Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск |
Маланин Игорь
Земные прототипы Алатырь-камня
Мифы и магия индоевропейцев, вып.3, 1997.г.
Изучая легендарные, в том числе и культовые камни, исследователи уже обращали внимание на возможность соотнесения сказочного и мифологического материала с археологическими реалиями,[1] на то, что упоминание в источниках фольклорного названия Алатырь[2] может быть связано с известным у восточных славян почитанием культовых камней, с существованием святилищ, основанных вокруг таких камней.[3] На такую связь, по мнению автора этих строк, могут указывать и следующие примеры.
Камень Латырь называется в заговоре от зубной боли.[4] Краеведами, этнографами, археологами зафиксированы и реальные культовые археолиты, по поверьям местного населения так или иначе связанные с избавлением от зубной боли. Целебными свойствами такого рода обладает, например, вода из "божьего следа" на валуне у дер. Медведево в Тверской области.[5]
Латырь-камень фигурирует и в заклинаниях сразу от целого ряда других болезней. Известны также валуны, по преданиям, излечивавшие или излечивающие от всех недугов. Некоторые из таких археолитов находятся в Каргополье,[6] в Псковской области[7], в Москве[8] и Московской области.[9]
Иногда в тех же заклинаниях, где употребляется название Латырь, говорится о "палящем и гулящем огне", от которого можно зажечь "смолевые пучки"[10]. Остатки кострищ на культовых камнях или около них действительно найдены археологами в Псковской, например, области, причём обычай возжигания костров на культовых камнях дошёл до наших дней.[11]
В фольклорных текстах камень Латырь может быть местом присутствия нечистой силы, даже самого сатаны.[12] Вместе с тем, нередки археолиты, которые местное население связывает с нечистой силой. В качестве примера можно назвать "Синий Камень" на Клещинском городище в Ярославской области,[13] или "Чортов след" в Осташковском районе Тверской области.[14]
Аналогичным образом обстоит дело и с другими персонажами потустороннего характера. В заговорах под "Алатром камнем" могут находиться "три тоски тоскучия, три рыды рыдучия", "сила могучая"[15] и т.д. Существуют и реалии этнографо-археологического содержания в виде тех же легендарных камней, под которыми, как передаёт молва, обитают духи, боги и другие потусторонние силы. К этим камням относятся, скажем, Конь-камень на о. Коневец в Ладожском озере.[16]
У камня Олатыря, могут присутствовать былинные богатыри.[17] Между Пудогой и Архангелыциной находится валун с чашеобразным углублением — якобы от головы Ильи Муромца.[18] В 1981 году автором был зафиксирован "богатырёв след" на камне близ дер. Уклейно в Новгородской области.[19]
На Латыре, рядом с ним или даже под камнем, согласно текстам заклинаний, могут находиться и различные святые персонажи: "убогий Лазарь", "Мать Пречистая Богородица", "пророк Илья с небесными ангелами".[20] Многие реальные археолиты также связываются местным населением с Христом, ангелами, Пречистой Богородицей и т.д.[21]
Подобные примеры можно продолжать приводить и дальше. Их, надо считать, вполне достаточно, чтобы предположить: мифологическому Алатырю камню соответствуют на земле реальные культовые камни, почитание которых известно с очень давних времён.
[1] А.А.Александров. Культовые камни в сказках // Земля Псковская, древняя и социалистическая. Кр. тезисы... Псков, 1986.
[2] Р.А.Агеева. Пространственные обозначения и топонимы в заговоре как типе текста (на восточнославянском материале). В кн.: Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М., 1982.
[3] А.А.Турилов, А.В.Чернецов. О перспективах изучения письменных источников, отражающих народные верования и обряды восточных славян // Археология и история Пскова и Псковской земли. Тезисы докладов... Псков, 1988.
[4] Великорусские заклинания. Сборник Л.Н.Майкова. СПб., 1994.
[5] ИД.Маланин. Следы языческих времён? // Атеистические чтения. Вып.19. М., 1990.
[6] В.В.Шевелёв. Культовые камни в Каргополье // Российская археология, №2, 1992.
[7] А.А.Александров. О следах язычества на Псковщине // Кр. сообщения Института археологии. Вып.175. М., 1983.
[8] А.Чигрин. Камень, дающий жизнь // Московский журнал, №5, 1991.
[9] Ю.М.Золотов. Остатки древнего святилища на реке Кимерше // Балто-славянскне исследования. Вып. 1980 г. М., 1981.
[10] Великорусские заклинания...
[11] А.А.Александров. Культовые городища в Локнянском районе Псковской области // Земля Псковская, древняя и современная. Кр. тезисы... Псков, 1990.
[12] Великорусские заклинания...
[13] И.В.Дубов. Культовый "Синий камень" из Клещина // Археология и история Пскова и Псковской земли. Тезисы докладов... Псков, 1988.
[14] С.Н.Ильин. Камни-следовики, выявленные С.Н.Ильиным, лаборантом Верхневолжской археологической экспедиции, в августе-сентябре 1965 г. Рукопись. Архив автора.
[15] Великорусские заклинания...
Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым: Сб. М., 1990.
[16] Н.Я.Озерецковский. Путешествие по озёрам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989.
[17] Онежские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом летом 1871 года. Архангельск, 1983.
[18] В.Опарнн. Хождение к Буян-Камню. Петрозаводск, 1978.
[19] И.Д.Маланин. Камни с изображениями в Новгородской области. Рукопись. Архив автора.
[20] Великорусские заклинания...
[21] И.Д.Маланин. Следы...
И.Д.Маланин. К изучению следовиков и других культовых камней. В кн.: Краеведение в вузе и школе. М., 1994. Г.Прошин. Правда о православных монастырях // Атеистические чтения. Вып.13. М., 1984.
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru