Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск |
Мирча Элиаде
Некоторые наблюдения
по поводу европейской чёрной магии
...кажется очевидным, что такие ритуальные сексуальные
эксцессы преследуют какие-то иные цели, кроме простого удовлетворения похоти.
Не просто плотские желания побуждают деревенских женщин становиться ведьмами, а
тайная надежда на то, что, нарушая сексуальные табу и участвуя в 'демонических'
оргиях, они каким-то образом смогут изменить свое собственное состояние. В
конечном счете магически-религиозные силы запрещенных сексуальных действий
прельщали женщин, соблазняя их стать ведьмами, даже если такие кощунственные
авантюры совершались в воображаемом мире. На самом деле, большинство ведьм
намекало на то, что сношения с дьяволом не доставляли им большого удовольствия.
Читая их свидетельства, видно, что все это больше похоже на суровое испытание
при посвящении, чем partie de plaisir (развлечение). Такой мучительный характер
ведьмовских оргий был хорошо известен, и не только среди тех, кого подозревали
в колдовстве. Разумеется, вполне возможно, что обвинители вынуждали обвиняемых
признаваться в сношениях с дьяволом.
Но имеются также случаи непосредственных свидетельств молодых девушек, подробно
и живо описывающих насилие, совершаемое над ними дьяволом при 'посвящении', -
пока медицинское освидетельствование не показывало, что они девственницы.
В заключение скажу следующее: в реальных или воображаемых оргиастических
обрядах европейских ведьм раскрываются определенные религиозные черты.
Во-первых, в сексуальных оргиях проявляется решительный протест против
современной религиозной и социальной обстановки - бунт, вызванный и
вскормленный надеждой на возрождение утраченного блаженного совершенства, а
именно совершенства мифического 'начала мира', блаженства, которое преследует
человеческое воображение, особенно в катастрофические переломные периоды.
Во-вторых, возможно, что так называемые дьявольские элементы ведьмовских оргий
практически не существовали, а насильно навязывались по время судебных
процессов; в конечном счете сатанинские клише стали главным обвинительным актом
при разоблачениях колдовства. Но возможно также, что действия, описываемые как
сатанинские, действительно совершались; в таких случаях они выражали протест
против христианских институтов, которым не удалось 'спасти' человечество, и, в
особенности, против разложения Церкви и коррупции церковной власти. Более того,
нельзя также забывать о неодолимой привлекательности зла для определенных типов
личности. В-третьих, каковы бы ни были причины, важно то, что оргиастические
обряды свидетельствуют о религиозной ностальгии, страстном желании вернуться к архаической
фазе культуры - сказочному времени мифического 'начала мира'.
Нечто подобное происходит и в наше время, главным образом в молодежной
культуре. Прежде всего, налицо полная неудовлетворенность существующими
институтами-религиозными, этическими, социальными, политическими. Такой разлад
с прошлым является экзистенциально амбивалентным: с одной стороны, он
проявляется в агрессивности и бунте против всех правил и догм так называемого
существующего порядка; все это подсознательно сравнивается с преследованием и
тиранией некой современной разновидности инквизиции; с другой стороны,
отрицание современных социальных структур и моральных ценностей, - из которого
вытекает отрицание цивилизации и в конечном счете истории, - имеет религиозное
значение, хотя этот религиозный аспект редко распознается как таковой.
Действительно, в некоторых областях молодежной культуры наблюдается возрождение
'космической религии' и аспекта святости человеческого существования; на это
указывают, например, такие черты, как слияние с природой, ритуальная нагота, не
стесненная никакими условностями сексуальная непосредственность, желание жить
исключительно настоящим и так далее. Кроме того, интерес к оккультизму, столь
характерный для молодежной культуры, указывает также на желание возродить
старые верования и религиозные идеи, которые преследовались или, по крайней
мере, осуждались, христианской Церковью (астрология, магия, гностицизм,
алхимия, оргиастические обряды), а также вновь открыть и культивировать
нехристианские методы спасения (йога, тантра, дзэн и другие).
Все это связано с одним и тем же основным стремлением: выйти за пределы мира
смысла наших отцов и дедов и обрести утраченную значимость и блаженство 'начала
мира', а вследствие этого, и надежду на открытие нового творческого способа
бытия в мире.
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru