Библиотека svitk.ru - саморазвитие, эзотерика, оккультизм, магия, мистика, религия, философия, экзотерика, непознанное – Всё эти книги можно читать, скачать бесплатно
Главная Книги список категорий
Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск

|| Объединенный список (А-Я) || А || Б || В || Г || Д || Е || Ж || З || И || Й || К || Л || М || Н || О || П || Р || С || Т || У || Ф || Х || Ц || Ч || Ш || Щ || Ы || Э || Ю || Я ||

Методические материалы к семинару по Эриксоновскому гипнозу

Составитель: Алексей Смирнов

С-Петербург, 2001 г.

 

Раздел 1: Общие представления о трансе и Эриксоновском подходе к наведению транса.

 

Характеристики транса по данным различных авторов.

 

Феноменологические характеристики транса.

1.        Поглощенность переживаниями.

2.        Спонтанное самопроявление.

3.        Восприятие без осмысления и концептуализирования.

4.        Готовность экспериментировать.

5.        Гибкость пространственно-временных отношений.

6.        Изменение сенсорных ощущений.

7.        Изменение степени вовлеченности.

8.        Моторно-вербальная заторможенность.

9.        Логика транса.

10.     Метафорическая обработка информации.

11.     Искажение времени.

12.     Амнезия.

 

Поведенческие индикаторы транса.

1.        Ослабление или утрата рефлекса моргания, дрожание век, фиксация взгляда, расширение зрачков, самопроизвольное закрывание глаз.

2.        Малая подвижность.

3.        Заторможенность речи.

4.        Расслабление мышц.

5.        Изменение дыхания.

6.        Замедление пульса.

7.        Расслабление лицевых мышц.

8.        Снижение или утрата ориентировочных реакций.

9.        Изменение цвета лица.

10.     Задержка реакции при разговоре или движении.

11.     Самопроизвольные движения.

 

 

Тип подхода к гипнотическому трансу

Авторитарный (классический)

Стандартизованный (научный)

Эриксоновский

Ситуационный контекст

Сцена, клиника

Лаборатория

Клиническая практика

Цель

Поразить, развлечь

Исследовать

Создать условия для изменений

Основное звено

Гипнотизер

Субъект

Взаимодействие

Типы воздействия гипнотизера

Прямые и повелительные команды

Стандартизованные и меняющиеся внушения

Крайне гибкие, применяющиеся к стереотипам клиента действия

Задача субъекта

Продемонстрировать необычное, странное поведение

Следовать указаниям экспериментатора

Испытать интимные внутриличностные ощущения в контексте безопасного межличностного общения

Длительность наведения

Незначительная

Незначительная

Различная, но как правило 30 – 60 мин.

Интерпретация «негипнотической реакции»

Субъект «сопротивляется»

Субъект «невосприимчив»

Гипнотерапевт должен учесть конкретные стереотипы данного клиента

Данные, представляющие наибольший интерес

Поведение субъекта

Поведение субъекта

Внутренние ощущения клиента и последующие изменения.

 

                Д-р медицины М. Эриксон – человек уникальный даже для истории психотерапии. Он родился в 1901 г. в крестьянской семье. От рождения был лишен цветоощущения, плохо различал звуки по высоте. В детстве страдал от дизлексии. В 1919 г. перенес первый приступ полиомиелита в результате которого был полностью парализован, мог лишь говорить и двигать глазами. Смог полностью восстановить все основные функции благодаря разработанной им системе реабилитации. Многие годы являлся одним из ведущих психотерапевтов страны. Использовал различные методы, однако наибольшую известность получил как «мистер гипноз». В 1952 г. перенес новый приступ, но не смотря на усилия по реабилитации, последние 10 лет жизни преподавал и принимал пациентов уже в инвалидной коляске. Умер в 1980 в г. Феникс, штат Аризона. Оставил после себя 6 детей, 26 внуков и множество учеников. Среди учеников М. Эриксона наиболее известны: Д. Гриндер, Р. Бендлер, Д. Хейли, Д. Зейг, С. Гиллиген, Э. Росси. Некоторые из них стали основоположниками собственных направлений в психотерапии.

 

Особенности подхода М. Эриксона:

1)       всякая  личность уникальна;

2)       гипноз – чувственный процесс передачи идей;

3)       каждый человек располагает продуктивными ресурсами;

4)       транс активизирует эти ресурсы;

5)       транс естественен;

6)       бессознательное может работать продуктивно и автономно;

7)       не исправление ошибок, а выправление курса.

Далее приводятся некоторые цитаты из его работ, которые наиболее полно характеризуют некоторые аспекты отношения Эриксона к гипнозу.

«Как бы я это (гипноз) не определил … это помешает мне осознавать и использовать многочисленные возможности, которые здесь существуют».

«Не может быть абсолютного перечня гипнотических феноменов, относящихся к какому-то определенному уровню гипноза. У одних испытуемых в состоянии легкого транса проявятся явления, которые обычно типичны для глубокого гипноза, другие испытуемые в глубоком гипнозе начнут вести себя так, как обычно ведут в состоянии легкого транса». … «Глубокий гипноз – это гипноз такого уровня, который позволяет испытуемому непосредственно и адекватно действовать на уровне бессознательного. Испытуемый в глубоком гипнозе действует в соответствии со своими бессознательными представлениями».

«Очень важно, чтобы человек понимал, что его бессознательное умнее его. В бессознательном хранится богатейший материал.»

« Я не знаю что я буду делать. Не знаю, что буду говорить… Знаю только одно: я полагаюсь на свое бессознательное, оно оно подкинет моему сознанию что-нибудь подходящее. И как они будут реагировать я тоже не знаю. Знаю только, что реагировать они будут… не знаю почему, не знаю когда. Знаю одно: они будут реагировать как надо, так, как лучше всего подходит им как личности. И мне становится очень интересно, как именно их бессознательное начнет реагировать. И я спокойно жду их реакции, потому что знаю: когда это произойдет, я смогу принять и утилизировать ее. Я понимаю, что это звучит смешно, но это действует».

 

Базовая схема гипнотерапевтического сеанса:

1.        Подготовка к трансу (обсуждение проблемы, обсуждение отношения к трансу, информация о сущности транса.

2.        Наведение транса.

3.        Утилизация (использование) транса.

4.        Завершение транса (выведение из транса).

5.        Обсуждение и консолидация переживаний, имевших место в транса

 

Раздел 2: Наведение транса.

 

В целом, эриксоновский метод использования гипноза может быть описан тремя словами: присоединение, ведение, утилизация.

 

Присоединение и ведение.

Присоединяясь мы объединяемся с клиентом в его восприятии мира и поведении в нем. Тем самым граница между клиентом и терапевтом становится более тонкой. Условно присоединение может быть разделено на невербальное, вербальное и присоединение по репрезентативным системам.

 

Невербальное присоединение.

Невербальное присоединение – отражение терапевтом основных телесных параметров клиента своим телом. С. Гиллиген выделяет полное прямое отражение, частичное прямое отражение и частичное косвенное. Полное прямое отражение – наиболее заметно для клиента и используется чаще в учебных целях. Частичное косвенное – наиболее сложный вариант для выполнения и , несмотря на свою эффективность, практически незаметно.

 

Полное прямое отражение

Гипнотизер                                                                         Клиент

Ритм дыхания                                                                      Ритм дыхания

Темп речи                                                                            Темп речи

Интонации                                                                           Интонации

Громкость голоса                                                              Громкость голоса

Выражение лица                                                                 Выражение лица

Движения тела                                                                    Движения тела

Частота моргания                                                               Частота моргания

 

Частичное прямое отражение

Гипнотизер                                                                         Клиент

Ритм дыхания                                                                      Ритм дыхания

Темп речи                                                                            Темп речи

Интонации                                                                           Интонации

Громкость голоса                                                              Громкость голоса

Выражение лица                                                                 Выражение лица

Движения тела                                                                    Движения тела

Частота моргания                                                               Частота моргания

 

Частичное косвенное отражение

Гипнотизер                                                                         Клиент

Ритм дыхания                                                                      Ритм дыхания

Темп речи                                                                            Темп речи

Интонации                                                                           Интонации

Громкость голоса                                                              Громкость голоса

Выражение лица                                                                 Выражение лица

Движения тела                                                                    Движения тела

Частота моргания                                                               Частота моргания

 

Невербальное присоединение обеспечивает почву для возможностей невербального ведения. Т.е. терапевт присоединившись может изменяя свои телесные пааметры вести клиента к  ответному изменению.

 

Вербальное присоединение и ведение.

Основано по принципу «да, да, да, да» (инерционное согласие). Произнося раз за разом утверждения с которыми человек не имеет оснований не соглашаться, мы имеем возможность присоединять к такой последовательности утверждения, согласие с которыми при других условиях было бы менее вероятным. Например: «сейчас вы сидите … и смотрите на этот текст … и читаете эти слова, и начинаете лучше понимать написанное». В этом примере использована схема «А, и А, и А, и Б». Другой вариант – схема «А, или А, или, А и Б». Например: «сейчас вы можете смотреть на этот текст, или отвлечься от него, или может быть вспомнить что то, и это помогает вам лучше понимать написанное».

 

Присоединение по репрезентативным системам.

Репрезентативные системы – сенсорные системы в которых осуществляется ввод, переработка и вывод информации в мозгу человека. В литературе по НЛП часто можно прочесть, что у каждого человека ведущей является одна репрезентативная система. На мой взгляд, это утверждение верно с оговоркой о том, что она является таковой в данный момент времени. Кроме того у некоторых людей существуют достаточно стойкие стереотипы использования преимущественно одной системы.

Основными целями использования репрезентативных систем является ввод, переработка и вывод информации. О репрезентативной системе, используемой в данный момент для ввода информации (доступа к ней из памяти) и ее дальнейшей внутренней переработке внешний наблюдатель может судить по направлению движения глаз.

 

Визуальные ключи доступа

Схема движений глаз соответственно репрезентативной системе

 

 

 


Вк

                                                                                                                                                                                Ви

 

 

А                                                                                                                                                                             А

 

 

 

К                                                                                                                                                                             Ад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вк – визуальные конструируемые образы

Ви – визуальные образы извлекаемые из памяти

А – аудиальные

Ад – внутренний диалог

К – кинестетические образы, а также вкус и обоняние

 

Другие дополнительные минимальные ключи доступа

Ключи

Репрезентативная система

Визуальная

Аудиальная

Кинестетическая

Напряжение мышц

Напряжение, особенно в шее, плечах и животе

Ровное мышечное напряжение, малозаметные ритмические движения

Расслабление мышц и движений

Дыхание

Неглубокое дыхание

Ровное диафрагмальное или грудное, обычно с долгим выдохом

Глубокое д. Низом живота

Цвет кожи

Бледный

Промежуточный

Румянец

Тембр

Высокий тон, напряжение голоса

Четкий резонирующий голос

Низкий, глубокий грудной голос

Темп речи

Быстрый, торопливый

Ровный, ритмичный

Медленный с паузами

Жестикуляция

Живая, показывающая, на уровне лица или груди

Телефонные позы

На уровне пояса

Дистанция

Максимальная

Промежуточная

Минимальная

Репрезентативная система используемая для вывода информации может оцениваться по «предикатам», т.е. по словам, которые использует человек для описания своих переживаний.

Речевые предикаты репрезентативных систем.

 

Полимодальные

Визуальные

Аудиальные

Кинестетические

Вкусовые, Обонятельные

Понимать

Отражать

Воспринимать

Верить

Сознавать

Считать

Знать

Сознающий

Помнить

Догадываться

Видеть

Рисовать

Яркий

Ясный

Смутный

в фокусе

вспышка

перспектива

темный

разноцветный

Слышать

Звучать

Громкий

Мелодичный

Шумный

Гармоничный

Скрежет

Крик

Визг

Звенящий

Чувствовать

Трогать

Теплый

Мягкий

Гладкий

Удобный

Схватить

Зажатый

Грубый

Тупой

Пробовать

Нюхать

Свежий

ароматный

выдохшийся

сладкий

пикантный

кислый

горький

соленый

 

Учет типа репрезентативной системы используемого клиентом в данный момент позволяет более полно присоединиться к его переживаниям и внутренему миру.

 

Резюме: гипнотические словесные шаблоны, модель Милтона Эриксона. (По Дж.Гриндеру, Р.Бэндлеру, сокращ.)

1. Основные шаблоны наведения транса.

А. Использование неопределенных слов:

1) Существительные, прилагательные и наречия, не относящиеся к определенной модальности: «Знания, любовь, обучение, подсознание, интересный, любопытно, трудность, решение, впечатление, способность, переживание и т. д.».

2) Неопределенные глаголы: «Делать, сосредотачиваться, решать, расслабляться, изменяться, удивляться, понимать, думать, осознавать, учиться, вспоминать, переживать, знать и т.д.»

Б. Трюизмы и неопределенные обозначения: «Все могут расслабляться», «Этому можно легко научиться», «Вы можете осознать некое ощущение».

В. Причинно-следственное связывание.

1) Причинно-следственное связывание необязательного типа: использование союза «и» («Вы слышите мой голос и можете начать расслабляться»).

2) Причинно-следственное связывание более обязательного типа: использование оборотов «тогда как», «когда», «в течение», «в то время как», «по мере того как», «чем …, тем …», «после», «потому что» («В то время как вы сидите и улыбаетесь, вы начинаете погружаться в состояние транса»).

3) Причинно-следственное связывание наиболее обязательного типа: использование слов «заставляет», «причиняет», «требует» («Покачивание головой заставляет вас еще больше расслабиться»).

В. Ограничение диапазона представлений слушателя:

1) Сверхобобщенные понятия: использование слов «все», «каждый», «всегда», «никто», «никогда» и т. п. («И теперь вы можете любым способом погрузиться в состояние транса»).

2) Понятия, обозначающие отсутствие выбора: использование слов типа «нужно», «должно», «обязаны», «не можете», «не будете» («Вы заметили, что не можете открыть глаза?»).

2. Дополнительные шаблоны наведения и использования транса.

А. Предположения:

1) Подчиненные предложения, указывающие на время — обороты речи типа «до того как», «после того как», «по мере того как», «в течение», «прежде чем» и др. («Не хотели бы вы присесть, в то время как вы будете погружаться в состояние транса?»).

2) Использование порядковых числительных. («Может быть, вы удивитесь тому, какая половина вашего тела начнет расслабляться первой »).

3) Иллюзия выбора — использование союза «или» («Вы хотите погрузиться в транс с открытыми или с закрытыми глазами?»).

4) Предписание сознания — использование слов «знать», «понимать», «осознавать» и т. п. («Осознаете ли вы, что ваше подсознание погружает вас в транс?»).

5) Предположение в вопросе. («Приятен ли вам процесс расслабления? Как глубоко вы погрузились в транс»).

6) Глаголы, относящиеся к течению процесса — «начинать», «продолжать», «завершать» и т.п. («Вы можете продолжать расслабляться»).

7) Комментарии с помощью прилагательных и наречий — «удачно», «к счастью», «искренний» и т.п. («Хорошо, что вы так успешно погружаетесь в транс. И у вас появляются искренние бессознательные движения»).

Б. Речевые шаблоны, опосредованно возбуждающие реакцию.

1) Скрытые команды. («Можете начать расслабляться. Я не знаю, как скоро вы почувствуете себя лучше»).

2) Инструкции, рассеянные в тексте (техника рассеивания).

3) Разговорные постулаты (вопросы, рассчитанные на ответы «да» или «нет», но обычно вызывающие более развернутый ответ) («Вы не могли бы закрыть глаза и расслабиться?»).

4) Расплывчатость выражений. («Все правильно, так и должно быть, вы уже начали расслабляться»).

В. Метафоры и цитаты.

1) Передача смысла в подсознание через метафору. («В то время, когда вы путешествуете в автобусе, ваши глаза устремлены вперед, поза застывшая, и шум двигателя автобуса заставляет вас расслабиться и уснуть").

2) Использование цитат. («И тогда он подошел ко мне и сказал: "Войди в транс!"»).

 

Базовые шаблоны наведения гипнотического транса.

 

Шаблон “5-4-3-2-1”

 

Этап

Количество утверждений

 

“Вы видите

во внешнем

мире”

ВНУШЕНИЕ

“Вы слышите

во внешнем

мире”

ВНУШЕНИЕ

“Вы чувствуете”

ВНУШЕНИЕ

I

4

1

4

1

4

1

II

3

2

3

2

3

2

III

2

3

2

3

2

3

IV

1

4

1

4

1

4

V

0

5

0

5

0

5

 

Пример наведения с использованием шаблона 5-4-3-2-1 из книги С. Горина «А вы пробовали гипноз?»:

«Я хочу обратить твое внимание на то, что ты сейчас видишь... Ты видишь перед собой стену... На стене — выключатель белого цвета... Ты видишь Олега, который смотрит на тебя... Видишь красный шарф на шее у Олега... И начинаешь расслабляться... ...Ты слышишь мой голос... И слышишь шум магнитофона... И слышишь шум машин на улице... И шелест бумаги в зале... И можешь дышать более редко и глубоко... Ты чувствуешь прикосновение спины к спинке стула... Чувствуешь твердость сиденья... Чувствуешь прикосновение подошв к полу... и прикосновение левого локтя к левому бедру... И твоя сосредоточенность становится все больше и больше... Ты видишь рисунок линолеума на полу... И отражение солнечных лучей из окна на полу... И свет лампе потолка... И твои глаза начинают уставать... Возможно, им хочется закрыться... И ты слышишь, как скрипнул стул в комнате... И слышишь очень слабый шелест ленты в магнитофоне... И слышишь отдаленные шаги... И успока­иваешься все глубже и глубже... И погружаешься в себя... Чувствуя тяжесть своих рук.. их вес... когда руки лежат на бедрах... ты ощущаешь ладонями ткань брюк... И тебе становится все более интересно то, что происходит внутри тебя... А внешний мир куда-то уходит... И твои глаза уже закрылись... Но сквозь сомкнутые веки ты еще можешь увидеть свет в этой комнате... Или цветные пятна, которые бывают, если закрыть глаза... и оставить их закрытыми... глядя на нас и на себя внутренним зрением... погружаясь в себя еще глубже... понимая, что спокойствие будет нарастать... И ты еще слышишь мой голос... который звучит приглушенно... и слышишь шум своего дыхания... очень спокойного и замедленного... сонного... и весь мир уходит еще дальше от тебя... В то время как ты чувствуешь, как спокойно и уверенно бьется твое сердце... как при дыхании твоя грудная клетка... поднимается... и опускается... и ты понимаешь, что твоя расслабленность уже очень глубока... что даже если бы ты захотел открыть глаза... тебе было бы лень это делать... тебе очень удобно с закрытыми глазами... и в этой позе... Когда ты вспоминаешь какие-то картины;.. очень приятные картины... из своего прошлого... и уже не знаешь, воспоминания это или сновидения... и твой организм делает очень важную работу... ты ушел глубоко в себя... в свой внутренний мир.. продолжая иногда слышать какие-то звуки далекого разговора... и не зная, есть ли этот разговор на самом деле... или он тебе снится... и твой мозг учится многим вещам... которые относятся к трансу... и приобретает полезные знания... которые ты будешь успешно использовать... в своей работе...  Отдохни... в то время как твой мозг будет усваивать полезные знания... и запоминать полезные навыки... Отдохни...  И только тогда, когда твой мозг поймет, что ты готов вернуться к состоянию бодрствования.. ты будешь возвращаться к нам... в эту комнату и в этот день и час... в том темпе, который тебя устраивает... может быть, очень быстро... или не очень быстро... и все твои знания останутся при тебе... хотя ты о них еще ничего не знаешь... Я буду считать до трех, и ты заметишь некоторые явления... Один... Твои веки начинают подрагивать... Дыхание становится чуть более частым и поверхностным... Два. Твои мышцы готовы к работе, ты хорошо ощущаешь свои руки и ноги. Три! Открой глаза! Потянись!»

 

Милтон-модель.

1 шаг: Предложите партнеру принять удобную позу.

2 шаг: Сконцентрируйте внимание партнер на каком-то объекте (на любом визуальном, аудиальном, или кинестетическом устойчивом стимуле).

3 шаг: Организуйте свою речь так, что бы развести сознание и подсознание.

 

Ваше сознание

Слово-связка

Ваше подсознание

1. Прислушивается к тому, что я говорю

И

В то время как

По мере того как

Но

Пока

Когда

1. Может начать вызывать транс нужной глубины.

2. Возможно, хочет узнать, что произойдет дальше.

2. Может начать вспоминать те события, которые наиболее важны для вас.

3. Может быть сосредоточено на той или иной мысли.

3. Может начать путешествие в мир особенных, отличающихся от обычных переживаний

4. Может сомневаться в том, возникнет ли состояние транса.

4. Научилось многому и вы можете впоследствии это использовать.

5. Может отдавать себе отчет в том, какие ощущения вы сейчас испытываете.

5. Может иметь свои собственные представления о том, что вы хотите.

6. Озабочено тем, что бы все сделать правильно.

6. Может создавать образы, которые покажутся вам удивительными.

7. Может отдавать себе отчет о том, что происходит здесь и сейчас.

7. Открывается более глубоким знаниям и мудрости.

8. Занято некоторой мыслью.

8. Входит в еще более глубокий транс.

9. Стремится проникнуть в смысл того, что я сейчас говорю.

9. Начинает понимать что-то очень важное для вас.

 

4 шаг: Сообщите партнеру о тех признаках транса, которые вы у него наблюдаете (см. признаки транса).

5 шаг: Дайте установку на ничегонеделание.

«не обязательно слушать мой голос»

«не обязательно думать о чем-то»

«не обязательно испытывать желание узнать, что сейчас надо делать»

«ваше сознание может слушать меня или нет, он может запоминать все что вы делаете или вообще ничего не запоминать, оно может сомневаться в том, находитесь ли вы трансе или быть уверенным в том, что вы находитесь в трансе».

«вам нет нужды делать что-либо»

6 шаг: Используйте транс для достижения своей цели.

7 шаг: Выведите партнера из транса

 

 

 

 

Некоторые «продвинутые» техники наведения транса.

Левитация руки.

Шаг 1. Сконцентрируйте сознательное внимание на ваших руках. Посмотрите сразу на обе руки, почувствуйте сразу обе руки. Пусть ваши руки подробно почувствуют фактуру поверхности, к которой они прикасаются (ткань платья или брюк, или что-то другое). Теперь почувствуйте, что в руках есть какое-то напряжение (оно действительно есть, даже если руки расслаблены — остается то, что называется «тонус мышц»). Ваша задача — почувствовать самое малое напряжение, повысить вашу чувствительность.

Шаг 2. Вспомните любой пример бессознательного, автоматического движения, действия. Это могут быть движения в танце, когда вы не думаете о том, как надо двигаться, ваше тело движется «само».

Шаг 3. Задайте себе вопрос: «Интересно, какая рука сейчас начнет подниматься, и откуда начнется это движение?» Продолжайте внимательно смотреть на руки, замечая любое подрагивание какого-либо пальца. Представьте себе, что при вдохе грудная клетка тянет за собой вверх ваши руки, и одна из рук ощущает это движение сильнее, и реагирует на него лучше. (Можно представить, что к руке привязан воздушный шарик с легким газом, и он тянет руку вверх. Или что снизу руку подталкивает какой-то стержень). Замечайте любое движение пальца, кисти одной из рук, направленное вверх, и поощряйте его («Я вижу, что указательный палец моей правой руки движется вверх очень мелкими толчками, и мне интересно, последует ли за ним мой мизинец и вся кисть»).

Шаг 4. Подумайте о том, что поднимающаяся рука движется ко лбу, что это — наиболее естественное ее движение, наиболее приятное. Свяжите прикосновение руки ко лбу с углублением наступа­ющего транса. (Можно представить, что между рукой è лицом натянута резинка, которая тянет руку ко лбу, или что на лбу расположен магнит, который притягивает руку). Скажите себе, что момент при­косновения руки ко лбу будет вам очень приятен, это будет достижением самого глубокого транса, который вам нужен сегодня.

Шаг 5. Использование транса. В данном упражнении — вспомните одну ситуацию, которая связана у вас с творческим успехом, с уверенностью в своих силах (неважно, было ли это успешным выполнением задания на работе, или приготовлением очень вкусного блюда).

Шаг 6. Выход из транса. Позвольте своей руке опуститься в любом темпе и свяжите это с возвращением к ясному сознанию.

 

Техника сжатия кулака.

Положите правую руку горизонтально, дайте подсознательную инструкцию: «пусть правая кисть сожмется в кулак». И наблюдайте за тем, что происходит. Конечно, вы можете сжать кисть в кулак сознательно, но в данном случае пусть кисть сожмется сама собой, пусть ваше тело это делает... Вот в этом упражнении можно хорошо понять разницу между сознательными и бессознательными движениями. Вы не знаете, какой из пальцев сейчас будет сгибаться, и очень интересно наблюдать за тем, как сгибаются пальцы: выделаете прогноз, что сейчас согнется указательный, а в движение приходит ми­зинец. И эти движения толчкообразные. И многие из вас могли отметить совершенно особое ощущение «скрипа» в суставах пальцев, при первом выполне­нии упражнения это многих удивляет. И это ощущение тоже свидетельствует о бессознательном характере движений. В психотерапии есть методика быстрого прекращения болей в сердце, называемая «метод разжатия кулака»; пациенту дается простая инструкция — сосредоточиться на боли, сжать левый кулак, и отдать ему команду разжаться самостоятельно... Обычно на это уходит (как и у вас) пять минут, за это время боль полностью прекращается. Это — тоже гипнотическая техника, и описания ощущений у па­циентов такие же — «скрип» в суставах пальцев, непредсказуемость следующего движения пальцев и т. д.

 

Техника сведения рук.

Иногда эту технику называют «сверхнадежной» техникой наведения транса. Сядьте удобно. Здесь важно правильное положе­ние рук: плечи прижаты к туловищу (не с силой прижаты, а просто прилегают к нему), руки согнуты с локтевых суставах, предплечья вытянуты вперед, на весу, ладони раскрыты параллельно друг другу. Сосредоточьтесь на ощущениях в ладонях и представьте себе, что в этом пространстве между ладонями что-то есть — может быть, какое-то магнитное поле или биополе, если вам нравится экстрасенсорная терминология... Или представьте, что пространство между ладонями может менять свойства — оно может стать более плотным или более рыхлым... И это поле или это пространство может раздвигать ваши руки или притягивать их... И тогда оно становится еще более плотным, еще более напряженным... Представьте, что между вашими ладонями находится шарик, начиненный энергией... И вы можете придать ему более компактный размер... Когда ваши руки сближаются... очень медленно или немного быстрее... бессознательными движениями... И тогда энергии между вашими ладонями становится все больше и больше... Вы можете даже увидеть ее свечение... И вы это понимаете, когда ваши руки еще больше сближаются... И тогда этот шарик может сжаться до размеров таблетки... которую можно сделать еще меньше... и проглотить, если хотите.

 

 

Наведение с помощью историй.

1.        Истории о трансах

1)       длинные поездки,

2)       мечтание

3)       массаж

4)       слушание лекции

5)       чтение увлекательной книги

6)       стояние в длинной очереди

7)       ванна

2.    Истории о научении.

1)       ходьба

2)       держать ложку

3)       чтение

4)       письмо

5)       езда на велосипеде

6)       движения в спорте

3.        Истории о ресурсах.

1)       о кладах

2)       о озарениях

3)       о мудром старце

4)       о волшебной книге

5)       о волшебном напитке

6)       о втором дыхании у спортсмена

7)       о поддержке близких людей

4.        Истории о гипнотических феноменах.

1)       возрастная регрессия – возвращение в школьный класс, перелистывание альбома с детскими фотографиями, воспоминания, память тела

2)       возрастная прогрессия – полет в будущее, машина времени, дезориентация во времени с использованием слов  «прошлое, настоящее, будущее», перевод стрелок на час вперед,

3)       амнезия – истории о забывании, о чем то, что вертится на кончике языка, но не как не дается, а затем уплывает все дальше и дальше; стирание с доски;

4)       диссоциация – видение себя со стороны, в зеркале, на фотографии, на видеозаписи,

5)       автоматические движения (левитация руки, автоматическое письмо)

6)       негативные галлюцинации – отсутствие восприятия звуков при чтении интересной книги, невидение чего-то у себя под носом,

7)       позитивные галлюцинации – запахи, образы, мелодии, создание мелодии из шума.

8)       Интерес – истории о увлеченности чем то

 

 

Некоторые способы утилизации транса.

 

Идеомоторная сигнализация.

Шаг 1. Наведите транс с помощью любого из методов.

Шаг 2. Расскажите партнеру об опыте автоматических движений.

Шаг 3. Перейдите к возможности отвечать на поставленный вопрос «да» или «нет» автоматическими непроизвольными движениями.

Шаг 4. Предложите партнеру задать себе вопрос и подождать, пока подсознание не даст на него непроизвольный, автоматический ответ.

Шаг 5. Пообщайтесь с подсознанием партнера.

Шаг 6. Завершите транс.

 

Поиск решения.

1.        Определение проблемной ситуации (в терминах «Как мне сделать это?»)

2.        Наведение транса.

3.        Утилизация транса: 1) обращение к бессознательному в виде какого-либо образа; 2) задавание вопроса; 3) получение ответа.

4.        Завершение транса.

 

Поиск ресурса.

1.        Определение дефицита («Чего мне не хватает?»)

2.        Наведение транса.

3.        Утилизация транса: 1) обращение к бессознательному с просьбой предоставить ресурсное состояние; 2) переживание ресурсного состояния; 3) обращение к бессознательному с просьбой встроить ресурсное состояние в те контексты, в котором оно может понадобиться; 4) экологическая проверка «все ли части меня согласны с произведенным изменением», если есть кто-то, кто не согласен, пусть подаст сигнал. Если несогласен, то пусть усилит этот сигнал, если это сигнал согласия, то пусть он станет менее выраженным.

4.        Завершение транса

 

Ресурсное состояние (Образ Я).

1.        Предварительная беседа с выделением проблемного состояния (неуверенность, незначимость, нерешительность, боязливость). Формулирование ресурсного состояния «без не» (уверенность, решительность, смелость, чуткость).

2.        Наведение транса.

3.        Утилизация транса: 1) получение доступа к этому состоянию в прошлом, в воспоминаниях или среди образов знакомых людей или литературных героев; 2) погружение в это ресурсное состояние по всем модальностям (вижу, слышу, чувствую); 3) просьба к подсознанию создать образы различных ситуаций в вашей жизни в которых вы могли бы вести себя как-то обладая этим ресурсом и могли бы видеть, слышать, чувствовать и увидеть свое отражение на какой-то зеркальной поверхности; 4) представьте себе, как вы общаетесь, обладая этим ресурсом с каким-то значимым для вас человеком.

4.        Выведение из транса.

 

Семь хрустальных шаров или «Путешествие во времени».

1.        Обсуждение с клиентом запроса по достижению цели, получение образа себя достигнувшего цели по всем трем системам.

2.        Наведение транса.

3.        Утилизация транса: 1) попросите представить семь хрустальных шаров, расположенных по дуге: в центральном шаре – я сейчас; в ближайшем слева – какое то воспоминание из прошлого, имеющее достижение к достижению поставленной цели; в следующем слева – более давнее воспоминание; в крайнем слева – еще более давнее; 2) попросите сравнить эти четыре воспоминания, найти общее, различное и нечто важное; 3) в крайнем справа шаре – образ себя достигнувшего цели, запомнить ощущение успеха и передвинуться на один шар к настоящему моменту и посмотреть как была достигнута цель; передвинуться еще на один шар к настоящему и посмотреть, что этому предшествовало; 4) объединить шары в единое целое – ленту, радугу, почувствовать, как вы движетесь по этой радуге слева направо; 5) дать инструкцию на забывание если этого захочет подсознание клиента.

4.        Вывести из транса.

 

Общая схема переработки (6-шаговый рефрейминг).

(1) Выработка подсознательной сигнальной системы "Да-Нет".

(2) Идентификация шаблона поведения, подлежащего изменению. Вы просите пациента избрать некое поведение "Х", которое не нравится ему подсознательно. Вы просите подсознание партнера выбрать в этом поведении самое главное и жизненно важное для его дальнейшего благополучия. Вы просите подсознание партнера дать сигнал "Да", когда идентификация будет завершена:

3) Выделение положительной функции поведения.

а) Вы просите подсознание партнера подключить сигнальную систему "Да-Нет" к той области его подсознания, которая ответственна за выполнение действия "Х". В то же время вы просите эту область подсознания подать сигнал "Да", или же подать сигнал "Да" и "Нет" одновременно, когда сигнальная система будет подключена к этой области подсознания.

б) Спросите: "Желаете ли вы позволить вашему сознанию узнать, каково значение того, что происходит, когда вы выполняете действие "Х", как вы это оцениваете?" Если последует сигнал "Да", скажите: "Продолжайте, проинформируйте ваше сознание, и когда это будет сделано, подайте мне сигнал "Да". Если последует сигнал "Нет", переходите к следующему этапу.

(4) Создание новых альтернатив.

а) Спросите данную область подсознания, желает ли она обратиться к созидающим ресурсам личности и выработать новые способы поведения, удовлетворяющие положительной функции поведения "Х", но отличающиеся от шаблона "Х". (При этом подсознание не обязано осуществлять или использовать такие способы поведения - оно должно только найти их).

б) Получив сигнал "Да", попросите подсознание продолжать, и подать вам сигнал "Да", когда оно найдет десять новых вариантов поведения.

(5) Оценка новых альтернатив.

а) Попросите данную область подсознания оценить каждый из найденных новых вариантов поведения, определить, уверено ли подсознание в том, что данный вариант поведения по крайней мере настолько же непосредствен доступен и эффективен, как шаблон поведения "Х". Каждый раз, когда данная область подсознания определит один из вариантов, как соответствующий поставленным условиям, оно должно подавать сигнал "Да".

б) Если вы получите менее чем три сигнала "Да", попросите подсознание партнера продолжать поиск, повторив этап (4), и выработать большее количество вариантов.

(6) Выбор единственной альтернативы.

а) Попросите данную область подсознания партнера выбрать новый способ поведения, наиболее доступный и наиболее полно удовлетворяющий выполнению положительной функции прежнего шаблона поведения, и подать вам сигнал "Да", когда такой способ будет найден.

б) Попросите данную область подсознания партнера оценить эффективность избранного нового способа поведения в расчете на его использование в течение последующих трех недель.

(7) Подстройка к будущему поведению. Попросите подсознание партнера представить себе использование нового способа поведения в ситуации, наиболее точно соответствующей предназначению прежнего шаблона поведения. Попросите подсознание партнера сообщить вам сигнал "Да" в том случае, если новый способ поведения окажется удовлетворительным в такой ситуации, и сигнал "Нет" если новый способ поведения окажется неподходящим. Если новый способ поведения по какой-либо причине оказался не соответствующим поставленной задаче или вызывает болезненные последствия постороннего характера, попросите подсознание партнера повторить этап (4) и выработать новые возможности.

 

 

Основные этапы процедуры создания нового поведения

 

(1) Выберите ситуацию, в которой желательно новое поведение.

(2) Выберите модель нового поведения.

(3) Просмотрите и послушайте модель нового поведения, извне, со стороны.

(4) Совместите ваш образ и голос с моделью нового поведения.

(5) Заново почувствуйте ситуацию кинестетически, в деталях переживая все движения, позы, и осязательные ощущения.

(6) Подстройка к будущему поведению: Какой внешний возбудитель, "ключ", будет автоматически приводить в действие новый шаблон поведения?

 

дизайне этого офиса |X| читать книги серии История Телепата

Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru


      Rambler's Top100