Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск |
Слово "ясновидение" в буквальном своём значении ничего иного не
выражает, кроме "ясного видения"; словом этим очень злоупотребляли и
даже низвели его до того, что часто разумеют под ним обманы фокусников и
шарлатанов. Но и в самом ограниченном своём смысле оно охватывает широкий ряд
явлений, до такой степени различных по характеру, что нелегко дать такое
определение этого слова, которое было бы одновременно и сжатым, и точным. Его называли
"духовным зрением", но никакое другое название не могло бы ввести в
такое заблуждение, как это, потому что в огромном большинстве случаев нет
способности, связанной с ясновидением, которая имела бы малейшую претензию на
такое высокое наименование.
Для целей нашего исследования мы можем определить ясновидение, как способность
видеть то, что скрыто от обычного физического зрения. Следует также заранее
заметить, что оно очень часто (хотя ни в коем случае не всегда) сопровождается
так называемым яснослышанием, или способностью слышать то, что неслышно для
обыкновенного физического уха; и мы будем намеренно употреблять общий термин
ясновидение, как включающий в себя и эту вторую способность, чтобы избежать
постоянного неуклюжего повторения двух длинных слов, когда одного совершенно
достаточно.
Теософическая литература постоянно доказывает нам, что все эти высшие
способности скоро должны сделаться достоянием всего человечества, что
способность ясновидения, например, находится потенциально в каждом, и что те, в
которых она уже проявляется, просто в этом отношении немного опередили нас. Это
утверждение совершенно правильно, и все же оно кажется и неясным, и
неосновательным большинству людей, просто потому, что они смотрят на подобную
способность, как на нечто совершенно непохожее на все то, что они до тех пор
испытывали, и вполне уверены в том, что сами они, во всяком случае, далеки от
ее развития.
Быть может, нам будет легче рассеять это ощущение нереальности, если мы
попытаемся понять, что ясновидение, как и многие другие явления природы, есть,
главным образом, вопрос вибраций, и на деле представляет собой лишь более
широкое развитие сил, которыми мы все пользуемся каждый день всю свою жизнь. Мы
все живем, окруженные обширным морем воздуха и эфира, причем последний
проникает первый, как и всякую физическую материю; и преимущественно благодаря
вибрациям в этом обширном море материи — впечатления извне доходят до нас. Это
мы все знаем, но, быть может, многим из нас никогда не приходило в голову, что
количество тех вибраций, на которые мы способны отвечать, в сущности бесконечно
мало.
Виды ясновидения можно условно разделить на три группы:
Когда человек убеждается в реальном значении силы ясновидения, он обыкновенно
первым делом задает себе вопрос: "Как мне в самом деле развить эту
способность, которая, как говорят, находится в скрытом состоянии в каждом из
нас?".
Существуют разные методы развития способности ясновидения, но безопасно
рекомендовать для общего употребления можно лишь один из этих методов.
У сенситивных людей все степени этого рода ясновидения, начиная от смутных
впечатлений, едва ли вообще заслуживающих названия зрения, И вплоть до полного
обладания эфирным или астральным зрением. Быть может, проще всего будет начать
с описания того, что можно видеть при полном развитии способности, так как
тогда случаи частичного обладания ею, естественно, займут надлежащие им места.
Эфирное зрение заключается просто в чувствительности к большему, чем
обыкновенно, ряду физических вибраций; но тем не менее, перед тем, кто обладает
этим зрением, раскрывается многое такое, к чему большинство людей совершенно
слепо. Посмотрим, какие перемены вызовет приобретение этой силы во внешнем виде
обычных предметов, одушевленных и неодушевлённых, и увидим тогда, какие
совершенно новые условия оно вводит в нашу жизнь. Но нужно помнить, что то, о
чем сейчас будет идти речь, есть результат только полного и совершенно
сознательного обладания этой способностью, и что большинство примеров, с
которыми мы встретимся в действительной жизни, будут далеко отставать в том или
другом отношении.
Наиболее разительная перемена во внешнем виде неодушевленных предметов,
вызванная приобретением этой способности, состоит в том, что многие из них
становятся почти прозрачными, вследствие различия в длине волн некоторых
вибраций, к которым человек сделался теперь восприимчивым. Теперь ему очень
легко сделать баснословный фокус — "видеть сквозь кирпичную стену",
так как для его новоприобретенного зрения кирпичная стена теперь не плотнее,
чем легкий туман. И он видит все, что происходит в соседней комнате почти так,
как будто бы промежуточной стены нет; он может с точностью описать содержимое
запертого ящика или прочесть запечатанное письмо; при небольшой практике он
может найти любое место в закрытой книге. Этот последний фокус, вполне легкий
для человека, обладающего астральным зрением, представляет значительные
трудности для того, кто пользуется зрением эфирным, вследствие того, что в
последнем случае на каждую страницу приходится смотреть сквозь те, которые
находятся сверху.
Часто спрашивают — всегда ли в таких случаях человек видит с помощью этого
сверхнормального зрения или только тогда, когда хочет так видеть? Ответ на это
следующий: если способность развита в совершенстве, она будет находиться
всецело под контролем ясновидящего, и он может пользоваться или ею, или своим
обычным зрением — по желанию. Он переходит от одного способа к другому так же
легко и естественно, как мы теперь перемешаем фокус нашего зрения, когда
поднимаем глаза от книги, чтобы следить за движениями предмета, находящегося
вдали. Это как бы направление фокуса сознания на тот или другой аспект
наблюдаемого явления, и хотя бы человек очень отчетливо видел тот аспект, на
который в это мгновение устремлено его внимание, — он всегда будет смутно
сознавать также и другой аспект, подобно тому, как направляя фокус нашего
зрения на какой-нибудь предмет, который мы держим в руках, мы все же смутно
видим противоположную стену комнаты на заднем плане.
Другая любопытная перемена, являющаяся вместе с обладанием эфирным зрением,
заключается в том, что твердая земля, по которой человек ходит, становится до
некоторой степени прозрачной для него, так что он может видеть вниз на
порядочную глубину, вроде того, как мы можем видеть в чистой воде. Это
позволяет ему рассмотреть существо, роющееся под землей, различить жилу
каменного угля или металла, если они не очень далеко от поверхности и т. д.
У эфирного зрения есть пределы. Например если смотреть сквозь плотную
материю то по-видимому, аналогичны пределам эфирного зрения, которые
накладываются на нас, когда мы смотрим сквозь воду или туман. Мы не можем
видеть дальше известного расстояния, потому что среда, сквозь которую мы
смотрим, не вполне прозрачна.
Существует вполне определенная разница между зрением эфирным
и астральным и, по видимому, последнее соответствует четвертому
измерению.
Легче всего понять эту разницу на примере. Если вы посмотрите, пользуясь
эфирным зрением, на деревянный куб с надписями на всех его сторонах, у вас
будет такое впечатление, точно этот куб стеклянный, так что вы можете видеть
сквозь него, и вы увидите надпись на противоположной стороне куба задом
наперед; надписи же с правой и левой стороны будут неясны для вас, потому что
вы их будете видеть под углом. Но если вы посмотрите на куб используя
астральное зрение, то вы увидите все его стороны сразу и все совершенно
правильно так, что весь куб вытянут в плоскости перед вами, и так же хорошо вы
увидите каждую часть его внутренних сторон и не сквозь другие, но все в
уплощенном виде. Направление, с которого вы будете смотреть на куб, иное и
лежит под прямым углом ко всем известным вам направлениям.
Или если вы посмотрите, пользуясь эфирным зрением на заднюю крышку часов,
вы увидите сквозь нее все колесики, а сквозь колесики — циферблат, но задом
наперед. Если же вы посмотрите на крышку используя астральное зрение, то вы
увидите циферблат правильно и все колесики отдельно, и ничто не будет лежать
одно на другом".
При изучении неорганической материи человек страшно выигрывает, приобретя
видение. Он не только видит бывшую прежде совершенно скрытой от него астральную
часть каждого предмета; не только видит гораздо больше в физическом строении
этого предмета, чем видел раньше, но даже и то, что было видимо ему и раньше,
он теперь видит гораздо яснее и правильнее. Сразу можно понять, что его новое
зрение гораздо ближе подходит к правильному восприятию, чем физическое зрение.
Например, если он посмотрит используя астральное зрение на стеклянный куб, то
стороны этого куба покажутся ему равными, и мы знаем, что так оно и есть; между
тем как на физическом плане он видит дальнюю сторону в перспективе, то есть она
кажется ему меньше, чем ближняя сторона, а это, разумеется, простая иллюзия,
происходящая вследствие его физических ограничений.
Мы еще яснее увидим все преимущества астрального зрения, когда примем во
внимание все те новые возможности, которые оно дает при наблюдениях
одушевленных предметов. Оно показывает ясновидящему ауру растений и животных; и
следовательно, в последнем случае, желания, эмоции и мысли, которые могут быть
у этих животных, ясно раскрываются перед его глазами.
Но больше всего ясновидящий оценит значение этой способности при сношениях с
человеческими существами и часто сможет оказывать им гораздо более действенную
помощь, руководствуясь указаниями, которые она ему дает.
Он будет видеть ауру человека насколько простирается его астральное тело, и
хотя при этом высшая сторона человека все еще останется скрытой от него, все же
он сможет при внимательном наблюдении, на основании того, что ему доступно,
изучить очень многое, касающееся этой высшей стороны. Его способность видеть
эфирный двойник даст ему большие преимущества при определении любого дефекта
или заболевания нервной системы, а по внешнему виду астрального тела он будет
иметь возможность судить обо всех эмоциях, страстях, желаниях и склонностях
находящегося перед ним человека и даже о многих его мыслях.
В астральной ауре ясновидящий может прочесть временные следы проходящих сквозь
нее в данный момент эмоций; и не только это: по расположению и пропорциям
красок ауры, когда она находится в состоянии сравнительного покоя, он может
судить об общем настроении и характере ее обладателя. Астральное тело постоянно
выражает человека, поскольку может быть проявлено на том плане, и на основании
того, что видно в нем, можно вывести достаточно верные заключения многом таком,
что принадлежит к высшим планам. Когда наш ясновидящий хочет судить о характере
данного лица, ему очень помогают мысли этого лица, поскольку они выражаются на
астральном плане, и, следовательно, входят в круг его наблюдений. Истинный очаг
мысли находится на ментальном или деваканическом плане, и всякая мысль прежде
всего проявляется там, как вибрация духовного тела. Но если это будет хоть
сколько-нибудь эгоистическая мысль, или если она будет хоть сколько-нибудь
связана с волнением или желанием, она немедленно спустится на астральный план и
примет на себя видимую форму астральной материи.
Иногда, например, у человека
бывает ясновидение постоянное, но очень неполное, которое простирается только,
может быть, на один или два разряда наблюдаемых явлений; в нем проявится
какой-нибудь отдельный обрывок высшего зрения, но при этом он, по-видимому, не
будет обладать другими силами зрения, которые нормально должны бы сопровождать
этот обрывок, или даже предшествовать ему. Например, один из моих лучших друзей
всю свою жизнь обладал способностью видеть атомистический эфир и атомистическую
астральную материю и распознавать их строение в темноте и при свете, так как
они проникают все остальные, а между тем он очень редко видит существа, тела
которых состоят из гораздо более заметной низшей эфирной или плотной астральной
материи, и во всяком случае он, конечно, неспособен видеть их постоянно. Просто
в нем внезапно начинает проявляться эта специальная способность без понятной
причины и без всякого видимого отношения к чему-нибудь другому. Но помимо того,
что это доказывает ему существование этих атомистических планов и обнаруживает
ему их строение, трудно увидеть — какую специальную пользу приносит ему это в
настоящем. Тем не менее так оно есть, и это — залог большего, указание на
дальнейшие способности, все еще ожидающие своего развития.
Ясновидение в пространстве - это способность видеть события или картины,
настолько отдаленные от ясновидящего в пространстве, что он не может наблюдать
их обычным образом. Примеры этого ясновидения так многочисленны и так
разнообразны, что желательна была бы несколько более точная классификация их.
Не так важно — какую именно группировку мы примем, лишь бы только она была
достаточно широка и смогла бы охватить все представляющиеся нам случаи.
Каждый кто обладает астральным зрением во всей полноте, может с помощью его
видеть все, что только захочет видеть в этом мире. Самые потаенные места
открыты его взгляду и никакие препятствия для него не существуют, благодаря
тому, что исходная точка его зрения теперь переменилась; а при способности
двигаться в астральном теле он без труда может отправиться куда бы то ни было и
видеть все, что угодно, в пределах планеты. Впрочем, мы сейчас увидим, что это
возможно для него в широкой степени даже и без необходимости двигаться в
астральном теле.
Под этим несколько странным названием я соединяю все те
случаи, когда люди делают определенные попытки увидеть что-нибудь, но не имеют
никакого представления о том, что это такое будет, а также не могут
распоряжаться своим зрением, когда видения начались; это какие-то психические
Микоберы, которые ставят себя в такие условия, в каких возможно восприятие, и
затеи просто ждут — что произойдет.
Многие транс-медиумы подойдут под это название; они или сами себя гипнотизируют
как-нибудь, или же их гипнотизирует какой-нибудь "дух-руководитель",
— и тогда они начинают описывать сцены и людей, которые случайно мелькают перед
ними. Иногда же при таких условиях они видят то, что происходит на расстоянии
и, таким образом, получают место среди наших "ясновидящих в
пространстве".
Но самый многочисленный и наиболее распространенный класс этих полунамеренных
ясновидящих, это различные кристаллосозерцатели, те, которые, как определяет
Эндрью Ланг, "пристально глядят в хрустальный шар, в чашку, в зеркало, в
каплю чернил (Египет и Индия), в каплю крови (Маори в Новой Зеландии), в сосуд
с водой (краснокожие индейцы), в пруд (римляне, африканцы), в воду в стеклянной
чаше (Фец) или почти во всякую полированную поверхность" ("Dreams and
Ghosts").
Под этим названием мы можем
сгруппировать вместе все те случаи, когда какое-нибудь событие, происходящее на
расстоянии, делается видимым совершенно неожиданно и без всяких предупреждений.
Есть люди, подверженные таким видениям, и есть много других людей, с которыми
подобная вещь может случиться лишь один раз в жизни. Видения бывают всех родов
и всех степеней полноты и могут быть вызваны разнообразными причинами. Иногда
смысл видения очевиден, и дело идет о чем-нибудь очень важном; иногда же нельзя
найти никакого смысла, и увиденные события кажутся совершенно ничтожными.
Иногда эти проблески сверхфизической способности приходят, когда человек
находится в бодрственном состоянии, иногда они проявляются во время сна в виде
живых и повторяющихся сновидений. Зрение, которым пользуются в этом последнем
случае, принадлежит обыкновенно к нашему четвертому типу ясновидения в
пространстве, потому что спящий человек часто отправляется в своем астральном
проводнике к какому-нибудь месту, с которым его тесно связывают привязанности и
интересы, и просто наблюдает то, что там происходит. Для первого же случая,
вероятно, требуется второй тип ясновидения, с помощью астрального тока. Но в
этом случае ток или трубка образуется совершенно бессознательно и часто
является автоматическим результатом усиленной мысли или эмоции, отброшенной с
того или другого конца — то есть, или со стороны видящего, или со стороны лица,
которое он видит.
Ясновидением во времени, то есть способностью читать
прошедшее и будущее, как и всеми другими видами ясновидения, обладают различные
люди в очень разнообразных степенях, начиная от тех людей, которые вполне
владеют обеими этими способностями, и вплоть до таких, которым лишь случайно и
невольно являются очень несовершенные проблески или отражения событий,
принадлежащих иному времени. Человеку последнего типа может представиться,
скажем, видение какого-нибудь прошедшего события, но оно будет совершенно
искажено; а если даже оно и окажется совершенно точным, все же это почти
наверное будет просто отдельная картина, и возможно, что видящий ее человек
совершенно не сможет сопоставить ее с тем, что случилось перед тем или после
того, или объяснить то необычное, что могло в ней проявиться. Тренированный же
ученик может проследить драму, связанную с полученной им картиной, заглянув
назад или вперед до любого желательного предела, и отметить одинаково легко и
причины, которые привели к ней, и результаты, которые она в свою очередь дает.
В литературе по этому предмету сравнительно мало рассказов о людях, обладающих
способностью видеть прошлое, и поэтому можно было бы предположить, что
способность эта встречается гораздо реже, чем способность предвидения. На самом
деле способность видения прошлого просто гораздо реже распознается. Иногда
бывает так что человек увидит картину прошлого, но не признает ее за таковую,
если в ней случайно нет ничего, что привлекало бы специальное внимание, как
например, фигур в латах или в античных костюмах. Предвидение тоже не всегда
можно распознать сразу, но когда предвиденные события случаются, то и
предвидение вспоминается очень живо, так что трудно этого не заметить. И очень
возможно, что случайные проблески этих астральных отражений Акаша-хроники
встречаются чаще, чем мы можем думать, на основании имеющихся об этом сведений.
Мы можем до некоторой степени, хоть и очень неясно,
представить себе, что сознанию, достаточно раскрытому, все прошлое может
являться одновременно и действенно; но если мы попытаемся представить себе
каким образом и все будущее также может быть заключено в этом сознании, перед
нами встанут еще большие трудности. Если бы мы могли верить в магометанское
учение о кисмете или в кальванистическую теорию предопределения, тогда понять
это нам было бы легче; но так как мы знаем, что и то и другое есть лишь
уродливое искажение истины, то мы должны поискать более приемлемой гипотезы.
Конечно, есть такие люди, которые отрицают всякую возможность предвидения, но
такое отрицание обнаруживает лишь насколько они невежественны в этой области.
Множество вполне проверенных случаев не оставляет места для сомнений в самом
факте, но многие из этих случаев таковы, что найти для них разумное объяснение
— задача далеко не легкая. Нет сомнения в том, что "ego" обладает
некоторой способностью предвидения и если бы те события, которые человек
предвидит, всегда были бы очень значительны, то можно было бы предположить, что
какая-то исключительная побудительная причина дает возможность "ego",
в каждом данном случае, отчетливо запечатлевать в сознании своей низшей
личности то, что оно видело. Несомненно, таким образом объясняются многие
случаи, когда предвидится смерть или большое несчастье, но есть много и таких
случаев, для которых такое объяснение, по-видимому, не подходит, так как очень
часто предсказанные события бывают крайне бессодержательны и ничтожны.
Наше собственное заблуждение
относительно прошедшего, настоящего и будущего, быть может, похоже на это, и
приобретаемая на буддхическом плане точка зрения на всякую последовательность
событий соответствует возможности видеть конус, как целое. Само собой
разумеется, что всякая попытка выразить эту мысль заводит нас в целую сеть
поразительных парадоксов; Но тем не менее факт остается фактом, и наступит
время, когда все это будет ясно, как лень, для нашего понимания.
Когда сознание ученика вполне раскрыто на буддхическом плане, тогда для него
становится возможным полное предвидение, хотя, вероятно, он не сможет (и даже
наверное не сможет) — перенести в свою жизнь результаты своего ясновидения во
всей их полноте и точности, Но все же, разумеется, ему доступна большая сила
предвидения, если только он хочет ею пользоваться; и даже тогда, когда он не
пользуется ею, у него, в его обыденной жизни, бывают проблески предвидения, и
часто он мгновенным интуитивным путем знает, как повернутся события, раньше
даже, чем они наступили.
Помимо подобного полного предвидения мы находим, как и в предыдущих случаях,
что существуют все степени этого типа ясновидения, от случайных, смутных
предчувствий, которые не могут в точном смысле слова быть названы зрением, до
частых и вполне законченных случаев второго зрения.
Способность, которой дано это несколько неправильное название, чрезвычайно
интересна и заслуживает более тщательного и систематического изучения, чем то,
какое ей до сих пор посвящалось.
Нам известно, что нередко этой способностью обладают шотландские горцы, хотя
нельзя, конечно, сказать, что она принадлежит исключительно им. Случайные
примеры ее бывают почти у всех наций, но чаще всего она проявляется у горных
жителей и у людей, ведущих уединенный образ жизни. В Англии многие считают ее
исключительно достоянием кельтической расы, на самом же деле она встречается во
всем мире у народов, занимающих подобное местоположение. Замечено, например,
что она очень распространена среди вестфальских крестьян.
Когда человек убеждается в реальном значении силы ясновидения, он обыкновенно
первым делом задает себе вопрос: "Как мне в самом деле развить эту
способность, которая, как говорят, находится в скрытом состоянии в каждом из
нас?".
Существуют разные методы развития способности ясновидения, но безопасно
рекомендовать для общего употребления можно лишь один из этих методов.
Чтобы избрать единственный вполне верный способ развития
ясновидения, человек должен собрать всю свою энергию и вступить на путь
нравственной и умственной эволюции, на ступенях которой начнут сами собой
раскрываться постепенно его высшие способности. Все же и здесь есть один прием,
который одинаково рекомендуется всеми религиями, и прием этот, если отнестись к
нему с осторожностью и уважением, не может причинить вреда ни одному
человеческому существу, а между тем из него иногда развивается чрезвычайно
чистый тип ясновидения; я говорю о медитации.
Пусть человек наметит себе каждый день определенное время, когда он может
рассчитывать, что его остановят в покое, и никто его не потревожит, — и настроит
себя на это время так, чтобы ум его в течение нескольких минут был совершенно
свободен от всех земных мыслей какого бы то ни было рода, и когда этого удастся
достигнуть, пусть он направит всю силу своего существа на высочайший духовный
идеал, какой он знает. Он увидит, что достигнуть такого полного контроля над
своими мыслями несравненно труднее, чем он предполагает. Но если он этого
достигнет, это будет во всех отношениях в высшей степени благотворно для него и
по мере того, как он будет все более и более возвышать и сосредоточивать свою
мысль, он постепенно увидит, что новые миры начнут раскрываться перед ним.
Но если бы те, которые так страстно жаждут ясновидения,
могли бы получить его хоть на время, на один день или даже на один час, —
захотели бы они удержать за собою этот дар? В этом можно усомниться. Правда, он
открывает перед ними новые миры для изучения, новые возможности быть полезными
и из-за последней причины многие из нас чувствуют, что стоит этому отдаться; но
нужно помнить, что для того, кого долг все еще призывает жить в мире, это ни в
коем случае не может быть только благом. На человека, в котором раскрылось это
зрение, скорби и бедствия, зло и алчность мира действуют, как вечно присущая
тяжесть, так что в первые дни своего познания он часто склонен повторить
страстное заклятие, заключенное в этих трепещущих строках Шиллера:
Dein Orakel zu verkuenden, warum warfest du mich hin
In die Stadt der ewig Blinden, mit dein aufgeschlossnen Sinn?
Frommt's, den Schleier aufzuheben, wo das nahe Schreckniss
droht?
Nur der irrthum ist das Leben; dieses Wissen ist der Tod.
Nimm, o nimm die traur'ge Klarheit mir vom Aug'den blut'gen Schein!
Schrecklich ist es deiner Wahrheit sterbliches Gefass zu sein!
Строки эти можно перевести так: "Зачем ты ввергнул
меня в город вечной слепоты, чтобы раскрывшимся чувством
провозглашать твоего оракула? Зачем поднимать покров,
из-за которого грозит приближающаяся скорбь? Только в незнании — жизнь; это
знание — смерть. Возьми назад это печальное ясновидение, прочь от глаз моих
этот жестокий свет! Ужасно — быть смертным сосудом твоей истины!"
И дальше он опять восклицает:
"Верни мне мою слепоту, счастливую темноту моих чувств; возьми назад свой
страшный дар!"
Но, конечно, это ощущение проходит, потому что высшее зрение скоро показывает
ученику нечто более высокое, чем скорбь, оно дает его душе всеохватывающую
уверенность в том, что какой бы вид ни имели здесь внешние факты, все, без
всякой тени сомнения, ведет к всеобщему и окончательному благу. Он понимает,
что грех и страдания существуют, видит ли он их, или нет, и что, видя их, он в
конце концов может принести более существенную помощь, чем работая в темноте; и
так он постепенно научается нести свою долю в тяжелой карме мира.
Есть такие заблуждающиеся люди, которым даны некоторые проблески этой высшей
способности и которые до такой степени не умеют правильно отнестись к ней, что
пользуются этими проблесками для самых низких целей, даже объявляют себя
"испытанными специалистами по ясновидению". Бесполезно говорить, что
подобное употребление своей силы есть простое проституирование и унижение ее,
показывающее, что несчастный обладатель этой силы каким-то образом получил ее
раньше, чем нравственная сторона его натуры достаточно развилась для того,
чтобы выдержать ответственность, которую она налагает. Понимание всей той злой
кармы, которая может быть в очень короткое время порождена подобными
поступками, превращает наше отвращение в жалость к человеку, повинному в
святотатственном безумии.
Иногда приводят в виде возражения, что обладание ясновидением уничтожает все
приватно-сокровенное и дает неограниченную возможность заниматься чужими
тайнами. Несомненно, оно дает эту возможность, но тем не менее этот упрек
кажется забавным всякому, кто хоть сколько-нибудь практически знаком с этим
делом. Подобное возражение может быть основательно по отношению к очень
ограниченным способностям "испытанных специалистов по ясновидению",
но человек, выставляющий его против тех, у которых эта способность раскрывалась
по мере того, как они учились, и которые поэтому обладают ею в полной мере,
забывает три основных факта: во-первых, что совершенно немыслимо, чтобы
кто-либо, имея перед собой великолепное поле наблюдения, которое истинное
ясновидение раскрывает перед ним, почувствовал бы хоть малейшее желание рыться
в лживых и мелких тайнах всякого отдельного человека; во-вторых, что если бы по
какому-нибудь невозможному случаю у нашего ясновидящего явилось бы такое
нескромное любопытство по отношению к каким-нибудь мелким сведениям, — то нужно
помнить, что в конце концов существует такая вещь, как честь джентльмена,
которая и на том плане, как и на этом, конечно, удержит его даже от минутной
мысли о том, чтобы удовлетворить это любопытство; и, наконец, на случай (едва
ли возможный) встречи с какой-нибудь разновидностью питри низшего сорта, для
которой вышеприведенные соображения не будут иметь значения, — всегда каждому
ученику, как только в нем начинают развиваться признаки способности, лаются
подробные наставления относительно ограничения пользования этой способностью.
Короче говоря, эти ограничения таковы, что не должно быть ни нескромного
любопытства, ни пользования своими способностями для эгоистических целей, ни
показыванья феноменов. То есть, предполагается, что те же самые соображения,
которые руководят поступками порядочного человека на физическом плане; будут
руководить им также и на астральном и на ментальном плане; что ученик никогда и
ни при каких обстоятельствах не будет пользоваться силой, которую дает ему его
новое знание, для того, чтобы получить какие-нибудь земные выгоды, вообще, для
какого бы то ни было захвата; и что он никогда не будет показывать то, что в
спиритических кружках называется "явлением", то есть что-нибудь несомненно
доказывающее скептикам на физическом плане обладание тем, что для них покажется
сверхъестественной силой.
Когда изменится наш старый мир,
и когда все человечество будет обладать высшим ясновидением, подумайте как
изменится отношение к истории, когда все смогут читать хронику; к науке, когда
все процессы, о которых теперь люди строят теории, можно будет непосредственно
наблюдать; к медицине, когда и доктор, и пациент, одинаково ясно и точно могут
видеть все, что сделано; к философии, когда уже не будет возможности спорить о
ее основах, потому что все одинаково смогут видеть более широкий аспект истины;
к труду, когда всякая работа будет радостью, потому что каждый человек будет
приставлен лишь к тому, что он может выполнить лучше всего; к воспитанию, когда
умы и сердца детей открыты учителям, стремящимся образовать их характер; к
религии, когда больше уже нельзя будет спорить о ее широких догмах, так как
истина относительно посмертного существования и Великого Закона, управляющего
миром, будет очевидна всем.
И, главное, несколько легче будет развитым людям помогать друг другу при этих
свободных условиях! Возможности, открывающиеся уму, как блестящие перспективы
простираются по всем направлениям, так что наш седьмой круг поистине будет настоящим
золотым веком. Хорошо для нас, что этими великими способностями не будет
обладать все человечество до тех пор, пока оно не разовьется до гораздо более
высокой ступени нравственности и мудрости, иначе мы лишь еще раз и при еще
худших условиях повторили бы падение великой атлантической цивилизации,
действующие лица которой не поняли, что увеличение силы означает увеличение
ответственности. И, однако же, большинство из нас самих были среди тех самых
людей; будем надеяться, что это падение научило нас мудрости, и что когда
возможность более широкой жизни откроется перед нами снова, — на этот раз мы
лучше выдержим испытание.
Да есть ли он, этот легендарный третий глаз, на самом деле? Мнения существуют
разные. Аргумент одних: у живых существ «третий глаз» – не такая уж редкость.
Чаще всего он встречается у пресмыкающихся, особенно у змей и ящериц. У них это
настоящий теменной глаз, для него в черепе даже предусмотрено отверстие. У
рептилий он закрыт полупрозрачной кожицей, и это заставило ученых предположить,
что работает он не только в световом диапазоне. Догадка подтвердилась:
выяснилось, что этот орган особо чувствителен к миллиметровому диапазону волн,
а также к магнитному полю. Предполагается также, что он улавливает ультра- и
инфразвуки. И что именно поэтому рептилии заранее чувствуют природные
катаклизмы: землетрясения, извержения вулканов и даже магнитные бури.
Высказывается и другое мнение: предвидеть эти существа могут и благодаря особым
свойствам «третьего глаза» – воспринимать «тонкую» информацию о будущем из
информационного поля планеты. Помните легенды о «змеиной мудрости»?
Но это пресмыкающиеся. А человек? Где доказательства, что он тоже обладал
«третьим глазом»?
Оказывается, они есть. И весьма убедительные. Во-первых, данные эмбриологии.
Во-вторых, этот удивительный орган на темени или на затылке порой встречается у
людей, живущих рядом с нами.
«Чтобы не возбуждать любопытство, я ношу длинные волосы, – рассказывает Эми
Хансон, двадцатипятилетняя учительница из города Коламбус (США). – Они не
мешают мне все видеть. Когда я была ребенком, дети дразнились, придумали
противное прозвище Циклопка. Однако почти все мне завидовали. «Третий глаз» –
неплохое подспорье во всем... Я показала его своим ученикам, которые пытались
озорничать за моей спиной, и объяснила, что родилась учительницей. Пришлось им
с этим смириться». У Эми действительно три глаза. Причем третьим, находящимся
на затылке, она видит лучше, чем двумя «нормальными» – близорукими.
Преимущества очевидны: Эми, стоя за плитой, смотрит затылком телевизор, без
зеркала заднего вида видит, что происходит сзади автомобиля...
Про третий глаз есть много разных легенд. Первыми в индийские легенды о
«третьем глазе» – «глазе воображения и мечты» – поверили английские и немецкие
ученые. В 80-х годах ХIХ века они выдвинули гипотезу о наличии у людей такого
же «третьего глаза», как и у примитивных пресмыкающихся. У человека, мол, он со
временем опустился внутрь черепа. Идея эта не умерла, и сегодня высказывается
мнение, что этот загадочный орган не что иное как шишковидная железа (эпифиз) –
небольшое, величиной с горошину, грушевидное образование красно-бурого цвета,
находящееся перед мозжечком.
Древняя восточная традиция утверждает, что способностью принимать и излучать
мыслеобразы обладают особые энергетические центры – чакры. Причем в этом виде
деятельности «специализируется» так называемая аджна-чакра – энергетический
центр, который издавна называют «третьим глазом».
Надо сказать, культ «третьего глаза» имеет древнейшие корни. Во многих
восточных верованиях этот необычный орган – чуть ли не обязательная принадлежность
богов. Считается что третий глаз позволял им лицезреть всю предысторию
Вселенной, видеть будущее, беспрепятственно заглядывать в любые уголки
мироздания. Изображение «третьего глаза» на лбу божеств часто можно увидеть в
росписях и на скульптурах буддийских храмов.
Некоторые исследователи считают, что третий глаз – это память о внеземных
прародителях человечества. По дошедшим до нас легендам, «всевидящее око» дарило
им замечательные способности – гипноз и ясновидение, телепатию и телекинез,
способность черпать знания непосредственно от космического разума, знать
прошлое и будущее и даже воздействовать на гравитацию.
Память о божественном третьем глазе живет в восточных традициях и поныне:
достаточно взглянуть на пятнышко на лбу индийских женщин. И среди нас немало
людей, мечтающих вернуть некогда утраченные «божественные» способности. Одна из
первостепенных задач, которую они себе ставят, – открытие «третьего глаза», и
посвящают этому годы напряженного духовного подвижничества. Удивительно, но эти
энтузиасты действительно добиваются раскрытия паранормальных психических
способностей. Вот свидетельство человека, знающего об этой области не
понаслышке: «Точно так, как проходят лучи света через стекло или рентгеновские
лучи через непрозрачные предметы, йог может видеть предметы за толстой стеной,
знать содержание письма в запечатанном конверте или скрытые сокровища под
землей с помощью своего внутреннего духовного зрения - третьего глаза» (Свами
Шивананда).
В своей «Автобиографии йога» Парамханса Йогананда называет этот центр
«всеведущим духовным глазом» или «тысячелистным лотосом света». А Свами
Шивананда говорит: «Точно так, как проходят лучи света через стекло, или
рентгеновские лучи через непрозрачные предметы, йог с помощью своего
внутреннего духовного зрения – третьего глаза, может видеть предметы за толстой
стеной, знать содержание письма в запечатанном конверте, или находить скрытые
сокровища под землей». Этот духовный глаз -- глаз интуиции, Дивья Дришта, или
Джнана чакра. Что этот «третий глаз», называемый также глазом Шивы, может
видеть неограниченно в пространстве было уже доказано практическими опытами, и
не сводится только к теоретическим соображениям. Остается обосновать, как этот
третий глаз преодолевает время, т. е. действует в четвертом измерении. Сам факт
не нуждается в дальнейших доказательствах. Так как этот «глаз» стоит вне
действия пространства и времени, сфера его действия также лежит вне трех
измерений пространства, т. е. по крайней мере в четвертом измерении. Поэтому он
должен быть неограничен временем, или, по выражению древних йогинов,
«Трикаладжна», что значит «знающий три времени» -- прошлое, настоящее и
будущее, или всеведущий.
Как показывают практические опыты древних времен -- свидетельства тогдашних
ясновидящих, а также эксперименты наших дней, способность восприятия и острота
зрения посредством этого «третьего глаза» никак не зависят от расстояния и
времени. Это, разумеется, противоречит привычным нам учениям о механизме
восприятия. Как известно, сила массы уменьшается пропорционально квадрату ее
расстояния, так что на известном расстоянии сильнейшие излучения
останавливаются экранами определенной толщины (например, гамма-лучи -- железным
экраном толщиной в один фут, космические лучи -- свинцовым экраном до двух
метров толщиной). Лучи же, которые воспринимаются «третьим глазом», называемые
также лучами Шарпантье или Н-лучами, не уменьшают своей силы ни на каком
расстоянии и не останавливаются никакими материальными преградами. Это указывает
на их более тонкую материальную природу. Они не только не ограничиваются
пространством, но и не зависимы от него.
Эти заключения подтверждаются на практике, т. к., хотя восприятие картины давно
прошедших времен или будущего требуют высокой степени развития «третьего глаза»
и не всегда поддаются проверке, то восприятие нынешних событий не уступает в
точности и остроте наблюдению очевидца.
Ученые-материалисты считают, что воздействие эпифиза на психику ограничивается
его косвенным влиянием на выработку серотонина. Но есть среди ученых мужей и
те, кто наделяет этот таинственный орган и особыми свойствами. Они полагают,
что «третий глаз» – та самая «антенна», которая придает человеку
экстрасенсорные качества, что этот орган способен воспринимать и излучать
«тонкую» энергию – «видеть» то, что происходит вне организма и внутри его.
Впрочем, новое – это хорошо забытое старое. Похоже, что о наличии и функциях
этого таинственного органа догадывался еще великий Леонардо да Винчи
(1452–1519). Он был убежден, что в голове человека есть особая сферическая
зона, в которой располагается душа – тот самый орган, который, как принято
считать, отвечает за общение с Богом. Кто знает, не приблизился ли великий
мыслитель вплотную к разгадке назначения эпифиза?
Так выглядят в электронном микроскопе загадочные песчинки «мозгового песка» в
эпифизе человека (размер каждой – около 0,5 мм)
И разве не о том же говорят исследования последних лет? Известно, что в эпифизе
содержится так называемый «МОЗГОВОЙ ПЕСОК» (acervulus cerebralis) – минеральные
тельца сферической формы размером от долей миллиметра до двух миллиметров. И
хотя он имеется у всех людей с момента рождения, зачем он нужен, ученые пока не
знают. Но существуют весьма интересные гипотезы. Так, рентгеноструктурный
анализ фиксирует в «песчинках» наличие неких кремнийсодержащих кристаллических
структур. А опыты выявили необычные информационные свойства «мозгового песка»:
похоже, что в его микрокристаллах содержится голографическая информация обо
всем человеческом организме.
Это позволило предположить, что «кристаллы» эпифиза являются носителями
голограмм и образуют главный центр человеческого организма, задающий ритм его
пространственно-временного существования. Как считают доктор биологических наук
А.М. Паничев и доктор технических наук А.Н. Гульков, синхронизация этого центра
осуществляется не без участия внешних «излучений неэлектромагнитной природы,
мгновенно распространяющихся от ряда космических объектов» (от Солнца, Луны, планет
Солнечной системы...). Более того, ученые полагают, что основным,
фундаментальным свойством квазикристаллов эпифиза является «способность
«притягивать» из пространства в момент оплодотворения... полевую составляющую
(полевой фантом) [по сути – «душу». – В.П.] и запускать процесс ее
материализации на вещественном плане».
Эпифиз не дает покоя исследователям. Пытаясь понять его назначение, некоторые
из них обратили внимание на удивительную подвижность этого таинственного
органа, способность вращаться подобно глазу. Заговорили даже о прямом сходстве
шишковидной железы с глазным яблоком, поскольку она также имеет линзу и
рецепторы для восприятия цветов. Аргументируя свою гипотезу, исследователи
обращают внимание на то, что деятельность этой железы во многом стимулируется
световыми сигналами, поступающими от глаз. Высказывают мнение, что за
тысячелетия бездействия эпифиз значительно уменьшился в размерах, а когда-то он
был (и в будущем вновь станет) величиной с крупную вишню. В общем, ищут, строят
догадки...
Является ли эпифиз тем самым глазом, который был когда-то на темени или на лбу,
или это самостоятельный орган, обладающий супервозможностями, пока сказать
трудно. Однако существует еще одно, хотя и косвенное, доказательство, что
эпифиз действительно связан со зрением и особыми информационными возможностями
человека. Отмечена очень интересная закономерность: у некоторых людей,
посвятивших себя духовным практикам и приобретению особых
информационно-психических качеств, в результате гормональной перестройки организма
кость на темени истончается настолько, что в том месте остается лишь кожа –
какое-то подобие «змеиного глаза».
Этот факт может вызвать недоумение. «Позволь, – как-то удивился один из моих
оппонентов. – Изображение мыслеобразов на фотопластинке появляется, когда ее
прикладывают ко лбу, но не к затылку!»
Но противоречия нет. Более того, по идее, все так и должно быть. Скорее всего,
«третий глаз» (если он был) располагался на темени или на затылке – на лбу ему
делать было просто нечего, там и так два бдящих ока. Это создавало почти
круговой обзор: в опасных ситуациях качество незаменимое. Но в процессе
эволюции по каким-то неясным для нас причинам «третий глаз» погрузился в глубь
мозга. При этом он сохранил свою подвижность и, как и следует из принципа целесообразности,
сориентировал свою ось внимания туда, откуда поступает максимум информации.
Какой? Конечно же, не зрительной (ведь видимый свет теперь ему стал
недоступен), а «тонкой» – телепатической. А откуда идет максимальный поток
телепатических сигналов? Конечно же, спереди, от того, кто привлек к себе
внимание «хозяина»: от человека, с которым он общается, от зверя, готовящегося
к прыжку... Естественно, что подвижный «третий глаз» сориентировал свою
приемно-передающую линзу именно в этом направлении – вперед. Отсюда он теперь
черпает максимум информации и сюда же излучает свою. Потому и рисуют его на лбу
– там, откуда исходит поток невидимых телепатических сигналов...
Кстати, эта гипотеза неплохо объясняет смысл старинного устройства – тефилина,
которое надевают на голову во время молитвенного сосредоточения. Это нехитрое
устройство представляет собой кубик из кожи, закрепленный на кожаной же
площадке с двумя ремешками. Внутрь кубика помещаются цилиндрики из туго
скрученных полосок пергамента. Молящиеся надевают тефилин так, чтобы оси
цилиндриков были направлены перпендикулярно лбу. Скорее всего, здесь
проявляются два эффекта. Один из них связан с так называемыми «форм-полями»,
создаваемыми полостными структурами, в нашем случае пергаментными свитками.
Другой связан с тем, что эти излучения совпадают с осью «зрения» «третьего
глаза», а значит, максимально активизируют деятельность эпифиза – этого «органа
ясновидения».
Версия «эпифиз = третий глаз» неплохо отвечает и на другие загадки. Так, одна
из методик навязывания своих мыслей собеседнику рекомендует, глядя ему в глаза,
фокусировать свое зрение (один из самых эффективных телепатических каналов) не
на них, а за ними, в глубине мозга. Внимательный человек может «вычислить»
такого «гипнотизера» по особому («стеклянному») выражению его глаз: они смотрят
как бы сквозь собеседника.
Гипотеза о ясновидческих функциях эпифиза отвечает и еще на один вопрос: почему
на своих сеансах предсказаний маги и прорицатели с древности прибегали к помощи
детей и девственниц. Дело в том, что (и это сегодня достоверно установлено)
шишковидная железа напрямую связана с половой системой, воздержание достаточно
сильно активизирует ее. Следуя простой логике, можно предположить, что у детей,
не достигших половой зрелости, основная мощь эпифиза направляется не на
сексуальную, а на духовную сферу. Не случайно и то, что люди, стремящиеся к
единению с Богом, дают обет воздержания. Тем самым они активизируют
специфическую деятельность этой железы. Возможно, именно особым режимом работы
эпифиза объясняется высокая восприимчивость святых старцев и отшельников к
«голосам свыше» и к «божественным видениям».
Что же говорит об открытии третьего глаза индийская психология? Йоги говорят о
так называемом Манас-чакре или центре мышления, который символически
изображается в виде шестилепесткового лотоса; он описывается, как центр
восприятия с шестью нервными каналами, или стволами. Из них пять -- это каналы
наших нормальных чувственных восприятий -- зрения, слуха, вкуса, обоняния,
осязания, а шестой канал, или Сваммахаба Нади, служит проводником для таких
проявляющихся изнутри впечатлений, как сны и галлюцинации. На первый взгляд
удивляет сочетание здоровых (сны) и нездоровых (галлюцинации) восприятий, но
это сочетание далеко не случайно.
Шестой лепесток Манас-чакры связан с «Тысячелепестковым Лотосом Света», который
считается местопребыванием нашего духа -- Дживатмы, тогда как Манас-чакра
(сенсориум) -- есть центр нашего бодрствующего сознания. Этот факт безмерно
важен, т. к. в то время как наше бодрствующее сознание воспринимает ощущение
пяти органов чувств через пять нервных путей (пять лепестков этой чакры), то
должно же это сознание во время сна, когда наши чувства не функционируют,
проводить картины сна или «фантастические образы» через шестой канал, т. е.
прямо из «Тысячелепесткового Лотоса» к «третьему глазу». Когда пять внешних
органов чувств во сне или как-нибудь иначе отключены, то начинает работать
именно шестой лепесток цветка Манас-чакры: он разрастается, становится большим
и сильным, начинаются сновидения, а в бодрствующем же состоянии появляются так
называемые галлюцинации, или правильнее говоря, необыкновенные вещи, то есть
открывается третий глаз.
В зависимости от степени
открытости третьего глаза различают 4 ступени: на самой низкой стоят видения
необыкновенных вещей. Видны причудливые, привлекательные картины, не продукты
больной фантазии, а вполне нормальные явления, образы или части их в диковинном
освещении, необыкновенных оттенков цветов, как правило, без связи с
направлением мысли видящего. Естественно, возникает предположение, что эти
видения являются галлюцинацией. Но разве действительность -- грубая
материальность, разве действительность -- только то, что воспринимается
ограниченными пятью чувствами? Если, как это мы показывали выше, рамки
восприятия наших чувств могут расшириться до неопределенной степени, где тогда
граница и критерий «истинно-воспринимаемого»? Наша западная психология
чувствует себя растерянной перед этими «нереальными», и все же воспринимаемыми
вещами, а наша школярская, едва вышедшая из пелёнок наука более чем склонна
отнести такие причудливые явления в ничего не говорящую и противоречивую
рубрику «галлюцинации».
Сфера действия этого «третьего глаза» лежит вне привычных нам трех измерений.
Йоги, раскрывшие у себя этот «духовный глаз», могут наблюдать за событиями,
происходящими на огромных расстояниях и в любом времени: прошлом, настоящем или
будущем. В Индии этих людей так и называют: «трикала жна» – «знающие три
времени».
Леонардо да Винчи утверждал, что в голове человека есть связанные с глазами
особые сферические зоны. Он изобразил их на анатомическом наброске. По мнению
ученого, одна из сфер («камера здравого смысла») является местом обитания души
У тех кто открыл у себя третий глаз он развит по разному. И феноменальными
способностями обладает далеко не каждый йог – все зависит от степени развития
«третьего глаза». Традиция различает четыре ступени. Самая низкая позволяет
человеку видеть предметы и людей необычно окрашенными или окруженными аурой,
которая меняет свою форму и цвет в зависимости от физического и эмоционального
состояния ее владельца.
На следующей ступени привычные предметы и события могут предстать в необычном
ракурсе – например, изнутри или с высоты птичьего полета. Чаще всего
наблюдаемые картины относятся к настоящему или к совсем недавнему прошлому. На
этой же ступени иногда становятся видимыми особо мощные мыслеформы, например, религиозные
или иные символы – плод коллективной концентрации людей. На первых порах эти
видения не очень ясны и устойчивы, но по мере дальнейшего развития «третьего
глаза» их яркость и четкость возрастают.
Но вот наступает момент, когда наблюдаемые «третьим глазом» картины уже не
уступают по качеству тем, что мы видим обычным зрением. И хотя они, как
правило, кратковременны, даже этих мгновений достаточно, чтобы рассмотреть
мелкие детали и подробности.
Специалисты утверждают, что описанные три ступени при должной тренировке
доступны практически каждому человеку и даже, что очень важно, слепым людям.
Причем у последних развитие «второго зрения» происходит особенно быстро и
успешно.
А вот четвертая ступень открытости «третьего глаза» – ступень Мастера – доступна
очень немногим. Чтобы достичь ее, человек должен полностью посвятить себя
духовному совершенствованию. Только тогда он может стать адептом – «тем, кому
нечему больше учиться». Но не потому, что он все знает, а потому, что ему не
надо больше штудировать сотни книг, слушать многочасовые лекции, склоняться над
микроскопом или всматриваться в телескоп. Его духовное зрение позволяет знать и
видеть все, что он пожелает, – независимо от времени и пространства.
Фантастика?
Практике духовной «стрельбы из лука» должны предшествовать подготовительные
упражнения: положение тела (сидение), дыхание и прочее. Важен также выбор
подходящего времени, что следует из нижеследующих факторов.
Как было показано в теоретической части, духовная «стрельба из лука»
производится таким образом, что представление, или лучше сказать внутренняя
установка на объект направляется во внутренность головы (гипофиз), а из этого
места дальше к «третьему глазу» (шишковидная железа). Ибо открытие духовного
зрения, имеющей целью на символическом языке Упанишад, «попадание в мишень»,
может произойти только тогда, когда установлен внутренний духовный контакт,
тонкосубстациональное соединение между объектом («мишень») и «третьим глазом».
Это происходит не только, когда видишь объект без помощи глаз, но и собственно
говоря при каждом естественном чувственном восприятии, с той разницей, что в
последнем случае будет затронута вибрациями только периферия шишковидной
железы, тогда как в первом случае «тысячалепестковый цветок» сам будет частично
затронут на одно мгновение и в дальнейшем должен быть приведен к раскрытию.
Продвижение впечатлений во внутрь, называемое на мистическом языке Йоги
«блужданием», обычно происходит автоматически и испытывает при сосредоточении
огромное усиление, которое, как уже показано, в области гипофиза воспринимается
как физически ощущаемое давление. Даже при более продолжительном рассматривании
предмета, без какого-либо сосредоточения мысли, чувствуется, если на одно мгновение
закрыть глаза, лёгкое давление в этой области, которое значительно
увеличивается, если в это время что-либо пожелать (например, чтобы предмет был
убран с этого места). В сказанном каждый может убедиться немедленно.
Возбуждение области гипофиза (в йоге гипофиз считается центром воли) происходит
при каждом взгляде на окружающее нас, при каждом проявлении воли и тем сильнее,
чем ближе к вечеру.
Вследствие этого дневные впечатления в известном смысле переносятся в сонное
состояние. Уже было показано, что «шестой лепесток цветка» является центром
мышления (Манас-чакра) и он тем сильнее возбуждается и развивается с течением
времени, чем больше мы сосредотачиваемся на чем-либо, блокируя при этом другие
виды впечатлений.
Но так как этот «шестой лепесток цветка» является проводником наших восприятий
в связи с «тысячелепестковым лотосом», или с «третьим глазом», во сне, когда
исключены другие чувства, вследствие этого возникают представления совсем
особого рода, которые существенно отличаются от «нормальных» сновидений, в то
время как дневные впечатления отлагаются в Манас-чакре (центре мышления), а во
сне «догорают» и тем самым вызывают причудливые и странные сновидения.
К этим «тривиальным» сновидениям по мере развития «шестого лепестка цветка»
(через йогические упражнения концентрации и медитации) постепенно, хотя и
медленно, примешиваются вторгающиеся восприятия из «третьего глаза», какими бы
короткими и слабыми они ни были вначале.
Результатом являются так называемые «вещие сны», интуитивное внушение в состоянии
бодрствования, желаемое видение в подходящем состоянии медитации, и в конце
концов, в болезненном состоянии -- так называемая галлюцинация. Но все три вида
-- тождественные явления. Они появляются вследствие деятельности частично и
временно открывающегося «третьего глаза» и возрастающего влияния «шестого
лепестка цветка».
Как далее утверждает учение йогов, «третий глаз» открывается во сне, когда
спящий совсем не видит сновидений. Но мы об этом упоминаем не потому, что наше
сознание, стоящее на якоре в Манас-чакре, во сне остается включенным. Вся
задача практики йоги в данном случае состоит в том, чтобы перенести наше
сознание из центра мышления в «третий глаз». Таким образом мы достигаем высшей
ступени (ступени Мастера), тогда как на первых трех ступенях сознание находится
в Манас-чакре с частичным включением «третьего глаза».
Из этого следует, что чем ближе к ночи, тем легче и полнее может быть
активирован «третий глаз». Таким образом, самым подходящим временем для этих
упражнений является, собственно говоря, ночь, или по меньшей мере вечер, а
раннее утро, напротив, самое неподходящее время, кроме как для того, чтобы
провести специальные опыты для приведения центра мышления и центра воли в
бодрствующее состояние; так сказать, чтобы «стряхнуть» с них сон.
Ночью (перед тем, как заснуть, так как после сна центр мышления вялый) можно
достичь появления «картин, видимых без помощи глаз», уже через несколько минут
простым «смотрением в кха» (кхамаджнатам -- наблюдением «неба»); утром для той
же цели (после пробуждения) надо до одного-двух часов интенсивного
сосредоточения. Следующие примеры из записей в моём дневнике доказывают это:
«Оказалось, что неясные тени, появляющиеся в темноте перед закрытыми глазами,--
это начало видений, которые при достижении необходимого сосредоточения начинают
получать очертания и, как одиночные предметы при освещении местности,
постепенно выступают из темноты».
«Видения появляются, если вглядеться в темноту перед глазами и то, что при этом
начинает исподволь очерчиваться, попробовать отделить одно от другого. Эти
видения появляются по желанию (видения второй ступени), но всегда в момент
полнейшего самозабвения (лайя) ».
«Сегодня утром, при интенсивном сосредоточении на Аджне (место между бровями) с
ощущением переноса напряжения в место гипофиза, не появилось ничего, несмотря
на одночасовую медитацию. Но через простой взгляд в место между бровями, каждый
раз, когда сознание освобождалось от напряжения сосредоточения, видения
появлялись совсем ясно (видения третьей ступени): части ландшафта, листва
тополей перед нашим домом».
«Вчера перед тем как заснуть, простой взгляд в темноту перед закрытыми глазами
дал через 1-2 минуты целый ряд неясных видений».
Конечно, не каждый взгляд в темноту перед глазами дает без всякого упражнения
такие видения. Для этого нужна интенсивная тренировка. Но нас в этот момент
интересует факт, что даже у тех, кто опытен в этом искусстве, легкость успеха в
основном зависит от того, в котором часу дня или ночи проводятся опыты.
Вообще же можно установить, что в такой же мере, как напряжение сознания в
течение дня (от момента пробуждения до крепкого сна без сновидений) все более
активно передается извне от каждого объекта наблюдения через гипофиз внутрь
шишковидной железы (т. е. кха «бродит»), так же меняется и вид сосредоточения,
необходимого для каждого видения. Можно сказать, что сознание всегда и
непрерывно невольно реализует феномен «стрельбы из лука». Так как наблюдение
вещей внешнего мира представляет «закладывание стрелы» и «нацеливание»,
сосредоточение на этих вещах -- «натягивание лука», а молчаливое размышление о
проблемах дня, ожидающих разрешения,-- «пуск стрелы». Последнее уточняет
механизм «попадания в центр мишени». В связи с этим, также и сосредоточение при
сознательной «стрельбе из лука» подвержено известным переменам при наших
упражнениях: хотя каждый раз все элементы техники («накладывание стрелы» и
«нацеливание», «натягивание лука» и «пуск стрелы») должны быть налицо, тем не
менее, смотря по обстоятельствам, каждый элемент играет особую роль в
зависимости от времени суток, так что рано утром будет «нацеливание» (тратака и
мандуки мудра), около полудня -- преимущественно «натягивание» (самбхави
мудра), а вечером от захода солнца до засыпания -- практически только «спуск
стрелы» (кхечари мудра), который производится только что описанным взглядом в
темноту перед закрытыми глазами (кхамаджнатам).
Кроме того, каждое время суток имеет свои преимущества и недостатки, которые
должен учитывать каждый практикующий, когда он выбирает подходящее время для
упражнений. Но необходимым требованием является придерживаться раз и навсегда
выбранного времени; нельзя менять это время, и надо упражняться всегда в один и
тот же час: иначе теряется весь ритм. Это -необходимая предпосылка.
Йоги особенно ценят время восхода и захода солнца, так как в это время природа
в человеке, так же как и внешний мир, излучает глубокое спокойствие и
сосредоточенность, которые чувствуются даже в шуме большого города. Из этих
двух времен дня для нас, жителей Запада -- предпочтительнее заход солнца, также
и потому, что мы, вследствие развития нашей цивилизации, привыкли к другому
распределению времени, чем индусы. Рано утром, не говоря уже о восходе солнца,
особенно весной, летом и осенью, мы вряд ли имеем возможность поддерживать наш
центр мышления достаточно бодрым для глубокого сосредоточения. Конечно, каждый
читатель свободен выбирать свое собственное время, но он должен помнить его и в
дальнейшем уже не менять.
Вернёмся к нашей «стрельбе из лука». Если, как было сказано выше, во сне -- и
особенно во сне без сновидений -- «третий глаз» открывается сам собой
вследствие постоянного брожения сознания, то из этого должно следовать, что
наши упражнения в «стрельбе из лука», которые развивают в повышенной мере
«шестой лепесток цветка» и, таким образом, благоприятствуют перенесению
впечатлений от третьего глаза к Манас-чакре (центру сознания), могут
существенно повлиять на содержание наших снов.
Практический опыт учит нас, что это действительно так: первое
непосредственное следствие этих духовных упражнений -- особенно активная и
сильная жизнь сновидений. Сновидения получают с первого же дня упражнений
чрезвычайную, почти жизненную остроту, логичность и полную связанность, которые
в обыденной жизни никогда до тех пор не наблюдались и не переживались. Можно
говорить о замечательной, единственной в своем роде памяти сновидений, которая
связывает многие сны один с другим, а также с действительностью. Следующий
пример может это проиллюстрировать: «Я вижу себя в группе людей, которые
осматривают с горящими факелами подземные пещеры. В каждой пещере лежат
завернутые в белую материю забальзамированные мертвые тела, как мумии, и слабый
приятный запах мирры чувствуется в воздухе. Один из группы говорит, что это базилика
св. Петра в Риме...
Днем мне встречается одна из учениц, которая хорошо знает Рим и посещала эту
базилику много раз. Я спрашиваю её, знает ли она что-либо о катакомбах или
подземных пещерах под базиликой, и получаю отрицательный ответ.
На следующее утро эта дама торопливо и возбужденно пришла ко мне и протянула
мне газету, в которой говорилось, что при раскопках фундамента церкви св. Петра
в Риме, в день моего сна, были обнаружены подземные ходы, которые вели к
древнеримскому кладбищу и ниже его к еще более древнему египетскому кладбищу с
набальзамированными мумиями» (Из моего дневника).
Такие или подобные «сны» нередки у каждого серьезно практикующегося, так что
возможное возражение, что это «совпадение», совсем неубедительно, так как я
никогда не был в Риме и не имею там друга, который мог бы мне передать
сообщение по телефону, если бы он участвовал в раскопках.
Таким же образом я часто посещал во сне Париж, не бывши там никогда в
действительности, и наблюдал такие подробности, которые мне, как это вполне
возможно доказать, никто сообщить не мог, и которые я впоследствии, к моему
удивлению, вновь открыл в фильме об этом городе. Таким образом подтвердилась
достоверность моих «посещений» Парижа.
Я думаю, со мной будет солидарен каждый, который идёт по этому пути достаточно
долго, т.к. главное для нас -- именно этот опыт, а не какие угодно возражения
скептиков.
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru