Ссылки Обмен ссылками Новости сайта Поиск |
Решетов Ю. В
Чёрная мантика
Даже не мечтайте найти здесь исповедь. Мне исповедоваться не в чем. Потому что у меня есть то, за чем обыватели ходят в храмы и пытаются вымолить у безмолвных икон и идолов, обраща- ются к самозванцам на роль посредников между нами и Ним. Когда я подошел к порогу, то сразу предупредили о том, что в отличие от преступного мира, где вход рубль, а выход десять, у меня потом не будет никакого выхода. Да, мне не вра- ли, обратного выхода в наивность более не будет. Впрочем нисколько об этом не жалею. ПРЕЛЮДИЯ Сразу оговорюсь, мистика и парапсихология совершенно раз- ные вещи. Меня совсем не интересуют отговорки на некие свер- хестественные силы, против которых невозможно противостоять и невозможно их распознать. Интересует только психоаналитическая возможность поиска в аномальных явлениях нормальных психологи- ческих трактований. Все, что выходит за эти пределы, уже не парапсихология, а шарлатанство, достойное чернушножелтой бел- летристики, фильмов ужасов и прочей ахинеи. Парапсихология, тоже занимается мистикой, но не увлекается ею. Это не только не увлечение, а образ жизни, но не хлеб. Мистики стремятся к состоянию в котором сон нельзя отличить от реальности, па- рапсихологи наоборот, как можно более четко стараются провести здесь границу, чтобы не путать желаемое с действительным. В чем же заключается основная ошибка мистиков и почему даже парапсихология не принимает их всерьез? Ответ очень прост: мистики основывают свои утверждения на голом эмпири- ческом опыте и фанатичной вере, даже не анализируя то, чем они занимаются. Еще хуже, когда они начинают заниматься эрудицией, переваривая чужой опыт, прошедший через длинный "глухой теле- фон" многочисленных компиляторов и переводчиков, превратившись постепенно в сплетни, а то и вообще глупости своих кумиров. И в результате они доходят до степени высочайшей дикости, когда происходит сбой в их деятельности, отыскивая алиби своим заб- луждениям в виде еще больших глупостей. Но ведь основная ошиб- ка заключается в том, что у них идет путаница условных реф- лексов, которые они принимают за безусловные. Парапсихология занимается в основном условными рефлексами, которые очень гиб- ки и их можно заменять на противоположные, усиливать или сво- дить к нулю, но при этом надо только выяснить причину их воз- никновения и с ней работать. Мистикам это невдомек. Для справки добавлю, что в оккуль- тизме условный рефлекс именуется флюидом (здесь приводятся термины европейской гностики, но есть синонимы и из других школ), а безусловный агентом, и известны они были еще в древ- ности, задолго до опытов на собаках академика Павлова. Бе- зусловные рефлексы являются врожденными и генетическими и их основное предназначение - продолжение рода. Их не надо приоб- ретать, они всегда присутствуют. Но зато их можно усиливать или заглушать с помощью условных. Многие явления трудно поддаются психоанализу, другие со- держат сразу же резко выраженные ошибки мышления, а есть часть явлений имеющих происхождение от обычных галлюцинаций зритель- ных, слуховых и тактильных. Другое дело, что часто ищут там, где ничего нет. Например у шарлатанов, зарабатывающих свой - 2 - хлеб демонстрацией фокусов, пытаются искать магнитные поля. Основная часть подобных явлений основана на психологи- ческом обмане и искать надо соответственно с помощью психоло- гии, а не физических приборов. Но какое то время таких приборов практически не было, если не считать радистезию (лозоходство или еще одно название - рукомания) с ее одометрами. Здесь тоже может возникнуть сложность, поскольку воспользоваться даже простейшей рамкой можно только войдя в трансовое состояние, причем, что представляет из себя это самое состояние почти никто не форму- лирует. А дать трактовку действительно не так уж трудно. Ну например, вы смотрите фильм. И если, при этом, вы не соучаст- вуете в действе, а оцениваете работу артистов, режиссера, костюмеров, звукооператоров, инженеров по свету и т. д., т.е. как специалист знающий специфику производства фильмов, то зна- чит вы в это трансовое состояние не погрузились. А вот если вы сопереживаете с персонажами, то это и есть то самое состояние. Так вот все мошенники, маги, шарлатаны, экстрасенсы и гипноти- зеры стараются ввести вас в состояние сопереживания тех игро- вых действий, которые они вам навязывают и при этом отвлечь вас от тонкостей своей деятельности, часто вовсе не пригляд- ной, которая проходит незаметно мимо вашего внимания. Это и есть транс, неважно как его назвать гипнотическим, сугестивным или еще каким, важно, что суть тут одна. В это же самое состояние должен самостоятельно ввести се- бя оператор радистезист, чтобы что либо узнать с помощью своих незамысловатых приборов. Обычно состояние транса достигается с помощью астральных (мнимых) ассоциаций, связанных с темой прогнозирования. Здесь узнать о вхождении в транс можно, если маятник остановится как вкопанный, плюс появятся тактильные ощущения, похожие на то, что его кто то тянет вниз за нить. С рамкой немного сложнее, поэтому начинающим лучше пользоваться тяжелыми, сделанными из толстой проволоки с длинным указываю- щим концом, причем рамку надо этим концом слегка приспустить вниз, чтобы не было обмана и вращение ее в ту или иную сторону должно быть резким, как бы самопроизвольным, независимым от мышления оператора, как будто кто либо посторонний ворочает ее. Для парапсихолога, в отличие от мистика, не только нельзя входить в это трансовое состояние, кроме опытов мантики, но и даже необходимо уметь выскальзывать из него. Потому что, ему необходимо увидеть подноготную действа, повнимательней проана- лизировать и сформулировать происходящее в терминах парапсихо- логии. Поэтому необходимо выбирать удобную психологическую по- зицию не активного участника, а активного наблюдателя и всту- пать в действие только при случаях, когда вас пытаются из этой позиции завлечь в участники, чтобы опять вернуться к наблюде- нию. Спутать парапсихолога с шарлатаном не сложно, поскольку шарлатанов много, а парапсихологов по пальцам можно посчитать. В Ташкенте, например, за всю свою жизнь мне пришлось встретить всего двоих. Да и знания шарлатанской кухни вовсе не освобож- дают от применения их же приемов. Ведь к парапсихологам часто обращаются за помощью в основном люди попавшие в экзотические ситуации, которых в обычной поликлинике сразу направят в пси- хиатрическую больницу и будут там содержать до тех пор, пока человек добровольно не откажется от своих первоначальных пока- заний, ставших основой диагноза. А работать с такими людьми приходится, в том числе, и с помощью экзотики, иногда доходя- щей до примитивного циркачества и бутафории. Особенно когда - 3 - невозможно развенчать засевшие в их воображение глупости. Снять или растворить астральное (т.е. воображаемое) психологи- ческое давление приходится именно самыми, что ни на есть экзо- тическими методами, вводя человека в это же астральное состоя- ние и правя его психику там с помощью астральных же ассоциа- ций. Другое дело, что чаще приходится отсылать людей именно к медикам, особенно сейчас, когда появились толпы оболваненных всяческой желтой прессой несчастных, которые верят во всякие чудеса, не понимая, что парапсихологи, а тем более шарлатаны чаще всего не имеют ни медицинских препаратов, ни приборов, ни техники, ни опыта. Есть смысл связываться только с теми из них, на ком медицина поставила черный и жирный крест. Тогда может быть повезет и эффект плацебо в виде безобидного сна- добья с резким запахом и экзотическим видом, преподнесенного в обстановке бутафории, отменит диагноз кандидату в жмурики еще на пару десятков лет. Но и здесь не стоит особенно радоваться, ведь "чудесно исцелившийся" может подать на медиков в суд, а при выяснении судебная бюрократия постепенно выходит и на ви- новника торжества "исцелителя", особенно если до этого обра- щался к услугам платных врачей, а те в свою очередь подадут уже на парапсихолога. Поэтому никогда не мешает иметь при себе хотя бы любой медицинский документ, можно санитара или даже ветеринара, лишь бы давал право оказывать первую медицинскую помощь. ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ Возникает вопрос, а может ли парапсихолог ошибаться? Мо- жет да еще и как! Причем, чем больше опыта, тем с более слож- ными аномальными явлениями приходится работать. Также, как и спортсмен, выше результат - выше нагрузки, а следовательно и травмы. И главное не войти в трансовое состояние - самая страшная ошибка. Знаменитый ташкентский парапсихолог Виталий Андреевич Ефименко, часто демонстрирует своим ученикам резуль- таты таких промахов. Порванная связка на лодыжке и глазная глаукома - результаты экзорцистской практики. Сейчас он едва заметно прихрамывает, зрение тоже пришлось восстанавливать - грозила полная слепота, носит очки с толстыми линзами. Лучше расскажу про свои собственные эксперименты в этой области. Сейчас, в наш компьютерный век, уже глупо пользоваться всякими античными одометрами. Мне удалось написать небольшую психотронную программу для компьютерной графологии. Очень за- нятный получился прибор, позволяет по ключевой фразе набранной на клавиатуре определять ведущий психотип и эмоциональное состояние человека. С его помощью можно выяснить многие вещи, которые ранее приходилось доискиваться трудным психоаналити- ческим путем. Ну, естественно, необходимо было не только испы- тать, что я сделал сняв образцы почерка разных людей и прои- дентифицировав их, но и использовать его в более практичных целях. Самое лучшее дело для такого прибора - это мантика, т.е. искусство гадания. В мантике гадальщику необходимо войти в астральное состояние транса, причем надо избегать различных психологических препятствий мешающих такому действию, как: - заинтересованность в задаваемом вопросе; - внешние раздражители; - логическое мышление, которое не даст работать, если что либо ему противоречит, поскольку оно чрезмерно консервативно (но только не следует думать, что оно вообще не нужно парапси- - 4 - хологу, в отличие от мистиков, которые стремятся его вообще отключить любыми методами. По окончании опыта парапсихологу необходимо восстановить именно логическое мышление, чтобы про- анализировать все что было получено в результате). С программой компьютерной графологии такая необходимость отсутствует, поскольку почерк является полностью подсознатель- ным действием и не очень сильные внешние раздражители и логи- ческое (ментальное) мышление здесь не помеха. Тем не менее при этом необходимо моделировать психологическое состояние. В основе мантики лежит тот факт, что нельзя с ее помощью узнать что либо, до сего момента неизвестное и незнакомое пси- хике. Часто прибегают к усилению эффекта, действуя в условиях массового психоза, где за счет обобщения знаний присутствую- щих, можно прийти к искомому ответу на вопрос, либо заблу- диться окончательно в метафизическом тумане, например, во вре- мя различных мистерий, типа спиритических сеансов или вызовов духов и др. Вот только не советую пользоваться такими экспери- ментами. Потому что здесь есть два неприятных момента. Первое - это любая глупость полученная в ответ с помощью галлюцинаций может иметь гипнотический эффект, засесть в подсознании, даже несмотря на то, что ее по окончании мистерии не останется в воспоминании и самым неожиданным образом потом сработать, при любой ассоциации, возникшей уже в реальности, но напоминающей ее. Например, любое напоминание о смертельном исходе, при ситуации схожей с предсказанием может закончиться инфарктом, инсультом или резким перепадом артериального давле- ния. Недавно в самаркандской желтой газетенке "Даракчи", в рубрике посвященной всяким аномальным явлениям описывали слу- чай, когда цыганка мстя за отказ в подачке, сформулировала проклятие в виде двусмысленной фразы: "твой сын утонет в ложке воды". И ребенок действительно скончался, но не в ложке, ко- нечно, а купаясь в водоеме, и на мели. Сработал гипнотический эффект. Больше чем уверен, что в легких пацана количество жид- кости не превышало нормы. Второе - это психологические удары во время мистерии, особенно, если эти мистерии сопровождаются курениями из галлю- циногенных веществ. Многие галлюциногены страшно гипертрофиру- ют различные рецептивные функции, а соответственно и реакции на малейшие раздражители и даже укус насекомого или заноза мо- жет привести к страшнейшим последствиям в виде сумасшествия или даже вполне серьезных физических травм, произошедших из-за отсутствия контроля координации движений. Стоит также упомя- нуть, что различные курения могут привести и к очень серьезным отравлениям, даже такая, казалось бы безобидная, сорная трава, как молочай. Лучше пользоваться более современными и безопасными мето- диками, как мозговой штурм или синектика. Результат примерно тот же, но правда без экзотики и трагических последствий. Испытывая свою программу, я решил перепроверить возмож- ность телепсихических эффектов в мантике. Первый опыт состоял в том, что надо было восстановить номер телефона одной старой знакомой. Когда то этот номер был у меня записан, сейчас за- писи не сохранились. Знакомая сама мне не очень то была нужна. Составляю список идентификаций, простейший, всего из двух записей: "истинно" и "ложно". Запускаю самообучающуюся экспертную систему. Вспоминаю очень примечательный случай из своей жизни, задаю самому себе вопрос и под психологическим - 5 - впечатлением набираю на клавиатуре ключевую фразу, одновремен- но давая положительный мысленный ответ. Вспоминаю еще один примечательный случай, когда надо было соврать. Опять набираю в программе фразу и под впечатлением этой давней сцены опять отвечаю, но уже отрицательно. База знаний готова. Теперь начинаю вспоминать номер, перечисляю по одной циф- ры от нуля до девяти, набирая на клавиатуре ключевую фразу, одновременно в воображении создаю ассоциации связанные с набо- ром номера телефона, причем наиболее полные, с воображаемыми ощущениями пальцев в диске номеронабирателя, скрипом и шелчка- ми при пружинном возврате и соответственно воссоздаю визуали- зацию этого процесса. Нашел первую цифру, потом вторую. Третью уже не надо было - номер полностью всплыл в памяти. Позвонил, поговорил со старой знакомой, закрепил результат. Итак вывод: информацию ранее известную можно выудить с помощью работы с подсознанием. Опыт второй. Покупаю лотерею спортлото. Запускаю эксперт- ную систему и так же, как и в предыдущем опыте перебираю циф- ры. Четко вырисовалась первая. Начинаю искать вторую. Тоже четкий и однозначный результат. И тут! Обычная человеческая жадность, невольно представил себе, как загребаю "выигранные" таким макаром деньги, затряслись поджилки. В глазах потемнело. Искры виделись как наяву. Очнулся на полу. С трудом встаю, но- ги не держат, подгибаются, страшно тошнит. Дополз до ванны, вырвало. Далее в постель и не раздеваясь вырубился в полном смысле этого слова. Проснулся утром, вроде ничего такого, но интерес к жизни пропал. Появились расстройства желудка. На ко- же вылезли раздражения - разноцветный лишай. До этого зани- мался руководством в своей же фирме, дела запустил, и вскоре ушел от туда, даже ничего им не объясняя соучредителям, просто написал заявление и вышел из учредительного совета. Фактически бросил подругу, т.е. сделал так, что дальнейшие взаимоотноше- ния стали бесполезными, не оставил своих координат и ушел в никуда. Пошел работать в НИИ, откуда уволился четыре года на- зад, на скромную заработную плату бюджетника. И т. д. Мистики могут придумать, что тут замешаны некие темные силы. Но нет здесь ничего темного, обычный психологический промах - депрессия. Причина тоже проста - резко при открытом подсознании, нарушил собственную систему ценностей. Дело в том, что обычно в оккультизме, прежде чем приступить к таким переломным в психологическом плане экспериментам, предвари- тельно проходят долгий и нередко очень сложный подготовитель- ный обряд. Этим самым настраивают свою психику на будущее действо. Даже гопники не будут бить бедолагу по морде, предва- рительно не настроившись элементарным: "дай закурить". Средне- азиатские табибы (знахари) из числа заклинателей духов, перед тем, как начать свою работу, ходят по горячим углям, вовсе не для того, чтобы развлекать зевак, а если обжегся, значит пси- хика не готова и обряд откладывается на другое время. А вот у парапсихологов, в отличие от мистиков, нет такой роскошной возможности, сидеть, релаксировать и медитировать или несколько десятков дней заниматься аскетизмом и молитвами, потому что приходится действовать в реальной обстановке, здесь и сейчас. Даже сильно натренированная психика может иногда дать ошибку и сбой, если сильно перегружена. Точно также прои- зошло и в данной ситуации, где даже обыватель мог бы ничего не повредить, поскольку у него подсознание защищено различными предрассудками и суевериями и глубина вхождения в подсознание - 6 - не так сильна. Депрессия, как излом системы ценностей, постепенно все равно восстанавливает свою структуру и проводит ревизию старых ценностей, уничтожая те, которые не прошли последнюю проверку и другие, но связанные с ними в одну логическую цепь. Процесс не очень быстрый, восстановление логических цепей может надол- го затянуться, особенно если ранее таких ревизий не было. Впрочем, многие ревизии происходят в молодости, когда под- росток наивно вступает в мир, выползая из под привычной опеки родителей. Первая же неудача, например в любви, приводит к депрессиям. Так что, это всегда идет только на пользу, хотя и не очень приятным образом. Лучше всего в таких ситуациях по- больше занять себя трудотерапией и побольше юмора, даже если совсем не смешно. Ассоциации смеха всегда можно вызвать с по- мощью анекдотов или перечитывая классиков, таких как М. Твен или М. Зощенко. Лишаи прошли после того, как их начал смазывать немного разбавленным уксусом. Спазмы желудка прошли сами собой. В фир- му тоже вернулся без проблем. Только подруга уехала за рубеж на постоянное место жительства, но и это не страшно - место музы пусто не бывает. Зато эксперимент удался, оба номера вычисленные мною были ошибочными, несмотря на сильные коэффициенты уверенности вы- данные экспертной системой. Скорее всего, где то в жизни дан- ная последовательность цифр мне уже встречалась в ситуации ассоциативно похожей на игру в спортлото. А значит вывод: что неизвестно, т.е. не было никогда ни в сознании, ни подсознании, не может быть оттуда вынуто. Имей ты хоть семь пядей во лбу, а чудес не бывает. Бывают только до сих пор не раскрытые законы. ЯВНОЕ ШАРЛАТАНСТВО Многие последователи мистических учений могут мне возра- зить, что с помощью мантики можно узнать совершенно точно ин- формацию, которую гадальщик до сего момента не знал. Сразу принимаю возражение к сведению. Для того, чтобы не спорить с мистиками, и не приводить ничем не обоснованные ру- гательства в их адрес, я опишу здесь случаи явного шарла- танства, т.е. те, когда мантика используется в целях оказать психологическое давление на того, кто воспользовался услугами предсказателей. В основном для этого используются различные ассоциации, которые действуют на воображение и могут при обстоятельствах похожих на них сработать. Во первых я приводил пример о двусмысленных высказывани- ях, где цыганка предсказала утопленника в ложке. Это постгип- нотический эффект. Например, Нострадамус (настоящее имя: Ми- шель де Нотр-Дам) писал весьма двусмысленные катрины в стиле обкуренного гашишем или бредящего в пневмонии, из которых мож- но вынести любой смысл, лишь бы его бред хоть немного совпадал с реальностью. Этот бред способен вызвать у впечатлительных людей различные психологические ассоциации, при малейшем сов- падении с которыми, психика срабатывает как взведенная пружи- на. Истории известен и родной сын Нострадамуса, тоже Мишель, - 7 - который также решил поспекулировать на имени отца и предсказал пожар в городе Пузен. Поскольку фантазии у этого потомственно- го шарлатана не хватило на двусмысленности, а предсказание не сбылось, то этот мистик просто решил пожар устроить, поджигая городские постройки, за что и был пойман с поличными. Неудач- ливого предсказателя казнили, в назидание другим любителям чрезмерных увлечений мантикой. Лучше всего привести для примера исторический случай ассоциативных предсказаний. Людовик XI, недовольный трактова- ниями своего гороскопа, спросил весьма не двусмысленно, своего придворного астролога: - Известен ли тебе день собственной смерти? - За три дня до смерти Вашего величества, - последовал остроумный ответ придворного, прекрасно осведомленного о пара- ноидальных мантических увлечениях монарха. Король не решился проверить. Здесь астролог оказал психо- логическое давление в виде ассоциаций своей гибели и гибели суеверного породистого суверена. Тем самым он снял психологи- ческое давление на себя со стороны монарха и сделал из него покровителя, который в животном страхе за свою собственную жизнь еще вынужден будет не только опасаться обидеть предска- зателя, но и даже стать его покровителем до самой смерти одно- го из них. Или ставшая классикой Булгаковская "Мастер и Маргарита". "Он смерил Берлиоза взглядом, как будто собирался шить ему костюм, сквозь зубы пробормотал что то вроде "Раз, два... Мер- курий во втором доме... Луна управляла... шесть - несчастье... вечер - семь..." - и громко и радостно объявил: - Вам отрежут голову!" Это предсказание по воле автора сбылось. Берлиоз в спешке попал под трамвай и лишился головы. В наблюдательности М. Булгакову не откажешь. Здесь Берлиоз, получив предсказание и встретив на своем пути ассоциации в виде приближающегося трамвая в вечернее время, практически сунул голову под его ко- леса. Но оставим беллетристику. Иоганну Кеплеру приходилось зарабатывать свой хлеб составлением гороскопов. Материалисты стараются замалчивать этот факт, чтобы не бросить тень на якобы приверженца своего лагеря. Идеалисты тоже, потому что Великий астроном поставлял своим клиентам неправильные гороскопы. Один экземпляр его творчества находится в замке Фридланд в северной Чехии и был составлен для бывшего владельца этого замка А. Валленштейна. Гороскопы для этого дворянина систематически не сбывались и многократно возвращались на доработку с рекламациями, до тех пор, пока заказчик не скончался, но как обычно совсем не вов- ремя, т. е. в непредсказанное время. Другой случай, уже из моей практики. Сотрудница попросила составить гороскоп. Я ей составил на ближайший год. Гороскоп сбылся. Не торопитесь с выводами. Дело в том, что я проверял совпадения не только по толкованию приложенному к натальной карте, а еще и по цифрам. Так вот во время проверки, оказа- лось, что я ошибся с датировкой ровно на один год, т. е. поло- жение планет было рассчитано на год раньше. А почему тогда совпали предсказания? Только не подумайте, что я хочу унизить тень Великого астронома и математика И. Кеплера, в его тени моя едва заметна. Кеплер был прекрасным астрономом и в отличие от меня не делал ошибок в расчетах. А я психолог, и составлял - 8 - свои трактовки заглядывая в весьма двусмысленные толкования "Астрологического словаря" А. В. Трояновского. Разница была в том, что я не только знал кое что о личной жизни своей сотруд- ницы, но и перед тем, как приступить к предсказаниям, еще и дополнительно выведал из нее кое что, о чем она сама может быть и не догадывалась. Даже правильней сказать не выведал, а уточнил. Потом составил натальную карту и можно даже так ска- зать, подогнал трактования расположения планет под ее личную жизнь, максимально приблизив к реальным событиям. В том, что генитура была не верна, мало кто обратит вни- мание (много ли обращающихся к астрологам или даже сапожникам, знакомы с тонкостями их деятельности). Гипнотический эффект сработал, даже не смотря на то, что в толкованиях почти отсутствовала всяческая двусмысленность. Почему? Да потому, что заказчицу такой разворот событий вполне устраивал, но ви- димо у нее были еще кое какие сомнения в правильности принятия подобных решений, а я эти сомнения развенчал своими шарла- танскими выкладками. Ведь именно сомнения заставляют людей об- ращаться к подобного рода услугам. И именно эти сомнения необ- ходимо парапсихологу выяснить, чтобы помочь и подсказать чело- веку, а не глупые знаки на натальных картах или картах Тарота. Ни одна гадалка не приступит к своему действу, предварительно не расспросив о том, что от нее хотят узнать. И наивные люди действительно думают, о том, что информация находится в пред- метах для гадания, не догадываясь, что это всего лишь отвлека- ющий маневр, что настоящую информацию достают из голов тех, кто к гадальщикам обращается. Еще пример. Во время Перестройки в книжных магазинах поя- вилась эдакая раскладная бумажная ахинея, под названием "ИЦ- зын", глупенькая компиляция под китайскую книгу с аналогичным названием. У продавщицы не было сдачи и она предложила мне эту ерунду. Пришел домой, ну и поставил эксперимент в целях раз- венчать эту глупость и попался. Кинул монеты, нарисовал палоч- ки по инструкции, сверился, вроде как на следующий день должно произойти некое очень важное и приятное событие, какое именно конечно же не уточняется. Следующий день прошел, но через день зато действительно происходит событие, растянувшееся на два месяца интересных приключений. На поправку во времени я снача- ла не обратил особого внимания, некогда было. Зато получил впечатление от частичного совпадения, которое своим же вообра- жением усилил. Дополнительно ко всему просто увлекся, посколь- ку событие было бы на самом деле слишком банальным, если бы не впечатление от того, что оно якобы было предсказано. Еще инте- реснее оказалось, когда потом, пытаясь найти в шестидесяти че- тырех трактованиях к этой гадальной системе, я не обнаружил ничего похожего с тем, что воспринял. Просто под впечатлением событий, проинтерпретировал многосмысленное предсказание под реальные события и выполнил, на свой лад, то чего не было на самом деле там написано. Хочу обратить ваше внимание еще на один момент. Часто предсказания не только многосмысленны, но и еще содержат в се- бе странности. Посмотрите, например, катрины того же Нострада- муса или почитайте "Откровения" Иоанна Богослова в Библии (имеются в виду исходники, а не многочисленные трактовки). Лю- бой материалист заявит, что это бред сумасшедшего. Но на самом деле это вовсе не бред. Там содержится множество различных якобы бессмысленных повествований, кишащих ужасами, мерзостями и нелепостями. А для чего. Простейший психологический прием, - 11 - дей страдающих ревматизмом. Здесь реакция на сырость появля- ется в виде болевых ощущений и могут выразиться не только в видимых и ощутимых мышечных спазмах, но и даже уходом с непри- ятного места. У вполне здорового радистезиста эти реакции нам- ного слабее, но вовсе не отсутствуют, поэтому ему остается только усилить их, понаблюдать и сделать выводы. Различные минералы, лежащие под землей, оставляют измене- ния ландшафта на поверхности, даже возможности для жизнедея- тельности растений могут зависеть от наличия в земле тех или иных веществ, что иногда даже можно отследить с помощью аэ- росъемки. Это позволяет радистезисту, имеющему геологический опыт, сузить круг поисков. А теперь есть смысл поговорить о идеомоторике, точнее о ее происхождении. Идеомоторные реакции не что иное, как реф- лективные, выражающиеся в едва заметных мышечных конвульсиях. Дело в том, что радистезисты занимающиеся поисками полезных ископаемых или водных источников уже имеют опыт и проходят предварительное обучение, во время которого им показывают ре- зультаты их поисков и тем самым усиливают рефлексы. Проходя по якобы незнакомой местности, в состоянии полной релаксации, когда мышцы рук как бы расслаблены, но не настолько чтобы не удерживать одометр в определенном состоянии, радистезист на определенном участке встречается с ассоциациями, которые ранее приводили к результату. Тут и срабатывает едва заметная идео- моторика и рамка или маятник в его руках выходят из состояния равновесия. В обычном состоянии, когда мысли человека забиты повседневными заботами, такая реакция может быть просто не за- мечена. Возьмем другой случай. Женщина, начинающая заниматься ра- дистезией, пришла домой и решила проверить свои возможности. Она попросила членов семьи спрятать свое обручальное кольцо где нибудь, чтобы потом найти. Кольцо было спрятано в мешке с рисом. Женщина почти уверенно вычислила с помощью рамки этот мешок. После чего немного подумав, стала обследовать его одо- метром перемещая его на различных вертикальных положениях. В конце концов определила глубину, засунула руку в рис и вынула кольцо. Во первых она проводила опыты в своей собственной квартире, это по звукам перемещаемых по комнатам членов семьи позволило ей сразу сузить круг поисков. Во вторых, ее близкие, наблюдая это действо, помогали выражая свои эмоции с помощью едва уловимых жестов и мимики, которые ей также известны. При- выкшая видеть мешок с рисом в течении длительного времени, она наверняка подсознательно заметила, что он изменил свою форму и положение. Что касается глубины, то форма мешка могла изме- ниться тоже определенным образом в зависимости от глубины пог- ружения в него руки, что и позволило найти кольцо. Ну, а то, что она прекрасно ввела себя в состояние транса, не давало ей сомневаться. Сомнения всегда мешают не только анализировать, но и даже приступать к подобным опытам. Вот если бы женщина проводила тот же самый опыт на скла- де, на котором никогда не была и там бы лежали многочисленные мешки, причем положенные перед началом опыта и в одном из них было бы кольцо? Тогда подобный опыт был бы случайным перебо- ром. Что касается использования радистезии для диагностирова- ния людей, то и тут нет никакой мистики. Каждый человек, может оставить у любого другого впечатление, даже если он на этом не настаивает. Опять же, в зависимости от них и возникают слабые - 12 - идеомоторные реакции, в виде отталкивающих или притягательных движений. И опять остается только их зарегистрировать. Только следует понять, что радистезия никогда не исполь- зуется в парапсихологии, как единственный метод мантики. С ее помощью можно достичь только предположений, а вот с помощью дополнительных методов это предположение еще следует подтвер- дить. В отличие от физических явлений, где властвуют безуслов- ные рефлексы, психологические предсказания более размыты, но не совсем. У каждого человека есть своя система ценностей, привычек, суеверий и прочих рефлекторных реакций на происходя- щее, которые и делают их прогнозируемыми. Этот стройный психо- логический каркас и является основной психической структурой, которую мистики, желая блеснуть эрудицией, называют аурой. Например последите за собой. Вы заметите, что помимо распоряд- ка дня у вас еще есть множество различных предсказуемых действий, таких как почерк, походка, манеры и даже во время отдыха: любимые места, круг друзей и знакомых, определенные маршруты, любимые развлечения и увлечения и т. д.. И в тоже время есть и психологические барьеры, за которые вы стараетесь не переступать: ценности, мораль, совесть, все что вызывает неприязнь, страхи, фобии, суеверия и предрассудки и т. д.. Чем больше вы знакомы с человеком, тем выше уровень его предсказуемости. Могут возникнуть даже такие казалось бы странные вещи, как заведомое ожидание встречи, в то время, как о ней заранее ничего не было обусловлено. Или возможность уга- дывания по одному только телефонному звонку, человека находя- щегося на другом конце провода, до того, как вы услышите его голос, без договоренности о том, что он должен позвонить. Та- кие "телепатические" предсказания иногда очень просто раскры- ваются. Обычно у близких и знакомых есть привычки выбирать строго определенное время для звонков или появлений в тех или иных местах, например связанные с погодой, или другими явными признаками, которые стали условными рефлексами, возникшими в аналогичных событиях с аналогичными признаками. Был случай когда, сравнивая датировки основных свиданий с одной своей давней подругой, я заметил, что они в точности совпадают с церковными праздниками. Мистики могут заявить, что мол повезло: не иначе, как знамение свыше. Ничего подобного, не знамение, а обычная мистификация. Все очень просто, подруга была верующая и старалась встречаться со мной только в знаме- нательные для нее дни. Я в свою очередь, даже сознательно не замечая, наносил ей визиты, точно в такие же дни, хотя за цер- ковным календарем специально и не следил, но подсознательно именно узнавал про такие даты и стремился к встречам. Более того, она закрепляла этот рефлекс, избегая даже случайных встреч в любое другое время, придумывая различные причины, скрываясь у подруг, с которыми меня не знакомила и тем самым вводя в недоумение по поводу таких странностей. Выяснить уда- лось лишь спустя год. С этой подругой взаимоотношения прекра- тились, но вовсе не по причине психологического несоот- ветствия, а потому что дружба, а тем более любовь с мистифика- циями несовместимы и таким образом не могут быть достигнуты. Вообще все люди (животные этому подвержены в большей сте- пени) стремятся сделать свою жизнь наиболее предсказуемой. Ну, а если образ жизни не соответствует этому. Например у спортсменов, азартных игроков, политиков, преступников и др. - 13 - Тогда этот недостаток стараются подменить предрассудками и суевериями. Все, чей образ жизни подвержен наибольшим случай- ностям или переходит в такой становятся очень суеверными, что- бы хоть как то сделать видимость предсказуемости. Поэтому наи- более наблюдательные тренера, шулера, участковые блюстители правопорядка, биржевые маклеры и другие люди имеющие дело с теми, чья жизнь зависит от риска, неплохо преуспевают, изучая повадки, тех с кем приходится иметь дело. Один мой знакомый даже вычислил закономерность между от- ношением курса доллара США к национальной валюте и количеством таксомоторов возле одной остановки. Правда, он мог выяснять только понижение доллара и это продолжалось недолго, потому что, через некоторое время курс доллара получил единственную закономерность, заключающуюся в его неуклонном росте. В суевериях нет ничего странного. Сам помню первую лю- бовь. К каким только глупостям и предрассудкам я не прибегал (главное, что абсолютно напрасно), а ведь это был всего лишь переход из под предсказуемой жизни с родительской опекой в бо- лее самостоятельную жизнь, но пока мало изученную жизнь. Сюда же относятся и различные языческие культы подрост- ков, к чему угодно и к кому угодно, лишь бы идолы чем либо вы- делялись из общей массы. Тот же самый эффект происходит и при резких изменениях в общественной жизни. Каких только глупостей не натворили жители бывшего СССР, начиная со времен перестройки. Было все, от рез- ких всплесков шарлатанства, как религиозного, мистического, этнографического, так и политического и экономического и до страшнейших кровавых драм по судьбам людей, из-за дикой мрако- бесной неприязни, навязываемой одними идолами к последователям других. И до сих пор еще этот апокалипсис не закончился, несмотря на явно выраженный маразм во всех сферах жизни. Тот же самый эффект суеверий, поскольку население, как подростки, вышло из под родительской опеки партии, которая их растила, воспитывала и давала образование. Не надо составлять гороскопы и раскладывать карты, чтобы понять, что и последствия будут точно такие же, как и у молодых людей, которые вырвавшись на волю, чаще путают подворотню с реальными ценностями. И закан- чивается все либо возвратом к родителям (коммунистическому прошлому) с беременностью (внешних долгов), либо если удается встать реально на ноги и начать самостоятельную жизнь, с новым кругом друзей, знакомых и обзавестись своей семьей (объедине- ния с другими странами и новые союзные образования). В любом случае стремление к стабильности и предсказуе- мости берет верх, иначе полный крах в виде жалкого существова- ния, например, как у бывших кумиров, алкоголиков, наркоманов или преступников и пр. представителей групп риска, которые слишком увлеклись опьянением азарта, не успев вовремя остано- виться и задуматься. С помощью мантики можно предсказывать многие события свя- занные со знакомыми и близкими людьми. Но даже случается, что и с незнакомыми. Вот только здесь, после более близкого зна- комства, оказывается, что этот человек в этом самом месте до- вольно частый посетитель, но вы его просто не замечали, пото- му, что не обращали внимания. Иногда бывают случаи, когда человек оказавшись в незнако- мой обстановке, вдруг начинает ощущать, что он подобное уже где либо видел или переживал. Спросите у мистиков, они навер- няка сразу же придумают, что вы могли встретиться с подобным - 14 - не иначе, как в прошлой жизни, расскажут вам сказку про карму, блеснут эрудицией в виде искаженных терминов из санскрита или иврита, пригласят в секту своего кумира или предложат купить литературу. Мистики мастера по перекладыванию всяческой от- ветственности на сверхестественные силы. На самом деле все эти случаи относятся к так называемым привычным ассоциациям, про- исходящим в непривычной обстановке, что привлекает внимание своей необычностью. И даже обладая хорошей наблюдательностью и аналитическим мышлением, иногда невозможно сразу сообразить, что стало причиной такого ощущения. Один раз подобная ситуация произошла в городе, где я до этого не был. Оказалось что при- чиной подобного чувства было здание. В Ташкенте есть похожее здание, мимо которого я много раз проходил и запомнил, хотя никогда не заходил в него. Многие архитекторы иногда занима- ются проектировкой не только в своих городах, но и в любых других и часто берут основу у своего коллеги, но вносят в нее что либо свое, что сразу и не заметишь. В другой раз удалось отследить подобное ощущение, которое оказалось ни чем иным, как запахом настоящего украинского борща со свинными шкварка- ми. Может быть я бы не заметил этого и прошел мимо, но этот едва различимый запах раздавался в многоэтажных застройках, где обычно пахнут только мусоропроводы и ремонтируемые кварти- ры, а я привык такой борщ кушать у своей бабушки, живущей в собственном доме с двором и небольшим садом. Самый простой фокус с подобными ощущениями может быть поставлен, если в колоде карт, например, шестерку червей вык- расить в черный цвет (это проще сделать на экране компьютера). Она привлечет внимание, но человек долго не сможет понять в чем тут дело. Иногда таким трюком пользуются продавцы. Например, в лав- ке, мимо которой изо дня в день проходят одни и те же люди, но ничего не покупают, продавец меняет местами что либо крупное на витрине. Теперь прохожих привлекает внимание нечто стран- ное, но не об'яснимое и многие из них приостанавливаются возле этой лавочки, недоумевая, и не понимая даже, что их заставило задуматься. Здесь может произойти то, что всякую необычность, вызвавшую психологические неудобства люди стараются тут же до- вести до обыденного и привычного, например сделать покупку. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕБОР Здесь речь пойдет о случаях, когда случайности могут по- мочь в той или иной деятельности. Но я имею в виду только слу- чайности, а никак не предсказания. Вернемся в античную историю. Римские полководцы часто об- ращались перед своими походами к предсказателям. Но это было перед боевыми действиями. Известно также, что они брали с со- бой и тесеры (шестигранные кости, с надписями на поверх- ностях). Для чего? В случае, если полководец не в состоянии был оценить обстановку, он бросал эти кости и их показания уже трактовались как приказ. Только не надо здесь вмешивать мисти- ку. Все очень просто. Сейчас этот же метод называется морфоло- гическим анализом и служит для того, чтобы в случае возникно- вения психологического барьера, попытаться прорваться сквозь него с помощью подсказок выдаваемым случайным образом. Только не надо говорить, что этот метод исключает ошибки. Найти что либо стоящее с помощью одной только рандомизации невозможно. И используется этот метод только специалистами, пытающимися пре- одолеть какой либо психологический барьер в своей области. Все - 15 - что может дать такое гадание, это только возможную подсказку, но никак не более того и не всегда. Остальное специалист пыта- ется найти с помощью уже имеющегося у него багажа знаний и опыта. Точно также и с римскими легионерами. Тесеры применя- лись только в случаях, когда разумные действия не приводили к нужному результату. Брошенные кости конечно же не в состоянии были управлять войсками, но имели вполне разумный эффект. Он заключался в том, что позволял случайно сдвинуть обстановку в неожиданную сторону, как для самих легионеров, так и для их противников. "Удивить - значит победить",- говорил А.Суворов. После того, как бой вдруг начинал менять свое направление слу- чайным образом, возникали различные ситуации, которые опыт- ный полководец уже мог с помощью аналитических размышлений использовать для улучшения обстановки. Да и не следует забы- вать, что тесерами могли пользоваться только полководцы. В то время, как рядовые солдаты и их командиры пользовались лишь своим боевым опытом, подогретым азартом и страхом за собствен- ную жизнь. Как я уже упоминал, основным источником суеверий является непредсказуемость, поэтому морфологический анализ вполне пси- хологически обоснован. Но в весьма в разумных пределах. Если бы римляне систематически занимались только бросанием тесер, то вряд ли бы они были жителями Рима - к которому прибавлялась приставка: Великий. СЕРЕБРЯНЫЕ ПУЛИ Я уже упоминал о том, что человек занимающийся мантикой не должен быть заинтересован в результатах получаемой информа- ции. Тот психический удар, который произошел со мной во время попытки угадать номера спортлото, как раз относится к этим эф- фектам. В парапсихологии давно известно понятие об обратных ударах. С чем это связано? С простым психологическим явлением, заключающемся в том, что при всяком неожиданном развороте со- бытий в сторону которую мы меньше всего ожидаем происходит резкий перепад артериального давления. Так называемые черные маги, городят различные небылицы на сей счет, стараясь приписать все неким мистическим силам. На самом деле их здесь подводит заинтересованность в результатах своих проделок. Дополнительно сказывается и то, что они поль- зуются воображаемыми методами воздействия на своих жертв, а это приводит к тому, что через свою психику они проносят гнев, который разряжается лишь при получении результата и обращается против них же самих в обратном случае. Иногда можно увидеть в общественных местах людей с осата- нелым взглядом, производящих малозаметные движения руками, по направлению от какого либо обывателя к себе. Это мистики, наш- тудировавшиеся книжек в стиле: черной магии, антропософии, те- ософии или еще какой ахинеи, которая сформировала у них устой- чивое понятие о некой истинной вере, и ненависть ко всему, что представлениям о их вере не соответствует. Они своими выходка- ми делают обряд вампиризма, поскольку у них нет своих мозгов, а гуру им внушили, что и энергии. Иногда они способны своей внешностью и движениями схожими с наркотическими ввести в ужас обывателей. С ними можно поиграть в Архата. Встать у такого деятеля на виду и задержать дыхание расслабив мышцы, сделав - 16 - вид, что становится плохо. Подождать, пока мистик наэлектризо- вавшись злорадством войдет в астральный транс. Это можно опре- делить по вздувшимся венам на его шее. Теперь можно резко привести себя в нормальный вид и пока- зать этому деятелю доброжелательную улыбающуюся рожицу. Именно доброжелательную, другие чувства здесь недопустимы. Все, дело сделано, остальное он доделает сам. Ничего страшного, если ему вдруг станет не по себе, если начнет чертить в воздухе маги- ческие знаки или отбиваться от невидимых сущностей, подобно алкоголику страдающему белой горячкой. Досматривать это представление не стоит - задача уже выполнена. Беспокоится за дальнейшую судьбу мистика тоже не надо, выйдет ли он из само- деятельного астрала безумцем или останется там навсегда - это уже неважно. Он свою судьбу выбрал сам. Просто меньше будет валяться по улицам вареных кошачьих голов. Меньше будет по утрам кругов на земле, залитых спермой и менструацией, смешанных с кровью животных и пеплом. Фашистская организация не досчитается одного бойца под символом мистической свастики. Секта не досчитается одного комикадзе, готового убить всех, кто не поклоняется ее идолам, уничтожить все, что не соответствует его представлениям о истинной вере. В лишний раз не позвонят к обывателям в дверь с просьбой опознать изнасилованный и обезображенный труп. Министерству юстиции не прийдется искать деньги, чтобы собрать и опросить всех свидетелей исхода злодеяний очередного мистического маньяка. Да мало ли чего еще может не случиться, если станет мень- ше на одного подонка! А Архат спокойно может пририсовать еще одну пентаграмму на свой астральный фюзеляж и идти дальше с чувством выполнен- ного дела. В чем тут дело? Мистик, видимо получивший рефлексы, удов- летворяющие его желания, в течении предыдущих опытов, в кото- рых обыватели терялись под его взглядом, входит в состояние злорадства, предвкушая удовольствие и нагнетает себе повышен- ное артериальное давление. Вдруг, он замечает, что опыт не удался и его подводит суеверие, в котором начинаются поиски промахов в виде самодельных астральных сущностей выражающихся в витальных чувствах. Гнев сменившийся на ужас резко переводит давление вниз. Получается помутнение рассудка, в котором само- деятельные астральные фобии начинают его донимать. В пани- ческих попытках избавиться от этого состояния, он его только усиливает и доводит до полнейшего абсурда. То же самое и в мантике. Полученный мною удар, при попыт- ке угадать номера спортлото, как я уже говорил, может и не случиться с рядовым обывателем. Здесь объяснение очень простое. Моя психика сильно натренирована, различными жизнен- ными коллизиями. И пытается всегда предотвратить различные неприятные последствия гибко уворачиваясь, особенно в случаях когда начинают проявляться признаки азарта. Вот и в случае с угадыванием номеров спортлото, она совершила такой реверанс, заблаговременно выводя меня из возможной неприятности, якобы связанной с потерей денег, и где то не справилась с управлени- ем. Что надо делать в таких случаях? Как я уже упоминал, мистики обычно проводят перед своими опытами различные экзоти- ческие подготовительные обряды, настраивая психику на будущее действо. При этом они делают ошибку, поскольку не готовы к об- - 17 - ратному результату. В парапсихологии этого делать не надо. Надо только тща- тельно проанализировать будущее действие и подобрать соот- ветствующее оправдание тому, что следует предпринять (своего рода психологическое алиби). Например, если вы с помощью рамки или компьютерной пси- хотронной программы (можно взять графологическую) собираетесь что либо предугадать, скажем, курс валют, то следует запастись твердой уверенностью в том, что вы не собираетесь просто чу- десным образом разбогатеть, а убедить себя в том, что тем са- мым вы спасаете свои сбережения от возможной потери в резуль- тате кризиса или инфляции. В этом случае вы предотвратите азарт, получите возможность избежать психологических ударов, как предупредительных, так и последующих, скажем, в результате некоторого проигрыша из-за ошибок. И НАПОСЛЕДОК Еще один момент, который желательно учитывать - не пытай- тесь заниматься мантикой в незнакомой для себя области, пред- варительно не проведя психологический анализ того, что вы со- бираетесь предсказывать. Иначе вас могут надуть и те, кто па- рапсихологию не знает, но зато знает свое дело. г. Ташкент Февраль 6, 1999 г. КРАТКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ Агент - безусловный рефлекс. Под этот термин подпадают также и безусловные явления физические, химические и др. Антропософия - мистическое учение основанное Р.Штайнером в 1912 г., покинувшим теософскую секцию Германии. Идеи антро- пософов легли в мистические теории национал-социалистической партии Германии. Почти все члены немецкой антропософской сек- ции заняли различные должности в пропаганде и институтах мра- кобесия Третьего Рейха. Идеи и цитаты Р.Штайнера легли в осно- ву фантасмогорического учения Wеltеislеrе айслере-фюрера SS Ганса Роберта Гербигера, "великого космолога" по признанию А.Гитлера. Астрал - мнимое, проявляющееся в мечтах, снах и галлюци- нациях. Астрология - наука о влиянии планет на процессы происхо- дящие на земле. В основе астрологии лежат лишь лунно - солнеч- ные влияния. Остальные планеты и звезды не имеют никакого зна- чения из-за того, что их влияние ничтожно и буквально до последнего времени не существовало точных астрономических зна- ний, чтобы делать для них более или менее приемлимые вычисле- ния. Витал - ощущения, в том числе и мнимые. Генитура - изображение планет и звезд на квадратной карте в геоцентрической системе счисления. Служит для наглядности домов - 12 делений начинающихся на пересечении зодиака с лини- ей горизонта на востоке и начинающий отсчет по движению солнца по зодиаку. Идеомоторика - подсознательные рефлексивные мышечные сок- ращения, обычно не воспринимаемые вниманием. Мантика - гадание. Ментал - логическое мышление, интеллект, разум. - 18 - Мистицизм - суеверия и предрассудки используемые в ка- честве алиби для об'яснения гипотез полученных в результате эмпирического опыта. Мозговой штурм - метод преодоления психологических барь- еров с помощью идей выдвигаемых различными людьми для решения поставленной задачи. Во время сеансов мозгового штурма запре- щено не только высказывать критические замечания, но и даже выражать недовольство по этому поводу. Натальная карта - изображение расположения планет и звезд в окружности. Одометр - прибор служащий для обнаружения флюидов (ода). Радистезия - лозоходство. Синектика - разновидность мозгового штурма. В отличие от самого мозгового штурма, здесь идеи не просто выдвигаются, но и еще предварительно формулируются с помощью различных мето- дик. Спиритизм - гадание в котором адепты якобы обращаются к неким сверхестественным астральным сущностям. Тактильные ощущения - мнимые ощущения, возникающие в ре- зультате воспоминаний. Теософия - международное мистическое движение. Основное занятие этих обществ заключалось в сборе сведений об аномаль- ных явлениях и попытках их интерпретации. Основание этого дви- жения приписывают знаменитейшей тогда мистификаторше Е.Бла- ватской. Но она не только не принимала участия в этом движе- нии, но и даже не имела к нему никакого отношения. Скорее нао- борот теософы создавали свои общества лишь вдохновляясь ее публикациями. Основным идеологом теософских обществ был фи- лософ Кришнамурти. Флюид - условный рефлекс. Флюидические лучи означают ассоциации, которые вызывают рефлексы. Экзорцизм - устранение психологических фобий.
Внимание! Сайт является помещением библиотеки. Копирование, сохранение (скачать и сохранить) на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все книги в электронном варианте, содержащиеся на сайте «Библиотека svitk.ru», принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей.
Обязательно покупайте бумажные версии книг, этим вы поддерживаете авторов и издательства, тем самым, помогая выходу новых книг.
Публикация данного документа не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.
Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь со мной по e-mail: ktivsvitk@yandex.ru