Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск |
Александр Дмитриев
Забавы русских колдунов
Австрийский этнограф Иоганнес Шультце в процессе изучения
магических обрядов разных народов пришел к выводу о том, что колдуны-славяне не
раз озадачивали непостижимым искусством «встраивания в себя вечной жизни». То
есть за несколько часов до того, как перейти в мир иной, они волевыми усилиями
отматывали время на годы назад. Погружались в него. И получали возможность
активно жить там, стараясь, чтобы «дубль» не встретился с действующим
«оригиналом». Дела лось это не только для того, чтобы продолжить служение
добру. Достигалось самое настоящее личное бессмертие. Колдун, словно птица
Феникс, сгорая дотла, воскресал вновь и вновь. До бесконечности. Окружающие,
мягко говоря, оказывались в нелепом положении. Не мог ли понять, где иллюзия,
где явь. Впрочем, обратимся к достоверным фактам, которых предостаточно в
анналах русской старины.
1898 год. Тульская губерния. Зажиточное село Протасово. Учитель начальной школы
Василий Филиппович Огородничий сильно занемог. Фельдшер Игнатий Парамонов,
расписавшись в бессилии помочь, посоветовал обратиться к колдуну Мирону
Грекову, успешно промышлявшему знахарством. Учитель совет принял. Греков,
увидав его, задал вопрос странный:
- Согласен ли ты, любезный Василий Филиппович, чтобы я, мертвый, отвел смерть
от тебя, живого?
- Делай, что хочешь, только помоги, - поспешно ответил Огородничий.
- Вот, пользуй сухие травки и питье, как в моей бумажке отмечено,- сказал
колдун, вручая бутыль с густой жидкостью и кульки с пахучими травами.
Учитель, вернувшись домой, проделал все, как было сказано. Недели не прошло -
выздоровел. Человек, добро помнящий, он купил нарядную рубаху, чтобы
отблагодарить колдуна. По дороге к дому своего спасителя повстречал сельского
батюшку, поинтересовавшегося, куда он путь держит. Огородничий не стал скрывать
то, что на днях прибег к силам не божеским. Батюшка обомлел:
- Как же так. Уже сорок дней знахарь ваш в земле. Сам я его причащал и отпевал.
Изба теперь пуста. Нет желающих селиться в нечистом месте. Ступайте. Убедитесь.
Закончилась эта история тем, что, расставшись с батюшкой, учитель вручил рубаху
тому, кому она предназначалась: колдуну Грекову, поблагодарившему за подарок и
пообещавшему «являться живьем, ежели мысленно вызвать». В том, что касается
сильнейшего магического феномена, подобные жутковатые неверояти отнюдь не
случайны. Скорее, закономерны. Как вам следующий поворот?Заготовитель китового
жира и уса мещанин Николай Иноземов оставил в Вологде семью, подался на
заработки ближе к Полярному кругу. Небольшой бревенчатый домик, где
обосновался, был теплым, даже уютным. До тех пор пока в декабре 1879 года не
забрел на огонек некий Лукашка Сивер, знаменитый чаровник и колдун. От скуки
после ужина уселись в карты играть. Сивер раз за разом проигрывал, чему
безмерно удивлялся. Ну, заготовитель и поддел его.
Мол, если хочешь, научу, как обставлять. Чаровник в крик: «Нечестно карты
кладешь!» Сгреб тулуп, сбрую. И ходу. Обиделся, значит. Иноземов, рассудив, что
на обиженных воду возят, прибавил фитилю керосину. За чтение принялся. Что
такое? Бочка с солониной из угла своего, попрыгав, на стол перед чтецом
плюхнулась. Заготовитель прикрикнул: «Брысь!» Бочка послушно на пол спрыгнула.
И давай пританцовывать. А рядом выплясывают копченые окорока. Откуда взялись?
Иноземов свинину отродясь не коптил. Сивер из тени появился, разъяснил: «Харчи
- подарок. Я по глупости под лед провалился. До Прялки не доехал. С тобой
поживу, как есть. Что хочу, то сделаю. Надолго останусь. Где гробы, там не по
мне».
Иноземову что делать? Терпеть жильца, который не столовался с ним. Сидел в
углу. Шептал на прибыль. Заготовитель разбогател. В Вологду вернулся. Колдун не
отстал. В отстроенном каменном доме его зажил. Никто не подозревал, что ходячий
мертвец он. Иноземов окороками занялся. Откуда они, лучшие в волости брались,
не задумывался. Брались, и все. Когда Иноземов в 1904 году помер, Сивер тоже
помер. Все часы, что в доме были, как их не чинили, не регулировали,
опаздывали, будто сговорившись, когда на час, когда на три часа.
Иоганнес Шультце, путешествуя по России, в архивном ведомстве Ростова разжился
копией донесения младшего волостного соглядатая Захара Чунина. В пересказе оно
утратило бы колорит. Воспроизводим документ полностью: «Проделки степенного
колдуна Ивашки Кузина лукавый оформляет. Меня Ивашка приглашал, чтобы глядел и
дивился. Творил свое раньше, живым, и в году 1893, когда умер, в землице тлел.
Умение его заключалось в отваживании от народа ядовитых змей-гадюк. Вот как.
Вроде покойник, а заявился ожившим оборотнем на Змеиную горку. Никто шибко не
испугался. Виделись уже и так и этак с ним. Воткнул колдун в муравьиную кочку
оструганный пруток. Помолчал. Убрался к поляне. Гадюки поползли. Ползут и
ползут. Уйма их. Сонные они. Колдун сызнова объявился. Три раза вокруг
муравейника обошел. Прикончил змей. Облегчение, особливо детворе, вышло. Колдун
после приходил, когда надобен. Частенько в Остапине бывал замечаем. Батюшка
Иннокентий осмелился многажды молитвами прогонять его, чтобы народ не тревожил.
От трудов этаких только церковь непригодною сделалась. Колокол сам собою
названивает, лампады и свечи опрокидываются, иконы мироточат, просветлели.
К тому это, что колдун Ивашка Лукин, по разговорам, святой человек».
Еретическую мысль о том, что русские колдуны в большинстве - «святой народец,
по смерти живущий в разладе со временем», высказал, долгие годы проведший на
северных поселениях, выпускник философского факультета Петербургского
университета, революционер-анархист Дмитрий Максимовский. По его мнению, «когда
для других с пользою колдуют, то по выбору находятся в двух временах или в
одном, чтобы черпать силу у Великих людей, сделавших их бессмертными».
Максимовский уточняет: «Великие люди - предки колдунов, тоже колдуны».
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru