиться владеть вторым вниманием и двигать нашу точку сборки. И как никакое другое средство сновидение развивает наше искусство владения намерением. И именно намерение необходимо применять, чтобы сновидеть, иначе наши сны никогда не станут осознанными. Существует много литературы, описывающей различные методы достижения осознанности во сне. В книгах Кастанеды тоже есть описание некоторых методов, но все они лишены практической ценности.
Еще один метод, способствующий успешной работе со сновидениями, заключается в контроле своих эмоций и мыслей. Эмоции делают нас неуравновешенными, поэтому мы никогда во время бодрствования не должны поддаваться им. Иначе они с легкостью берут верх над нами в сновидении и превращают его в бессознательный сон. Мысли - главный двигатель сновидения, и если мы не научимся жестко контролировать их, они также уведут нас в сторону от цели, которая стоит в сновидениях: сознательность и четкость восприятия.
Критическое послесловие Учение дона Хуана является достоянием предшествующей нашей, атлантической цивилизации. Очень много моментов в этом учении можно и даже должно подвергнуть сомнению на том основании, что развитие нынешней, арийской, цивилизации требует иного, более всеобъемлющего, сложного и открытого подхода. Также некоторые теории мироздания нуждаются в более четком и строгом изложении.
Вот основные пункты, требующие критического рассмотрения: Иерархия. Сейчас ни для кого уже среди ищущих знания не секрет, что на Земле присутствует две "линии" последователей эзотерических учений: Иерархия Света (Белое Братство, Шамбала, Махатмы...) и Иерархия Тьмы, называемая иногда воинами Люцифера или Черной Ложей. Понятие "Иерархия" говорит само за себя: более слабый в развитии идущий путем знания получает поддержку со стороны более сильных при условии соблюдения всех указаний и требований. Таким образом, все магические сообщества так или иначе связаны с одной из этих Иерархий. В книгах Кастанеды об этом нет НИКАКОГО упоминания.
В учении дона Хуана ставится акцинт на ЛИЧНОЕ развитие и освобождение. Перед окончательным путешествием шаман выбирает несколько учеников для продолжения своей линии. Это ближе к принципам Хинаяны. Но нет упоминаний о людях, на неопределенное время отказавшихся от свободы и дальнейшего движения по иным мирам в пользу помощи Земле (так называемые Махатмы). Исключение единственное составляет упоминание доном Хуаном о неких таинственных Хранителях Расы. Известно, что такая жертва не под силу многим даже достигшим уровня архата, но те немногие, что решились на такую жертву, составляют духовное правительство на Земле и вершину земной Иерархии Света.
Разделение на уклон человека в сторону созидания или разрушения. В учении дона Хуана такого разграничения нет. Очень вероятно, что древние видящие и вся атлантическая цивилизация в целом именно по этой причине пришли к катастрофе.
Количество различных тел по Кастанеде равно двум: физическое и энергетическое. Неизвестно, знали ли индейские видящие о том, что тел больше, или сам Кастанеда или дон Хуан не захотели говорить об этом. Так или иначе, те, кто хочет об этом узнать подробней, читайте фундаментальный труд Блаватской "Тайная Доктрина" Том II.
Ну и, разумеется, те пункты, возражения по которым разбросаны по статье. Так или иначе, книги Кастанеды бесспорно являются ценными на начальном этапе развития вас как шамана. Только не циклитесь и смело шагайте дальше.
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru