Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск |
В зеркале иммортологии
(Из книги В.Судакова «Спаситель-2»)
Учение академика Г. Грабового о непрерывности физической жизни человека пока еще полностью не осмыслено с точки зрения философии, демографии, социальной прогностики. Ясно, однако, что при массовом выходе на живых «потребителей» — людей практика жизни вечной во многом изменит наши представления о жизни вообще, ее ценностях, всего того, что включает в себя понятие «качество жизни».
На некоторые возможные вопросы читателей ответы дает книга «Воскрешение...». Темы, которые ввиду неохватности проблемы, остались вне страниц книги, усердно продолжают разрабатывать специалисты в области геронтологии, иммортологии, экологии, глобалистики. Вот один из таких вопросов, которым мы уже задавались: если все умершие вдруг воскреснут, не обострится ли проблема перенаселенности нашей Земли со всеми вытекающими последствиями, в первую очередь, связанными с продовольственными ресурсами, состоянием биосферы?
Армия радетелей «экологической чистоты» нашей планеты включает не только ученых, но и популяризаторов «нового экологического мышления». Например, директор Института географии РАН академик В.Котляков в статье «Сохранение биосферы — основа устойчивого развития общества» (вестник РАН, 1994, №3) выступает за всеобщий и повсеместный переход на однодетное рождение. По его мнению, это необходимо для того, чтобы резко уменьшить антропогенное давление на биосферу, отказавшись от использования невозобновляемых ресурсов энергопотребления. Это, по мнению ученого, приведет к сокращению потребления примерно в десять раз, на столько же надо ограничить численность населения.
В книге «Философия бессмертия и воскрешения» (М; Наследие. 1996, вып. 1) имеется ссылка на «Экологический обзор» В.Ермолаевой «Этика отношений с окружающей средой» (М.,1990), в которой автор выдвигает базовые принципы глубинной экологии, среди них важнейший: «Процветание человеческой жизни и культуры совместимо только с существенным снижением человеческой популяции». От 0,5 до 1,5 млрд. человек— вот оптимальное население Земли, считают такие экологи. Также имеются выкладки, согласно которым в России сейчас 20—40 млн. «лишних» людей...
Фактор перенаселенности стран Азии, видимо, сыграл немалую роль в формировании представлений о воскрешении у видного индийского ученого Шри Ауробиндо Гхоши. В отличие от своего современника Н.Ф.Федорова, предвидевшего бессмертие широких масс людей, Гхоши, исходя из концепции реинкарнации, предложил теорию индивидуального целевого перерождения как фактора сознательной эволюции человека. Гхоши отдавал приоритет индивидуальному воскрешению, что, возможно, не теряет актуальности и сегодня.
К «гуманным защитникам» экосистемы, по сути, примыкают адепты т.н. «смертобожничества», по мнению которых «вопрос о смерти неразрешим человеческими силами; он не может и не должен ставиться; смерть как таковая — священная вещь». Анализируя смертобожничество, внедрившее свои ядовитые корни в плодородную почву христианства, ростовский исследователь Б.Режабек видит в наборе догматов этого движения основу осужденных соборно ересей, которые способны даже ничтожными, на первый взгляд, уклонениями в основе веры повлиять на умы людей: «Эти уклонения, вроде бы несущественные в начале пути, усиливаясь с течением времени и в многочисленных умах, уводят очень далеко от истинного пути и могут завести в пропасть. На краю этой пропасти уже находится современное человечество, хотя путь, указанный Христом, должен вести к жизни и спасению. Может быть, причина этого — в тех, кто сознательно служит злу и добровольно отдает себя на служение силам, цель которых — обратить мир в абсолютное небытие?.. Такие силы и люди, конечно, есть, но роль их не следует преувеличивать. Их путь требует не меньших дарований и усилий, чем путь подвижников святости, и число их так же невелико. Конечно, овладев суперсредствами, маньяк такого рода может уничтожить планету, но это может осуществиться лишь при отсутствии защиты со стороны сил, охраняющих жизнь. Смертобожничество утонченно работает именно на ослабление этих сил».
Создатель даровал человеку неотъемлемое право на жизнь вечную, и никому не дано лишать его этого права. Современная наука дает немало доказательств спорности т.н. «второго начала термодинамики», согласно которому порядок в природе стремится исчезнуть, пока на смену ему идет хаос, означающий торжество смертельной энтропии. В.Вернадский и Э.Бауэр показали наличие в открытых системах, какой является Вселенная, принципа устойчивого неравновесия живых систем, об этом свидетельствует и учение о биосфере, перерастающей в ноосферу.
«Основное своеобразное свойство биогеохимической энергии проявляется в росте свободной энергии биосферы с ходом геологического времени, особенно резко с проявляющимся переходом ее в ноосферу», — писал Вернадский. И далее: «В результате жизни происходит не уменьшение свободной энергии в космической среде, а ее увеличение. В этом отношении жизнь действует обратно правилу энтропии».
Таким образом, утверждают ученые, физику живой материи (в отличие от неживой) следует основывать не на втором, а на третьем начале термодинамики, законе концентрации энергии. Если неживая материя тяготеет к состоянию устойчивого равновесия, т.е. к неминуемому падению и разрушению, то живое вещество находится в состоянии устойчивого неравновесия, на вершине. Выдающийся ученый П.Кузнецов сравнил это состояние с рекой жизни, которая, в отличие от обычной реки, всегда течет вверх, в сторону увеличения массы живого вещества.
Таким образом, сама природа жизни изначально запрограммирована на самоумножение, это объективный фактор. К числу субъективных можно отнести появление квантовой механики, избавившее человека от сознания своей бренности, подчиненности законам детерминизма; таким образом возведен на пьедестал высший принцип разумного существования — свобода воли и выбора, а значит и право на непрекращающуюся жизнь.
Московский исследователь-геронтолог А.Халявкин возражает против утверждения, что «победив старость, мы победим смерть». Смерть, пишет он, не есть признак старения и старости. При старении увеличивается шанс погибнуть за счет снижения надежности организма. Но этот шанс, пропорционально равный интенсивности смертности, никогда не равен нулю за счет ограниченной надежности организма в любом возрасте. Считается также, что гипотетически нестареющий организм обязан не стареть ни при каких обстоятельствах, раз уж он не стареющий. На самом же деле при выходе из диапазона оптимального функционирования, диктуемого внешней средой, даже потенциально нестареющие организмы, такие, как амебы и гидры, начинают стареть. В этой связи есть все основания полагать, что особи видов с повторными циклами размножения (в их числе — человек) являются потенциально нестареющими. Однако они обязаны стареть, функционируя в условиях, препятствующих их полному самоподдержанию...
Подобной точки зрения придерживается и известный американский геронтолог Б.Стрелер: «В самих клетках и многоклеточных организмах не заключено ничего такого, что препятствовало бы их превращению в вечно функционирующие самовоспроизводящиеся системы».
Все возвращается на круги своя. Прав был Гермес Трисмегист, утверждавший основой всего живого приспособление, т.е. сознательную оптимизацию среды обитания; прав был Сократ, полагавший, что первопричина смерти человека таится в пагубном поведении его самого, т.е. в нежелании приспосабливаться к внешним законам, данным Создателем.
Одно из краеугольных положений науки Григория Грабового — использование человеком собственных безграничных возможностей — как во имя своего долголетия, так и ради возвращения ушедших. Для этого необходимо овладеть общедоступными технологиями спасения, которые академик Грабовой излагает в своих научных трудах и практических пособиях. Он убежден, что каждому человеку при соблюдении надлежащих условий доступно то, что больше известно как «волшебство», «чудотворение».
«Мне понятно неприятие Николаем Федоровичем Федоровым кантовской апологии чувственного опыта, — говорит Г. Грабовой, — Отделив бытие от мышления как средства анализа действительности, И. Кант отрицает возможность человека посредством своего «Я» познать все, что выходит за рамки чувственности, все, что «слишком сложно». Н.Федоров выступал против агностицизма, против детерминированности жизни; он выдвинул гипотезу преобразовательной деятельности человека, активного введения радикальных изменений всего природного «дарового» в произведенное трудом. На таком же принципе базируется моя программа овладения человеком методиками выживания, долголетия, непрекращающейся жизни».
Эту же идею в философско-религиозном и естественнонаучном аспектах исповедуют ученые, объединенные под эгидой Общества имени Николая Федорова, музея-читальни Н.Ф.Федорова в Москве. Эти подвижники — иного слова не нахожу — регулярно проводят «Федоровские чтения», посвященные анализу наследия «Московского Сократа», новым подходам к решению глобальных проблем современности, к задаче формирования общепланетарного, жизнеутверждающего мировоззрения в свете идей русского космизма.
Я уже ссылался на некоторые работы членов Общества памяти Николая Федорова. Особо выделю исследование москвича Сергея Курсакина «Концепция мироздания на основе биосферной концепции В.И.Вернадского и Философии Общего дела Н.Ф.Федорова».
Исходя из постулата, что жизнь и разум являются воплощением третьего закона термодинамики, уравновешивающего действие второго закона термодинамики, автор пишет:
«Само существование Мироздания невозможно без жизни и разума.
В этом высший смысл жизни. Создавая темпоральную структуру (об этом ниже — В. С.) всеобщей реинкарнации, разум обеспечивает тем самым непрерывное самовоспроизводство жизни и Мироздания... Осуществляя «возгонку» живого вещества от первоклетки до высших разумных форм, Мироздание получает все новые и новые личности. Мироздание «заинтересовано» в новых личностях, поскольку новые личности — это новые идеи, которые необходимы, прежде всего, для повышения надежности самого Мироздания. В этом смысле Мироздание не заинтересовано в разрушителях и самоубийцах. Применительно к личностям такого склада естественны особые правила реинкарнации».
Вырванный из контекста, этот вывод побуждает множество вопросов. Как, по мнению исследователя, практически будет происходить массовое воскрешение? Сколько времени оно займет? Кто «первый» в очереди — усопшие недавно или прапредки-первочеловеки? И где, действительно, они будут физически размещаться? Если воскрешение всеобщее, то в каком нравственном качестве обретут жизнь падшие, убийцы, подлецы?
В трактовке С.Курсакина механизм воскрешения заключается в моделировании жизни с помощью физически измеримых величин на основании трех законов термодинамики и других физических законов. Восстановление информационной структуры личности принципиально возможно средствами информационно-логической среды: тщательно моделируется биография конкретного человека в абсолютно аутентичных историко-бытовых условиях его жизни. Предпосылки к этому уже есть. Это микроминиатюризация и персонификация технологий, приводящие к динамичному повышению степени экстерриториальности (независимости) человека (весомый аргумент — работы по созданию полевых и микролептонных компьютеров). Это наиболее полное раскрытие внутренних резервов человека, увеличение возможностей по поддержанию жизни в разных средах, по расширению возможных сред обитания, в том числе и за счет перестройки собственного организма — сбывается предвидение Н .Ф.Федорова о том, что со временем темпы самонастройки организма человека превысят темпы его самораспада, т.е. человек станет практически бессмертным. В реанимационной практике чаще будут проявляться прецеденты, сближающие реанимацию с понятием воскрешения, расширяющие границы современного понятия клинической смерти.
Из прецедентов складываются технологии. Технологии создают тенденции. Как только люди осознают факт собственного бессмертия, они перестанут понимать смерть как неизбежность, они будут яростно бороться с этим «последним врагом», и смерть постепенно станет шагреневой кожей навыворот.
Интерес представляет предлагаемая С.Курсакиным версия постоянного «расширения» воскресительного времени в направлении прошлого. По мере совершенствования общепризнанных этических норм взаимоотношений людей, процесс этот будет нарастать и «углубляться» в минувшие века. Так что наше воскрешение и бессмертие полностью зависят от того, будут ли жить наши потомки и сочтут ли они нас достойными бессмертия.
От нас, живущих, зависит, какого «качества» будут воскрешаемые. Здесь уместно вспомнить творившего в VI—Vвв. до н.э. китайского философа Конфуция. Он выдвинул концепцию «выправления имен» как основу мыслительного воссоединения поколений. Путь к этому мудрый наставник видел в исправлении ошибок, допущенных в настоящем, и в безграничной любви к родителям, к прошлому.
Но вот, положим, человек путем эволюции сознания дошел до стадии собственного бессмертия. Нужно ли тем, кого он воскрешает, проходить самостоятельный путь развития, который прошел на пути к бессмертию его воскреситель? Нужно ли перемещать в современное общество неандертальцев, питекантропов, австралопитеков? Где вообще находится предел восстановления умерших и есть ли он?
Давая ответ, С.Курсакин замечает: но и мы для наших бессмертных потомков ничуть не лучше, чем для нас неандертальцы. Воскрешения достойны все. Вспомним случаи, когда «дикого» младенца, взятого из глухой сельвы, поместили в цивилизованную среду, и оказалось, что он ничуть не менее «обучаем», чем его урбанизированные сверстники.
Цитирую С.Курсакина: «Технологически каждый бессмертный может предоставить собственную предыдущую биографию своему воскрешаемому предку для обеспечения его персонального исторического развития. Восстановленная информационная структура личности (душа) помещается в воскрешаемого — «новорожденного»... Затем средствами всеобъемлющей информационно-логической среды этому новому человеку по всем чувственным каналам восприятия во всей полноте воспроизводятся все историко-бытовые условия жизни, сопутствующие представленной биографии. Такая сфера воспроизведения жизни, ограниченная от основной исторической действительности собственным ходом исторического времени, может быть названа темпоралью. Воспроизведение биографии в такой темпорали осуществляется в ускоренном темпе собственного времени с тем, чтобы пройдя недостающий отрезок исторического развития, личность могла воссоединиться с воскресившим его существом, когда собственное событийное время воспроизведенной биографии догонит и совпадет с текущим событийным временем основного общества. Память о предыдущей жизни при этом блокируется. Иначе нарушается требование естественности исторического развития по проверенному предыдущим опытом пути. После вхождения в общество основной исторической действительности память разблокируется, и личность будет восстановлена полностью.
Следующая восстановленная личность человека, умершего несколько ранее предыдущего, в такой же темпорали запускается на ту же воспроизводимую историческую дистанцию вслед за предыдущим, но с другой биографией. Темп собственного исторического развития последующей темпорали превышает, таким образом, темп времени предыдущей с тем, чтобы последующая темпораль могла достигнуть предыдущую. Тогда индивидуальные темпорали сливаются в одну темпораль, воспроизводящую историческую действительность. В общей темпорали люди могут взаимодействовать непосредственно...
Эта процедура повторяется регулярно, с каждым разом включая в восстановительный процесс личности ранее умерших людей. Когда темпорали всех одномоментно существующих на Земле сольются в одну, образуется единая планетарная темпораль глобальной действительности, отграниченная собственным ходом исторического времени от воспроизводящей ее действительности.
Люди восстановленного поколения, проходя тот же путь исторического развития, сами обретут бессмертие и сами начнут процесс воскрешения своих предков...».
Далее С.Курсакин размышляет: коль скоро приступая к воскрешению предков, люди этой темпорали не знают, что личности этих предков — это их собственные личности, уже воспроизведенные их потомками в новых биографиях, стало быть, воспроизводя личности в своих биографиях, они будут осуществлять идентичное воспроизводство самих себя. Но таким образом нарушается требование естественноисторического развития по пути, проверенному предшествующим опытом их потомков. «Значит, потомки должны позаботиться, чтобы их восстановленные предки проводили бы свою восстановительную работу с личностями своих предков, а не со своими собственными. То есть, они должны создать следующую темпораль для предков более раннего развития и установить в этой темпорали такой темп собственного исторического времени, чтобы к моменту их восстановления их потомкам, в завершенных в этой темпорали биографиях находились личности именно предков восстановителей. Аналогичная ситуация складывается и для следующей генерации темпоралей. Но теперь уже нужно позаботиться о при стыковке их к восстановительному процессу предыдущего, еще более раннего поколения человеческих личностей. И так далее — в глубь веков».
Получается довольно сложная структура вложенных друг в друга темпоралей. Причем чем дальше в будущее продвинута темпораль, тем дальше в прошлое она простирает свою воскресительную миссию.
«И так до бесконечности, до Абсолюта. В конце концов какая-то из будущих темпоралей должна будет озаботиться о возникновении жизни на Земле».
Концепция весьма близкая к той, которую мы узнали выше со слов Григория Грабового. Получается, что мы сами занимаем одну из темпоралей на подходе к бессмертию, поскольку уже включены нашими потомками в восстановительный процесс.
Но — возвращаемся к нашим вопросам — как поместить на крошечной Земле многочисленное число людей? Ведь это вполне физические особи со всеми признаками жизнедеятельности. К.Э.Циолковский полагал, что человечество выйдет из «колыбели» во Вселенную, на другие небесные тела. С.Курсакин, ссылаясь на авторитет Ю.Фомина (автор книги «Реальность невероятного»), предвидит использование многомерности пространства, понятий изотропности и анизотропности. Места для «новой модели Вселенной» (П.Успенский) в нашем пространстве предостаточно. Скажем, от ядра атома водорода до орбиты ближайшего электрона расстояние в относительных размерах больше, чем от Луны до Земли.
В этой связи вспоминаю, казалось бы, не относящиеся к данной теме эпизоды из практики Г. Грабового. Как-то раз он бесконтактным способом, без применения электронной аппаратуры стер значительную часть записи на аудиокассете, и — что уму непостижимо! — вся магнитная лента при прежней своей длине осталась целиком заполненной оставшимся после стирания материалом, без пробелов или каких-либо признаков замедления речи...
В другой раз Григорий Петрович мысленным посылом осуществил перенос программного файла на винчестер, при этом оказалось, что физический объем, занимаемый данным пакетом информации, на жестком диске оказался в десять раз меньше, чем на дискете-оригинале...
Так, работой мысли, Г.Грабовой меняет физические параметры объекта своего воздействия. Эти и другие примеры, взятые навскидку из Хронографа Г. Грабового, наталкивают на мысль о возможности при необходимости увеличить и объем планеты Земля для того, чтобы на ней нашлось место для всех воскрешенных. Об этом Григорий Петрович пишет, в частности, в своей книге «Воскрешение...».
Как жаль, что в реальности пока мы не ощущаем того, что в английском языке обозначается временными категориями Future in the Past (будущее в прошлом) и Present Continuous (настоящее продолженное). Впрочем, для академика Г.Грабового подобные речевые конструкции вполне реальны в философском плане. Для него время существует лишь как одна из форм выражения вечности пространства, в котором человек—пылинка, вечная хранительница разумной жизни.
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru